Школьный психолог: из чего состоит его работа

Обязанности

Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.

Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.

Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.

Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.

Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.

Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.

Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.

Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.

Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.

Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.

При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.

Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы

Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.

Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе. Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение

Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.

Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.

В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.

Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится

Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Когда обращаться за помощью?

Школьный психолог может инициировать разговор с родителями учеников, но и родители при необходимости могут обратиться к специалисту. Ребенок не хочет ходить в школу, он стал агрессивным или замкнутым, его успеваемость резко ухудшилась, он потерял интерес к любимым занятиям — все это повод обратиться за помощью. Изменения в поведении и реакциях у ребенка могут быть маркером возрастного кризиса, а могут говорить о проблемах. И чем раньше их выявить, тем быстрее и менее болезненно их можно решить. Возможно, что специалист не обнаружит серьезных сложностей в поведении о состоянии ребенка и сосредоточится на том, чтобы помочь ему и родителям наладить их взаимоотношения.

Родителям не нужно дожидаться изменений в поведении ребенка, чтобы пообщаться со школьным психологом. Утрата близкого человека, внезапные материальные трудности в семье или развод родителей могут стать причиной ухудшения психологического состояния ребенка. Специалист сможет предотвратить это, если будет в курсе положения дел: он сможет более внимательно наблюдать за школьником, чтобы при необходимости сразу поддержать и помочь ему

Кто несет ответственность за психологическое здоровье школьников?

Но давайте вернемся к тем самым проблемным ученикам и разберем, почему не всегда это зона ответственности только школьного психолога. Начнем с того, что поведение ребенка, которое может быть нестабильным, с проявлениями недопустимых социальных форм, часто — более глубинная проблема, чем просто нежелание вести себя спокойно, послушно, правильно. 

У таких детей бывают сложности в семье, с друзьями, внутренние конфликты. Иногда серьезные неврозы появляются после воздействия на такого ребенка извне. На лечение такого ребенка может потребоваться длительное время, и тогда этим должен заниматься психолог, который прошел специальную подготовку. Школьный психолог такой подготовки может не иметь, и это не входит в его обязанности.

Как родителям вести себя с психологом

Вот несколько советов.

‍Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне

Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.

‍Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.

Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.

‍Будьте честны. Если психолог работает в том числе и с вами — говорите правду, не пытайтесь казаться «более хорошим» родителем, чем вы есть. Абсолютно все хотя бы раз в жизни кричали на ребёнка, шлёпали и вели себя неправильно. Специалист не станет осуждать и тыкать пальцем, но ему необходимо понимать ситуацию.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

Должностные обязанности педагога-психолога в школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения – обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Изучение и коррекция детско-родительских отношений в семьях СОП

подробнее…

  • Программы коррекции детско-родительских отношений;
  • Детско-родительские отношения методы диагностики и коррекции;
  • Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в неблагополучной семье;
  • Направления коррекционно-развивающей работы  с семьей СОП  в контексте проблемы дисгармоничного детско-родительского взаимодействия;
  • Применение современных методик в работе педагога-психолога ДОУ;
  • Примерное оформление  выводов для заключений;
  • Родительское сочинение как информативная диагностика выявления родительских позиций;
  • Родительское сочинение;
  • Серийное рисование как метод арт-терапии;
  • Серийное рисование;
  • Техника коррекции детско  – родительских отношений«Семейная фотография»;
  • Факторы, влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений.
  • Методический материал для анализа проективной методики моя семья.
  • (Крутовцова) Брошюра по проективным методикам.
  • Изучение детско-родительских взаимоотношений.

Новая концепция

Российская академия образования (РАО) в 2021 году подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года

В документе в общем виде определяются цели и задачи такой службы, а также говорится о важности повышения квалификации специалистов, разработки нового профстандарта и создания федерального координационного совета психологической службы

психолог


Фото: Depositphotos

Заклевательское отношение: как устроен школьный буллинг

Почему нельзя игнорировать травлю подростка в классе

На деле никаких серьезных изменений в своей работе психологи от этого не ощутили. Наличие такого педагога в школе и его круг обязанностей по-прежнему зависят от воли руководства образовательной организации.

Действующий профстандарт предусматривает широкий круг задач: психологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. При этом четких норм практической психологии, по словам экспертов, не существует. На профессиональных форумах специалисты часто делятся историями о том, как придя в школу на эту должность, они превратились в «учителя на замене» или документоведа.

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  1. Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником педагогических задач.
  2. Поведенческие ситуации – они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  3. Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя права ученика и не вредя образовательному процессу.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Основные обязанности

Нередко психологи привлекаются к работе с учениками или родителями не по своей воле, а по запросу суда, органов опеки или инспекции по делам несовершеннолетних. Они помогают проводить беседы с учениками представителям соответствующих органов, проходить различные экспертизы, оценивать степень развития школьников и пр. Деятельность психолога затрагивает четыре основных направления:

Просветительская работа. Поскольку в России люди традиционно уделяют минимум времени психологическому воспитанию, то в семьях и в коллективах нередко возникают недопонимания, буллинг и давление одной стороны на вторую. Дети все это впитывают и нередко агрессивно реагируют на различные изменения. Задача педагога состоит в том, что он улучшает психологическую культуру у родителей, детей и преподавателей

Он консультирует родителей и учителей, рассказывая о том, как правильно действовать в тех или иных ситуациях, как правильно развивать психику ребенка, какие достижения имеются в данной науке и на что следует обращать внимание, чтобы “не потерять” подрастающего гражданина.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения. Педагог отвечает за создание гармоничных и комфортных условий для развития ребят, за своевременное обнаружение отклонений в развитии школьников и проведение диагностики сложных подростков, за профилактику здоровья детей при переходе из класса в класс или из младшей школы в среднюю и старшую

Профилактика обычно проводится в три этапа: на первом психолог общается со всеми учениками, анализируя их эмоциональный и поведенческий уровень, на втором он вычленяет детей, находящихся в группе риска, и проводит с ними отдельные беседы, а на третьем работает со школьниками, у которых есть выраженные проблемы. К проблемам относят задержки в развитии (эмоциональные и физические), нестабильное поведение, трудности с учебой и коммуникацией.
Проведение консилиумов с учителями и родителями. Благодаря консилиумам, учителя получают необходимые знания о том, как справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, как проводить анализ развития детей и их личностных качеств, как правильно относиться к проделкам ребят и оценивать их перспективы. Именно на таких консилиумах преподаватели учатся повышать мотивацию учеников и поднимать их самооценку, разрабатывать планы работы с подрастающим поколением, убирать штампы, поставленные на детях на основании первого впечатления.
Стандартная должностная инструкция педагога-психолога также включает в себя проведение консультаций. Он учит взрослых и детей выстраивать правильные взаимоотношения, строить отношения со своими сверстниками, родителями и наставниками. Консультации могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в виде семинаров с классом, потоком или группами. Учителя нередко обращаются к психологам, если их в классе есть дети, у которых имеются проблемы в семье, если они не усваивают школьную программу, у них отсутствует желание учиться и добиваться поставленных целей. К психологу также могут обращаться и родители, которым не нравится поведение школьника, которые хотят получить профессиональный совет от специалиста о том, как правильно себя вести и воспитывать малыша, как снижать возбудимость, как избавиться от заниженной самооценки и справиться с боязливостью.


Занятия могут проходить индивидуально или коллективно

Профессиональные требования к работнику

  1. наличие высшего образования (школьного психолога могут принять на работу без опыта работы);
  2. умение проводить психологические исследования;
  3. знание детской и взрослой психологии;
  4. знание последних методик и достижений в области психологии;
  5. владение методами психотерапии;
  6. знание психодиагностики;
  7. умение проводить психологические консультации;
  8. умение определять психическое состояние человека.

Получить работу в школе могут специалисты, только что окончившие вуз и не имеющие профессионального опыта работы.

5 вузов для обучения на школьного психолога:

  • Московский гуманитарный университет, МосГУ.
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
  • Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
  • Российский новый университет.

На что может рассчитывать психолог

Как обычно, про обязанности кого-либо мы всегда помним, а вот про права зачастую забываем. Так и здесь, и совершенно напрасно. Ведь когда что-то предпринимается в отношении нас и наших детей, мы часто кричим: «Не имеете права!» А на что имеет право школьный психолог?

В первую очередь, штатный работник школы имеет право наблюдать, то есть приглядывать за нашими детьми, как они себя ведут на уроке, на переменке, за едой в столовой.

Во-вторых, специалисты проводят тесты и индивидуальные опросы. Это могут быть групповая рисуночная диагностика и игровые задания в начальной школе и групповое анкетирование учеников в старшей.

Заметьте, во избежание конфликтов с родителями педагоги взяли за практику брать согласия законных представителей о том, что они не против. И это правильно! Право тестировать, диагностировать, разговаривать и корректировать не в групповом, а в индивидуальном порядке возникает у педагога только по желанию родителей ребёнка и только с их разрешения, письменного!

Собранная в процессе психологического обследования информация – это тайна, которую педагог не рассказывает «за чашкой чая». У него есть право не оглашать результаты ни директору, ни завучу, ни кому-либо ещё, как бы им этого не хотелось узнать.  Никому, кроме законных представителей ребёнка.

Только в общих словах, например: низкая самооценка, трудности в учёбе и прочих, специалист может ответить на сверлящий взгляд школьного педагогического коллектива.

И надо помнить, что выдавая рекомендации, педагог-психолог не приобретает права требовать от участников процесса их исполнения. Он – не судья, он – советчик.

Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы всегда быть в курсе выхода новых статей и не пропустить ничего интересного!

Удачи вам!

ШколаЛа:)

Что нужно сдавать на психолога

Некоторые выпускники желают посвятить свою жизнь психологии. Но для того, чтобы стать хорошим специалистом, им предстоит выдержать ряд испытаний.

Все больше молодых людей желают приобрести необходимую обществу профессию

И тогда они обращают внимание на психологию. Такие специалисты востребованы, получают неплохую зарплату и не знакомы с рутиной на рабочем месте

Психолог — это специалист, который помогает людям в решении проблем посредством бесед.

Семейные психологи помогают восстановить гармонию в отношениях и избежать расставания. Таким специалистам нужно будет выслушать сразу две стороны для того, чтобы помочь принять верное решение.

Большой популярностью пользуются детские психологи. Им предстоит разбираться в самой сложной психике — детской.

Такой специалист нужен для того, чтобы помочь избавиться от проблемы, когда она еще в зачаточном состоянии.

Как и в любой другой профессии в психологии есть свои плюсы и минусы. Для начала можно сказать, что учиться на психолога непросто, но очень интересно.

Кроме того, в профессии можно обнаружить и такие плюсы:

  • обучение дает возможность познать себя и найти гармонию в жизни;
  • предстоит научиться по-новому относиться к людям, не осуждать их и не оценивать;
  • полученное образование дает возможность помогать не только клиентам, но и близким людям;
  • психологи очень востребованы на рынке труда, их работа хорошо оплачивается.

Но существует и ряд минусов, на которые также нужно обратить внимание при поступлении:

  • на психологе лежит большая ответственность, когда он помогает принять решение;
  • психолог обязательно должен разобраться в ситуации и дать совет, специалист не умеет права уходить от помощи в решении проблемы;
  • первое время будет непросто смириться с тем, что другие люди думают иначе и осуждать их за это никто не имеет права;
  • большая часть психологов пропускает каждую человеческую трагедию через себя.

После 11 класса

Если решение принято, то дальше следует узнать, что нужно сдавать на психолога.

Для выпускников 11 класса список предметов для сдачи ЕГЭ выглядит так:

  • русский язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • биология.

Но стоит уточнить список в ВУЗе, в который выпускник собирается подавать документы. Некоторые учебные заведения разрешают по выбору сдавать только биологию.

После 9 класса

Стать хорошим психологом непросто. Потому так мало учебных заведений, которые готовы дать эту специальность выпускникам 9 класса. Гораздо проще сначала выучиться на медбрата или медсестру, а затем продолжить обучение на факультете психологии.

Для того, чтобы поступить в медицинский колледж, нужно сдавать следующие экзамены в форме ГИА:

  • русский язык;
  • математика;
  • химия;
  • биология.

Для того, чтобы поступить на психолога, достаточно хорошо сдать экзамены. Но этого мало для того, чтобы стать хорошим специалистом. Психологи должны обладать особыми чертами характера, которые помогут работать с людьми.

Такими чертами являются:

  • уважение к личности;
  • толерантность;
  • желание учиться всю жизнь;
  • умение слушать;
  • умение сопереживать;
  • доброжелательность;
  • ответственность;
  • решительность.

Психолог — это ответственная и интересная профессия, которая дает возможность развиваться на протяжении всей жизни. Делая выбор в пользу психологии, будущие студенты могут быть уверены, что они будут нужны людям.

Недостатки профессии педагог-психолог

Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику – особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.

Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.

Программа педагога-психолога в школе

Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог — это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых:

  • психологическая диагностика,
  • групповая работа с учащимися разных классов,
  • индивидуальное консультирование в кабинете,
  • просветительская работа с родителями,
  • работа с методической литературой и консультирование педагогов,
  • работа с документацией.

В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т. д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат. 

Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами: педагог-психолог начальной школы, педагог-психолог средней школы и педагог-психолог старшей школы. В этом случае рабочее время и ставка педагога-психолога, естественно, сокращаются.  

Cохранение психического здоровья педагога

подробнее…

  • Анкеты для определения эмоционального состояния педагогов;
  • Аспекты формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов; 
  • Методика «синдром выгорания»;
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  • Примерная модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе;
  • Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников);
  • Опросник для диагностики стрессоустойчивости;
  • Программа тренинговых занятий для педагогов «Сохранение психического здоровья педагогов»;
  • Профилактика СЭВ Советы руководителю;
  • Психическое здоровье — основа счастья человека;
  • Психологический климат в педагогическом коллективе как фактор развития его творческого потенциала;
  • Психологический портрет педагога бланк;
  • Рекомендации психологов по мотивации сотрудников;
  • Рекомендуемые методики здоровье педагога;
  • «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА» (информационно-просветительский материал);
  • Тест «Психологический портрет учителя»

Диагностика

Работать с детьми психолог начинает еще до того, как они стали учащимися школы. Он может проводить собеседование с будущими первоклассниками — выявлять, насколько они готовы к следующей ступени образования и консультировать родителей по его итогам.

Разного рода диагностика составляет основную часть работы школьного психолога. Он выясняет, насколько успешно вчерашние дошкольники адаптируются к учебе, исследует отношения внутри класса у учеников постарше, выявляет особенности личности детей и подростков, особенности их внимания и мышления. Результаты тестирования, которые специалист проводит во время диагностики, родителям и администрации школы он передает в обобщенном виде. Если психолог выявил особенность или проблему у конкретного ребенка, специалист работает с ним индивидуально — в соответствии с принципом конфиденциальности.

При помощи грамотно составленных тестов психолог может поймать проблему в зачаточном состоянии, которая позже при бездействии со стороны взрослых могла бы перерасти в настоящую катастрофу. Пример такого процесса — травля. Если разобраться в причинах нездоровых взаимоотношений между детьми, выявить зачинщика, подстрекателей и жертву, можно уберечь последнюю от серьезной психологической травмы. Для этого потребуется провести серию тематических занятий — групповых и индивидуальных.

Чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт?

ПСИХИАТР — врач с высшим медицинским образованием. Лечит тяжелые формы психического расстройства — психозы (шизофрения, биполярное расстройство и многое другое). В своей работе использует медикаментозное лечение.

ПСИХОТЕРАПЕВТ — врач с высшим медицинским образованием. Лечит более легкие формы психического расстройства — неврозы (депрессия, страхи, тревога). Помимо медикаментозного лечения использует в своей практике психотерапевтические методы лечения без использования препаратов.

МЕДИЦИНСКИЙ ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием, не обязательно медицинским. Часто работает в больницах и других лечебных заведениях. Занимается диагностикой, консультативной деятельностью и долгосрочной работой с пациентами, используя психологические методы лечения. Не назначает медикаментозное лечение.

ПСИХОЛОГ — специалист с высшим психологическим образованием. Не имеет отношения к медицине. Работает со здоровыми людьми, которые столкнулись с жизненными трудностями или кризисами. Не назначает медикаментозное лечение. Иногда может работать с больным, который находится под наблюдением психиатра.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector