Чем отличается институт от университета и академии

Содержание:

Что выше: академия или университет? Чем отличается академия от университета

Бытует мнение, что престиж диплома напрямую зависит от статуса университета. Чем солиднее учебное заведение, тем качественнее образование и более востребован диплом. Что выше – академия или университет? Это вопрос задают многие при выборе учебного заведения. Ведь большинство стремится попасть в самые престижные вузы страны.

Итак, давайте определимся, что между ними общего и какие ключевые отличия можно выделить. Тогда определить, что выше – академия или университет, не составит никакого труда.

Высшее образование в любом случае

И академия, и университет, и институт – это высшие учебные заведения (сокращенно вузы). А вуз, в свою очередь, – место, где получают высшее образование по интересующей профессии. В России вузы бывают двух типов: государственные и частные. Некоторые из них могут иметь свои представительства и филиалы в других населенных пунктах или даже в других странах.

Каждое из высших учебных заведений (и академия, и университет, и институт) имеет собственный устав, который и позволяет ему стать автономным субъектом правоотношений. Кроме того, каждый вуз, чтобы стать таковым, должен пройти аккредитацию вне зависимости от его статуса. Только в таком случае заведение имеет право на выдачу дипломов об его окончании выпускникам.

Обучение во всех вузах может быть следующим: очным (дневным), вечерним и заочным. Кроме того, в некоторых вузах страны стали появляться отделения с аудиторным и дистанционным обучением. Сроки обучения – от трех до шести лет.

Погоня за статусом

Итак, это общие признаки, которые позволяют учебному заведению именоваться вузом. Но в чем же отличия? Как понять, что выше – академия или университет?

Ведь огромное разнообразие учебных заведений заставляет сомневаться тысячи абитуриентов. И все-таки мнение о том, что статус вуза влияет на качество и престиж диплома – ошибочно. Статус учебного заведения влияет только на то, сколько специальностей в различных отраслях и направлениях в нем можно освоить.

Что касается отличий, то здесь прежде всего необходимо разобраться, что же такое университет и академия. Разница между ними станет понятна только в таком случае.

Что говорит закон

Как известно, в России существует три формы высшего учебного заведения: университет, институт, академия. Разница между ними прямо прописана в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Часть 9 главы II содержит ряд требований, которым учебное заведение должно соответствовать, чтобы получить статус академии, университета или института. Для этого регулярно проводится специальная оценка. Следовательно, любое российское учебное заведение, имеющее сегодня статус университета, института или академии, может его поменять.

Так, например, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел, который до июня 1998 года был Академией МВД.

Такого критерия для академий и институтов нет. Если в учебном заведении проводится обучение менее чем по семи специальностям, то статус университета ему не получить. Следовательно, прямо из закона вытекает, что именно университет имеет самый высокий статус.

Университет выше, чем академия или институт.

Что выберете вы

Но это вовсе не означает, что обучение в академии или институте будет хуже, а диплом менее престижным. Ведь главное в образовании – это уровень знаний, который получают студенты, а никак не форма или статус учебного заведения.

Решите для себя сами, что лучше – быть частью ста тысяч студентов самого престижного университета страны, в котором вашей специальности отведено всего 2-3% преподавателей, или учиться в небольшой академии, в которой 90% педагогов – специалисты в вашей области? Ответ напрашивается сам.

Поэтому на вопрос о том, что выше – академия или университет, можно смело отвечать, что разницы в качестве образования или престижности диплома между ними не существует. Выпускникам российских вузов не стоит волноваться за статус своего учебного заведения.

Несмотря на то что по законодательству самый высокий ранг занимает университет, никаких льгот для его выпускников не предусмотрено. Работодателю все равно, где вы обучались – в академии, университете или институте. Ему важен уровень ваших знаний.

А статус… Это всего лишь статус.

Зачем гнаться за статусом

Только что мы рассмотрели общие характерности всех учебных заведений. Но в чем отличительные особенности каждого типа учреждения. Что лучше и выше – университет или академия?

Огромнейшее количество высших школ приводит в замешательство тысячи выпускников со средним образованием. Утверждение о том, что статус ВУЗа влияет на качество будущего диплома можно сразу откинуть – это самая распространенная ошибка. Статус зависит от того, по каким специальностям ВУЗ выпускает студентов, а если быть точным, то чем больше количество подготавливаемых профессий, тем выше положение конкретного учебного заведения.

Теперь давайте рассмотрим характерные особенности каждого типа ВУЗа.

Что описано в законодательстве

Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.

В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.

Какие предъявляются критерии оценки:

  1. В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
  2. 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
  3. Проводить исследования в 5 и более отраслях.
  4. Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
  5. В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.

Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.

Что выбрать

Все рассмотренные отличия вовсе не означают, что выбор какого-либо статуса (академия, университет или институт) прямо повлияет на престиж диплома. В результате главным в образовании так и остается именно уровень знаний, получаемый студентами.

Поэтому решите для себя сами, что лучше:

  1. Находится в обществе ста тысяч студентов самого престижного ВУЗа, где одна специальность охватывает всего 3 процента преподавательского состава.
  2. Учится в академии, где практически все учителя являются специалистами по вашей профессии.

В результате ответ напрашивается сам собой. Принципиальной разницы в трех видах статусов ВУЗов не существует. Помните, что работодателю абсолютно все равно, где вы учились – ему важен уровень ваших знаний по специальности.

Поступать ли в частный вуз?

Виктор Кудрявцев считает, что да — если он вас устраивает.

— В государственном вузе всего три формата обучения: очное, заочное и вечернее. В частном к ним добавляется дистанционное и смешанное обучение, учеба по выходным и т. д., — пояснил эксперт. — Частные университеты конкурируют с известными государственными, поэтому они более гибкие и нередко, чтобы выжить на рынке высшего образования, дают студентам профессии будущего, — пояснил эксперт. — Качество фундаментальных знаний, которые дают в частных вузах — примерное такое же, как в государственных, а качество современных знаний и навыков — нередко выше. У частных вузов, на самом деле, просто нет другого выхода кроме как готовить более квалифицированных специалистов. Другой вопрос, что не у всех это получается.

Тройка лучших вузов России

Мы поговорили о том, что такое университет. И подводя итоги, давайте выделим три самых лучших университета страны.

  • МГУ им. Ломоносова. Это неудивительно. Сильнейший университет с опытными профессорами. Знания там дают исключительные. Но и цены на обучение не самые маленькие, мягко говоря. Возможно поступление на бюджет, однако конкурс довольно высокий.
  • МГТУ им. Баумана. Как ни странно, упавший в рейтинге лучших технических университетов занимает вторую строку в списке лучших. Учиться там непросто — нужно обладать ясным техническим умом. Расценки на обучение далеко не низкие, но при условии отличных знаний велика вероятность поступить на бюджетное отделение.
  • СПбГУ. Закрывает лидерскую тройку этот университет. Конкурс здесь гораздо ниже, чем в МГУ. Да и шанс поступить на бюджет существенно повышается. Что касается платных учебных мест, то за обучение в СПбГУ придется выложить немалую сумму. Расценки не из маленьких.

Что общего у университета и института: сравнение


Институт

Если с академией все понятно и будущая специальность и сфера деятельности прослеживается в названии, то что общего у университета и института. Вот сравнение и в чем заключается сходство:

  • Образовательная категория — высшие учебные заведения.
  • Ведение научной деятельности, но в университете оно носит фундаментальный характер.
  • Поступление абитуриентов может производиться по результатам ЕГЭ и дополнительным экзаменам в образовательном учреждении.
  • Студенты получают профильное образование.
  • Преподавательским составом ведется научная деятельность.
  • Высокая квалификация преподавателей.
  • Проводятся исследования по многим сферам.
  • Инновационные методы обучения студентов.
  • Хорошая материально-техническая база для обучения студентов.

Как видите, общего между институтом и университетом также много, как и различий

При выборе ВУЗа следует обращать внимание на рейтинг образовательного учреждения. Этот аспект говорит о том, что в учебном заведении хорошее качество преподавания и из его стен выходят настоящие специалисты — грамотные и востребованные

Крупный научный центр

Долгие столетия преподавание велось на латыни, что давало возможность студентам-школярам свободно переходить из одного учебного заведения в другое. Само слово университет происходит от латинского universities — общность, совокупность. В этом его главное отличие от института (лат. institutum — учреждение, обычай, установление). В слове «универ» слышится «универсальный», что также является его отличительным признаком.

Среди высших учебных заведений университет обладает самым высоким положением, обязывающим учебное заведение вести работу не менее чем в семи областях и сферах научной деятельности.

При этом должны соблюдаться следующие нормативы:

  • как минимум на каждые 100 студентов очной формы обучения 4 аспиранта, из которых не менее 25% должны успешно защититься;
  • научная степень или звание не менее чем у 60 % профессорско-преподавательского состава;
  • инновации в преподавании и передовые разработки методов донесения учебной информации.

У многих «универов» долгая и славная история, насчитывающая века, свои уставы и автономность с элементами самоуправления.

Кроме обучения студентов эти учебные заведения ведут научно-исследовательскую деятельность по широкому спектру направлений, разрабатывают программы преподавания и занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.

Критерии и статусность института

Этот вид вузов довольно широко распространён.

Определить его можно по следующему набору критериев:

  1. Институт — учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов в одной, конкретной области. Она может относиться как к научной деятельности, так и к любой другой сфере жизни общества.
  2. После окончания обучения в институте студент становится квалифицированным работником одной из сфер жизни общества.
  3. Для прохождения студентами в период обучения министерство образования разрабатывает и тестирует образовательные программы для каждого курса каждой специальности.
  4. В целях дополнительного развития студенты институтов могут посещать различные факультативы, курсы повышения квалификации, заниматься практикой на территории учебного заведения. В некоторых институтах преподаватели даже позволяют студентам принимать участие в различных научных исследованиях или разработках, если это не мешает их учебной программе.

Чем отличается институт от университета, академии, ВУЗа: что лучше, выше, престижнее, круче?


Университет

Различия между институтом, академией и университетом малозначительная, но она все-таки существует. Многие ученики 11-х классов, которые собираются поступать в высшее учебное заведение не знают, в чем заключается эта разница. Требования к абитуриентам одинаковые, дипломы в конце обучения выдаются о высшем образовании, так в чем же разница? Что лучше, выше, престижнее и круче? Вот несколько аспектов сходства и отличий:

Институт

  • Самая первая ступень высшего образовательного процесса в России.
  • Он может быть в составе университета, а может быть отдельным образовательным учреждением.
  • Обычно большие университеты России состоят из нескольких институтов. В одном таком учреждении ведется подготовка молодых специалистов по одной профессии или отрасли.
  • В таком учреждении не производится разработка новых методик тех или иных программ. Это выполняется профессорами главного университета, к которому относится институт.

Академия

  • Чтобы повысить статус образовательного заведения до академии, ректорату учебного заведения необходимо предоставить данные на аттестацию об увеличении количества сотрудников, которые занимаются научной деятельностью. Если комиссия даст этому отчету хорошую оценку, тогда институт повышается на одну образовательную ступень и становится академией.
  • Требования к образовательным заведениям со статусом «Академия» по многим параметрам похожи на требования к институтам.
  • Отличие между академией и институтом заключается в том, что в академии научные исследования охватываются в более полноценном объеме. Не только студентами, но и преподавателями изучаются новые научные темы, пишутся диссертационные работы.
  • Специальностей в академии много, а сфера деятельности будущих специалистов определяется названием образовательного учреждения: академия сельского хозяйства, туризма, транспорта и так далее.

Университет

  •  Высшая ступень образования — это университет. Студенты получают многопрофильное образование.
  • В университете одновременно могут учиться юристы и менеджеры, строители-управленцы и специалисты в туризме, архитекторы и религиоведы.
  • Факультеты, институты — все это может быть составной частью одного университета. Это самая высокая степень развития ВУЗа.
  • Учебное заведение имеет право иметь статус «Университета», если большая часть (60%) преподавателей обладает учеными степенями и званиями. При этом научная деятельность должна вестись в более чем пяти разных отраслях.

Хороших специалистов могут подготовить и институты, и академии, и университеты

Важно не название образовательного учреждения, а качество преподавания в нем. Ведь на будущей работе будут цениться именно знания и умения молодого специалиста, а не название ВУЗа, в котором он получил образование

Универ и университет: это одно и тоже?


Студенты университета

Часто от студентов можно услышать название «Универ». Кажется, что это сокращенное название университета, которое употребляется в студенческих кругах. Но это не так, будущие специалисты могут называть «универом» любое высшее образовательное учреждение, в котором они проходят обучение. Ведь куда проще сказать не «Иду на занятия в академию», а «Иду в универ». Поэтому универ, университет, а также институт и академия — это одно и тоже.

Не выбирайте ВУЗ по названию, только потому что он называется университетом. Более разумно поступить в узкопрофильный институт с высоким рейтингом, например, на юриста, чем учиться по этой же специальности в техническом ВУЗе.

Медицинский университет

Куда податься абитуриенту, желающему стать врачом? В медицинский вуз — это понятно. Но в какой?

Лучше МГМУ им. Сеченова еще ничего не придумали. Чтобы туда поступить, нужны знания. Кроме того, профессора «Сеченовки» не станут тянуть студента за уши. Если завалил первую сессию — отчислят, не раздумывая. Из стен МГМУ не выпускают недоучек.

Неплохой медицинский университет в Ярославле. Туда ездят учиться даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Кстати, о последнем. В Петербурге тоже есть медицинский университет имени Павлова. Он входит в топ 100 университетов и занимает 24 место в рейтинге лучших вузов страны.

Рекомендации поступающим

Работодатели редко уточняют, в каком именно учебном заведении кандидат на работу должен получить высшее образование. Если у выпускника есть диплом специалиста или магистра, то он может претендовать на любую престижную должность. Бакалаврам в этом вопросе немного сложнее.

Из этого целесообразно сделать вывод, что получение высшего образования для трудоустройства не зависит от статуса ВУЗа. Принципиальной разницы между академиями, университетами и институтами нет, так что при выборе места обучения лучше руководствоваться другими критериями:

  • наличие нужной профессии;
  • стоимость обучения;
  • продолжительность программы;
  • конкурс, льготы, стипендии;
  • местоположение ВУЗа.

Не лишним будет уточнить информацию об уровне преподавания у выпускников учебного заведения.

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Что такое университет

Университет – это вуз, проводящий подготовку студентов по ряду несмежных направлений, например, по лингвистике, математике и географии. Такая учебная организация осуществляет курсы повышения квалификации, обязательно ведет научную деятельность. Отличительная черта – высокий методический уровень преподавания всех дисциплин.

Основные требования, предъявляемые к университетам:

  1. Не меньше четырех аспирантов на каждую сотню учащихся.
  2. Научные исследования должны проводиться как минимум по пяти направлениям.
  3. Более 60 % преподавателей обязаны иметь научные звания, ученые степени, публикации в специализированных изданиях.
  4. Использование инновационных подходов, наличие электронной научной библиотеки.

Характерные черты института

Институт – ВУЗ, проводящий подготовку студентов по узкому кругу специальностей в одной области профессиональной деятельности. Этот ВУЗ можно назвать узкоспециализированным, из-за чего его статус кажется самым низким.

Что делать, если не поступил в ВУЗ?
Ответ на этот вопрос и подробную инструкцию о том, что делать в такой ситуации найдешь в нашей статье.

Ключевые черты:

  • Узкий круг специальностей.
  • Подготовка студентов в одной области профессиональной деятельности.
  • Преподавательский состав меньше, чем в академиях.

Интересно, что институты редко становятся факультетами университетов и академий. Гораздо чаще наблюдается обратный процесс – от университета отделяются факультеты, которые получают статус институтов и способность к самоуправлению. Такая практика распространена не только в России, но и во многих европейских странах.

Методика определения эффективности вуза

Профессорско-преподавательский состав университета проходит специальные квалификационные испытания, по результатам которых подтверждается высокий уровень профессионализма каждого преподавателя. Кроме того, в настоящее время существует специальная методика, разработанная в рамках новых стандартов для проверки уровня знаний выпускников высшей школы. Именно эти результаты считаются достоверными и адекватно отображающими качество обучения, уровень профессионализма преподавательского состава. В образовательных учреждениях есть время, которое отводится на изучение определенных дисциплин. Вне зависимости от того, какую педагогическую технологию использует в своей работе профессор либо этот показатель используется для вычисления основной нагрузки преподавателей.

Тьюторское обучение

Профессорско-преподавательский состав выступает теперь в высшей школе в роли тьюторов, которые сопровождают студентов, развивающихся по индивидуальным образовательным технологиям

Особое внимание в настоящее время отводится проектной и научно-исследовательской работе со студентами. Помимо ведения лекций, профессора проводят и лабораторные практикумы, выявляя талантливых и одаренных студентов, с которыми они ведут индивидуальную работу

Современные технологии, применяемые в отечественной высшей школе, ставят перед работниками профессорско-преподавательского состава новые задачи, кроме того, они предъявляют к ним дополнительные требования.

Например, профессора ведут дистанционные занятия, читают лекции тем студентам, которые по разным причинам не могут посещать обычные дневные занятия. Оперативное индивидуальное общение студента и преподавателя с применением инновационных компьютерных технологий является основой успешного обучения в рамках ДОТ.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Отличия ВШЭ от институтов

Описанная выше особенность МЭИ не является уникальной в своем роде — этим «грешат» и остальные ВУЗ-ы с низким финансированием. Рассмотрим другие различия  учебных заведений с разным рейтингом.

  1. В общежитиях МЭИ полно тараканов и крыс, которые бегают даже по верхним этажам. В комнатах же студентов ВШЭ вы не найдете ни одного жука или грызуна, разве что только студент принесет их из дома, но они не продержатся там долго, так как раз в год все помещения проходят дезинфекцию. Кроме того само здание «общаги» периодически ремонтируется, и все щели замазываются, так что животным просто технически не дают возможности плодиться и размножаться. В общежитиях МЭИ же дырки между комнатами настолько велики, что студенты зачастую передают через них друг другу разные вещи, например сигареты.
  2. Системы безопасности у этих двух университетов тоже существенно различаются. Во ВШЭ всюду камеры, так что и муха не проскочит, а в МЭИ всего одна камера на входе, поэтому в общежитии постоянно происходят драки, кражи, и пьянки.
  3. Душевые комнаты в общежитиях МЭИ расположены лишь в подвалах, поэтому студентам приходится каждый раз спускаться и подниматься по прокуренным лестничным клеткам. ВШЭ же устанавливает по две душевых на каждом этаже.
  4. Запах из мужского туалета способен отбить желание заходить туда у любого, а причина в том, что некоторые товарищи очень не любят за собой смывать. Во ВШЭ на каждом этаже стоят камеры, и поэтому можно примерно определить, кто в какое время ходил в туалет, сузив таким образом круг подозреваемых. В случае поимки «злоумышленника», ему светит выговор, а три выговора — это отчисление.
  5. Ну и напоследок стоит затронуть самую важную тему — стипендии. В МЭИ отличники получают 2400 рублей в месяц, хорошисты -1600. Вы уже отсмеялись? Тогда читайте дальше. Что такое 2400 рублей в месяц для Москвы, когда один обед в студенческой столовой обходится в среднем в 180 рублей? Не удивительно, что почти все студенты институтов начинают подрабатывать уже с первого курса, пропуская лекции и семинары, вместо того, чтобы убиваться за эти копейки. Стипендия во ВШЭ для хорошистов варьируется около 7-8 тысяч, а у отличников она может достигать 15 тысяч, что, конечно же, тоже мало, но на эти деньги можно, хотя бы, питаться.

Указанные различия являются результатом всего лишь разницы в финансировании, поэтому стоит задуматься: если такое творится в одном из ведущих технических вузов Москвы, то что же происходит в провинции?

Отличительные черты университета

Университет является муниципальным или частным учебным учреждением, предоставляющим своим студентам высшее образование. Чаще всего такой вуз бывает узкопрофильным, то есть проводящим обучение только для одной отрасли. В университете можно окончить программу бакалавриата или магистратуры.

Этот вуз является более старой версией института. Первые заведения такого типа появились в IX веке и были доступны немногим, но сейчас их количество увеличилось во много раз. Выпускники университетов работают в разных сферах.

Университет — это какое образование считается, сегодня знают практически все. Современные учебные заведения такого типа обеспечивают подготовку кадров по разным специальностям. Их выпускники получают высшее образование. Иерархия в университете включает преподавателей с разными научными степенями.

Мониторинги преподавательского состава

В данный момент разрабатывается автоматизированная рейтинговая система, которая будет анализировать уровень профессорско-преподавательского состава. В некоторых вузах уже используются ее элементы, позволяющие ректору вести кадровую и финансовую политику. Что должно быть учтено при определении профессионализма профессоров и кандидатов наук, читающих лекции будущим магистрам и бакалаврам?

Среди множества параметров в первую очередь отметим:

  • ученое звание (научная степень);
  • членство в различных научных академиях;
  • отраслевые награды;
  • премии;
  • присутствие в составе ученого совета факультета, диссертационного комитета;
  • членство в иностранных обществах, редколлегиях профильных журналов.

Показатели для определения качества работы преподавателя определяются по итогам экзаменационных сессий, результатам производственных студенческих практик, защиты курсовых работ, количеством публикаций студентов, по методической работе.

Учитывая большое количество критериев, многоуровневость, разную значимость показателей, в каждом отдельном высшем учебном заведении РФ формируются свои собственные положения, по которым определяется результативность и эффективность деятельности преподавательского состава.

Различия между институтом, университетом и академией

При определении вида устанавливается соответствие ВУЗа примерно 13-ти критериям. Ключевые из них:

  • Программы подготовки.
  • Соотношение аспирантов и студентов-очников.
  • Степени профессоров, преподавательский состав.

Соответственно, здесь важно соблюсти формальности. После нововведений, инициированных экс-министром образования РФ, в России должно было сократиться число университетов

По мнению законодателей, это должно было повысить качество образования в стране и обеспечить четкую градацию высших учебных заведений. Тогда же представители Рособрнадзора стали подходить к определению вида ВУЗа более строго. В результате были сформулированы многие дополнительные критерии, на основании которых и выявляются различия.

Чем отличается институт от университета

В институте меньше специальностей. Соответственно он готовит студентов по узкому кругу специальностей. Важные различия:

  • Число аспирантов на 100 студентов-очников – менее 2-х человек, а в университете не менее 4-х.
  • Финансирование (учитывается объем средств, переданных государством за 5 лет) – 1.5-5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей и более.
  • Минимум 60% профессоров имеют научные степени, а вот институтские показатели могут быть существенно ниже.

Чем отличается академия от института

Тогда как институт проводит подготовку студентов в 1-й области профессиональной деятельности, академия – готовит специалистов в 1-й области человеческой деятельности. А значит, существует и разница в числе специальностей, а также в образовательных возможностях. Ключевые различия:

  • На 100 студентов-очников в академии приходится от 2-х аспирантов, в институте соотношение бывает ниже.
  • Финансирование 5-10 миллионов рублей против институтских показателей 1.5-5 миллионов.
  • Академия имеет в преподавательском составе минимум 60% профессоров с научными степенями, а институтский процент может быть существенно ниже.

Здесь также важно говорить о традициях. Те же знаменитые сельскохозяйственные академии были на первых полосах газет еще во времена СССР

А вот институты начали приобретать известность намного позже. Но со временем классификация стиралась – сегодня о ключевых различиях большинство абитуриентов даже не догадываются.

Отличие академии от университета

Если университет готовит студентов по широкому кругу специальностей, то в академии их число ограничено подготовкой кадров для одной области. Другие важные различия:

  • На 100 студентов очного отделения в университете приходится минимум 4 аспиранта, в академии – не менее 2-х.
  • Финансирование академии составляет 5-10 миллионов рублей, университета – минимум 10 миллионов рублей.

Данные критерии установлены законодательно. Но стоит понимать, что помимо Федерального закона комиссии руководствуются и рядом других нормативно-правовых актов. Именно поэтому ВУЗам так сложно переходить из одного вида в другой.

Вместо заключения: где лучше учиться

Казалось бы, ответ очевиден, ведь выстраивается четкая статусная иерархия: сначала университет, потом академия и только потом институт. На практике все выглядит иначе. Многие различия в показателях, в частности в профессорско-преподавательском составе и в финансировании, не говорят о качестве образования. Прежде всего, ввиду численности студентов: в тех же институтах она почти всегда ниже, чем в университетах. Соответственно огромные суммы денег и десятки профессоров со степенями институту попросту не нужны.

Иначе вы рискуете погнаться за высоким статусом ВУЗа и получить образование низкого качества. Помните, что в вашем дипломе не будет указан статус вашего учебного заведения. Работодателю может быть известна лишь его репутация – а к какому виду относится ВУЗ ему абсолютно все равно.

Соответственно вы не можете делать выводы о перспективности и качестве образования на основании одного только вида из классификации

Заранее узнайте, как выбрать ВУЗ для обучения, на что обратить внимание. Это поможет вам не путаться в формальностях и организационных формах, а учитывать только по-настоящему важные для образования и трудоустройства критерии

Изучайте рейтинги, читайте отзывы и выбирайте самое перспективное место для обучения из всех возможных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector