Шнитке колледж официальный сайт
В ногу со временем
— Необычно наблюдать, что вуз городского уровня проводит настолько масштабные события. Вы не думаете, что институту пора выходить на федеральный уровень?
— Департамент культуры Москвы сделал для института очень много на разных этапах становления, и ему нужно выразить огромную признательность. Благодаря столичным властям, выстроена нынешняя модель, но вызовы времени показывают, что пора идти дальше. Имя Шнитке — не просто российское, это явление мирового масштаба, а потому и проекты здесь должны быть федерального уровня. Мы должны воспитывать детей не только из Москвы и области, но и из всей России, отправлять талантливых ребят на стажировки за рубеж. Следуя этой логике, федеральный статус института естественен для нашего заведения.
Советский композитор Альфред Шнитке беседует со студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в одной из аудиторий института. Фото: РИА Новости/ Игорь Виноградов
— С какими главными вызовами столкнулся институт сегодня?
— Это социальные вызовы — вызовы времени. Мы говорим, что воспитываем элиту страны, и это происходит через искусство, через осуществление идеи просветительства. Наш институт может стать институтом просветительства, который аккумулирует всё новое и уникальное. Сегодня не хватает настоящих инноваций, к которым стремится молодое поколение.
— Вы намерены применять новые форматы обучения в институте? Удаётся ли вашему институту идти в ногу со временем?
— Очень важно понимать: любой вуз живёт для студента и ради студента. Зачастую преподаватели классических вузов не мыслят современными категориями, не в полной мере осознают значимость внедрения современных технологий
Так возникает педагогическое отставание от реалий жизни, от процессов, происходящих в мире искусства, появляется разрыв между профессурой и студентами. В наших интересах обращаться к любому позитивному опыту, используя возможности электронного образования, которое способствует самостоятельной работе студентов. Наши крупные университеты, в том числе и Российский государственный социальный университет, имеют блистательные системы электронного обучения, и нам стоит использовать опыт коллег.
Опера в режиме онлайн
— Отдельный вопрос по онлайн-трансляциям, например, «Метрополитен-оперы», которые набирают популярность. Не является ли такой вариант ударом по элитарности оперы? Многие возражают и говорят, что новые технологии, которые популяризируют музыку, наоборот, идут только на благо искусству. Кроме того, они дают новые средства выражения. Вы согласны с этим мнением?
— На мой взгляд, одно не противоречит другому. В первую очередь, мы опираемся на традиции, созданные нашими педагогами. С другой стороны, это ни в коей мере не противоречит инновациям и движению вперёд. Искусство всегда опережает время, то же самое должно быть в педагогике: она должна опережать или хотя бы идти в ногу со временем.
Здесь надо следовать здравому смыслу, который позволит найти точку пересечения между традициями и нововведениями.
— Безусловно, воспитание музыкантов — это важная и ответственная задача, и в России довольно много музыкальных вузов. Однако сегодня в России ощущается острая нехватка управленцев в сфере культуры: это направление осталось практически неохваченным в последние 20 лет. Вам не кажется, что сегодня нужно воспитывать не только музыкантов, но и менеджеров от культуры?
— Мы уже ввели ряд программ дополнительного образования по управлению в сфере культуры и искусства, они основаны на отечественном и зарубежном опыте. Эти программы дают нашим музыкантам, стоящим во главе учебных заведений, представление обо всём спектре дисциплин, которые необходимы руководителю. Менеджер должен отличаться широтой взглядов и пониманием сущности процессов, происходящих в социуме: от создания и реализации новых технологий до экономики и юриспруденции. Но, в первую очередь, он должен быть профессионалом своего дела. Мы можем и обязаны подготовить целый ряд дополнительных специальностей, чтобы помочь человеку найти себя в это непростое время. Сегодня необходимо создавать условия для воспитания специалиста широкого профиля.
— Театр начинается с вешалки, а университет — с общежития. Насколько известно, у института нет собственного общежития, что создаёт трудности для иногородних студентов. Как вы решаете эту проблему?
— Да, конечно. Наш институт пока имеет очень маленькие возможности: всего несколько комнат в общежитии, которые получают лучшие из лучших. Для студентов это большая проблема: они боятся, что если не сдадут сессию блестяще, то их выселят — и они попросту окажутся на улице. Эту проблему мы обязательно решим, чтобы общежитие стало доступным для всех, кто в этом нуждается. Тем более что мы обязаны и хотим принимать студентов из регионов. Надеемся, что вскоре уже около 100 учащихся получат места в общежитиях, и у них больше не будет с этим проблем.
Студенты 3-го курса Людмила Ветитнева и Владимир Федосеев на занятиях в Московском музыкальном училище имени Октябрьской революции (ныне Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке). Фото: РИА Новости/ Александр Гращенков
Переломный момент
АиФ.ru: Ваш институт был основан почти век назад, он переживал разные этапы развития. На каком этапе вуз находится сегодня, какое место занимает на культурной карте России?
Анна Щербакова: Столетняя история — это не только богатство, но и ответственность. Институт музыки им. Шнитке отличается тем, что в своём становлении проходил очень разные этапы, отражавшие сущность самой эпохи. Если мы посмотрим на историю становления института, то увидим историю самой страны.
У каждого заведения есть периоды взлёта и стагнации, и сейчас для института важно совершить прорыв в культурном пространстве, потому что изменилось само время. Мы находимся на переломном моменте, когда на основе фундаментальных традиций, складывавшихся годами, необходимо сделать следующий шаг
Сегодня серьёзный и очень важный период, заставляющий ещё раз вспомнить о том, что, если система не развивается — она умирает. В 1999 году был совершён прорыв, когда училище им. Октябрьской революции получило новый статус и новое название, стало институтом, но с тех пор прошло почти 20 лет, и стало казаться, что нет больше вершин, которые стоило бы покорить, а это не так.
— Так ли это, что имя Шнитке ко многому обязывает?
— Безусловно, это большая ответственность, которой нужно соответствовать. Как великий музыкант постоянно шёл к «полям недостижимости», так обязан развиваться и институт, носящий его имя. Музыка — это не просто некое внутреннее, локальное сообщество, а огромное социокультурное явление. Человек, который занимается искусством, и музыкой в частности, должен обладать высочайшим уровнем социальной ответственности.
— У Альфреда Шнитке были немецкие корни, он и сам несколько лет прожил в Германии, а сегодня его произведения исполняют оркестры по всему миру. Вы планируете налаживать сотрудничество с иностранными университетами и выходить на международный уровень?
— Мы выстроили очень интересную программу международного взаимодействия, которой раньше не было, и уже начали со встреч с итальянскими мастерами. Теперь запланирован фестиваль современной музыки в Доме Шнитке.
Я полагаю, что международный прорыв возможен при условии реформы в структуре самого учебного заведения, в том случае, если институт выйдет за нынешние рамки. Это не просто пожелание, а необходимость: институт давно перерос свой прежний уровень, ведь под одной крышей здесь и музыкальная школа, и колледж, и вуз. Здесь собраны сразу три ступени образования.
На Западе подобные заведения становятся Высшей школой, которые функционируют в составе крупных классических университетов, что позволяет активно воздействовать на общество. Таких моделей образования в России пока не было, и нам кажется важным осуществить эту идею. Мы ведь таким образом не только профессиональных музыкантов, но и публику воспитываем, создавая активно действующую художественную среду.
Оптимизация и конвергенция
— Сейчас Россия столкнулась с рядом экономических трудностей, и правительство вынуждено сокращать расходы. Это затронуло и сферу культуры. Какие выходы из этой ситуации вы видите?
— Мы прекрасно понимаем задачу конкретного момента и стараемся оптимизировать бюджет. Однако это нельзя делать скоропалительно, и мы выдвинули несколько приоритетов. Во-первых, полностью сохранить профессорско-преподавательский состав, те традиции, которые привлекают абитуриентов.
Оптимизировать расходы можно по-другому: сократить траты на управление обслуживающим персоналом, посредством объединения хозяйственных кадровых служб, с помощью дистанционной работы или работы по соглашению. С одной стороны, это позволит сэкономить, с другой — развивать непосредственно образовательную деятельность. В этом случае мы сможем увеличить и расширить направления подготовки, поднять зарплаты педагогам и стипендии студентам, обеспечить им участие в фестивалях и стажировки в иностранных вузах. Так что оптимизация необходима в интересах и педагогов, и самих студентов.
— Вам не кажется, что эффективным методом оптимизации стала бы конвергенция с другими учебными заведениями, объединение каких-то направлений и партнёрские программы?
— Сейчас возникает ситуация, когда мы готовим универсальных специалистов и обязаны давать им знания высшего класса, которые обеспечивают профильные учебные заведения. В случае сотрудничества с другими университетами мы имеем возможность привлечения различных специалистов высшего порядка. С другой стороны, за счёт наших мастеров, за счёт новых программ и фестивалей мы можем воспитывать студентов разных специальностей. Любое сотрудничество, партнёрство открывает новые возможности.
— Многим кажется, что отношение к посещению театров изменилось, стало более обыденным. При этом многие эксперты из театрального мира считают, что элитарный статус театра остался, изменились сами зрители, а значит, и постановки — они стали более современными. Вы не думаете, что и институт должен стать более современным и расширить программу обучения, в том числе, и за счёт популярных ныне музыкальных жанров, а не только классики?
— Сейчас такое время, когда мы можем позволить себе, чтобы существовало всё. Всегда есть те, кому интересно классическое или эстрадное искусство. И есть много мастеров, работающих в разных жанрах — и в эстрадном, и в классическом, и это должно учитываться. В институте должно быть многообразие, а у студента — личный выбор. Мы должны предоставить огромный спектр возможностей, и пусть он сам решит, к чему расположен больше. Наша задача — воспитание вкуса, эстетического отношения к художественным ценностям, чтобы человек умел отличить хорошее от безвкусного, подлинное от подделки. В этом и заключается миссия образования.
— Каким вы хотите видеть институт через пять лет?
— Я бы хотела видеть здесь Высшую школу музыки им. Шнитке, которая известна и узнаваема в мировом пространстве. Я хочу, чтобы одно только его название вызывало сразу массу ассоциаций с конкурсами, которые мы проводим, и фестивалями, на которых побеждают наши ученики.
Я бы хотела видеть здесь лучших студентов и России, и зарубежья, и я уверена, что они будут. Я надеюсь, что институт станет центром притяжения российской и мировой культуры. И тогда имя Шнитке в названии будет оправданно.