Пунктуационный анализ

Содержание:

III.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
Например: контрИгра, трансИндийский, панИсламизм, суперИдея.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня. Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).

Пишем, например: сЫмпровизировать, предЫнфарктный (приставка русская, хотя корень заимствованный, поэтому Ы).

2. Выбор Ъ после приставок.

После приставок, оканчивающихся на согласный, пишется Ъ перед гласными корня Е, Ё, Ю, Я.
Например: сЪехать, подЪём, подЪюбник, разЪярённый.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

Например: адЪютант, инЪекция, конЪюнктура, обЪект, субЪект, трансЪевропейский, панЪевропейский, конЪюнктивит

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

Смешанные

  • Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
  • Годичный — годовалый — годовой
  • Гуманистический — гуманитарный — гуманный
  • Деловитый — деловой — дельный — деляческий
  • Действительный — действенный — действующий
  • Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
  • Дружный — дружественный — дружеский
  • Информативный — информационный — информация — информированность
  • Исходный — исходящий
  • Красочный — крашеный — красящий
  • Коренастый — коренной — корневой
  • Комфортабельный — комфортный
  • Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый
  • Мороженый — морозильный — морозный
  • Покупательный — покупательский — покупной
  • Производительный — производственный — производительность
  • Почтенный — почтительный — почетный
  • Царский — царственный – царствующий

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 5 задание 
  • тренировочные варианты

Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)

Синтаксические средства

Риторический вопрос Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)
Риторическое восклицание Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(Н. Некрасов)
Риторическое обращение Условное обращение А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)
Повтор Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего
(Ф.М. Достоевский)
Анафора Повтор начального слова в нескольких смежных строках Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий)
Эпифора Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи Фестончики, все фестончики: пелеринка
из фестончиков, на рукавах фестончики,
везде фестончики (Н.В. Гоголь)
Инверсия Нарушение привычного порядка слов в предложении И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.
(А.С. Пушкин)
Градация Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости Барина холить, беречь, ублажать.
(Н. Некрасов)
Антитеза (контраст) Противопоставление Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин)
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение предложений Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий)
Умолчание Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи И эту секунду
бенгальскую,
громкую
Я ни на что б не выменял, —
я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах»)

Фонетические приемы

Аллитерация Повтор согласных Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою (В. Жуковский)
Ассонанс Повтор гласных звуков Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний
Поминаний;
Перед весной бывают дни такие,
И дома своего не узнаёшь (В. Соколов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Эпитет Образное определение Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой)
Метафора Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев)
Метонимия Перенос наименования по смежности Торговал только рынок. (И. Бунин)
Синекдоха Обозначение части вместо целого «Дожить до седых волос» вместо «дожить
до старости»
Олицетворение Одушевление неодушевлённых понятий Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский)
Сравнение Сопоставление двух предметов по общему признаку Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов)
Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов)
Гипербола Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин)
Литота Намеренное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов)
Перифраз Замена слова описательным выражением Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок)
Оксюморон Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин)
Аллегория Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин)

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Что делать на экзамене

Работа над тестовой частью

Старайтесь выполнить тестовую часть на черновике за первые полчаса.

Решайте задания по порядку, не мечитесь от одного к другому. За первые десять минут прорешайте шесть заданий, потом вернитесь к первым трём и перепроверьте себя. После этого беритесь за седьмое задание.

В ЕГЭ по русскому языку больше всего баллов приносят следующие задания:

  • 5 баллов — задание №7, нормы согласования, управления и синтаксиса;
  • 4 балла — задание №25, средства выразительности;
  • 2 балла — задание №15, пунктуация в сложносочинённом предложении и предложении с однородными членами.

При подготовке к ЕГЭ по русскому набейте руку на выполнении этих «ценных» заданий. Если допустите ошибку в заданиях №8–9, то потеряете всего один балл, а за правильное решение в задании №7 заработаете пять.

Обратите внимание на задание №21, где нужно найти предложения, которые соответствуют или не соответствуют содержанию текста. Требуется не просто обвести ответы — так вам придётся заново перечитывать текст, когда будете заполнять бланк

Чтобы сэкономить время, отметьте номера предложений, которые встречаются в тексте, и поставьте либо «+» либо «−», в зависимости от того, что сказано в задании.

Будьте внимательны и с заданием №22, где требуется определить типы речи. Когда будете готовиться к экзамену, научитесь отличать повествование от описания и рассуждения — так вы получите конкурентное преимущество на экзамене.

Работа над сочинением

Чередуйте работу с тестом и сочинением по схеме: решение тестовой части → написание сочинения на черновике → проверка ответов в тестовых заданиях и занесение их в бланк → редактирование сочинения и переписывание его на чистовик.

Точное определение проблемы может принести вам 8 баллов. Старайтесь как можно проще сформулировать вопрос, с помощью которого будете раскрывать проблему.

Дальше нужно обозначить своё мнение. Ваш комментарий — путь от вопроса к позиции автора. Обычно в ЕГЭ не предлагают тексты, с которыми хочется категорически не согласиться. Но, соглашаясь с автором, необходимо пояснить свою точку зрения и далее привести доказательства.

В тексте обязательно должны быть примеры, подтверждающие вашу мысль. За примерами обратитесь к литературе. Например, «Война и мир» и «Капитанская дочка» содержат иллюстрации к любой проблеме, которую могут перед вами поставить на ЕГЭ. Если вы не читали эти произведения, при подготовке к экзамену возьмитесь за короткие и при этом глубокие рассказы Василия Шукшина, а если любите фантастику — Рэя Бредбери.

В сочинении по русскому языку пример из литературы оценивается двумя баллами, но в крайнем случае вспомните факты из жизни известных деятелей науки, искусства или примеры из истории — это принесёт по одному баллу за аргумент.

Начинайте переписывать сочинение на чистовик не позднее, чем за полчаса до окончания экзамена, даже если не дописали аргумент или вывод. Черновик не проверяется, поэтому лучше получить один балл за аргумент, записанный в бланк, чем ноль баллов за полный текст, который вы не успели переписать.

↑ Формулировка задания 21 ЕГЭ

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4…СЛОГИ
бАнты тОрты  тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы  кОнусов лЕкторы  лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей  (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4… СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ 2-3…СЛОГИ
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2017 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2018 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2019 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений

Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибки
Пример ошибки
Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами
«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»
«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами
«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»
«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения
«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»
«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных
«Двое тигров охотились на антилоп»
«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью
«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»
«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами
«Наука опирается и изучает законы природы»
«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением
Я читаю книгу «Войну и мир»
Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
«Те, кто умеют ждать, достигают цели»
«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
«Он берёт косу и пошёл на луг»
«Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №9–15

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

БУКВЫ Е/Ё/О В СУФФИКСАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

«Пишется Ё»

1. В суффиксах глаголов –ёва-, -ёвыва- под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: перекочёвывать, затушёвывать, заночёвывать и пр.

2. В суффиксах причастий –ённ- (-ён-) под ударением всегда пишется Ё после шипящих. Например: затушеванный, затушёван

3. Ё пишется в существительных и прилагательных образованных от глаголов и причастий. Например: тушёный – тушёнка, сгущённый – сгущёнка.

4. В отглагольных существительных пишется Ё. Например: корчёвка – корчевать, межёвка – межевать, рустушёвка – растушевать и пр.

«Пишется О/Е»

1. В существительных образованных от прилагательных пишется О. Например: грушовка – грушевый, ножовка – ножевой, алычовка – алычовый и пр.

2. В существительных, наречиях, полных и кратких прилагательных мужского рода под ударением пишется О. Например: слушок. дьячок, моржовый, чесучовый, горячо, княжон, смешон. Без ударения пишется Е. Например: сережек, грешен, страшен, нужен, должен, пуншевый, грушевый, неуклюже и пр.

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголовпо лицам и числам называется спряжением.

СПРЯГАЮТСЯ глаголы только в изъявительном наклонении в форме настоящего и будущего времени.

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

ПРИЧАСТИЕ — особая форма глагола, кот. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?читающий мальчик, читавший; читаемая книга, прочитанная.

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Суффиксы –ИВ- и –ЕВ-

Под ударением –ИВ-: красивый, игривый, льстивый

Без ударения –ЕВ-: дождевой, сиреневый, краевой

          Искл.: милостивый, юродивый.

Суффиксы –ЛИВ- и –ЧИВ-, -ЕВ

Только с И: совестливый, опрометчивый

Запомнить:гуттаперчевый (= упругое вещество, как каучук), эмалевый – образованы при помощи суф. –ЕВ-

!  Суф. –ЛЕВ- и –ЧЕВ- в рус.яз. нет

Суффиксы –ИЙ-

Сущ. к// ч + ИЙ: извозчик – извозчичий, перевозчик – перевозчичий

В Им.п мягкого знака нет, а в косвенных падежах – пишется Ь:извозчичий – извозчичьего, извозчичьему

Суффиксы –ОВ- , –ОВАТ-, -ОВИТ-

Пишутся после твердых согласных (кроме Ц): деловой, беловатый, домовитый.

Под ударением после шипящих и Ц: ежовый, грошовый, перцовый

Суффиксы –ЕВ- ,–ЕВАТ- , -ЕВИТ-

Пишутся после мягких согласных, после шипящих и Ц:речевой, рыжеватый, глянцевитый

Без ударения: плюшевый, ключевой, ситцевый

Суффиксы –ОНЬК- ,–ЕНЬК –

 -ОНЬК- пишется после г, к, х: высоконький, лёгонький, сухонький

-ЕНЬК- после других согласных: зелененький, дешёвенький, тёпленький

Суффиксы –ИНСКИЙ ,–ЕНСКИЙ

Прилаг. заканчиваются на–ИНСКИЙ:

1)    от сущ. на –А, -Я, -Ы, -И: Ельня – ельнинский, Мытищи – мытищинский

2)    от сущ, от которых возможно образование притяжательных прилаг:Мария – Маиин- мариинский,сестра – сестрин – сестринский

3)    от сущ на –ИН: воин – воинский

В остальных случаях на –ЕНСКИЙ:Керчь – керченский,нищий – нищенский

Следует обратить внимание на написание:Коломна – коломенский, Крапивна – крапивенский, Ливны – ливенский, Инза – инзенский, Лопасня – лопасненский, Пенза – пензенский, Пресня — пресненский

Суффиксы –ЧАТ-, -АТ-, -АН-

Перед суф. –ЧАТ- Ц // Т :ресница – реснитчатый, черепица – черепитчатый.

Различается написание согласных перед суф. –АТ-, -АН- в прилаг. — дощатый, брусчатый

-Щ- пишется, когда обозначаемые ею звуки относятся к одной морфеме:

                                           Доска – дощ-ат-ый,          воск– вощ-ан-ой

Но:брус – брус-ок – брус-к-а – брус-ч-ат-ый (слышится бру/щ,/ атый, но писать нужно брусчатый).

СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи

Портрет Описание внешности (Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс; вышла из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах).
Интерьер Описание обстановки помещения, где живёт герой произведения; служит для социальной и психологической характеристики персонажа.
Пейзаж Изображение природы
(Кто видеть мог? Лишь тёмный лес
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна)
Речевая характеристика Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов для характеристики героя.
Просторечия (разговорные слова) Слова, не соответствующие литературной норме, принадлежащие к сниженной разновидности разговорного языка. (Завсяко-запросто, помирай, колотной, житёнки, куды др.)
Говорящая фамилия Фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Башмачкин, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин)
Психологизм Способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, её динамики, смены душевных состояний (Глухой крик исторгает Григорий и просыпается, сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!)
Деталь (художественная деталь) Элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку; выразительная подробность, служащая для характеристики персонажа (Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель)

Формы речи

Монолог — развернутое законченное высказывание одного героя, обращённое к слушателю и не зависящее от реплик других персонажей (монолог Кулигина, рассуждения Чичикова)

Диалог — обмен репликами двух людей.

Реплика — ответные слова в диалоге.

Ремарка — авторское пояснение пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе, указание на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия, сопровождающее действие на сцене (например, входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках, смеётся; глядя в сторону, молчание).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector