Профессии типа «человек-человек»: список профессий, характеристика, профессиональные качества
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
В лаборатории
Так чем отличается специальность от профессии?
Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.
Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).
Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!
Чем профессия отличается от специальности?
Наверняка почти все студенты, которые получают сегодня высшее образование в Украине или за ее пределами, понимают, кем они станут после окончания ВУЗа. Я имею в виду не уровень профессиональных компетенций, а получаемую специальность. Хотя и тут могут возникать вопросы:
- что такое «специальность»?
- специальность и профессия — одно и то же?
- что такое «направление подготовки», «специализация»?
Возможно, что ответы на эти простые, казалось бы, вопросы, приблизят Вас к ответу на другой, один из важнейших в трудовой деятельности любого человека, вопрос:
Business man (Flickr)
Немного о Болонском процессе
Национальный университет, в котором я прежде работал, в свое время одним из первых в Украине отреагировал на Болонский процесс и дополнил традиционную систему оценивания знаний кредитно-модульными показателями. Таким образом, по каждому предмету в зачетных книжках у студентов появлялось три характеристики:
- национальная система (привычные «3», «4», «5» баллов);
- внутренняя система (от 60 до 100 баллов);
- единая кредитно-трансферная система (баллы ECTS «A», «BC», «DE», которые аналогичны нашим «5», «4», «3» баллам, соответственно).
Как правило, студенты приходили к нам на кафедру начиная с третьего курса, два года до этого готовясь к специализации. Так вот парадокс ситуации был в том, что за время моей работы в университете (10 лет) ни один из них так и не смог дать вразумительный ответ на вопрос:
а что это за кредиты ECTS у вас в зачетках?
То есть два года студент учится, сдает зачеты и экзамены, проходит разного рода практики, а десятки преподавателей вписывают в его документы какие-то неведомые ему цифры…
Приходилось, конечно, объяснять, что согласно Болонской системе, один кредит — это накопленные студентом в университете знания, численно равные 36 часам его работы. Если учебная дисциплина состоит, например, из 72 часов (48 часов лекций и 24 часа семинаров), то получаем 2 кредита (72 = 2 x 36). К слову, кредит может быть дробным.
Характерно, что в отличие от национальной (постсоветской) системы оценивания знаний, кредиты со временем могут изменяться.
Эта парадигма образования выражает идею того, что человек на протяжении своей жизни может совершенствовать свои знания и навыки (как это принято сейчас называть, «прокачиваться»).
Например, получив в базовом ВУЗе какую-то часть кредитов по определенной дисциплине, студент может продолжить обучение в другом ВУЗе, имеющим связь с Болонской системой, и все его кредиты будут суммироваться.
К чему я это?
Эта преамбула призвана донести простую мысль: мы путаемся в терминах и понятиях, и не знаем элементарных вещей, с которыми имеем дело. Стоит отметить, что большинство материалов для школьников, абитуриентов, студентов и других соискателей в Интернете написаны крайне «сухим» научным языком, малопонятным обывателю.
Данная статья — попытка исправить эту ситуацию. Давайте разбираться и становиться профессиональнее!
Bologna University Students (Flickr)
Общая иерархия понятий
В системах высшего образования большинства стран СНГ обычно используется такая структура:
- Отрасль знаний
- Направление подготовки
- Специальность
- Специализация
Знания, которые студенты получают в ВУЗах, подаются в строгом соответствии с этой структурой. В некоторых странах отдельные ступени иерархии могут отсутствовать или иметь другое название (например, Украина недавно отказалась от направлений подготовки), но принципиальной роли это не играет.
Ниже каждая ступень этой структуры рассмотрена более подробно.
Отрасли экономики
Говоря о работе и подготовке кадров для одной из глобальных отраслей, следует иметь в виду отрасли экономики конкретного государства. Например, экономика Украины опирается на такие основные отрасли:
- Производство основных видов промышленной продукции
- Химия и фармацевтика
- Машиностроение
- Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность
- Товары легкой промышленности
- Горно-металлургический комплекс
- Энергоносители
- Сельское хозяйство
- Строительство
- Пищевая промышленность
- Транспорт, связь, информатизация
- Туризм
- Образование и наука
Приведенная классификация не претендует на полноту, но, в целом, отражает реальную картину
Таким образом, перед тем как заняться выстраиванием собственной карьеры, следует еще до поступления в ВУЗ (это важно!) располагать хотя бы минимальной информацией о положении дел в той или иной отрасли. Ведь некоторые из них являются трендовыми, а некоторые — откровенно убыточны
Классификация профессий
Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.
Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:
- Человек — техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего — техническими. К примеру — электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
- Человек — природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это — ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
- Человек — человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители — врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
- Человек — художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители — художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.
Категории профессий
-
Медицина
93
-
Информационные технологии (IT)
84
-
Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)
60
-
Дизайн и прикладное искусство
55
-
Инженерное дело
55
-
Менеджмент (управление)
53
-
Транспорт, авиация, автобизнес
45
-
Маркетинг, реклама и PR
41
-
Наука
40
-
СМИ, издательство, полиграфия
37
-
Педагогика и психология
32
-
Финансы, бухгалтерия
32
-
Сервис и туризм
22
-
Юриспруденция
22
-
Строительство и архитектура
21
-
Мода и красота
20
-
Кулинария, пищевая промышленность
18
-
Торговля
18
-
Ветеринария, работа с животными
17
-
Лёгкая промышленность
17
-
Спорт и фитнес
16
-
Тяжёлая промышленность
16
-
Геология
15
-
Силовые структуры
14
-
Секретариат, делопроизводство, АХО
11
-
Политика
10
-
Шоу-бизнес
8
-
Лингвистика, коммуникации
7
-
Растениеводство
7
-
Логистика, склад, ВЭД
6
-
Домашний персонал
5
-
Недвижимость
5
-
Религия
5
-
Добыча полезных ископаемых
2
-
Экология
1
Вузы для обучения
Теперь о том, как стать IT специалистом. Профессию можно получить в технических и классических университетах, например, в Москве и Санкт-Петербурге:
Московский политехнический университет. Информационные технологии изучаются здесь на одноименном факультете, есть бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура. Студентов учат по целому ряду направлений: BigData, Web-technology, кибербезопасность, корпоративные информационные системы. По многим программам партнерами политеха являются такие известные компании, как МТС, «Лаборатория Касперского», 1С.
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. На факультете информатики и систем управления вы приобретете знания и навыки в области программного обеспечения ЭВМ, систем обработки данных, телекоммуникаций, безопасности
Большое внимание уделяется созданию и продвижению инновационных проектов.
Российский университет транспорта (МИИТ) имеет в своем составе Институт управления и информационных технологий. Профессия айтишника очень востребована в сфере логистики, поэтому вуз ориентируется на подготовку персонала для крупных транспортных компаний, в первую очередь, ОАО «Российские железные дороги»
В вузе можно получить специальность «информатика и вычислительная техника» по профилям «информационная безопасность» и «менеджмент».
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. Обучение в его Институте вычислительных систем и программирования дает возможность получить нужные познания и заняться деятельностью, связанной с ИТ.
Профессию ИТ-специалиста предлагают получить и региональные вузы, к примеру:
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Самара). Факультет информационных систем и технологий выпускает программистов, проектировщиков интеллектуальных систем, специалистов по защите данных, онлайн-трейдингу и маркетингу, электронным системам платежей, автоматизированному бизнес-планированию.
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева в своем составе имеет Институт компьютерных технологий и защиты информации, в котором можно получить такие прикладные специальности, как «программная инженерия», «информационные системы» и «безопасность телекоммуникационных систем» и др.
- Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), В его Высшей школе электроники и компьютерных наук можно изучить фундаментальную информатику и информационные технологии.
Знаний, полученных в вузе, зачастую не хватает в профессиональной деятельности. Восполнить пробелы помогут краткосрочные курсы, которые можно пройти онлайн или в ряде таких офлайновых образовательных заведений, как:
- Учебный центр «IT-Курс» – предлагает простые уроки начинающим пользователям, для более продвинутых юзеров есть варианты по Web-дизайну, компьютерной верстке, программированию, администрированию операционных систем.
- Moscow Coding School – обучает на онлайн-курсах Web и iOS-разработок, программирования blockchain-приложений, основ Javascript и CSS Grid Layouts и многого другого.
- УЦ «Микротест» – проводит корпоративные курсы по созданию систем безопасности и сетевой защиты на основе разработок Cisco.
Однажды полученного диплома вуза недостаточно, чтобы быть востребованным специалистом в сфере ИТ, так как это направление стремительно развивается. Поэтому уровень квалификации придется постоянно повышать.
Кем быть или каким быть? Что важнее?
Каждый из нас в определенные моменты жизни задумывается о своей будущей профессии, о том, какое место он займет в обществе. Мы мечтаем быть счастливыми, о карьере, о больших делах и открытиях, хотим, чтобы счастье и удача были всегда рядом. «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу», – так говорили древние мыслители.
Наша судьба зависит от многого, что окружает: от того, как мы себя ведем, какой выбор делаем и, конечно же, с кем мы станем и какими мы станем. От профессии зависит дальнейшая наша жизнь. Если нравится дело, которым занимаешься, то получаешь удовольствие, и это приносит пользу людям. Любимая работа позволяет познать радость труда. Нужно помнить о том, что любая деятельность требует самоотдачи. Но пользу это принесет в том случае, если ты работаешь не по принуждению, а по зову сердца. Тогда никакие нагрузки не страшны. Поэтому при решении вопроса «Кем быть?» важную роль играет личный интерес. Вот главное условие при выборе дела. Тебе не должно быть безразлично, что о тебе думают окружающие.
Каждый из нас хочет, чтобы его заметили, оценили, похвалили. Но, в то же время нельзя думать только о себе. Самолюбие никогда не считалось лучшим качеством. Бывает и так, что добиваясь самоутверждения, думая о себе, о своих интересах, иногда хороший специалист, знающий свое дело, постоянно повышающий мастерство, в жизни может оказаться непорядочным. Ради карьерного роста не замечает никого и ничего. Тяжело с таким поддерживать отношения. Каждому в любых ситуациях нужно оставаться человеком и к людям относиться с уважением и пониманием. Римма Казакова обращается ко всем нам: «Добрыми будем – тогда и выйдем в люди, добрыми будем – и будет добрым путь!». Можно быть самолюбивым, но это должно сочетаться с повышенной требовательностью к себе, уважать других и себя, тогда ты, не позволишь никаких действий, от которых пострадают другие люди. Каждому хочется, чтобы с ним считались и прислушивались. За что же уважают? Не только за умение работать, за какие-то достижения
Да, это важно. Но все же главными остаются человеческие качества: справедливость, честность, доброта
Ведь – это источник радости, заставляющий все вокруг расцветать улыбками.
Счастливый человек – это не только тот, кто достиг высокого мастерства в той или иной профессии, а может занимать высокий руководящий пост, не думать только о себе и своих интересах. Может, он и считает себя
счастливым, но у окружающих мнение другое. Наверное, способность радоваться за других, делать добро дарована далеко не всем. Каждый из нас хочет многого достичь в жизни. Но для этого надо приложить определенные усилия. Выбирая работу, мы должны учитывать свои интересы и способности. Но бывает так, что взрослый человек меняет профессию, проявив свои качества, и тогда другая окажется именно той, где он сможет себя реализовать.
Главное – найти себя, делать все, чтобы стать настоящим. Нужно почаще задавать себе вопросы: «Как я живу? Что доброго я сделал сегодня?» Ведь с поступка, нацеленного на добро, и начинается личность. Поэтому и вы не забывайте этого и к вам вернется это же.
Олеся Филиппова
TO «WAY»
Что такое профессия
Профессия – направление (род) деятельности, для выполнения которой необходимо иметь определенные знания, опыт, практические навыки. Получить их можно в процессе специальной подготовки, либо обучения. По своей природе профессии – это направление деятельности, объединяющее множество различных специальностей.
К профессиям относят такие направления: учитель, врач, юрист, водитель, экономист, строитель, инженер, водитель и другие. Каждую из профессий можно развернуть на множество специальностей. К примеру учитель может быть математики, химии, биологии, языка, физкультуры и т.д. То же водитель может оказаться мотоциклистом, водителем грузовика, автобуса, легкового автомобиля. И если специальность требует достаточно узкого направления подготовки, то профессия включает в себя общие обширные знания, охватывающие конкретно взятое направление.
Среди наиболее распространенных направлений, в которые объединены профессии, выделят:
-
Технические. В основе находятся фундаментальные знания точных наук и физических (химических) процессов.
-
Экономические. Ориентированы на элементарные правила математики и психологию людей.
-
Строительные. Здесь также преобладают точные науки (математика, физика, химия, а также специфические объединённые знания).
-
Педагогические. Базируются на психологии, искусству коммуникации, специальным углубленным знаниям в конкретной области.
-
Медицинские. Изучается биология человека, анатомия, химия, другие связанные с жизнедеятельностью людей навыки и знания.
Похожие термины:
-
направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее примен
-
совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе его обучения по основным профессиональным образовательным программам образования и обеспечивающих воз
-
(от франц. special, от нем. Spezial ‹ ‹ лат. specialis — особый, особенный, своеобразный) — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, п
-
направленность и содержание образования в профессиональном учебном заведении.
-
совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и обеспечивающих
-
совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессиональных задач, возможность осуществления вида
-
Минвуз СССР), центр. орган гос. управления высшей и ср. спец. школой в 1946—88. Учреждено как Мин-во высшего образования СССР. В 1959 преобразовано в союзно-респ. мин-во под назв. М. в. и с. с. о. Предшественни
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
-
одно из средств воспитания аномальных детей дошкольного возраста.
-
организован в 1975 г. (г. Казань). Проводит комплексные исследования для развития теории и практики непрерывного профессионального образования в РФ и Республике Татарстан; координирует и прогнозиру
-
квалифицированный педагог, получивший специальную подготовку для работы с детьми-дошкольниками, имеющими аномалии в психическом или физическом развитии.
-
библиографическое пособие конкретного целевого и читательского назначения (рекомендательное, научно-вспомогательное, профессионально-производственное и др.)
-
специальное лечебно-воспитательное учреждение, кото-рое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, о
-
учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программ
-
уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются особые условия.
-
специальное учебно-воспитательное учреждение, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, об
-
высшая и наиболее эффективная форма тактической подготовки частей и подразделений, важнейшее средство повышения боевой готовности, подготовки к боевым действиям. Основная цель – совершенствова
-
общий термин дяя обозначения организации, общества, общественного или частного учреждения, которое обслуживает детей с недостатками как на дому, так и путем предоставления различных услуг в тече
-
совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для специалиста средней квалификации, полученных в результате обучения в техникумах, училищах и других средних специальных учебных заведениях
-
образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Выберите обучение
Высшее образование
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Второе высшее
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Магистратура
Профпереподготовка
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Электроэнергетика и электротехника |
Повышение квалификации
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Электроэнергетика и электротехника |
Колледж
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
Профобучение
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Электроэнергетика и электротехника |