Правила написания рецензии на научную статью

Содержание:

Содержание рецензии на научную работу

Содержание для рецензий на указанные разновидности трудов в основном схожи. Представим его в виде структуры для удобного использования:

Лаконичное описание центральной проблемы труда, на второстепенные внимание обращать не нужно. (Объем – 1-3 предложения).
Анализ актуальности (объем такой же, как в предыдущем пункте).
Анализ плюсов и минусов каждого из разделов (статьи оцениваются в целом, с акцентом на отдельные моменты).
Анализ качества работы (оформления, количественного соотношения теоретической и практической частей работы, структурированность стиля изложения, особенности использования терминологии)

Особенно эта часть важна для рецензий на дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертацию.
Заключительная часть рецензии зависит от того, на какой труд она пишется:

  • для дипломной работы, диссертации нужно сделать вывод о возможности присвоения квалификации (ученой степени, звания), рекомендовать для обучения в аспирантуре (для магистерской диссертации);
  • для статьи необходимо дать разрешение на публикацию (или отказать);
  • для монографий, учебников, методических пособий нужно сделать выводы о практической ценности, для кого будет полезна и также дать рекомендацию к публикации.

Желательно в рецензии на научную работу дать характеристику подборке литературы, использованной автором для написания труда. Оценивают новизну, актуальность, авторитетность, количество источников.

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Краткий словарь фраз

Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:

  1. В статье автора или в работе…
  2. Научное исследование посвящено следующей проблеме…
  3. Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
  4. Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
  5. Можно указать на несовершенство статьи в том…

В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации. Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел

Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел.

Чем отличается монография от диссертации?

Если поставлена задача – написать монографию по теме докторской для защиты диссертации – то предполагается, что диссертация уже написана. Что может быть проще? Просто бери ее, пиши сверху слово «монография» и публикуй. Но дело в том, что монография – это не диссертация, как некоторые ошибочно полагают.

Для того, чтобы из диссертации сделать монографию, нужно понять, что это абсолютно разные жанры. Разумеется, опыт публикаций у людей, которые собираются писать монографию, уже есть. Но все это (коллективные монографии, и учебные и учебно-методические пособия, статьи), всего лишь разминка и проба пера, перед тем, как публиковать серьезный, тяжеловесный и настоящий труд под названием монография.

Если диссертация – это исследование, в котором ставится проблема, и в диссертации она же разрешается, доказывается справедливость гипотезы, либо опровергается, то монография – хоть содержательно это о том же, на том же самом материале, но суть подачи – другая. Монография, как научный труд, доносит полученную в исследовании информацию до читателя в простой и доступной форме. Это то же самое, что развернуть огромный лайнер, и направить его плыть в другую сторону. То есть переделывая в монографию свою диссертацию, нужно поменять акценты и свои исследовательские задачи, не написать и защитить диссертацию, а донести материал, на котором построена диссертация, до читателя, которому все равно на защиту, он просто читает книгу.

Диссертация и монография – стрела и чайная церемония

Что в первую очередь посоветуют читать в научном сообществе – монографию или диссертацию? Если есть и то, и другое? Именно монографию! Диссертация направлена точно в цель – на защиту, и внутренняя логика и структура ее подчиняется постановке гипотезы и ее доказательству.

Монография – обобщение исследовательского материала, это уже не летящая стрела, это чайная церемония, на которую приглашен читатель. Если работа над диссертацией – это узко специфичная процедура, где исследователь запускает стрелу точно в цель и сам же ее достигает (защищает диссертацию), то чайная церемония – это спокойное повествование относительно новых полученных результатов. И проводимая церемония подразумевает в ней участие и читателя: автор ведет ритуал, постепенно обихаживая своих читателей, подливает им чай (свои новые интересные идеи) и угощает плюшками (результатами своих экспериментов).

Диссертант же вообще ничем не связан с читателем, он просто занимается свои делом, он – исследователь, и пишет научный труд по указанному шаблону. И глядя на него можно только увидеть – как он «стреляет из лука», он никого не приглашает в этот процесс – ведь его задача самостоятельно попасть стрелой из лука в нужную цель. За-щи-ти-ться! И это он должен сделать сам. Один. Другое дело – монография. Тут уже есть как бы «воображаемые друзья», те люди, для кого и создается монография, кто будет ее читать. И ведь как ни странно, научные книги все-таки люди читают.

Советы и рекомендации по написанию рецензии

Советы для начинающих рецензентов.

Главный совет – рецензия должны быть объективной. Не зависимо от личностной оценки, взглядов и пристрастий автора, работа должна оцениваться с научной и практической точек зрения.

Стиль должен быть сохранен на протяжении всего текста.

Не допускается использование грубых, просторечных, эмоционально окрашенных высказываний.

Важно найти не только недочеты, ошибки автора, но отметить достоинства работы – научные находки, открытия, сообразительность и перспективность. Допускается выражение личностной позиции пишущего рецензию, если она не несет оскорбления, не провоцирует распрей по любому признаку или призыва к насилию и противозаконным действиям

Допускается выражение личностной позиции пишущего рецензию, если она не несет оскорбления, не провоцирует распрей по любому признаку или призыва к насилию и противозаконным действиям.

Готовимся к рецензированию

Сейчас будет воистину «капитанский» совет:

Вроде бы все очевидно, но нет же! Умудряются после беглого осмотра содержания, чтения сокращенной версии (summary) писать «рецензии», где кроме бинарного «хорошо-плохо» ничего нет.

Нужно прочесть книгу несколько раз – сначала с позиции обычного читателя, а потом с целью сделать критический разбор.

В процессе можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.

Ну что, вы уже готовы приступить к рецензированию? Погодите немного и проверьте себя:

  1. Не читайте других отзывов о книге, чтобы не писать чужими словами.
  2. Да, ваше мнение может разительно отличаться от мнения большинства. Пишите, не бойтесь «холиваров» – грамотная рецензия будет только в плюс.
  3. Помните правило: чем более негативное мнение у вас сложилось о книге, тем больше нужно приводить аргументов в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
  4. Используйте в равных пропорциях логику и эмоции.
  5. Не испытывайте мысленного (а порой и животного физического) страха перед автором – если вы купили книгу, а не скачали с торрент-трекера, то имеете право аргументированно высказаться.

Рветесь в бой? Опять вас остановлю, уж простите!

Составьте план рецензии

Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым:

  1. Библиографическое описание – название книги, автор, год выхода (если это переиздание – указать, какое по счету), издательство.
  2. Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
  3. Непосредственно отзыв (личные впечатления).
  4. Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
  5. Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
  6. Итоговая оценка и личные выводы рецензента об актуальности и «профпригодности» книги, рекомендации читателям.

Отлично! Теперь начинаем…

Не путайте с отзывом!

Односложные отзывы типа «хорошая книга», «полное г%?но» мы даже не рассматриваем. Посмотрите на иллюстрации:

Пусть «Лабиринт» и считает это читательскими рецензиями, по сути это отзывы! Чтобы превратить их в рецензии, нужно в своем отклике ответить на вопросы:

  1. Что за книга рассматривает, кто ее автор, когда ее написали и опубликовали?
  2. В каком жанре она написана?
  3. В чем основная идея произведения?
  4. Какова структура повествования?
  5. Какое впечатление оказала книга на читателя?

Безусловно, среди откликов на книги на сайтах «Лабиринта», «Читай-города», «Озона» есть полноценные рецензии, из которых понятно, покупать книгу или нет.

Разновидности отзывов

Рецензирование текста может быть разным и чаще всего зависит от самой работы и цели, с которой она была написана. Рецензия может быть:

  • внутренняя — такой документ составляется научным руководителем вуза, в котором обучается автор работы;
  • внешняя — работу оценивают редакторы журналов, а также члены редакционной коллегии, которые уже имеют ученую степень; некоторые компании требуют сделать рецензии у специалистов с определенным количеством публикаций в журналах за последние годы.

Кроме этого, рецензией часто выступают такие сочинения, как развернутая аннотация, эссе, обзор или критическая статья. Каждое из этих произведений ставит перед собой определенные цели и задачи. К примеру, аннотация направлена на изучение особенностей содержания и композиции, а эссе — это просто размышление на тему, которую поднимают в основном тексте.

Также рецензии часто разделяют на три уровня, а именно:

  1. Произведения конкретного писателя без привязки к эпохе и другим сочинениям.
  2. Произведения в контексте других произведений автора.
  3. Произведения в контексте литературной эпохи.

Выбор уровня зависит в первую очередь от целей, которые преследует автор основной публикации, а также от компетентности и мастерства рецензента. Так, на первом уровне рассматриваются достоинства и недостатки конкретного текста. На втором — мастерство писателя в сравнении с его другими сочинениями. На третьем уровне произведение рассматривают более глубоко — в контексте актуальных тем и проблем эпохи, с целью выявить самобытное и новаторское в творчестве писателя и оценить его место в мировой литературе.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/kak-napisat-recenziyu.html

Примеры ключевых частей рецензии с комментариями

Примеры рецензий существенно облегчают работу начинающего «оценщика» статей.

Подборка образцов, которые найдете ниже, поможет разобраться, как должен выглядеть конечный вариант рецензии.

Рецензии на статью на литературоведческую тему (https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcRnBnbmloWkRsaTQ/view?usp=sharing и https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcVDZmOExweGpBbWM/view?usp=sharing)

Рецензия на статью экономической области знаний (https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcLU4yZW9vTE5MZ2M/view?usp=sharing)

Рецензия на статью по правоведению (https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcalBCd0FQakozYnM/view?usp=sharing)

Рецензии взяты из сайта издательства «Аналитика Родис» (http://publishing-vak.ru/review-sample.htm)

А теперь немного прокомментируем выбранные анализы, сравнив их между собой.

Возьмем во внимание рецензии под № 1 в списке. Первая ссылка демонстрирует неправильное определение актуальности, ведь она не может быть вызвана лишь тем, что эту проблему выбрал один автор

Первая ссылка демонстрирует неправильное определение актуальности, ведь она не может быть вызвана лишь тем, что эту проблему выбрал один автор.

Проблема должна быть актуальной для науки в целом или для общества.

Прочитав рецензию по второй ссылке, обоснование актуальности вы вообще не найдете.

Хороший пример этой части можно обнаружить в рецензии под номером 3.

Хороший пример этой части можно найти, перейдя по второй ссылке первого пункта.

Рецензент основательно разобрала все достоинства статьи, правда, о недостатках не упомянула.

Неплохо расписаны аспекты анализируемой статьи и в рецензии № 2.

Что касается заключения, оно приблизительно одинаково для всех представленных рецензий.

Все рецензенты рекомендуют статьи, если же требуется сделать противоположное заключение («не рекомендую»), свою позицию нужно обязательно аргументировать.

Обратите внимание! Мы подавали уже готовые примеры рецензий

Важно еще раз подчеркнуть, что рецензенты работают с чистовым вариантом, где исправляют ошибки, вынося их на берега

Важно еще раз подчеркнуть, что рецензенты работают с чистовым вариантом, где исправляют ошибки, вынося их на берега

Чем отличается рецензия от отзыва

На первый взгляд кажется, что рецензия и отзыв – это одно и то же, а именно выражение своего мнения об определённой интеллектуальной собственности. Отзыв же на самом деле является выражением мнения и собственных впечатлений от случайного читателя или зрителя, не содержащий точного анализа работы, доказательств приводимых аргументов и чёткой структуры, тогда как рецензия – это официальное письменное исследование от эксперта в выбранной сфере с выдержанным по ГОСТу оформлением. В рецензии обязательно присутствуют данные о рецензенте, полный, подробный анализ работы без субъективного мнения и эмоциональной окраски.

Разновидности рецензий

В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:

  1. Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
  2. Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).

Определение

Рецензия книги – критический анализ и оценка произведения, написанного в научном, художественном, публицистическом стиле для формирования мнения о нем у целевой аудитории.

Вы можете сделать разбор книги, чтобы:

самим лучше усвоить прочитанное;
опубликовать рецензию в блоге и привлечь дополнительный трафик;
показать экспертность → обратить на себя внимание издательств → начать рецензировать на коммерческой основе.

Когда пишем рецензию, мы формируем окончательное мнение о книге и создаем первичное представление у других людей. А правильно ли мы это делаем?

Не спешите читать дальше! Подумайте. И добавьте что-то свое в список ниже:

С чего начать

Написать хорошую рецензию нетрудно, главное – не отклоняться от поставленной темы и хорошо изучить материал, на основе которого вы собираетесь писать критический анализ.

Главное, что следует запомнить, рецензия – это не пересказ. От вас требуется проанализировать произведение, а не пересказать

Никто не запрещает использовать цитаты, важно не переусердствовать с этим, так как их нужно использовать только для подтверждения ваших же аргументов

Если объектом вашего исследования является художественный текст, не стоит забывать о роли выразительных средств, которые в нем употребляются.

Нужно уметь выделять как достоинства, так и недостатки произведения. От этого зависит качество вашей рецензии.

Можно отметить значение произведения в жизни автора и в литературе в общем, а также определить литературное направление текста.

Это не исследовательская работа. Каждый ваш аргумент должен быть подкреплен фактом. Умейте выстроить логические цепочки, установить связи в произведении.

Что такое рецензия

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.

Где можно опубликовать свой труд?

С чего начинать подготовку рецензии для СМИ?

Сегодня средства массовой информации не ограничиваются печатными изданиями, телевизором и радио, кроме этих ресурсов, они занимают огромные «площади» в Интернет просторах.

Вот список наиболее популярных вариантов для публикации рецензии:

  • традиционные печатные издания (журналы, газеты, подающие общую информацию или конкретной направленности);
  • читательские сервисы типа LiveLib, BookMix (можно публиковать рецензии на книги);
  • сайты, на которых собраны фильмы и мульты;
  • ресурсы, предоставляющие программное обеспечение и игры;
  • тематические интернет-площадки с определенной целевой аудиторией;
  • соцсети (Facebook, ВКонтакте);
  • блоги, посвященные определенной тематике, например Livejournal «собирает» рецензии на литературные продукты.

Каждый из названных ресурсов имеет свои требования к рецензиям. Например, в соцсетях врядли будет популярной работа большого объема, так как пользователи охотнее читают небольшие посты, а вот читательскими сервисами частенько пользуются специалисты (журналисты, филологи), поэтому рецензии должны предоставлять более серьезный и обширный анализ.

Подготовка к рецензированию

Как театр начинается с вешалки, так создание любой рецензии — с подготовки. На первом этапе следует познакомиться с произведением, которое вы будете разбирать. Знакомство не должно быть шапочным. 

Доскональное изучение материала — фундамент рецензирования

Прочитать рассказ, повесть, стихотворение, посмотреть кинофильм, мультфильм или сериал, послушать песню или оперу нужно не один раз, а несколько. Сначала это делается в режиме обычного читателя, зрителя, слушателя. Первые впечатления — самые ценные. Они и разбираются дальше, при повторном прочтении, просмотре, прослушивании, но уже с позиции аналитика.

В блокнот или файл вносятся предварительные пометки, тезисы, схемы, которые понадобятся для анализа. Если рецензируется напечатанное произведение, в качестве маячков по содержанию, цитатам, фразам, эпизодам удобны бумажные закладки или стикеры. 

Готовые рецензии в интернете. В каком случае можно их использовать?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

В теории, отзыв преподавателя и рецензия от стороннего специалиста должна составляться и заполняться строго этими людьми. Но на деле все вопросы о том, как написать рецензию к диплому, какое должно быть оформление документа и другие правила написания ложатся на плечи самих студентов.

Чтобы составить рецензию к дипломной работе в различных областях и дисциплинах (по экономике, по педагогике, по психологии или рецензия к диплому юриста), можно найти в интернете и скачать готовые образцы таких документов. Скачанный документ – это может быть образец и наглядный пример, готовая рецензия должна быть уникальной, а не списанной с интернета.

На что обращают внимание рецензенты

Есть ряд аспектов, на которых рецензенты обязательно заостряют свое внимание. О них должен знать не только тот, кто анализирует статью, но и тот, кто ее пишет

Составим перечень основных моментов:

  • соответствие статьи направлению и тематике журнала (например, методическую статью не примут в теоретическом издании);
  • оценка аннотации (ее соответствия требованиям журнала);
  • качество подачи информации (целостность, логика раскрытия темы, особенности аргументирования);
  • оценка иллюстративного материала (есть ли ошибки в оформлении, все ли материалы уместны, насколько они соответствуют содержанию);
  • ошибки работы (рецензент должен выявить все оплошности автора, начиная от орфографии и заканчивая содержанием);
  • наличие недостоверных данных;
  • оригинальность и новизна предоставленных материалов.

Это все – стандартная база для анализа, которая дополняется в зависимости от особенностей конкретной статьи.

Во время анализа логики изложения материалов необходимо проследить, чтобы структурные части статьи (заголовок, аннотация, вводная, основная части и заключение) не противоречили друг другу.

Примерные планы составления рецензий по видам

Как составить план рецензии?

План эссе

Эссе состоит из:

  1. Введение. Здесь рассматривается актуальность проблемы в современном мире, создается вопрос, на который нужно ответить в процессе написания. Оно занимает несколько предложений, а не растягивается на длинные абзацы.
  2. Основная часть. Этот промежуток текста содержит в себе аргументацию, доказательство мысли с помощью примеров из жизни или научных фактов. Тезисы могут находиться как после приведенного примера, так и в начале изложения. Два или три аргумента идеально впишутся в текст.
  3. Заключение. Оно подводит итоги сказанному ранее, здесь должна прослеживаться логичность.

План рецензии на художественное произведение

Рецензия на художественную литературу содержит в себе:

  1. Сведения о авторе, издательстве, годе выпуска произведения
  2. Пересказ в нескольких предложениях основной мысли текста.
  3. Разбор произведения:
  • Заложенный смысл;
  • Ключевые моменты построения текста;
  • Стилистика материала;
  • Характеры и поступки персонажей.

Рецензент аргументирует свою точку зрения и оценивает творчество автора.

Советы напоследок

Если у вас возникли вопросы по статье, рекомендуется обсудить их с автором перед написанием рецензии

Очень хорошо после изучения труда (перед тем, как приступить непосредственно к рецензированию), пообщаться с автором статьи и уточнить вопросы, которые возникли.

Возможно, вы пересмотрите свои взгляды на некоторые аспекты.

Составляя план (даже сложный), не нужно слишком детализировать, включая второстепенные вопросы, ведь небольшой объем рецензии предполагает описание только ключевых моментов.

В заключительном абзаце нужно подбить итог только положительных моментов (если рекомендуете статью к публикации).

Если в анализе вы указали на несущественные недостатки, в заключении следует употребить фразу типа: «Несмотря на несущественные недочеты, статья может быть рекомендована к публикации исходя из ряда преимуществ и актуальности».

Если вы анализируете научный труд, свои эмоции на бумагу лучше сильно не выплескивать, ведь научный стиль требует сухости и строгости в изложении.

Вся рецензия должна быть написана в едином стиле и тоне.

Примеры рецензий на статью обязательно облегчат написание текстов этого жанра и, возможно, вскоре ваша рецензия послужит в качестве примера для других.

В этом видео вы узнаете об истории жанра рецензии:

Кто такой рецензент?

Естественно, проверять и оценивать проект студента должен не человек с улицы, а профессионал в той теме, которой посвящена дипломная работа. Рецензент – это дипломированный специалист, который сможет объективно и непредвзято оценить работу студента. В идеале этим должен заниматься максимально независимый человек со стороны, на чье решение не сможет повлиять личное восприятие и взаимоотношения с автором работы. Обычно этим занимается директор предприятия или организации, где студент проходил практику. В этом случае рецензия оформляется на специальном документе организации. Рецензент должен в полной мере владеть темой, понимать все аспекты работы, грамотно описать все плюсы и минусы. Помимо прочего, сам документ должен быть правильно оформлен. Должно быть подтверждение в виде печати и подписи руководителя (без этого рецензия будет недействительной). Очень часто директора предприятий и преподаватели просят студента самостоятельно написать и оформить документ, а преподавателю остается лишь поставить печать и подпись. Раз такая практика имеется, то каждый студент должен быть готов самостоятельно написать отзыв. Для этого нужно ознакомиться с хорошими примерами написания рецензии и подробной инструкцией по ее оформлению.

План рецензии

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Увы, у сыщика из известного советского мультфильма плана никогда не было. Быть может, поэтому бедолага бесславно провалил свою миссию. 

Составление примерного плана — второй этап работы над рецензией. Он помогает разложить подготовленные впечатления и пометки по нужным полочкам аналитики.

Профессор Литературного института им. Горького Мария Владимировна Зоркая не только преподает основы рецензирования будущим редакторам и критикам, но еще учит этому всех желающих. На мастер-классах проекта «Университетские субботы» она рекомендует, чтобы в плане присутствовали хотя бы такие пункты:

  1. Название и автор
  2. Жанр
  3. Основная мысль произведения
  4. Время и место действия
  5. Герои
  6. Сюжет
  7. Композиция
  8. Замысел автора
  9. Воплощение замысла
  10. Качество исполнения: плюсы, минусы
  11. Авторские удачи, неудачи
  12. Цель и задача автора
  13. Кому предназначено произведение
  14. Выполняет ли оно свою функцию, роль

Эти компоненты, как считает Зоркая, могут меняться по расположению и в самом плане, и в базовой структуре. Предмет разбора, название, автора, другие выходные данные можно обозначить как в лиде, так и в начале основной части. Авторский замысел идет не только в аналитический блок, но вполне ложится в лид или заголовок. 

Логический стержень при этом остается неизменным: шагая по плану, выстраивать анализ произведения нужно задаваясь тремя составляющими: что, как, зачем. Такой план совершенно универсален. Он удобен как для разбора книги или статьи, так для оценки фильма, сериала, музыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector