Слова, которые мы напрасно пишем с большой буквы

Содержание:

ВУЗ или вуз, как правильно пишется?

Слово «вуз» пра­виль­но пишет­ся строч­ны­ми (малень­ки­ми) бук­ва­ми. С про­пис­ной бук­вы напи­шем это суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода, если оно начи­на­ет пред­ло­же­ние.

Определим, как пра­виль­но пишет­ся сло­во ВУЗ или вуз, про­пис­ны­ми бук­ва­ми или строч­ны­ми, соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка.

Интересующее нас сло­во явля­ет­ся аббре­ви­а­ту­рой, то есть слож­но­со­кра­щён­ным сло­вом. Основой это­го линг­ви­сти­че­ско­го тер­ми­на счи­та­ет­ся латин­ское при­ла­га­тель­ное brevis, что зна­чит «корот­кий». А далее на базе его обра­зо­ва­лось ита­льян­ское сло­во abbreviatura, кото­рым обо­зна­ча­ют­ся корот­кие сло­ва, состо­я­щие из началь­ных букв (зву­ков) или началь­ных эле­мен­тов сло­во­со­че­та­ния, напри­мер:

  • АТС — авто­ма­ти­че­ская теле­фон­ная стан­ция;
  • АЭС — атом­ная элек­три­че­ская стан­ция;
  • ПТУ — про­фес­си­о­наль­ное тех­ни­че­ское учи­ли­ще;
  • СНГ — Содружество Независимых Государств;
  • сель­маг — сель­ский мага­зин;
  • орг­ко­ми­тет — орга­ни­за­ци­он­ный коми­тет;
  • спец­кор — спе­ци­аль­ный кор­ре­спон­дент.

Как вид­но из напи­са­ния, слож­но­со­кра­щен­ные сло­ва, состо­я­щие из назва­ний началь­ных букв, пишут­ся про­пис­ны­ми бук­ва­ми неза­ви­си­мо от того, обра­зо­ва­ны ли они от имен соб­ствен­ных или от нари­ца­тель­ных суще­стви­тель­ных.

Главные отличия академии

Принципы преподавания у академии и университета одинаковые, как и требования к абитуриентам. Академии также предлагают студентам получить первое и послевузовское образование.

Главное отличие данного типа ВУЗа в том, что в нем подготавливают кадры только по одному направлению, к примеру, технические специальности, математические науки, искусство и т.д. В свою очередь, университеты предлагают своим абитуриентам полный спектр профессий, которые только есть на рынке труда.

На территории России чаще всего встречаются экономические и юридические академии. Самые крупные из них могут содержать при себе полноценный университет.

Чем отличается институт от университета?

Часто абитуриенты не понимают разницу между двумя этими понятиями, называя какой-либо вуз институтом, даже если при этом он является государственным университетом, готовящим студентов по множеству направлений. Или, наоборот, студенты узкопрофильного института коротко зовут свое учебное заведение «универом».

Поступая в вуз, важно видеть принципиальные отличия разных учреждений и, кроме того, знать точное название того из них, куда вы собираетесь поступать. Итак, чем отличается универ от института?

  • Институт уже целен сам по себе как образовательное учреждение, а университет может являться системой нескольких институтов.
  • Университет имеет в своем наборе целый ряд профессий и специальностей, в то время как в институте обучение ограничивается одной областью.
  • Научная деятельность университетских работников должна охватывать множество сфер. Здешние сотрудники ответственны за фундаментальные исследования, которые впоследствии будут использоваться как методический материал в других вузах.
  • В обязанности университета входит проведение курсов повышения квалификации специалистов. Подобные программы в институте не возбраняются, но это, скорее, инициатива, чем обязательство.

Для того чтобы институт приобрел статус университета, ему нужно расширить штат научных работников, обогатить местные аудитории современными техническими средствами обучения, усовершенствовать библиотечную систему и, самое главное, ввести разные специальности и направления.

Что такое университет?

Термин «университет» появился в Средние века. Тогда так называли группу учителей и их учеников, которые жили вместе и осваивали всяческие науки. Сейчас этот тип вуза не потерял своего первобытного назначения — он служит для того, чтобы студенты изучали самые разнообразные сферы под крышей одного заведения. Это то, чем отличается институт от университета — многопрофильность последнего.

Как правило, современный университет имеет сложную структуру. Он делится на факультеты, которые, в свою очередь, состоят из кафедр. Каждый факультет управляется своим деканом, а на кафедрах есть заведующие. При этом контроль за всем вузом, часто имеющим несколько корпусов, лежит на ректоре университета.

Требования к университету достаточно высоки. Например, 60% преподавателей должны обладать ученой степенью, а на сотню студентов-очников должно приходится не менее 4 аспирантов. Объем финансирования университета по сравнению с другими учебными заведениями очень большой — 10 млн. руб. на 5 лет. К слову, в институте это цифра в 5 раз меньше.

Отличия между университетом и институтом

Разница между институтом и университетом состоит в организации учебного процесса и в целом образовательной деятельности:

  • обучение в институтах более узкопрофильное;
  • университеты проводят переподготовку кадров, разрабатывают программы по повышению квалификации;
  • институты не обязаны вести прикладные и фундаментальные исследования;
  • в университете обязательно наличие большой научной библиотеки и технической базы.

Университеты имеют более высокий статус и по полномочиям превосходят институты.

Университеты предлагают студентам современную материально-техническую базу, сильный педагогический состав, возможность повышения квалификации и продолжения обучения в аспирантуре. Поэтому абитуриенты, которые планируют не только получить образование, но и заниматься научной работой, должны стремиться к поступлению в вузы, имеющие статус университета.

Как пишутся аббревиатуры

Есть 3 варианта написания аббревиатур: прописными буквами, строчными буквами, прописными и строчными.

Прописными буквами

пишется большинство аббревиатур, среди которых:

  • буквенные, то есть читаемые по названиям букв (КВН, СССР, ФБР);
  • звуковые, то есть читаемые по звукам (ЕГЭ, МИД, ООН);
  • буквенно-звуковые, то есть читаемые в одной своей части по названиям букв, а в другой по звукам (ГИБДД, ЦДСА, ЦСКА);
  • заимствованные звуковые (НАТО, ФИФА, ЮНЕСКО).

Строчными буквами

пишутся некоторые звуковые аббревиатуры, которые, скорее, принято считать исключениями: вуз, втуз, дзот, дот, роно.

А также производные от звуковых аббревиатур путём присоединения суффикса: гаишник, ооновский, эсэмэска.

Два равнозначных варианта написания имеют аббревиатуры: ЗАГС/загс и НЭП/нэп.

Прописными и строчными буквами

пишутся аббревиатуры в следующих случаях:

  • при склонении звуковых аббревиатур окончания пишутся строчными буквами (постановка МХАТа, работать в ОМОНе, увлекаться КВНом);
  • в приставочных, сложных словах и составных наименованиях буквенные и звуковые аббревиатуры сохраняют прописные буквы (мини-ГЭС, суперЭВМ, СМС-рассылка);
  • в сложносокращенных словах смешанного типа, то есть аббревиатура + усечённая основа слова, инициальная часть обычно пишется прописными буквами, а усечённая — строчными (ГлавАПУ, КамАЗ, НИИхиммаш), НО: ГОСТ, СИЗО, Днепрогэс и другие — следует проверять по словарю;
  • если в аббревиатуре есть союз «и», он пишется строчной буквой (АиФ, МиГ, ЧиП);
  • аббревиатурные собственные наименования, состоящие из названий букв иноязычного алфавита, соединенных с помощью дефиса, — с заглавной буквы (Ай-би-эм, Би-би-си, Си-эн-эн).

Ну и немного примеров для тренировки:

ВВП, ВДНХ, ГАИ, ГИА, ГИБДД, ГРЭС, ГЭС, ДПС, ЕГЭ, ЖКХ, ЗИЛ, КАД, КГБ, МГУ, МКАД, МХАТ, МЧС, НИИ, НЛО, ОМОН, ОСАГО, ПДД, ПТУ, РАН, РЖД, РФ, СВЧ, СМИ, СССР, США, ТЭЦ, ТЮЗ, ФАНО, ФБР, ФИА, ЦЕРН, ЦК, ЦУМ, ЭВМ.

Антиспидовый, втуз, вуз, гаишник, дзот, дот, кавээнщик, мидовцы, мхатовец, омоновец, ооновский, роно, тассовский, тюзовский, эсэмэска.

МГД-генератор, за МКАДом, микроГЭС, мини-ЭВМ, рабочие ЗИЛа, СМС-сообщение, УКВ-передатчик, в ТЮЗе, УВЧ-терапия, МВ-печь, представительство МИДа, СВЧ-лучи, ТВ-вещание, ВИЧ-инфекция, УФ-лампа, по КАДу, ДНК-содержащий.

Источник статьи:

Правило 1. Сначала выберите профессию

Многие ребята начинают свой путь абитуриента с поиска вуза: выбирают самый престижный или тот, что ближе к дому. Но что если на желаемый факультет в этом институте не окажется мест или вы не пройдёте по конкурсу?

В условиях ограниченного времени на подачу документов абитуриентам порой приходится «брать, что дают». А пять лет учиться нелюбимому делу и тратить силы на поиск работы не по специальности — незавидная перспектива.

Правильный путь, который поможет выбрать вуз: как можно раньше пройти профориентацию. В «Домашней школе Фоксфорда» дети с пятого класса могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты и развиваться в тех сферах, которые им наиболее интересны. Определиться с направлением обучения помогает профориентационное тестирование и консультации со специалистами.

Совет от наставника Татьяны Ивановой: «Ориентируйтесь на предмет, который вам нравится или, по крайней мере, не вызывает трудностей. У меня это была химия. Мой папа работает в химической промышленности, он часто брал меня на специализированные выставки. Меня это очень вдохновляло. Теперь я учусь в МГУ на химическом факультете».

Зная заранее, чем хочется заниматься, в 11 классе вы сможете просто открыть и выбрать факультет по душе и дальше уже выбирать университет по предмету.

Как правильно пишутся названия высших учебных заведений?

Ошибки в названиях высших учебных заведений особенно частотны и особенно несимпатичны. Дей­ствительно, учиться в вузе, окончить вуз и не знать, как пишется название родной alma-mater и стыдно, и обидно. При составлении резюме, написании авто­биографии очень часто все слова в названии учебно­го заведения пишутся с заглавной буквы: Московский Государственный Университет, Сибирский Государст­венный Университет Путей Сообщения, Дальневосточ­ный Федеральный Университет.

Видимо, значимость слов государственный, федеральный, университет за­ставляет думать о том, что они непременно должны писаться с большой буквы.

Возможно, ориентация на расшифровку аббревиатуры заставляет каждое слово названия ошибочно писать с заглавной буквы. Зачас­тую ошибочное написание можно увидеть не только на обложках курсовых и дипломных работ студентов, но и на первых страницах их зачётных книжек.

«Первое слово дороже второго», — так говорят маленькие дети, если возникает какая-либо спорная ситуация. В названии учебного заведения шутливое выражение «первое слово дороже второго» означает только одно: с заглавной буквы пишется первое слово названия, например: Дальневосточный федеральный университет, Сибирский государственный универси­тет путей сообщения, Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет.

Если не следовать этому общему правилу, то в напи­сании одного только названия вуза можно сделать не одну, а сразу несколько орфографических ошибок, если все слова писать с заглавной буквы: Балтийский Феде­ральный Университет Имени Иммануила Канта. Не­справедливо считать ошибки такого рода недостаточно серьёзными, незначительными. В сущности, эти ошиб­ки — то же самое, что, например, четыре ошибки в слове ещё (исчо). Балтийский федеральный университет име­ни Иммануила Канта — таково грамотное написания названия вуза, где с прописной буквы пишутся первое слово и, естественно, имя и фамилия учёного.

Правило «первого слова» действует в названии лю­бого учебного заведения, например: Екатеринбургское суворовское училище, Московский кадетский корпус ге­роев космоса, Московский институт международных отношений.

Аналогичное правило действует при написании иностранных учебных заведений: Бостонский универ­ситет, Нью-Йоркский университет, Кембриджский университет, Пекинский университет, Токийский тех­нологический институт.

Итак, в названии высшего учебного заведения первое слово пишется с прописной буквы.

ВУЗ или вуз, ЗАГС или загс?

Всем добрый день! Наверняка многие из вас задумывались, как правильно пишутся эти слова. Сегодня мы узнаем ответ на этот вопрос. Заодно начнём путешествие в царство аббревиатур.

Сначала напомню о нашем опросе, который я разместил в предыдущей публикации . Его цель — узнать мнение читателей о гипотетическом изменении некоторых литературных норм. К сожалению, ответов пока не так много, как хотелось бы (чуть больше сотни). Поэтому результаты подведу позже. И прошу вас смелее участвовать в опросе, он всё равно анонимный.

А теперь перейдём к основной теме.

Перед тем как ответить на вопрос в заголовке, вспомним, что такое аббревиатура. Это условное сокращение, которое состоит из следующих частей:

  • из первых букв: СССР, СНГ, МГУ;
  • из первых звуков сокращаемых слов ( ООН, МИД );
  • из начальных и конечных элементов сочетаемых слов ( роддом, горисполком ).

Первые два типа аббревиатур называют инициальным, третий — сложносокращённым. Ещё есть смешанные вроде РосНИИ ( Российский научно-исследовательский институт).

Инициальные аббревиатуры бывают звуковыми, которые читаются как одно слово (МХАТ, РАН), буквенными, которые произносятся по названию начальных букв (МГУ, СНГ), и буквенно-звуковыми (ЦСКА).

Все они пишутся большими (заглавными) буквами. Кроме некоторых сокращений. Например, по традиции ЗАГС может писаться ещё и маленькими — загс . Цитата из Орфографического словаря РАН под ред. В. В. Лопатина:

Расписаться в загсе, пойти в загс, зарегистрироваться в загсе и др.

ВУЗ или вуз?

Вспоминаем слово «исключения». Сокращение «вуз» относится к ним и пишется маленькими буквами. От него образовывается прилагательное «вузовский» ( вузовская программа, вузовский преподаватель ), существительные «вузовец» и «вузовка».

Со временем «вуз» стал восприниматься как обычное существительное мужского рода, а не сокращение, поэтому и попал в разряд исключений. Цитата из того же Орфографического словаря:

Причём эта норма отнюдь не новая. «Вуз» упоминается в 17-томном БАС, который издавался аж в начале 50-х годов (ССРЛЯ, если другими словами), а также в словаре Ушакова конца 30-х гг.

Помимо вуза , в орфографическом справочнике В. В. Лопатина маленькими буквами рекомендуют писать втуз (высшее техническое учебное заведение) , дот (долговременная огневая точка ) и дзот (деревоземляная огневая точка). Такая же традиция установилась и для ссуз — среднее специальное учебное заведение.

И помним, что вуз, ссуз, школу и любое другое учебное заведение оканчивают , а не заканчивают.

Таким образом, мы пишем вуз , но можем выбирать между загс и ЗАГС . А какое написание привычнее вам?

Источник статьи:

«Специальность „Русский язык“», «Кафедра „Математики“» — так правильно писать?

С написанием названий специальностей, кафедр и учебных курсов связаны два вопроса:

  • С маленькой или большой буквы писать?
  • Нужны ли кавычки ?

В первую очередь исключим из рассмотрения примеры оформления титульных листов всяких курсовых, дипломных и других учебных и научных работ. В каждом вузе принят свой подход и наверняка на кафедре выдадут нужный образец.

Нас интересует, как это всё писать в обычных текстах. Например, когда в интервью человек говорит, что он получил такую-то специальность и работал на такой-то кафедре.

  • Общий принцип употребления прописной буквы — выделение некого имени собственного. С этой точки зрения названия специальностей не нуждаются в написании с больших букв : это не уникальные наименования, они однотипны во всех учебных заведениях по всей стране. Пишем с малой буквы, а в кавычки заключаем потому, что название не согласовано с определяемым словом «специальность»: Международный сертификат по специальности «юриспруденция».
  • Названия кафедр тоже пишутся с малой буквы , но обычно не заключаются в кавычки , так как согласуются со словом «кафедра» (стоят в родительном падеже): Кафедра русского языка, кафедра иностранных языков, кафедра органической химии .
  • К названию учебных курсов применим такой подход. Если говорится в общем смысле — курс по какой-то специальности, то пишем без всяких выделений : Прослушал курс психологии .Вместе с тем курсы могут иметь собственные названия. Например, специальность «режиссура» есть во многих вузах страны, а сам курс при этом может называться по-разному: допустим, «Основы режиссуры» , «Режиссура. Базовый курс» , «Режиссура в театрах» и т. п. Индивидуальные же названия традиционно пишем в кавычках с большой буквы.

Прочитайте другие наши статьи об орфографии или подпишитесь на «По правилам» в Telegram , Facebook , «ВКонтакте» . Нажмите палец вверх и «Подписаться на канал», чтобы чаще видеть наши заметки в «Дзене».

Источник статьи:

Что такое вуз

Аббревиатура вуз расшифровывается как высшее учебное заведение и используется для наименования организаций, обучающих студентов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Вуз – это единственное учреждение, имеющее право выдавать выпускникам дипломы о высшем профессиональном образовании. Документы государственного образца могут вручать только аккредитованные на федеральном или региональном уровне заведения, в том числе и негосударственные; дипломы собственных форматов вправе выдавать вузы, имеющие лицензию департаментов образования.

Отличие университета от института проявляется при сравнении четырех факторов, влияющих на статус заведения:

  • квалификации преподавателей;
  • числа учащихся в аспирантуре;
  • количества профилей обучения;
  • объема научной деятельности.

Обучение в вузе

Существуют два принципиально разных определения влияния статуса заведения, в котором учится студент. У выпускника, окончившего разные вузы, возможности трудоустройства различные. Некоторые убеждены, что нет разницы между университетским дипломом и институтским, но работодатель заинтересован в способностях потенциального работника и смотрит на его документ об образовании.

К слову, это мнение часто подтверждают выпускники, которые хотят достичь определённых профессиональных высот. Действительно, университет, как и институт, обеспечивает базовое образование, обучение в обоих вузах гарантирует получение диплома. Во многих рабочих сферах есть возможность оценить образование в конкретном учреждении.

В то же время институт обладает огромным потенциалом для получения хорошего образования, ведь там более прогрессивная материально-техническая база, сильные преподаватели и лучшие возможности для повышения образовательной ценности. В результате абитуриенты, которые мечтают о карьере и планируют чего-то достичь в своей профессиональной деятельности, хотят попасть в вуз, имеющий статус института, а не академии или колледжа. Речь идёт не только о репутации, но и о возможности получения более качественных и универсальных знаний.

Таким образом, различие между терминами «университет» и «институт» состоит в том, что первое понятие является кумулятивным, обозначающим определённую категорию организаций, а второе означает особый преподавательский состав.

Если абитуриент собирается попасть в высшее учебное заведение, то он должен определить удобную для себя форму обучения. Образовательные учреждения имеют также свои ступени, структуры, филиалы и кафедры для иностранных студентов. Как правило, престижный институт располагает широким книжным хранилищем. Государственный институт имеет широкий спектр образовательных программ и научно-исследовательской работы, внутри заведения можно переводиться с одного отделения на другое.

Если абитуриент на 100% уверен в факультете, считает, что выбранная профессия ему подходит, и его мнение не изменится через 5 лет, тогда можно поступить в университет или институт. Но в любом случае нет гарантии, что выпускнику не придется работать в тех местах, где он не планировал, а также не по своей специальности. Чтобы работа человека, окончившего вуз в России, не разочаровала его, нужно отдавать предпочтение востребованным во все времена специальностям.

Как правильно пишется, ударение в слове «иметь высшее образование»

Ассоциации к слову «образование&raquo

Предложения со словосочетанием «иметь высшее образование&raquo

К одногодичникам-вольноопределяющимся – некоторые из них, как и мы, два курсанта, окончили среднюю школу, другие уже имели высшее образование – присоединились в ноябре новобранцы, призываемые на два года.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «иметь высшее образование»

Надежда Антоновна. Да зачем ей, скажите, мой друг, зачем ей иметь понятие о вещах, которые всем известны? Она имеет высшее образование . У нас богатая французская библиотека. Спросите ее что-нибудь из мифологии, ну, спросите! Поверьте, она так хорошо знакома с французской литературой и знает то, о чем другим девушкам и не грезилось. С ней самый ловкий светский говорун не сговорит и не удивит ее ничем.

Значение слова «иметь&raquo

ИМЕ́ТЬ , –е́ю, –е́ешь; несов., перех. 1. Владеть чем-л. на правах собственности. Иметь машину. Иметь большую библиотеку. (Малый академический словарь, МАС)

ВЫ́СШИЙ , –ая, –ее. 1. Превосх. ст. к прил. высокий (в 3 и 4 знач.). (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «образование&raquo

ОБРАЗОВА́НИЕ 1 , -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. образовать 1 и образоваться 1 . Образование государства. Образование водяных паров.

ОБРАЗОВА́НИЕ 2 , -я, ср. 1. Процесс усвоения знаний; обучение, просвещение. Право на образование. Народное образование. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Значение слова «иметь&raquo

ИМЕ́ТЬ , –е́ю, –е́ешь; несов., перех. 1. Владеть чем-л. на правах собственности. Иметь машину. Иметь большую библиотеку.

Значение слова «образование&raquo

ОБРАЗОВА́НИЕ 1 , -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. образовать 1 и образоваться 1 . Образование государства. Образование водяных паров.

ОБРАЗОВА́НИЕ 2 , -я, ср. 1. Процесс усвоения знаний; обучение, просвещение. Право на образование. Народное образование.

Предложения со словосочетанием «иметь высшее образование&raquo

К одногодичникам-вольноопределяющимся – некоторые из них, как и мы, два курсанта, окончили среднюю школу, другие уже имели высшее образование – присоединились в ноябре новобранцы, призываемые на два года.

Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Высшее образование

Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.

Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.

Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.

Что такое университет

Университет – это вуз, проводящий подготовку студентов по ряду несмежных направлений, например, по лингвистике, математике и географии. Такая учебная организация осуществляет курсы повышения квалификации, обязательно ведет научную деятельность. Отличительная черта – высокий методический уровень преподавания всех дисциплин.

Основные требования, предъявляемые к университетам:

  1. Не меньше четырех аспирантов на каждую сотню учащихся.
  2. Научные исследования должны проводиться как минимум по пяти направлениям.
  3. Более 60 % преподавателей обязаны иметь научные звания, ученые степени, публикации в специализированных изданиях.
  4. Использование инновационных подходов, наличие электронной научной библиотеки.

Зачем нужны филиалы?

Большинство абитуриентов отдают предпочтение вузам, расположенным в крупных городах России. Здесь хотят учиться как жители столицы, так и приезжие из провинций. Однако не многие из них задумываются, что получить диплом престижного университета можно не только в Москве или Питере.

Сегодня практически все крупные высшие учебные заведения имеют целую сеть филиалов, раскиданных по всей стране и даже ближнему зарубежью. В филиалы поступить гораздо проще, чем в головной вуз.

Многие путаются в назначении филиалов и институтов, считая их почти одним и тем же. Но это не так. Последние продолжают оставаться узкопрофильными учебными заведениями. Филиалы — это те же университеты, но расположенные в отдаленных городах. Их статус выше — на всех документах стоит название головного вуза. Вот чем филиал отличается от института.

Что такое институт?

Первые институты в России появились не так давно, а потому вопросов по поводу того, как они функционируют, сегодня возникает больше всего. Тем не менее, это очень популярный среди абитуриентов вуз.

По объему работы, которая ведется в институте, это образовательное учреждение занимает начальную ступень во всей системе высшего образования. Здесь студентов готовят к определенному роду деятельности. Существуют, например, военные институты, где обучение студентов и научная работа преподавателей ограничиваются военной тематикой. Принципиальное отличие института от университета в том, что первый не является методическим центром. Более того, зачастую институт подчиняется другому вузу — академии или университету.

Специальность, кафедра, курс 🎓

С написанием названий специальностей, кафедр и учебных курсов связаны два вопроса:

  • С маленькой или большой буквы писать?
  • Нужны ли кавычки?

Справочники по орфографии Розенталя и Лопатина указаний на этот счет не содержат. Попробуем применить общие правила к этим конкретным случаям.

В первую очередь исключим из рассмотрения примеры оформления титульных листов всяких курсовых, дипломных и других учебных и научных работ. В каждом вузе принят свой подход и наверняка на кафедре выдадут нужный образец.

Нас интересует, как это всё писать в обычных текстах. Например, когда в интервью человек говорит, что он получил такую-то специальность и работал на такой-то кафедре.

  1. Общий принцип употребления прописной буквы — выделение некого имени собственного: личного имени человека, уникального названия организации, предприятия, книги, песни и т. п.

С этой точки зрения названия специальностей не нуждаются в написании с больших букв: это не уникальные наименования, они однотипны во всех учебных заведениях по всей стране. Ты можешь учиться «на журналиста» в столичном или провинциальном вузе, специальность будет одна — «журналистика».

Итак, пишем с малой буквы, а в кавычки заключаем потому, что название не согласовано с определяемым словом «специальность»:

Международный сертификат по специальности «юриспруденция».

Названия кафедр тоже пишутся с малой буквы, но обычно не заключаются в кавычки, так как согласуются со словом «кафедра» (стоят в родительном падеже):

Кафедра русского языка, кафедра иностранных языков, кафедра органической химии.

К названию учебных курсов применим такой подход. Если говорится в общем смысле — курс по какой-то специальности, то пишем без всяких выделений:

Прослушал курс психологии.

Вместе с тем курсы могут иметь собственные названия. Например, специальность «режиссура» есть во многих вузах страны, а сам курс при этом может называться по-разному: допустим, «Основы режиссуры», «Режиссура. Базовый курс», «Режиссура в театрах» и т. п. Индивидуальные же названия традиционно пишем в кавычках с большой буквы.

Поэтому не удивляйтесь, если в тексте будет по-разному вроде бы об одном и том же: получил диплом по специальности «режиссура», защищался на кафедре режиссуры, прослушал в университете курс «Режиссура» или курс режиссуры.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

Редакторское бюро «По правилам» , 2009–2020

Источник статьи: http://popravilam.com/blog/048-specialnost-kafedra-kurs.html

Что такое институт

Институт – это вуз, на нескольких факультетах ведущий подготовку по специальностям определенной области. Нередко он относится к категории ведомственных заведений или входит как структурное подразделение в другие учреждения, например, институт экономики при университете. В таких организациях может проводиться научная и исследовательская работа.

Основные требования, предъявляемые к институтам:

  1. Не меньше двух аспирантов на сто учащихся.
  2. Минимум 55 % преподавателей должны иметь научную степень и звание.
  3. Использование инновационных способов преподавания.
  4. Проведение научных исследований (необязательный пункт).

Правило 3. Изучите понравившиеся вузы

Чем больше вы узнаете про учебные заведения «на берегу», тем проще будет плыть по волнам студенческой жизни.

Информацию для выбора вуза можно черпать:

В официальных источниках, скорее всего, всё будет радужно, а народные отклики, напротив, могут сгущать краски. Анализируйте и систематизируйте данные, и вы обязательно найдёте свой идеальный вуз.

Совет от наставника Ирины Фомичёвой, мамы выпускницы «Домашней школе Фоксфорда»: «В каждом вузе своя атмосфера: одни академичные, другие — более свободные. Дни открытых дверей — прекрасная возможность почувствовать, чем дышит альма-матер, и посмотреть на тех, кто уже там учится, насколько вы вписываетесь в это сообщество (или хотите быть таким же). Например, когда моя дочь выбирала вуз, то сразу загорелась “Физтехом”».

Желаем удачи!

<<Форма с консультацией>>

Классические модели университетов

Развитие научно-технических знаний и индустриально-промышленный прогресс требовали иного подхода к высшему образованию. Так начинают появляться новые модели университетов, которые сейчас называются классическими.

Среди наиболее популярных классических моделей университетов можно назвать следующие:

  • модель университета Гумбольдта;
  • модель университета Ньюмена;
  • континентальная модель университетов;
  • модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0».

Давайте более подробно рассмотрим каждую из перечисленных моделей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Один из старейших университетов Великобритании — Кэмбридж

Модель университета Гумбольдта

Данная модель университета возникла в начале XIX века благодаря немецкому философу, общественному деятелю и основателю Берлинского университета Вильгельму фон Гумбольдту. Она привнесла идею всеобщего обучения, так как ориентировалась на средний класс. Основная цель — объединить искусство, науку и исследования, чтобы дать человеку целостное академическое образование, сделать его гражданином мира.

Студенты в таких университетах могли сами выбирать образовательные предметы, а после обучения выходили в свет квалифицированными специалистами с широким кругом знаний.

Модель университета Ньюмена

Джон Генри Ньюмен — видный английский учёный и богослов, который написал книгу «Идея университета». Именно его размышления, изложенные в данном труде, и заложили основы образовательной модели, получившей его имя.

Какие самые главные тезисы можно выделить в модели Ньюмена:

  • развивается гуманистическая педагогика, которая направлена на развитие личности;
  • делается ставка на научную, интеллектуальную функцию университета;
  • создаются условия для саморазвития и реализации студентов;
  • предоставляется свобода в выборе академических предметов и учебного пути.

Континентальная модель университетов

Континентальная модель университетов получила распространение в XX веке в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швейцария и Россия. Она отличается такими чертами:

  • сильное участие государства в университетской жизни;
  • обязательный акцент на чёткой специализации студентов;
  • отсутствие взаимоотношений между университетами и бизнесом;
  • широкое академическое образование;
  • строгий учебный план, от которого нельзя отходить.

Континентальная модель — предполагает глубокие специальные знания по выбранному предмету и до сих пор встречается в отдельных регионах России.

Модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0»

В прошлом веке также стали разрабатывать модели университетов, которые получили условные названия «Университет 1.0» и «Университет 2.0». Чем отличались эти классические, но уже устаревшие типы?

В рамках модели «Университет 1.0» в вузах делали основной акцент именно на получении необходимых знаний. А сам образовательный процесс шёл по стандартному шаблону.

При моделе «Университет 2.0» учащиеся получают не только специализированные, но и более широкие междисциплинарные знания. А также могут участвовать в научных исследованиях.

На основе этих моделей в будущем развиваются современные типы «Университет 3.0» и «Университет 4.0».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector