Профессия изнутри: что делает моряк

Какие документы нужны, чтобы устроиться матросом

После удачного окончания мореходки и сдачи квалификационных экзаменов матросу выдается сертификат и соответствующее удостоверение. Для трудоустройства на речной теплоход, пожалуй, достаточно. Однако, чтобы выйти в море, нет.

Есть определенный перечень морских документов, без которых ни один экипаж не выйдет в море, а выпускника мореходки не примут ни на одно международное судно.

У каждого матроса в экипаже должен быть четко обозначенный перечень документов:

  1. Паспорт моряка (ID международного образца). Служит заменой обычного паспорта гражданина страны;
  2. Подтверждение к диплому матроса (документу об окончании учебного заведения). Полученный диплом должен быть непременно заверен независимой организацией и только после прохождения медицинской комиссии;
  3. Морские сертификаты. Самая важная часть в перечне документов – это сертификаты о компетентности международного образца. Не обязательно иметь узкую морскую специальность и диплом для работы на корабле, но вот этот сертификат у матроса должен быть обязательно. Для рядового палубной команды это, к примеру, Сертификат квалифицированного матроса (матрос 1 класса) или сертификат матроса 2 класса STCW-78/95 Regulations II/4. В этот же перечень входит сертификат и наставления по способам личного выживания на море, а также свидетельство по управлению спасательными средствами.
  4. Действующая медицинская книжка;
  5. Загранпаспорт.

Где можно работать моряком

Я работаю на небольшую российскую компанию, которой принадлежит всего одно судно — «Полярный пионер». После развала советского флота для него нашли новую нишу — совершать туры в районы крайних широт, Арктику и Антарктику.  Помимо пассажирских перевозок судно еще снабжает полярные станции провизией, топливом, стройматериалами. Мы сотрудничаем с австралийской компанией «Aurora expedition», которая фрахтует наше судно, то есть берет в аренду вместе с экипажем. Поэтому с нами часто путешествуют разные ученые — чтобы туристам рассказывать, например, про китов.

Последний арктический вояж оказался самым запоминающимся. Его организовывала компания “Ocean Geographic Society”, которая специализируется на изучении океанов и подводной съемке. В их команде было много людей творческих профессий: художники, музыканты, фотографы, журналисты, видео-операторы, писатели, скульпторы. Был ученый-океанограф, который изучал планктон. Каждый вечер он опускал огромный микроскоп на глубину 200 метров и делал снимки этих мелких организмов.

Не исключено, что когда-нибудь я отправлюсь поработать и на торговое судно. Во-первых, интересно попробовать что-то новое. Торговый флот – это и контейнеровозы, и танкеры, и рефрижераторы, и любые грузовые суда. А во-вторых, судно, на котором я сейчас работаю, уже не новое, и неизвестно, сколько оно продержится.

Морской колледж севастополь после 9 класса поступающим

Морской колледж Севастопольского государственного университета – старейшее учебное заведение среднего специального образования в Севастополе. Его история началась почти 100 лет назад, когда в 1921 году решением Крымского народного комиссариата просвещения в городе был организован Севастопольский народный политехнический техникум.

Среди выпускников колледжа разных лет – Михаил Федорович Харченко — командир бронепоезда «Железняков», оборонявшего Севастополь в 1941-1942 г.г., героически погибшая при освобождении города санинструктор Евгения Дерюгина, известный ученый в области турбинных двигателей, доктор технических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской Академии наук Н.Н. Салов, бывший главный строитель Севастопольского Морского завода С. Л. Слуцкер, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики предприятия Севастопольского государственного университета А.Г. Баранов и тысячи других уважаемых специалистов, которые внесли заметный вклад в создание и укрепление экономического и оборонного могущества нашей страны.

Сегодня Морской колледж осуществляет подготовку специалистов среднего звена (техников) по семи специальностям, в области судовождения, эксплуатации судовых энергетических установок, эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики, технического обслуживания и ремонта автомобилей, технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования, финансов, а также техников-программистов. Материальная и учебно-лабораторная база колледжа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, что подтверждено в ходе лицензирования и аккредитации в 2015 г. Подготовка в колледже ведется за счет средств федерального бюджета, а студенты, не прошедшие по конкурсу на бюджетные места, обучаются на платной основе.

Обучение в колледже предполагает изучение на первом и частично на втором курсе программы десятого и одиннадцатого классов средней школы, а также получение глубокой теоретической и обширной практической подготовки по выбранной специальности. Все преподаватели колледжа имеют высшее специальное образование, обладают большим практическим опытом и профессиональным педагогическим мастерством, соответствующим первой и высшей категории. Ряд дисциплин преподают выпускники аспирантуры, кандидаты наук, доценты, В подготовке будущих моряков задействованы опытные старшие судовые механики, штурманы и капитаны дальнего плавания.

Директор Морского колледжа – Мануйленко Валентина Владимировна, кандидат педагогических наук.

Специфика обучения в колледже предполагает изучение междисциплинарных курсов, обеспечивающих неразрывное единство теоретической и практической подготовки. Практическая подготовка начинается на втором курсе и продолжается до завершения обучения. Колледж имеет лучшие в Крыму учебно-производственные мастерские, позволяющие студентам в период обучения получить практические навыки по ряду рабочих профессий. Основные партнеры Морского колледжа в организации плавательной практики для студентов морских специальностей – ПАО «Океанрыбфлот» (г. Петропавловск-Камчатский), а также севастопольские и крымские рыболовецкие, транспортные, судоремонтные предприятия — «Морской колокол», «Южная морская компания», «Южморсервис» и др. Суда этих предприятий являются базой для плавательной практики студентов колледжа, успешное прохождение которой дает возможность получения рабочих морских документов и дальнейшего трудоустройства по специальности, с последующим карьерным ростом до второго помощника капитана либо второго механика включительно.

Студенты колледжа проявляют большую социальную и творческую активность, участвуя в спортивных, военно-патриотических и культурных мероприятиях различного уровня — от университетского до Всероссийского. Одна из недавних весомых побед студентов Морского колледжа — второе общекомандное место на Морской универсиаде-2015, проходившей 8 мая 2015 г., где были представлены взрослые команды известнейших морских высших учебных заведений России и всемирно известного парусника «Крузенштерн».

В настоящее время Морской колледж готовит специалистов среднего звена по следующим специальностям среднего профессионального образования:

Все выпускники колледжа имеют возможность для продолжения образования по программам бакалавриата (специалитета) как по своим, так и по другим специальностям, в институтах, входящих в состав Севастопольского государственного университета.

Особые обязанности солдата (матроса) согласно Уставам

Особые обязанности военнослужащих Уставом внутренней службы ВС РФ подразделяются на должностные и специальные. Помимо этого, к особым и дополняющим общие обязанностям относятся те из них, которые установлены иными общевоинскими Уставами ВС РФ, а также Боевыми уставами, определяющими обязанности солдата в бою, по его роду войск и штатному предназначению.

Военная служба подразумевает назначение каждого рядового, ефрейтора, матроса, старшего матроса на конкретную воинскую должность, в соответствии с которой он наделяется должностными обязанностями, определяющими его функции, полномочия, а также объем выполняемых им задач. Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников).

Согласно статье 25 Устава внутренней службы, солдаты и матросы, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности носят, как правило, временный характер.

Кому подходит

В перечень профессиональных и человеческих качеств, которые практически всегда упоминаются как обязательные для матроса, входят

  • физическое здоровье. Сила и здоровье необходимы, поскольку основная масса работы связана с физическим трудом;
  • психологическая устойчивость и коммуникабельность. Вся походная жизнь матроса проходит в замкнутом пространстве, в локальном коллективе, в котором нужно уметь поддерживать отношения;
  • дисциплинированность и исполнительность, позволяющая чётко выполнять команды высших чинов;
  • знание терминологии и команд;
  • умение плавать, вестибулярная устойчивость, отсутствие страха высоты.

Юноша, планирующий стать матросом, должен быть готов к жизни в походных условиях, в каюте на несколько человек, стойко переносить физические и психологические испытания.

Права

Матрос 1-го класу має право:

3.1. Вживати дії для запобігання та усунення випадків будь-яких порушень або невідповідностей.

3.2. Отримувати всі передбачені законодавством соціальні гарантії.

3.3. Вимагати сприяння у виконанні своїх посадових обов’язків і здійсненні прав.

3.4. Вимагати створення організаційно-технічних умов, необхідних для виконання посадових обов’язків та надання необхідного обладнання та інвентарю.

3.5. Знайомитися з проектами документів, що стосуються його діяльності.

3.6. Запитувати і отримувати документи, матеріали та інформацію, необхідні для виконання своїх посадових обов’язків і розпоряджень керівництва.

3.7. Підвищувати свою професійну кваліфікацію.

3.8. Повідомляти про виявлені в процесі своєї діяльності порушення і невідповідності і вносити пропозиції щодо їх усунення.

3.9. Ознайомлюватися з документами, що визначають права та обов’язки за займаною посадою, критерії оцінки якості виконання посадових обов’язків.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше, но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Деликатесы моряка

Понятие деликатесы, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. В первую очередь это был сыр. Со временем его научились делать похожим на современный пармезан, и он не тух, ужасно воняя. Поэтому сыр стали закупать на флотах уже в конце XVIII века.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Грог. Грог – мечта любого моряка с середины XVIII века. Придуманный английским адмиралом Эдвардом Верноном, он стал верным спутником экипажей кораблей более чем на сто лет вперед. Делали его просто: чистый ром разбавляли кипятком, для большего опьянения добавляли сахар и лимон, специи по вкусу. Новый напиток так полюбился морякам всех флотов мира, что быстро стал частью морского быта. А имя новый напиток получил по названию ткани «грогрен», из которой была сделана тёплая накидка старого адмирала.

Похлёбки. Всё, что можно назвать супом, было на всех флотах мира. В огромном котле делали русские морские щи, похлёбку английского морского флота или даже старонорвежский Лабскаус, который по легенде варили ещё викинги. Готовилось всё примерно одинаково: в разваренную в котле солонину добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы, смотря что было, специи — тоже если были. И вуаля – морская похлёбка готова, главное – это зажать нос перед едой.

Крысы. Не удивляйтесь, но корабельные крысы были отличным способом отведать свежего мяса. Причем некоторые моряки, отличавшиеся особой искусностью в их поимке, даже продавали их прямо на палубе. К концу похода цена на крысу могла быть весьма высока. Орды крыс, расплодившихся на вонючем камбузе вокруг котла и в трюме, нередко спасали экипаж своим мясом.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Потаж. Это слово заставляло содрогнуться любого моряка. На фоне потажа мятеж на броненосце «Потемкин» из-за некачественного мяса кажется детской прихотью. Потаж – это когда заканчивались почти все запасы, и всё что есть, от червивого мяса, солонины, галет с личинками до крыс и иногда кожаных изделий шло в котел. Эту ужасную жижу потом разливали в котлы, из которых питались матросы (да, индивидуальная посуда была редкостью, кроме ложки).

Засоленные лимоны. А этот вид пищи стал настоящим спасением для моряков. В середине XVIII века английский флотский врач Джеймс Линд придумал солить лимоны и раздавать экипажу как защиту от цинги. Смертность на флоте стала снижаться именно в те годы.

Что делает матрос на судне

Меня зовут Жарков Сергей Вячеславович, мне 30 лет, я родился и вырос в городе Новороссийске на побережье Черного моря, так что моя биография, как и у многих в нашем городе, всегда была так или иначе связана с морем. В настоящее время я уже два года работаю матросом на буксире компании ЗАО «Транснефть».

«Пантера» — один из буксиров Транснефти.

Работа матросом на судне

Работа матроса на судне состоит из нескольких составляющих, каждая из которых требует определенного набора знаний и навыков:

  • палубные работы — борьба с ржавчиной, грунтовка и покраска корпуса судна, борьба с обрастанием корпуса судна водорослями, периодическая проверка и смазка подвижных механизмов, лебедок, гаков, кранов, якорных устройств, опреснение и замывка палубы и корпуса судна;
  • внутренние работы — уборка помещений общего пользования, мытье иллюминаторов, мелкий ремонт;
  • якорные операции — постановка и снятие судна с якоря;
  • швартовные операции — отшвартовка и швартовка судна к причалу и борту другого судна;
  • несение вахты — у трапа во время стоянки у причала; и на мостике во время движения судна и во время стоянки на якоре.

А этот красавец входит в ООО «Газпром флот».

Палубные работы

Работа на корабле вообще и на палубе в особенности требует знания и неукоснительного соблюдения правил техники безопасности.

Для покрасочных работ нужно уметь смешивать двухкомпонентные краски и грунтовки, для работы с концами нужно уметь вязать морские узлы. Прочие работы на палубе не требуют особых знаний, но осложняются природными явлениями: качкой, ветром, жарой или холодом.

Якорные и швартовные операции

Постановка и снятие судна с якоря требует моего личного присутствия на баке судна. В это время я в ручном режиме управляю якорной лебедкой с ленточным тормозом (на разных судах модификации могут варьироваться) и наблюдаю за процессом подъема якоря из воды. При необходимости нужно омывать якорную цепь заборной водой из пожарного рукава, чтобы смыть с нее налипший ил, и наблюдать, чтобы якорь точно вошел в клюз в правильном положении и на нем не было посторонних предметов (камней, тросов и прочего возможного мусора). Если что-то идет не так, сразу докладываю на мостик.

О важном. Сколько получают моряки дальнего плавания?

В отношении представителей этой профессии трудно выделить какую-то статистику по регионам, поскольку в современном глобализованном мире жить моряк может в одном городе, заключать контракт с крюинговой компании – в другом, а в рейс он уйдет даже не под российским флагом, а под флагом другой страны. И при этом судовладельцем может быть какая-нибудь транснациональная корпорация.

Что касается работы на иностранных судовладельцев, то здесь большинство зарплат номинируется в долларах, поэтому целесообразно привести именно такие цифры. Так, кадет в среднем получает порядка 500 долларов в месяц. Это самый низкий уровень зарплаты, столько платят морякам без диплома и пока без опыта работы. Мотористы получают уже более высокие зарплаты – до 900 долларов в месяц зарабатывает моторист 2-го класса и до 1600 долларов 1-го класса.

Другие профессии: Зарплата адвокатов разных сфер

На пассажирских судах есть также должности уборщиков и стюардов, которые получают столько же – до 1000 долларов и до 1800 долларов соответственно.

Средняя зарплата электрика составляет до 1800 долларов в месяц. У токарей и сварщиков зарплата выше. Такие специалисты в среднем получают 2500 долларов в месяц. А вот зарплата электромеханика будет значительно выше – до 6700 долларов. Вообще члены машинной команды зарабатывают больше, чем члены палубной команды (если брать только рядовой состав).

А вот у среднего командного состава зарплаты будут примерно одинаковыми. Например, третий механик получает 3500 долларов, и третий помощник капитана – до 3200 долларов. Зарплата второго механика – до 8000 долларов, и примерно столько же получает второй помощник капитана, выполняющий обязанности штурмана. Зарплата старшего механика составляет до 11 тысяч долларов.

И больше всего получает капитан – до 15 тысяч долларов. Но на нем и ответственность лежит большая.

Кому подходит

В перечень профессиональных и человеческих качеств, которые практически всегда упоминаются как обязательные для матроса, входят

  • физическое здоровье. Сила и здоровье необходимы, поскольку основная масса работы связана с физическим трудом;
  • психологическая устойчивость и коммуникабельность. Вся походная жизнь матроса проходит в замкнутом пространстве, в локальном коллективе, в котором нужно уметь поддерживать отношения;
  • дисциплинированность и исполнительность, позволяющая чётко выполнять команды высших чинов;
  • знание терминологии и команд;
  • умение плавать, вестибулярная устойчивость, отсутствие страха высоты.

Юноша, планирующий стать матросом, должен быть готов к жизни в походных условиях, в каюте на несколько человек, стойко переносить физические и психологические испытания.

«Я ощущала недружелюбное отношение к себе из-за того, что я слабее»

В лицо мне никто не говорил свои недовольства. Но до меня доходили сплетни, и в целом я ощущала недружелюбное отношение к себе — я была девушка, я была слабее и команде приходилось выполнять за меня часть работы. Был один случай, когда эту неприязнь я ощутила особенно остро. 

Когда мы возвращались из Египта, в мою вахту сломался авторулевой  —  прибор, который держит курс. Старший помощник забрал меня с палубы и поставил на мостик, в то время как другие матросы остались на палубе. Получилось, что я на мостике кручу баранку, попиваю чай, а остальные матросы впахивают под палящим солнцем. Из-за этого они на меня взъелись — со мной почти не разговаривали, только по рабочим моментам. 

Следующий контракт мы работали уже с мужем, он тоже был матросом. То, что я физически не тянула, он брал на себя. Тогда и рейсы были хорошие — мы часто бывали за границей. 

Annykos / Shut­ter­stock / Burn­ing Hut

Кому подходит

В перечень профессиональных и человеческих качеств, которые практически всегда упоминаются как обязательные для матроса, входят

  • физическое здоровье. Сила и здоровье необходимы, поскольку основная масса работы связана с физическим трудом;
  • психологическая устойчивость и коммуникабельность. Вся походная жизнь матроса проходит в замкнутом пространстве, в локальном коллективе, в котором нужно уметь поддерживать отношения;
  • дисциплинированность и исполнительность, позволяющая чётко выполнять команды высших чинов;
  • знание терминологии и команд;
  • умение плавать, вестибулярная устойчивость, отсутствие страха высоты.

Юноша, планирующий стать матросом, должен быть готов к жизни в походных условиях, в каюте на несколько человек, стойко переносить физические и психологические испытания.

Вакансии матросов на рынке труда, как устроиться матросом на судно

Не стоит говорить, что вариантов трудоустройства для матросов существует великое множество. Можно устроиться на круизный лайнер, можно на речное судно на период летней навигации. Можно работать на прибрежных рыболовецких траулерах в территориальных водах страны. Зарплата при этом колеблется от 45 до 120 тысяч рублей — на основании данных интернет-сервисов по поиску работы.

Однако наиболее престижным и высокооплачиваемым вариантом для матросов считаются международные рейсы. Здесь за выход в море, как правило, платят в иностранной валюте, подсчитать месячный оклад матроса при этом довольно сложно.

Кто такой судоводитель?

Судоводитель – представитель командного состава судна, один из помощников капитана. Он умеет не только управлять суднами различного типа, но и при необходимости осуществлять командование экипажем.

История мореходства насчитывает, по мнению многих ученых, около 50-60 тысяч лет – одним из доказательств этой теории является генетическое сходство между австралийскими аборигенами и коренными жителями африканского континента. Преодоление водной части планеты и переселение на другие материки, которые стали поворотным моментом в истории развития цивилизации, во многом зависело от первых мореплавателей.

Скорее всего, они управляли самыми примитивными средствами передвижения по воде – плотами. Но и этот «корабль» нужно было вести по морю, используя течение, ветер, ориентируясь по звездам. То есть, древние люди были знакомы с главными принципами судовождения. Надо заметить, что такие рискованные морские путешествия требовали немалой отваги.

Также будущим мореплавателям очень пригодятся способности к изучению математических и естественных наук. Юношам, которые мечтают о кругосветных круизах на туристических лайнерах, кроме специальных предметов, со школьной скамьи следует заняться серьезной филологической подготовкой, так как без знания языков попасть на такие направления судоходства проблематично.

Кроме пассажирских перевозок, морские и речные судна задействованы в грузоперевозках. А промышленная ловля рыбы без этого вида транспорта просто невозможна. Специфика работы на таких суднах отличается прозаичностью и даже суровыми буднями, но именно в этих отраслях профессия судоводителя более востребована.

Судоводитель, являясь одним из троих помощников капитана, управляет судном, отвечает за сохранность грузов, руководит экипажем. Кроме стояния на вахте за штурвалом, он ведет бортовые журналы. На транспортных и рыболовецких судах он отвечает за погрузку и разгрузку, ведет отчетную документацию.

«Условия были очень тяжёлыми»

Сообщения о жестоком обращении с нанятыми рыбаками стали появляться в соцсетях в конце июля этого года. Так, паблик dps.control передаёт, что моряки на «Святом Владимире» и «Багратионе» не первый год страдают от так называемых надзирателей — старшего комсостава судов. В частности, у нанятых матросов отбирают телефоны, чтобы они не могли пожаловаться на условия работы.

«Мыться на судне можно только раз в десять дней исключительно холодной водой. Когда наш подписчик забирал с корабля рыбу, мужчины чуть ли не со слезами на глазах просили его забрать их оттуда», — говорится в сообщении портала.

«Муж нашёл объявление о том, что на корабль требуются рыбообработчики. Позвонил в компанию, приехал в офис, ему сказали, что рейс начнётся уже на следующий день — это было 9 июня прошлого года. От мужа потребовали только паспорт, ни медкомиссию, ни каких-либо других обследований или собеседований он не проходил», — рассказывает собеседница RT.

Дарья вспоминает, что без труда нашла в сети плохие отзывы о самой компании и условиях труда и поделилась опасениями с мужем, однако её супруг решил рискнуть и согласился на работу.

«Во время рейса мы созванивались примерно раз в месяц: чаще всего я звонила в офис компании, просила срочно соединить меня с мужем. Сам он на связь выходил редко: почти сразу у них забрали телефоны, якобы чтобы не отвлекались от работы. Только после окончания рейса муж рассказал, что условия были очень тяжёлыми: практически всех матросов били «безопасники», — говорит Дарья.

Александр решил забыть об этом опыте «как о страшном сне», и не стал обращаться ни в полицию, ни в профсоюз моряков. Тем более, по словам Дарьи, компания не обманула её мужа и выплатила обещанные по договору деньги: каждый месяц на карту начислялись 30 тыс. рублей, два раза приходили выплаты по 15 тыс. рублей, а также комиссия за личную выработку рыбообработчика — 70 тыс. рублей. После рейса на «Святом Владимире» Александр больше не работает в море.

Какие есть специализации

Не бывает «просто моряков». Есть много профессий, востребованных судовладельцами. Морские суда используются также многими отраслями. Сжиженный газ перевозят на газовозах. Опасные химические грузы – на химовозах. Автомобили – на автомобилевозах, а на морских паромах – иногда целые составы поездов. Животных – на овцевозах. Есть рыболовецкие суда. Есть грузы, которые можно комбинировать – с этой целью существуют суда для генеральных грузов. Сыпучие грузы (зерно, уголь, руду) перевозят на балкерах, скоропортящиеся (фрукты, мясо, рыбу) – на рефрижераторах, жидкие (нефть, воду, вино) – на танкерах, контейнеры – на контейнеровозах.

Наконец, на пассажирских судах перевозят пассажиров – например, туристов.

Значит ли всё это, что на борту должны быть то химики, то инженеры автомобильного транспорта, то биологи, то гиды?

Капитан возглавляет экипаж и палубную службу, куда входят офицеры – старший, второй, третий, четвертый помощники капитана, а также рядовой состав – боцман, матросы, повара и официанты. На некоторых судах есть радиооператоры и врачи. На пассажирских судах работают множество дополнительных специалистов. Экипаж пассажирского судна может достигать полторы тысячи человек.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы – занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Машинную службу возглавляет старший механик, которому подчиняются офицеры – второй, третий, четвертый, системный механики, электромеханик, рефрижераторный механик, а также рядовой состав – мотористы, уборщики, сварщики, токари.

Машинная команда поддерживает в работоспособном состоянии весь комплекс механизмов машинного отделения. Морские инженеры имеют дело с разнообразными механизмами и системами различного назначения. На судах используются практически все существующие типы двигателей и даже ядерные реакторы. Каждый год появляются новые и новые технические решения в сфере судовых энергетических установок. Кстати, уникальные знания и опыт морских инженеров могут быть востребованы в иных областях промышленности.

«Я захотела воплотить мечту своего папы»

В подростковом возрасте я стала задумываться, кем хочу быть. Представляла себя психологом, уже выбрала университет для поступления. Но у моих родителей были другие планы.  Когда я рассказала им, что хочу поступить на факультет психологии, папа ответил: «Ничего подобного, ты туда не пойдёшь».

Вместо психологии он предложил мне пойти учиться в Ейский Морской Рыбопромышленный Техникум. Сначала думал отправить меня на радиста, но его знакомый подсказал, что радисты уже не актуальны, ведь есть спутниковые системы, новые технологии. Этот же знакомый подсказал вариант с судовождением. Так я подала документы на факультет судовождения.

Отец в своё время тоже хотел стать моряком. Это было начало нулевых, тогда у него был выбор: работать в милиции и иметь постоянный доход или стать моряком и лишиться стабильности. Он предпочёл остаться в милиции, а мечта стать моряком осталась нереализованной. Эта цель передалась мне — я захотела воплотить мечту своего папы.

Тогда я ещё не представляла, что это за профессия. Думала, что буду ходить по морям, смотреть новые страны, зарабатывать деньги. Перспективы казались неплохими, поэтому поступала я не принудительно, а почти по собственной воле.

На берегу

Современные суда и транспортные системы проектируются так, чтобы сократить до минимума простои дорогостоящих судов в портах. Например, танкер любого размера должен выгружаться не долее, чем за 12 часов. Стоянка контейнеровоза в порту – считанные часы. Тенденция такова, что экипажу всё труднее получить возможность выхода на берег для отдыха.

Но и на берегу моряка подстерегает множество опасностей. Как правило, он ступает на твердую землю после окончания рабочего дня – в вечернее и ночное время. В это время припортовые районы кишат любителями легкой наживы. Местная полиция, даже если и появляется, обычно не защищает интересы иностранца, а скорее, и сама не откажется поучаствовать в процессе приобретения материальных ценностей.

В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей – даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара – это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.

Значительная часть территории планеты располагается в тропической зоне, где моряка подстерегают непривычные болезни – хотя бы та же малярия. Местные бактерии не оказывают такого влияния на жителей страны, как на ее гостей.

А что с родным берегом?

Психология человека, годами бороздившего океаны, меняется. Исчезает тоска по дому, мир становится настолько знакомым, что пропадает понятие привязанности к определенной местности. Человек начинает считать, что вправе выбрать для проживания любую страну. Многие так и поступают в силу каких-то личных обстоятельств – обзаводятся семьями и живут в разных уголках нашей прекрасной планеты. Тем более что дома их порой уже не ждут: не секрет, что не все способны долго ждать моряков.

Береговым знакомым и даже родственникам бывает трудно понять того, кто живет в море. Возвращаясь на родину, скиталец каждый раз попадает в новый для него мир, к которому нужно заново адаптироваться. Ему трудно приспособиться к уже чужому для него, забытому ритму береговой жизни. Результатом бывает одиночество: те, кто могут понять моряка, в основном, тоже моряки, а моряки, как водится – в море. Порой друзья не могут встретиться годами.

И всё же даже в промежутках между рейсами моряк продолжает жить морем. Он скучает по океанскому простору, лазурной воде, свежему ветру, новым странам. По ясному установленному укладу жизни, в которой каждый полезен и необходим.

Автор статьи: Валентин Фомин

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия моряк подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector