Для чего нужны тренинги для персонала?

Чему обучают в психологических тренингах

Психологический тренинг представляет собой групповую форму работы над собой – со своим поведением, возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. В нем участники учатся адекватно воспринимать себя, адаптироваться к условиям общества, развивать собственный потенциал и способности, взаимодействовать с окружающими. Целевая аудитория таких занятий очень разнообразна. Психологические тренинги проводятся для:

  1. лиц с зависимостями, соматическими болезнями, неврозами — в пределах клинической психотерапии;
  2. психически здоровых людей — с целью помощи в саморазвитии и независимо от возраста (в детском саду, школе, в организации).

Исходя из этого, их первоочередное задание – совершенствовать человека в плане социальной адаптации, коммуникативных навыков, привить личностные социально-полезные индивидуальные навыки. В связи с чем приходить на них стоит лишь добровольно и с установкой «осознать-измениться».

Вести работу над собой можно по очень многим направлениям, причем и в личностном, и в профессиональном плане. Выделяют следующие направления психологических тренингов:

  1. «Я – Я» — направлены на изменение на уровне личности.
  2. «Я – Другие» — предполагают изменения в межличностных отношениях. Участников поощряют к поиску данных, касающихся, например, воздействия их поведения на других, или манеры, в которой они общаются с другими людьми.
  3. «Я – Группа» — ориентированы на изменение личности каждого участника как члена социального общества.
  4. «Я – Организация» — сфокусированы на конкретном индивиде — члене большой организации. Рассматривается его опыт межличностного взаимодействия (общения) в условиях межгруппового соревнования, конфликта и кооперации.
  5. «Я – Профессия» — ориентированы на субъекта конкретного вида деятельности – исследуют его чувства, стремления, жизненные ценности, которые он получает и реализует в условиях своей профессиональной деятельности.

В рамках такой типологии в специализированной литературе встречается множество классификаций психологических тренингов. Они различаются как по решаемым задачам, так и по методам проведения. Вот лишь некоторые их виды.

  1. Тренинг развития навыков саморегуляции. К ним относят аутотренинги и тренинги биологической обратной связи, широко применяемые в реабилитации различных патологий. Они развивают умение контролировать и управлять состоянием собственного организма и эмоциями.
  2. Коммуникативные тренинги. В них учат решать проблемы, возникающие в процессе общения – межличностного или делового, и обучают поведению в различных ситуациях. Так, тем, кто испытывает трудности во время собеседования при приеме на работу, или знает, что пора бы уже повысить зарплату, но стесняется заявить об этом начальству, нужно именно сюда.
  3. Тренинги, стимулирующие личностный рост. Принципы их проведения были заложены в 50-х годах в США, при работе с группами зависимых и эмоционально неустойчивых людей. Им помогали повысить самооценку, раскрепоститься, развить харизму и т.д. Сегодняшние их участники также осознают и преодолевают свои комплексы. Здесь с них «вытянут» наружу все неосознанные страхи, избавят от внутренних барьеров, после чего научат более адекватно оценивать свои способности, замечать свои промахи при общении, а также помогут развить отдельные грани личности вроде самопонимания и умения воспринимать других людей.
  4. Обучающие тренинги. Развивают конкретные навыки, необходимые в первую очередь для профессий, связанных с общением с людьми. Это тренинги для педагогов, психотерапевтов, тренеров, менеджеров, а также тренинги продаж, переговоров, командообразования.
  5. Социально-психологический тренинги. Это своего рода уроки жизни в смягченной форме. Здесь обучают тонкостям взаимодействия в социальной среде и учат справляться с трудными жизненными ситуациями.
  6. Бизнес-тренинги. Направлены на модификацию или развитие деловых знаний, умений и установок для успешного выполнения бизнес-заданий, повышения эффективности производственной деятельности, делового взаимодействия, увеличения прибыли организации. Среди них выделяют тренинги профессиональных умений, или корпоративные тренинги, которые нацелены на усовершенствование профессиональных навыков работников — как с опытом, так и новичков; а также тренинги профессионально-личностного роста, направленные на выявление внешних и внутренних ресурсов профессионального саморазвития сотрудников.

В конечном счете, участникам группы помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также научиться понимать других, исправить свое поведение, стать успешней в профессиональной деятельности или жизни в целом.

Как выбрать тренинг под свои цели?

Я бы сразу перефразировал этот вопрос и спросил: как выбрать тренинг, чтобы он действительно принес результат? Для начала у вас должны быть четко прописаны цели. Если их нет, то идти на любой тренинг бессмысленно!

Неважно какая у вас цель, главное чтобы она была. Это может быть: научиться копирайтингу, повысить навыки ведения переговоров или же научиться делать личные продажи

Это обязательное условие для получения результата.

Теперь, когда понятно, что без цели любое обучение пустая трата времени, дадим основные рекомендации по выбору тренинга.

  1. Тематика тренинга. Убедитесь в том, что она подходит под поставленные задачи
  1. Личность тренера. Доказано, что аудитория на подобных мероприятиях в основном приходит на имя тренера. Если поблизости проходит тренинг действительно крутого специалиста, то не теряйте времени на раздумье: надо идти!
  1. Стоимость. Если у вас нет своих денег на обучение, то, отложите прокачку своих навыков на потом. Даже если вы возьмете под это дело кредит, то пользы будет мало. Вы не сможете полностью погрузиться в обучение с долгами за спиной. Советую выбирать тренинг чуть выше по стоимости, чем вы хотели бы заплатить. Чем выше цена, тем лучше. Так вы получите более качественное окружение и возможности для новых полезных связей.
  1. Рекомендации. Если ваши друзья побывали на тренинге и рекомендуют его, то можно доверится их выбору. Но учитывайте, что их опыт может не совпасть с вашим. Не бывает двух одинаковых мероприятий даже проводимых одним и тем же тренером. Каждый опыт — уникальный.

Еще один совет: современный маркетинг жесток и беспощаден. Для привлечения клиентов большинство тренингов имеет так называемый тест-драйв. Дается один или несколько первых бесплатных дней. Затем участник принимает решение о полном участии. Грех не воспользоваться такой возможностью.

А теперь немного субъективного мнения).

Online-школа развития личности «МОЖНО»

Онлайн-курс «Как получать удовольствие от работы и бизнеса, не меняя места работы?»

Онлайн-курс из 5 видеоуроков с практиками, упражнениями и домашними заданиями, благодаря которым ты по-другому взглянешь на свою работу и станешь более эффективным.

Этот тренинг для тебя, если:

Ты перестал получать удовольствие от работы или бизнеса
Работа превратилась для тебя в каторгу
Ты не ощущаешь значимость и важность того, что делаешь
Ты перестал с радостью просыпаться, чтобы прожить новый день
Ты потерял былую энергию и радость от любимого дела
Ты не хочешь терять свою работу, но не можешь получать от нее удовольствие

Для кого этот курс?

Для бизнесменов, менеджеров, ТОП-менеджеров, специалистов, руководителей, работников малого и среднего бизнеса.

Что дают

Разбирая виды тренингов, мы уже вскользь коснулись того, зачем они нужны. Попробуем обобщить, какие же ценности несет подобный формат обучения.

Знания. Каждый посетитель тренингов получает информацию – теоретическую, основанную на общих сведениях, и практический опыт профессионалов.
Навыки. В игровой ситуации люди проживают важнейшие жизненные ситуации и тренируются делать то, что возможно им придется делать в реальной жизни.
Расширение кругозора – мир перестает вертеться вокруг телевизора с идущими по нему сериалами.
Мотивация. С новыми знаниями появляются иные жизненные цели и свежие идеи их реализации.
Знакомства. На тренинге можно познакомиться с интересными людьми, узнать их опыт, почерпнуть идеи для жизни, работы, творчества.
Новое окружение. Общение внутри тренинговой группы способствует расширению полезных для жизни контактов. На занятиях определенной направленности вполне можно встретить единомышленников, но даже если компания подобралась разноплановая, процесс обучения сближает, и это способствует укреплению взаимосвязей.
Решение внутренних задач. Грамотный тренер поможет разобраться со своими «хочу» и «могу» и по-новому взглянуть на окружающий мир.
Отдых от повседневности. Иногда полезно отвлечься от мыслей о годовом отчете или плана меню на ужин и снять «накипь» бытовой суеты.
Взгляд со стороны, возможность самоанализа

Давая оценку участникам в конце тренинга, тренер подскажет, на что обратить внимание, и поможет определить «зоны роста».
Подтверждение профессионализма, самореализации. По завершении тренинга участникам выдается сертификат – документ, подтверждающий проведение кропотливой работы над собой,своими мыслями и идеями

его можно приложить к резюме

Главный «плюс» тренингов – это возможность учиться не на своих, а на чужих ошибках. Выполняя специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации в искусственно созданных, безопасных условиях, осознавая полученный опыт, человек успешнее преодолевает трудности в повседневной жизни.

Среди его минусов зачастую можно выделить недостаточный профессионализм тренеров и непонимание участниками цели своего прихода на тренинг.

Хороший тренер не учит жизни, но заводит людей энергетически, выводит из так называемой «зоны комфорта», побуждает получать новые знания и попутно что-то делать, закреплять их на практике, изменять устоявшиеся представления. Если же ведущий заявляет, что «знает ответы на все ваши вопросы и готов решить все ваши проблемы», скорее всего вы напрасно потратите деньги. Прежде, чем записаться на занятие, стоит удостовериться, что тренер прошел специализацию и имеет тренерский опыт.

Однако даже профессионально проведенный тренинг может оказаться неэффективным, если нет четкого понимания цели прихода на него (например, за компанию). Не видя смысла в обучении, участник не видит и дальнейшего направления своего развития. В этом плане очень удачно заметил С. Кинг: «Привести лошадь к водопою можно, заставить напиться – нет».

Чуть-чуть истории

Вте далекие времена, когда наша матушка земля была еще тепленькой, и по нейбегали мамонты, первобытные Шаманы проводили свои тренинги успешной охоты намамонта. Сам вождь и его соплеменники знали о том, что воздействие на группулюдей бывает эффективнее, чем на одного человека в частности. И те племена, вкоторых шаманская практика ритуальных и обрядовых процедур для воздействия намалые и большие группы людей была более успешной, выживали в процессеестественного отбора Гомо-сапиенсов.

Посколькуновое – это хорошо забытое старое, в последнее время на Украине появилисьсовременные шаманы — тренеры. Некоторые из них откровенно говорят о том, что всвоей работе используют древние шаманские техники, другие утверждают, что ихработа строиться на строго научной основе.

Наммой взгляд, эта научная основа означает разложение по полочкам шаманских техники навешивание ярлычков на каждый элемент техники. Кто-то по жизни эффективноиспользует техники и не подозревает о том, что он ими пользуется, а кто-тоизучает их по книгам или на тренингах. Для примера. Музыка и песни существовализадолго до того, как появились ноты и музыкальная грамота. Кто-тосамостоятельно, пользуясь только собственным слухом и своей интуицией, учитсяиграть на различных музыкальных инструментах, — просто берет и играет. И толькогений способен сыграть Штрауса на слух. А много ли вы встречали гениев в своейжизни? А кто-то идет в музыкальную школу, изучает ноты. Сначала играет гаммы иаккорды, а затем у многих из нот рождается настоящая музыка.

Вопросо том, когда и как возник сам термин «тренинг», до сих пор остаетсяспорным. Оставим этот вопрос историкам, а сами рассмотрим два принципиальноразных и наиболее вероятных, на мой взгляд, источника возникновения этогопонятия.

Первыйисточник. Групповая психотерапия, выходя из клиник и начиная работать создоровыми людьми, называла свои групповые занятия “Семинар-тренинг”,“лабораторный тренинг” или просто “тренинг”. Основными целямиподобных групп были: личностный рост, актуализация личности, приобретениецелостности, просветление, развитие навыков межличностных отношений, и т.д. ит.п. А затем термин постепенно перекочевал в практическую работупсихологов и социологов, и вплоть до настоящего времени используетсяпсихологами и социологами в сочетании с прилагательными“Социально-психологический”. (И.Вачков “Основы технологии группового тренинга).Одно из лучших определений тренинга в этом подходе: «Тренинг личностногороста – это определенное целенаправленное психологическое воздействие,основанное на активных методах групповой работы».

Второйисточник уходит корнями, вероятнее всего, в спортивную сферу или рабочую среду.Там, где была необходимость добиться от спортсмена или работника быстрого иэффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. И когдатренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачейстала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлениюорганизацией, продаж, и другие. И соответственно, определение тренинга другое:»Групповой тренинг – это любой процесс приобретения знаний, умений илиповеденческих навыков, в котором участвуют более двух человек».(Дэвид Ли “Практика группового тренинга”). Еще одно определение:»Тренинг – спланированные и систематические усилия по модификации илиразвитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем,чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности».(Роджер Бакли, Джим Кэйпл “Теория и практика тренинга”)

Этидве основные линии тренинговой деятельности существуют и по сегодняшний день.

Первая– в виде тренингов личностного роста и индивидуального развития, которые оченьблизки к психологическим и психотерапевтическим тренингам. Данные видытренингов ориентированны на частных (физических лиц) и решают вопросыличностного роста и развития, душевного комфорта и профилактики депрессии,стрессов и других негативных душевных состояний. Так называемый «стадион длядуши».

Втораялиния – в виде корпоративных тренингов, здесь специализируются на выработкеконкретных, заранее оговоренных навыков и умений у участников групп.

Этидва направления тренинговой деятельности, хотя и пересекаются между собой, в тоже время очень различны.

Инструменты тренингов

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видео анализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. Пример видео анимаций для анализа эффективности определенной системы физической подготовки представлен ниже.

Valeriy Sinelnikov Online School

Онлайн школа Валерия Синельникова – это сообщество людей, стремящихся к развитию, объединённых общей идеей: служению Истине, служению Богу и людям, желанием быть хозяином своей жизни, жить счастливо в любви и гармонии с собой и с окружающим миром. Миссия Школы — создание Пространства Любви, Света и Добра в себе, в своей жизни, в своём роду, на своей Родине, в стране, в которой ты живёшь, на планете Земля, во всей Вселенной.

Все обучающие программы в online Школе подготовлены таким образом, что каждый найдет именно ту тему, которая интересует его в данный момент.

На вебинарах глубоко прорабатываются такие актуальные вопросы как:

  • работа с подсознанием;
  • трансформация негативных эмоций;
  • здоровье, работа с болью и болезнями;
  • взаимоотношения в паре, в семье;
  • правильное воспитание детей, отношения; родителей и детей;
  • родовые программы;
  • финансовое благополучие;
  • и многие другие.

Онлайн тренинги Эдгарда Зайцева

Это будет:

  • 7 часов онлайн-погружения в себя: это настоящий тренинг, в котором вы полноценно участвуете. Только онлайн. А значит, сидите у себя дома, в удобном кресле и проходите процесс в комфортном для себя режиме.
  • Практическая психология без воды: минимум теории, 4 полноценных психологических медитативных процесса, в которые вы пойдет вместе с Эдгардом.
  • 100% денежная тема: на достойную жизнь нужны деньги. А где их взять, как отыскать в себе ресурсы и силы? И главное – как понять что такое достоянная жизнь лично для вас?

Все ответы на онлайн-трениге!

Для кого:

  • Кто хочет денег…много денег, чтобы создать вокруг себя достойную жизнь
  • Кому сейчас НЕ нравится его уровень жизни, кто застопорился и застыл на одном финансовом уровне
  • Кто чувствует плотину, перекрывающую его финансовый поток
  • Кто ощущает себя «сбитым летчиком» – когда движение вперед вдруг прерывается, планы рушатся, деньги утекают сквозь пальцы
  • Кто привык экономить на себе, и чувствует себя несчастным, отказывая себе в удовольствиях, красивых вещах, радостях, за которые надо платить, а платить нечем
  • Кому стыдно за свой внешний вид, свою квартиру, машину, свое положение в обществе. Кто готов улучшить свое положение в обществе и перестать стыдиться
  • Кому хочется жить какой-то другой – красивой жизнью, полной радости и удовольствий; но при этом страшно, что за всю эту красоту придет «расплата»
  • Кто чувствует себя достойным большего, чем он имеет, но при этом ругает богатых людей за то что свое богатство они «наворовали»
  • Кто хочет увидеть как ему выстроить свою жизнь и получить на это ресурсы

Правила группового тренинга

Ведущий группового тренинга должен твердо знать его правила и ознакомить с ними участников. В первую очередь он должен сказать, что нормы, которые приняты в реальной жизни, нельзя переносить на занятие, так как это не только не даст желаемого результата, но еще и навредит. Не следует также пытаться внедрять в повседневность нормы, установленные специально для конкретной группы.

Кроме этих законов, существуют и другие:

«Тут и сейчас». В ходе тренинга должны рассматриваться только те процессы, ощущения и идеи, которые появляются у участников в текущий момент времени. Благодаря этому у них вырабатывается полезный навык концентрироваться на себе и на том, что делается вокруг них в данную минуту. Наблюдение за человеком в режиме «здесь и теперь» позволяет сформировать выводы о его привычном поведении. На этом следует обязательно сделать акцент для всех участников.
Откровенность и открытость

Очень важно, чтобы члены тренинговой группы не говорили неправду и не занимались лицемерием, скрывая настоящие мысли и ощущения. Здоровая личность открыто делится с коллегами или близкими своими чувствами касательно какого-либо события или вопроса

На этом фундаменте выстраивается успешное взаимодействие между людьми. Конечно, в самом начале занятия, сразу же после знакомства, достичь стопроцентного выполнения этого правила нереально. Да и не во всех случаях надо требовать от каждого участника «вывернуть душу наизнанку», ведь они работают вместе, а значит обнародовать глубоко личную информацию будет как минимум некорректно. Вместе с тем все члены коллектива должны ощущать определенную защищенность и получать право откровенничать настолько, насколько они считают допустимым.
«Я» вместо «мы». В ходе тренинга налагается табу на фразы вроде: «Все придерживаются такого мнения…», «Мы полагаем…» и подобные. Они дают возможность избавиться от собственной ответственности за высказывания и восприятие, перебрасывая ее на фантомного «мы». Когда участник говорит что-то, ему всегда следует пользоваться местоимением «я». Так можно научить его ответственности за свои слова и принятию себя.
Активность. Среди участников группового тренинга никто не должен просто отсиживаться и лишь наблюдать за происходящим со стороны. Отрабатывать предлагаемые тренером упражнения нужно всем без исключения. Если кто-то упрямо отказывается выполнять задания, надо уточнить у этого человека, понимает ли он, зачем здесь находится.
Засекреченность. Абсолютно все, что было произнесено на тренинге касательно его участников, – конфиденциальная информация. Строгое соблюдение этого правила позволяет создать атмосферу психологической защищенности и способствовать максимальному раскрытию каждого члена коллектива. При этом не стоит путать информацию личного характера с приемами, техниками и знаниями, которые не только можно, но даже нужно применять за пределами группы в работе и быту.

Более подробно изучить правила группового тренинга можно тут.

Как проходят тренинги?

Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.

Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.

Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:

  1. Теория. Участников знакомят с новой информацией.
  2. Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
  3. Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
  4. Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.

Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.

Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.

Знакомство

На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.

Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный

Шторм

После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.

Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.

На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.

Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день

Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым

В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно

Штиль

Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.

На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.

Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).

Примеры упражнений для группового тренинга

Упражнения, предлагаемые участникам тренинга, нужны для повышения самопознания, знакомства с собственными слабыми и сильными чертами характера, разработки стратегии дальнейшего развития. Они помогают улучшить понимание окружающих и договороспособность. Как правило, их применяют на тренингах, посвященных личностному росту, а также вводят в программу групповых занятий, развивающих уверенность в себе, коммуникативные способности, устойчивость к стрессам.

Приведем несколько примеров: «Цепочки», «Давайте построим…», «Тарелка с водой», «Три предмета». Больше интересных упражнений можно увидеть здесь.

«Цепочки»

Цель: сплотить коллектив и наладить командное взаимодействие между сотрудниками.

Выполнение: Участники тренинга должны встать так, чтобы получился круг, закрыть глаза и вытянуть вперед правую руку. При столкновении с другим человеком нужно сцепиться ею с ним. Потом каждому надо вытянуть левую руку и повторить «слепой» поиск партнера. Тренер внимательно смотрит, чтобы один участник держал за руки двух других. После этого всем разрешается открыть глаза. Теперь перед ними новая задача: распутаться, но не отпускать при этом руки (можно лишь менять положение кистей, чтобы не вывихнуть их). Результат: формирование одного большого круга, нескольких соединенных между собой колец поменьше, отдельных небольших кружков либо пар.

Вопросы для анализа:

Комментарий тренера:«Как вы успели заметить, любой коллектив представляет собой большой механизм. Его исправность и бесперебойность работы зависят от каждого сотрудника. Все работники ежедневно делают свой вклад в его функционирование и периодическую отладку. Следующие упражнения помогут нам оценить командную деятельность в нашем коллективе».

«А давайте построим…»

Цель: сплотить коллектив, развить и повысить у сотрудников уровень понимания своих коллег.

Выполнение: Тренер просит участников группы сформировать круг и закрыть глаза. После этого он дает им задание образовать квадрат, не открывая глаз. Когда сотрудники сообщают о его выполнении, ведущий уточняет у каждого, может ли он подтвердить, что все стоят именно квадратом. Открыть глаза разрешается, когда все члены коллектива утвердительно ответили на вопрос тренера. В этом упражнении не обязательно зацикливаться на квадрате – можно выбрать любую другую фигуру.

Вопросы для анализа:

«Тарелка с водой»

Цель: развитие поддержки и взаимопонимания внутри коллектива.

Выполнение: Тренер просит участников группы закрыть глаза и в полной тишине, не произнося ни звука, по очереди передавать друг другу по кругу тарелку, в которую он заранее налил воду. Поиски рук партнера, сигнал о желании передать предмет посредством касания – все это помогает развивать невербальные способы общения.

Вопросы для анализа:

«Три предмета»

Цель: познакомить участников друг с другом и дать им возможность узнать больше о своих коллегах.

Материалы: Фотоколлаж с 3 предметами.

Выполнение: Тренер демонстрирует участникам группы коллаж, на котором изображены 3 разных и абсолютно не связанных между собой предмета (например, автомобиль, настенные часы, яркий женский браслет с элементами разных цветов). После этого он предлагает им познакомиться в необычном формате. Каждому в порядке очередности надо назвать свое имя, а также отыскать и объяснить группе, в чем заключается связь между ним и предметами на фото. Чтобы избежать неловких моментов, обусловленных непониманием задания, первым начинает сам ведущий, показывая пример:

  • Меня зовут Алексей.
  • Мне нравится кататься на машине летом, ездить за город. Я специально выбираю более длинный маршрут по проселочным дорогам, чтобы любоваться пейзажами, и открываю окна, чтобы наслаждаться запахами природы.
  • А вот опаздывать мне совсем не по душе, поэтому на работу я всегда прихожу вовремя, а на назначенные встречи – даже заблаговременно.
  • В моем гардеробе есть футболки всех цветов, которые присутствуют на браслете.

Это упражнение отлично подходит для совсем недавно сформированных коллективов, члены которых еще не успели познакомиться друг с другом, а сделать это проблематично по разным причинам (большое расстояние между отделами на предприятии, обособленность рабочих мест и так далее).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector