Легко и быстро готовимся к занятию

Чем занимается логопед

Должностные обязанности логопеда заключаются в выявлении и коррекции речевых нарушений, которые связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями. Неправильно думать, что логопед занимается только постановкой правильного произношения отдельных звуков, ведь это только лишь часть работы специалиста.

Отвечая на вопрос – чем занимается логопед с детьми, необходимо отметить тот перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста:

  • выявление нарушений речи;
  • определение точных причин, которые привели к возникновению речевого дефекта;
  • разработка способов коррекции, подходящих для конкретного случая;
  • проведение логопедической работы с детьми;
  • оценка эффективности проводимой коррекции;
  • наблюдение за состоянием ребенка в динамике;
  • работа со специальной документацией.

Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга.

Причинами речевых дефектов могут быть:

  • Патологии внутриутробного развития – инфекции, травмы плода, различные интоксикации, конфликт резус-фактора.
  • Врожденные аномалии развития.
  • Органические поражения ЦНС – менингит, энцефалит и т.д.
  • Психологические травмы.
  • Педагогическая запущенность – если родители не будут должны образом заниматься развитием ребенка, общаться с ним, то это чревато возникновением дефектов речи.
  • Проблемы со слухом – ребенок не слышит или плохо слышит речь окружающих, поэтому он не может правильно воспроизводить звуки.

Чем занимается логопед в детском саду?

Педагог-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста в группе заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).

Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь.

Чем занимается логопед в школе?

Работа логопеда в школе связана с коррекцией нарушений чтения и письма, а также предупреждением этих нарушений.

В общеобразовательном учреждении организуется логопедический пункт. Часто он является единственным сразу на несколько учебных учреждений, расположенных рядом. В целом, работа выглядит следующим образом:

  • Проводится диагностика устной речи у первоклассников. У учащихся 2-4 классов проверяется сформированность письменной речи.
  • С учениками 1 классов работа ведется особенно внимательно. Проводится беседа с детьми, в ходе которой отбираются те ученики, у которых есть проблемы.
  • Из числа детей, имеющих проблемы, отбираются те, кому в первую очередь необходимы коррекционные занятия. На этом этапе уже подключаются родители детей, проводится беседа с ними.
  • Коррекционные занятия в первую очередь проводятся с теми детьми, чьи нарушения устной и письменной речи мешают усваивать школьный материал.

Логопед в школе:

  • проводит выявление нарушения речевого развития у учеников;
  • проводит коррекцию нарушения устной и письменной речи, чтобы ребенок мог лучше усваивать школьный материал;
  • проводит мероприятия, целью которых является предупреждение речевых нарушений у учеников;
  • проводит тематические занятия для преподавателей и родителей, которые помогают лучше понимать проблематику и эффективнее работать с детьми, имеющими дефекты речи.

Качества, которыми должен обладать специалист

Как и любой врач, логопед обязан разбираться хотя бы в азах психологии, так как часто причиной дефектов речи являются самые разнообразные комплексы. Нередко им приходится сталкиваться с пациентами, которые проявляют агрессию или находятся в депрессивном состоянии. Поэтому логопеду просто как воздух необходимо иметь выдержку, терпение и самообладание.

Понадобятся в процессе работы и такие свойства характера как:

коммуникабельность

Логопеду нужно будет находить общий язык с маленькими и большими пациентами, чего без умения общаться достичь будет крайне затруднительно;
наблюдательность и обостренное внимание. Эти качества потребуются, чтобы поставить верный диагноз и выбрать грамотную, подходящую конкретному клиенту, тактику лечения;
умение убеждать

Зачастую при лечении от пациента требуется приложение многих сил и стараний, а чтобы простимулировать его, логопед обязан быть убедительным;
настойчивость. Если логопед видит, что его подопечный не справляется с заданиями или не верит в свои силы, ему нужно проявлять терпение и выдержку, направляя усилия пациента в нужное русло.

Такт, толерантность, дипломатичность, устойчивость к стрессам, умение обходить острые углы при общении с пациентами — это также очень важные черты, которые должны быть присущи логопеду. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе работы. Также понадобится такое качество, как уверенность в своих силах.

Однако даже присутствие всех упомянутых выше личностных характеристик могут быть бесполезными, если у специалиста нет соответствующего опыта. А это значит, что он обязан постоянно развиваться — как лечащий врач и как разносторонне развитой человек.

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами, заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.

Классификация патологий речевых способностей

В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:

  1. Клинико-педагогическая.
  2. Психолого-педагогическая.

Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.

Клинико-педагогическая классификация

Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:

  1. Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
  • дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
  • ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
  • дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
  • дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
  • заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • брадилалия (темп речи слишком медленный);
  • тахилалия (ускоренный темп речи);
  • Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
  • алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
  • афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.

2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:

  • дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
  • дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.

Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:

Психолого-педагогическая классификация

В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.

  1. Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
  • фонетико-фонологическое;
  • общее нарушение речи.

2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)

  • заикание;
  • патологии без судорог.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.

Когда нужно обращаться к логопеду

Консультация логопеда необходима, если у ребенка:

  • недоразвита речь (наблюдается использование только лепетных слов, однословных предложений, ограничение словарного запаса, трудности в построении сложных предложений и т.д.);
  • утрачены речевые навыки;
  • присутствует заикание;
  • наблюдается неправильное произношение слов;
  • построение предложений происходит некорректно (дети неправильно употребляют формы падежей, не согласовывают части речи и т.д.);
  • отсутствует умение пересказать текст или составить связный рассказ;
  • возникают проблемы при чтении или письме (наблюдается перестановка или пропуск букв, зеркальное письмо и др.);
  • присутствуют нарушения речи, связанные с патологиями зрения, слуха или органов речи;
  • нарушены речевые навыки после травмы или хирургического вмешательства в области носоглотки.

При наличии речевых нарушений к детскому логопеду рекомендуется обращаться с детьми младшего возраста (с 3-х лет), так как неправильное произношение с возрастом закрепляется и его труднее устранить.

Посещение логопеда-дефектолога рекомендуется детям, у которых:

  • в возрасте 7-8 месяцев отсутствует реакция на обращенную к ним речь;
  • в годовалом возрасте отсутствует произнесение коротких слов («дай» и др.);
  • отсутствует речь или умение говорить короткими предложениями в 2,5 года;
  • присутствуют проблемы с мимикой, глотанием;
  • слова в процессе речи сокращаются до слогов;
  • присутствует нарушение памяти или концентрации внимания;
  • учащен или замедлен темп речи;
  • наблюдается быстрый переход от агрессии к апатии.

При необходимости можно обращаться к специалисту и с ребенком младше 2-х лет.

Взрослому рекомендуется консультация логопеда при:

  • функциональных или органических нарушениях голоса;
  • наличии заикания;
  • неправильном произношении звуков;
  • афазии.

Обучение

Размышляя о том, как выучиться на учителя-логопеда, некоторые выпускники школ ошибочно предполагают, что достаточно всего лишь закончить определенные курсы. Но нужно понимать, что их окончание не даст вам права заниматься педагогической работой с официальным трудоустройством. Дело в том, что профильные курсы – это всего лишь программа переподготовки тех лиц, которые уже имеют базовое высшее медицинское или педагогическое образование. Чтобы стать настоящим специалистом в области логопедии, вам необходимо окончить высшее учебное заведение (ВУЗ), где имеется факультет дефектологии или кафедра логопедии.

Чтобы учиться в профильном ВУЗе, необходимо готовиться заранее, углубленно изучая предметы, которые нужно сдавать после 11 класса:

  • биологию;
  • русский язык;
  • обществознание;
  • литературу или математику (зависит от требований ВУЗа).

Основными предметами для поступления в ВУЗ будут биология и русский язык, именно они определяют то количество баллов, которые по результатам экзамена будут учтены для прохождения абитуриента на бюджетную форму обучения. Причем перечень предметов может быть изменен или дополнен в зависимости от требований того высшего учебного заведения, в котором бы вы хотели обучаться. Поэтому ознакомиться с требованиями ВУЗа к абитуриенту лучше всего заблаговременно.

Однако, помимо экзаменов, вам придется получить еще и медицинскую справку от логопеда о том, что вы сами не страдаете нарушениями функций речи. Кроме того, многие ВУЗы проводят собеседования с абитуриентами для того, чтобы выявить их способность к обучению на выбранном факультете. Это своего рода тест и к нему необходимо подготовиться заранее, тщательно продумав свою устную речь в виде краткого выступления.

Лучшими профильными российскими ВУЗами, которые можно окончить в качестве базового образования, являются:

  • Институт специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга;
  • Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
  • Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова;
  • Московский психолого-социальный университет;
  • Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет;
  • Нижегородский государственный педагогический институт имени К. Минина;
  • Ярославский государственный педагогический институт имени К. Д. Ушинского.

Окончание ВУЗа и профильных курсов повышения квалификации в области дефектологии не означает того, что ваше дальнейшее повышение уровня знаний на этом должно остановиться. Напротив, учитель-логопед для оказания качественной помощи своим ученикам должен постоянно изучать новые и совершенствующиеся методики, разрабатываемые для коррекционной работы с дефектами речи.

Логопед это врач или педагог. Логопед — это врач или учитель?

Образовательные вебинарыдля педагогов

Сертификат выдается сразу после прохожденияЛицензия на образовательную деятельность – №0001058

4 вебинара

3 вебинара&nbsp

(эксперт сообщества)

Если у логопеда педагогическое образование, то — педагог. Если медицинское образование — врач….::smile3::

Врачом на курсах переподготовки не стать. Для этого недостаточно прослушать несколькочасовой курс. Вот дефектолог — это другое дело! Это и врач, и учитель. Естественно, в идеале. Бездарностей, посторонних, бездушных людей среди представителей любых профессий полно. Если логопед (с любым уровнем подготовленности) справляется со своими обязанностями, честь ему и хвала! Многие и без дефектологического образования добиваются многого. Особенно когда относятся к детям и своей работе с душой. Как и положено УЧИТЕЛЮ. Вот и ответ. Не каждый логопед — учитель. А только тот, кто учитель по сути.

(эксперт сообщества)

Есть такое постановление.ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 августа 2013 г. N 678ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙРУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙВ нём чётко прописано, что в образовательных организациях есть должность УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, а наименование должности «ЛОГОПЕД» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.Логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). В каждой детской поликлинике должен быть кабинет логопеда.Итак, в школе учитель-логопед, а в в сфере здравоохранения -логопед.Но образование у них педагогическое.

(эксперт сообщества)

Есть логопед врач, который обследует детей, выявляет причины нарушения речи и ставит правильный диагноз, пишет рекомендации по устранению дефекта, прописывает медикаментозное лечение, если это необходимо, а учитель -логопед корректирует развивающими занятиями речь, опирается на рекомендации логопеда врача.

(эксперт сообщества)

А почему вдруг возник такой вопрос? Всегда было так- в поликлинике врач, а в образовательных организациях -учитель, как сказали выше. Я думаю, что врач-логопед без медицинского образования не должен работать в мед.учреждении. Есть специфика.

(эксперт сообщества)

Здравствуйте, Анна Юрьевна! Смотря с какой стороны посмотреть. Если логопед имеет медицинское образование и работает в этой области, то возможно, что и врач. Мы с сыном у такого специалиста наблюдались. Ну, а так это в основном учитель, особенно если еще прошел профессиональную переподготовку. Так что все зависит от ситуации.

Лучшие вузы для обучения

Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
  • Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».

В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:

  • Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
  • Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.
  • Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.

Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша

На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.

Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.

Нормы:

  1. от 10 месяцев – речь ребенка переходит от лепета к осознанным словам;
  2. от 10 до 24 месяцев – малыш начинает употреблять фразы и речевые конструкции;
  3. до 5 лет – ребенок начинает изучать систему родного языка – овладевает речевым строем, словарем, грамотным произношением.

👉Плюсы и минусы работы логопеда

Профессия логопеда становится всё более социально востребованной, потому что чистая, правильная речь — важное условие успешной деятельности человека во многих сферах жизни

Плюсы

К преимуществам работы данного специалиста относятся:

  • получение удовлетворения от своей деятельности, так как она полезна людям и важна для общества;
  • возможность развиваться как специалисту, изучать и применять новые методы лечения, посещать научные конференции;
  • небольшая длительность рабочего дня — всего 4 часа;
  • возможность вести частную практику и иметь высокий доход;
  • отпуск, который длится большую часть лета.

Минусы

К недостаткам работы логопеда можно отнести:

  • необходимость составлять отчётную документацию в нерабочее время, без прибавки к зарплате;
  • опасность разочарования из-за случаев отсутствия результата от проделанной работы;
  • необходимость проявлять особое терпение при работе с некоторыми пациентами;
  • высокую эмоциональную нагрузку, неизбежную при работе с людьми.

Преимущества и недостатки профессии логопед

Специалист, который обожает собственное дело, всегда будет греть мысль о том, что он приносит пользу — и не малую — обществу. Это, вероятно, главное преимущество профессии, так как в денежном отношении логопед мало что сможет выиграть: средняя его зарплата не превышает 20 000 рублей. Конечно, если он вознамерится отрыть свой центр, его доход существенно повысится, но на это мало кто решается.

И что за профессия, в которой нет положительных и отрицательных сторон? Википедия подробно освещает плюсы и минусы этой профессии.

Так, недостатки состоят в следующем:

  • огромной количество бумажной работы: все результаты и достижения пациентов приходится фиксировать письменно, что отнимает много времени;
  • затрата психических и физических сил, так как пациенты требуют индивидуального подхода, и далеко не каждый сможет выдержать общение с не вполне адекватными клиентами;
  • не самая роскошная зарплата. Логопед — профессия, в которой не предусмотрены надбавки и премии.

Логопед кто это? Прежде всего, энтузиаст, который стремится сделать мир лучше и проще. Ведь чем грамотнее человек говорит, тем его быстрее понимают. Обучение на логопеда можно пройти в одном из государственных университетов.

На этом у нас все. Мы надеемся, что после прочтения этой статьи вам стало понятно, чем занимается логопед и вы смогли определиться с выбором своей будущей профессии.

Spread the love

Общие сведения

Логопедия – это раздел специальной педагогики, который занимается изучением нарушений речи, развивающихся при нормальном слухе, а также изучением проявлений, природы и механизмов этих нарушений и методов их коррекции.

Изначально дефекты речи при нормальном слухе изучались в рамках сурдопедагогики, но во второй половине XIX в. логопедия выделилась в отдельную науку. До 30-х годов ХХ в. недостатки речи рассматривались как дефекты речедвигательной мускулатуры, в связи с чем логопедия занималась разработкой приемов, позволяющих преодолеть двигательные трудности артикулирования.

В современной логопедии речь рассматривается как многофункциональное системное образование, которое оказывает влияние на развитие психики. Эта научная дисциплина пользуется общими принципами дефектологии и тесно взаимодействует с языкознанием, физиологией и психологией.

Общепринятая классификация расстройств речи до сих пор не разработана, поскольку речевые функции, восприятие и понимание речи выполняют органы и системы, изначально отвечающие за другие физиологические функции. В связи с отсутствием предназначенных именно для речи органов лечением расстройств речи занимаются смежные дисциплины.

Логопед – это специалист с высшим педагогическим образованием, окончивший педагогический институт по специальности «Логопедия».

Поскольку сфера деятельности логопеда расположена на стыке медицины и педагогики, этот специалист должен:

  • обладать профессиональными знаниями в области анатомии и физиологии, знать основы высшей нервной деятельности;
  • понимать аспекты артикуляции и образования звуков, знать закономерности фонетических процессов;
  • обладать знаниями в области детской психологии;
  • владеть методами педагогики и методиками коррекции речевых нарушений;
  • обладать терпеливостью, эмпатией и доброжелательностью по отношению к пациентам;
  • отличаться внимательностью, наблюдательностью и умением сохранять хладнокровность в нестандартных ситуациях.

Кроме того, логопед должен владеть навыками работы со слабослышащими и умственно ограниченными пациентами.

Поскольку речевые нарушения часто связаны с психическими проблемами, логопед работает в тесном взаимодействии с психологом, а в некоторых случаях – с неврологом и дефектологом.

Когда следует идти к логопеду?

Существуют различия в причинах обращения к логопедам взрослых людей и детей. Главное несоответствие заключается в том, что у ребенка речь активно развивается с формированием навыков дикции, чтения, произношения и так далее. У взрослого речь уже сформирована, а потому бороться с патологиями гораздо сложнее.

В каких случаях к логопеду обращаются родители с детьми?

У ребенка при помощи логопеда можно устранить следующие проявления речевых дефектов:

  • неправильное произношение букв или звуковых сочетаний (причиной проблемы может быть укороченная уздечка языка, но иногда этиология кроется в недоразвитии речевого аппарата);
  • задержка речи или ее отсутствие (уже в несколько месяцев отроду малыш должен издавать единичные звуки, а к году выговаривать несколько слов);
  • нарушения скорости произношения звуков или их проглатывание (чаще всего требуется помощь ЛОР-врача);
  • восстановление после оперативных вмешательств, задевающих структуры речевого аппарата (реабилитация мышц и приучение к их правильному использованию);
  • установление диагноза детского церебрального паралича (обязательно логопед занимается постановкой речи, иначе она будет отсутствовать или станет полностью непонятной).

Когда к логопеду обращаться взрослому?

У взрослых людей приобретенные дефекты речи исправить очень тяжело, особенно если они существуют еще с детского возраста. Делать это у логопеда не всегда получается, но добиться определенного улучшения все равно можно. Идти к врачу рекомендуется в следующих ситуациях:

  • реабилитация после перенесенного инсульта, когда задеваются отделы коры, отвечающие за речь, и наступает парез (либо паралич) мышц гортани или мимической мускулатуры (разрабатывается специальный комплекс упражнений, позволяющий добиться некоторых улучшений);
  • появление речевых дефектов, связанных с перенесенными психическими патологиями (часто требуется помощь психотерапевта или психиатра);
  • реабилитация после удаления гортани или голосовых связок (обучение пациента использовать пищевую щель и другие конструкции для получения определенных звуков).

Некоторые люди обращаются к логопеду для совершенствования дикции, так как желают получить работу, связанную с ораторскими навыками. Следует отметить, что коррекция дефектов младенческого возраста в большинстве случаев невозможна в той мере, которая требуется пациенту. 

Однако улучшение дикции без серьезных дефектов произношения или устранение речевых ошибок является вполне выполнимой для логопеда задачей.

Лечение

Логопед-дефектолог корректирует недостатки при помощи специально подобранных упражнений, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к обучению и адаптации.

Составленные специалистом упражнения помогают развить память и внимание, способность концентрироваться на задании. Занятия, которые обычно длятся около 30 минут, проходят в непринужденной игровой атмосфере

В процессе работы развивается моторика, ставится звук, правильное дыхание и т.д

Занятия, которые обычно длятся около 30 минут, проходят в непринужденной игровой атмосфере. В процессе работы развивается моторика, ставится звук, правильное дыхание и т.д.

Поскольку эффективная компенсация дефекта возможна только при регулярных занятиях, врач также демонстрирует и объясняет родителям приемы обучения ребенка для работы на дому.

Что входит в область знаний дефектолога

Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.

Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.

Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.

Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.

Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта

Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии

После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.

В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.

Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector