Огэ-2019. русский язык. критерии оценивания, баллы, отметки
Содержание:
- Письменный ОГЭ по русскому языку
- Критерии оценивания
- Какие экзамены нужно будет сдать в 2022 году на ОГЭ
- Этапы работы над изложением
- Критерии оценки по точности и грамотности для всех заданий
- Фактическая точность письменной речи
- Таблица и шкала оценивания ОГЭ баллов по математике, перевод
- Как оцениваются результаты ГВЭ?
- Оценивание тестовой части
- ОГЭ — 2022. Русский язык. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого и общее количество баллов.
- Разбор задания
- Сложности и изменения в задании № 9
- Подготовка к итоговому собеседованию
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»
Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
Микротемы
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Сжатие текста
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
- тип и стиль речи;
- последовательность изложения;
- три микротемы в трёх абзацах;
- ключевые слова.
Что можно исключить при сжатии текста:
- вводные слова, риторические вопросы и восклицания;
- примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
- обобщающие слова и предложения;
- однородные члены;
- повторы;
- прямую речь — её передаём косвенной;
- пространное описание природы, чувств и настроений.
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Разделение абзацев
В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Какие экзамены нужно будет сдать в 2022 году на ОГЭ
При сдаче ОГЭ количество экзаменов зависит от того, что будет далее делать школьник:
- если ребенок пойдет в 10-11 классы, то ему потребуется сдать экзамен только по двум предметам;
- в случае, когда 9-классник примет решение покинуть школу, он будет сдавать 4 экзамена.
Обязательными экзаменами на ОГЭ в 2022 году по-прежнему будут только 2 итоговые аттестации по математике и русскому.
Сдача экзаменов по обязательным предметам
В 2022 году все 9-классники в обязательном порядке будут сдавать ОГЭ по двум предметам:
- русскому языку;
- математике.
Изменений в 2022 году по количеству обязательных предметов ожидать не стоит. В Министерстве образования было принято решение о том, что экзамен по иностранному языку в качестве необходимого вводить не стоит. Сейчас эпидемиологическая ситуация в стране не позволяет заниматься подобными нововведениями.
Надо ли будет выбирать дополнительные предметы
Точной информации о том, вернется ли ОГЭ в 2022 году ко всем нормам, нет. До коронавируса 9-классникам, покидающим стены школы, необходимо было сдавать экзамен по 4 предметам:
- 2 обязательных — русский и математика;
- 2 на выбор.
Дополнительные 2 предмета были отменены в апреле 2020 года из-за эпидемии коронавируса.
В 2021 году Министерство образования повторно приняло решение о том, что 9-классникам, не остающимся в школе до 11-го класса, сдавать ОГЭ по предметам на выбор не нужно. Поскольку эпидемиологическая ситуация в стране не меняется в лучшую сторону, скорее всего, данная мера будет продлена на 2022 год.
Это решение положительно воспринято учениками 9-х классов. У них появится больше времени на подготовку к экзаменам по основным предметам. Об этом преимуществе говорят не только родители 9-классников, но и учителя.
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста
Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.. 4
Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценки по точности и грамотности для всех заданий
ГК1 – орфография.
- Если ошибок нет, или только 1 орфографическая ошибка, то 2 балла.
- Если их 2-3, ставится 1 балл.
- Более 4 ошибок оцениваются 0 баллов.
ГК2 – пунктуация.
- Ошибок нет, или их допущено меньше 2 – 2 балла.
- Если их 3-4, то остается 1 балл.
- Допущение более 5 ошибок лишает баллов.
ГК3 – грамматика.
- Нет ошибок, или только 1 – 2 балла.
- Если 2 грамматических промаха – 1 балл.
- Больше 3 ошибок оцениваются 0 баллов.
ГК4 – нормы речи.
- Если нет ошибок, или их не больше 2, дают 2 балла.
- Если нормы нарушены 3-4 раза, то 1 балл.
- Больше 5 ошибок – 0 баллов.
ФК1 – факты.
- Фактических ошибок нет ни в понятиях/комментариях/объяснениях, ни в доказательствах – 2 балла.
- Закралась хотя бы 1 неточность – уже 1 балл.
- Если ошибок больше 2, то баллов по критерию не будет.
ВАЖНО! Баллы по общим критериям зависят также от объема работ. В целом изложение и сочинение должны быть больше 140 слов
Только тогда критерии ГК1-ФК1 могут принести максимум. Если слов от 70 до 139, то больше 1 балла никто ставить не может. А если меньше 70, то по всем общим критериям баллы снимутся.
Сочинение и изложение – задания, которые написать абсолютно реально. Они требуют только одного – практики. Если вы напишете много подобных текстов, то выработаете самый удобный для себя план, который приведет вас к высшим баллам. Особенного дарования тут не требуется, экзамены проверяют умение, а не талант.
Фактическая точность письменной речи
0 баллов
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов
Проверяющий учитывает объем изложения и сочинения: в сумме в обеих работах должно быть 140 и более слов.
Если суммарное количество слов составляет 70–139, то по каждому из критериев К1–К4 не ставится больше 1 балла:
- К1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- К2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
- К3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
- К4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (либо изложение, либо сочинение), то оценивание по критериям учитывает объём работы:
- если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по стандартным критериям К1-К4;
- если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев К1–К4 ставится не более 1 балла;
- если в работе менее 70 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.
Становимся грамотнее за минуту
- Проверка орфографии онлайн
- Топ-100 слов, где все делают ошибки
- 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
- 20 слов, которые всегда пишутся слитно
- 20 слов, которые пишутся только через дефис
- 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
- Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
- Топ-20 длинных и сложных слов
- 9 новых слов, в которых все делают ошибки
- Словарь паронимов
- Орфоэпический словник
Выбери ответ
Таблица и шкала оценивания ОГЭ баллов по математике, перевод
Перевод баллов в шкале-таблице критерий оценивания ОГЭ по математике в 2022 году, школьники 9 классов узнают, какие нужно набрать баллы на 3, 4 и 5, сколько необходимо минимально на экзаменационном испытании, в том числе на прочих прочих школьных предметах, вот о чем мы с учащимися выпускных классов российских школ и поговорим на этой странице, предоставим максимум полезной, важной и нужной и им информации по данной теме, которую они ищут и нуждаются в ней. К ОГЭ по математике и дригим предметам в нашей стране, самое разное отношение, но нужно согласиться, что на сегодняшний день, это самая справедливая оценка полученных учеником знаний в школе, за период его обучения, изучения того или иного школьного предмета, будь-то математика (алгебра или геометрия), иностранный или русский язык, история и литература, география и физика, химия, информатика и обществознание..
К ОГЭ по математике и дригим предметам в нашей стране, самое разное отношение, но нужно согласиться, что на сегодняшний день, это самая справедливая оценка полученных учеником знаний в школе, за период его обучения, изучения того или иного школьного предмета, будь-то математика (алгебра или геометрия), иностранный или русский язык, история и литература, география и физика, химия, информатика и обществознание…
Вы узнаете, о минимальных баллах ОГЭ по математике в 2022 году, переводе по шкале оценивания, сколько нужно набрать на 3, 4 и 5 и каковы критерии, таблицу-шкалу оценок по другим предметам — русскому языку, географии, литературе, информатике и ИТК, истории, обществознанию, физике и химии, прочих школьных предметах, по которым придется сдавать общегосударственный (основной) экзамен, достойно и успешно пройти экзаменационное испытание в своей школе.
Так называемые основные государственные экзамены (ОГЭ), должны сдать все школьники, ученики девятых классов, вне зависимости от того, остаются ли они учиться в десятом классе или же выпускаются. В зависимости от того, какое вы приняли решение, учиться в десятом, а затем и в одиннадцатом классе, или просто получить аттестат об образовании и уйти из школы, например поступать в колледж или техникум, зависит величина проходных экзаменационных баллов на выпускных школьных экзаменах.
Астрология мужчины -мужской гороскоп по дням рождения недели
Чтобы просто получить аттестат об основном общем образовании и покинуть стены школы для дальнейшей учебы в другом месте, школьнику необходимо сдать выпускные экзамены на минимальные оценки и этого будет достаточно, а вот для перевода в десятый класс нужны совсем иные отметки, более высокие, о чем вы далее узнаете.
Важно ли получать высокие баллы по ОГЭ (математике)?
Сдача ОГЭ является обязательной и дает школьнику гарантии окончания школы, получения основного общего образования или дальнейшего перевода для получения полного среднего (общего) образования. Отметки полученные на ОГЭ для тех кто будет поступать в техникумы и колледжи имеют огромное значение, ведь при высоких проходных баллах у них повышаются шансы попасть на бюджетное получение образование.
Для тех из вас, кто поставил перед собой цель поступить после 9 класса в какой-то российский колледж или техникум на бесплатное обучение, за счет государства, его бюджета, крайне важно получить высокие баллы на школьных экзаменационных испытаниях, чтобы иметь большие шансы на получение такого места, которых кстати не так уж и много. Для информации — в колледжах и техникумах могут быть как несколько сотен бюджетных мест, так и всего лишь два-три десятка
Поэтому постарайтесь получить высокие проходные баллы оценивания знаний по ОГЭ 2022 года, критериям оценок, в том числе по математике, то есть максимальные по нужным для вступления предметам, которые позволят рассчитывать на попадание в число главных претендентов на бюджетное обучение, получение образования в техникуме и колледже за государственный счет
Для информации — в колледжах и техникумах могут быть как несколько сотен бюджетных мест, так и всего лишь два-три десятка. Поэтому постарайтесь получить высокие проходные баллы оценивания знаний по ОГЭ 2022 года, критериям оценок, в том числе по математике, то есть максимальные по нужным для вступления предметам, которые позволят рассчитывать на попадание в число главных претендентов на бюджетное обучение, получение образования в техникуме и колледже за государственный счет.
Как оцениваются результаты ГВЭ?
Критерии оценивания ГВЭ отличаются от ОГЭ и ЕГЭ. Связано это с тем, что на ГВЭ задания упрощены. Однако, критериев оценивания больше: например, для слепых школьников задания будут одного формата, для глухонемых – другого.
Результаты экзамена оцениваются по балльной системе, баллы переводятся в школьные оценки — определенное количество баллов соответствует определенной оценке. Например, чтобы сдать ГВЭ в 9 классе, необходимо набрать количество баллов, которое соответствует тройке.
Внутри каждого экзамена есть разделение типов заданий для детей с разными особенностями. Рассмотрим подробнее русский язык и математику.
Система оценивания ГВЭ по русскому языку
И в 9, и в 11 классе ГВЭ по русскому языку можно сдавать в форме сочинения, изложения и диктанта — об этом подробнее читайте здесь. Распределение заданий происходит по номерам, каждый из которых соответствует определенным отклонениям.
В документе ФИПИ представлена таблица критериев оценивания по каждому типу заданий по русскому языку.
Система оценивания ГВЭ по математике
Что касается математики, здесь система оценивания отличается от русского языка. Математика требует меньше усилий для письма и воспроизводства письменной речи — поэтому там меньше номеров для деления школьников по критериям.
В математике количество баллов и заданий различаются в зависимости от номера, присвоенного ученику. Участники ГВЭ с 100-ми номерами получают 10 заданий базового уровня с кратким ответом и еще 2 задания профильного уровня с развернутым ответом. Набрать можно 14 баллов в сумме.
Участники ГВЭ с 200-ми номерами получают 10 заданий с кратким ответом, где необходимо написать целое число или дробь. Максимум баллов, которое можно набрать – 10.
Участники ГВЭ с 300-ми номерами получают 12 заданий, где с 1 по 10 – это базовые задания, требующие краткого ответа, а 11 и 12 – развернутого. Макисмум баллов в данном случае – 14. Схожая система оценивания и на других предметах. Подробнее с ней можно ознакомиться в методических рекомендациях ФИПИ.
Теперь вы знаете, по какой системе оцениваются результаты ГВЭ. Несмотря на некоторые возможные ограничения, ГВЭ предусматривает все сложности, с которыми могут столкнуться школьники. Система оценивания подстроена под запросы как проверяющих, так и сдающих.
Если хотите быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Мы выстраиваем программу личной подготовки к ЕГЭ, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика. Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания
Пробный урок бесплатно!
Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания. Пробный урок бесплатно!
Оценивание тестовой части
Тестовая часть представлена 7 заданиями, проверяющими полученные за период обучения навыки грамматического анализа текста. Рассмотрим подробнее каждое из них.
Задание | Балл | |
Задание 2. Синтаксический анализ текста | В задании представлен небольшой текст, который требуется проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. | 1 |
Задание 3. Пунктуационный анализ текста | Требуется повести пунктуационный анализ предложенного текста: определить, где нужен обозначенный в задании знак препинания (запятая, тире, двоеточие), а где нет. | 1 |
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания | Задание проверяет умение анализировать словосочетание с точки зрения синтаксиса: определять главное и зависимое слов, вид связи слов, умение перестраивать словосочетание. | 1 |
Задание 5. Орфографический анализ | Данное задание требует отличное знание всех правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения в школе. | 1 |
Задание 6. Анализ содержания текста | Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст и понять его содержание. Из предложенных утверждений нужно выбрать те, которые соответствуют тексту. | 1 |
Задание 7. Анализ средств выразительности | Требуется определить предложения, в которых используется указанное в задании средство выразительности речи. | 1 |
Задание 8. Лексический анализ текста | В этом задании нужно найти в тексте указанное в задании слово. Это может быть как троп, так и синоним, антоним. Или же в задании указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. | 1 |
ИТОГО | 7 |
ОГЭ — 2022. Русский язык. Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого и общее количество баллов.
Критерии |
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм.
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки |
2 |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | ||
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм.
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ГК3 |
Соблюдение грамматических норм.
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка |
2 |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | ||
ГК4 |
Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок |
2 |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | ||
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи.
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет |
2 |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | ||
ФК1,
ГК1-ГК4 |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Количество баллов.
№ задания. | Баллы. |
Часть 1.
Изложение. |
7 |
Часть 2,
задания № 2-8. |
7 |
Часть 3.
Задание № 9. |
9 |
Оценка грамотности
(изложение + сочинение) |
10 |
Максимальное количество баллов. | 33 |
Разбор задания
Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.
В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.
Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.
Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.
Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.
Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.
Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.
Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.
Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.
Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.
Сложности и изменения в задании № 9
Что изменилось
Раньше было 5 рядов: в каждом по три слова с пропущенными буквами. В этом году пропусков в словах нет, все они написаны правильно. От выпускника требуется определить ряды слов, в которых содержится либо проверяемая, либо непроверяемая, либо чередующаяся гласная в корне. Если раньше пропущенная буква ясно указывала на корень, то теперь выпускнику нужно самостоятельно выполнить морфемный анализ.
Пример задания № 9 с пропуском букв из демоверсии ЕГЭ 2020 года
Пример задания № 9 без пропусков букв из демоверсии ЕГЭ 2021 года
Первая сложность
Основная сложность задания № 9 в том, что оно проверяет не сформированный навык грамотного письма, а только начальный этап: определение типа орфограммы. У большинства школьников за годы обучения в среднем и старшем звене написание слов дошло до автоматизма. В ЕГЭ нужно будет вернуться назад и вспомнить, какая в слове орфограмма: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся гласная.
Вторая сложность
В корне слова может быть несколько безударных гласных. Например, «систематизировать»: первая — непроверяемая, вторую проверим однокоренным «система». Возникает вопрос, к какой категории относить это слово. Его можно указать как правильный вариант и в ряду с проверяемыми гласными, и в ряду с непроверяемыми. Здесь нужно быть внимательным, чтобы ничего не упустить.
Третья сложность
В задании могут встретиться омонимичные корни с чередованием и без:
покосился — косо — с проверяемой гласной,
прикоснулся — прикасался — с чередующейся.
В русском языке таких примеров немало.
Четвёртая сложность
Иногда написание слова мы можем объяснить этимологически. Например, «обаятельный» происходит от глагола «баять», поэтому в корне пишется буква «а». Однако такой анализ не работает при выполнении задания № 9: с точки зрения современного русского языка «обаятельный» и «баять» не родственники. Тот, кто углублённо занимается словесностью, знает множество подобных примеров, и на экзамене такая осведомлённость может обернуться неверным ответом. Остаётся надеяться, что в КИМ встретятся только слова, которые прошли тщательную экспертизу и не допускают разных толкований.
Подготовка к итоговому собеседованию
Подготовку к ОГЭ по русскому языку нужно начинать раньше, чем по другим дисциплинам, поскольку этот экзамен состоит из двух обязательных частей. Уже в феврале проходит первый этап – итоговое собеседование. В обиходе его нередко называют «устным ОГЭ по русскому».
Демоверсия
Чаще всего итоговое собеседование не становится непреодолимым препятствием для учеников. Однако это не повод относиться к нему безответственно. Как и для других экзаменов, в помощь девятиклассникам специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) разработана демонстрационная версия испытания.
Используя ее, можно наработать шаблоны будущих ответов, продумать варианты рассуждений по наиболее распространенным темам и аргументы для подтверждения своих умозаключений.
Как пройти собеседование
На это испытание обычно выделяется 15-16 минут. Оно состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, содержит два задания:
- В первой части школьнику необходимо прочесть вслух текст (обычно научно-публицистического стиля), а затем пересказать его, дополнив предложенным высказыванием.
- Вторая часть – это трехминутный монолог ученика по заданной проблеме. Также может быть предложен вариант с описанием фотографии. После этого происходит диалог с учителем по теме предыдущего выступления.
Все задания, предлагаемые учащемуся, относятся к базовому уровню и предполагают развернутый ответ. Они совсем небольшие, но и времени на подготовку дается всего по 1-2 минуты. Во избежание предвзятости и возможного возникновения проблем, весь процесс собеседования записывается. Использования дополнительных материалов или оборудования не предусмотрено.
По итогам собеседования можно максимально набрать 20 первичных баллов. Они распределяются по заданиям так:
Задание | Максимально возможный балл | Процент от общего максимального числа баллов |
1 | 2 | 10 |
2 | 5 | 25 |
3 | 3 | 15 |
4 | 2 | 10 |
Соблюдение языковых норм | 8 | 40 |
Для выставления оценок по каждому заданию экзаменаторы используют специально разработанные критерии. Чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 баллов.
Полезные советы
В отличие от стандартных испытаний ОГЭ, собеседование занимает совсем немного времени, однако за этот короткий период учащемуся необходимо проявить себя с наилучшей стороны. Ему нужно показать экзаменаторам свою способность выразительно читать, пересказывать текст, дополняя его заданной информацией, составлять монологическое высказывание и участвовать в диалоге.
Педагоги советуют школьникам при подготовке к собеседованию обратить внимание на такие моменты:
При чтении экзаменаторы учитывают дикцию, темп чтения, интонацию и соблюдение основных правил русского языка. Наибольшие проблемы у школьников, как правило, вызывает склонение числительных, нормы произношения и постановка ударения. Стоит проработать эти нюансы, а также больше читать вслух.
При изложении желательно избегать сложных конструкций, в которых можно запутаться, даже если они были в исходном тексте. Лучше перефразировать высказывание без потери его смысла
Важно правильно строить предложения, можно использовать черновик для записи ключевых слов.
Для составления монолога лучше выбрать наиболее близкую для себя тему из предложенных вариантов. Стоит проработать структуру выступления, разбив его на смысловые части
Можно отточить этот навык с родителями (братом, сестрой, другом), задавая друг другу неожиданные темы для составления короткого рассказа.
При диалоге главное – не молчать, пытаясь придумать что-то очень умное и очень правильное. Лучше формулировать ответ, рассуждая вслух.
Педагоги рекомендуют записывать свои подготовительные упражнения на диктофон, а затем прослушивать и анализировать их на предмет ошибок.