Что такое этнография и что она изучает?

Похожие термины:

  • Важную историческую роль сыграли поселения вдоль среднего течения р. Тигр. Здешние территории не отличались ни суровым климатом сухих тропиков Нижней Месопотамии — пустынь и солоноватых речных

  • наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения и культурно-исторического взаимодействия и взаимоотношений (народоведение). с

  • журнал, издаваемый Ин-том этнографии АН СССР. В 1931 вышло 4 номера, в 1932-36 — по 6 номеров в год, в 1937 — 4 номера. В 1938-47 под тем же назв. выходили периодич. сборники (последний No 6/7). В 1946 возобновилось издание

  • сотрудн. «Донск. газеты» 1870 гг. {Венгеров}

  • сотрудн. «Северн. пчелы». 1860-х гг., биограф гр. Аракчеева. {Венгеров}

  • МАЭ) — старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунстк

  • создано в г.Чердыни 4 июня 1899 по инициативе пред. у. земской управы Д.А.Удинцева (1862-1915). Устав утвержден 18 дек. 1902 в Мин-ве внутр. дел. Состояло из учителей, земских служащих, купцов, духовенства. Кроме 3

  • ежемес. информационно- библиографич. бюллетень книг и статей из сборников и журналов издается (на ротапринте) Фундамент. б-кой обществ. наук АН СССР им. В. П. Волгина с 1949. Является продолжением выход

  • 1 – первое и единственное коллективное научное издание, предпринятое группой уральских ученых и посвященное истории и этнографии татар. Выпущено в рамках серийного бюллетеня «Образовательные уч

  • имени Н. H. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ) — центральное в СССР науч. учреждение в области этнографии. ИЭ тесно связан с местными (респ. и др.) этнографич. учреждениями и осуществляет координацию этногра-ф

  • Существует при национальном университете им. В.Н. Каразина. Ведет свое начало с 1807, когда при университете был создан кабинет редкостей и привезены первые древности из Ольвии и Воронежской губерни

  • одно из обозначений в отечественной науке локальных, культурно отличающихся групп в рамках одной этнической группы.

  • карта языков, диалектов и этносов на терр. Пенз. края. На 1 янв. 1989 в Пенз. обл. проживало 1,5 млн чел. Русские (1296 тыс. чел., 86,2%), мордва (86 тыс. чел., 5,7%), татары (81тыс. чел., 5,4%), чуваши (7 тыс. чел., 0,5%) и предста

  • монография И.А. Сыркиной и Д.Г. Касимовой, изданная в Глазове в 1994 г. В монографии раскрываются актуальные вопросы этнической истории чепецких татар с XVII по ХХ в., характеризуются черты материальной

  • от греч. etnos — народ и grapo — пишу) — научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй ра

  • до 1979 Ирбитский ист.)    открыт в 1883 по инициативе чл. УОЛЕ А.А. Ардышева, Д.А.Воробьева, С.А. Удинцева, С.В.Федосеева. В его фондах более 26 тыс. единиц хранения: предметы пром. и кустарного произв., предн

  • создано им на собственные средства в 1890-х для сбора материалов об образе жизни русского народа. Программа включила около 500 вопросов и опиралась на опыт сбора подобных материалов в XVIII-XIX вв. (Академ

  • создано в 1908 в Петербурге по инициативе С. М. Дубнова для изучения истории еврейских общин в России и Царстве Польском. Издавало журнал «Еврейская старина» (1909-30), в 1911-14 провело экспедиции в города и

  • им. Г. Квитки-Основьяненко. Образовано в Х-ве в марте 1912. Председателем его стал К. Бич-Лубенский, заместителем С. Тимошенко, активными членами были Г. Хоткевич, Х. Алчевская, Н. Сумцов и др. Общество вы

Этнографический музей Санкт-Петербурга

1. Этнографический музей

В этнографическом музее Санкт-Петербурга находится свыше 500 тысяч экспонатов, представляющих быт и культуру 157 народов, проживающих или проживавших когда либо в России.

2. «Золотая кладовая».

Так именуется особый отдел музея, где хранятся самые редки и значимые экспонаты. Например, здесь находится большая часть подарков и даров, которые присылались династии Романовых из разных стран. Здесь можно увидеть оружие кавказских народов, татарское золото, узбекскую бирюзу, мурманский жемчуг и многое другое.

3. Экспедиция.

В начале ХХI века столетия музей организовал экспедицию, в ходе которой этнографы проплыли от Белого до Берингова моря, посетили сотни забытых поселений, достопримечательностей, а также пополнили музей новыми экспонатами.

  1. Реставрация.

Музей полностью реставрировали два раза. Первый раз – через год после открытия для свободного посещения. Музей пострадал при наводнении, более 100 тысяч экспонатов оказались в затопленных подвалах. Во второй раз музей реконструировали после Великой Отечественной войны.

  1. Самая большая коллекция.

В музее находится самая большая коллекция в мире, посвященная народу айны. Здесь хранится свыше трех тысяч экспонатов.

  1. Школа ремесел.

На территории музея действует школа ремесел, где каждый может попробовать себя в живописи, гончарном и швейном деле. Также здесь часто проходят полезные лекции, показательные выступления и концерты, посвященные разным видам ремесла.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

↑щРМНКНЦХЪ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ НАЫЕЯРБЕ

б ПЮГМШУ ЯРПЮМЮУ ЛХПЮ, ЦДЕ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХЪ (ЯНЖХЮКЭМЮЪ ХКХ ЙСКЭРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ), МЮСВМШЕ ЯННАЫЕЯРБЮ ЩРМНКНЦНБ Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЕ ЯНЖХЮКЭМШЕ ХМЯРХРСРШ ЯЙКЮДШБЮКХЯЭ ОН-ПЮГМНЛС. б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ, ЦДЕ ХГДЮБМЮ АШКХ ЯХКЭМШ РПЮДХЖХХ ЮЙЮДЕЛХВЕЯЙНИ МЮСЙХ, ЦКЮБМШЕ МЮСВМШЕ ЯХКШ ЯНЯПЕДНРНВЕМШ Б ЯХЯРЕЛЕ пНЯЯХИЯЙНИ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ. б ЕЕ ЯНЯРЮБЕ ХЛЕЧРЯЪ: хМЯРХРСР ЩРМНКНЦХХ Х ЮМРПНОНКНЦХХ ХЛ. м.м. лХЙКСУН-лЮЙКЮЪ — Б лНЯЙБЕ, лСГЕИ ЮМРПНОНКНЦХХ Х ЩРМНЦПЮТХХ (йСМЯРЙЮЛЕПЮ) ХЛ. оЕРПЮ бЕКХЙНЦН (ЪБКЪЧЫХИЯЪ РЮЙФЕ МЮСВМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЛ ХМЯРХРСРНЛ пюм) — Б яЮМЙР-оЕРЕПАСПЦЕ; ЙПНЛЕ РНЦН, Б ЯНЯРЮБЕ юЙЮДЕЛХХ МЮСЙ, Б ЕЕ ПЕЦХНМЮКЭМШУ НРДЕКЕМХЪУ Х ЖЕМРПЮУ, ЯНГДЮМШ ЛЕЯРМШЕ ЩРМНКНЦХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙХЕ ЙНККЕЙРХБШ. еЫЕ Я ЯЕПЕДХМШ уIу Б. Б ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙСЧ ЩРМНКНЦХВЕЯЙСЧ ПЮАНРС БЙКЧВХКНЯЭ пСЯЯЙНЕ цЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ НАЫЕЯРБН; НРДЕКЕМХЪ ЩРНЦН НАЫЕЯРБЮ ПЮАНРЮЧР Б ПЪДЕ ЦНПНДНБ пНЯЯХХ Х Б МЮЬЕ БПЕЛЪ.

тХМЮМЯХПНБЮМХЕ ЩРМНКНЦХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ Б пНЯЯХХ Б ЙНМЖЕ уу Б. ПЕГЙН ЯНЙПЮРХКНЯЭ. бЯЧ БНГЛНФМСЧ ОНЛНЫЭ ЩРМНКНЦЮЛ НЙЮГШБЮЕР пНЯЯХИЯЙХИ ЦСЛЮМХРЮПМШИ МЮСВМШИ ТНМД.

с ЯНБПЕЛЕММНИ ЛХПНБНИ ОПНЦПЕЯЯХБМНИ ЩРМНКНЦХХ ЕЯРЭ МЕЯЙНКЭЙН НЯМНБМШУ ТСМЙЖХИ.

оЕПБЮЪ — МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМЮЪ. щРМНКНЦХЪ НЯСЫЕЯРБКЪЕР ОНГМЮМХЕ ЩРМХВЕЯЙХУ ПЕЮКЭМНЯРЕИ, ТНПЛХПСЕР ЙНМЙПЕРМНЕ ГМЮМХЕ ЩРМХВЕЯЙНИ ЙЮПРХМШ ЛХПЮ Б ПЮГКХВМШЕ ХЯРНПХВЕЯЙХЕ ЩОНУХ Х Б МЮЬЕ БПЕЛЪ, ХЯЯКЕДСЕР УЮПЮЙРЕП Х НЯНАЕММНЯРХ ЩРМХВЕЯЙХУ ОПНЖЕЯЯНБ БН БЯЕУ ПЕЦХНМЮУ МЮЬЕИ ОКЮМЕРШ. нОХПЮЪЯЭ МЮ ЯБНЧ МЮСВМН-ОНГМЮБЮРЕКЭМСЧ ТСМЙЖХЧ, ЩРМНКНЦХЪ ЯРПЕЛХРЯЪ ОПЕНДНКЕРЭ ЩРМХВЕЯЙХЕ ОПЕДПЮЯЯСДЙХ, МЕПЕДЙН ЯБНИЯРБЕММШЕ НАШДЕММНЛС ЯНГМЮМХЧ КЧДЕИ, Х РЕЛ ЯЮЛШЛ ЯОНЯНАЯБНБЮРЭ БГЮХЛНОНМХЛЮМХЧ Х ЙНМЯРПСЙРХБМНЛС ЯНРПСДМХВЕЯРБС ЛЕФДС МЮПНДЮЛХ.

дПСЦЮЪ БЮФМЮЪ ТСМЙЖХЪ ЩРМНКНЦХХ НРБЕВЮЕР ОНРПЕАМНЯРХ ЯЮЛНОНГМЮМХЪ ЙЮФДНЦН НРДЕКЭМНЦН МЮПНДЮ-ЩРМНЯЮ. мЮСВМШЕ ГМЮМХЪ НА ЩРМНЯЮУ МЕПЕДЙН ОПНРХБНЯРНЪР НАШБЮРЕКЭЯЙХЛ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪЛ Х МЮЖХНМЮКЭМШЛ ОПЕДПЮЯЯСДЙЮЛ. тСМЙЖХЪ ОНДКХММН МЮСВМНЦН ЯЮЛНОНГМЮМХЪ БШОНКМЪЕРЯЪ ЩРМНКНЦЮЛХ ОСРЕЛ ЯНАХПЮМХЪ, МЮЙЮОКХБЮМХЪ Х ЮМЮКХГЮ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН НОШРЮ ФХГМХ МЮПНДНБ

яНБПЕЛЕММШЕ ЩРМНЯШ — ЩРН ФХБЮЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ПЕЮКЭМНЯРЭ, НЯНАНЦН ПНДЮ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫХЕЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫХЕЯЪ ЯНЖХЮКЭМШЕ ЯХЯРЕЛШ. б ВХЯКЕ ЛЕУЮМХГЛНБ ХУ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЯРБЮ ЯСЫЕЯРБЕММНЕ ГМЮВЕМХЕ ХЛЕЕР ЯНГМЮМХЕ ВКЕМЮЛХ ЩРМНЯЮ ЯБНЕЦН ЕДХМЯРБЮ, НОХПЮЧЫЕЦНЯЪ МЮ ХЯРНПХВЕЯЙСЧ РПЮДХЖХЧ. б ЩРНИ ЯБЪГХ ЩРМНКНЦХЧ ХМРЕПЕЯСЕР МЮСВМЮЪ ПЮГПЮАНРЙЮ ЩРМХВЕЯЙНЦН ЮЯОЕЙРЮ ЯНЖХЮКЭМНИ ОЮЛЪРХ, ХЯРНПХВЕЯЙНИ ЯБЪГХ ОНЙНКЕМХИ, ОЕПЕДЮВХ (РПЮМЯЛХЯЯХХ) ЙСКЭРСПМНЦН МЮЯКЕДХЪ.

гМЮВХЛШИ БЙКЮД Б ПЮГБХРХЕ ЩРМНКНЦХХ БМЕЯКХ РЮЙХЕ НРЕВЕЯРБЕММШЕ Х ГЮПСАЕФМШЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКХ ЙЮЙ д.м. юМСВХМ, ю.м. уЮПСГХМ, аПНМХЯКЮБ лЮКХМНБЯЙХИ, м.х. мЮДЕФДХМ, м.м. лХЙКСУН-лЮЙКЮИ, пЕДЙКХТТ-аПЮСМ, дФЕИЛЯ дФНПДФ тПЩГЕП Х ДП.

Татары

  1. Сколько всего в мире татар?

По подсчетам в мире около 8 миллионов татар. Татары являются второй (после русских) по численности национальностью в Российской федерации.

  1. Площадь.

По площади республика Татарстан примерно равна таким странам, как Литва или Латвия.

  1. Третья столица России.

Столицей республики Татарстан является город Казань, который официально принято считать третьей столицей Российской Федерации.

  1. Самый грамотный город.

В конце 19 века было выявлено, что в Казани больше всего грамотных людей.

  1. Президент.

Единственная республика, лидера которой можно назвать президентом, — Татарстан.

  1. Метро Казани.

Метро Казани занесено в книгу рекордов Гиннесса как самое маленькое в мире метро. От первуй до последней станции можно проехать за 10 минут.

  1. Паспорта.

Татары при желании могут получить паспорта, несколько отличающиеся от привычного российского варианта. В таких паспортах некоторая информация написана на татарском языке, а также изображен герб Татарстана.

  1. «Катюша».

Во время Великой Отечественной войны здесь производили снаряды для реактивного миномета «Катюши».

Этносы Украины

  1. Закарпатские русины.

Закарпатские Русины считают себя отдельным народом. Но Прикарпатские Русины, которые считают себя украинцами, говорят практически на том же языке, что и Закарпатские. В Западной Украине до начала ХХ века все украинцы называли себя русинами, название «украинец» пришло на эти земли с Центральной Украины.

  1. Венгры

Береговский район Закарпатской области населен преимущественно венграми.

  1. Румыны

В селе Солотвыно Тячевского района живут преимущественно Румыны. Это потомки римлян, ведь румынский язык (его называют еще валашским) – это фактически народный латинский язык, на котором разговаривали в Италии во II веке нашей эры. Часть жителей южной Италии переселились в завоеванную римлянами Дакию и стали предками румынов (румыны в переводе обозначает «римляне»). Много румынов живет в Черновицкой области, здесь была римская провинция Мезия. В древнерусское время румыны (влахи) были известны под именем болохи, они жили между Днестром и Днепром.

  1. Болгары

Болгары живут в дельте Дуная. В Болградском, Тарутинском и Арцизском районе Одесской области они составляют около половины населения.

  1. Евреи.

В начале ХIХ веке в Западной Украине жило около половины всех евреев мира. Большинство населения некоторых городов состояло из евреев. К сожалению, во время Второй мировой войны их количество значительно уменьшилось и сейчас о том, что здесь было много представителей этой самой древней нации говорят многочисленные развалины синагог.

  1. Гуцулы

Народность гуцулы образовалась в ХIII веке, когда часть населения центральной Украины спряталось от татар в Карпатах, в то время эти горы были заселены фракийским населением (потомки даков и карпов).

Этнография как наука

Чтобы стали более понятны направления деятельности и особенности профессии этнографа, следует подробнее разобрать, какими вопросами и проблемами занимается этнография как наука.

Слово «этнография» происходит от двух древнегреческих слов: «этнос» – народ, и «графио» – описывать. То есть, этнография, это наука, изучающая и описывающая народы, племена и прочие этнические группы. В область изучения данной науки входит широкий спектр вопросов, касающихся изучаемого народа:

  • Этногенез – происхождение этнической группы, время её образования, какие народы и племена являлись предками этого народа, отношения с соседствующими народами.
  • Состав – структурные подразделения, существующие внутри этноса (племена и роды).
  • Расселение – территория, которую занимает народность в настоящее время и какую занимала в прошедшие исторические времена.
  • Культурные и бытовые особенности этноса, позволяющие твёрдо установить его уникальность, отличие от соседних и родственных этнокультур.
  • Духовная и материальная культура, традиции, фольклор, религия и т.д.

Куда еще можно съездить

  • Никонова Гора, Вологодская область (32 человека, ⅔ из них — вепсы). Входит в Вепсское национальное сельское поселение — так называется административное образование, объединяющее вепсские деревни. Образовалось в 2009 году путем слияния Тимошинского, Куйского национального вепсского и Комоневского сельских поселений.
  • Казыченская, Ленинградская область (25 человек, все идентифицируют себя как вепсы). Сейчас это одно из самых отдаленных поселений оятских вепсов. У него есть особенность — местные называют поселок Ладвой (в переводе с вепсского — вершина, верхушка), на въезде даже есть самодельная табличка с таким названием.
  • Винницы, Ленинградская область (2200 человек, около 500 из них — вепсы). Считается центром расселения вепсов, но по факту ¾ жителей села — русские. Вепсы постепенно ассимилировались, а дети от смешанных браков чаще называют себя русскими. В Винницах есть вепсский центр фольклора, а также в начале июня здесь проводится ежегодный фестиваль вепсской культуры «Древо жизни».

Как добраться

Инфраструктура в вепсских селах практически отсутствует — все дороги исключительно грунтовые, асфальта там нет. Весной дороги размывает, а зимой они часто занесены снегом. Но даже летом лучше ехать на внедорожнике, а не легковой машине.

Путешественникам без машины будет еще сложнее — придется сначала доехать до какой-нибудь крупной станции на поезде и пересаживаться на редкие автобусы, которые идут в села. В большинство населенных пунктов из нашего списка автобусы вообще не ходят. Поэтому, скорее всего, вам придется ездить автостопом и много ходить пешком.

В Вологодской области наибольшее количество вепсов сосредоточено в Бабаевском районе. Ближайшие крупные города, до которых доедете на поезде: Вологда, Череповец и Бабаево.

В Карелии можно доехать на поезде до Петрозаводска, а оттуда отправиться в Вепсскую национальную волость (существовала с 1994 по 2004 год) с центром в поселке Шёлтозеро. Автобус до поселка ходит три раза в день, стоимость билета в среднем 300 рублей. Также ходит автобус в Щелейки.

До вепсских сел в Ленинградской области не получится доехать на электричках или автобусах. Раньше можно было добраться хотя бы до Винниц, но сейчас прямых рейсов нет. Удобнее всего ехать на машине.

Советы

  • В большинстве вепсских деревень работает мобильная связь и ловят все сотовые операторы. Но в некоторых отдаленных участках и глухих деревнях связи нет вообще, например в Курбе или Казыченской (Ладва).
  • Туристический клуб «Лес и ветер» занимается исследованием вепсских поселений и снимает про это кино. Также они организовывают туры по вепсским деревням с полным погружением. Есть два маршрута — на два и пять дней. В программе: поездки по нескольким селам, посещение древних церквей, экскурсия на заброшенный маяк, мастер-классы и проживание в вепсской избе. Гид, который водит группы, вепс по национальности, сам вырос в этих местах и много знает про культуру.

Времена суровые, туризма почти нет, доходов для таких проектов, как наш — тоже. Надеемся на поддержку читателей, чтобы писать о путешествиях и открытии границ чаще и больше. Спасибо!

Самый простой способ поддержать нас — подписаться в соцсетях: телеграм-канал, , Фейсбук, , Инстаграм.

Если же наш контент как-то помог вам (например, сэкономить деньги), то мы будем рады, если вы сможете поддержать нас рублем! Это можно сделать на «Патреоне» или единоразово через вот эту форму: 

*Apple Pay & Google Play работают.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Где они живут

Вепсов делят на группы в зависимости от места проживания. Самые северные поселения находятся на окраине Прионежского района в Карелии. Их так и называют — прионежские вепсы. Оятские вепсы живут в верховьях реки Оять и в прилегающих к реке поселениях Ленинградской области. В Вологодской области — пяжозерские и куйско-пондальские вепсы. Белозерские вепсы обитают в 70 километрах от Белого озера. Южные вепсы живут в верховьях рек Лидь и Копль в Ленинградской области.

Традиционные жилища вепсов внешне похожи на северо-русские — одно- или двухэтажный сруб, крытый двускатной крышей.

Фото: Константин Горячев, @les.i.veter/instagram

Хозяйственные постройки объединяются с домами в единый комплекс, чтобы холодными зимами и в плохую погоду можно было делать все дела под крышей. Но есть и несколько отличий от традиционных северных изб. Например, количество окон в вепсском доме обязательно должно быть четным, а хозпостройки объединяют с домом под прямым углом.

Вепсская изба. Фото: Константин Горячев

Юлия Гендуне: археология и мистика


Юлия Гендуне. Изображение: konakovsky-uezd.org

О жизни первой российской женщины-археолога известно мало. Она родилась в 1869 году, фамилия Гендуне досталась ей от мужа, обрусевшего финна. Через несколько лет после свадьбы выпускница Императорского археологического института в Петербурге (она была первой принятой туда девушкой) стала проводить все свое время на раскопках. В 1896–1902 годах Юлия Гендуне раскапывала могильники XII–XIV веков на Клязьме, известные как Болшевская и Городищенская курганные группы. Она также вела раскопки древнего Радонежа, пережившего свой расцвет в XIV веке. В 1903 году Гендуне обнаружила следы поселения раннего железного века между Тулой и Калугой и предположила, что оно было разрушено в V веке гуннами. В верховье Волги Гендуне раскопала древнефинское городище Топорок. Среди уникальных находок были предметы, принадлежавшие шаману, жертвенник и непонятные объекты, которые посчитали детскими игрушками.

В 1909 году, заканчивая раскопки Топорка, Гендуне выбрала место на кладбище в близлежащем селе Никольское-Сучки и распорядилась построить там склеп в виде пирамиды. Вскоре она застрелилась, оставив записку: «Любопытство — один из смертных пороков». Логического объяснения поступку Гендуне так и не нашли, но местные жители были уверены: во время раскопок она потревожила дух древнего шамана, за что и была наказана.

Как строить карьеру

Карьерный рост этнографа невозможен без ведения научных исследований и получения ученых степеней. Начальная ступень такой лестницы – лаборант или младший научный сотрудник. Затем, набравшись опыта, специалист может стать старшим, ведущим и главным научным сотрудником.

Вырасти представителю этой профессии можно и в вузе. Начинают здесь с того же лаборанта или преподавателя кафедры. Следующие ступеньки – заведующий кафедрой, декан факультета, ректор вуза.

Строить карьеру этнограф может не только в науке. Такой специалист станет хорошим гидом в туристической компании. Знания, которыми он обладает, позволят ему проводить интереснейшие историко-этнографические экскурсии. Альтернативный вариант профессионального развития – в сфере СМИ.

Похожие термины:

commercial ethnography) — использование этнографических методов для освещения проектов и маркетинга. Подобно взаимному влиянию коммерческих исследований рынка и академических социально-обзорных работ, н

научно-исследовательская программа в социологии науки, изучающая процесс производства научного знания в повседневной деятельности ученых. Возникновение этого подхода относится к «антропологич

Направление социолингвистических исследований, в котором отправным пунктом анализа служит речевой коллектив или другой социальный контекст, в связи с чем утверждается примат: 1) речи над языком; 2

ethnography of communication (EOC) греч. ethno- ‘раса, культура, народ’ + graph(os) ‘что-либо нарисованное или написанное’ — термин восходит к названию известной книги американского социолингвиста и антрополога Д. Хай

изучение процессов становления, воспроизводства и функционирования в обществе профессий и профессиональных сообществ, основанное на применении этнографических методов и интерпретативных объя

направление исследований промышленных организаций, изучающее системы и практики организации труда в современном обществе. Ключевые исследования Э. р. связаны с работами по преимуществу социолог

основано в 1863 году при Московском университете. Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, издательской и просветительской деятельностью, со

основано в 1863 году при Московском университете (сначала как Общество любителей естествознания). Работа общества связана с организацией многочисленных естественнонаучных экспедиций, выставок, из

или “этнологичекий” — собрание карт, показывающих распространение различных элементов традиционной культуры, в сочетании с текстом и типологическими таблицами, поясняющими и объясняющими карт

(англ. — object of ethnography, нем. — Objekt Volkerkunde) . Основным объектом изучения этнографии (этнологии) являются этносы и другие историко-культурные общности. К числу основных исследовательских объектов этногра

(англ. — subject of ethnography; нем. — Gegenstand Volkerkunde) — характерные свойства ее основных объектов исследования — этносов, главным образом их традиционная бытовая (внепроизводственная) культура. Этому слою культ

то есть относящийся к сфере этнографии, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотноше

как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающе

один из важнейших разделов этнографической науки, занимающийся исследованием на разные исторические периоды характерных черт и пространственного распространения элементов традиционной народн

карты, отражающие размещение этнографических явлений: различных элементов материальной и духовной культуры.

Совокупность людей какой-л. национальности, проживающих на определенной территории и отличающихся отдельными этнографическими особенностями: культурными, бытовыми, отличающимися от остальных п

Регион, у населения которого, несмотря на принадлежность к разным этносам, исторически сложились сходные культурно-бытовые и этнопсихологические особенности. На территории РФ обычно выделяется

(англ. — ethnic methodologie, нем

— ethnographische (ethnologische) Methodologie) — основные принципы познания объектов этнографии (как основных, так и частных); главное внимание уделяется обоснованию выделения основных ее объек

(англ. — ethnographic typology; нем

— ethnographische Typologie) — средство и метод познания этнографических явлений (объектов и процессов), основанное на их сравнительной классификации, т.е. разделения и группировки по те

Название предметов или понятий, характерных для быта, хозяйства в данной местности. Э. не имеет аналогов в литературном языке. Напр., туес – сосуд из бересты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector