Егэ. обществознание. основные термины по теме: «политика»
Содержание:
- Тема: «Анализ схем и таблиц»
- Свобода и ответственность в человеческой деятельности
- Общение
- Биологическое и социальное в человеке
- Функции религии:
- Социобиология и человек
- Формы государства
- Виды искусства
- РЕЛИГИЯ.
- Какие темы по обществознанию для ЕГЭ важно знать
- Институты социализации
- Особенности ЕГЭ: на что обратить внимание?
- Конспекты по предмету «Обществознание»
- Элементы системы права:
- Самореализация
- Частное и публичное право
- Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
- Что нужно уметь?
Тема: «Анализ схем и таблиц»
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году
Задача 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций | ||
хозяйственное партнёрство | производственный . . . | государственное и муниципальное … |
Задача 2
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ РЫНКА | |
Посредническая | Соединение интересов производителей товаров и их потребителей |
. . . | Избавление рынка от неэффе… |
Задача 3
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВЕТВИ ВЛАСТИ | ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
Законодательная | . . . |
Исполнительная | Правительство |
Судебная | Конституционный суд, Верхо… |
Задача 4
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА | ПРИМЕРЫ |
Внутренние | Регулирование экономики, кредитно-денежная, антимонопольная политика |
. . . | Развитие сотрудничес… |
Задача 5
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тенденции развития современного образования
НАЗВАНИЕ | |
Гуманитаризация | Усиление в содержании обучения блока обществоведческих н… |
Задача 6
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры
ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Наука | Область человеческой деятельности, направленная на выра… |
Задача 7
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
. . . | Происходит в условной ситуации, важен процесс, а не результат |
Труд | Деятельность, направленная на… |
Задача 8
Запишите слово, пропущенное в таблице.
. . . | ПРОИЗВОДСТВА |
Постоянные | Не меняются при изменении объёмов производства |
Переменные | Меняются в зависимости от объёма производимой … |
Задача 9
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Экономический рост
ТИП РОСТА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Экстенсивный | Достигается за счёт увеличения количества ресурсов |
. . . | Достигается за счёт … |
Задача 10
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Акцизный сбор (акциз) | Косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления высокой р… |
Задача 11
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Земля | Естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и исполь… |
Задача 12
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Свойства ценных бумаг
СВОЙСТВО | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Обращаемость | Способность выступать в качестве платёжного инструмента |
. . . | Способность б… |
Задача 13
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Признаки государства
Признак | Сущность |
Монополия на правотворчество | Исключительное право государства издавать законы и иные нормативно-пр… |
Задача 14
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура труда | ||||
. . . . . . . | предметы (объекты) | цель | средства | результат |
Задача 15
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура духовной сферы
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ | |
Религия | Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное |
Искусство | Отражение об… |
Задача 16
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
. . . | Человек как сочетание неповторимых индивидных и личностных свойств, его уникальность |
Личность | Человек ка… |
Задача 17
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Политика государства в мировой торговле
КАТЕГОРИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Протекционизм | Защита интересов отечественного товаропроизводителя от ин… |
Задача 18
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Отрасли права
ОТРАСЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Гражданское право | Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения |
Т… |
Задача 19
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Принципы государственного устройства РФ».
Принципы государственного устройства РФ
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | СОДЕРЖАН… |
Задача 20
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА | ОТРАСЛИ ПРАВА |
. . . право | Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, эколог… |
1
…
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.
Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!
Мельникова Вера Александровна
Биологическое и социальное в человеке
Человек — биосоциальное существо.
Биологическая сущность человека | Социальная сущность человека |
Условие, предпосылка существования человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. | Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. |
(материал из «Википедии»)
Основные отличия человека от животных
Животное | Человек |
1. Существование направляется только инстинктами. | 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека. |
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. | 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты. |
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. | 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага. |
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. | 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ. |
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. | 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удовлетворяет материальные и духовные потребности. |
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из». Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п. Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации. Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Различают следующие этапы социализации: начальный — семья, детские дошкольные учреждения; средний — школа; завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д. На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д. Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.
Источник
Функции религии:
- Мировоззренческая – формируется религиозное мировоззрение.
- Регулятивная – регулирует поведение человека посредством норм и ценностей.
- Коммуникативная— общение верующих друг с другом и с Богом.
- Компенсаторная – это своего рода утешение, когда людям земные тяготы и лишения кажутся несущественными и даже оправданными.
- Целительная – религиозное исцеление души и тела
- Интегративная – религия способствует объединению людей именем Бога.
- Прогнозирующая – содержит совокупное представление верующих о будущем человечества (пророчество о конце света. Страшном суде).
- Управляющая и контролирующая – с помощью различных религиозных средств (посланий, поощрений, санкций) служители церкви руководят и направляют жизнь верующих
- Транслирующая – передача из поколения в поколение религиозной культуры, ценностей.
- Легитимная – поддержка существующего строя, порядка, «благословение» правителя, его деятельности.
Социобиология и человек
Социобиология изучает биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека. Основоположник социобиологии Э. Уилсон. Социобиология пытается объяснить биологические основы эволюции человека.
Человек – существо социобиологическое. Проблема выделения сущности человека есть проблема разграничения животного и собственно человеческого. Социобиология занимает место на стыке этих двух групп наук. В применении к человеку социобиология – наука о социальной организации, выявляющая сходство между социальным поведением человека и животных и механизмы генетической детерминации социального поведения человека. Задача социобиологии – создание «биограммы человека», т.е. максимально полного описания природно-биологических основ его жизнедеятельности, с тем чтобы объяснить эволюцию культуры и изменения на биоуровне. Проблема взаимосвязи природного и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции.
Социобиология изучает коэволюцию человека. Её основная идея заключается в том, что Homo sapiens есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением. У человека, как у любого другого вида жизни, не может быть целей, которые возникли бы вне его собственной биологической природы. Поэтому социобиология отрицательно отвечает на вопрос: может ли культура изменить поведение человека, приближая его к альтруистическому совершенству?
Генетика вместе с социобиологией изучает вопрос о том, существуют ли гены эгоизма, альтруизма, т.е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Под генетическую детерминацию попадает инцестовое торможение, конфликтов отцов и детей, война, территориальность, различная ориентация полов, страх детей перед чужими людьми и т.д. Стремление сохранить свой престиж и достоинство также врожденно.
Мышление преимущественно социокультурно, но интеллект обеспечивает, если можно так выразиться способность человеческих генов к выживанию. К. Лоренц указывает в теории этолологии (науки о поведении), что противоразумное возникает лишь в случае нарушения какого-либо инстинкта. А бихевиоризм утверждает, что поведением человека, как и животных, можно управлять, а разум лишь инструмент ориентации в мире. Но это вопрос дискуссионный в науке.
Формы государства
Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.
По форме правления государство может быть монархией или республикой.
При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.
СИТУАЦИЯ Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам. |
Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании? |
Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.
Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.
ФАКТЫ Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона. |
Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ. |
В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.
Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.
По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.
Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.
Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.
Виды искусства
По свойствам:
- Изобразительное (живопись, скульптура)
- Неизобразительное (архитектура , музыка).
По родам:
- Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.
- Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
- Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
- Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.
РЕЛИГИЯ.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера
в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
- Вера в сверхъестесвенное.
- Организованное поклонение высшим силам – культ.
- Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –
система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.
Какие темы по обществознанию для ЕГЭ важно знать
Вот основные блоки, по которым нужно готовиться к ЕГЭ по обществознанию, чтобы на экзамене ответить на любой вопрос:
- Человек и общество. О познании и мировоззрении человечества, морали и этике, религии и ее развитии, науке и искусстве.
- Социальные отношения. О конституции, семье, брачных отношениях, конфликтах.
- Основы экономики. О производстве и производственных отношениях, финансовых и налоговых системах, видах рынков.
- Основы политики. О политических системах, системах органов власти, функциях, обязанностях государственной власти.
- Правоведение. О конституционных правах человека, законодательных, исполнительных и судебных органах государства.
Все эти темы распределены отдельно по первой части и по второй. В первой части обычно задания построены так:
- Задания 4-6 – Человек и общество
- Задания 7-10 – Экономика
- Задания 11,12 – Социальные отношения
- Задания 13-15 – Политика
- Задания 16-19 – Право
Институты социализации
Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
- семья
- школа
- вуз
- армия
- спортивная школа
- музыкальная школа
- церковь
- СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).
Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Особенности ЕГЭ: на что обратить внимание?
Если вы начали готовиться к ЕГЭ по обществознанию в девятом или десятом классе, взгляните на изменения в ЕГЭ по обществознанию 2021 года.
Например, в задании, где нужно составить план по теме, в каждом из пунктов теперь должно быть не меньше трех подпунктов.
Также в задании 29 есть новое требование – правильно сформулировать одну (или больше) идей, которую затронул автор и раскрыть с опорой на обществоведческие знания.
Чтобы готовиться к ЕГЭ по обществознанию эффективно, уделите время правилам написания эссе. Тщательно выбирайте примеры – должно быть не менее двух социальных фактов или примеров из источников:
- Из общественной жизни современного общества (факты, материалы СМИ)
- Из истории (в том числе из истории техники, науки и искусства)
- Из личного социального опыта (из прочитанных вами книг, фильмов, событий из жизни)
Конспекты по предмету «Обществознание»
Изучение Обществознания шаг за шагом. Онлайн-учебник.
Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию
Кодификатор ОГЭ
ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
Кодификатор ЕГЭ
6. Право
Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.
Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:
- Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9—11 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера».
- ОГЭ: Общeствознание универсальный справочник. / О.В. Кишенкова — М.: Эксмо.
- Обществoзнание в схемах и таблицах: 8-11 классы. ФГОС / Р.Н. Лебедева — М.: Издательство Экзамен.
- Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина — М.: Эксмо.
- Наглядный школьный курс по обществознанию (удобно и понятно) / С.М.Гришкевич — М.: Эксмо.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Элементы системы права:
- Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
- Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
- Подотрасль права – это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
- Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)
Таким образом, в отрасли права выделяются подотрасли, которые, в свою очередь, делятся на институты права. Такая система права позволяет легче регулировать те или иные отношения в обществе. А в основе всего лежат нормы права, то есть конкретные законы, указы, договоры и т.д.
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. В иерархии отраслей права оно занимает главенствующее положение. Это означает, что ни один правовой акт государства не должен противоречить тем международным документам, которые подписало государство.
Самореализация
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
Виды самопознания
- Непосредственное – самонаблюдение
- Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Пути самопознания
- Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
Частное и публичное право
- Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны , им предоставлена возможность выбора ( семейное, трудовое, гражданское право).
- Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.
НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:
Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.
Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно
Рассмотрим плюсы и минусы подготовки в одиночку.
Минусы
- Вторая часть с развёрнутыми ответами и эссе требует проверки педагога. Только специалист сможет указать на ошибки, дать обратную связь и помочь понять, в каком направлении двигаться.
- Самоподготовка к ЕГЭ по обществознанию требует высокого уровня ответственности и дисциплины.
- При самостоятельных занятиях отсутствует структура, ориентиры и чёткий план, разработанный преподавателем, — школьник будет чувствовать себя неуверенно.
- Могут возникнуть проблемы с мотивацией — даже если в начале школьника захлёстывает энтузиазм, то пройдёт время, и появятся другие дела или мелкие проблемы.
- Выпускник действует «вслепую» — некому научить его нюансам экзамена или подсказать «фишки».
Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию теоретически возможно. На практике же мы рекомендуем готовиться с экспертами — так вы будете уверены в прогрессе и успехе. Если хочется высокие баллы — точно стоит тренироваться под руководством преподавателей. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ваши тесты и эссе будут проверять действующие эксперты ЕГЭ и другие профессионалы.
Что нужно уметь?
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ