Как проходит первая встреча с тьютором

Насколько актуальна профессия

Направление работы пока вызывает множество споров: нужны ли тьюторы, зачем столько внимания ученикам, не отнимет ли это у них  самостоятельность? Ведь по сути это тот же педагог, только деятельность его направлена не на класс или аудиторию студентов, а персонально на одного учащегося.

Однако ответ напрашивается сам собой: нужны! Они – не только учителя, но и психологи, кураторы и наставники. И без них адаптация и сам образовательный процесс проходит намного дольше и сложнее. Особенно для детей-инвалидов.

Внедрение в учебные заведения подобных специалистов может кардинально улучшить учебный процесс и отношение к образованию в целом.

Исследование индивидуализации в работе тьютора

Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.

Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.

Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».

Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.

 Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:

«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.

  1. Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
  2. Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
  3. Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
  4. Работа с персональными смыслами и способами реагирования».

Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.). 

Трудовые функции тьютора

Согласно современной гуманистической концепции образования, каждый ребёнок имеет право на индивидуальную траекторию развития. Просветительская модель педагогической работы меняется на сопровождающую. Одна из первых задач, которую решает тьютор – обучение по адаптированной программе. Для этого он должен сопоставить личные возможности и потребности воспитанника с содержанием образовательной программы, и внести необходимые коррективы с учётом исходных данных конкретного ребёнка.

Кроме того, тьютор планомерно работает над развитием самостоятельности обучаемого, формирует его способность принимать решения, способствует социальной адаптации.

Весь текст за 2 минуты

Тьютором называют специалиста, исследующего мотивацию, интересы, способности учащегося;
Нельзя путать его с коучем, куратором, дефектологом, психологом, учителем;
Педагог-помощник нужен детям, которые потеряли мотивацию к обучению, не могут найти свой жизненный путь;
Детсадовцам тьютор помогает формировать представления о профессиях и о направлениях учебы;
Получить услуги тьютора можно в онлайн-школе, реальной школе, детсаде, специальном центре;
Наиболее продуктивной считается индивидуальная работа с педагогом-помощником;
Важно, чтобы у ученика были доверительные отношения с тьютором, иначе результата не будет.

Что говорят студенты о консультациях наших тьюторов

Водилова Татьяна — руководитель проекта в ТОО “KPD-NDT”. Недавно прошла тренинг АССА ДипНРФ. Впервые училась дистанционно, переживала, получится ли у нее так заниматься, но все сомнения развеялись уже с первыми занятиями и после личного общением с тьютором.

Для меня было большим подарком, что есть такие преподаватели, как Елена Владимировна Цыба . Изложение доступное и понятное. Если какие-то вопросы возникали, оперативно с тьютором все решалось. Могла Елене Владимировне за день 10 вопросов написать, и на все она оперативно отвечала.

Ольга Серова, менеджер по управленческому учету в ГК “ТЕРА”, училась на курсе “ДипИФР.Гарантия”. К тьютору обращалась постоянно и, благодаря быстрым ответам преподавателя, смогла закончить курс намного раньше.

Я очень благодарна Евгении Илюхиной , она оперативно отвечала на все мои вопросы, старалась написать развернуто, с обоснованиями. Плюс я в самом начале попросила помочь подготовиться к сессии немного раньше срока. Мне пошли навстречу: проверяли задания, и отвечали не в положенный срок, а намного быстрее.

Где учатся на тьютора?

Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.

Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.

Кто такой тьютор?

Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор». Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика. При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.

Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:

  • Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
  • Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
  • Организация среды.
  • Мотивация к обучению.
  • Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
  • Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.

Кто такой тьютор, узнаете также из видео:

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.


«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Особенности профессии

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кто такие тьюторы и зачем они нужны

Тьютор — это учитель, консультант и наставник, курирующий процесс обучения. Он лично ведет студента по всем темам курса, помогает разобраться с домашними заданиями и готовит к экзаменам.

Считается, будто тьюторство возникло недавно, вместе с онлайн-обучением. Но на самом деле это понятие ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за посещением курсов и дисциплиной. Позже, где-то в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают и сейчас — стали советовать студентам, какие лекции посещать, составляли план занятий и помогали с экзаменами.

С тех пор, без тьюторов не обходится ни один учебный центр: где-то они работают как штатные единицы, а где-то — как приглашенные эксперты

Но с развитием дистанционного обучения местонахождение наставника уже не столь важно — тьюторство перешло в онлайн, стерев все географические границы в мире образования

Теперь, чтобы пообщаться с преподавателем не нужно сидеть в душной аудитории — достаточно подключиться к вебинару или написать куратору в чат из любой точки мира.

Некоторые учебные центры за консультации с тьютором берут отдельную плату или ограничивают их количество. В нашей академии вы можете сколько угодно консультироваться с вашим тьютором, пока обучаетесь на курсе. Ведь именно личное общение с преподавателем повышает эффективность обучения, помогает глубже усвоить материал, влюбиться в сложную тему и легче справиться с экзаменами.

Роль тьютора в профориентации

Одна из важных задач тьютора — помощь в профориентации. Он поможет определиться с будущей профессией, устранит стереотипы и скорректирует план обучения

Например, если ребёнок любит писать, то тьютор расскажет, в каких профессиях это можно реализовать и на какие предметы стоит обратить внимание. 

Каждый тьютор применяет свои методики для помощи в поиске профессии. Например, эксперты  «Экстерната Фоксфорда» начинают работу с диагностики Skillfolio. Это исследование разработано на базе теста на уровень эмоционального интеллекта и адаптировано специально для детей на семейном образовании. Результаты мониторинга Skillfolio покажут, какой индивидуальный образовательный маршрут подходит ребёнку. 

После этого тьютор углубляет знания ребёнка о профессиях, подталкивает ученика к исследованию специальностей и «примерке» на себя различных ролей.

Какими личностными качествами должен обладать тьютор?

Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.

Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника. Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.

Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями

Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний

К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:

  • активность;
  • оптимистичность;
  • решительность;
  • высокий уровень культуры;
  • склонность к анализу;
  • практичность;
  • рассудительность;
  • спокойствие;
  • творческие способности;
  • развитая интуиция.

Как проходит консультация с тьютором в нашей академии

Как только вы приступаете к курсу на портале обучения, за вами закрепляют тьютора — одного из преподавателей курса. Он будет вас курировать, отвечать на вопросы и проверять домашние задания. Когда вы пройдете первые тесты, преподаватель обязательно вам напишет сам, чтобы познакомиться. И вы сможете обратиться к нему за советом в любой момент обучения.

Консультироваться с тьютором можно по-разному.

  • Задать вопрос в персональном чате

    На портале обучения, в личном кабинете, есть раздел “Консультация с тьютором”. Здесь вы можете написать наставнику по любым вопросам, касающимся программы обучения: разобрать задания и тесты из модуля, уточнить информацию из конспекта, спросить, как решить сложный кейс из задачника и прочее. По правилам академии ответить тьютор должен вам за 48 часов, но чаще эксперты отвечают в первые 24 часа.

    Так выглядит ответ тьютора в персональном чате

  • Пообщаться на вебинаре

    Помимо записанных видеоуроков, на курсе регулярно проходят вебинары вживую, где вы можете задать вопрос по теме урока и тут же получить ответ от тьютора и коллег. Польза от таких вебинаров существенная. Во-первых, темы для них тьюторы берут именно из персональных консультаций, выбирая самые актуальные вопросы от студентов. А во-вторых, часто такие вебинары проходят накануне экзаменов. Там вы можете пройтись по важным тема курса, освежить знания и подтянуть “хвосты”.

  • Обсудить домашнее задание

    Ничто так не помогает усвоить материал, как практика. Бесспорно, домашние задания — это самая ценная часть в любом обучающем курсе. Но одно дело, когда вы самостоятельно проработали материал, а другое — когда обсудили свою работу с наставником. Используйте эту возможность, чтобы лучше усвоить тему — отправляйте тьютору файлик с домашним заданием после каждого модуля. Преподаватель даст развернутый ответ по вашей работе, посоветует, что исправить и доработать.

    Вот так выглядит обратная связь по домашнему заданию от тьютора-эксперта нашей академии

  • Посоветоваться на форуме

    В каждом нашем курсе есть новостной форум — это еще один дополнительный инструмент для общения с преподавателями и коллегами. Здесь вы можете найти ответы на частые вопросы студентов или задать собственный, создав новую тему. К обсуждению вашего вопроса подключатся тьюторы и другие слушатели курса. Это отличная возможность поделиться опытом с коллегами и даже подискутировать на актуальные и “острые” темы курса.

    На форуме можно пообщаться с тьютором и коллегами

От Англии до России

Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.

Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.

В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».

Требования, которые к ним предъявляются:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
  • стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Тьютор должен:

  • организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; 
  • организовать  персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; 
  • скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования; 
  • сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Тьютор — помощник школьника

Основная роль тьютора и на семейном образовании, и в школе — помочь ребёнку определиться с вектором развития на ближайшее будущее. Обычно для этого проводится несколько личных консультаций, а для ребёнка на семейном образовании они могут быть проведены дистанционно. Работа тьютора состоит из нескольких этапов.

Исследовать интересы ребёнка

Тьютор выявляет те сферы, которые интересны школьнику и могут пригодиться в будущем. Это можно узнать при помощи тестов, доверительного диалога или «проб»: практических заданий, которые тьютор даёт ребёнку выполнить прямо на месте или дома, например, посещение мастер-класса или образовательного мероприятия, или же ребёнок может попробовать сделать что-то своими руками. 

Выявить сильные и слабые стороны

Для постановки цели и задач нужно понимать, от чего отталкиваться и с чем придётся работать. Для этого тьютор помогает ребёнку проанализировать свои сильные и слабые стороны, советует, над чем нужно поработать и как это сделать. А также во время консультаций он составляет ресурсную карту, в неё входят кружки, дополнительные занятия, возможности для самообразования, даже друзья и семья. 

Рассказывает о профессиях 

Профориентация — важный этап деятельности тьютора. На основе всех проведённых исследований тьютор подбирает несколько профессий, которые подходят ребёнку, и рассказывает о них подробнее: в чём заключается работа, тяжело ли учиться и какие предметы нужно подтянуть уже сейчас. На этом этапе тьютор помогает поставить образовательные цели и строит индивидуальный план обучения. 

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» исследования проводятся при помощи уникального теста Skillfolio, который был разработан специально под индивидуальные образовательные маршруты. После прохождения теста ребёнок узнает, где ему лучше учиться, а тьютор расскажет, в каких профессиях он сможет применить полученные знания. 

Работа с тьютором или без — сравнение

Главный инструмент педагога-помощника — формирование индивидуальной программы. Массовая школа не учитывает интересы конкретного ребенка. Это сказывается на образовательном процессе:

Ситуация С тьютором Без тьютора
Выбор экзаменов Тьютор помогает выбирать экзамены с учетом особенностей учащегося. Решение зависит от родителей и абстрактных представлений ученика о будущем.
Выбор карьеры На него воздействует тьютор, проводящий личностные тесты и опыты. На это влияет индивидуальный запрос, который формируется на разных этапах у всех учеников.
Планирование дня Тьютор составляет расписание с учетом учебного плана ребенка. Расписание составляется завучем или другим уполномоченным лицом для всех сразу.
Решение конфликтов Тьютор выступает в роли арбитра при проблемах между учащимся и учителем. Этим занимается психолог, либо сам ученик, что сказывается на комфорте в коллективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector