Специальность «химическая технология»

История профессии

Появление профессии химика-технолога в современном понимании напрямую связано с возникновением химической промышленности, которая в Европе начала зарождаться с XV века в форме различных мануфактур, где организовывались мелкие производства солей, щелочей и кислот для изготовления лекарственных препаратов, красок, взрывчатых веществ. С XVI века подобные промыслы появились и в России, но выделение химической технологии в самостоятельную область знаний и прикладных умений произошло только во второй половине XVIII века. Тогда же (в 1772 году) в работах профессора И. Бекмана, ставших первыми учебниками для будущих химиков-технологов, возникает и термин «технология» применительно к методикам различных химических производств.

В 1795 году в Германии выпускается уже двухтомный учебный курс «Руководства по технической химии» И. Гмелина, после чего химическая технология становится обязательным предметом в европейских университетах, а также российских высших образовательных заведениях и училищах технического и коммерческого профиля. В РАН с 1803 года учреждена соответствующая кафедра, где в свое время работали и преподавали первые российские химики-технологи А Двигубский, Ф. Денисов и П. Ильенков, выпустивший в 1851 году энциклопедический исчерпывающий «Курс химической технологии».

Основные вехи в истории профессии связаны с исследовательскими и прикладными достижениями химиков-технологов, которые можно отследить на примере производства серой кислоты:

  • 1748 г. – открытие в Англии сернокислотного завода по получению продукта в свинцовых камерах.
  • 1800–1810 гг. – распространение технологии на территории Франции, России (с 1804 года), Германии.
  • Вторая половина XIX в – исследования катализа, приведшее в 1886 году к организации производства продукта контактным методов в промышленных масштабах.

Каждое новое открытие становилось «ступенью» в эволюции профессии. Например, изобретение оборудования для промышленного синтеза аммиака в 1912 году и применение его в агрохимии создало предпосылки для появления целой отрасли хозяйства – производства минеральных удобрений. А теоретические работы 30–50 годов XX века на тему цепных реакций, воплощенные на практике в работающих установках, открыли возможность для широкого изготовления синтетических материалов: различных пластических масс (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида), смол, искусственных волокон.

Особенности

Химик-технолог может работать на предприятии, но в рамках той же профессии он может заниматься научно-исследовательской деятельностью. Профессия появилась вместе с самой химпромышленностью. Еще в 15 столетии в Европе начали открываться мануфактуры, где производились соли и щелочи, кислоты для изготовления лекарств и красящих веществ. Каждое новое открытие в области химии становилось новой вехой в эволюции самой профессии.

Простой пример: в начале прошлого века было изобретено оборудование для синтеза аммиака в промышленных масштабах. И применение этого оборудования в агрохимической отрасли привело к возникновению крупного направления хозяйства – производства минудобрений. Ближе к середине прошлого века свет увидели теоретические работы по цепным реакциям, которые сумели найти практическое применение в изготовлении пластических масс, смол, искусственных волокон (синтетики).

Работа современного химика-технолога – это оптимизация уже действующего производства или же создание нового продукта в косметологии и фармакологии, целлюлозно-бумажной отрасли, на металлургических и нефтеперабатывающих заводах, на военных объектах и т. д. Специалист занимается созданием объекта для потребления либо производственного средства с определенными свойствами. Результат его работы должен обладать возможностями производства в промышленных масштабах по алгоритму.

Специалист должен знакомиться с различными образцами, изучать их состав, анализировать свойства, определять расходы и отходы, способы утилизации отходов производства. Сначала химик-технолог контролирует образцы поступающего сырья и расходных материалов, потом – качество уже готового продукта, его соответствие заявленным критериям. Химик-технолог может совмещать практическую деятельность с научной. Также он может быть частью административно-управленческого звена.

Описание профессии будет неполным без перечисления ее плюсов и минусов.

К плюсам специальности можно отнести следующие:

  • интересная профессия для тех, кто искренне увлечен химией;
  • работа не предполагает однообразия;
  • профессия развивается, научные исследования продвигают промышленность, и с сегодняшним ориентиром на экологичность производства будут востребованы именно те компании, которые смогут двигаться в этом направлении;
  • если человек хочет совмещать практику и научную деятельность, в этой профессии есть все возможности для этого;
  • работа в большом коллективе, на крупных предприятиях;
  • возможны командировки, участие в форумах, выставках, научных конференциях;
  • хорошая заработная плата, если специалист востребован и работает, например, на крупном преуспевающем заводе или фабрике.

Но существуют и минусы:

  • назвать их можно побочными эффектами работы – вибрации, шум, взаимодействие с реагентами, растворами (но риски минимизирует специальная экипировка и соблюдение техники безопасности);
  • стартовые возможности должны быть высоки – нужно хорошо учиться в школе, скорее всего, даже выбирать профиль химико-биологический.

Обязанности

Обязанности строго прописываются в должностной инструкции. Свои коррективы вносит отраслевая специфика.

Базовые же обязанности химика-технолога в любой отрасли таковы:

  • изучение химических свойств материала либо вещества, а также его соединений в ходе проведения физико-химического эксперимента;
  • обработка и интерпретация результатов проводимых экспериментов;
  • проектирование, а также изготовление на базе полученных экспериментальных данных новых версий продукта с другими физико-химическими свойствами;
  • осуществление химэкспертизы свойств той или иной продукции, исследование возможностей использования данной продукции в народном хозяйстве;
  • технологический контроль химических процессов во время запуска продукта в массовое производство;
  • исследовательская работа по влиянию производства продукции, ее хранения и отходов на экологический профиль среды.

Безусловно, отраслевая специфика добавляет к этому перечню собственные пункты, но основной список обязанностей специалиста в любой сфере выглядит именно так. Меняются обязанности и по ходу профессионального продвижения химика-технолога. Например, рядовой сотрудник может стать главным специалистом, ведущим химиком-технологом. Он ответственен в таком случае за развитие производства компании, расширение ассортимента выпускаемой продукции, ее усовершенствование. Химик-технолог может занять и административный пост. В таком случае ему придется проявить организаторские способности, так как он становится в управленческое звено.

Где можно получить профессию химик

Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить профильное образование – среднее специальное или высшее. При этом нужно учитывать, что в первом случае возможностей будет меньше: среднее профессиональное образование позволяет трудоустроиться на производство, однако заняться научной деятельностью вряд ли удастся.

На сегодняшний день лучшими российскими ВУЗами, в которых можно получить профессию химик, являются:

  • МГУ;
  • НИУ МФТИ;
  • НГУ;
  • СПбГУ;
  • Университет ИТМО.

Источники изображений: mirror1.goldvoice.club, shpspb.ru, rb.ru, gazeta-pedagogov.ru

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Комсомольск-на-Амуре

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 44 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 227 100,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 227 100,00 ₽

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 217 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 55 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 217 400,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 55 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 217 400,00 ₽

Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат не указано
Бакалавриат Очная 212 300,00 ₽
Бакалавриат Очная 212 300,00 ₽
Бакалавриат Очная 212 300,00 ₽
Бакалавриат Очная 212 300,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 212 300,00 ₽

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Томск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 43 300,00 ₽
Бакалавриат Очная 170 820,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 406,00 ₽

Московский политехнический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 184 800,00 ₽

Московский государственный университет дизайна и технологии

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 600,00 ₽

Университет ИТМО

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 180 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 40 000,00 ₽

Тюменский индустриальный университет

Тюмень

Работа

В сфере химических технологий существует большое количество разнонаправленных разделов, в которых инженер-химик занимается своими рабочими обязанностями или делает научные изыскания. Это может быть направление биохимии, химии углеводородов, аграрная химия, научно-исследовательские программы и так далее. Химик в этих направлениях может реализовать себя как эколог или лаборант, а также он может и возглавлять какое-либо производственное или научное подразделение.

Деятельность инженера-химика зачастую связана с веществами, которые могут оказывать вредное воздействие на организм человека или представлять собой иную опасность. Поэтому специальность подвержена законодательному регулированию данной профессиональной деятельности. Сотрудники производств и лабораторий обязаны подчиняться нормам техники безопасности труда, а в некоторых случаях у них возникает обязанность не разглашать результаты исследовательской работы, представляющие собой коммерческую и даже государственную тайну.

Основными направлениями работы инженера-химика являются:

  • изучение химических веществ, их свойств, возможностей применения, выполнение физико-химических исследований и анализ их результатов;
  • создание новых продуктов на основе разнообразных химических соединений;
  • проведение экспертиз и составление экспертных заключений на их основе;
  • создание новых фармакологических продуктов и препаратов, выявление и исследование веществ, обладающих биологической активностью;
  • осуществление химико-технологического контроля за производственными процессами при изготовлении промежуточного сырья и готовой продукции;
  • выполнение природоохранных работ по защите экологии и окружающей среды, контроль за утилизацией или хранением химических веществ и их отходов.

Помимо вышеперечисленной деятельности, инженер-химик может осуществлять и преподавательскую деятельность, но для этого ему необходимо пройти дополнительное образование, содержащее в себе знания по педагогике.

Должностная инструкция

Трудовая деятельность в должности инженера-химика подразумевает довольно широкий и разнообразный спектр обязанностей, но зависят они от каждого конкретного производственного или научно-исследовательского процесса. Поэтому в обязанности специалиста могут входить различные функции, их набор у работника научной лаборатории будет отличаться по сравнению с обязанностями человека, работающего в производственной сфере.

К основным обязанностям инженера-химика относятся:

  • разработка всех стадий технологических этапов химического процесса;
  • участие в разработках новых продуктов в плане расчета необходимых материалов, их количества, а также подбор самых оптимальных способов производства;
  • наладка рабочего оборудования для выполнения производственных процессов;
  • оптимизация технологических производственных процессов для повышения их эффективности;
  • осуществление контроля за качеством производства продукта на всех этапах производства;
  • выполнение работ по стандартизации и соответствию продукта ГОСТам или ТУ (техническим условиям).

Деятельность инженера-химика связана не только с работой на производстве или в лаборатории, эта должность подразумевает посещение научных конференций и семинаров, различных выставок и презентаций. Специалист подобного уровня особенно высоко ценится, если постоянно повышает уровень своей профессиональной квалификации. Специалисты-химики очень востребованы в профильных научных институтах, занимающихся исследовательской работой, а также в заводских лабораториях на промышленных предприятиях.

Инженеры-химики незаменимы в сфере пищевой промышленности и фармацевтики, металлургических предприятиях, в полимерной, резинотехнической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также иных сферах народного хозяйства.

О профессии Химика-исследователя, научного сотрудника в области химии, которую можно получить в Тольятти

Бакалавриат и специалитет1

Вузы1

Химик-исследователь может работать как в научно-исследовательских организациях, так и в R&D центрах промышленных компаний. В задачи химика-исследователя входят комплексные теоретические и практические исследования в рамках выбранной научной тематики. Спектр современных исследований в химии достаточно широк от аддитивных технологий в химии до исследования передовых процессов интенсификации реакционных процессов а также в разработке новых материалов, химических соединений и исследования

Химик-исследователь может работать как в научно-исследовательских организациях, так и в R&D центрах промышленных компаний. В задачи химика-исследователя входят комплексные теоретические и практические исследования в рамках выбранной научной тематики. Спектр современных исследований в химии достаточно широк от аддитивных технологий в химии до исследования передовых процессов интенсификации реакционных процессов а также в разработке новых материалов, химических соединений и исследования свойств как индивидуальных веществ, так и многокомпонентных составов. Профессия химика-исследователя одновременно и творческая, и требующая высоких навыков самоорганизации и организации командной работы.

В задачи химика-исследователя входит:- анализ научной литературы, мониторинг новых экспериментальных подходов и научных открытий в исследуемой области- организация и планирование эксперимента, интерпретация полученных результатов- выполнение теоретических и прикладных исследований в соответствии с разработанным планом исследования- обеспечение технической эксплуатации лаборатории- организация закупки реактивов и оборудования, планирование бюджета исследований- разработка методик анализа, синтеза, пробоподготовки и тд, так как в отличие от большинства химических специальностей готовых протоколов на проведение экспериментов нет ввиду принципиальной новизны объектов исследования- формирование коллаборации с другими исследовательскими группами- организация процесса характеризации исследуемых объектов современными исследовательскими методиками- участие во внедрении разрабатываемых технологий на производство- формирование отчетности о проделанной научно-исследовательской работе

Химик-исследователь это специалист, который наряду с высоким уровнем подготовки в теоретической и экспериментальной химии владеет также передовыми инструментами по организации работы в условиях высокой неопределенности.

Развернуть

Оплата труда

Важные качества

Профессия химик предполагает интерес к этой науке, аналитический склад ума, умение систематизировать большое количество данных, склонность к кропотливой работе, умение концентрироваться на работе, хорошую память, ручную моторику, хорошее зрение и различение цветов, тонкое обоняние, любознательность.

Знания и навыки

Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии – технологию получения металла из руды.

Среднее профессиональное образование

Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.

Специальности:

  • «химическая технология органических веществ»;
  • «химическая технология неорганических веществ»;
  • «переработка нефти и газа»;
  • «коксохимическое производство»;
  • «электрохимическое производство»;
  • «биохимическое производство»;
  • «технология разделения изотопов»;
  • «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
  • «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
  • «аналитический контроль качества химических соединений» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
  • Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
  • Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;
  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.

и многие другие ссузы в разных регионах России.

Начальное профессиональное образование (НПО)

НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.

Рабочие профессии:

  • «лаборант-аналитик»;
  • «лаборант-эколог»;
  • «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
  • «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
  • «аппаратчик-оператор экологических установок»;
  • «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
  • Пермский краевой колледж «Оникс».
  • Профессиональное училище №36 Ростовской области

и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.

Оплата труда

Зарплата технолога общественного питания зависит от места работы: уровень бюджетной столовой не сравнить с элитным рестораном. В среднем зарплата технолога в Москве составляет 50 тыс.рублей, в регионах примерно 30 тыс. рублей.

Личные качества

  • высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов
  • правильное цветоразличение
  • хороший объемный и линейный глазомер
  • тактильная чувствительность
  • хорошая память (кратковременная, долговременная, зрительная)
  • высокий уровень распределения и переключения внимания
  • чистоплотность
  • эмоциональная устойчивость
  • творческие способности
  • эстетический вкус
  • аккуратность
  • требовательность
  • коммуникабельность
  • организаторские способности
  • ответственность
  • физическая выносливость
  • честность, порядочность

Карьера

Карьерные возможности технолога общественного питания невелики. При достаточном опыте работы возможен карьерный рост до руководителя группы технологов. Для получения должности заведующего производством или управляющего пунктом общественного питания необходимо профильное высшее образование.

Обучение на технолога общественного питания

Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).

Средне-специальное образование

  • Московском кооперативном техникуме МСПК имени Г.Н. Альтшуля, Московская область, г. Мытищи. Факультет: Легкой и пищевой промышленности. Кафедра: Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Специальность: Технология продукции общественного питания
  • Торгово-технологическом колледже. Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Вузы

История профессии

Первыми технологами по контролю за качеством приготовленной пищи можно считать людей, которые дегустировали королевскую еду. Им короли доверяли безоговорочно. В настоящее время профессия технолога общественного питания востребована как никогда ранее в связи с развитием и расширением сети  предприятий общественного питания. 

В России так называемые предприятия общественного питания в виде трактиров, корчм возникли в конце XVIII века наряду с возникновением кулинарии как науки.  Контролировать качество пищи, приготовленной нанятыми людьми, приходилось хозяевам заведений. Таким образом возникла профессия технолога общественного питания.

Обучение

Чтобы получить профессию микробиолога, придется окончить 11 классов, затем сдавать ЕГЭ, при этом, помимо успешной сдачи основных предметов, нужно выбрать те, которые требуются в выбранном ВУЗе. Поэтому с местом поступления нужно будет определиться заранее, а значит, примерно нужно знать – работе в какой конкретно области хотелось бы себя посвятить. Ведь биотехнолог может применить свои знания разных областях

Но до того как придется сдавать решающие экзамены, стоит уделить внимание нужным предметам, восполнить пробелы, если они есть. Если, например, в школе с той же биологией или химией были проблемы, в институте или университете легче не станет. Наоборот, база знаний должна быть основательной

В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:

Наоборот, база знаний должна быть основательной. В школе можно, помимо математики и русского языка, в качестве дополнительных предметов сдавать биологию, химию, английский язык. В России на биологов разной направленности учат во многих учебных заведениях. В крупных городах, краевых столицах точно можно найти факультеты, где удастся получить нужную специальность. К таким учебным заведениям можно отнести, например, следующие:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский государственный аграрный университет;
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова;
  • Московский государственный университет пищевых производств;
  • Институт инновационных технологий и биоиндустрии продуктов питания;
  • Московский физико-технический институт.
  • Национальный исследовательский политехнический университет (г. Томск);
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).

Биотехнолог – профессия сложная, требующая очень качественной и основательной подготовки. Поэтому приняв решение посвятить себя этой профессии, следует отправляться в высшее учебное заведение. Но если так сложились обстоятельства, и после окончания 9 классов удалось получить образование в колледже или техникуме, всегда можно сменить специальность и поступить в университет или институт. Но тогда нужно будет сдать экзамены, которые необходимы при поступлении в конкретное учебное заведение. Эту информацию придется узнавать на сайте ВУЗа в год поступления. Это могут быть математика, химия, биология, физика, русский и английский языки. Специалисты, которые уже трудятся на предприятии или фирме, могут в процессе работы проходить курсы повышения квалификации, посещать различные лекции, семинары, симпозиумы, конференции, но они уже будут связаны непосредственно с той сферой деятельности, в которой предстоит развиваться и добиваться успехов.

Какими личностными качествами должен обладать химик

Без искреннего интереса к химии добиться успеха данной области практически невозможно. Для качественного выполнения работы химику необходимо наличие таких личностных качеств, как:

  • внимательность,
  • ответственность,
  • аналитический ум,
  • способность к систематизации,
  • усидчивость,
  • умение фокусироваться на задаче и долгое время заниматься одним делом, удерживая концентрацию.

Также для специалиста химической отрасли важны хорошая память, чуткое обоняние, острое зрение, развитая мелкая моторика рук, аккуратность и собранность.

Нельзя не отметить, что любознательность и желание овладеть новыми знаниями позволяют специалисту не только постоянно совершенствоваться, но и находить новые решения рабочих задач, что по-настоящему ценно в этой сфере.

Недостатки профессии химик

Главный недостаток в работе химика – взаимодействие с опасными веществами. Нельзя полностью исключать вероятность несчастного случая в лаборатории – всегда присутствует риск, что во время эксперимента химическая реакция выйдет из-под контроля. Плохо закончиться может и банальная халатность, и небрежное обращение с химикатами.

Поскольку работа с опасными/вредными веществами предполагает высокий уровень ответственности, рано или поздно специалист начинает испытывать психологический дискомфорт. Ну и нельзя забывать о том, что вредные вещества также оказывают негативное воздействие на здоровье химика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector