Критерии оценивания задания 9.2 (сочинения-рассуждения) огэ по русскому языку
Содержание:
- Задание 1. Чтение текста
- Оценивание изложения
- К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
- Письменный ОГЭ по русскому языку
- Задание 2. Пересказ прочитанного текста
- Какие задания входят в ОГЭ по русскому языку?
- Оценивание грамотности
- Правильность речи за задания 1-2
- Оценивание ОГЭ 2021 по математике
- Таблицы перевода по предметам
- Новый критерий в задании № 27
- Сочинение
- ОГЭ — 2022. Русский язык. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого и общее количество баллов.
- Критерии оценивания сочинения ЕГЭ
Задание 1. Чтение текста
Уметь читать, как и уметь писать, должен каждый грамотный человек. Как вы справляетесь с первым навыком, проверяет первое задание итогового собеседования. Чтение текста оценивается по двум критериям и за него можно набрать максимум 2 балла:
Интонационное оформление текста
Если во время чтения выпускник соблюдает все необходимые интонационные нормы в соответствии с пунктуационным оформлением, то выставляется 1 балл.
Если же при чтении текста интонация не соблюдается, то балл не засчитывается.
Темп чтения
Балл выставляется в том случае, если выпускник читает не очень быстро и не очень медленно. Этот балл может потерять лишь тот, кто читает, как ученик начальной школы. При несоответствии темпа чтения норме выставляется 0 баллов.
Максимальный балл за чтение — 2.
Оценивание изложения
Это задание является творческим и проверяет умение выпускников понимать и передавать своими словами содержание прослушанного два раза текста. Текст представляет собой аудиозапись продолжительностью около двух минут. Количество слов в исходном тексте обычно составляет около 150 слов с предлогами и союзами. В основном тексты представлены рассуждением на морально-нравственную тему и могут перекликаться по тематике с заданием 9.3 (сочинением). Темп чтения не быстрый, диктор говорит громко и разборчиво. Благодаря этому его содержание запомнить не так сложно
Главное, на что нужно обратить внимание перед прослушиванием, это общий смысл текста, его тема. Предлагаем рассмотреть критерии оценки 1 задания
Критерий | Баллы (максимум) | |
Содержание полученного при изложении текста | В вашем изложении должен быть передан основной смысл исходного текста. Писать нужно своими словами, не пытайтесь запомнить конкретные фразы из аудиозаписи. Ваша задача – передать суть прослушанного. | 2 |
Применение сжатия при написании изложения | Под сжатием подразумевается исключение ненужных подробностей, упрощение слишком объемных синтаксических конструкций и обобщение подробностей. В работе можно использовать как один способ, так и три. При этом упрощение, обобщение или исключение должно присутствовать в каждом абзаце работы (их всегда три). | 3 |
Смысловое оформление работы | То, что вы услышите и успеете записать на черновик, нужно собрать в логически правильный и понятный текст. При этом нужно правильно разделить свое творение на абзацы. Обычно между абзацами диктор делает более длительные паузы. При первом прослушивании их нужно определить и дальше уже строить свой текст на основе такого деления. | 2 |
ИТОГО | 7 |
К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
2 балла
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста
1 балл
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка
И/ИЛИ
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
0 баллов
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки
И/ИЛИ
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»
Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
Задание 2. Пересказ прочитанного текста
Это не простой пересказ. Во время изложения прочитанных фактов нужно обязательно сохранить основную мысль текста и включить в свою речь предложенную в задании цитату. Пересказ оценивается по пяти критериям:
Сохранение всех микротем
Не упустив никакой важной мысли во время пересказа, можно получить 2 балла. Отклонение это содержания хотя бы в одной микротеме (упущена одна важная подробность, или же добавлена одна не указанная в тексте мысль) дает 1 балл
Если же добавлены или пропущены две микротемы, то выставляется 0 баллов.
Фактологическая точность
Отсутствие в пересказе не соответствующих содержанию текста баллов принесет 1 балл. Искажение фактов приведет к потере балла по этому критерию.
Работа с цитатой
Уместное включение в пересказ приведенной цитаты оценивается в 1 балл.
Если же цитата не включена в пересказ, или упоминается выпускником неуместно, то выставляется 0 баллов.
Способы цитирования
При включении цитаты использован любой из трех способов цитирования (прямая речь, косвенная речь, вводные конструкции) — 1 балл по критерию.
Если же цитата просто озвучена в своем первоначальном виде без использования способов цитирования и указания автора цитаты – это приводит к потере балла по критерию.
Максимальный балл за пересказ — 5.
Какие задания входят в ОГЭ по русскому языку?
Здесь вам на помощь приходят документы с официального сайта ФИПИ: кодификатор, демоверсия и спецификация.
Кодификатор — это краткий перечень всех тем, которые включены в экзамен. Там перечислены 16 правил орфографии и 17 правил пунктуации, которые необходимо знать, чтобы выполнить всего лишь 2 задания из ОГЭ. К сожалению, ученик не может предугадать, про какое именно правило его спросят на экзамене, так что придётся учить всё.
Демоверсия — типовой вариант ОГЭ. Он показывает уровень экзамена и ориентировочную сложность заданий
Важно понимать, что там представлены лишь примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок. То есть решить одну лишь демоверсию – недостаточно!
Спецификация — документ, описывающий структуру экзамена и разбалловку.
Самые сложные задания
Как отмечают сами выпускники, труднее всего справиться с говорением и изложением. В этих заданиях есть ограничение по времени, а еще не все зависит от ученика. Вдруг будет плохо слышно запись? Вдруг ручка перестанет писать прямо во время выполнения задания?
Подробнее про сочинение и изложение читайте здесь. А в этом разделе мы поговорим именно о заданиях, требующих серьёзной теоретической подготовки.
Хтите выполнить это задание? Нужно отлично понимать, что может входить в состав подлежащего и сказуемого, а что нет. Ловушки: составные именные и составные глагольные сказуемые, а также неполные предложения.
Пунктуация — сложная тема, потому что многие расставляют знаки препинания интуитивно. Учите правила! Всего одна неверная цифра — и вы получите за задание 0 баллов.
Нужно знать правила орфографии и разбираться в частях речи: прилагательные, причастия (краткие и полные, действительные и страдательные…), наречия и так далее.
Метафора, эпитет, олицетворение… Чтобы справиться с этим заданием, вам нужно выучить литературные термины.
Самое пугающее в 8 задании — не понять, что от тебя хотят, и не подобрать нужное слово. Какой ЯЛИК? Что это? Спасите!
Оценивание грамотности
Грамотность является важным и во многом решающим критерием при проверке работы
Если вы претендуете на высокий балл, обязательно уделите внимание правилам грамматики и речевому оформлению работы. Критерии оценки грамотности выглядят так:
Критерий | Требования | Баллы (максимум) |
Орфографическое оформление | По всем критериям максимальный балл выставляется при отсутствии каких-либо ошибок. В критериях 1 и 3 допускается один негрубый недочет, в критериях 2 и 4 позволительно ошибиться два раза. | 2 |
Пунктуационное оформление | 2 | |
Грамматическое оформление | 2 | |
Речевое оформление | 2 | |
Фактическое содержание | 2 | |
ИТОГО | 10 |
Правильность речи за задания 1-2
Также задания 1 и 2 оцениваются вместе по критериям правильности речевого оформления. Говорить нужно в соответствии с нормами русского языка. А так как вы демонстрируете приобретенные за период обучения в школе навыки правильной речи, в ней не должно быть ошибок.
Грамматические нормы
Отсутствие грамматических ошибок в речи при чтении и пересказе может принести 1 балл. Наличие таких ошибок как неправильно образованная форма слова, неправильно построенное предложение лишают выпускника балла по этому критерию.
Орфоэпические нормы
Отсутствие орфоэпических ошибок принесет 1 балл. Если же выпускник произносит слово с неправильным ударением или употребляет другой звук, например, в слове проект вместо говорит , то балл по критерию он не получает.
Речевые нормы
Балл выставляется при отсутствии речевых ошибок. Если же они есть, например, слово употреблено в неверном значении, лексическая несочетаемость, употребление слов разговорного стиля или жаргонов, то выставляется 0 баллов.
Искажение слов
Правильное озвучивание всех слов текста приносит 1 балл. Если же во время чтения и пересказа выпускник неправильно произносит очевидные слова, то балл не ставится.
Максимальный балл за правильность речи — 4.
Оценивание ОГЭ 2021 по математике
В 2020 году Обязательный Государственный Экзамен был полностью отметен, но в 2021 году ГИА-9 возвращается и будет проведен, хоть и не в полном объеме (без предметов по выбору). Одну из дополнительных дисциплин (помимо русского языка и математики) 9-классники будут сдавать в формате контрольной работы.
В 9 классе нет деления на базовый и профильный экзамен – все выпускники сдают математику в едином формате.
Изменения
Для выпускников 2021 года, которых интересует, как будет осуществляться оценивание экзаменационных работ на ОГЭ по математике, стоит знать, что в связи с реформой системы контроля качества знаний, в системе оценивания и структуре КИМов произошли изменения.
- Устранено деление на «алгебру» и «геометрию», хотя при оценивании оно существует.
- Добавлен блок из пяти практико-ориентированных заданий.
- Добавлены задачи по «теории вероятности» и «теории чисел» во ІІ части КИМа.
Хотя в билетах будут встречаться задания с готовыми вариантами ответов, их будет существенно меньше, чем в 2019 году. В соответствии с требованиями ФГОС, акцент будет сделан на умение применить математические знаний на практике.
Неизменным в 2021 году останется общий формат ОГЭ по математике:
- дату проведения устанавливает официальный календарь ГИА;
- длительность экзамена – 3 часа 55 минут (235 минут);
- использовать можно классическую линейку и справочные материалы, предоставленные организаторами в структуре КИМов.
Обратите внимание, что экзаменуемым запрещено использовать какие-либо калькуляторы. При этом все вычисления разрешено выполнять на черновике
Оценивание
В КИМах 2021 года для ОГЭ по математике будет 25 заданий, за которые максимально можно получить 32 балла.
Изначально оценивание ОГЭ по математике происходит в ПБ (первичных баллах) – в 2021 году ФИПИ предлагает такую систему начисления
Часть |
Оценивание | Номера |
І ч. | от 0 до 1 балла | № 1-19 |
ІІ ч. | от 0 до 2 баллов |
№ 20-25 |
При этом все 20 заданий 1-й части – базового уровня сложности, а во 2-й части экзаменуемым предстоит решить 4 задачи повышенного и 2 – высокого уровня сложности.
Важно! При выполнении работы необходимо набрать минимум 2 первичных балла за задания по геометрии (номера с 15 по 19 и с 23 по 25). І часть работ ожидает автоматизированная проверка, а ІІ часть оценивать будут 2 независимых эксперта
Стоит заметить, что для проверяющих тоже есть алгоритм действий, разработанный ФИПИ, в котором четко и однозначно указаны критерии, по которым начисляются ПБ
І часть работ ожидает автоматизированная проверка, а ІІ часть оценивать будут 2 независимых эксперта. Стоит заметить, что для проверяющих тоже есть алгоритм действий, разработанный ФИПИ, в котором четко и однозначно указаны критерии, по которым начисляются ПБ.
После окончания проверки баллы за І и ІІ часть суммируют и переводят в 5-бальную оценку, используя такую таблицу соответствия:
ПБ | Есть 2 ПБ по геометрии | НЕТ 2 ПБ по геометрии |
22-32 | 5 | не сдал |
15-21 | 4 | не сдал |
8-14 | 3 | не сдал |
0-7 | не сдал | не сдал |
Обратите внимание, что минимальные 8 первичных баллов будут интерпретированы как «3» только если минимум 2 из них будут начислены за задачи по геометрии. Девятиклассникам, желающим продолжить обучение в профильных классах, необходимо ориентироваться на такие рекомендованные ФИПИ пороги:
Девятиклассникам, желающим продолжить обучение в профильных классах, необходимо ориентироваться на такие рекомендованные ФИПИ пороги:
- физико-математический профиль – 19 ПБ;
- IT-технологии – 19 ПБ;
- экономика – 18 ПБ;
- естественные науки – 18 ПБ.
Пересдача
Причин, по которым выпускник может попасть на пересдачу ОГЭ по математике в 2021 году может быть несколько:
- неявка на экзамен по уважительной причине (необходимо предоставить документ);
- результат ниже минимального порога (смотри таблицу оценивания);
- положительное решение по аппеляции;
- аннуляция результатов решением конфликтной комиссии.
Важно! К пересдачам допускаются 9-классинки, у которых не более 2-х неудовлетворительных результатов. Получившие более 2-х двоек, либо уличенные в списывании или нарушении дисциплины на пункте проведения ОГЭ, смогут пересдать математику только в 2022 году
Возможностей для пересдач будет сразу три:
- в резервный день (смотрите расписание ОГЭ 2021);
- основной день в сентябре;
- резервный день в сентябре.
Таблицы перевода по предметам
В 2022 году шкала перевода баллов ОГЭ в привычные 5-бальные оценки незначительно изменится для некоторых предметов, так как в ходе реформирования КИМов будет изменено максимальное количество первичных баллов.
Максимальные баллы | 2022 год | 2021 год |
Русский язык | 33 | 33 |
Математика | 31 | 31 |
Обществознание | 35 | отменен |
Иностранные языки | 68 | отменен |
История | 34 | отменен |
Физика | 43 | отменен |
Химия | 40 | отменен |
Информатика | 19 | отменен |
Биология | 45 | отменен |
География | 31 | отменен |
Литература | 39 | отменен |
Русский язык
- Максимальный балл – 40
- Минимальный балл для аттестата – 15
- Проходной балл для профиля – 26
Оценка | Первичный балл |
5 | от 29 до 33 баллов |
4 | от 23 до 28 баллов |
3 | от 15 до 22 баллов |
Не сдал | от 0 до 14 баллов |
При этом для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Математика
- Максимальный балл – 31
- Минимальный балл для аттестата – 8
- Проходной балл для профиля – 18 (естественные науки и экономика) и 19 (физико-математический профиль)
Оценка | Первичный балл |
5 | от 22 до 31 баллов |
4 | от 15 до 21 баллов |
3 | от 8 до 14 баллов |
Не сдал | от 0 до 7 баллов |
При этом 9-классники должны получить минимум 2 балла за решение заданий по геометрии — № 15-19, 23-25.
Обществознание
- Максимальный балл – 35
- Минимальный балл – 14
- Проходной балл для профиля – 28
Оценка | Первичный балл |
5 | от 30 до 35 баллов |
4 | от 23 до 29 баллов |
3 | от 14 до 22 баллов |
Не сдал | от 0 до 13 баллов |
Иностранные языки
- Максимальный балл – 68
- Минимальный балл – 29
- Проходной балл для профиля – 55
Оценка | Первичный балл |
5 | от 58 до 68 баллов |
4 | от 46 до 57 баллов |
3 | от 29 до 45 баллов |
Не сдал | от 0 до 28 баллов |
Заканчивая 9 класс в 2022 году, выпускники смогут выбрать на ОГЭ один из 4 предложенных иностранных языков (английского, немецкого, французского и испанского).
При выставлении итоговой оценки учитывается суммарный результат по устной и письменной части экзамена.
История
- Максимальный балл – 34
- Минимальный балл – 10
- Проходной балл для профиля – 24
Оценка | Первичный балл |
5 | от 28 до 34 баллов |
4 | от 20 до 27 баллов |
3 | от 10 до 19 баллов |
Не сдал | от 0 до 9 баллов |
Физика
- Максимальный балл – 43
- Минимальный балл – 11
- Проходной балл для профиля – 30
Оценка | Первичный балл |
5 | от 34 до 43 баллов |
4 | от 22 до 33 баллов |
3 | от 11 до 21 баллов |
Не сдал | от 0 до 10 баллов |
Информатика
- Максимальный балл – 19
- Минимальный балл – 5
- Проходной балл для профиля – 14
Оценка | Первичный балл |
5 | от 17 до 19 баллов |
4 | от 11 до 16 баллов |
3 | от 5 до 10 баллов |
Не сдал | от 0 до 4 баллов |
Химия
- Максимальный балл – 40
- Минимальный балл – 10
- Проходной балл для профиля – 27
Оценка | Первичный балл |
5 | от 31 до 40 баллов |
4 | от 21 до 30 баллов |
3 | от 10 до 20 баллов |
Не сдал | от 0 до 9 баллов |
Биология
- Максимальный балл – 45
- Минимальный балл – 13
- Проходной балл для профиля – 33
Оценка | Первичный балл |
5 | от 36 до 45 баллов |
4 | от 25 до 35 баллов |
3 | от 13 до 24 баллов |
Не сдал | от 0 до 12 баллов |
География
- Максимальный балл – 31
- Минимальный балл – 12
- Проходной балл для профиля – 23
Оценка | Первичный балл |
5 | от 26 до 31 баллов |
4 | от 19 до 25 баллов |
3 | от 12 до 18 баллов |
Не сдал | от 0 до 11 баллов |
Литература
- Максимальный балл – 39
- Минимальный балл – 14
- Проходной балл для профиля – 26
Оценка | Первичный балл |
5 | от 32 до 39 баллов |
4 | от 23 до 31 баллов |
3 | от 14 до 22 баллов |
Не сдал | от 0 до 13 баллов |
Новый критерий в задании № 27
Что изменилось
За сочинение сейчас можно получить до 25 первичных баллов. Максимальное количество баллов за содержательную часть дадут при условии выполнения всех требований:
- в комментарий включены два примера-иллюстрации из прочитанного текста — 2 балла;
- каждый пример сопровождается пояснениями — 2 балла;
- указана смысловая связь между примерами — 1 балл;
- за анализ смысловой связи (новое требование) — 1 балл.
Пример формулировки задания № 27 из демоварианта ЕГЭ на сайте ФИПИ
Указанная смысловая связь и её анализ не будут засчитаны, если не засчитывается хотя бы один из примеров. Такое может быть из-за фактической ошибки или в случае, когда пример не соответствует сформулированной проблеме.
Если выпускник пишет: «Эти примеры противопоставлены друг другу», — это указание смысловой связи. Теперь необходимо проанализировать и пояснить, с какой целью автор приводит примеры, к какой мысли читатель должен прийти на основе этого противопоставления. Например, в тексте противопоставлено поведение двух героев в экстремальной ситуации: один стремится выполнить свой долг до конца, другой думает только о своих интересах, о личной выгоде. Таким образом, автор показывает, что люди могут вести себя совершенно по-разному в одних и тех же обстоятельствах. Это и будет анализ смысловой связи.
Как научиться анализировать смысловую связь
Определение смысловой связи хорошо знакомо выпускникам. Вспомните, как строится сложноподчинённое предложение в русском языке. Есть придаточное причины, цели, следствия — всё это мы можем увидеть и в связи примеров. В бессоюзном сложном предложении вторая часть либо поясняет первую, либо является следствием, либо части противопоставлены. Аналогичным образом можно определить отношения между примерами в комментарии.
Сочинение
Само задание вариативно, вам предстоит выбрать один из подходов к написанию сочинения. Первый вариант – раскрыть содержание высказывания на тему русского языка через примеры из текста. Второй – написать о смысле финала приведенного произведения. Третий вариант – раскрытие какого-то общечеловеческого понятия (добро, зло, милосердие, жестокость) с помощью аргумента из текста и из жизни.
Содержательная часть сочинения оценивается тоже по разным критериям в зависимости от варианта. Также есть и общая для всех часть – оценка грамотности и точности.
15.1
С1К1 – ответ и его обоснование.
- Если использовано рассуждение с использованием теоретических знаний (понятий и определений из теории русского языка) без фактических ошибок, то можно получить максимум – 2 балла.
- Если рассуждение на уровне теории включает в себе 1 фактическую ошибку, то вычитается единица – 1 балл.
- Ответ без теоретических доказательств, с бытовыми аргументами или с 2 фактическими ошибками не принесет баллов.
С1К2 – примеры.
- Два текстовых доказательства тезиса с указанием роли этих примеров в тексте – 3 балла.
- Один аргумент из текста с указанием его роли, а также отсутствие указания роли одного или обоих примеров принесет 2 балла.
- Только одна иллюстрация тезиса из текста без указания ее роли даст 1 балл.
- Если аргументы взяты вообще не из текста, то с баллами за этот критерий придется попрощаться.
С1К3 – цельность, связность и последовательность.
- Если на абзацы текст разделен верно, ошибок в логике нет, повествование последовательное (то есть, все понятно в сочинении), ставится 2 балла.
- Если есть проблемы с абзацами (например, один из них не выделен) или 1 логическая ошибка, то балл остается только 1.
- Больше 1 ошибки логики и больше 1 нарушения разделения на абзацы – 0 баллов.
С1К4 – стройность композиции (то есть законченность и оформление построения текста сочинения)
- Если вышеназванными словами можно описать ваше сочинение, в нем все идет по порядку, без ошибок в построении, то можно смело приплюсовать 2 балла.
- Если 1 ошибка в построение текста все же закралась, то остается 1 балл.
- Более 2 ошибок лишают баллов по этому критерию.
15.2
С2К1 – понимание смысла фрагмента (этот отрезок текста дан в самом задании).
- Если фрагмент из текста объяснен верно, то ставится 2 балла.
- Если в объяснении текста допущена 1 ошибка, то можно получить лишь 1 балл.
- Если вы не потрудились объяснить фрагмент текста, объяснили неверно или наделали больше 2 ошибок, то у вас баллов по критерию не будет.
С2К2 – примеры.
- Если приведено 2 примера из текста, которые раскрывают содержание выделенного фрагмента, ставится 3 балла.
- Если аргумент 1, то оценка тоже на 1 меньше – 2 балла.
- Если примеры (в любом количестве) вообще не из текста, то больше 1 балла не получить.
- Если иллюстраций нет или вместо аргументов использована цитата из задания, то ставится 0 баллов.
С2К3 — цельность, связность и последовательность. Совпадает с С1К3 полностью.
С2К4 – стройность композиции. Совпадает с С1К4 полностью.
15.3
С3К1 – значение слова (в задании будет приведено понятие, которое надо будет раскрыть в сочинении).
Определение с комментарием дано (неважно, в какой части сочинения) – 2 балла.
Определение есть, а комментария к нему нет: оценка снижается до 1 балла.
Неверное определение или его отсутствие отбирают баллы по критерию.
С3К2 – примеры.
- Если аргументов 2, оба они из текста, или первый из текста, а второй из личного опыта, то ставится 3 балла.
- Если пример только 1, и он взят из текста – 2 балла.
- Если иллюстрация 1, почерпнутая из жизненного опыта, то ставится 1 балл.
- Полное отсутствие аргументов – 0 баллов.
С3К3 — цельность, связность и последовательность. Совпадает с С1К3 полностью.
С3К4 – стройность композиции. Совпадает с С1К4 полностью.
ОГЭ — 2022. Русский язык. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого и общее количество баллов.
Критерии |
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм.
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | ||
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм.
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм.
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | ||
ГК4 |
Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи.
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | ||
ФК1,
ГК1-ГК4 |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Количество баллов.
№ задания. | Баллы. |
Часть 1.
Изложение. |
7 |
Часть 2,
задания № 2-8. |
7 |
Часть 3.
Задание № 9. |
9 |
Оценка грамотности
(изложение + сочинение) |
10 |
Максимальное количество баллов. | 33 |
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ
Задание № 27 – часть № 2 – представляет собой развернутый ответ в виде сочинения по тексту, предложенному для анализа в 22–26 вопросах КИМ. Объем письменного высказывания должен составлять не меньше 150 слов, иначе его даже не станут проверять. Если требование к размеру соблюдено и рассуждения строятся на основании прочитанного текста, а не абстрактно, то эксперты приступают к детальной проверке сочинения.
Критерии оценки сочинения ЕГЭ систематизированы в таблице, которой пользуются эксперты при проверке работ. Кратко эта подсказка проверяющим выглядит так.
Критерий | Что нужно оценить | Сколько можно набрать баллов |
---|---|---|
Проверка содержания | ||
К1 | Проблема и ее формулировка* | |
Сформулирована одна проблема. Нет фактических неточностей. | 1 | |
К2 | Комментарий к выявленной проблеме | |
Комментарий дается с опорой на текст, предложенный в КИМе, приведено 2 примера, демонстрирующих указанную проблемную ситуацию. К каждому аргументу имеются свои пояснения. Смысловая связь между ними прослежена. Фактических ошибок нет. | 5 | |
К3 | Отражение позиции автора | |
Авторская позиция правильно отражена. Факты не искажены. | 1 | |
К 4 | Отношение к позиции автора | |
Указано и обосновано личное отношение к той позиции, которую отразил автор в своём тексте. | 1 | |
II | Оформление речи | |
К 5 | Соблюдение целостности, связность текста и последовательность изложения | |
Нет нарушения смысла и последовательности повествования: – рассуждения логичны и последовательны; – членение текста на абзацы верное. |
2 | |
К 6 | Насколько точна и выразительна речь* | |
Мысли выражены точно, речь отличается разнообразием грамматических форм. | 2 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение норм орфографии | |
Ошибок нет, но одна не очень грубая допускается. | 3 | |
В тексте есть две ошибки. | 2 | |
Выпускник сделал 3-4 ошибки. | 1 | |
Насчитывается 5 и более неверных орфографических написаний. | ||
К 8 | Соблюдение пунктуации | |
Работа без ошибок. Может быть одна ошибка из разряда негрубых. | 3 | |
3 ошибки. | 2 | |
4-5 ошибок. | 1 | |
6 и более ошибок. | ||
К 9 | Соблюдение норм грамматики | |
Нет ни одной ошибки. | 2 | |
Текст с 1-2 ошибками. | 1 | |
3 и более ошибок. | ||
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Ошибок речи не более 1. | 2 | |
2-3 ошибки. | 1 | |
4 и более. | ||
К11 | Соблюдение норм этики | |
Неэтичных высказываний нет. | 1 | |
1 и более ошибок. | ||
К12 | Соблюдени точности в фактах | |
Фактические неточности отсутствуют. | 1 | |
1 и более ошибок. | ||
Итого по критериям К1–К12 |
24 |
* Если не сформулировано ни одной проблемы, то сочинение по критериям 1–4 получает 0 баллов.
** 2 балла за высокое качество речи (по К6) выпускник получит, только если по К10 выставлен максимум.
Более детально критерии оценивания сочинения и в целом ЕГЭ по русскому языку можно изучить в актуальной демоверсии КИМ.