Что такое тренинг?
Содержание:
- Методы тренинга
- Для чего нужны тренинги по психологии
- Персональный тренинг
- Тренинг обращения с деньгами
- Принципы тренинга
- Тренинг — это…
- Результаты
- Обучающие тренинги по продажам
- Как проходят тренинги?
- Что такое тренинг и каких видов он бывает?
- Эффективное обучение
- Нужны ли психологические тренинги и зачем
- Тренинги для взрослых
- Что такое психологический тренинг
- Виды тренингов
- Другие виды упражнений
Методы тренинга
Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:
Групповая дискуссия
— совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).
«Игровые методы
— (деловые игры, ролевые игры, дидактические, творческие, имитационные, организационно-деятельностные).Развитие социальной перцепции — вербальные и невербальные методы.Телесная терапия .Медиативные техники «.
В числе специфических методов
, используемых в тренинге, рассматриваются следующие:
- «Аквариум» — Мастерские;
- «Алгоритм-лабиринт» — Метод заданий;
- Брифинг-группы — Метод инцидентов;
- «Папка с входящими документами» — Метод кейсов. Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.;
- Игры-симуляции
- Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.;
- Дебаты — Программированные инструкции;
- Демонстрация — Работа в малых группах;
- Дискуссия — Разговор;
- Игры — Решение узкоспециальных вопросов — Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
- Кратковременные ротации — Ролевые игры;
- Лекция — Семинар;
- Стратегические креативные сессии.
Выбор оптимальных методических и практических, социально-психологических приёмов и методик в тренинге зависит от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера. Существует огромное количество разнообразнейших видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи тренинга, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.
Важно понимать, что в распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Использование различных методов не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения
Эффективность выполнения тренинговых упражнений и игр зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию.
Для чего нужны тренинги по психологии
Психология позволяет понять поведенческие стереотипы человека. Полезно оценить не только свою психологию, но и узнать чуть больше о собеседнике. Обладая знаниями об особенностях характера, инстинктах и непроизвольных реакциях, любой лидер может грамотно выбрать стиль руководства и построить продуктивные отношения в коллективе.
Женские тренинги — для чего нужны
Тренинги по психологии затрагивают широкий спектр тем, благодаря чему каждый может подобрать для себя подходящее направление. Элементарная боязнь публичных выступлений для начинающего учителя может стоить карьеры, групповые тренинги на повышение самооценки и укрепление уверенности в себе позволяют избавиться от волнения перед школьниками.
Далеко не каждый может индивидуально, без привлечения специалистов, разобраться в своих внутренних конфликтах
Для этого нужно потратить немало времени и сил на самоанализ, после которого важно сделать правильные выводы
Внимание! Групповые занятия позволят понять, на что человек реагирует неправильно, что становится причиной такой реакции, и как скорректировать свое поведение. Групповой обмен опытом
Групповой обмен опытом
Персональный тренинг
Персональный тренинг
— индивидуальная программа занятий и упражнений. Индивидуальные программы мотивируют клиентов быть более ответственными, учитывают их индивидуальные цели и потребности, обеспечивают коммуникацию между клиентом и тренером. Инструктор может объективно оценить сильные и слабые стороны клиента, а также следить за динамикой улучшений. Это дает возможность вносить корректировки по ходу программы. Персональный инструктор не должен говорить вам, как выполняется то или иное упражнение, он должен направлять, поддерживать вас, консультировать по всем возникшим вопросам. Кроме того, инструктор, помимо комплекса упражнений, может консультировать своих клиентов и в других аспектах: общее состояние здоровья, рекомендации относительно питания и др. Квалифицированные личные тренеры постоянно совершенствуют свои познания в области медицины и диетологии.
Тренинг обращения с деньгами
Это специфический бизнес-тренинг, цель которого — коррекция установок, стереотипов и психологических барьеров относительно финансового положения человека, возможностей повысить свой социально-экономический статус.
Как правило, проводится с теми, кто планирует начать собственный бизнес, но при этом ему не хватает психологической готовности к этой деятельности, а также с теми, кто хочет улучшить свой материальный уровень, однако через психологические причины ему это не удается.
-Б-
- Безработица. Виды безработицы
- Бизнес-тренинги
- Биографический метод
- Бюрократ
- Бюрократизм
Принципы тренинга
Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:
- Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
- Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
- Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
- Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
- Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
- Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
- Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
- Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
- Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
- Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
- Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
- «Один говорит – все слушают».
Тренинг — это…
Слово тренинг образовано от английского training — тренировка. Этот термин впервые был предложен в начале XX века Дейлом Карнеги, когда он стал проводить занятия, мало чем отличающиеся от современных.
Он проводится в группах по 10-15 человек в течение короткого промежутка времени — не более 5 дней по 6-8 часов с перерывами. Главная задача тренера состоит в том, чтобы придать импульс участникам для поиска решения определенной проблемы.
Тренинги обычно включают в себя командную работу, выполнение практических заданий, мозговые штурмы, ролевые игры. Это лучшая форма получения навыков, дающая возможность взглянуть на себя со стороны, получить адекватную критику от других учеников, работать над самосовершенствованием.
Результаты
Человек, прошедший социально-психологический тренинг:
- умеет устанавливать эмоциональный контакт;
- организовывать пространство для общения;
- определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
- создавать благоприятный психологический климат;
- выслушать и понять;
- контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
- аргументировать свое мнение и позицию;
- решать конфликтные ситуации.
Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.
Обучающие тренинги по продажам
Основная цель любого тренинга — сделать бизнес эффективным и увеличить прибыль. В зависимости от того, насколько профессионально будет организован курс, сотрудники смогут с той или иной долей пользы воплотить полученные знания на практике
Большинство курсов, которые заслуживают внимание успешных владельцев, рассматривают сразу несколько аспектов, обеспечивающих прибыльное ведение сделок. Рассмотрим, какие бывают тренинги по продажам.
Как правило, в рамках семинаров освещают такие вопросы как:
- Техника организации системы ведения сделок;
- Организация действий сотрудников внутри отдела;
- Особенности набора новых сотрудников;
- Оптимизация рабочего времени;
- Увеличение объемов продаж;
- Получение заказов, положительно влияющих на увеличение выгоды и репутацию.
Тренинги для отдела продаж, темы которых описаны выше принесут плоды только в том случае, если участниками семинара станут опытные эксперты ведения сделок. Такие лекции не оптимизированы для среднестатистических менеджеров и вряд ли пойдут на пользу молодым бойцам отдела.
Опытные работники, делегированные на подобные тренинги, смогут не только поднять собственный профессиональный уровень, но и передать полученные знания младшим по должности коллегам, что положительно скажется на достижениях в работе конкретного отдела.
Как проходят тренинги?
Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.
Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.
Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:
- Теория. Участников знакомят с новой информацией.
- Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
- Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
- Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.
Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.
Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.
Знакомство
На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.
Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный
Шторм
После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.
Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.
На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.
Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день
Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым
В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно
Штиль
Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.
На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.
Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).
Что такое тренинг и каких видов он бывает?
На них, мол, юные шарлатаны промывают людям мозги, хотя не обладают соответствующими знаниями и умениями.
На деле же оказывается, что подобные пещерные представления о тренингах и коучах не совсем верны.
Тренинги бывают разные:
-
Навыковые.
То есть все занятие посвящено тренировке какого-то конкретного навыка.
Прокачивать можно какие угодно навыки.
Например, моряки учатся длительное время оставаться на поверхности воды, чтобы выжить после кораблекрушения.
Бизнесменам же или управленцам подобный навык не нужен, зато практически все из них хотят улучшить свои навыки ведения переговоров.
-
Психотерапевтический, на котором решаются именно психологические проблемы участников.
Обычно одного занятия, чтобы понять проблему и решить ее, недостаточно, требуется несколько часов работы с коучем.
-
Социально-психологический.
Чаще всего посвящен формированию межличностных отношений, адаптации человека в общество и другим важным вопросам.
Такие тренинги часто проводят детям различных возрастов в американских школах и садиках.
Наши же учебные заведения подобный опыт не спешат перенимать.
- Бизнесовый – тренинг, что направлен на улучшение знаний, умений и навыков людей, которые занимаются бизнесом, хотят повысить продажи, увеличить свои доходы и т.д.
-
Смешанный тип, когда на тренинге занимаются всем понемногу.
Чтобы такой вид тренинга принес свою пользу, нужно, чтобы занятие длилось долго, например, часов 6–8 с перерывами.
Кому нужны тренинги и что от них ожидать?
Обычно – это 10–15 человек, но тренировки могут быть и более многолюдными.
Формы и инструменты, которые использует коуч:
- лекция;
- дискуссия;
- игра;
- просмотр и анализ видео;
- демонстрация;
- дебаты;
- медитация;
- упражнения и т.д.
Я считаю, что тренинги нужны каждому человеку, особенно, если вы:
- чувствуете неуверенность в себе и в своих силах;
- не можете наладить отношения с окружающими;
- хотите увеличить свой доход и свои профессиональные навыки;
- имеете какие-то страхи;
- страдаете от приступов агрессии и часто попадаете в конфликты;
- желаете развить свой творческий потенциал;
- стремитесь постоянно учиться чему-то новому.
Не стоит бояться занятий в группе.
Только так вы сможете понять, что трудности, с которыми вы сталкиваетесь, – достаточно распространенная проблема, что вы не одиноки в своих бедах.
А еще вы сможете узнать различные способы решения конкретной проблемы и услышать мнения (часто диаметрально противоположные) на тот или иной вопрос.
Именно на групповых тренингах истина открывается гораздо чаще и быстрее, чем на индивидуальных сеансах с психологом или коучем.
На видео ниже представлено еще одно пояснение, что такое тренинг
и чем он отличается от других видов обучения:
Почему люди боятся лучше узнать, что такое тренинг?
Люди по разным причинам не хотят узнавать, что такое тренинг, и посещать их, но наиболее распространенных причин всего 5:
-
Лень.
Да, та самая лень, которая не дает развиваться, учиться чему-то новому, менять себя и свою жизнь.
Но вспомните о том, что лентяи редко становятся успешными людьми.
-
Жадность.
Конечно, любое обучение (будь то высшее образование, курсы, лекции, мастер-классы или тренинги) стоит денег.
Жалко тратить деньги на занятие с коучем?
А на тряпки, ненужные вам гаджеты или регулярные посиделки с друзьями – не жаль тратиться?
-
Неудачный опыт.
Да, не все коучи – мастера своего дела, среди них тоже попадаются шарлатаны, неучи и бестолочи, но нельзя из-за одного человека ставить крест на системе тренингов, что формировалась годами.
Если вам не понравился один тренер в одном тренажерном зале, то неужели вы вообще перестанете заниматься спортом и начнете призывать закрыть все спортзалы?
Нет, вы пойдете к другому тренеру.
Так же следует поступать и в случае неудачи с коучем.
-
Мания величия.
Я – умный, все вокруг дураки.
А чему дураки могут научить меня, такого умного?
Ясное дело, что ничему.
Жалкая позиция ограниченных людей.
-
Страхи.
Страх выйти из своей зоны комфорта, оказаться среди незнакомых людей, раскрыться и самое главное – подсознательный страх стать успешным и изменить свою жизнь.
Своим читателям я рекомендую хоть раз решиться и лично узнать, что такое тренинг.
Поверьте, коуч не превратит вас в зомби и не заставит переписать на него квартиру.
Это не секта какая-то, что бы там жертвы стереотипов не думали.
Эффективное обучение
Конечно, основная задача обучающих программ – дать определенные знания участникам. И здесь часто приходиться слышать, что в наше время информационных технологий, знания стали легко доступными. Любую информацию можно получить не выходя из дома. Это так. Но много ли вы видели специалистов, обучившихся с помощью интернет-ресурсов и ставших профессионалами? Я ни одного.
Экспертом, конечно, не станешь и за 1 – 2 тренинга. Но тренинг, по крайней мере, гарантирует, что участники прослушали материал, расставили акценты на основных моментах, и получили рекомендации по применению знаний. И, по моему мнению, эту информацию лучше всех сможет донести человек с личным опытом в данной сфере. И лучше, если это будет приглашенный тренер. И руководитель, конечно, должен обучать своих подчиненных. Но это будут базовые знания.
Не каждый руководитель готов постоянно развиваться и доносить новые знания до своей команды. Тренер же, как правило, нацелен на профессиональное развитие, каждый его тренинг отличается от предыдущего. Мир меняется очень быстро, и хороший тренер всегда на волне этих изменений.
Нужны ли психологические тренинги и зачем
Иногда, человек самостоятельно не может преодолеть психологический барьер, собрать всю волю в кулак и заняться саморазвитием или решить собственные проблемы в отрасли бизнеса.
В таких случаях психологическая помощь не будет лишней, но не стоит бежать к психотерапевту на сеанс. Психологические тренинги – это всегда увлекательный, интересный процесс, участие в котором приносит человеку удовольствие и уверенность в себе.
Кроме этого, можно:
- научиться воспринимать любые события спокойно;
- действовать уравновешенно и обдумано;
- развить навыки, до которых самостоятельно взяться не хватало смелости и выносливости;
- научиться противостоять сложностям в мире бизнеса;
- избавиться от психологических блоков, стать смелее, научиться четко определять цели и идти к ним не останавливаясь.
При помощи психологических тренингов многие люди могут преодолеть свой страх и избавиться от комплексов. Тренинг на развитие навыков отличается от психотерапевтического тем, что в первом случае ставится конкретная цель и делается все для ее достижения, а во втором личность погружается в себя и старается улучшить общее психологическое состояние.
Если человеку необходимо сочетание этих практик он может выбрать социально-психологический тренинг. К тому же, хорошо что это командная работа и все хотят показать себя в ней с лучшей стороны, что и является дополнительным стимулом для стремления.
Все виды психологических тренингов полезны для человека, ведь если он был неуверенным в себе и не мог отстоять свою позицию ему же было от этого хуже. Человек, который избавился от психологических блоков, освоил какой-нибудь навык, стал уверен в действиях и общении всем нравится.
Именно для достижения такого эффекта и, конечно же для развития личности человека, психологи предлагают различные практики в виде тренингов. Это никому не навредит, а вот помочь может очень многим людям, которые еще не определились что им нужно от жизни.
Тренинги по психологии
Обязательно ОЦЕНИ СТАТЬЮ!
Тренинги для взрослых
С тренингами достаточно часто взрослые встречаются при устройстве на новую работу, особенно на которых приходится иметь дело с физическим трудом. Как правило, это сотрудники служб пожарной охраны, правоохранительных органов и многих других специальностей, где существует строгий алгоритм действий при развитии той или иной ситуации.
Также нередко взрослые решают принять участие в тренинге для родителей, где их обучают основам поведения с детьми. В большинстве случаев, эти тренинги платные, однако они позволяют получить важные навыки, которые помогут избежать неприятностей молодым родителям при рождении их детей.
В последнее время также достаточно широкое распространение получили бизнес тренинги, основная цель которых – обеспечить индивида максимальным количеством навыков, полезных для ведения самостоятельной предпринимательской деятельности. Как правило, эти мероприятия могут состоять из нескольких компонентов и включать тренинги по продажам и тренинги общения, позволяющие обеспечивать более выгодные условия для развития бизнеса.
Также, нередко для взрослых проводятся социальные тренинги, которые направлены на изменение поведения людей в обществе. Как правило, наибольшую потребность в этих тренингах испытывают одинокие люди, сталкивающиеся с проблемами в личной жизни. Социальные тренинги в таких ситуациях проводятся с целью повышения коммуникативных способностей людей.
В возрасте после 40 лет, в связи с наступлением кризиса среднего возраста, связанного с переосмыслением жизни человека, нередко также возникает потребность в психологических тренингах. Их главной целью в данной ситуации становится изменение жизненных приоритетов, а также взгляда на жизнь, что нередко позволяет избежать длительной депрессии. Как правило, при развитии кризиса среднего возраста также следует задуматься о консультации психолога, помощь которого, в ряде случаев, будет гораздо эффективнее.
Нередко можно встретить тренинги и семинары, которые проводятся преимущественно для домохозяек. Так, существует огромное количество тренингов, на которых обучают навыкам вышивания, изготовления экзотических блюд и рисования. Как правило, проведение этих тренингов, в большинстве случаев, связано с развлечением участников. В то же время, некоторые из этих тренингов позволяют приобрести женщинам действительно полезные навыки, которые в дальнейшем могут им помочь при поддержании порядка в жилище.
Тренинги для пожилых
Ни для кого не является секретом, что в возрасте старше 65 лет жизнь человека кардинально меняется. Это обусловлено, в первую очередь, значительными изменениями социального окружения человека, а также ухудшением состояния здоровья.
Так, после выхода на пенсию, круг общения значительно сужается, что особенно сильно сказывается на одиноких пожилых людях. Как правило, отношение к старости определяется типами личности пожилого человека, среди которых ученый Фердинанд Гизе выделил:
- негативиста – когда старение не признается человеком;
- экстравертированного – когда осознание старения является следствием анализа окружения;
- интровертированного – когда осознание старения осуществляется путем анализа событий прошлого.
В связи с изменением социальных ролей и обязанностей, а также уменьшением количества общения, у пожилых людей нередко возникает потребность в социальном и психологическом тренингах, которые бы позволили им адаптироваться к новым условиям жизни наиболее безболезненным способом.
Также у пожилых людей могут возникнуть проблемы со здоровьем. Как правило, это обусловлены большим количеством хронических заболеваний, нередко приводящих к необратимым последствиям. Как правило, лидирующие позиции в структуре заболеваемости занимают такие заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Особенностью этих хронических заболеваний является существенное ограничение жизнедеятельности. При прогрессировании хронических болезней также существенно возрастает вероятность инвалидизации пациентов. В таких ситуациях у пациентов возникает потребность в функциональном тренинге, что направлено на приобретение новых навыков, необходимых в ежедневной жизнедеятельности. Однако, пожилым людям, ставшим инвалидами, также требуется социальный тренинг для снижения вероятности развития депрессии и формирование нового взгляда на мир.
Что такое психологический тренинг
Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:
- на повышение социально-психологической компетентности участников;
- на приобретение социально-психологического опыта.
С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.
Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.
Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.
В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:
- развитие эмпатии;
- принятие себя и другого человека;
- раскрытие человеческого и личностного потенциала;
- обучение сопереживанию и общению.
Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.
Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.
Виды тренингов
По типу групп выделяют следующие тренинги:
- «Я-Я», которые направлены на внесение изменений на личностном уровне.
- «Я-другие» – предполагает изменения в межличностных отношениях.
- «Я-группа» – предполагает изменения личности каждого участника как члена социальной общности.
В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.
Тренинг жизненных умений
Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с , адекватно реагировать на них и находить выход, повышают личности, вселяют . Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам .
Тренинг социальных перцепций
На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.
Интерактивный тренинг
В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.
Семейный тренинг
Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются и конструктивным способам решения конфликтов.
Тренинг артпсихологии
Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.
Другие виды упражнений
Существуют и другие эффективные психологические тренинги. Их можно разделить на две большие группы — индивидуальные и групповые.
Групповые
Психологические упражнения для группы людей:
- Подарок. Ведущий разбивает участников на две группы. Одни будут делать подарки другим. Они должны быть упакованы в непрозрачную упаковку, а их передача происходить молча. Когда подарки будут вручены, участники, которые их получили, должны попробовать догадаться что внутри. Люди, вручавшие подарки, должны сообщить критерии, по которым готовили сюрприз.
- Без оценок. Методика, помогающая общаться безоценочно. Участники делятся на две группы. Одна команда должна рассказывать второй о своих знакомых, родственниках, друзьях без оценок. Люди, которым рассказывают, должны пытаться подмечать оценки, сообщать о них.
- Спутанные цепочки. Упражнение для обучения коммуникации, работе в команде. Участники должны встать в один круг, закрыть глаза. После этого протянуть правую руку вперед и двигаться до тех пор, пока не найдут пару. Повторить процедуру с левой рукой. Ведущий должен помогать участникам, чтобы они держали за руки двух человек, а не одного. Люди открывают глаза. Они должны распутаться, чтобы вернуться к изначальному кругу.
Индивидуальные
Популярные индивидуальные тренинги:
- Мои недостатки. На листе бумаги нужно записать личные черты, которые заставляют не любить себя. После этого необходимо подумать, какие из описанных качеств могут быть плюсом для других людей. Это позволит понять, что можно изменить в своей жизни.
- Вижу цель, не наблюдаю препятствий. Эффективная методика для преодоления проблем, невзгод на пути к поставленной цели. Человек должен придумать жизненную задачу и подобрать способы достижения цели.