Специальность «медицинская биохимия» (специалитет)
Содержание:
- Плюсы и минусы профессии
- Биохимик
- Плюсы и минусы
- Несколько «китов» биохимии
- Преимущества обучения в магистратуре
- Как подготовиться к сдаче крови
- Биотехнолог
- Варианты карьеры
- Выбираем вуз и страну для поступления
- Трудоустройство и зарплата
- Обязанности технолога
- Особенности профессии
- Описание программы:
- Перспективность профессии
- Знания и навыки
- Профессиональные обязанности биотехнолога
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Востребованность биохимиков в разных сферах.
- Возможность сотрудничать с крупными компаниями, работающими на мировом рынке.
- Налаживание контактов с зарубежными коллегами, известными отечественными учеными.
- В любое время можно круто изменить жизнь, сделав выбор в пользу биологии, биотехнологии, микробиологии или иного близкого направления.
- Нормированный рабочий день.
- Деятельность не сопряжена с физическими нагрузками, но требует повышенной мозговой активности.
Минусы
- Сидячая работа, становящаяся причиной развития профессиональных заболеваний, лишнего веса.
- Биохимики в России получают не слишком высокую заработную плату.
- Медленное продвижение по карьерной лестнице, на которое могут уйти годы.
Биохимик
Москва
Кружки по биохимии на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ.
Для кого? 8–11 классы. Что дает? Базовые знания по биохимии. Преподаватели. Профессора и выпускники ФББ МГУ.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора. Особые условия. Можно записаться на занятия в течение всего курса.
Как записаться? Необходимо оформить заявку. Подробная информация.
Школа «Хим*Био*Плюс». Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова.
Для кого? 10–11 классы. Что дает? Знания по биологии, химии. Когда? Набор — ежегодно, в сентябре. Обязательные требования. Набор по результатам тестирования. Стоимость. 10 000 — 75 000 р. (есть пробное занятие). Подробная информация.
Для кого? Школьники, студенты. Что дает? Знания в области физики элементарных частиц, химии, медицины, математики, нейрофизиологии, генетики, социологии, компьютерных наук, знание о том, как научные разработки применяются в реальной жизни. Преподаватели.
Высококвалифицированные специалисты, ученые. Когда? Есть возможность отслеживать даты набора. Стоимость. 9 000 р. Условия участия. Необходимо отслеживать нужный курс. Зарегистрироваться на курс, оплатить обучение. Подробная информация.
Петрозаводск
STEM-центр Петрозаводского государственного университета.
Для кого? 1–11 классы. Что дает? Навыки проектной, научно-исследовательской деятельности в области программирования, биологии, химии, физики.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора. Стоимость. Необходимо уточнять. Условия участия. Учащиеся петрозаводских школ.
Подробная информация.
Открытый университетский лицей Петрозаводского государственного университета.
Для кого? 10 класс. Что дает?
- техническое направление (физика, математика, информатика, русский язык);
- медико-биологическое (химия, биология, русский язык).
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора. Стоимость. Необходимо уточнять. Условия участия. Гражданство РФ, заявление, оплата обучения. Подробная информация.
Москва
Мастер-класс «Химик на космической станции».
Для кого? 10–15 лет. Что дает? Теоретические знания по химии. Когда? Расписание необходимо уточнять. Продолжительность. 90 минут. Стоимость. Необходимо уточнять. Как записаться. Оставить заявку на сайте. Подробная информация.
«Простейшие» — урок биологии в музее.
Для кого? 13–15 лет. Что дает? Знания по биологии. Когда? Необходимо уточнять. Продолжительность. 90 минут. Стоимость. Необходимо уточнять. Как записаться. Оставить заявку на сайте. Подробная информация.
Урок в музее «Строение и функции клетки».
Для кого? 14–16 лет. Что дает?
- практические навыки по биологии;
- навык работы с микроскопом;
- навык проведения эксперимента
Когда? Необходимо уточнять. Продолжительность. 90 минут. Особые условия посещения. Последний вторник месяца — санитарный день в музее. Стоимость. Необходимо уточнять. Как записаться? Оставить заявку на сайте. Подробная информация.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Интересная профессия (при наличии склонностей к химии), в которой можно регулярно открывать для себя, создавать что-то новое.
- Возможность работать практически в любых отраслях промышленности.
- Возможность заняться научно-исследовательской или управленческой деятельностью.
- Перспективность специальности, возможность приносить реальную пользу людям, экономике, экологии.
- Достойная заработная плата (при успешном трудоустройстве).
Минусы
- Вероятность работы во вредных для здоровья условиях.
- Необходимость справляться с большим объемом рабочих задач и разными видами трудовой деятельности.
- Высокая личная ответственность.
Несколько «китов» биохимии
В биохимии есть несколько особо важных разделов, изучение которых откладывать не стоит никоим образом. На них зиждется изучение всей биохимии, и без этих знаний углубляться в изучение предмета не стоит.
Раз и навсегда стоит выучить:
1) Главные азотистые основания. Их всего пять, а их знание значительно облегчит жизнь.
2) Аминокислоты и витамины (которые в 90 % случаев являются кофакторами). Выучите, как таблицу умножения. Потом будете радоваться, что это сделали.
3) Типы реакций и как они идут. Это общие принципы, по которым идут реакции. К примеру, прямое окислительное дезаминирование аминокислот. Если вы разберетесь, вам будет достаточно знать, какие реакции идут по данному пути. Написать реакцию не составит труда, так как все они однотипные.
4) Химическую номенклатуру и классификацию ферментов Лучше потратить немного времени и разобраться в них, чем потом мучительно запоминать такие названия, как глицеральдегид-3-фосфат или гипоксантин-гуанин-фосфорибозилтрансфераза.
5) Катаболизм, анаболизм питательных веществ и их стадии. Не в формулах, а просто чтобы знать где какая из стадий протекает, и понимать, что при катаболизме мы расщепляем в большинстве случаев до простых соединений, как CO2, вода, аммиак, а при анаболизме чаще всего происходит синтез сложных веществ из более простых (глюконеогенез, фотосинтез).
6) Лабораторные показатели анализов. Да, много цифр. Да, самих показателей много. Но это надо знать, так как разбираться с анализами придется на протяжении всей учебы. Почти невозможно найти патологические изменения в анализе, если не знаешь нормальные.
Данных разделов вполне достаточно, чтобы начать изучение метаболических путей — самой важной части биохимии
Преимущества обучения в магистратуре
Обучение в магистратуре позволяет специалисту дополнить свои знания и развить больше медицинских навыков. Врачи-магистры по специальности медицинская биохимия могут не только заниматься диагностической и профилактической работой, но и попробовать себя в медико-социальной, административно-управленческой и организационно-методической работе.
По сути, магистратура открывает большие возможности перед лицами, которые в будущем хотят выбрать направление научно-исследовательской деятельности. Также следует отметить, что обучение на магистра не мешает специалисту выбрать профессию и продолжить свой путь еще и в лечебно-диагностической сфере.
Как подготовиться к сдаче крови
Чтобы получить максимально достоверные данные без искажения результатов анализа, необходимо соблюсти правила подготовки к сдаче крови. Заключаются они в следующих действиях со стороны человека, который будет проходить лабораторное обследование:
-
на протяжении последних 12 ч перед сдачей биологического материала не употреблять пищу (разрешается пить только одну воду, но в небольших объемах);
- за 2 суток до сдачи крови исключить физические нагрузки, связанные с бегом на короткие и дальние дистанции, поднятием тяжестей, приседанием, задействованием мышц брюшной полости;
- за 24 ч до обследования не допускать психоэмоционального перенапряжения, стрессовых и конфликтных ситуаций (человек должен находиться в благоприятной обстановке, окруженный близкими и доброжелательными людьми);
- в последние 30 мин. перед забором крови не курить, а также не принимать лекарственные препараты, содержащие в своем составе никотин (особенно актуально для мужчин и женщин, которые пытаются избавиться от пагубной привычки и употребляют средства заместительной терапии);
- за 5 суток до сдачи анализа не выпивать спиртные напитки, так как алкоголь способен спровоцировать массовую гибель клеток печени, а значит, в кровь попадет избыточное количество фермента ГГТ.
На всех этапах подготовки к сдаче крови для ее биохимического исследования на гамма-глютамилтранспептидазу, рекомендуется исключить из рациона копченую, жирную, маринованную пищу, чтобы не создавать повышенную нагрузку на ткани печени.
Меню человека, проходящего обследование, должно состоять из злаковых каш, овощей, молочнокислых продуктов, отварного картофеля и постных сортов мяса (курица, индейка, кролик, телятина).
Биотехнолог
Слово БИОТЕХНОЛОГ происходит от сочетания греческих слов «bios» — жизнь, «techne» — мастерство, искусство и «logos» — учение. Это в полной мере отражает деятельность биотехнолога.
Специалисты по биотехнологии искусно используют живые биологические организмы, их системы и процессы, применяя научные методы генной инженерии, с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, лекарственных средств, а также улучшения свойств существующих видов в растительной и животной среде, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням. В медицине биотехнологи играют неоценимую роль в создании новых лекарственных препаратов для ранней диагностики и успешного лечения самых сложных болезней.
Варианты карьеры
Биохимики сегодня ценятся высоко. Компании, занимающиеся пищевым, аграрным, фармацевтическим и медицинским производством, уже не могут обойтись без таких специалистов. Работают они, как правило, в исследовательских командах или же над индивидуальными проектами.
Карьерный рост биохимика обычно начинается с должности лаборанта или младшего научного сотрудника. Высокий уровень профессионализма и амбициозность специалиста позволят ему со временем руководить проектом, стать начальником отдела, директором лаборатории и даже возглавить целое научно-исследовательское учреждение.
Российские НИИ ведут активное сотрудничество с коллегами из других стран. Квалифицированного биохимика, который свободно владеет иностранным языком и умеет работать с компьютером, могут принять на работу в зарубежную компанию и открыть перед ним перспективы карьерного роста
Что касается языка, лучше акцентировать внимание на изучении английского и китайского
Кроме того, представитель этой профессии может построить карьеру в сфере образования. Первая ступень – лаборант. Затем у него есть возможность роста до заведующего кафедрой, декана факультета и ректора вуза. В менеджменте биохимик также востребован. Он может занять место в отделе продаж в компании, которая поставляет медицинское оборудование. В таком случае специалист работает как торговый представитель с соответствующими возможностями карьерного роста.
Выбираем вуз и страну для поступления
Профессии, связанные с биологией, можно осваивать в вузах на родине.
В каких учебных заведениях есть биологические профессии?
В большинстве крупных университетов функционируют факультеты биологии и химико-биологические факультеты; во всех крупных городах СНГ есть медицинские вузы.
Для поступления в российский вуз выпускники школы должны сдать ЕГЭ, и в случае с профессиями, связанными с биологией, необходимо сдать ее как один из предметов.
Учеба в российских вузах имеет свои особенности:
- Как правило, на связанных с биологией факультетах есть бюджетные места. Что касается медицинских специальностей, особенно таких популярных, как стоматология, количество бюджетных мест неуклонно снижается, а плата за обучение растет очень быстро.
- Низкая доступность престижных вузов для выпускников школ из провинции (а их, как известно, большинство). Как только амбиции выпускника выходят за рамки обучения в местном вузе, получение высшего образования становится проблемой, ведь поступить в университет Москвы или Санкт-Петербурга очень непросто, а проживание студента в столичном городе вписывается в бюджет далеко не каждой семьи.
- Необходимость сдавать ЕГЭ, которые довольно слабо связаны со школьной программой и не отражают реальной картины знаний экзаменуемого.
- Новые перспективные специальности внедряются довольно долго и успевают потерять свою новизну.
Всех этих сложностей можно избежать, поступив в немецкий вуз:
- Учеба в вузах Германии бесплатна для всех.
- Чтобы поступить в немецкий университет, не нужно набирать баллы ЕГЭ, а вот сосредоточиться на получении реальных знаний необходимо.
- Немецкие вузы находятся в авангарде науки и ее последних достижений; тут можно приобрести действительно новую перспективную специальность;
- В вузах Германии развитая научная-практическая база, а для биологических профессий самостоятельная научно-исследовательская работа жизненно необходима.
- Германия – страна с высокоразвитой экономикой, а это значит, что уровень защищенности каждого проживающего, в том числе, иностранного студента, очень высок. Студенты пользуются большим количеством льгот, могут пользоваться общежитием, получать стипендию и легально подрабатывать, получая деньги, вполне достаточные для жизни.
- Немецкий диплом позволяет практиковать в Германии, но и в странах СНГ он престижен и позволяет моментально отстроиться от конкурентов.
Информация к изучению: Подбор программ обучения в немецких вузах
Трудоустройство и зарплата
Оклад биохимика в государственных учреждениях небольшой. Поэтому квалифицированные специалисты предпочитают трудоустраиваться в коммерческом секторе, где предлагают более высокую зарплату. Представителя этой профессии ждут в частных лабораториях и клиниках, на фармацевтических производствах и в сельскохозяйственных компаниях (профиль деятельности – семеноводство, животноводство, промышленное выращивание и селекция аграрных культур).
Средняя заработная плата специалиста в России составляет порядка 55 тысяч рублей. Минимальная – примерно 19 тысяч рублей. Максимум, на который может рассчитывать биохимик, согласно информации на сайтах вакансий, – почти 93 тысячи рублей. На уровень зарплаты влияет не только место работы, но и регион. Традиционно в Москве и Санкт-Петербурге оплата труда выше, чем в регионах.
Обязанности технолога
Та работа, что входит в обязанности технолога на производстве, четко регламентируется в договоре. Кроме того, там указываются основные права и ответственность. Этот документ сотрудник подписывает, когда только устраивается на работу. В дальнейшем он должен строго придерживаться поставленных нормативов. В противном случае начальник предприятия имеет полное право уволить работника за несоблюдение Трудового Кодекса Российской Федерации.
Обязанности технолога на производстве включают в себя множество различных задач. Как правило, его работа зависит от сферы деятельности компании, но имеются общие функции для любого типа предприятия.
Инженер-технолог:
- организовывает выпуск продукции, способной конкурировать с другими ее видами на экономическом рынке;
- внедряет современные методы и технологии в производство выпускаемой продукции с видением дальнейших перспектив и увеличения выпуска;
- устанавливает крайние сроки сдачи продукции;
- разрабатывает новую нормативную и методическую документацию согласно деятельности предприятия;
- составляет экспериментальные программы по возможному совершенствованию процесса выпуска продукции, а также непосредственное участие в их проведении, принимая решения по необходимости внедрения новых технологий в производство;
- следит за правильной интерпретацией, а также следованию техники безопасности другими служащими на рабочем месте;
- проводит исследование и изучение мирового опыта в сфере деятельности компании и разрабатывает план по увеличению и улучшению производства;
- анализирует причины возможного брака продукции, а также разрабатывает программу по их минимизации;
- принимает участие в патентовании.
Кроме того, технолог должен выполнять поручения своего непосредственного начальника, не регламентируемые должностными инструкциями.
Особенности профессии
Биофизики отлично знают все естественнонаучные дисциплины: биология, физика, география, экология, физиология и иные. Они являются увлеченными научными сотрудниками, которые опираются исключительно на результат проведенных экспериментов и лабораторной работы. Биофизик проводит много времени в кабинетах и лабораториях, используя сложное оборудование, а также базовые принципы химии, прикладной математики и иных дисциплин. Он выполняет следующий объем работ:
- проводит исследования, ставит научные эксперименты;
- использует профессиональное оборудование, компьютерные программы, инновационные технологии;
- фиксирует и анализирует результаты, занимается написанием научных трудов;
- изучает влияние окружающих факторов как на отдельные живые организмы, так и на биологические системы в целом;
- работает с пациентами;
- занимается исследованием физико-биологической структуры организмов;
- производит физический анализ внутренних органов, рассматривает вопросы прочности тканей.
Круг обязанностей зависит от сферы деятельности, а также от полученного образования. Профессия подходит для женщин и мужчин, отличающихся склонностью к естественнонаучным дисциплинам. Биофизики получают солидный оклад, могут попробовать свои силы не только в научной, но и в коммерческой деятельности.
Описание программы:
Современная медицина становится все более технически оснащенной и все больше опирается на лабораторную и инструментальную диагностику. Глубокому освоению этих аспектов медицины посвящены специальности группы «Фундаментальная медицина» — «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика».
Образовательные программы «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика» (специалитет) реализуются в Институте естественных наук и математики УрФУ, департамент биологии и фундаментальной медицины. Обучение по ним длится 6 лет. По окончании выпускник получает квалификацию «Врач-биохимик» или «Врач-биофизик», соответственно.
Традиционно, в нашей стране выпускник медицинского вуза получал возможность самостоятельно работать врачом только после прохождения первичной специализации в интернатуре или ординатуре. Сегодня положение радикально изменилось. Согласно действующему законодательству, выпускник по специальности «Медицинская биохимия» может работать врачом клинической лабораторной диагностики, а выпускник по специальности «Медицинская биофизика» — врачом функциональной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях сразу по окончании вуза. Это значит, что врач-биохимик будет допущен к выполнению и контролю качества разнообразных лабораторных исследований, а врач-биофизик – к инструментальной оценке функций организма пациента с целью диагностики заболеваний, например электрокардиографии, электроэнцефалографии и других методик.
Для более глубокого освоения специальности в Российской Федерации предусмотрена постдипломная подготовка в виде клинической ординатуры (2 года). У выпускника ординатуры появляются дополнительные возможности и более узкие специализации. В частности, врачу-биохимику можно пройти ординатуру по специальностям «Бактериология», «Вирусология», «Лабораторная генетика», «Судебно-медицинская экспертиза». Врач-биофизик получает возможность пройти ординатуру по вышеперечисленным специальностям, кроме «Судебной медицины», а также по «Клинической лабораторной диагностике», «Ультразвуковой диагностике».
Обучение по специальностям «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика» отличается от подготовки врача по традиционным для медицинских вузов специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», бóльшим количеством предметов фундаментального медико-биологического и физико-химического направления (биология клетки, антропология, общая, биоорганическая, аналитическая и физическая химия, биохимия человека и медицинская биохимия, общая и медицинская биофизика и др.) и меньшим количеством часов клинических дисциплин
Важно понимать, что квалификация врача-биохимика и врача-биофизика не дает права заниматься непосредственным лечением больных, а только лабораторными и инструментальными исследованиями. Однако в сферу профессиональных интересов врача-биохимика и врача-биофизика входит не только повседневная работа в больницах, но и научная работа в вузах и НИИ, в частности создание новых лекарственных препаратов, разработка новых методов инструментальных исследований
Поэтому, если для вас представляет интерес работа на стыке медицины и фундаментальных естественнонаучных дисциплин, возможность постоянного совершенствования знаний и умений в этих областях, то ваш выбор «Медицинской биохимии» или «Медицинской биофизики» вполне оправдан.
Подробнее с учебными планами и образовательными стандартами специальностей вы можете ознакомиться на нашей странице.
Перспективность профессии
Перед теми, кто сегодня получает специальность биохимика, открываются широкие возможности для профессионального роста и трудоустройства. Темпы развития биологии, биоинженерии, биоинформатики, биотехнологий и медицины сейчас поистине впечатляют: чуть ли не ежедневно мы узнаем о новых разработках и достижениях в этих сферах. Биохимик востребован в каждой из них. Такой специалист может стать ученым-исследователем, химиком-аналитиком, биомедиком, техником в лаборатории, токсикологом. И это лишь малая часть должностей, которые доступны для представителя этой профессии.
Высококвалифицированные биохимики – на вес золота в генетических исследованиях и изучении стволовых клеток, реакций организма на аллергены и медикаменты, в разработке методов повышения урожайности аграрных культур. Без них невозможен прогресс в фармакологии, иммунологии, токсикологии, а также в биоинформатике, экологии и даже криминалистике. Резюмируя, можно утверждать, что эта профессия будет востребована еще долгие годы.
Знания и навыки
Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии – технологию получения металла из руды.
Среднее профессиональное образование
Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.
Специальности:
- «химическая технология органических веществ»;
- «химическая технология неорганических веществ»;
- «переработка нефти и газа»;
- «коксохимическое производство»;
- «электрохимическое производство»;
- «биохимическое производство»;
- «технология разделения изотопов»;
- «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
- «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
- «аналитический контроль качества химических соединений» и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
- Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
- Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
- Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
и многие другие ссузы в разных регионах России.
Начальное профессиональное образование (НПО)
НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.
Рабочие профессии:
- «лаборант-аналитик»;
- «лаборант-эколог»;
- «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
- «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
- «аппаратчик-оператор экологических установок»;
- «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.
Ссузы (техникумы, колледжи):
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
- Пермский краевой колледж «Оникс».
- Профессиональное училище №36 Ростовской области
и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.
Профессиональные обязанности биотехнолога
Специалист-биотехнолог должен быть готов к следующим видам деятельности:
- разработка состава новых продуктов и описание технологии реализации;
- участие в испытании новых методов, препаратов и лабораторного оборудования;
- структурирование работы, ведение подробных отчетов о проведенных опытах и проектах, формирование документации;
- разработка технико-экономических показателей препаратов;
- контроль всех этапов технологических операций;
- активное участие в обмене международным опытом с коллегами;
- постоянное повышение квалификации — как собственной, так и всей проектной группы.