Нейропсихолог

Национальная академия дополнительного профессионального образования

«Практическая нейропсихология»

Тип образования: Профессиональная переподготовка (Официальный диплом московского учебного заведения)Длительность обучения: 6 месяцев (850 часов)Форма обучения: Заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Нейропсихолог владеет методами диагностики и реабилитации нарушений высших психических функций у детей и взрослых, умеет применять их в работе с клиентами.

Цель программы – показать слушателю суть профессии нейропсихолога, дать теоретические знания и практические инструменты, необходимые для успешного выполнения трудовых обязанностей.

Содержание программы:

  1. Клиническая психология – изучение психических явлений в их взаимосвязи с заболеваниями. Диагностика психического здоровья, проведение и оценка психологической коррекции.
  2. Психология личности – изучение индивидуальных процессов, взаимодействия личности с миром, жизнью, социумом, другими людьми. Основные направления, методы исследования.
  3. Детская психология.
  4. Психогенетика – влияние наследственности и изменчивости на поведение и различные виды психопатологий.
  5. Дифференциальная психология: история, задачи, методы, взаимосвязь с другими областями психологии.
  6. Специальная психология – воздействие различных групп факторов на психосоциальное развитие ребенка.
  7. Психология здоровья – взаимосвязь поведенческих, психологических, культурных факторов и физического состояния здоровья или болезни.
  8. Психопрофилактика и психотерапия.
  9. Психофизиология.
  10. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности.
  11. Детская нейропсихология.
  12. Клиническая нейропсихология. Теоретические основы и практические возможности клинической нейропсихологии. Особенности и причины нейропсихологических синдромов, связанных с корковыми и подкорковыми поражениями мозга. Методы и методики клинической нейропсихологической диагностики.
  13. Психология аномального развития.
  14. Психология личностных расстройств.
  15. Частная клиническая психология.
  16. Патопсихология.
  17. Методы нейропсихологической диагностики.
  18. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций, эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга.
  19. Нейропсихологическая реабилитация. Нейропсихологический подход к реабилитации и восстановлению высших психических функций.

По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Топ очных курсов

Нейропсихология – наука, вплотную примыкающая к медицине, поэтому проходить профпереподготовку по этой специальности лучше в очной форме. Как правило, на таких курсах, кроме аудиторных занятий, предусмотрена клиническая практика и стажировка. Работа «в полевых условиях» – незаменимый опыт, положительно влияющий на качество подготовки специалистов.

Профессиональную переподготовку по нейропсихологии в очной форме предлагают ведущие психологические вузы. Несколько примеров представлены в таблице.

Название вуза Особенности Стоимость обучения
Московский институт психоанализа На учебу принимаются выпускники любых вузов, включая непрофильные. Среди преподавателей курса – кандидаты и доктора психологических наук, практикующие нейропсихологи и клинические психологи. Трудоемкость программы – 1 500 академических часов. Занятия проходят 1 раз в неделю, в будни, по вечерам. На клиническую практику слушатели выезжают в ПКБ № 4 им. Ганнушкина. Общий срок обучения – 10 месяцев. При внесении платы сразу за весь курс или по семестрам – 78 000 рублей. Есть возможность оплачивать помесячно – по 8 500 рублей, но в этом случае стоимость возрастает.
Институт организационной и клинической психологии (Москва) Учебный план составлен по ФГОС 37.05.01 для специализации «нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение». Рассчитан на 1 190 академических часов (8 месяцев). Преподавательский состав сильный, состоит из практиков, включенных в реальный клинический процесс. Курс предусматривает супервизию и стажировку. Занятия проходят по воскресеньям. 84 000 рублей. Возможна рассрочка – по 10 500 рублей в месяц.
Московский государственный психолого-педагогический университет

Курс называется «Возрастная нейропсихология: диагностика и реабилитация». Рассчитан на 612 академических часов (10 месяцев). Принимаются только дипломированные психологи. Занятия проходят 2 раза в неделю: в будний день – вечером, в субботу – в течение дня. Курс читают доценты и профессора кафедры нейро- и патопсихологии МГППУ. Практика проходит на клинических базах той же кафедры.

МГППУ предлагает еще один интересный курс, но уже не профпереподготовки, а повышения квалификации (72 часа) – «Нейропсихология детского возраста», состоящий из двух модулей: «Нейродиагностика» (36 часов, 10 000 рублей) и «Нейрокоррекция» (36 часов, 16 400 рублей).

92 500 рублей за курс.

Занимаясь на очных курсах переподготовки по нейропсихологии, слушатели уже на этапе обучения приобретают навыки проведения обследований, коррекционной работы и составления заключений.

Если вам необходимо:

  • изучить основные концепции строения и функционирования мозга как высшего уровня нервной системы;
  • понять нейропсихологические симптомы поражений головного мозга, их виды, особенности диагностирования;
  • освоить методики исследования поражений головного мозга, подготовки прогноза возможности восстановления;
  • овладеть технологиями коррекционной терапии лиц с нарушениями ВПФ

Наши курсы – ваш правильный выбор.

Продолжительность обучения

Программа профессиональной переподготовки рассчитана на 340 часов (16 недель).

Профессиональная переподготовка по современным стандартам обучения: как организована

  • Дистанционно. Вы изучаете теоретический материал, выполняете практические задания в удобное время там, где есть интернет.
  • Оперативно. Вы оставляете заявку на прохождение курса, наши менеджеры связываются с вам, решают все организационные вопросы.
  • Качественно. Программа курса и её содержание разработаны ведущими преподавателями Академии. Материалы поддерживаются в актуальном состоянии.
  • Интерактивно. Разработчики курса проводят онлайн-консультации и помогают Слушателям разобраться в сложных вопросах.
  • В тестовом формате. Для итоговой оценки знаний предлагается пройти специальное тестирование, которое покажет уровень освоения вами программы курса.

Профессиональный стандарт

Название программы: Основы нейропсихологииПродолжительность курса: 3 месяца.Объем программы: 520 часов.

Данный курс позволит вам освоить востребованную и высокооплачиваемую профессию нейропсихолога. И получить все знания и навыки, необходимые для успешной карьеры:

  • Правовые основы психологии, профессиональные стандарты;
  • Предмет и задачи, исторические этапы развития нейропсихологии;
  • Вклад нейропсихологии в теорию общей психологии, межпредметные связи;
  • Основные принципы строения и функционирования мозга человека;
  • Теоретические основы и практические аспекты нейропсихологии и т.д.

В результате обучения вы получаете диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который даёт право на ведение профессиональной деятельности.

Обучение на Нейропсихолога

Курсы

Российский институт профессионального образования «ИПО»

Российский институт профессионального образования, НАНО «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальностей: «Нейропсихология» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 2000+ курсов обучения. 15000+ выпускников из 200+ городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Государственный университет «Дубна»

Патопсихологическая диагностика и психотерапия (Факультет социальных и гуманитарных наук Университета «Дубна»)

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова

Клиническая психология (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова)

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Клиническая психология (Психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова)

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Клиническая психология (Факультет клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова)

Чтобы стать специалистом данного профиля, сначала необходимо получить высшее образование по профессии «клинический психолог». Далее квалификацию нужно повысить в аспирантуре, параллельно с этим защитить кандидатскую диссертацию, а затем докторскую.

Общие сведения

Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.

Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.

Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека. К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:

  • роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
  • влияния травм и патологий развития мозга на психику;
  • особенностей и этапов развития мозга;
  • нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
  • методов коррекции различных нарушений психических процессов.

Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:

  • Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
  • Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
  • Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
  • Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
  • Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
  • Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.

Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.

Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.

Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».

Практические задания курса

Практические задания курса направлены на отработку умений:

  • учитывать нейропсихологические особенности детей, обучающихся в начальной школе при решении профилактических и коррекционных задач;
  • опираясь на характеристики ребёнка, оптимальным образом определять его место в группе сверстников;
  • ориентироваться в вариантах выполнения нейропсихологических упражнений;
  • понимать сущность и содержание принципов нейропсихологической коррекции в детском возрасте;
  • соблюдать последовательность внедрения метода замещающего онтогенеза в процесс психолого-педагогического сопровождения;
  • применять знания о роли полушарий головного мозга в психических процессах;
  • соотносить разновидности детей с ЗПР по И. И. Мамайчук (с примерами упражнений/игр, применяемых в работе с детьми);
  • составлять индивидуальные рекомендации для родителей ребёнка дошкольного возраста, нуждающегося в нейропсихологической коррекции;
  • составлять конспект нейропсихологического коррекционного занятия с ребёнком/детьми дошкольного возраста;
  • составлять характеристику-описание развития речевой функции в онтогенезе (период от 0 до 3-х лет).

Заполнение таблиц:

  • «Современные нейропсихологические концепции» с краткой характеристикой каждой указанной концепции.
  • Установление соотношения видов горизонтальных восьмерок с видами восприятия, которые развивает их рисование.
  • Установление соотношения видов школьной дезадаптации и примеров упражнений, специфичных для нейропсихологических занятий с дезадаптированными детьми.
  • Установление соотношения задач нейропсихологической коррекции и примеров упражнений.
  • Морфофункциональные особенности головного мозга.

Методические материалы:

  • Анамнестические данные и клиническая беседа.
  • Глоссарий по дисциплине «Мозг как морфофизиологический субстрат психической деятельности. Становление в онтогенезе структурно-функциональной организации мозга».
  • Игры и упражнения для развития когнитивной сферы дошкольников, навыков программирования и контроля, операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов, сенсорной интеграции, сенсомоторной коррекции.
  • Опросники по латеральным предпочтениям.
  • Организация обучения в зависимости от нейропсихологических особенностей детей.
  • Памятка для практического детского нейропсихолога.
  • Способ количественной обработки материалов.
  • Упражнения по мозжечковой стимуляции.

Учебный центр «Логопед Мастер»

Курс «Основы нейропсихологии» рассчитан на 144 часа.

В рамках этого курса Вы познакомитесь с такой информацией:

  • Основные понятия нейропсихологии.
  • Нейропсихология и практика.
  • Нарушения восприятия при поражениях головного мозга: методы нейропсихологической диагностики и коррекции.
  • Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий.
  • Нарушения фонового аспекта высших психических функций (проблема нейродинамики).
  • Нарушения регуляторного аспекта высших психических функций (лобные синдромы).
  • Нарушения памяти и методы их нейропсихологической коррекции.
  • Нарушения мышления и методы их нейропсихологической коррекции.
  • Нарушения счета и методы их нейропсихологической коррекции.
  • Нарушения внимания и методы их нейропсихологической коррекции.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая другая профессия, нейропсихология имеет как свои преимущества, так и сложности.

Явными плюсами будут:

  • способность оказывать помощь маленьким пациентам;
  • безусловная востребованность, благодаря узкой специфике знаний (разумеется, при условии, что у специалиста достаточно точечных навыков и имеется соответствующее образование);
  • интересные кейсы в практике;
  • возможность собрать необходимую информацию для собственных исследований (научной работы).

К минусам относят:

  • высокую степень ответственности перед собой, обществом и родителями за здоровье и жизнь маленьких пациентов;
  • тяжелые последствия совершенных ошибок: необходим высокий профессионализм и предельная внимательность, ведь от выбранных методов лечения и рекомендаций нейропсихолога напрямую зависит дальнейшее психологическое состояние ребенка;
  • невысокая заработная плата при трудоустройстве в госструктуры;
  • неизменные трудности в процессе работы с детками, которые противятся выполнять корректирующие упражнения.

Вопросы курса

При подготовке на нейропсихолога вам предстоит изучить:

  • Становление и развитие нейропсихологии как науки.
  • Характеристика российского и западного направлений в нейропсихологических исследованиях.
  • Содержание экспериментальных исследований ВПФ.
  • Организация психических процессов в головном мозге.
  • Характеристика ВПФ как сложных психических и функциональных систем.
  • Локализация ВПФ, их взаимосвязь с отделами головного мозга.
  • Виды поражений мозговых отделов в зависимости от их локализации. Характеристика нейропсихологических синдромов.
  • Первичные и вторичные нарушения как следствие очаговых изменений.
  • Исследование, оценка отклонений в работе ВПФ. Учёт возрастных особенностей пациентов.
  • Технологии выявления повреждённых и сохранных звеньев ВПФ.
  • Составляющие комплекса методик синдромного анализа нарушений ВПФ.
  • Правила подготовки и проведения нейропсихологического обследования.
  • Нейропсихологические методы восстановления функций речи, счёта, чтения, письма, памяти, внимания.
  • Принципы разработки, особенности реализации комплексных реабилитационных программ для больных с поражениями мозга различной локализации.

Ваши результаты

  • Вы знаете структуру головного мозга, взаимосвязь его отделов, функции, которые они выполняют.
  • Вы разбираетесь в видах ВПФ, симптомах, которые свидетельствуют о их нарушениях.
  • Вы способны выстроить стратегию и тактику обследования на основании изучения истории болезни, результатов клинической беседы.
  • Вы можете применять тестовые методики проведения разных видов нейропсихологических проб.
  • Вы знаете, как подготовить заключение, разработать рекомендации по результатам диагностики.
  • Вы способны подготовить и реализовать комплексную программу, направленную на восстановление, компенсацию нарушений мозговой деятельности.

Ваши перспективы

Завершив обучение на курсах по нейропсихологии, вы сможете работать в реабилитационных центрах, санаториях, отделениях восстановительной терапии стационаров. Востребованы также индивидуальные занятия с нейропсихологом.

Практическое значение нейропсихологии в лечении детей

Поражение мозга у ребенка может возникнуть по разным причинам: проблемы в формировании плода в период беременности, родовые патологии, травмы и пр. Родителям стоит обратиться к нейропсихологу, если они замечают у ребенка симптомы:

  • Проблемы в психомоторном развитии: неловкость, неуклюжесть, неспособность удерживать баланс, нарушения координации.
  • Постоянная напряженность, тревожность, бессонница, слишком чуткий сон, плохой аппетит, боязнь громких звуков.
  • Проблемы при освоении чтения, письма и счета. Например, ребенок пишет зеркально, переставляет буквы и части слов местами, пропускает буквы и слоги.
  • Нарушение ориентации в пространстве. Ребенок не понимает, где право и лево.
  • Слабая память. Ребенок не может запомнить даже простейшее четверостишие. Часто сбивается, пытаясь что-то рассказать, забывает, о чем говорил и перескакивает с одной мысли на другую.
  • Нарушения, задержка или полное отсутствие речи.
  • Эмоциональные нарушения не по возрасту (то есть не во время кризиса 1, 3 или 7 лет). Импульсивность, частые истерики или, напротив, заторможенность.
  • Заикание, нервный тик, логоневроз, навязчивые движения.
  • Слишком быстрая утомляемость.

При работе с детьми огромную роль играет правильная диагностика. Дело в том, что мозг ребенка формируется и развивается неравномерно. Если врач не понимает, на каком этапе развития находится в данный момент мозг пациента, он не может ни поставить правильный диагноз, ни назначить нужное лечение.

Зато восстановительное обучение в рамках нейропсихологии для детей гораздо эффективнее, чем для взрослых. Это связано с тем, что внутри- и межполушарные связи у детей еще не сформированы окончательно. Их мозг активно развивается, а потому очаговое поражение распространяется медленнее, чем у взрослых, специфические расстройства возникают реже, а восстановление нарушенных функций при правильном лечении происходит гораздо чаще и быстрее.

Чтобы лечение ребенка было эффективным, следует придерживаться основных принципов нейропсихологии:

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку. С его помощью можно выстроить эффективную систему мотивации.
  • Постепенный переход от простого к сложному с многократным повторением отдельных частей коррекционной программы.
  • Опора на сохранные (не поврежденные) функции и предметную деятельность, в ходе которой ребенок усваивает назначение разных вещей и учится ими пользоваться.
  • Проведение коррекционных занятий в игровой форме.

Возможности нейропсихологии в лечении детей огромны: нарушенные функции во многих случаях можно компенсировать или даже полностью восстановить благодаря пластичности детского мозга.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Рекомендуемые программы обучения

Все программы направления

Нейропсихология взрослых. Диагностика и реабилитация лиц, имеющих нарушения высших психических функций различного генеза с присвоением квалификации «Нейропсихолог» (340ч)
15900 руб.  12700 руб.

Нейропсихологические методы диагностики, коррекции высших психических функций и абилитации отклоняющегося поведения (108ч)
7100 руб.  5142 руб.

Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация (144ч)
9200 руб.  5980 руб.

Нейропсихология детского возраста (144ч)
9900 руб.  7700 руб.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Программа обучения по детской нейропсихологии даст ответы на вопросы:

  • Какие отрасли составляют структуру нейропсихологии?
  • Поражения каких участков головного мозга приводят к тактильным, зрительным, слуховым агнозиям?
  • Каковы проявления нарушения памяти, внимания и мышления при локальных поражениях мозга?
  • Как проводить нейропсихологическую диагностику в детском возрасте?

Результаты и перспективы:

  • Вы умеете вести деятельность в сфере детской нейропсихологии, компетентны в вопросах диагностики психических нарушений, вызванных локальными поражениями головного мозга.
  • Вы способны распознать симптоматику сенсорных и гностических расстройств, нарушений познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) у детей и подростков, провести консультирование их родителей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector