Виды лекций — определение, особенности, формы и функции

Функции категории

Прежде чем рассмотреть каждый из видов лекций в отдельности, целесообразно привести их общий функционал. В учебном процессе актуален целый ряд ситуаций, в соответствии с которыми лекционный вариант обучения не может быть заменен никаким другим. Отчасти это происходит из-за того, что все виды лекций выполняют такие функции, как:

  • Информационная (предоставляет необходимую информацию).
  • Стимулирующая (пробуждает интерес к той или иной теме).
  • Воспитывающая.
  • Развивающая (оценивает явления, а также развивает мышление слушающих).
  • Ориентирующая (в литературе, в проблеме).
  • Разъясняющая, которая прежде всего направлена на формирование ключевых научных понятий.
  • Убеждающая (акцент делается на комплекс доказательств).

Вводная лекция

Вводная лекция, статьи 1 — 5, 9, Общая дискуссия переведены В. И. Калмановским; статьи б — 8, Краткий обзор, статьи 10 — 14, 26, 27 — канд. Общая дискуссия, статьи 25 — 28, 29, Предварительные рекомендации по номенклатуре — канд.

Вводная лекция, статьи 1 — 5, 9, Общая дискуссия переведены В. И. Калмановским; статьи 6 — 8, Краткий обзор, статьи 10 — 14, 26, 27 — канд. Общая дискуссия, статьи 25 — 28, 29, Предварительные рекомендации по номенклатуре — канд.

Вводная лекция имеет особое значение. От успешного проведения ее зависит интерес аудитории к последующим лекциям. На вводной лекции по качественному анализу обычно разбирают классификацию методов как по способу проведения, так и по количеству анализируемого вещества, излагаются основные характеристики аналитических реакций. Лектор рассказывает о роли химического анализа и о проведении его в лабораторных и полевых условиях.

После вводной лекции и вступительной проверки дальнейшая работа организуется по циклам, структура которых одинакова, а количество определяется объемом курса.

Во вводной лекции, говоря о физике как науке, необходимо подчеркнуть ее роль в системе других наук и отметить связь с философией.

В вводной лекции преподаватель должен объяснить учащимся, как и когда изучаемый теоретический материал будет дополнен лабораторными работами. Необходимо подчеркнуть большую роль таких работ для усвоения предмета и для получения необходимых практических навыков.

Подготовка вводных лекций очень сложна. Как правило, они ежегодно, часто коренным образом, перерабатываются и все же не всегда приносят полное удовлетворение лектору, требовательно относящемуся к их содержанию.

В вводной лекции нельзя ограничиться только перечнем имен ученых, как это иногда делается, необходимо кратко и обобщенно показать значение их трудов, ставших определенными вехами в развитии науки.

Во вводных лекциях, прочитанных в Лидсе в 1962 г., профессор Рэтти поднял интересный вопрос: дает ли обычный университетский курс обучения научно-естественным дисциплинам надлежащую подготовку к изобретательской деятельности. Разумеется, в том смысле, в котором употреблял эти понятия Рэтти, между открытием и изобретением имеется существенное различие. Согласно его трактовке, открытие означает обнаружение нового явления, материала или процесса безотносительно к их практическому применению, если таковое вообще может иметь место; изобретение же понимается как разрешение какой-то научно-технической проблемы, обнаружение нового материала или процесса, предназначаемых для вполне определенного применения.

В этой вводной лекции мы обсудим, по необходимости кратко, многоплановую картину истории развития и становления представлений о сложной динамике нелинейных систем. Этот обзор не может претендовать на полноту, его цель в том, чтобы показать, каким широким фронтом наука подошла к концепции динамического хаоса.

В этой вводной лекции, если ее можно так назвать, я попытался выделить некоторые нерешенные вопросы, которые имеют большое значение.

Ведущий читает вводную лекцию, знакомит слушателей с правилами проведения игры, ее целями и задачами, конкретной ситуацией, в которой проводятся выборы руководителя. Он осуществляет функции арбитража и анализа результатов как каждого этапа, так и всей игры в целом.

Курс начинается вводной лекцией, предназначенной, как и при традиционном обучении, для общей характеристики предмета. Здесь же следует дать краткие методические указания, как вести конспект, как организовать домашнюю работу, какую литературу использовать для повторения материала, расширения и углубления полученных знаний.

Во многих вводных лекциях по хаосу, которые довелось прочитать автору этой книги, время от времени всплывал вопрос: следует ли считать хаотические движения исключительными случаями в реальных физических задачах или они встречаются в широком диапазоне значений параметров. Для инженеров этот вопрос очень важен.

Сегодня у нас вводная лекция и экскурсия в Институт Мозга, — начал очередной профессор. Знаете ли вы, какой интерес для туристов-иностранцев, посещающих нашу столицу, представляет экскурсия в Институт Мозга, где они своими глазами могут увидеть фантастических размеров Грандом — уникальную модель человеческого мозга. В этой действующей модели воссозданы все нейроны, все их бесчисленные взаимосвязи, что позволяет проникнуть в тайну тайн великой природы — в механизм мыслительного процесса, ежеминутно, ежечасно осуществляемого нашим мозгом.

Основные виды лекций

Лекция является незаменимой также в функции структурирования и систематизации всего объема знаний по той или иной дисциплине. В настоящее время принято выделять такие виды (типы) лекций:

  • По общим целям — агитационные, учебные, развивающие, воспитывающие, а также просветительные.
  • По уровню в научном плане — популярные и академические.
  • По задачам дидактического характера существуют следующие виды лекций: заключительно-обобщающие, текущие, вводные, обзорные, установочные, лекции-визуализации (то есть с повышенным уровнем наглядности), лекции-консультации.
  • По методу изложения информации — лекции-дискуссии или бинарные (то есть диалог двух читающих, которые защищают разные позиции), лекции-конференции, а также проблемные.

Целесообразно рассмотреть представленные виды и формы лекций в отдельности.

Выполнение домашних заданий

При дистанционной форме обучения большую часть теоретического материала учащиеся должны усваивать самостоятельно. Всю необходимую литературу им предоставляют педагоги. Это касается и учебных пособий, и различных атласов, энциклопедий, карт, конспектов, таблиц и пр. Ученику остается только серьезно подойти к процессу анализа материала. Это довольно сложная задача, которая требует немало времени, терпения и мотивации.

За школьниками, которые получают удаленного образование, нужен тщательный родительский контроль. Подростки отличаются от детей пониманием необходимости серьезного отношения к учебе, но у них все равно не хватает самодисциплины. Именно поэтому взрослые должны постоянно следить за успеваемостью своих детей.

Домашняя работа учащихся дистанционного отделения сводится не только к изучению материала, но и к выполнению заданий преподавателя. Иногда требуется решить уравнения или написать упражнения по иностранному языку, а иногда речь будет идти о составлении демонстрационной презентации или реферата.

Пресс-конференция

В заключение рассмотрим такой формат лекции, как пресс-конференция. Огласив тему, преподаватель предлагает студентам задать ему интересующие их вопросы письменно. На протяжении нескольких минут слушатели формируют списки и передают их преподавателю, который в течение некоторого времени сортирует вопросы в соответствии с их содержанием и начинает лекцию. Материал излагается не в качестве ответов на вопросы, а как логичный, связный текст. Однако именно в процессе прочтения лекции формулируются ответы, интересующие студентов. В конце преподаватель осуществляет анализ материала как отражение знаний и интересов учащихся. Необходимо заметить, что данный формат достаточно широко применяется на территории России как в высших учебных заведениях, так и в колледжах.

Каждый из перечисленных вариантов представления материала имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому любой преподаватель находит наиболее удобный подход для себя и слушателей

Он выбирает то, что будет интересно студентам, ведь так важно, чтобы лекция была полезной

Удаленное консультирование

Чаще всего учащиеся получают консультации в режиме оффлайн. Для этого им нужно задать вопрос преподавателю в чате, по электронной почте или другим способом. Ответ традиционно приходит на электронную почту ученика, но могут быть и более удобные варианты (по соглашению).

Онлайн-консультации проводятся строго по расписанию. Некоторые учебные заведения от них вообще отказались, так что рекомендуется не затягивать с интересующими вопросами, поскольку ответ в режиме оффлайн может прийти нескоро.

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Особенности веб-семинаров

Семинары на дистанционном вузовском отделении сегодня редкость. Суть традиционного занятия в том, чтобы опрашивать учащихся ради оценки их текущих знаний. В режиме онлайн это делать затруднительно, потому что современные подростки ухитряются молниеносно искать ответы на вопросы учителя в Интернете, а затем просто их читать, периодически поглядывая в веб-камеру.

В случае с удаленной формой обучения семинары представляют собой платформу для дискуссии на заданную тему. Педагог спрашивает мнение у группы по конкретной проблематике, а учащиеся высказывают свои мысли, соглашаются или опровергают их, но делать это должны только аргументировано. Такая форма проведения занятий ускоряет восприятие сложного теоретического материала.

На Западе подобные семинары проходят с начальных классов во всех школах. Детей учат не только читать и понимать суть написанного, но и правильно выражать свои мысли, быть увереннее в себе, работать в коллективе.

Дистанционные семинары пропускать не рекомендуется, потому что они традиционно важны для учителей. Если регулярно их игнорировать, то преподаватель будет неохотно консультировать ученика по интересующим вопросам, которые как раз обсуждались на последних занятиях.

Принципы проведения лекций

Дистанционные теоретические занятия проводятся посредством видеосвязи с учащимися в режиме онлайн. Преподаватель объясняет новый материал, повторяет пройденный по просьбе желающих, подробнее останавливается на сложных моментах. Без лекционных занятий трудно себе представить любую форму обучения, потому что каждый ученик рано или поздно нуждается в квалифицированной помощи.

Дистанционные уроки намного интереснее, чем стандартные школьные или вузовские. Для разнообразия учебного процесса преподаватели используют всевозможные средства мультимедиа:

  • интерактивные доски;
  • видеоролики;
  • анимированные изображения;
  • презентации;
  • динамические графики;
  • аудиозаписи и т.п.

Стандартная лекция в удаленном режиме длится около одного часа. Этого времени хватает для тезисного прохождения нескольких легких тем или углубленного изучения одного сложного параграфа. Консультации на таких занятиях не даются, если только не идет речь об индивидуальных дистанционных уроках. Зачастую учащиеся получают односторонний видеопоток от педагога.

На удаленном вузовском отделении востребованы групповые онлайн-лекции, когда несколько учащихся одновременно подключаются к одному занятию. Стоит отметить, что дистанционное посещение лекций не является обязательным в учебном процессе, но без них сложно будет быстро двигаться по программе. График занятий согласовывается со студентами и учителями, как и их продолжительность. Нередко лекции специально переносят на выходные дни.

Авторитетные ВУЗы организуют целые онлайн-конференции, на которые приглашают известных бизнесменов, юристов, политиков, лингвистов и прочих отечественных и иностранных экспертов. Такие лекционные занятия помогают учащимся быстрее вникнуть в суть выбранной специальности и получить неоценимый опыт в профессиональном плане. Многих подобная дистанционная встреча с авторитетными деятелями современности мотивирует на более интенсивное обучение.

Если ученик пропустил лекцию, то он всегда может просмотреть ее в записи в специальной электронной базе данных.

Дистанционные срезы знаний

Контрольные работы в удаленном обучении отличаются от традиционных. Они могут быть двух видов:

  • самостоятельные;
  • дистанционные.

К первой категории относятся контрольные задания, которые предлагаются учащимся для самостоятельного выполнения на дому. На это дается определенной период времени, а затем ученики должны направить свои работы на электронный адрес преподавателя

Важно отметить, что учитель будет оценивать не столько конечные ответы, сколько ход решения задач, примеров и т.д

Если речь идет об изучении русского или иностранного языка, то самостоятельные контрольные работы будут представлять собой набор сложных упражнений или сочинение на заданную тему.

К дистанционной форме проведения среза знаний относят онлайн-тестирование. Традиционно ученикам дается ограниченный промежуток времени на выполнение тестовых заданий. В итоге преподаватель получает развернутую картину успеваемости своих подопечных. Кроме того, результаты тестирования упрощают работу над ошибками.

На экзамены, зачеты и защиту дипломной работы ученики должны приходить в учебное заведение.

Слайд-лекция

Это представление материала в формате цифр. В данном случае имеют место слайды с речевым сопровождением лектора, преподавателя. При просмотре, сразу же после логически законченной мысли (приблизительно спустя 5-7 минут) автоматическим образом запускается проверочный тест, который обычно состоит из одного вопроса, касающегося прочитанной информации. Если он не пройден, то демонстрация материала останавливается. В свою очередь слушатель возвращается к началу просмотра. В качестве завершения предлагается 5-6 соответствующих теме вопросов. Следует подчеркнуть, что структура подачи сведений при условии обратной связи способствует повышению степени усвоения информации и активизации внимания студентов.

Лекция-конференция

Эта разновидность лекции проводится как занятие научно-практического плана. Причем проблема и система докладов оговариваются заранее. Каждое выступление длится порядка 5-10 минут. Оно представляет собой законченный в логическом плане текст, который подготовили в рамках программы, предложенной преподавателем, заранее. Совокупность зачитанных текстов позволяет всесторонним образом осветить проблему. Как правило, в конце лектор оглашает результаты самостоятельной деятельности, выступлений студентов. Он дополняет или уточняет предложенные сведения, формулирует ключевые выводы.

Вводная лекция

Такая лекция предполагает первое представление о предмете. Она является ориентиром для студента в системе деятельности по конкретному курсу. Лектор организует знакомство слушателей с задачами и назначением курса, его местом и ролью в системе дисциплин учебного плана, а также в подготовке специалистов.

Дается достаточно краткий обзор материала, вех развития практики и науки, достижений в данной сфере и, конечно же, приводятся имена известных представителей направления, ученых. Помимо этого, описываются перспективные варианты исследований. На такой лекции раскрываются организационные и методические особенности деятельности в рамках курса, анализируется учебно-методическая литература, которая рекомендована студентам, а также уточняются формы и сроки отчетности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector