Чем полезен тьютор
Содержание:
- Как проходит первая встреча с тьютором
- О программе
- Задачи и навыки тьютора
- Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching
- Кому подходит
- Что мешает студентам обратиться к тьютору?
- Тьюторы 1 курса
- Тьюторы в образовании
- Кто такой тьютор
- Как стать тьютором
- Карьерные тьюторы
- Исследование индивидуализации в работе тьютора
- Специфика
- Чем тьютор отличается от дефектолога
Как проходит первая встреча с тьютором
Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу.
Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора.
Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.
Знакомство с тьютором
Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.
Выявление сильных сторон ребёнка
Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков».
Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее.
«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».
Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».
Обсуждение образовательного маршрута
Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.
«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.
В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней.
Завершение
В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами.
Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.
О программе
Программа дает основы коррекционной педагогики, теоретические и методические основы тьюторской деятельности и рассчитана на тех, кто уже работает воспитателем или педагогом либо получает образование (подробнее о дисциплинах см. в учебном плане). Вы научитесь работать с «особыми» детьми и их семьями, координировать процесс обучения, как индивидуальный, так и групповой, контролировать, чтобы он соответствовал требованиям нормативно-правовых актов.
Процесс обучения на онлайн-платформе простой и удобный – вы слушаете лекции, изучаете конспекты и дополнительную литературу, сдаете тесты. Вся практика проходит в группе или самостоятельно, а задания проверяют преподаватели.
Задачи и навыки тьютора
К этим специалистам обращаются как школьные учреждения, так и сами родители, потому что они поддерживают и всячески способствуют сохранению интереса к учебе, прививают учащемуся самостоятельность, устраняют организационные сложности и налаживают контакт ученика с педагогом.
К сожалению, узкопрофильных специалистов-тьюторов с правильным образованием сегодня в России не встретить. Помощь детям, в том числе и инвалидам, оказывают наемные няни, бабушки, волонтеры и сами родители. А ведь настоящий профессиональный наставник – это не только первый помощник ребенка, но и опытный учитель и психолог. По сути, это всесторонне образованный человек, который может не только научить малыша правилам дорожного движения по пути домой, но и способен подтянуть старшеклассника по всем общеобразовательным предметам.
То есть в его арсенале знаний должны быть:
- психология;
- дошкольная и школьная педагогика;
- организационное дело;
- педагогическое образование;
- коррекционная педагогика (для инклюзивных учреждений);
- медицинские знания (при работе с инвалидами).
Безусловно, настоящим тьютором способен стать лишь тот человек, который стремится помогать детям. Нередко школьные педагоги испытывают раздражение по отношению к детям и ведут себя с ними слишком назидательно. Тьютор, наоборот, должен вести себя дружелюбно, без высокомерия, как бы на равных, только так ребенок будет делиться с ним своими проблемами и ощущать истинную поддержку.
В России в последние несколько лет только начали обучать узких специалистов данного направления, однако пока эта специальность не пользуется популярностью, так как абитуриентам о ней мало что известно.
Дипломированным тьютором является выпускник педагогического вуза по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». Впрочем, и уже окончившие вуз педагоги могут пройти дополнительную квалификацию, чтобы получить корочки специалиста.
Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching
Тьюторство — не новый термин, и, по некоторым данным, его корни уходят в Древнюю Грецию. То, что хотят ввести в московских школах, в зарубежной практике называют dual teaching (а еще two teacher model и co-teaching). И это тоже про тьюторство, но немного другое.
Сильных и опытных преподавателей всегда дефицит, такие профи, как правило, живут в больших городах, и доступ к ним имеют ограниченное количество учеников, что порождает неравенство. В dual teaching-системе опытные преподаватели ведут свои занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. На местах (в каждом конкретном классе) находятся преподаватели-ассистенты, которые следят за выполнением задач, помогают с практическими заданиями и способствуют вовлечению учеников в процесс.
Понятно, что проблема неравенства в образовании появилась не вчера. Например, в Китае и 20 лет назад была нехватка преподавателей высокого уровня. Сначала ее пытались решить в рамках офлайн-занятий, когда в огромную аудиторию с одним учителем приходили более 200 учеников. Примерно в 2010 году эти уроки в формате «один учитель — много учеников» перевели в онлайн. С эволюцией онлайн-образования подходы к онлайн-обучению совершенствовались — появились форматы 1х1 (ученик — учитель), 1х5 (учитель — пять учеников), 1х10, 1х100, 1х1000 и в качестве одной из моделей появился dual teaching, объединяющий в себе офлайн- и онлайн-обучение.
Экономика образования
Экономика ушей: как полмиллиарда китайцев учатся с помощью подкастов
С точки зрения бизнеса данная модель помогала решить проблему нехватки квалифицированных кадров при сохранении качества образования. Также это помогало образовательному бизнесу выйти за пределы больших городов и начать экспансию в города третьего-четвертого уровней, где наблюдалась критическая потребность в хороших преподавателях.
На государственном уровне dual teaching работает в более чем пяти провинциях Китая: в 2013 году Chinese Normal University, например, внедрил практику «один лектор + один ассистент на месте» для учеников из сельской местности.
Кому подходит
Работа тьютора подходит людям, которые любят детей и умеют найти к каждому индивидуальный подход, выявить сильные и слабые стороны подопечного и разработать уникальную методику для достижения конкретного результата и общего развития человека.
Tutor должен знать:
- действующее законодательство в образовательной сфере;
- основы возрастной психологии и педагогики;
- особенности отношения детей с окружающими в зависимости от возраста и иных факторов;
- способы мониторинга обучения подопечного;
- методики обучения и воспитательной работы;
- все, что касается поиска актуальной информации по всем направлениям знаний (где найти учебники, веб-сайты и базы данных);
- варианты организации свободного времени ученика;
- методы мотивации к обучению.
Личностные качества педагога имеют особенное значение, поскольку от них в значительной мере зависит налаживание контакта с воспитанником. Тьютору нужно обладать такими чертами:
- самоорганизованность и ответственность;
- психологическая устойчивость;
- искренний интерес к успехам и проблемам подопечного;
- тактичность и толерантность;
- способность анализировать и применять выводы на практике;
- спокойствие и рассудительность;
- высокая культура и творческие способности.
Наставник для подопечного должен быть авторитетным человеком, на которого стоит равняться и которому можно довериться.
К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализации своего творческого и педагогического потенциала в работе с детьми, перспективу дальнейшего развития этого направления деятельности и неплохую оплату труда при высокой квалификации педагога и успехах подопечного.
Минусы заключаются в том, что необходимо осваивать огромный массив разнообразной информации, трансформировать ее и передавать ребенку в понятном для него виде. Также нередки стрессовые ситуации, особенно в случае неудач, когда на наставника оказывается давление со стороны педагогических работников, медиков или родственников ребенка. А чтобы выйти на определенный уровень дохода, нужно искать клиентов и вести одновременно сразу несколько учащихся.
Что мешает студентам обратиться к тьютору?
Студенты часто говорят “За помощью к тьюторам не обращался, мне все было понятно”. Хорошо, если это действительно так. Но часто за этой фразой прячется стеснение или боязнь показаться некомпетентным специалистом.
Тут важно помнить, что вы пришли учиться. Естественно, что-то может не получаться с первого раза и будут возникать вопросы
Тем более, повышение квалификации и получение диплома — это большая цель, к которой стоит двигаться поэтапно и лучше с поддержкой опытного тьютора.
Используйте каждую возможность (промежуточные контроли, вебинары и домашние задания), чтобы пообщаться с вашим куратором. Наши эксперты-практики всегда готовы поделиться своими знаниями и опытом, и с радостью ответят на все ваши вопросы.
Тьюторы 1 курса
Обязательное сопровождение студентов на 1 курсе дает им возможность познакомиться с деятельностью тьютора как таковой и сделать первые шаги по формированию своего собственного образовательного маршрута. Работа происходит как в индивидуальном формате, так и в групповом формате, очно и онлайн.
Групповые тьюториалы проходят раз в две недели. На них студенты могут разобрать трудности, возникающие в образовательном процессе и проработать конкретный план действий по их преодолению. Также в рамках групповой работы студенты развивают различные soft-skills, которые могут быть важны в образовательной и профессиональной деятельности. Например, только за первый семестр студенты осваивают такие компетенции как работа в команде, деловая и цифровая коммуникация, обратная связь, личная ответственность, самоорганизация, стрессоустойчивость и управление эмоциями. Во втором семестре идет работа уже непосредственно с профессиональным самоопределением. Они более подробно знакомятся с разными интересующими их сферами с помощью проектной и игровой деятельности, учатся различать профессии и специализации, анализируют динамику профессиональных областей, знакомятся с актуальными запросами рынка труда. Так они постепенно сужают варианты собственного выбора, и начинают формировать первичный профессиональный замысел.
На индивидуальных тьюториалах студент исследует и собирает в единую личную схему свои основные приоритеты, ценности, интересы и индивидуальные особенности. Это помогает рационально поставить образовательные и профессиональные цели. Далее студент вместе с тьютором изучает из каких источников он мог бы получить знания, навыки и опыт, необходимые для достижения поставленных целей. По итогам такого самоанализа и выявления полезных для себя ресурсов программы / института / академии студент с помощью тьютора может составить индивидуальную программу развития на год, либо на более длительный срок.
Тьюторы в образовании
Тьютор для ребенка
Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.
Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.
Тьютор в школе
Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности
Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся
Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.
Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.
Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.
Кто такой тьютор
Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос: «тьютер или тьютор как правильно пишется?».
Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».
Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке. На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.
Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня. В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».
Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:
Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?» я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».
А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется, кто такой тьютор.
Как стать тьютором
Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?
Должность тьютора относится к самому высокому — четвертому квалификационному уровню (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н). Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся».
В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.
Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).
Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.
Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.
Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.
При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми
сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу
Карьерные тьюторы
Правила взаимодействия с карьерными тьюторами
- Тьюториал может проводиться в режиме личной встречи или онлайн, в зависимости от вашего запроса.
- Обратиться к карьерному тьютору могут студенты любого курса и направления.
- Тьюториал длится не более 1,5 часов.
- Предпочитаемый способ связи через WhatsApp.
Вопросы, с которыми к нам можно обратиться:
- Как искать работу?
Как выгодно себя представить будущему работодателю?
Как выбрать работодателя?
Какие они бывают?
Как попасть туда, куда я хочу?
Как понять, куда я хочу?
Чего я вообще хочу?
Что от меня требуется?
Что я буду делать?
Мне столько всего интересно – как выбрать?
Как совместить работу и учебу?
Я уже работаю – куда можно двигаться дальше?
Стоит ли мне вообще сейчас об этом думать?
Может все-таки в магистратуру?
Исследование индивидуализации в работе тьютора
Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.
Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».
Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.
Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».
Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.
Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:
«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.
- Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
- Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
- Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
- Работа с персональными смыслами и способами реагирования».
Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.).
Специфика
Основная цель работы тьютора – воплощать в жизнь идею поддерживающего образования. Если учитель и преподаватель передают учащимся необходимые знания, а психолог помогает разобраться с какой-то трудной ситуацией, то наставник работает с подопечным на протяжении длительного времени, выступая в роли своеобразного мостика между ним и другими педагогами. Среди основных задач тьютора можно отметить:
- определение интересов и способностей ребенка;
- составление для него индивидуальных образовательных программ;
- помощь в процессе обучения, привитие навыков самообразования;
- поддержка в вопросах формирования личности (целеполагание, анализ своих ошибок и достижений, профориентация);
- помощь в выборе своего жизненного пути, развитии творческого потенциала, преодолении негативных тенденций развития и др.
Тьютор может трудиться в самых разных образовательных учреждениях: школах, вузах, колледжах, детских садах. Кроме того, он нужен для работы с проблемными семьями со сниженным воспитательным потенциалом, где родители не способны организовать полноценную поддержку своих детей в процессе обучения. Актуальным направлением сейчас становится помощь школьникам при переходе на дистанционное образование.
Частично роль тьюторов на себя брали репетиторы, однако они работали исключительно в направлении повышения знаний своих подопечных. Сейчас в услугах наставников больше всего нуждаются учащиеся, которые не справляются со школьной программой, имеют проблемы в межличностном общении или отличаются девиантным поведением. Отдельно следует отметить работу с детьми с ОВЗ, требующими постоянной поддержки и внимания. Нередко хорошего тьютора нанимают для сопровождения очень талантливых учеников и студентов с целью максимального раскрытия всего их потенциала.
Чем тьютор отличается от дефектолога
Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.
Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.
Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.
Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.