Главное о работе учителя начальных классов: информация для тех, кто хочет им стать

Кому подходит

В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.

Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:

  • улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
  • наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
  • ответственность и трудолюбие;
  • уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.

Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей

Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.

Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:

  • интересную и разнообразную работу с детьми;
  • возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
  • постоянную занятость на рабочем месте;
  • стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.

Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.

Образование педагога

После определения своего жизненного пути, нужно выбрать, где учиться на педагога. Первым в списке стоит педагогический колледж. Поступить учиться можно как после девятого класса, так и после окончания школы. При этом, разница в обучении педагога составляет один год. Учиться можно очно и заочно. Но предпочтительнее очная форма обучения по причине того, что во время учебы дается много практических знаний.

Вот некоторые из колледжей, где можно получить образование педагога в Москве:

  • Педагогический колледж № 10 (Кузьминки)
  • Институт среднего профессионального образования Ушинского
  • Педагогический колледж № 15 (Бирюлево)
  • Педагогический колледж № 18 (Митино)

Если молодые люди хотят сделать отличную профессиональную карьеру, то педагогический колледж способен остановить данную планку в связи с некоторыми педагогическими положениями. Поэтому после колледжа образование стоит продолжить.

Учеба на педагога в вузе

Конкурс в высшие учебные заведения высокий. Но по факультетам ситуация иная. Например, на факультет иностранных языков всегда был высокий конкурс, на географию и биологию – чуть пониже.

Где учиться? Решать абитуриенту. В столице представлены десятки педагогических вузов и почти 200 программ для обучения и получения образования педагога.

Вот лишь некоторые:

  • Российский новый университет – 4 программы обучения, поступление заочное и очное отделение.
  • Московский университет имени Витте – несколько специализаций и обучение по очным, заочным и дистанционным программам подготовки.
  • Университет Синергия – несколько программ подготовки с акцентом на дистанционное высшее образование.
  • Российский государственный социальный университет – множество вариантов обучения по педагогическому профилю.

Особенность обучения на педагога в пед вузах — упор на теоретическую часть в большей степени. Практика начнется только на последних курсах.

Вступительные экзамены – русский, обществознание, математика/биология.

Особенности профессии учитель

Главная особенность профессии — огромная ответственность, которая возлагается на учителя. На рабочем месте педагог отвечает не только за безопасность вверенных ему детей, но и за качество их знаний, за их воспитание. Контролируют его не только непосредственные руководители и государство, но и родители учеников; в совокупности эти факторы дают высокую эмоциональную нагрузку, поэтому, чтобы работать учителем, нужны крепкие нервы.

Несмотря на эти сложности, есть люди, которым работа учителя нравится и подходит.

Чтобы работа приносила радость, педагог должен обладать определенными чертами характера:

  • любовь к детям;
  • общительность;
  • интерес к людям;
  • креативность;
  • находчивость;
  • гибкость;
  • дружелюбие.

При этом учитель должен быть собранным, организованным, обладать системным мышлением, высоким интеллектом и задатками психолога.

На первый взгляд, это абсолютно несочетаемая комбинация качеств; неудивительно, что так редко встречаются учителя «от бога».

Однако такие учителя есть, и, может, вы — один из них? Вовремя пройденное карьерное ориентирование убережет от ошибок и поможет сделать верный выбор. Оно основано на научном подходе, так что все тонкости будут учтены для получения точного результата.

Говоря об особенностях профессии, невозможно не упомянуть о том, что в разных странах они разные.

Например, в России и странах СНГ профессия учителя, хотя и почетна на словах, на деле оставляет своих представителей довольно уязвимыми. Зарплаты учителей очень низкие, особенно на первых порах, когда у учителя еще нет стажа и высокой категории. В результате, чтобы получить хотя бы обычную зарплату офисного клерка, учитель государственной школы вынужден работать на 1,5–2 ставки, что, несомненно, сказывается как на качестве его работы, так и на его самочувствии. Низкая оплата учительского труда также способствует снижению авторитета профессии.

Результат такого положения дел — нехватка учителей и снижение качества образования.

В Германии учителей тоже не хватает, но причина этого — другая.

Интересно!

В связи с наплывом иммигрантов и беженцев в ФРГ увеличилось количество детей. В итоге, с учетом того, сколько учителей будет подготовлено вузами и сколько — уйдет на пенсию, к 2025 году только в начальной школе ожидается нехватка 35000 учителей.

При этом в Германии профессия учителя считается одной из самых надежных и защищенных.

Учитель может подать заявление на статус государственного служащего, который обеспечивает многочисленные льготы:

  • статус неувольняемого;
  • сниженные налоги;
  • низкая стоимость медицинской страховки;
  • льготная ипотека;
  • большая пенсия.

Вот почему немецкая молодежь стремится получить профессию учителя.

Второе высшее педагогическое образование

Второе высшее образование заочно

Второе высшее образование может получить каждый, кто хочет сменить свою профессию или расширить круг знаний. Студент поле получения второго диплома может стать школьным психологом, преподавателем школьных предметов, тьютором (репетитором), музыкальным преподавателем. Второе высшее сейчас легче всего получить с помощью дистанционных программ эта форма гораздо удобнее, есть возможность совмещать учебу с работой или учиться, сидя с маленьким ребенком. Дистанционное обучение подходит для тех, кто, по определенным причинам, не может ежедневно посещать учебное учреждение.

Чтобы получить второе высшее, необходимо иметь на руках первый диплом и выписку с оценками.

Где учиться на педагога?

В настоящее время, преподавать в школе разрешено только лицам, имеющим педагогическое образование (направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»), или образование, связанное с тем предметом, которое педагог собирается преподавать. При этом в дипломе должно быть указано «преподаватель». Например, «историк, преподаватель истории».

Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:

  • Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
  • Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
  • Педагогический колледж №10
  • Педагогический колледж «Медведково»
  • ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»

В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:

  • МПГУ — Московский педагогический государственный университет
  • МГПУ — Московский городской педагогический университет
  • МГОУ — Московский государственный областной университет
  • МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
  • МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
  • МПСУ — Московский психолого-социальный университет
  • МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.

Курсы

При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
  • Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
  • Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.

Где учиться на учителя?

На педагогов учат в профильных вузах, колледжах, техникумах. Но если у вас уже есть любое высшее или среднее профессиональное образование, то получить квалификацию педагога можно не за 3-5 лет, а за несколько месяцев. Для этого необходимо пройти курсы профессиональной переподготовки.

Эксперты-практики АНО ДПО «УрИПКиП» разработали дистанционные* курсы по всем дисциплинам школьной программы, а также общие курсы по педагогике, на которых можно получить квалификации «Воспитатель», «Педагог» и т. д. При выборе программы учитывайте базовый уровень своей подготовки и цели, которые перед вами стоят. Предположим, вы хотите преподавать математику:

Если у вас есть диплом педагогического вуза, колледжа, техникума по любому направлению, пройдите курс на 620 часов и получите квалификацию «Учитель математики». Также можно поступить на программы объемом 1108 часов, которые готовят к преподаванию сразу двух дисциплин школьной программы:

Учитель математики и физики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

1108 часов (9.5 мес.)

Квалификация: Учитель математики и физики

25900 руб. 14900 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Учитель математики и информатики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС

1108 часов (9.5 мес.)

Квалификация: Учитель математики и информатики и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)

25900 руб. 14900 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Если у вас есть диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению «Математика», но нет педагогической подготовки, вам подойдет:

Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС

340 часов (3 мес.)

12500 руб. 6200 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

От более длинных программ он отличается тем, что не включает в себя модулей по математическому анализу, алгебре, теории чисел и пр. — если вы уже изучали математику в колледже или вузе, эти дисциплины вам хорошо известны. Упор в программе сделан на изучение ФГОС, педагогики, методики воспитания.

Чтобы получить более глубокие знания и навыки в области педагогики, можете дополнительно пройти курсы с присвоением квалификации «Педагог».

Где учиться на педагога?

Что выбрать педагогический колледж или университет? Каждый для себя решает сам, но само собой, получение высшего образование педагогу сулит большие перспективы, чем диплом колледжа.

Впрочем, окончив среднее профессиональное учебное заведение, педагог со временем все равно повышает категорию; в профессиональных конкурсах может представить свои творческие идеи, а отличная работа позволит получить звания в профессии и заслужить уважение учеников.

Получив высшее педагогическое образование, педагог может получить и наивысшую награду своей работе – высшую педагогическую категорию. Каждый уважающий педагог всегда стремится к признанию своей работы.

Личностные устремления могут привести к тому, что с педагогическим образованием можно сделать карьеру директора, заведующего РОНО, преподавателя вуза.

Должностные обязанности

Как и любой педагог, учитель физической культуры имеет ряд должностных обязанностей, с которыми его знакомят при поступлении на работу.

Первое и самое важное условие работы в школе – это чёткое знание методики преподавания предмета и полное принятие всех требований министерства образования и администрации учебного заведения.

Учитель обязан уметь составлять учебные планы на урок, четверть и учебный год и предоставлять их руководящему звену для проверки и утверждения.

Педагог обязан соблюдать правила техники безопасности на уроке, разъяснять их ученикам и следить за их исполнением, обеспечивая тем самым сохранение жизни и здоровья учащихся.

Преподаватель должен реально оценивать самочувствие и возможности каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его физиологических, возрастных и психологических особенностей.

Учитель обязан вести учебную документацию, заполнять журнал, в том числе и электронный, и своевременно выставлять в нём оценки.

Физрук должен принимать участие в планёрках, совещаниях и педсоветах, посещать родительские собрания и проводить плановые и внеплановые учебно-спортивные мероприятия.

Педагог обязан самостоятельно выбирать учебно-методическую литературу, необходимую для проведения урочной и внеурочной деятельности и соответствующую требованиям ФГОС.

Учитель должен осуществлять регулярный контроль знаний, умений и навыков учеников, оценивать их согласно принятым стандартам.

Физрук обязан следить за исправностью оборудования спортзала и спортивного инвентаря и при необходимости своевременно подавать заявку на приобретение нового. Занятия с детьми на сломанных или повреждённых снарядах категорически запрещены.

При выполнении сложных гимнастических упражнений на турнике, коне, перекладине или брусьях, педагог обязан страховать каждого ребёнка, независимо от его физической формы и способностей.

Учитель обязан распознавать спортивные таланты и способности у учащихся, мотивировать их на более серьёзные занятия в специализированных школах олимпийского резерва.

При работе с детьми физрук обязан учитывать индивидуальные физические особенности каждого ребёнка и прислушиваться к просьбам родителей относительно допустимой физической нагрузки.

Педагог обязан вести пропаганду здорового образа жизни и своевременно информировать детей о негативных последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Так можно все-таки или нет?

Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные.

Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру.

В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.

Плюсы выбора педагогического образования в качестве второго высшего

Несмотря на то, что зарплата в отечественной системе образования не слишком высока, работа в данной сфере имеет свои преимущества. В первую очередь это престиж и высокий социальный статус. Педагог — престижная, уважаемая профессия, а своего первого учителя каждый из нас вспоминает с благодарностью на протяжении всей жизни. Представитель этой профессии не только дает подопечным базовые знания, но и способствует формированию их личности и адаптации к взрослой жизни. Кроме того, учителя имеют хорошие перспективы для карьерного роста — хорошо проявив себя на должности обычного педагога, можно стать завучем, а потом и директором образовательного учреждения.

Профессия учитель: все, что нужно знать

Сразу стоит оговориться: речь о глобальной учительской работе без разделения на педагога и учителя. Поскольку в первую профессию традиционно вкладывается более широкий смысл. Педагог — это и тренер, и воспитатель детского сада, и репетитор, и преподаватель, например, танцев. Учителя же, согласно общему определению, работают только в школе — становятся первыми наставниками для младших классов или так называемыми предметниками (ведут дисциплины в школах, лицеях, колледжах, техникумах и т. д.).

Основной пул обязанностей:

  • планирование учебной программы;
  • объяснение нового материала;
  • контроль усвоения знаний;
  • консультации учащихся и их родителей по образовательным техникам, приемам, способам разбора сложных материалов, домашней учебной работе, подбору книг и методичек;
  • проверка учебных работ;
  • классное руководство;
  • оценка творческого потенциала детей и помощь в его раскрытии;
  • формирование системы ценностей и качественной личности учеников;
  • развитие интереса к своему предмету или обучению в целом (крайне важная функция);
  • объяснение социальных, политических, природных и других явлений окружающего мира подопечным;
  • разработка и внедрение эффективных образовательных программ;
  • анализ индивидуальных особенностей детей с целью подбора для них наиболее эффективных методик учебы;
  • оформление текущей документации — от отчетов по освоению программ до классных журналов, ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько с детьми, это нужно понимать).

Список можно продолжать с учетом специализации, занимаемой должности и других особенностей работы. В плане обязанностей это одна из самых наполненных профессий.

Специализации

Педагогическая деятельность включает много направлений. Наиболее востребованные специализации для будущих педагогов:

  • Учитель младших классов — первый наставник малышей после родителей и родственников. Занимается в большей степени социальной адаптацией учеников, становлением их личности. Такому специалисту желательно освоить соответствующую специальность в университете, поскольку работа с детьми 7−10 лет имеет свои особенности.
  • «Предметник» или учитель средних и старших классов. Прийти в профессию можно и из другой специальности: филолог может преподавать литературу и русский, переводчик — иностранный язык. Для смены профиля обычно достаточно курсов профессиональной переподготовки.
  • Педагог-психолог. Его еще называют социальным педагогом или тьютором. Этот человек не только занимается социальной адаптацией детей, но и разбирает их внутриличностные, а иногда и семейные проблемы. Он помогает справиться с высокой нагрузкой ребенку, который испытывает сложности в новом обществе.
  • Тренер — учитель физической культуры. Практикует и разрабатывает оздоровительные программы для укрепления маленького организма, следит за нормальным физическим развитием детей, выявляет молодые таланты.
  • Педагог дополнительного образования — репетитор. Занимается с детьми, которые по разным причинам отстают в освоении предмета или хотят подготовиться к ответственным испытаниям.

Важные личные качества будущего педагога

Главное качество, без которого практически невозможно состояться в профессии, — любовь к общению с детьми. В этом плане учительство — это действительно призвание, а стремление общаться с маленькими членами социума становится почти потребностью.

Причем некоторые качества нужно уметь совмещать, не допуская «перегибов» в ту или другую сторону. В частности, специалист должен быть тактичным и терпеливым, но требовательным, оригинальным и даже артистичным, но авторитетным. В профессии важен энтузиазм — умение по-настоящему увлекаться своим делом. А еще — самоуважение, стремление к росту, самоанализ, ораторские способности и навыки организатора.

Где учиться на педагога-организатора?

Если вы окончили только школу, обучение можно пройти в колледже или вузе. В первом случае при поступлении учитываются баллы аттестата, нижний порог зависит от конкурса и требований учебного заведения. Во втором случае для поступления нужно сдать ЕГЭ (обычно — русский язык, обществознание и история).

Если у вас уже есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, и вы хотите работать педагогом-организатором, вам подойдут курсы профессиональной переподготовки. У нас в АНО «НИИДПО» их можно пройти дистанционно*

Обратите внимание на программы обучения:

Педагог-организатор культурно-образовательной деятельности на базе концертных организаций (филармоний, концертных залов, концертных объединений, клубных учреждений)

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Педагог-организатор

12500 руб. 6700 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Педагог-организатор. Проектирование и реализация социально-педагогической деятельности в рамках ФГОС

340 часов (3 мес.)

Квалификация: Педагог-организатор

12500 руб. 7400 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Обучение ведется полностью в онлайн-формате, приезжать никуда не нужно даже для сдачи итогового экзамена. У нас на сайте детально описан процесс поступления и обучения, — пожалуйста, ознакомьтесь с этой информацией. Если останутся вопросы, обратитесь к специалистам приемной комиссии.

Окончив учебу, вы получите диплом государственного образца. Забрать его можно лично, но если вы не сможете приехать в институт, мы вышлем диплом почтовой службой. Этот документ подойдет для трудоустройства по новому профилю, в том числе в государственную школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector