Изменения в егэ-2022. обществознание, анализ перспективных моделей
Содержание:
- Таблица перевода
- Примерный план эссе
- Клише
- Полезные советы
- Кому обязательно сдавать обществознание?
- О структуре заданий
- Оценивание эссе
- Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию, перевод набранных баллов
- Первая часть в ЕГЭ по обществознанию: какие правила?
- Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: долгожданные результаты
- Критерии оценки
- Зачем и как меняют задания?
- ↑ Разбор каждого критерия
- Первая часть в ЕГЭ по обществознанию: какие правила?
- Темы эссе по экономике
Таблица перевода
Соответствие первичных и тестовых баллов ЕГЭ по обществознанию
ПБ* | ТБ* | ПБ | ТБ | ПБ | ТБ | ПБ | ТБ | ПБ | ТБ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14 | 27 | 28 | 49 | 42 | 66 | 56 | 86 | ||
1 | 2 | 15 | 29 | 29 | 51 | 43 | 67 | 57 | 87 |
2 | 4 | 16 | 31 | 30 | 52 | 44 | 68 | 58 | 89 |
3 | 6 | 17 | 33 | 31 | 53 | 45 | 69 | 59 | 91 |
4 | 8 | 18 | 35 | 32 | 54 | 46 | 70 | 60 | 92 |
5 | 10 | 19 | 37 | 33 | 55 | 47 | 71 | 61 | 94 |
6 | 12 | 20 | 39 | 34 | 56 | 48 | 72 | 62 | 96 |
7 | 14 | 21 | 41 | 35 | 57 | 49 | 74 | 63 | 97 |
8 | 16 | 22 | 42 | 36 | 59 | 50 | 76 | 64 | 99 |
9 | 18 | 23 | 44 | 37 | 60 | 51 | 77 | 65 | 100 |
10 | 20 | 24 | 45 | 38 | 61 | 52 | 79 | ||
11 | 21 | 25 | 46 | 39 | 62 | 53 | 81 | ||
12 | 23 | 26 | 47 | 40 | 63 | 54 | 82 | ||
13 | 25 | 27 | 48 | 41 | 64 | 55 | 84 |
*ПБ – первичный балл
*ТБ – тестовый балл
минимальный проходной балл
Шкала перевода первичных баллов в тестовые утверждается ежегодно, поэтому возможные незначительные корректировки. Данные в таблице приведены по приказу Рособрнадзора 2019 года. На момент написания статьи новое соответствие еще не было утверждено официально, хотя в спецификации КИМов ЕГЭ 2020 года содержится уточнение, что максимальный балл за задание 16 уменьшился с двух до одного, поэтому за всю работу можно набрать не 65, а 64 первичных балла, которые будут соответствовать 100 тестовым.
Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию, надо набрать 22 первичных балла, они соответствуют 42 тестовым. Это минимум, с которым можно попробовать поступить в вуз. Но реально стоит рассчитывать на зачисление при куда более высоких значениях: 48 первичных – 72 тестовых соответственно.
Примерный план эссе
Чтобы понять, как написать эссе по обществознанию, нужно знать, что к работе по эссе не представлено особых требований либо указаний — главным считается показать смысл цитаты, продемонстрировать знание теории и курса школьного обществознания, подкрепить вся это правильными примерами. Но притом, что времени на обдумывание остаётся не так много, можно придерживаться главного плана для мини-сочинения, который включает в себя все нужные элементы.
- Необязательная часть эссе — введение. Общий смысл проблемы (несколько предложений). В сочинении по обществознанию данный пункт плана можно убрать и сразу начинать трактовку предложенной цитаты, но ученикам часто становится нелегко отойти от официальной схемы сочинений, когда суть суждения основывается лишь общим рассуждением. Именно поэтому, если вам легче начинать свой план с введения, то используйте его. Если же для вас это не принципиально, то можете смело исключить этот пункт, так как общая оценка из-за него никак не изменяется.
- Раскрытие смысла начального афоризма – 2–3 предложения. Комплексно переводить цитату не стоит, хвати того, что вы сошлётесь на её автора, раскроете главное значение выражения своими словами. Следует отметить, что в отличие от сочинений по русскому языку, где нужно обязательное вычисление проблемы, в эссе по обществознанию можно опираться на процессы, явления, а также на простые констатации фактов. Для раскрытия значения цитаты можно применять различные шаблоны: «В предложенном высказывании N (известный философ, успешный экономист, великий писатель) рассматривает (рассуждает о, описывает) такой процесс (явление, проблему) как…, трактуя его как …» либо «Значение высказывания ( афоризма, цитаты) N состоит в том, что…».
- Часть теории (3–4 предложения). В этой части следует доказать либо, наоборот, опровергнуть задумку автора цитаты, опираясь на знания, которые вы получали на уроках, а также применяя особую терминологию. Если вы придерживаетесь точки зрения самого автора – то в большей степени эта часть представляет изменение исходного высказывания на язык учебника. К примеру, если писатель назвал детские игры во дворе дома школьной жизнью – вы будете раскрывать тему институтов социализации, а также роль, которую они играют в процессе получения индивидом знаний и социальных норм. В этом случае можно также добавить примеры афоризмов других экономистов, философов и известных людей, которые могут подтвердить задумку выражения. Но это не считается обязательным в работе.
- Часть с фактами (4–6 предложений). В этом случае нужно привести около двух примеров, которые будут подтверждать обоснования, которые были выдвинуты в предыдущем пункте. В этом пункте не стоит использовать общие выражения, а применять конкретику, а также всегда указывать источник информации. К примеру, можно написать, что «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвящённые»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N в своём романе «Название» рассказывает о ситуации», «на полках магазина напротив моей школы можно найти…».
- Заключение (несколько предложений). Так как работа эссе на ЕГЭ по обществознанию представлена лишь наличием доказательств и аргументов теоретического положения – можно закончить мини-сочинение, создавая вывод ко всему написанному. К примеру, «Таким образом, и примеры из жизни, и читательские знания помогут утверждать что…», после этой фразы стоит изменить афоризм и придать ему новую форму.
Клише
Итак, теперь вы знаете, что стоит, а что не стоит писать в сочинении на ЕГЭ по обществу. Теперь давайте подробнее разберем, как можно собрать необходимое сочинение из заготовленных блоков. Такие блоки называются клише и помогают при написании эссе по обществознанию грамотно строить текст с учетом требований, которые диктует структура и критерии оценивания ЕГЭ 2020.
Предлагаем вашему вниманию подборку основных клише, которые будут полезны при написании эссе практически на любую тему:
Больше о том, как писать мини-сочинение на ЕГЭ 2020 по обществознанию, смотрите в уроке от онлайн-репетитора:
https://youtube.com/watch?v=2-yKK63C0Zs
Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:
- Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
- Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».
Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.
Полезные советы
В ходе подготовки стоит прислушаться к таким полезным советам опытных педагогов:
- на выполнение задания №29 необходимо тратить 30-40 минут (тренируйтесь укладываться в эти временные рамки);
- максимального порога слов для эссе нет, но лучше не писать слишком много;
- главное – не уйти от основной проблемы, углубившись в философские размышления;
- полезные клише лучше всего запомнить (их не так уж и много);
- в качестве примеров лучше всего приводить исторические факты и реальные события, повлиявшие на общество (к личному опыту стоит обращаться в крайнем случае);
- тщательно продумывайте выборе примеров (не привлекайте факты, которые могут быть истолкованы двузначно);
- еще до ЕГЭ определите два направления для эссе, это упросит подготовку.
Большинство выпускников для написания эссе на ЕГЭ по обществознанию выбирают темы, связанные с экономикой и социологией, и 2021 год вероятнее всего, не станет исключением. Право и политология – для тех, кто увлекается соответствующим направлением. Самым сложным направлением по обществу выпускники считают философию ввиду сложности и глубины затрагиваемых проблем.
Больше информации о том, какие еще задания будут представлены в КИМах и каким будет формат экзамена в 2021 году читайте в статье, посвященной ЕГЭ по обществознанию.
Также предлагаем ознакомиться с рекомендациями онлайн-репетиторов по выполнению задания №29 по обществу.
- Как будет проходить 2020-2021 учебный год
- Минимальные баллы ЕГЭ 2021 по всем предметам
- Пересдача ЕГЭ в 2021 году
Кому обязательно сдавать обществознание?
Почему большинство выпускников выбирают именно обществознание?
- Кажущаяся простота и доступность теории.
- Отсутствие сложных формул и задач, требующих математической подготовки.
- Востребованность сертификата.
Действительно, хорошо подготовившись и получив высокий бал на ЕГЭ по обществознанию, выпускник сможет претендовать в 2019 году на бюджетное место в университетах самой разной направленности. Так, обществознание как экзамен по выбору актуален для тех, кто планирует получить специальность в таких сферах, как:
- психология и педагогика;
- социология и политология;
- экономика и менеджмент;
- управление персоналом;
- сфера услуг;
- товароведение;
- бизнес-информатика и др.
О структуре заданий
Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.
4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.
7-10 – это «Экономика».
11-12 – «Социальные отношения».
13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).
16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.
2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:
- Философия.
- Социология.
- Политология.
Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.
Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.
В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:
- проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
- привести соответствующий аргумент и др.
24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.
25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.
№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.
27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.
28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.
Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.
Изменения в ЕГЭ по обществу
В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.
- Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
- Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
- Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.
Оценивание эссе
За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2020 году это 65).
Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво. ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:
ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:
№ |
Критерий |
Максимальный балл |
К-1 |
Раскрытие смысла высказывания |
1 |
К-2 |
Теоретическое содержание (объяснение ключевых понятий) |
2 |
К-3 |
Теоретическое содержание (логичность рассуждений и выводов) |
1 |
К-4 |
Качество и актуальность приводимых фактов (примеров) |
2 |
Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2. Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов
В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа
Также стоит обратить внимание на рекомендуемый объем текста – примерно 150-450 слов. В идеале ваше эссе по объему должно быть приближено к 350 словам, что при среднестатистическом размере прописных букв составляет приблизительно 2-3 листа
Тех, кто переживает за грамотность сочинения, хотим успокоить – орфографические ошибки не влияют на оценку за эссе по обществознанию. Исключение составляют ошибки, допущенные в написании терминов и понятий.
Результаты проверки заданий 2-й части можно обжаловать. Конечно, если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать свое мнение перед экспертной комиссией по рассмотрению апелляций.
Критерии оценивания ЕГЭ по обществознанию, перевод набранных баллов
За каждое выполненное задание испытуемый получает определенное число баллов, которые в итоге суммируются, определяя набранный первичный балл.
С помощью специальной шкалы перевода первичные баллы трансформируются в тестовые. Для дисциплины “обществознание” схематичная шкала перевода выглядит следующим образом:
- 1-18 первичных баллов = 3-40 тестовых, экзамен считается несданным;
- 19-47 первичных баллов = 42-71 тестовым, экзамен сдан;
- 48-62 первичных балла = 72-100 тестовым, экзамен сдан отлично, присвоить настолько высокую оценку может лишь профессиональная комиссия.
Особняком в списке заданий ЕГЭ по обществознанию стоит задание №36, требующее написать эссе по любому из шести предложенных утверждений
Важно помнить, что самым важным критерием в оценивании этого пункта является раскрытие смысла фразы. Если испытуемый неправильно или недостаточно понятно раскрыл суть утверждения, ответ дальнейшей проверке не подлежит
За задание, которое могло бы принести целых 5 баллов, не выставляется ни одного.
Первая часть в ЕГЭ по обществознанию: какие правила?
Вспомните, как в детстве вам предлагали сыграть в новую игру. Вы с энтузиазмом соглашались, но уточняли: «а какие правила?». С возрастом мы утрачиваем бдительность. Готовясь к ЕГЭ, школьники задумываются о правилах далеко не в первую очередь. И очень зря! Поверьте, ЕГЭ по обществознанию — это сложная, взрослая, но увлекательная игра. Чтобы победить, необходимо знать ее правила.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. У вас появилось дополнительное время — не упустите его!
Представьте, что в этой игре вы играете против КИМа. С чего мы должны начать? Конечно же, с изучения нашего соперника. Разузнайте всю подноготную! Не переживайте, наш образовательный центр давно следит за особенностями ЕГЭ и сделал это за вас.
Как показывает статистика, в 2019 году проиграли 19,6%. То есть пятая часть всех, кто сдавал ЕГЭ по обществознанию, даже не прошла порог. Средний результат — всего 54,9 баллов, а на бюджет нужно от 80 баллов. Только 7,7% выпускников одерживают триумф. В этой статье мы разберемся, как достигать таких результатов.
Соперник у нас непростой. Теперь исследуем его тактику игры, сильные и слабые стороны. Да-да, поверьте, даже у ЕГЭ есть слабости! Например, он всегда ограничен своим же форматом: темами кодификатора и типами заданий. Запомните: ни одно задание в КИМах не возникает на ЕГЭ из ниоткуда! Вся структура предсказуема и известна заранее. И вы должны этим пользоваться.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: долгожданные результаты
Первую симуляцию (пробник) в декабре я написала на 97 баллов, чему была очень рада. Ну а в конце мая я набрала 100 баллов! Прыгала от счастья до потолка!
Оставалось сдать сам ЕГЭ – его я сдала на 99 баллов, сделав обидную ошибку в первой части, что безумно меня расстроило.
Подавала я документы в 5 вузов в Москве и Екатеринбурге, на специальности, где было моё любимое обществознание.
- 1) РАНХиГС (на государственное и муниципальное управление, экономику и менеджмент)
- 2) УРФУ (на сервис, международный менеджмент)
- 3) РГППУ (на правоведение и экономику)
- 4) Финансовый университет (на социологию)
- 5) МГПУ (на преподавателя обществознания и экономики)
Прошла везде практически на каждое направление, и долго не могла решиться, куда же все-таки поступать: стоит ли мне уезжать в Москву или продолжить учиться в Екатеринбурге?
Здесь я учусь и по сей день. Пока всем довольна — надеюсь, такой настрой сохранится до конца учебы.
Я советую MAXIMUM абсолютно всем своим знакомым, потому что сама безумно люблю его и знаю, что там каждый найдет что-то своё. MAXIMUM — это место, где работают молодые преподаватели, которые общаются с учениками на одном языке. Они легко и понятно объясняли сложные для меня темы до тех пор, пока я наконец не начинала понимать.
MAXIMUM — это
место, где мне действительно нравилось учиться, и я получала от этого настоящее
удовольствие. Именно тут я полюбила обществознание и поняла, что хочу связать
свое будущее с этим предметом.
Ощутимый плюс — удобная система обучения, состоящая из очных занятий и вебинаров, благодаря которой можно значительно сэкономить свое время и рационально потратить его на подготовку.
MAXIMUM — это организация, где к каждому найдут индивидуальный подход и будут готовить тебя именно на тот результат, на который ты сама хочешь. MAXIMUM — это место, где я завела новых друзей, с которыми мы продолжаем общаться до сих пор. MAXIMUM- это просто семья, с которой мне не хотелось бы в дальнейшем терять связь.
Автор текста: Полина Шестакова
Критерии оценки
Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.
- Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
- Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
- Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
- Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).
Зачем и как меняют задания?
Напомним, что недавно в Рособрнадзоре заявили о кардинальных, изменениях в структуре ЕГЭ
Важно понимать, что на данном этапе изменения ЕГЭ только обсуждаются в экспертном сообществе. Итоги будут подведены в конце осени
Нововведения будут менять работу постепенно —с 2022 по 2024 год. Поэтому не факт, что все обновления, которые сейчас предлагают ввести, будут в Ваших бланках на экзамене. Вполне возможно, что полного объема изменений Вы не увидите. Зато они дадут о себе знать в 2023 и в 2024 году.
Как сообщили в Рособрнадзоре, изменения ЕГЭ необходимы, так как в будущем году школы, лицеи и гимназии будут заканчивать ученики, которые с первого класса обучались по новым школьным стандартам. Именно им соответствуют новые экзамены (Вам не повезло быть первым комом, но мы все-таки надеемся, что блином).
Главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасанов высказал своё мнение по поводу изменений в системе ЕГЭ по обществознанию.
По мнению Арслана Хасанова, развёрнутый ответ способен дать каждый ученик, который интересуется предметом хоть в какой-то мере.
С одной стороны, экзамен стал более легким. Ведь в нем убрали задания, которые дублируют друг друга. Из ЕГЭ по обществознанию исключили и сочинение, которое требовало отдельной подготовки. С другой стороны, были сформированы новые задания, которые требуют от школьников умения размышлять и анализировать. Да и время, отведённое на экзамен, уменьшили практически на час. Как отметили эксперты, заданий все равно очень много, и у выпускников может возникнуть проблема с тем, чтобы успеть за отведённое время выполнить все, что требуется. Все-таки этот отнятый часа увеличивает тревожность выпускника и усиливает давление на него, которое и так избыточно.
Изменения ЕГЭ по обществознанию вызваны и необходимостью ужесточения заданий экзаменов и олимпиад. В этом году не все обладатели ста баллов по предметам смогли поступить на бюджет. Можно было бы добавить бюджетные места, но зачем, когда можно просто усложнить правила (минутка сарказма)?
↑ Разбор каждого критерия
1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта.
не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Требования к качеству приводимых фактов/примеров:
«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан;
«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом
Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения;
«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г
для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье.
Первая часть в ЕГЭ по обществознанию: какие правила?
Вспомните, как в детстве вам предлагали сыграть в новую игру. Вы с энтузиазмом соглашались, но уточняли: «а какие правила?». С возрастом мы утрачиваем бдительность. Готовясь к ЕГЭ, школьники задумываются о правилах далеко не в первую очередь. И очень зря! Поверьте, ЕГЭ по обществознанию — это сложная, взрослая, но увлекательная игра. Чтобы победить, необходимо знать ее правила.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. У вас появилось дополнительное время — не упустите его!
Представьте, что в этой игре вы играете против КИМа. С чего мы должны начать? Конечно же, с изучения нашего соперника. Разузнайте всю подноготную! Не переживайте, наш образовательный центр давно следит за особенностями ЕГЭ и сделал это за вас.
Как показывает статистика, в 2019 году проиграли 19,6%. То есть пятая часть всех, кто сдавал ЕГЭ по обществознанию, даже не прошла порог. Средний результат — всего 54,9 баллов, а на бюджет нужно от 80 баллов. Только 7,7% выпускников одерживают триумф. В этой статье мы разберемся, как достигать таких результатов.
Соперник у нас непростой. Теперь исследуем его тактику игры, сильные и слабые стороны. Да-да, поверьте, даже у ЕГЭ есть слабости! Например, он всегда ограничен своим же форматом: темами кодификатора и типами заданий. Запомните: ни одно задание в КИМах не возникает на ЕГЭ из ниоткуда! Вся структура предсказуема и известна заранее. И вы должны этим пользоваться.
Темы эссе по экономике
- «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития». Й. Шумпетер
- «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки». Ш. Монтескье
- «Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Э. Каннан
- «Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство». Б.Ауэрбах
- «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны». М. Портер
- «Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм – это неравное распределение блаженства». У. Черчилль
- «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
- «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». Наполеон I
- «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
- «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости». Публий Сир
- «У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды». Публий Сир
- «Умеренность – это богатство бедняков, алчность – бедность богачей». Публий Сир
- «Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
- «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
- «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться». Б. Франклин
- «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт
- «Спад – это когда ваш сосед теряет работу, кризис, когда работу теряете вы». Г. Трумэн
- «Рыночная цена каждого товара регулируется соотношением между его количеством, которое сейчас предложено на рынке, и спросом тех, кто готов заплатить за этот товар его естественную цену». А. Смит
- «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит
- «Налоги – эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». О.У. Холмс
- «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит
- «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами…» А. Смит
- «Дружба, основанная на бизнесе, предпочтительнее, чем бизнес, основанный на дружбе». Дж. Рокфеллер
- «Даже самый щедрый человек, старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно». Б. Шоу
- «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом». Б. Шоу
- «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы преумножить свое богатство». А. Маршалл
- «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся». А.Н. Радищев
- «Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». Ч. Диккенс
- «Богатство – излишняя роскошь, это кража, совершенная у других». Р. Роллан
- «Счастье не в деньгах, а в том, как их приумножить». Американская пословица
- «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему». Гораций
- «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». Д. Колеман
- «Собственность – это кража». П.Ж. Прудон
- «Бедность – это рабство, но чрезмерное богатство – тоже рабство». Ж. Жорес
- «Истинно бедным бывает лишь тот, кто желает больше, нежели он может иметь». А. Жуссье
- «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». Д. Рикардо
- «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». И. Стобей
- «Сбережения составляют самый богатый доход». И. Стобей
- «Налоги – деньги, взимаемые с части общества в пользу целого». И. Шерр
- «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей». Д. Сарнофф
- «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ». Э. Гроув
- «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают». Ф. Хайек
- «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров». Ф. Бекон
- «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства в народном хозяйстве». С.Ю. Витте