Что такое гвэ-9?
Содержание:
- Оценивание устных ответов
- Оценивание письменных работ
- Как подготовиться
- Формы проведения
- Как сдать
- Система оценивания ГВЭ
- Как сдать
- Оценивание письменных работ
- Как подготовиться
- Как хорошо подготовиться
- Что такое ГИА, ЕГЭ, ОГЭ: разбираемся в школьных экзаменах
- Темы для подготовки
- Оценивание устных ответов
- Формы проведения
- Как сдать
Оценивание устных ответов
На устном экзамене максимальная сумма за ответ по одному билету равна 10 первичным баллам. При этом теоретический вопрос оценивается «дороже», чем практическая задача: 6 пунктов против 4.
Весь изученный материал по физике делят на обязательные и необязательные элементы. Это впоследствии влияет на результат экзамена. Так, например, если речь идет о каком-то физическом законе, то к обязательным аспектам относят его математическое выражение, название всех его величин и единиц измерения, а также способность привести пример его действия на практике. Необязательные же части – это словесная формулировка закона, опыты, которые подтверждают его справедливость, и границы его применимости. Те, кто опирается только на обязательные элементы, вряд ли могут рассчитывать на высокий результат.
За теорию баллы начисляют, исходя из таких критериев:
- 6 пунктов – ответ правильный и полный;
- 5 пунктов – ответ верен, но в одном из элементов содержания нет освещения необязательной части;
- 4 пункта – ответ правильный по всем элементам содержания, но в 2-3 из них не освещена необязательная часть;
- 3 пункта – в ответе раскрыты только обязательные элементы;
- 2 пункта – описаны лишь два элемента содержания и только их обязательные части;
- 1 пункт – раскрыта только обязательная часть одного элемента;
- 0 пунктов – ответ не дан вовсе или не соответствует критериям.
Практическую задачу билета оценивают так:
- 4 балла – ответ и расчеты правильные, записано краткое условие, примененные формулы и законы, сделан рисунок (если нужно), в беседе школьник демонстрирует понимание материала;
- 3 балла – решение правильное, но есть погрешность в расчетах, что стало причиной неверного числового ответа;
- 2 балла – правильное решение, но есть ошибка в математических преобразованиях, приведшая к неверному числовому ответу;
- 1 балл – верно записано краткое условие задачи, но допущена ошибка в формуле;
- 0 баллов – ответ неверен.
Стандартную оценку формируют из первичных баллов, опираясь на следующую таблицу.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
меньше 3 | 2 |
3–4 | 3 |
5–7 | 4 |
8–10 | 5 |
Учащиеся, которые в 9 классе выбрали ГВЭ по физике, могут настраиваться на этот же экзамен после 11 класса и претендовать на поступление в учебные заведения, где необходимо знание этой дисциплины. Сейчас на рынке труда востребованы специалисты с развитой компетенцией в точных науках, поэтому и у ребят с ОВЗ есть шанс неплохо трудоустроиться.
Оценивание письменных работ
Максимально на письменном ГВЭ по химии можно получить 17 первичных баллов. Задания оцениваются по-разному в зависимости от их сложности и количества компонентов в ответе.
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного результата |
---|---|---|---|
Базовый | 10 | 10 | 58,8 |
Повышенный | 3 | 7 | 41,2 |
Итого | 13 | 17 | 100 |
Что касается «стоимости» отдельных заданий письменной работы, то здесь ситуация выглядит так:
- №1–10 оцениваются в 1 балл за выбор правильного варианта и 0 за ошибку.
- №11 «стоит» 2 балла за два верно выбранных варианта. Если ученик смог определить один из двух правильных ответов или же указал 3 ответа, 2 из которых верные, то ему дают 1 балл. В остальных случаях ставят 0.
- №12 принесет 2 балла за правильно установленные 3 соответствия или 1 пункт – за 2 соответствия.
- №13 с развернутым ответом имеет три элемента, которые стоят по 1 баллу. Экзаменатор оценивает каждый из них по критериям (например, составлено уравнение, рассчитана масса вещества в растворе и определена масса осадка). В зависимости от количества выполненных элементов, ученик получает от 0 до 3 баллов.
Первичные баллы, набранные девятиклассником, переводятся в оценки по пятибалльной шкале:
Как подготовиться
Качественная и своевременная подготовка к ГВЭ по физике в 9 классе – залог успешного прохождения испытания. Желательно начинать ее заранее, с самого начала учебного года. Приступать к занятиям позже (за 2-3 месяца до экзамена) могут только ученики, хорошо знающие предмет, или же те, кому вполне достаточно получить минимальную положительную оценку и стать обладателем аттестата.
Традиционно используемый алгоритм подготовки выглядит так:
- повторение всех пройденных за предыдущие годы тем параллельно с внимательным изучением материала 9 класса;
- повторение и заучивание формул (можно выписывать их в конспект);
- решение задач, которые предлагаются в учебниках по каждой теме;
- за 2-3 месяца до экзамена – планомерное выполнение упражнений из различных тренировочных сборников.
Главное в подготовке – это системность и целеустремленность. Некоторые специалисты советуют не зубрить материал ежедневно, поскольку в этом случае мозг будет плохо запоминать информацию. Можно выделить для физики определенные дни (например, вторник, четверг и суббота), в которые отводить занятиям по 1,5-2 часа. Такой подход будет способствовать лучшему усвоению материала и не вызовет у подростка отвращения к предмету.
Спецификация
- структуру экзаменационной работы и ее содержание;
- регламент проведения испытания, включающий в себя время, отведенное на экзамен;
- перечень разрешенных к использованию дополнительных материалов и оборудования;
- уровень сложности вопросов;
- инструкцию о том, как записывать ответы в бланк;
- перечень тем и вопросов для билетов, которые будут проверять на испытании;
- демонстрационный вариант экзамена с ответами.
Тренировочные сборники
Сборник состоит из двух частей. Первая посвящена устному экзамену и содержит перечень из 15 теоретических вопросов и 15 практических заданий, на основе которых будут составлены экзаменационные билеты. Здесь же представлены примеры решения задач с ответами.
Вторая часть готовит ученика к сдаче письменной работы. Все задания относятся к нескольким крупным разделам физики: механические, тепловые, электромагнитные явления, квантовые явления и методы научного познания.
В каждом из разделов – разное количество тренировочных упражнений. Так, механике посвящено 60 заданий, электромагнетизму – 46, методам познания – 34, тепловым явлениям – 31, а квантовым – всего 11. Этого достаточно, чтобы «прокачать» свои навыки и подойти к испытанию во всеоружии.
Список литературы
Из-за относительно небольшого числа учеников, сдающих ГВЭ по физике, найти пособия, специально разработанные под этот вид ГИА, скорее всего, не удастся. Тем же, кто не хочет ограничивать себя лишь тренировочными упражнениями от ФИПИ, можно посоветовать воспользоваться сборниками, разработанными для сдачи ОГЭ. Там материал несколько сложнее, но есть задачи, вполне подходящие и для ГВЭ.
Среди популярных изданий можно выделить:
- И.Л. Касаткина «Физика. Подробные ответы на задания ГИА и решение типовых задач. 7-9 классы»;
- Н.С. Пурышева «Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ»;
- Н.И. Зорин «ОГЭ-2021. Физика. Решение задач»;
- И.Л. Касаткина «Физика. Новый репетитор для подготовки к ОГЭ»;
- Н.С. Пурышева, Е.Э. Ратбиль «Физика в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ».
Если будут возникать сложности с освоением этого материала, можно посоветоваться со школьным учителем физики или с репетитором. Возможно, они предложат другие пособия или же самостоятельно составят тренировочные задачи с уровнем сложности, доступным конкретному ученику.
Формы проведения
Основная масса девятиклассников сдает ГИА в виде ОГЭ, и только несколько категорий учащихся могут выбирать ГВЭ в качестве механизма проверки своих знаний. Среди них:
- ученики с ОВЗ или инвалиды, как экстерны, так и обучающиеся в школах;
- подростки, находящиеся под следствием или отбывающие наказание в колониях;
- дети, которые осваивают школьную программу в воспитательно-учебных заведениях закрытого типа.
Основная форма сдачи ГВЭ – письменная. Она подходит всем, кроме школьников, имеющих серьезные проблемы со зрением и не владеющих шрифтом Брайля. Именно для них организуется устный экзамен. Если у ученика наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом или речевая дисфункция, ему предоставят возможность сдать экзамен на компьютере.
О своем намерении сдавать ГВЭ школьник уведомляет государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) в заявлении, где указывает подходящий формат проведения испытания. Передумать и изменить перечень предметов по выбору и вид сдачи экзамена участник может не позже, чем за 2 недели до экзамена. Он пишет соответствующее заявление ГЭК и подшивает документы, подтверждающие уважительность причины такой просьбы (например, справку из больницы). При этом окончательное решение остается за комиссией.
Как сдать
ГВЭ по физике длится 2,5 часа (150 минут), а для участников с ОВЗ продлевается еще на полтора часа (90 минут). Это время не учитывает организационные моменты, связанные с распечатыванием и раздачей экзаменационным материалов, настройкой аппаратуры, проведением предварительного инструктажа.
Организаторы знают особенности всех участников и соответствующим образом оборудуют для них отдельные рабочие места:
- глухие и слабослышащие могут рассчитывать на фронтальную звукоусиливающую аппаратуру или индивидуальные слуховые устройства, а если потребуется, им пригласят сурдопереводчика;
- ученикам с плохим зрением организуют усиленное освещение, предоставят экзаменационные материалы, напечатанные крупным шрифтом, и дадут возможность пользоваться увеличительными устройствами;
- участникам с речевой дисфункцией или нарушениями опорно-двигательного аппарата установят, по желанию, компьютер без подключения к интернету.
При необходимости, в аудитории может присутствовать ассистент, который оказывает помощь ребенку, в частности в перемещении и занятии своего рабочего места. Кстати, если состояние здоровья не позволяет ученику прибыть в аудиторию, экзамен могут организовать непосредственно по месту жительства.
Учитывая специфику ГВЭ, на рабочем столе у школьника может быть больше предметов, чем во время ОГЭ:
- необходимое питание, медицинские приспособления и лекарства;
- устройства, которые нужны для выполнения работы (лупа или другое увеличительное устройство, брайлевская печатная машинка или прибор с грифелем);
- документ, который удостоверяет личность экзаменуемого;
- проштампованные черновики и ручка с черной пастой;
- линейка и непрограммируемый калькулятор для вычислений.
Все это необходимо оставлять в аудитории, если школьнику понадобится выйти. Кроме того, его обязан сопровождать ассистент. Если экзамен будет длиться долго (больше 4 часов), можно сделать перерыв на обед.
Письменная форма
Письменный экзамен включает в себя 19 заданий: в первой части 18 задач с кратким ответом, во второй – 1 упражнение с развернутым. По характеристикам они отличаются:
- 10 заданий (№3–6, 9, 12–14 и 16-17) предполагают выбор одного варианта из 4 предложенных;
- 5 заданий (№1, 2, 7, 10, 18) направлены на множественный выбор и нахождение соответствия позиций, которые представлены в двух множествах;
- 3 упражнения (№8, 11, 15) – это расчетные задачи;
- 1 задание с развернутым ответом – качественная задача.
Участник имеет право выполнять задания в любой последовательности, делать заметки в черновике и записывать ответы непосредственно в тексте работы. Главное условие – до окончания экзамена необходимо успеть все переписать в бланк ответов.
Устная форма
В устном виде испытание проходит так. Участник выбирает наугад один из 15 уникальных экзаменационных билетов и сообщает его номер комиссии. После этого в течение 40 минут ему нужно подготовиться к ответу.
В каждом билете два вопроса: один на знание теории, а второй – расчетная задача. По разделам физики они распределены так, чтобы экзаменуемый мог продемонстрировать свои знания в разных разделах физики.
Название раздела | Число теоретических вопросов | Количество практических задач |
---|---|---|
Механика | 8 | 8 |
Тепловые явления | 2 | 3 |
Электромагнетизм | 4 | 4 |
Квантовые явления | 1 | — |
Итого | 15 | 15 |
Закончив подготовку, ученик ждет сигнала технического специалиста. Когда тот включит запись, нужно отвечать громко, разборчиво, четко формулируя свою мысль. На ответ выделяется от 5 до 25 минут, но оптимальное время – 10-15 минут.
Система оценивания ГВЭ
Результаты ГВЭ-9, как и стандартного ОГЭ, оцениваются по всем известной пятибалльной системе. Сначала за выполнение каждого из заданий КИМов основного государственного экзамена (точно так же, как и ЕГЭ) выставляется определенное количество первичных баллов, затем они суммируются, а полученный результат переводится в привычную всем школьникам и родителям 5-балльную шкалу. Для этого используются рекомендованные ФИПИ таблицы.
Результаты единого госэкзамена одиннадцатиклассников (кроме базовой математики – за нее тоже, как и на ОГЭ, в итоге выставляется от нуля до пятерки), переводятся несколько иначе: в тестовые баллы (от 0 до 100). А вот ГВЭ-11 тоже оценивается по 5-балльной системе.
Критерии оценки
Всё, что учитывается при проверке выполнения каждого письменного задания или в содержании устного ответа на экзамене по любому из 12 предметов, вынесенных на ОГЭ, подробно изложено в демоверсиях ГВЭ, которые можно скачать на сайте ФИПИ.
Работы и ответы участников ГВЭ с ОВЗ оцениваются по критериям, детально разработанным с учетом специфики заболеваний и особых состояний здоровья выпускников.
- С порядком и методикой проверки и выставления отметок по всем дисциплинам на ГВЭ-9 можно ознакомиться в методических рекомендациях ФИПИ – документ довольно объемный (215 страниц), но после его прочтения точно не останется никаких вопросов.
- Система оценивания ГВЭ-11 подробно представлена в приложении к письму Рособрнадзора № 10-870.
Как сдать
Процесс сдачи ГВЭ по химии регламентирован спецификацией и методическими рекомендациями ФИПИ. На письменный экзамен выделяют 2 часа 30 минут (150 минут), но ученики с ОВЗ имеют право на дополнительных полтора часа (90 минут). Причем речь идет о «чистом» времени, которое участники тратят на выполнение заданий. Сюда не включают минуты, потраченные на рассаживание по местам, инструктаж, заполнение полей экзаменационных бланков, настройку техники.
После проверки документов, подтверждающих личность, участники заходят в аудиторию, где для них подготовлены отдельные рабочие места с учетом специфики, указанной в документах. В частности, места оборудуют:
- Звукоусиливающими устройствами для слабослышащих и глухих учеников. Это могут быть индивидуальные слуховые аппараты или фронтальные устройства для коллективного использования. Нередко школьникам разрешают приносить свои личные слуховые устройства. Также при необходимости на все время экзамена может приглашаться сурдопереводчик.
- Увеличительными средствами (лупы и специальные линейки) и яркими лампами (300 люкс) для слабовидящих детей. Кроме того, все экзаменационные материалы для них копируют более крупным шрифтом. Материалы для слепых изготавливаются рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- Компьютерами без выхода в интернет для детей с некоторыми диагнозами (речевая дисфункция, расстройства аутистического спектра, проблемы опорно-двигательного аппарата).
Если необходимо, участник имеет право воспользоваться услугами ассистента. Тот помогает передвигаться в аудитории и за ее пределами (например, в туалете), занять свое рабочее место и т.д. Если экзамен длится свыше 4 часов, делается перерыв на прием пищи в специально отведенном организаторами месте.
Во время испытания у школьника на столе может находится следующий перечень предметов:
- документ, подтверждающий личность ученика;
- лекарства, медицинские устройства, питание;
- приспособления, без которых выполнение работы невозможно: увеличительная линейка, лупа, брайлевская пишущая машинка или прибор с грифелем, слуховой аппарат и т.д.;
- ручка с черными чернилами и проштампованные черновики;
- разрешенные вспомогательные материалы.
В последний пункт входит Периодическая таблица химических элементов им. Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжения металлов и таблица растворимости в воде оснований, кислот и солей. Эти распечатки выдают участникам вместе с экзаменационными материалами, и они могут стать серьезным подспорьем девятикласснику в ходе испытания. Кроме того, разрешено иметь при себе непрограммируемый калькулятор для вычислений при решении задач.
Письменная работа
Письменный вариант ГВЭ по химии включает 13 заданий и состоит из двух частей:
- В первой – 10 вопросов базового уровня сложности с кратким ответом из одной цифры.
- Во второй части всего 3 упражнения, но они сложнее. Из них 2 – с кратким ответом из 2-3 цифр, идущих в определенной последовательности (множественный выбор). Еще одно задание требует развернутого ответа и содержит два вида расчетов: вычисление массовой доли вещества в растворе и нахождение объема, массы или количества исходя из результатов химической реакции.
Ответы участник сначала записывает непосредственно в тексте экзаменационной работы, а затем переносит в бланк ответов. На нем слева пишут в столбик номера задач, а справа около них указывают ответ. Исправления рукой участника в бланке допускаются, однако они должны быть аккуратными и понятными экзаменаторам. Чтобы успеть спокойно и без спешки переписать ответы в бланк, рекомендуют делать это не позже, чем за 15–20 минут до окончания испытания. В таком случае еще останется немного времени, чтобы перепроверить себя.
Устная работа
Что касается устного формата, то здесь участникам предлагают выбрать наугад один из 15 билетов. В каждом из них – один теоретический вопрос и одна расчетная задача. На обдумывание ответа учащийся имеет 30 минут.
Начинать отвечать нужно только после сигнала экзаменатора. Это связано с тем, что весь процесс записывается на аудионоситель или протоколируется. Поэтому говорить необходимо громко, четко и ясно, не глотая слова и грамотно формулируя фразы. Во избежание недоразумений ученику дают прослушать запись его ответа или прочитать протокол.
Оценивание письменных работ
Сначала на ГВЭ по обществознанию за ответы начисляются баллы, которые затем переводятся в оценки. В экзаменационных бланках содержатся вопросы разного уровня сложности, которые оцениваются по-разному.
Уровень сложности задания | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного балла |
---|---|---|---|
Базовый | 16 | 17 | 60,7 |
Повышенный | 10 | 11 | 39,3 |
Итого | 26 | 28 | 100 |
Правильно выполнив все задачи письменного экзамена, участник может получить 28 первичных баллов. Что касается «стоимости» каждого вопроса, то здесь ситуация выглядит так:
- Задания №1–21 и 23–25 оценивают в 1 балл, если ответ правильный. Если ученик ошибся, ставят 0.
- За упражнение №22 могут поставить 2 балла (без ошибок), 1 балл (при наличии одной погрешности) или 0 (2 и больше ошибки).
- Задача №26 с развернутым ответом может принести 2 балла при правильном ответе на оба поставленных вопроса или 1 балл при неполном ответе. Если же рассуждения ученика не соответствуют сути задания, экзаменаторы выставляют ему 0.
Схема перевода первичных баллов в оценку за ГВЭ по обществознанию показана в таблице ниже.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–8 | 2 |
9–15 | 3 |
16–21 | 4 |
22–28 | 5 |
Как подготовиться
Подготовка к ГВЭ по биологии в 9 классе должна охватывать весь материал, пройденный за предыдущие годы, начиная с 5 класса. Поэтому начинать повторять темы лучше заранее, приблизительно за полгода до экзамена, чтобы работать в спокойном режиме. В таком случае информация будет «раскладываться по полочкам» и хорошо запоминаться. Непосредственно перед сдачей следует еще раз пробежаться по наиболее важным моментам.
Специалисты рекомендуют изучать темы постепенно, обращая внимание не только на сам текст параграфа, но и на дополнительные вопросы и задания к нему. Теорию желательно закреплять практическими упражнениями, а если при их выполнении возникнут затруднения, стоит перечитать материал еще раз
Запоминанию информации способствует просмотр видеоуроков, составление таблиц, схем и конспектов, запись основных терминов в специальный словарь.
Спецификация
- продолжительность экзамена для разных категорий учеников;
- перечень оборудования и вспомогательных материалов, которые разрешают иметь при себе;
- инструкция о том, как выполнять работу и заполнять бланки ответов;
- перечень тем, проверка которых предусмотрена в ходе экзамена;
- система выставления оценок по вопросам разного типа;
- принцип пересчета первичных баллов в оценку по пятибалльной шкале;
- демонстрационный вариант экзамена с ответами.
Внимательное изучение спецификации поможет систематизировать процесс подготовки к экзамену и позволит избежать недоразумений во время испытания.
Тренировочные сборники
В первой части сборника перечислены теоретические вопросы, которые включаются в экзаменационные билеты при сдаче в устном формате. Вторая часть документа предназначена для тех, кто будет писать экзаменационную работу. Здесь есть несколько разделов:
- биология как наука;
- система, эволюция и многообразие живой природы;
- признаки живых организмов;
- взаимосвязи окружающей среды и организмов;
- человек и его здоровье.
По каждому из разделов представлено от 6 до 28 тренировочных упражнений. В них даны вопросы и варианты ответов, из которых нужно выбрать один или несколько подходящих (в зависимости от условий задачи) и вписать в соответствующие ячейки. В конце приведены правильные ответы на задания, однако подглядывать в них до самостоятельного выполнения упражнений не стоит, поскольку это не даст возможности объективно оценить свой уровень знаний.
Список литературы
Учитывая относительно небольшое количество участников, специальных печатных изданий с вариантами ГВЭ по биологии для 9 класса найти практически невозможно. Школьникам, у которых по состоянию здоровья или иным причинам возникли серьезные проблемы с восприятием учебного материала, лучше ориентироваться на адаптированные тренировочные материалы ФИПИ.
Если школьная программа осваивается достаточно успешно, можно воспользоваться методическими пособиями, разработанными для подготовки к ОГЭ по этому предмету:
- Г.И. Лернер «ОГЭ 2021. Биология. Сборник заданий» (есть издания с разным количеством упражнений);
- Т.В. Никитинская «Биология. Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»;
- О.Ч. Мазур «ОГЭ. Биология. Блицподготовка. Схемы и таблицы»;
- Т.В. Никитинская «Биология. Карманный справочник»;
- Г.И. Лернер «Биология. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ».
Даже если в целом тесты окажутся сложными для ученика, родителям все равно стоит некоторые из них включать в процесс подготовки – это будет стимулировать мыслительный процесс. А если подать такие упражнения в интересной форме, школьник при успешном выполнении задания будет чувствовать себя гораздо увереннее и меньше волноваться перед экзаменом.
Онлайн-ресурсы
Специальных интернет-ресурсов с онлайн-тестами по биологии для ГВЭ в 9 классе не существует. Однако при желании можно воспользоваться онлайн-тренажерами для подготовки к ОГЭ. Например:
Как хорошо подготовиться
Правильным вариантом подготовки к ГВЭ-9 по математике будет не только повторять содержание пройденных курсов, но и практиковаться в решении типовых заданий. Лучше всего делать это, используя материалы из открытого банка на сайте ФИПИ. Также на портале есть тренировочные сборники для участников ГВЭ с ОВЗ и демоверсии КИМ (заданий) экзамена по математике.
Для успешной сдачи устного ГВЭ по математике важна, кроме правильных ответов на задания, верность изложения мыслей – демонстрация способности объяснять решение. При проверке письменного экзамена главным критерием является только правильность ответов, за исключением заданий повышенной сложности.
Что такое ГИА, ЕГЭ, ОГЭ: разбираемся в школьных экзаменах
ГИА – общее название для государственной итоговой аттестации для 9-х и 11-х классов. Школьникам и их родителям легко запутаться в буквенных аббревиатурах, ведь есть еще ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.
Что же из себя представляет ГИА и как разобраться в этих понятиях?
ГИА – государственная итоговая аттестация, обозначает обязательные экзамены в девятом и одиннадцатом классе. Для каждого вида экзаменов есть свое название:
- 9 класс – ОГЭ (основной государственный экзамен). Он назван основным не просто так – его сдают абсолютно все школьники страны.
- 11 класс – ЕГЭ (единый государственный экзамен). Этот экзамен сдают лишь те, кто заканчивает 11 класс и поступает в ВУЗы.
1 Экзамен ОГЭ
Рассмотрим более подробно проведение экзамена в 9-ом классе: эту форму итоговой аттестации проходят все школьники России, в отличие от ЕГЭ. По итогам ОГЭ школьник сможет продолжить обучение и сдать через два года ЕГЭ или поступить в колледж и техникум.
ОГЭ часто сравнивают с ЕГЭ – действительно, форма проведения схожа с единым государственным экзаменом. Девятикласснику необходимо сдать два экзамена по основным обязательным предметам, к которым относятся русский язык и математика. Также школьник должен выбрать две дисциплины по желанию – любые из школьной программы.
Математику сдают в двух модулях – алгебра и геометрия. Русский язык тоже проверяют в нескольких вариантах – сочинение, изложение, тест с вариантами ответов и задания с полным ответом. Эти два экзамена являются обязательными для всех школьников страны.
К 2020 году планируют ввести еще один обязательный экзамен в школьную программу – по иностранному языку. На данный момент ученик может сдать экзамены еще по двум предметам, которые выберет самостоятельно.
Если девятиклассник планирует дальше идти в профильный класс или поступать в учебное заведение, к выбору предметов советуют подходить осознанно.
Зачастую в колледжах и техникумах требуются результаты ОГЭ по профильному предмету.
По итогам экзамена школьнику выдается аттестат об основном общем образовании. Результаты экзаменов определяются по шкале расчета баллов от 20 до 70.
Схема проведения ОГЭ такая же, как и у ЕГЭ – экзамены сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. На данный момент к ГИА в 9-ом классе допускаются все учащиеся, но планируется ввести итоговое собеседование, успешное прохождение которого будет допуском к экзамену.
2 Экзамен ЕГЭ
В отличие от ОГЭ, ЕГЭ для россиян уже не в новинку – он активно проводится во многих регионах страны с 2003 года. С 2009 года эта форма государственной аттестации является единственной в 11 классе. ЕГЭ одновременно служит как выпускной экзамен из школ, лицеев и гимназий, а также как вступительный экзамен в ВУЗ.
Система проведения экзамена в 11-ом классе похожа на ОГЭ. Также есть два обязательных предмета – математика и русский язык. Также есть возможность выбрать два предмета по желанию, любые из школьной программы.
Нововведение 2015 года – математика разделена на два направления, базовый и профильный. Школьник может выбрать профильный вариант экзамена лишь в том случае, если он требуется при поступлении в ВУЗ.
По результатам экзаменов выпускник получает баллы по каждому предмету
Важно получить минимальное количество баллов, которые допускает Рособрнадзор. Чем выше сумма баллов, тем больше у абитуриента шансов поступить в ВУЗ на желаемую специальность
Каждое высшее учебное заведение имеет свой проходной балл для поступления.
ЕГЭ проводится в здании другой школы, с другими учителями во избежание некорректных результатов. С каждым годом процедура проведения экзамена все больше ужесточается, в кабинетах установлено видеонаблюдение, и школьников провожают даже в туалет.
Введение ЕГЭ до сих пор вызывает серьезные споры как у детей и родителей, так и представителей образовательной системы. Подготовку к единому государственному экзамену советуют начинать как можно раньше.
3 Экзамен ГВЭ
Есть еще одна форма государственной итоговой аттестации – ГВЭ (аббревиатура расшифровывается как государственный выпускной экзамен). Он является скорее исключением из общего правила и распространяется на отдельные категории выпускников. К ним относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, обучающиеся учебно-воспитательных заведений закрытого типа и так далее.
Основная итоговая аттестация ожидает всех школьников в России. ОГЭ – отличный способ проверить свои знания в 9 классе и подготовиться к ЕГЭ. А единый госэкзамен дает выпускнику хорошую возможность набрать высокие баллы для поступления в ВУЗ и пройти конкурс.
Темы для подготовки
Чтобы ученики могли качественно подготовиться в ГВЭ, в спецификации перечисляются все темы, которые будут проверяться в ходе экзамена. Остановимся на том, какие основные моменты должен знать участник:
- признаки географических явлений и объектов;
- географические особенности океанов и материков, народов Земли, основные географические открытия, важнейшие путешествия и их результаты;
- особенности географического положения, природных зон, отраслей хозяйства и населения РФ;
- природные ресурсы, их охрана и использование, обеспеченность ими разных территорий планеты;
- процессы и географические явления в геосферах;
- зависимость возникновения геоэкологических проблем от деятельности человека.
Также от учащихся требуется умение работать с картами, определять географические координаты, находить и анализировать необходимую информацию. Все знания, полученные при изучении школьной программы, нужно уметь применять в практической деятельности.
Оценивание устных ответов
При устной сдаче каждый вопрос экзаменационного билета оценивается максимально в 5 баллов. Следовательно, школьник имеет шанс получить не больше 10 баллов. Преподаватели оценивают ответ, опираясь на критерии, которые записывают в оценочный лист в виде таблички. Каждый из критериев приносит по 1 пункту в копилку ученика:
- точность формулировок;
- грамотность в использовании понятийного аппарата;
- логичность изложения информации;
- полнота ответа;
- наличие обоснованных выводов в конце.
Перевод полученных на экзамене баллов в стандартную оценку производится по такой схеме.
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
меньше 5 | 2 |
5-6 | 3 |
7-8 | 4 |
9-10 | 5 |
ГВЭ по биологии обычно выбирают школьники, которые интересуются естественнонаучными дисциплинами. Изучение этого предмета дает возможность участникам глубже понять мир живых организмов, а также принципы взаимодействия человека и природы. После 11 класса они также могут сдать ГВЭ и попытаться поступить в вуз или колледж, где необходимо знание этого предмета.
Формы проведения
Основной формой проведения экзамена считается письменная. Она не подходит только детям, имеющим проблемы со зрением, или слепым, которые не владеют шрифтом Брайля. Такие ученики всегда сдают экзамен устно. Для этого сам ребёнок, его родители или другие законные представители подают соответствующее заявление.
Девятиклассник имеет право изменить свое решение относительно перечня сдаваемых предметов по выбору, а также формы сдачи всех экзаменов. Об этом необходимо известить экзаменационную комиссию как минимум за 14 дней до даты испытания. Правда, здесь есть один нюанс: такая просьба должна быть обоснованной и подтверждаться какими-то документами – например, справкой о состоянии здоровья ученика.
Как сдать
На ГВЭ по обществознанию в 9 классе выделяется времени больше, чем на другие экзамены (кроме обязательных) – 210 минут (3 часа 30 минут). Участники с ОВЗ могут рассчитывать на 5 часов. Если длительность экзамена превышает 4 часа, ребятам организуется обед в специально отведенном месте.
В общую продолжительность испытания не включается время, затраченное на инструктаж участников, раздачу им экзаменационных материалов, заполнение регистрационных бланков, настройку необходимых технических устройств. Для каждого ученика оборудуется отдельное рабочее место, где он может готовиться к ответу.
В отличие от экзаменов по большинству других предметов, на ГВЭ по обществознанию не разрешается использовать какие-либо вспомогательные пособия. У большинства экзаменуемых на столе должны быть только документы, удостоверяющие личность, проштампованные черновики и черная ручка (шариковая, гелевая или капиллярная). Однако ребятам с ОВЗ разрешается иметь с собой:
- медицинские препараты и приборы, необходимое питание;
- брайлевскую печатную машинку или брайлевский прибор с грифелем;
- лупу или другое увеличительное устройство;
- специальные инструменты для черчения.
Участникам с речевой дисфункцией или нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставляется возможность выполнить письменный экзамен на компьютере. Для слабослышащих и глухих аудиторию оборудуют звукоусиливающей аппаратурой (персональные слуховые аппараты или устройства для фронтального использования группой детей). При необходимости привлекается сурдопереводчик.
Письменная форма
Письменная экзаменационная работа по обществознанию состоит из двух частей и включает в себя 26 заданий. В первой части содержится 25 упражнений, предполагающих краткий ответ, а во второй – 1 задание с развернутым ответом. Для удобства участник может использовать черновик: любые пометки, перенесенные на бумагу, помогают более глубоко осмыслить задачи и выбрать подходящий ответ.
Вопросы №1–20 содержат по 4 варианта ответов, из которых нужно выбрать единственные верный. Задания №21–25 требуют ответа в виде последовательности цифр (к примеру, 153).
Ответ на вопрос №26 дается в развернутой форме. Школьнику необходимо обдумать предложенный рассказ с точки зрения системы общественных и правовых отношений, сформулировать аргументированное сообщение и вписать его в бланк ответов, предварительно указав номер задания. Работа на черновике не засчитывается, поэтому нужно следить за временем, чтобы успеть переписать ответ в бланк. Экзаменатор предупреждает участников за 30 и за 5 минут до конца испытания.
Устная форма
При сдаче ГВЭ в устной форме участник выбирает один из 15 экзаменационных билетов. В каждом из них по два теоретических вопроса из различных разделов школьного курса обществознания. Большинство заданий касается экономики и Конституции РФ, чуть меньше – социальной сферы.
После выбора билета ученик получает 40 минут на подготовку к ответу. За это время он может обдумать задание и сформулировать ответ. Отвечать нужно только после сигнала экзаменатора или технического специалиста громко, четко и разборчиво. Во время испытания ведется протоколирование или аудиозапись ответов. Учитель, принимающий экзамен, может задавать дополнительные уточняющие вопросы. Продолжительность устного ответа – от 5 до 25 минут.