Структура, пример и оформление научно-исследовательской работы

Содержание:

Несколько полезных советов по написанию введения

Совет №1. Многие исследователи ошибочно полагают, что введение необходимо писать сразу и полностью. Это не так. До начала работы над основной частью исследовательской работы, необходимо написать лишь часть введения, а именно: актуальность, цели и задачи. Все остальное пишется после завершения работы.

Совет №2. По правилам, размеры введения должны колебаться в диапазоне от пяти до десяти процентов от общего размера всей работы

На защите этому могут уделить особое внимание

Совет №3. Введение исследовательской работы должно быть взаимосвязано с её заключением. Как минимум, в заключении должны перечисляться общие итоги проделанной работы, а итоги эти обязаны исходить из поставленных исследовательских задач.

Ради заключения следует отметить, что представленная схема по написанию вводного слова не является абсолютно исчерпывающей. Однако, если вы будете следовать описанным выше рекомендациям и советам, то во время защиты у вас не возникнет никаких проблем, связанных с лишними вопросами по написанию введения к исследовательской работе.

Расшифровываем понятие

Понятие НИРС знакомо каждому студенту, но зачастую преподаватели учебных заведений не употребляют его в речи в таком виде.

Все в основном говорят либо о научных трудах, либо о рефератах, курсовых и дипломных работах.

Студенты знают о НИРС не понаслышке

Для полного понимания описываемого понятия для начала разберем, что же означает эта загадочная аббревиатура:

  • Н – научно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Научной деятельностью занимаются как студенты, так и преподаватели.

Это система, направленная на исследование волнующих и малоизученных проблем различных сфер жизни общества и науки в целом. Это могут быть как экономические исследования, так и технические опыты.

Исследовать можно все что угодно, важна уникальность и актуальность затронутой проблемы.

Помимо этого, система научно-исследовательской деятельности является важным фактором при подготовке специалистов во время получения высшего образования, а также кадров высокой педагогической и научной квалификации.

Во время выполнения научно-исследовательской работы студенту нужно:

  • проводить эксперименты, если требуется, получать данные в результате наблюдения;
  • собрать нужную информацию, привести реальные факты и концепты;
  • проанализировать все собранные данные с разных сторон;
  • грамотно составить выводы о проделанной работе;
  • координировать научные работы;
  • применить на практике или в научном обиходе свое исследование и многое другое.

Участие в научной деятельности помогает студенту развиваться как специалисту, получать новые знания, развивать свои исследовательские навыки, умения, связанные с обрабатыванием и обобщением информации, проведением экспериментов.

А также использованием современных методов исследования, освоением новых приборов для проведения научных опытов, умением работать с научной литературой, а также с грамотной и правильной организацией соей деятельности.

В целом понятие научно-исследовательской работы включает такие базовые аспекты, как обучение тому, как правильно проводить исследовательские работы, объяснение основных понятий, привитие нужных для этого навыков и развитие умений.

Как и где можно опубликовать работу. Кто может помочь?

Сегодня существует множество научных журналов, в которых можно опубликовать научное исследование студента. Это может быть любое издание, которое внесено в Российский индекс научного цитирования «РИНЦ» для студентов, а вот аспирантам подойдет то, что внесено в Высшую аттестационную комиссию «ВАК».

Некоторые работы публикуются с большим успехом в сборнике научных трудов по результатам проведения научно-технических конференций «НТК». Сюда же относятся и различные научные конференции Российского или Международного формата. На крайний случай можно начать с публикации в изданиях от собственного ВУЗа. Помощь в публикации может оказать научный руководитель.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Источник статьи: http://obrazovan.online/blog/nauchno-issledovatelskaya-rabota.html

Главные ошибки при написании научных статей

Есть ряд недопустимых ошибок, вследствие которых печатное издание может отказаться от размещения работы. Это касается нескольких пунктов:

  • не полностью раскрыта тема;
  • наличие рекламного и экстремистского подтекста;
  • использование неактуальных и устаревших источников информации и литературы;
  • самоцитирование, то есть когда в работе используется источников предыдущая работа этого автора;
  • объем работы не соответствует количеству авторов;
  • низкая уникальность ниже 70-80%;
  • наличие стилистических и грамматических ошибок;
  • некорректное название;
  • отсутствие научного содержания;
  • неправильно составленная структура;
  • разные недочеты в оформлении текста.

При выборе источников нужно брать самые свежие издания и новые публикации. В статье не должно быть избытка иллюстраций, текст нужно несколько раз прочитать свежим взглядом. В интернете можно найти готовые шаблоны и образцы научных статей, чтобы сопоставить свою работу с теми, что прошли рецензирование и были одобрены специалистами.

Планирование и этапы НИР

После того, как исследователь определился с темой, необходимо приступить к работе. Но здесь возникает сложный вопрос — с чего начать?

Существует несколько этапов подготовки к написанию научной работы. Можно выделить следующие:

Выбрать общее тематическое поле, в котором будет проводиться работа.
Сформулировать частную проблему

Важно с самого начала понимать, о чем будет работа. Но и это еще не все — идея должна быть оригинальной, новой и актуальной

Иными словами, работа должна раскрывать или уникальную проблематику, или представлять взгляд с кардинально нового ракурса на уже существующую.
Подобрать источники, изучить тематическую научную и учебную литературу. Это как раз и поможет сформулировать актуальную и интересную тему. Работа с литературой — самый важный этап планирования НИР. Необходимо собрать, проанализировать и систематизировать как можно больше актуальных источников по теме. В этом хорошо поможет библиотека. Идеальный вариант — специализированная библиотека, которая содержит литературу по выбранной отрасли или даже аналогичные специализированные базы данных в сети. Следует понимать, что источники — это не только научная литература. Это, в том числе, аналогичные работы предшественников. С большой вероятностью кто-то уже проделал тот путь, который исследователю проделать только предстоит. Крайне полезно обращаться к опыту предшественников. Это поможет значительно облегчить процесс поиска источников.
Наметить приблизительный структурный план работы. После того, как источники изучены и проблема сформулирована, необходимо установить порядок выполнения исследования. Необходимо составить поэтапный план своей работы согласно целям и доступным средствам. Наметить задачи, которые необходимо выполнить, сформулировать логику изложения и анализа материала. В высших учебных заведениях эта работа проделывается совместно с научным руководителем.
Проконсультироваться с научным руководителем или любым другим специалистом в данной области.
Определиться с методологией исследования. Иными словами, четко обозначить, с помощью каких методов научного исследования будет проводиться работа с материалом.

Их последовательное выполнение гарантирует высокий результат, эти рекомендации способны значительно облегчить работу исследователя.

Советы для оформления презентации

Полезные рекомендации к написанию исследовательской работы:

  1. Перепроверять информацию. Особенно если источниками для сбора информации прослужили интернет-ресурсы. В сети легко попасть на недостоверные и лживые источники, созданные некомпетентными в конкретном вопросе гражданами.
  2. Чтобы не путаться в большом количестве, лучше предварительно составлять структурированный план доклада, который поможет подавать информацию постепенно и в нужно порядке.
  3. Если выбранная тема считается узкопрофильной, то информацию по ней лучше искать в библиотеке.

Написанный доклад необходимо внимательно прочесть несколько раз, чтобы суметь пересказать некоторые данные своими словами. Например, преподаватели во время чтения работы могут остановить ученика и задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы понять, насколько тот ориентируется в теме. Не нужно зазубривать текст

Важно понимать его смысл

Обязательные разделы практической главы проектной работы

Как и все остальные разделы проекта вторая глава также должна быть построена по определённой структуре, при этом в зависимости от выбранного практического исследования разделы практической главы могут заменять друг друга.

Рассмотрим из чего должна состоять практическая часть проектной (исследовательской) работы:

  1. Первым пунктом (2.1) в практической главе должна идти характеристика будущего исследования, то есть в ней необходимо описать основные аспекты будущего исследования, например:
  • если в работе проводится анкетирование необходимо описать, как именно было проведено анкетирование, кто принимал в нём участие, где оно было проведено, как обрабатывались результаты и т.д.;
  • если в ходе работы над проектом проводились опыты в пункте 2.1 необходимо указать инструментарий исследования (что было использовано для проведения опытов: ингредиенты, оборудование), перечислить опыты, которые были, если опыты проводились в течение какого-то периода необходимо указать даты проведения;
  • если для проверки гипотезы требовалось проведение тестирования с использованием методик в первом пункте второй главы необходимо дать краткую характеристику методик, указать почему было решено использовать именно эти методики, указать базу исследования (где было проведено исследования, например, школа, колледж, тестирование проводилось на дому и т.д.), указать количество испытуемых, их пол, возраст;
  • если практическая глава заключалась в проведении какого-либо мероприятия, в 1 пункте практической главы можно дать краткую характеристику мероприятия.

Вторым пунктом (2.2) практической главы является само исследование, то есть в данном пункте проводится анализ данных анкетирования, тестирования по методикам, приводятся результаты полученные в ходе проведения опытов и т.д. Все приведённые в данном пункте таблицы, диаграммы, фотографии должны быть пояснены. В конце пункта должен быть вывод, то есть необходимо обобщить материал, изложенный в параграфе при этом вывод, должен отражать результаты, полученные в ходе выполнения исследования.

Заключительным пунктом практической главы проектной работы могут быть рекомендации по решению проблемы исследования.

Рекомендации должны быть выполнены строго по теме, должны быть разработаны самостоятельно, обязательно необходимо указать на кого они направлены и каковы предполагаемые результаты реализации предложенных мероприятий.

Рекомендации так же, как и анализ практических данных можно разделить на несколько пунктов (больше 3 делать не желательно), в таком случае в каждом пункте необходимо указать, чем именно будет полезно выполнение предложенных рекомендаций.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Написание введения начинается с вводного слова

Любое введение нужно начинать с вводного слова. У многих начинающих авторов, которые впервые сталкиваются с написанием научных работ, первые проблемы начинаются именно с вводного слова. Что же такое это вводное слово и как его правильно составить?

Вводное слово играет роль “опоры”, с которой должно начинаться дальнейшее описание. Без него введение будет неполным, поскольку нельзя начинать повествование сразу с актуальности или с описания целей и задач.

Если у вас будет отсутствовать вводное слово, то при защите у проверяющих могут возникнуть лишние и неприятные вопросы, которые доставят вам немало неприятностей.

Вводное слово, как правило, состоит из двух-трех страниц чистого текста, который по своему содержанию полностью раскрывает проблематику вашей темы.

Правильно написанное вводное слово должно содержать следующие основные пункты:

  1. Раскрытие основных понятий и проблематики исследования. Здесь вопросов быть не должно, вы просто указываете на основную проблему исследования и даете определение основным понятиям, с которыми будете работать.
  2. Вы должны показать особенности взаимодействия основного объекта вашего исследования с внешним миром. Это очень важный вопрос, который сможет показать ваш уровень понимания выбранной вами темы. Поскольку это основной пункт “введения к введению”, то мы более детально его опишем. Итак, выбранная нами тема будет звучать так:

Как видно из приведенного примера, автор сделал следующие шаги:

  • провел четкую параллель между основными пунктами своей работы;
  • кратко раскрыл суть их взаимодействия;
  • показал, в чем состоит главной отличие одной сферы контроля от другой.

При таком описании, проблем на защите не возникнет.

После, идеально написанное вступительное слово должно содержать абзац, указывающий на развитие проблемной ситуации в определенных временных отрезках.

Как видно из примера, автор четко указал суть проблемы влияния времени на выбранную тему.

Это важно! Вводное слово должно быть кратким анонсом ко всему содержанию вашей работы

Несколько полезных советов по написанию введения

Совет №1. Многие исследователи ошибочно полагают, что введение необходимо писать сразу и полностью. Это не так. До начала работы над основной частью исследовательской работы, необходимо написать лишь часть введения, а именно: актуальность, цели и задачи. Все остальное пишется после завершения работы.

Совет №2. По правилам, размеры введения должны колебаться в диапазоне от пяти до десяти процентов от общего размера всей работы

На защите этому могут уделить особое внимание

Совет №3. Введение исследовательской работы должно быть взаимосвязано с её заключением. Как минимум, в заключении должны перечисляться общие итоги проделанной работы, а итоги эти обязаны исходить из поставленных исследовательских задач.

Изучение литературы по проблеме

Целью этого этапа является выяснение научных сведений по рассматриваемой проблеме, выявление слабых моментов, которые могут стать основой для предстоящего проекта. Автор часто выявляет неопределенность и некоторые противоречия, существующие в литературе. Чтобы справиться с подобными сложностями, исследователь должен продумать индивидуальный план научно-исследовательской работы, быть в курсе новых открытий, касающихся тематики исследования. Если не удается найти однозначных ответов в определениях, студент выбирает одну точку зрения, оговаривает свой выбор в исследовании.

План научно-исследовательской работы позволяет автору выбирать из перечня источников только те, что непосредственно связаны с темой.

Функции научного руководителя на данном этапе состоят в рекомендациях по отбору литературных источников.

Сначала выполняется анализ специального материала и только после этого рассматриваются периодические издания. Если удалось подобрать несколько изданий по проблеме, сначала анализируются более поздние книги и сборники, чтобы учесть все изменения, произошедшие в научном мире по данному вопросу.

Продуманный план научно-исследовательской работы студентов позволяет выделять главное, не тратя время на ненужные мелочи.

Для удобства работы выходные данные взятых литературных источников можно вписывать в картотеку. Это существенно упростит составление библиографического списка по проводимой работе.

Максимально информационные источники можно законспектировать, создав на их базе основную часть проекта

Литературный обзор важно закончить выводами, на основе которых будут сделаны общие заключения в материале

Как писать доклад, выбор темы

Написание доклада — довольно интересный и творческий процесс. Однако предварительно студенту необходимо выбрать интересующую его тему, собрать достоверную информацию, набросать планы работы и только потом приступать к ее написанию.

Если преподаватель не предоставил выбор тем, то ученику необходимо ориентироваться на ту сферу, которая его больше всего привлекает и в которой ему хотелось бы разобраться. Многие эксперты советуют выбирать оригинальную и нетипичную тематику, которая точно заинтересует и преподавателей, и остальных студентов. Часто бывает так, что ученики не могут найти нужную информацию по выбранной теме.

Требования к структуре научно-исследовательских работ

Необходимо понимать, что на сегодняшний день существует стандарт оформления научно-исследовательских работ, которого следует четко придерживаться. Он касается всех типов НИР – поисковых, научно-исследовательских и фундаментальных, независимо от области техники и науки. Исключая только гуманитарный профиль.

Стандарт используют в своей работе производственные и промышленные предприятия и объединения, частные организации, акционерные общества и другие. Он формулируется в полной мере ГОСТ 7.32-2001.

К общим требованиям относят:

  • Следование определенной структуре.
  • Стиль изложения.
  • Требования к оформлению отчета.

Если говорить о структуре научно-исследовательской работы, то в 2020 году к ней предъявляются такие же общие требования, как и в предыдущие периоды. План выглядит следующим образом:

  • Титульный лист с данными об авторе, названием работы и той организации, в которой выполнялась и планируется защита НИР.
  • Содержание, включающее в себя пункты работы.
  • Список используемых сокращений (аббревиатур) и специфических терминов. В зависимости от работы этот пункт может присутствовать или быть исключен из общего плана НИР.
  • Введение, в котором автор ставит перед собой цель исследования и те задачи, которые необходимо будет раскрыть в ходе работы. Также здесь могут быть отражены методы, при помощи которых будет реализовано достижение цели.
  • Основная часть, разбитая на главы. Здесь отражается, как правило, теоретическое исследование по поставленной проблеме. Во второй – подводится общая доказательная база. Тогда как в третьей части решаются конкретные задачи, с возможностью их применения на практике. В преобладающем большинстве случаев этот раздел ограничивается тремя главами, хотя при более серьезных исследовательских работах количество разделов может быть в основной части увеличено.
  • Заключение содержит основные выводы по работе. Также в этой части дается дальнейшая перспектива исследований в данной области. А также практическое применение и ценность проделанных исследований.
  • Список использованной литературы. Здесь должны быть представлены в алфавитном порядке все публикации, которые использовались в работе.
  • Приложение оформляется в том случае, когда работа сопровождается дополнительными графиками, таблицами, диаграммами, чертежами и прочим.

В преобладающем большинстве случаев выдерживается именно такая последовательность изложения материала исследования.

Помимо основной части, большинство работ (кроме студенческих курсовых и дипломов бакалавров) сопровождается еще авторефератом. Он применяется для диссертаций, как магистерских, так и кандидатских и докторских. Этот документ кратко отражает суть всей проделанной работы с сохранением ее структуры.

Полезные советы

В вашей работе ни в коем случае не должно быть плагиата

Еще несколько советов, которые помогут написать качественную научную работу:

  1. Не нужно бояться переформулировать тему и другие фундаментальные предпосылки, даже если написано уже очень много. Новые данные могут показать, что изначальная тема или уже проработана, или попросту не несет в себе новизны и актуальности. В таком случае, фундаментально переосмыслить всю работу будет единственным верным выходом.
  2. О формальных правилах оформления НИР следует помнить всегда, желательно все необходимые манипуляции проводить уже в процессе написания чернового варианта, что поможет избежать многих проблем в будущем.
  3. Научный руководитель — это не просто преподаватель, который следит за процессом работы. Он направляет ее в нужное русло, редактирует и дает ценные советы. Не следует пренебрегать консультациями. Напротив, следует задавать как можно больше вопросов. В конце концов, этот человек помимо прочего имеет огромный опыт написания исследовательских работ.
  4. Необходимо тщательно следить за источниками. Многие отрасли научного знания развиваются очень быстро, и может выйти так, что статья, написанная буквально год назад, в настоящее время может быть недостоверной и устаревшей. Устаревшие данные в научной работе — серьезная ошибка, которая не пройдет мимо квалифицированного рецензента.
  5. Нужно внимательно следить за стилем повествования. В рамках научной работы избыток терминологии и даже канцеляризмов не считается ошибкой. Напротив, научный стиль имеет свои очень строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы содержание работы было воспринято правильно. В глазах рецензента и комиссии владение терминологией и строгое соблюдение норм научного стиля — только плюс.
  6. В работе должно быть цитирование и не должно быть плагиата. Любая мысль, которая принадлежит не автору, оформляется как прямая цитата. Обойти современные антиплагиаты достаточно сложно, к тому же наличие неоформленных заимствований мгновенно понижает ценность работы в глазах рецензента и любого другого читателя.
  7. Отрицательный результат — тоже результат. Следует помнить, что сказать что-то действительно фундаментально новое в рамках той или иной научной отрасли — это крайне сложно. С большой вероятностью, конечный результат работы не будет соответствовать изначально заявленному, и это нормально.
  8. Написанное стоит перечитывать. Всегда. И дело даже не в грамматических, синтаксических ошибках или опечатках. На свежую голову ранее написанное может восприниматься совсем по-другому.

И, конечно же, самая главная рекомендация — это максимально хорошо разобраться в теме своей работы. Широкий теоретический багаж не только поможет написать качественный диплом, курсовую или диссертацию, но и уверенно ответить на вопросы в процессе защиты.

Стандарты выполнения научно-исследовательской работы (НИР)

Что такое НИР?

Научно-исследовательская работа (НИР) представляет собой деятельность, цель которой – получение новых или углубление уже имеющихся научных знаний и достижений в определенной области.

Содержание НИР определяется стандартами проведения научных исследований (или образовательной программой, если НИР проводится внутри учебного заведения). Любая научно-исследовательская работа проводится в определенной последовательности:  

1. Планирование (выбор темы, составление рабочего плана и т. п.).

2. Формулирование гипотезы, выбор метода её проверки, сбор данных, анализ данных, подтверждение или опровержение гипотезы

 (в западных источниках этой стадии уделяется наибольшее внимание). 3

Создание текста НИР по результатам п.1 и п.2.

4. Публикация результатов работы в научных изданиях, участие в конференциях, семинарах.

5. Публичная защита.

НИР – важная составляющая и необходимое условие подготовки квалифицированных специалистов. Например, для получение степени кандидата или доктора наук необходимо самостоятельно выполнить свою научно-исследовательскую работу. Научным сообществом считается, что в условиях информационного общества и постоянного обновления знаний способность быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать, выделять нужное, проводить самостоятельные исследования и доказывать их эффективность на практике – очень важные и полезные умения.

Стандартные этапы проведения научно-исследовательской работы

Несмотря на разные направления и области исследования, НИР имеет одну общую базовую структуру и выполняется поэтапно.

  1. I этап: определение проблемы и формулировка темы.
  2. II этап: постановка целей и выдвижение гипотезы.
  3. III этап: работа с литературой, включающая поиск необходимого материала и его анализ.
  4. IV этап: подготовка теоретической части работы.
  5. V этап: проведение экспериментального исследования.
  6. VI этап: оформление работы. Подведение итогов.
  7. VII этап: оглашение результатов (публичная защита, публикации в научных изданиях, участие в конференциях и т. п.).

Соответственно, по разным этапам пишутся разные главы научной работы. Например, для кандидатской диссертации принята структура в 3 главы. Первая глава включает работы по трём первым этапам, вторая главая включает 4й и 5й этап работы, третья — шестой.  Публичная защита проводится отдельно от самой научной работы, и для её проведения делается ещё одна НИР — под обобщённым названием «автореферат диссертации».

Обычные задачи научно-исследовательской работы

Научная работа выполняется под руководством опытного в данной сфере специалиста (научного руководителя). Она имеет конкретные задачи:

ознакомить с современными научными методами исследования и научить применять их на практике;

научить самостоятельно планировать и организовывать НИР;

выделять актуальные научные проблемы и находить пути их решения;

ставить конкретные цели, формулировать гипотезы и доказывать их на практике;

проводить экспериментальные исследования;

оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями;

доказывать правильность полученных результатов и их пользу для науки, отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях путем публичной защиты, участия в конференциях, семинарах и т. п.

Коммерческие НИР

Необходимо заметить, что НИР сейчас это не только в чистом виде научное исследование. Часто результаты НИР имеют чисто прикладное значение – допустим НИР на проекты планировки того или иного района в Москве – это рабочий материала НИИПИ Генплана г.Москвы, а НИР на оценку того или иного здания – это практически 90% работы оценщиков (отчётов об оценке зданий). Мы выполняем научно-исследовательские работы и в области комплексного развития и освоения территории, и в области оформления кандидатских диссертаций или докторских диссертаций, и в области государственного управления. Не менее интересны НИР по построению финансовых моделей строительства, по оценке экономической эффективности сайтов или по реструктуризация промышленных территорий.

Обработка полученных результатов

На данном этапе осуществляют обработку всех собранных материалов, используя статистический анализ, математическое моделирование. Полученные сведения группируют, оформляя диаграммы, графики, таблицы. Этап теоретической интерпретации является самым важным шагом в работе исследователя. Он должен владеть отличной теоретической подготовкой по выбранной дисциплине. Именно в этот период автор обращается к гипотезе, делает вывод о ее подтверждении либо опровержении. Анализ проведенных экспериментов дает возможность сформулировать рекомендации по рассматриваемой проблеме.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося

Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы

Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Объём практической главы проектной работы

Объём практической (исследовательской) главы проектной работы зависит от:

  • темы по которой выполняется проект;
  • предмета;
  • класса (курса) учащегося (студента);
  • требований методического пособия (положения).

Стандартные требования к объёму практической части – она должна занимать такой же объём, как и теоретическая глава.

Рекомендованный объём практической главы в зависимости от класса (курса):

  • 1-2 класс: 3-5 страниц;
  • 2-4 класс: 4-6 страниц;
  • 5-6 класс: 7-8 страниц;
  • 7-9 класс: 10-12 страниц;
  • 10-11 класс: 10-15 страниц;
  • колледж: 10-15 страниц;
  • вуз: 15-20 страниц.

Представленный объём является рекомендованным, но не обязательным, в зависимости от выбранной темы и того, какой будет практическая часть объём может быть другим, но делать меньше представленного не желательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector