Профессия: психолог

Содержание:

Обучение и переподготовка специалистов

Кафедра клинической психологии проводит исследования и отвечает за обучение и переподготовку на базовом, продвинутом и исследовательском уровне в области КП.

Чаще на кафедре проводятся исследования и обучение, посвященные этиологии, диагностике, профилактике и лечению различных форм клинических состояний, то есть психических заболеваний и расстройств у детей и взрослых. Это включает, в частности, разработку и оценку исследований в области КП на основе сотрудничества с другими исследователями, студентами и внешней деятельностью.

На факультете в институте могут не только обучать и переподготавливать специалистов, но и проводиться научные исследования на национальном и международном уровне, в частности, в следующих областях:

· Интернет-психологическое лечение.

· Побочные эффекты психологического лечения.

· Лечение и профилактика игровой зависимости.

· Психоаналитическое и психодинамическое лечение.

· Когнитивно-поведенческая терапия.

· Профессиональное развитие психотерапевтов.

· Судебная и свидетельская психология.

· Партнерская психология и воспитание детей.

· Контекстуальная поведенческая наука.

· Обучение психологов распознаванию эмоций при психологическом лечении.

· Психическое здоровье беженцев, лиц, ищущих убежища, а также имеющих опыт травмы.

Различные программы институтов, кафедр включают преподавание по теме психологии на факультете психологии, обучение новых и переподготовку специалистов из смежных областей, самостоятельные курсы по психологии, а также курсы в рамках последипломного образования, повышения квалификации и переобучения.

Место работы

Кто такой психолог и чем он занимается – это вопросы, ответы на которые зависят от места его работы. Так, есть консультирующие психологи, которые ведут свою собственную практику. Есть научные специалисты, работающие в образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах. Есть психологи в школах, частных и государственных компаниях, так или иначе отвечающие за атмосферу в коллективе. Есть клинические психологи, работающие в медицинских учреждениях вместе с врачами (для этого недостаточно базового образования в вузе на психолога, необходимо обязательно пройти дополнительную учебу).

1 С чем работает клинический психолог

Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи, психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога — это упор на специальные предметы:

  • наркологию;
  • психиатрию;
  • фармакологию;
  • неврология;
  • анатомию центральной нервной системы.

Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача — помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

Отдельная категория пациентов — люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм

Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога — семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

В каких случаях обращаются к психотерапевту

Психотерапевт работает с разными проблемами психического здоровья — эмоциональными перепадами, паническими атаками, фобиями, вспышками агрессии. Появившиеся у человека мании (зависимости) также лечатся врачами-психотерапевтами. Нередко терапия проходит во взаимодействии с другими клиническими специалистами — неврологами, эндокринологами, психиатрами и т.д.

Постоянная апатия

Апатия — угнетенное состояние психики, когда у человека отсутствует или резко снижается стремления и интересы. Эмоции подавлены, присутствует безразличное отношение к событиям. У такого пациента отсутствуют мотивации к каким-либо действиям. Даже выполнение повседневных обязанностей, таких как принятие душа или приём пищи, становится «делом суток» и требует усилий от пациента. Задача психотерапевта — выявить причину постоянной апатии с помощью бесед, наблюдений, психологического тестирования. По результатам анализа ситуации назначается терапевтическое лечение, включающее коррекцию режима, сеансы психотерапии, фармакологические методы.

Навязчивые мысли

Состояние, когда в сознание человека без его воли и бесконтрольно вторгаются образы или побуждения. Пытаясь самостоятельно избавиться от навязчивых мыслей, или обсессии, пациент испытывает страх и дискомфорт. Причиной такого состояния могут быть перенесенные стрессы, затянувшаяся депрессия, и даже шизофрения. Примеры навязчивых мыслей:

  • Страх заражения болезнями, потребность в стерильном окружении.
  • Патологическое желание порядка и симметрии.
  • Бесконтрольный счет.
  • Фатализм — постоянные мысли о конце света, несчастных случаях, угрозах жизни.
  • Навязчивые фантазии — мысли, чуждые привычному мышлению человека, носящие религиозный, агрессивный или сексуальный характер.

Психотерапевт проводит психокоррекцию, применяя различные методики и фармакологические препараты.

Вспышки агрессии

Деструктивное поведение человека может представлять опасность для него самого и окружающих. Внезапные гнев, злость, ярость, ненависть — всё это проявления агрессии. Такие симптомы могут сопровождать более серьёзные заболевания, чем простое нарушение психики. К таким болезням относятся:

  • Эндокринные нарушения — сахарный диабет, изменение уровня половых гормонов, нарушение функции щитовидной железы и другие.
  • Травмы головы.
  • Инсульт.
  • Астенизация нервной системы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Гипертиреоз.

Причём основное заболевание может протекать бессимптомно. В отсутствии физических проблем, причинами деструктивного поведения могут стать психические расстройства, перенесенное моральное насилие, сильное потрясение и другие специфические факторы. Задача врача выявить причину вспышек агрессии, собрать анамнез, назначить лечение.

Резкие перепады эмоций

Быстрые смены настроения характерны для подвижной психики. Перепады эмоционального фона выражаются в резкой перемене реакций на внешние факторы — слезливость, апатия, тревожность, подозрительность сменяются чувством радости, эйфории, импульсивности и дурашливости. Психотерапевт ищет причины такой эмоциональной неустойчивости и назначает лечение.

Появление зависимостей

Мании человека — также компетенция врача-психотерапевта. Многие зависимые люди сами не осознаю опасность своего положения, считают, что их маниакальное увлечение ничем не угрожает. Зависимость носит хронический характер и с трудом поддаётся психокоррекции. Традиционные виды зависимостей связаны с пристрастием к алкоголю, табаку, наркотикам. Но в последнее время этот список пополняется новыми видами зависимостей:

  • Игромания — больше подвержены подростки и мужчины.
  • Шопомания — безудержное желание покупать появляется у женщин, иногда у мужчин.
  • Фудмания — пристрастие к еде в общем или определенному продукту.

Работа с нарушениями психики — всегда имеет комплексный подход, находящийся на стыке медицинских направлений. Психиатр при необходимости задействует инструментальные исследования мозга — КТ, УЗИ, а также традиционные способы диагностики.

Области изучения клинической психологии

Что изучает медицинский работник в данных отраслях представлено ниже:

Психоматическая отрасль

Выявляет соматические и психосоматические проблемы у пациента, с их происхождением. Направлена на изучение взаимосвязи сложнейших заболеваний на примере онкологии с психическими нюансами и их провоцирующими. В задачи психолога входит подготовка пациента к знаниям о болезни, сопровождая его на протяжении всего времени недуга, стараясь настроить к операции и оказанию помощи во время реабилитационного периода и тому подобное. Психоматика направлена на подробное рассмотрение хронической психической травмы, которая имеет предрасположенность к возникновению ишемического заболевания, язвенных заболеваний, гипертонии, нейродермита.

Психотерапевтическая отрасль

Относится к базовому методу психокоррекции. Содержит совокупность методов, использующихся психологами во время проведения терапии с психоэмоциональным состоянием больного, затрагивая поведение, коммуникативные навыки. Коррекционным лечением восстанавливают хорошее настроение, улучшают самочувствие, адаптацию возможного освоения в обществе. Психотерапевтическое лечение может проходить как с группой людей, так и напрямую с одним больным.

Нейропсихологическая отрасль

Считается отдельной и большой дисциплиной в научной сфере, исследует мозг и центральную нервную систему, и ее взаимодействие с психическими процессами. Содержит в себе психиатрические, неврологические, философские проблемы с достижением понимания функционирования сознания человека. Направлена на изучение искусственных нейронов и научных исследований когнитивного состояния. Нейропсихология изучает разные трансформации с функциональными особенностями психического состояния, возникшего из-за травмы головы. Исследовались заболевания и разрабатывались реабилитационные способы лечения, в том числе всевозможные теории и способы лечения, применяемые в клинической и общей психологии.

Психокоррекционная отрасль

Основная дисциплина в психотерапии. Имеет направленность в помощи пациенту. Создает как психотерапевтическую программу, так и последующее время реабилитационного периода, характеризующегося в системной медико-психологической деятельности. Данная отрасль помогает в восстановлении социального статуса. При восстановлении психики человека возвращает его в социум при помощи педагогики, медицины, психологии, социальных процедур и мероприятий. К учениям относят психогигиену, изучающую сохранение и поддержание психического и психологического состояния и профилактику, содержа в себе совокупность мер, имеющих возможность предупредить о проявлениях психических недугов.

Патопсихологическая отрасль

Связана с изучением вопросов психических нарушений, расстройств, проблем с объективностью восприятия окружающего мира, возникших из-за деструктивного процесса с центральной нервной системой. Также патопсихология изучает закономерности дисфункций, связанных с психическими процессами во время разного рода психопатологий, из-за факторов, способствующих их появлению. Изучает эффективные способы лечения.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений

Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Особенности обучения специалистов

Но как в педагогическом, так и в медицинском направлениях, психология является доминирующим предметом. Как правило, овладеть данной специальностью можно в любом ВУЗе, где есть такое направление (кафедра психологии).

Особый акцент для клинического направления делается на изучение следующих дисциплин:

  • нейропсихология;
  • патопсихология;
  • психосоматика.

Студенты, проходящие обучение на клинического психолога, кроме психологии, более глубоко изучают дополнительные предметы: психиатрию, наркологию, неврологию и другие.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру. Повышением профессиональной квалификации такие специалисты, как правило, занимаются самостоятельно. Для этого существуют различные курсы по ведению тренингов и консультированию.

Специалисты данной области психологии могут быть как теоретиками – преподавать в учебных заведениях, составлять учебные пособия, вести различные тренинги, так и практиками, непосредственно оказывая помощь обратившимся к ним людям. В последнем случае специалист занимается психодиагностикой или психокоррекцией. Для успешной деятельности клинический психолог должен иметь практические навыки работы не только с больными людьми, но и с условно или полностью здоровыми. То есть в рамках работы клинического психолога не только люди с пограничными состояниями, такими как депрессии или всевозможные неврозы.

Работа ведется с пациентами, с выраженными нарушениями психологического характера, которые возникают вследствие соматических заболеваний (онкологические опухоли, черепно-мозговые травмы, инсульты и другие). Основная ставка делается на окружающих больного человека людей. В большинстве случаев специалист обучает членов семьи или человека, который осуществляет уход, правильному общению с пациентом.

В некоторых случаях клинический психолог проводит работу с детьми: если ребенок отличается тревожностью, его мучают страхи или у ребенка присутствуют признаки начальной стадии невротического заболевания.

Иногда специалисту приходится заниматься не с отдельным пациентом, а с целыми семьями. Это происходит в том случае, когда нарушенный внутрисемейный климат оказывает сильное негативное влияние как на психику членов семьи, так и непосредственно на их здоровье. Клинический психолог может вести обучающие занятия с работниками клиник, больниц, заниматься составлением программ по психогигиене и психопрофилактике.

Такие специалисты входят в состав комиссии, при решении вопросов, касающихся присвоения инвалидности по тем или иным основаниям, а также принимают участие в проведении медико-судебных экспертиз.

При обследовании и определении общего состояния здоровья человека работают совместно с врачами других специальностей – психиатрами, неврологами, психотерапевтами и другими специалистами. Главная особенность деятельности клинического психолога заключается в проведении диагностики и дальнейшей психокоррекции у пациентов, с измененным пищевым поведением (в том числе с ожирением или анорексией), страдающих различного рода зависимостями, а также с девиантным поведением.

В работе клинический психолог может использовать следующие методы и способы:

  • Психологические методы. Специалист проводит всестороннее наблюдение за пациентом, изучает особенности его психологии и психики, ведет беседы, опросы и тестирование.
  • Сбор анамнеза, с последующим анализом полученных данных.
  • Психотерапия. Предполагает занятие рисованием, телесной терапией, участие пациента в групповых тренингах.
  • Психофизиологический метод. Определяется общее состояние здоровья человека.
  • Проводится анализ творческой деятельности индивида.

Место работы

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания. Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим

Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути

Законодательство о трудоустройстве подростков

Лицам, не достигшим возраста 16 лет, при оформлении на работу необходимо будет предоставить письменное разрешение одного из родителей.

Кроме того, работа для 14 летнего подростка должна отвечать следующим критериям:

  • труд должен быть легкий;
  • работа должна выполняться только в свободное время от учебы;
  • деятельность, которой будет заниматься подросток, не несёт в себе опасности для его здоровья.

При трудоустройстве молодому человеку необходимо будет учесть, что существуют

недобросовестные работодатели, которые готовы принять на работу подростков без заключения договора.Такие предложения о работе следует избегать, так как это риск потратить своё время впустую и в итоге оказаться обманутым. Если уж и устраиваться на работу в 14 лет, то официально, как того требует законодательство с заключением договора, но только с разрешения одного из родителей. В поисках подработки подросток может обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, прибегнуть к помощи кадровых агентств, просмотреть прессу, заглянуть в Интернет.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Зарплата психолога

Уровень доходов таких специалистов зависит от того, где они работают, а также от уровня их квалификации. Консультирующие психологи обычно начинают с невысоких расценок, и повышают их по мере опыта.

Карьерный рост

В организациях и учреждениях психолог теоретически может занять руководящие должности. Практикующий специалист может повышать стоимость своих консультаций, проводить обучение, открывать собственную организацию, делать упор на работу с другими психологами, и т.п.

Профессиональные знания

  1. Общая психология.
  2. Психология развития и дифференциальная психология.
  3. Психология личности.
  4. Психодиагностика.
  5. Патопсихология.
  6. Социальная и семейная психология.
  7. Психологическое консультирование.
  8. Проведение групповых тренингов.

Известные психологи

  1. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, чьи работы оказали огромное влияние на развитие психологии в целом.
  2. И.П. Павлов, автор многочисленных исследований условных и безусловных рефлексов.

С какими проблемами работает психолог

Специалист в области психологии помогает пациенту освободиться от эмоциональных проблем, которые являются следствием стрессовых или конфликтных ситуаций. Психолог готов работать с различными затруднительными положениями, в которых находится пациент.

Трудные жизненные ситуации

Любой человек, на протяжении всей жизни, сталкивается с ситуациями, в которых трудно собраться с мыслями, найти правильное решение, ответить на вопросы. Это могут быть обстоятельства, когда необходимо решить какую-то жизненную задачу, изменить привычный уклад жизни. Всё это приводит к стрессу, нервному напряжению, негативным переживаниям.

Работа с психологом помогает человеку получить практические инструменты для улучшения эмоционального состояния. Это позволяет адекватно оценить обстоятельства, найти правильные направления решения вопросов. Консультации психолога помогают повысить качество жизни, научиться нести ответственность за все, что в ней происходит, получать удовлетворение от собственных достижений и без проблем выходить из конфликтных ситуаций.

Творческий или карьерный кризис

Профессиональное выгорание может настигнуть человека в любой сфере деятельности. Симптомы, свидетельствующие о наличии творческого или карьерного кризиса:

  • постоянная усталость, неудовлетворенность работой и результатами;
  • чувство эмоционального и физического истощения;
  • сомнения в собственной компетенции и профессиональной пригодности;
  • отстраненность и нежелание общаться с начальством, коллегами, клиентами и другими людьми.

Психолог помогает найти мотивацию для дальнейшего карьерного и творческого роста, способствует определению новых целей и способов их достижения.

Проблемы в семье или в отношениях

На разных этапах семейной жизни возникают психологические трудности у её членов. К таким проблемам психологи относят:

  • недопонимание поколений — извечная проблема «отцов и детей»;
  • конфликтные ситуации — поводом для разногласий могут стать отсутствие или недостаток коммуникации, домашние обязанности, сложности подросткового возраста детей, нарушения личностного пространства и т.д.
  • неверность супругов — измены и связанные с ними душевные терзания;
  • развод — болезненная ситуация, с которой не все могут справиться без потерь для психического здоровья.

Работая с психологом, человек может справиться с проблемами в семье, увидеть ситуацию в новом свете. Специалист помогает выстроить отношения по-новому, перестроить модель семьи, пересмотреть приоритеты.

Потеря близкого

Горе от утраты родного, близкого человека —непосильная ноша. В такой ситуации переживания, чувства и эмоции у каждого человека индивидуальны. Пациенты психолога могут проходить несколько стадий психологического страдания:

  • острый шок — замыкание в себе или, наоборот, истерика;
  • протест — неприятие события;
  • тоска — мучительные переживания, дезорганизация жизни.

Психолог помогает вывести пациента из острого шока, проработать ситуацию, помочь принять утрату, перенести боль и научить жить дальше.

Наш сервис психологической помощи готов помочь справиться с любыми сложными психоэмоциональными ситуациями. Мы точно знаем, что непреодолимых обстоятельств нет, поэтому даем возможность получить первые 20 минут консультации бесплатно для того, чтобы вы смогли понять, что психологическая помощь эффективна. Оставьте заявку на этой странице и психолог свяжется с вами в течение 5 минут. 

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.
  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
  4.  Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

История появления и определение

Термин «клиническая психология» был введён в 1907 году американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.

Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии. Немецкая школа клинической психологии сформировалась в середине XX века, в её основу легли достижения экспериментальной психологии, начало которой было положено в 1890-х годах.

Итоги: чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога

Давайте поочередно сравним, чем же отличаются одни от других.

Во-первых, чем отличается психолог от психотерапевта.

Эти специалисты имеют различное образование. В первом случае — образование социальное и педагогическое, во втором — медицинское.

1 — Психолог работает со здоровыми людьми, помогая им справиться с решением конкретных ситуаций, определиться с выбором, наладить взаимоотношение с собой и близкими, повысить самооценку. С этой целью он проводит консультации, тренинги, тестирования.

2 — Психотерапевт же работает с пограничными состояниями, которые осознаются человеком, но являются нарушением. Как правило, это неврозы (обсессивно-компульсивные расстройства, фобии, психосоматика — здесь наша статья о том, как внутреннее состояние поддерживает хронические болезни).

Он использует уже индивидуальные или групповые сеансы психотерапии. Терапия при этом может иметь такие разновидности, как гипноз, гештальт, арт-терапия.

Во-вторых, чем отличается психиатр от психотерапевта?

1 — Про психотерапевта уже сказали.

2 — Психиатр же лечит именно болезни, связанные с нарушением работы мозга. Лечит он медикаментозно. При этом не использует психотерапию.

Обычно этот врач не выясняет, на какой почве произошел нервный срыв и психоз

Для него важно правильно обнаружить болезнь и справиться с ее симптомами медикаментозно

Некоторые врачи могут подключить с сотрудничеству и психотерапевта, если посчитают это необходимым.

Сами же психиатры так же могут обращаться к психотерапевтам, потому что работа с психически нездоровыми людьми трудна и требует внутренней проработки.

Итак, разница: психотерапевта и психиатра: первый работает со здоровыми людьми с помощью психотерапии, второй — с больными (у которых проблема в работе мозга); психолога и психотерапевта — один помогает с улучшением адаптации человека в окружающем мире, другой — с пограничными состояниями, которые выражаются в неврозах.

Надеемся, мы исчерпывающе ответили на этот вопрос. Вот чем чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога.

У многих до сих пор есть определенные стереотипы, связанные с этими профессиями.

Но в нарушениях психики и работы мозга нет ничего стыдного. Они, так же, как и другие нарушения, поддаются корректировке и улучшению.

При этом, даже обращаясь к психиатру, это не грозит диспансерным учетом. Поэтому бояться его не нужно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector