Критерии оценивания егэ по истории 2021

Содержание:

Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?

Исторические источники

Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12-13, 16. 

Таблицы на сопоставление

Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.

Новинкой 2022 года стало задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.

Установление причинно-следственных связей

С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое отсылает нас к критерию К3 (причинно-следственные связи) из исторического сочинения. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов.

Задание на терминологию

С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.

Задание на аргументацию

Задание 19 помимо своей сложной структуры отныне включает в себя элементы всеобщей истории.

Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.

Первое и самое масштабное изменение

Увеличилось количество баллов за задание на аргументы. Теперь за полностью правильное выполнение № 24 (два верных аргумента «за» и два аргумента «против») можно получить пять первичных баллов (ранее 4 балла).

Поэтому на данный момент разбалловка за это задание выглядит следующим образом:

— два аргумента «за» и два «против» — 5 баллов (ранее 4 балла);

— два аргумента «за» и один «против» или наоборот – 4 балла (ранее 3 балла);

— один аргумент «за» и один аргумент «против» — 3 балла (ранее 2 балла);

— два аргумента «за» или два аргумента «против» — 2 балла (ранее 1 балл);

— один аргумент «за» или «против» — 1 балл (ранее 0 баллов).

К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

1 балл

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

0 баллов

Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

Изменения 2022 года

Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ с 2022 до 2024 года. Внедрение обновленных заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но стартует очередная реформа ИГА уже летом 2022.

Первая важная новость – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории в 2022 году сократили с 3 часов 55 минут до 3 часов, сообщили в Рособрнадзоре. Также в экзаменационную работу включили новые модели заданий на применение предметных навыков.

Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания

  • на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.);
  • на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.);
  • задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.

  • Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
  • Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
  • Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
  • Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
  • В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
  • Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).

В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).

Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.

Так, в 2022 году ЕГЭ по истории не станет проще, ведь хоть из КИМов исключили историческое сочинение, но добавили новое задание на установление причинно-следственных связей, а задание с кратким ответом, посвященное Великой Отечественной войне, заменили заданием с развернутым ответом, предполагающим работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.

Теперь давайте рассмотрим изменения, которые произошли в ЕГЭ по истории 2022 года более подробно.

К6 Форма изложения — 1 балл

(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)

0 баллов

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

(автор сочинения — Ирина Айтуганова)

Что нужно уметь

Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу

Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.

Анализировать чужой текст*. Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию.*В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста

Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.

Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.

Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.

Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.

Как избежать типичных ошибок

В задании 24

Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании. В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике. Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.


Пример задания 24 из демоварианта 2019 года

В задании 25

При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях. Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий

Здесь важно напомнить, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер. К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою»

Примеры конкретных действий:

«И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;

«Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;

«Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;

«Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».

Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» — не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.


Фрагмент задания 25 из демоварианта 2019 года

Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его. Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.

Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности

Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».

Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой. Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй». Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.

Что нужно учить?

Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой эпохе равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.

Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.

Всеобщая история

Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 19 заданиях. Для решения задания из первой части нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в , их чуть больше сотни (114 штук).

Более глубокие знания потребуются вам в задании 19, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись

Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком

Культура

В заданиях 7, 14 и 15 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов. 

Картографический блок

В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими

Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие

В заданиях 8-11 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, а с 2022 года вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. 

Великая Отечественная война

Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной войны. Отныне ей посвящено отдельное задание 16 из второй части экзамена (два текста + три вопроса по ним). А еще в КИМах она может всплыть несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление. 

Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР. 

История современной России

Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов «лихие 90-е» и 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.

Как устроен экзамен

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

Первая часть

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Вторая часть

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.

О плюсах и минусах планируемых изменений

Положительные моменты

1. Исчез довольно-таки бесполезный, по сути, критерий «использование исторической терминологии» в историческом сочинении. Ведь трудно представить, как вообще можно написать исторический текст без употребления тех или иных научных понятий.

Т.о. меньше становится баллов, которые получались выпускниками практически «автоматом».

2

Уточнена достаточно спорная ситуация с существовавшей у некоторых исторических деятелей разницей между временем «отхода от дел» и временем смерти, что было важно для выполнения К4 (см. выше пример с Н.С

Хрущёвым). Это облегчает выполнение задания в целом и повышает шансы участников экзамена на его успешное написание.

3. Самое сложное, на мой, и думаю не только на мой взгляд, задание в ЕГЭ по истории – на аргументацию (№ 24), стало более лояльным к выпускникам. Теперь даже за один правильный аргумент в любую сторону («за» или «против») можно получить хотя бы 1 балл. Это, безусловно, увеличивает шансы школьников на более высокие результаты экзамена.

4. То же самое (о большей лояльности к участникам ЕГЭ) можно сказать и по поводу уменьшения до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 (отсутствие ошибок) и К6 (связность текста).

Отрицательные моменты

1. Увеличение баллов за задание на аргументацию, которое школьники обычно выполняют даже хуже, чем пишут историческое сочинение, точно никак не повлияет на улучшения качества выполнения задания № 24. Очевидно, что некоторые выпускники, рассчитывая теперь даже за откровенно слабые аргументы всё равно получить хотя бы 1-2 балла, вряд ли будут сильно напрягаться с их формулированием.

2. Ситуация с понижением до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 и К6, может в свою очередь привести к уменьшению внимания определённой части выпускников к качественному выполнению задания.

3. Уточнение критерия 4 для сочинения по историческим деятелям (возможность оценивать деятельность по последним годам жизни, а не обязательно после смерти) не снимает всех вопросов к методикам отбора исторических личностей для задания № 25.

Например, относительно М.С. Горбачёва, который закончил свою политическую деятельность в 1991 г. однако до сих пор жив, а значит, не вписывается даже в критерий с пояснением. Ведь непонятно, какие годы для него считать «последними».

Ссылка:

___

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa

Как писать новое сочинение по истории 2021

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются. 

Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:

  1. Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
  2. Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
  3. Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
  5. Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.

Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:

  1. Два события в рамках этого явления.
  2. Два человека, участвующие в описываемых событиях.
  3. Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
  5. Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.

План написания исторического сочинения

Чтобы написать правильное сочинение вам нужно соблюдать следующие пункты:

  1. Сделать правильное вступление. Вступление – это характеристика выбранного вами периода с указанием дат и исторических событий, произошедших в это время.
  2. Точно и правильно расписать первое историческое событие данного периода. Также необходимо назвать причину его появления и указать историческую личность, связанную с данным событием.
  3. Раскрыть второе историческое событие данного периода с указанием причинно-следственной связи его возникновения и приведением исторической личности, оказавшей непосредственное влияние на ход событий.
  4. Оценить значимость обоих событий и всего выбранного периода для развития России того века.

Теперь мы поговорим конкретнее о каждом аспекте исторического сочинения.

Критерий 4. Оценка влияния данного события на последующую историю России

Оценка должна быть дана с указанием исторических фактов и (или) мнения историков. Здесь можно получить 1 балл. Не обязательно называть знаменитых историков, а можно указать мнение автора учебника, по которому готовился эказменуемый.

  1. Например, по мнению историка (фамилия) тот факт, что Пётр I не назначил наследника, стал причиной дворцовых переворотов, которые отрицательно сказались на экономическом состоянии и обороноспособности страны.
  2. Или: реформы Петра, безусловно, сделали Россию одной из сильнейших мировых держав, но не лучшим образом отразились на уровне жизни простого народа, в частности, ухудшили положение крестьянства. На мнение историка ссылаться необязательно! Главное привести своё мнение и обосновать его историческими фактами. На одно и то же событие и на его последствия могут быть разные точки зрения.

К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла

2 балла

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

1 балл

Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

0 баллов

Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

ИЛИ

Исторические личности названы неверно

ИЛИ

Исторические личности не названы

Сочинение

Последнее задание на ЕГЭ по истории – самое трудное, но и заработать на нем можно много, до 12 баллов включительно. Предлагается 4 исторических периода. Нужно выбрать один из них, подробно его описать и при этом соблюсти следующие условия:

  • привести примеры как минимум двух ключевых событий или процессов;
  • назвать хотя бы 2 имени и охарактеризовать роль этих деятелей в выбранном периоде;
  • указать как минимум 2 причины основных событий, происходивших в это время;
  • оценить влияние событий взятого временного отрезка на дальнейшее развитие государства, опираясь при этом на сами исторические факты и/или мнения ученых.

Применительно ко всему сочинению в целом есть еще одно требование. Экзаменуемый должен правильно использовать историческую терминологию и оперировать понятиями, которые относятся в выбранному периоду.

Для оценки 25 задания разработана целая система критериев. Все они представлены в таблице.

Код Аспект Критерии Баллы
К1 Описание происходивших событий и процессов Верно указаны 2 факта 2
Верно указан 1 факт 1
К2 Исторические личности, а также их значение Верно указаны 2 личности, объяснено их значение, упомянуты конкретные их действия, значимые для истории 2
Верно указаны 1 или 2 личности, объяснено значение лишь одной из них, упомянуты конкретные действия 1
К3 Причины и следствия Верно названы 2 причинно-следственные связи 2
Верно названа 1 причинно-следственная связь 1
К4 Оценка влияния происходивших событий на отечественную историю Оценка дана правильно, причем с опорой на факты. Опционально: указаны мнения ученых 1
К5 Использование терминов Верно использован как минимум 1 исторический термин 1
К6 Фактические ошибки (критерий используется лишь тогда, когда сумма по К1–К4 – минимум 5 баллов) Фактических ошибок нет 3
Есть 1 ошибка 2
Есть 2 ошибки 1
К7 Форма, последовательность изложения (критерий используется лишь тогда, когда сумма по К1–К4 – минимум 5 баллов) Сочинение написано связно, тезисы изложены последовательно и логически непротиворечиво 1

В заключение важный нюанс: эта статья написана по КИМ 2020 года, тогда как структура Единого экзамена периодически корректируется, а значит, уже в 2021-м наши сведения могут устареть. Не забывайте, что актуальную информацию о баллах и критериях оценивания ЕГЭ по истории всегда можно найти на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector