Основные методы научного исследования
Содержание:
- Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?
- примеров
- Классификация методов научного исследования
- Частные научные методы исследования в дипломе
- Методы исследования в дипломной
- Основные методы исследования: классификация
- Определяем методологию исследования
- Методы в дипломе
- Клиническая лабораторная диагностика
- Приемы метода анализа
- Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?
Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?
Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический аппарат такой науки может быть назван научно-методологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.
Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!
примеров
Аналитический метод используется в большом количестве различных дисциплин; но в целом, это чаще встречается в тех, которые имеют дело со сложными явлениями и которые не легко наблюдать непосредственно, такие как психология или питание.
В этом разделе мы увидим реальный пример аналитического исследования, которое поможет вам лучше понять, из чего состоит этот метод исследования..
Мета-анализ насилия и видеоигр
В своем исследовании «Влияние жестоких видеоигр на агрессивное поведение, агрессивное познание, агрессивный аффект, физиологическое возбуждение и просоциальное поведение: мета-аналитический обзор научной литературы», опубликованном в журнале «Психологическая наука», Андерсон и Бушман разыскиваются изучить имеющиеся данные о связи между видеоиграми и насилием.
В своем литературном обзоре авторы поняли, что более чем полувековые исследования о воздействии на насильственные сериалы и фильмы дали следующие результаты:
— Даже кратковременное воздействие насилия в СМИ приводит к значительному увеличению частоты агрессивного поведения..
— Дети, которые постоянно подвергаются воздействию насилия, чаще становятся агрессивными взрослыми.
Однако данных о том, вызывают ли видеоигры подобный эффект, недостаточно. Авторы попытались ответить на два вопроса в своем метаанализе: связаны ли жестокие видеоигры с ростом агрессии? И, если это правда, как этот процесс будет работать??
Чтобы собрать все возможные данные по этой теме, ученые изучили более 35 научных статей по таким темам, как видеоигры, насилие, враждебность и просоциальное или поддерживающее поведение. В общей сложности было собрано более 50 независимых образцов с более чем 4000 участников.
Результаты расследования
Мета-анализ показал, что существует прямая связь между воздействием жестоких видеоигр и некоторыми факторами, такими как агрессивное поведение, агрессивные мысли или агрессивные чувства. Хотя причина этих отношений не известна, результаты показывают, что это действительно существует.
Однако из-за ограничений этого метода исследования мы не можем утверждать, что воздействие агрессивных видеоигр является причиной увеличения частоты агрессивного поведения. Мы знаем, что оба элемента встречаются одновременно, но может быть и другой, известный как «странная переменная».
странная переменная это фактор, который одновременно влияет на два элемента, которые должны быть связаны в научном исследовании, и которые по разным причинам не были приняты во внимание. Единственный вид исследования, в котором можно утверждать, что нет никаких посторонних переменных, это экспериментальный
В этом случае, например, возможно, что дети, подвергающиеся жестоким видеоиграм, играют с ними, потому что их среда полна агрессии. Таким образом, они будут стремиться воспроизвести то, что они видят вокруг себя, играя в такие игры, а также ведя себя агрессивно..
Завершение исследования
Заключение мета-анализа отношений между видеоиграми и насилием, кажется, доказывает, что эти отношения действительно существуют. Однако необходимо собрать больше данных о причине этого влияния, если это возможно, с помощью экспериментального метода..
Классификация методов научного исследования
Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.
Философские методы
Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.
Общенаучные методы
Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:
- Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
- Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
- Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
- Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.
Частные научные методы исследования в дипломе
Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.
Пример частных методов исследования в дипломной работе
Экономика | Педагогика, психология | Филология |
---|---|---|
|
|
|
Пример описания методов исследования в ВКР
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.
Методы исследования в дипломной
Дипломник обязан следовать устоявшимся нормам и методам проведения исследований, дабы максимально ясно и лаконично выполнить свой труд
Следует обозначить данные методы исследований во вступлении и объяснить их важность. Подобного рода методов существует огромное множество, как и задач, которые поставлены перед ними
Потому стоит подобрать и решить для себя отдельно, — какие из массы способов решения проблемы в исследовании стоит выбрать. Согласно научным принципам выделяют несколько основных типов проведения научного исследования. Такие, как:
- Анализ. Исследуемый объект либо вопрос разделяется на условные части, которые стоит рассматривать и изучать отдельно друг от друга. В современной науке подобный метод является наиболее популярным, ведь его гибкость помогает подстроиться под решение огромного множества проблем и вопросов.
- Моделирование. Один из способов решить некоторые вопросы может стать моделирование. Благодаря ему вы можете создать точную копию объекта и изучить его максимально досконально, после чего приступить к решению основной проблемы.
- Наблюдение. Максимально тщательное исследование проблемы, изучение ее сути и поиск решений, отталкиваясь от полученной информации. Один из самых гибких и удобных методов.
- Одним из популярнейших методов исследований является классификация. При работе с ним, объекты и цели выстраиваются в отдельные группы по признакам. Изучая общие черты можно прийти к решению конкретных проблем.
- Дедукция. Дедукцией считается метод работы от общего к частному, что позволяет детально изучить суть проблемы и выявить основные недостатки.
- Аналогия. Поиск сходства между иными объектами и выявление решений подобным образом.
Для наиболее эффективного метода работы над теоретическими вопросами стоит уделить внимание непосредственно теоретическим методам. Вроде критического, который позволит произвести максимально детальное исследование, либо же остальные
Такие, как: обобщенный, системный, метод моделирования и масса иных способов, которые позволят решить вам поставленную вами задачу.
Решение практических проблем лежит на огромном количестве практических методологий, созданных и используемых по сей день именно для этих целей. К ним относят такие экспериментальные методы как: наблюдение, изучение уже готовых материалов, физическое моделирование, исследование научных работ по данному вопросу. Обработка уже полученных данных и результатов лежит на уже отдельных методах группировки и обобщения массивов информации
В данных группах содержится основная информация и факты по теме вашего исследования, для обработки которых существуют статистические и математические методы, ценность оных заключается в эффективном обобщении и выделении особенно важной информации для вашей дипломной работы.
Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область
Определяем методологию исследования
Прежде чем претендовать на что-то новое и своё в науке необходимо определить методологию собственного исследования. Одной из сложностей в формализации исследования является выбор и конкретизация его теоретической основы. Дело в том, что в современной науке нет фактической возможности разработать новое знание без опоры на уже известное. В этом и заключается смысл определения теоретической основы исследования. Проще говоря, прежде чем «замахнуться» на формулировку научной новизны собственного научного исследования, нужно проверить, кто уже выполнял исследования в этом вопросе, и на что они опирались. То есть в науке существует преемственность, которую принято озвучивать в своих исследованиях, чтобы понимать, какая теория предшествовала рождению нового знания.
Методы в дипломе
Это подход к изучаемому материалу, его систематизация и теоретическое осмысление (теория).
Есть общенаучные методы:
- метод системного анализа,
- статистический метод,
- индуктивно-дедуктивный метод,
- описательный метод и др., а также методы, используемые в конкретной науке.
Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования
Это:
- в основу настоящей работы легли положения….. методологии,
- работа основана на положениях…. методологии,
- методологическую основу/ базу исследования составили положения… методологии,
- в исследовании/ работе использованы следующие методы…, методы исследования – это… и т.д.
Далее следует дать описание разработанности вопроса или проблемы, т.е. указать, кто занимался этой проблемой ранее.
Историю исследования проблемы можно излагать в историческом контексте, ее надо доводить до современного периода, показать, что добавили последующие авторы к сделанному ранее, при этом устанавливаются приоритеты в возникновении той или иной идеи. Располагать имена авторов желательно в хронологическом порядке. В конце изложения истории проблемы следует привести концепцию, на которую опирается или из которой исходит автор дипломной работы.
Стандартные конструкции
Это:
- изучение… восходит к ….,
- в … веке……были подробно изучены и описаны…,
- проблемами…….. занимались……..,
- огромный вклад в разработку проблемы….. внес…./ внесла работа/ исследование/ труд…..,
- большое значение имеют работы…..,
- работы последних лет позволяют говорить о ….,
- опыт истории… показывает, что..,
- в настоящее время господствующей точкой зрения является…,
- такой подход характерен для…,
- начало изучению этого вопроса было положено трудами..,в работах….,
- заметное место в работах… занимает положение…,
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать…,
- ……. подробно освещено в работах….,
- связь…… показана в….. и т.д.
Заканчивается введение описанием структуры работы
Стандартные конструкции:
- все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из Введения, … глав, Заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение)
- Логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из ….
- Во Введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы.
- Первая глава посвящена…,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены…, вторая глава начинается с…., затем….
- Заключение представляет собой выводы по работе/ в Заключении приведены основные выводы и т.д.
Клиническая лабораторная диагностика
Особый пласт диагностики в медицине – это исследование жидкостей и выделений организма (спинномозговой жидкости, крови, мочи, кала) с помощью химических и физических методов.
Эта специальность складывалась веками. Химики и физики изучали кровь и другие жидкости человеческого тела, а микроскоп стал окном в мир клеток. В 1842 году при больнице города Вюрцбурга И. Шерер открыл «клиническую химическую лабораторию», в 1843 году была опубликована его книга «Химические и микроскопические исследования при патологии».
Врач клинической лабораторной диагностики работает на уровне клеток и молекул. Опираясь на методы цитологии, биохимии, молекулярной биологии, он как бы видит тончайшие процессы жизни организма.
В современной лаборатории автоматические анализаторы гораздо точнее человека выполняют механическую работу, например, подсчитывают количество клеток крови. Врач контролирует работу анализаторов, выполняет сложные исследования, например, смотрит под микроскопом мазки крови с подозрением на опухоль костного мозга – лейкоз, исследует спинномозговую жидкость. Зная тонкости биохимии здорового и больного организма и работы лаборатории, врач клинической лабораторной диагностики консультирует лечащего врача (терапевта, хирурга) в ситуациях, когда сложно поставить диагноз.
Современная клинико-диагностическая лаборатория
В современной клинической лаборатории существуют более узкие направления – микробиология и лабораторная генетика.
Микробиологи определяют, какие вирусы или бактерии вызвали заболевание, например, кишечную инфекцию. В лаборатории подбирают антибиотик, к которому чувствительны бактерии именно у этого человека.
Чашка Петри с культурами бактерий
Лабораторная генетика помогает разобраться с причинами заболеваний костного мозга, например, лейкозов. Существует множество хромосомных аномалий и генетических мутаций, а значит, много болезней системы кроветворения. Методы лабораторной генетики обнаруживают поломки в хромосомах и генах. На основе этих исследований лечащий врач ставит правильный диагноз и подбирает лечение.
Исследование хромосом
Приемы метода анализа
Подбор приемов зависит от нескольких факторов, например, от области исследования
Процесс анализа предусматривает обращение к приемам этого метода:
- детализация – подача расширенных сведений, данных, детальный анализ наиболее примечательных (важных) аспектов проблемы исследования;
- классифицирование (группировка) – распределение объектов на группы по конкретным признакам (критериям);
- индексный прием – за основу анализа берется 2 фактора (показателя) один из которых количественный, а другой – качественный;
- сравнение – выявление сходства и отличий между двумя и больше объектами;
- графический прием, когда анализ дополняют графиками, диаграммами, схемами;
- балансовый метод – определение влияния нескольких факторов на обобщающий показатель (сравнивают разные аспекты одного объекта).
Это универсальные приемы для всех научных направлений, но список можно продолжить, дополняя специальными приемами определенных областей.
Обратите внимание! В некоторых источниках эти приемы называют методами, которые составляют аналитическую методику. Подбор приемов зависит от нескольких факторов:
Подбор приемов зависит от нескольких факторов:
- область исследования;
- тема;
- объем работы;
- особенности взаимодействия с другими методами, используемыми в работе.
Использования двух и более приемов позволяет сделать полный, детальный разбор объекта/явления.
Для работ небольшого объема достаточно одного приема, но использовать его нужно качественно и «по полной».
Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?
Как правило, любая научная теория проверяется практикой, и строится для того, чтобы дать необходимые и актуальные практические результаты. Конечно, теория может быть и абстрактной, и в то же время в теоретическом конструировании возможно использование некоторых основополагающих пунктов вообще без каких-либо доказательств.
То есть существуют еще два «столпа» научных теорий, которые принимаются в науке на особых положениях, а именно им не требуются доказательств вообще. Это «аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства». И «постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках».
Можно, конечно, сформулировать и собственные аксиомы, и постулаты, а затем создать на основе этого свою собственную научную теорию. Однако вопрос с доказательствами не будет снят – теория все равно так или иначе проверяется на практике и вам придется доказывать ее состоятельность теми методами, которые общеприняты в науке.
Может оказаться и так, что в каких-то обстоятельствах разработанная вами теория не будет работать. Поэтому необходимо для каждой теории указать допущения – «предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании». И ограничения – «требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании».