Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя
Содержание:
- Отличия дипломов бакалавра, магистра и специалиста
- Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
- Особенности обучения на бакалавриате
- Отраслевые (специализированные) университеты
- Уровни высшего профессионального образования в России
- Выбор пути
- Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы
- Магистратура как ступень высшего образования
- Что лучше специалитет или бакалавриат
- В чем отличие магистратуры от бакалавриата? — вузы нижнего новгорода
- Кто такой магистр?
- Особенности бакалавриата
- Преимущества и недостатки специалитета
- Ученые степени в ВУЗах
- Диплом бакалавра и трудоустройство
- Специалитет и бакалавриат – в чем разница, что выбрать, что лучше?
Отличия дипломов бакалавра, магистра и специалиста
Различия бакалавров, магистров и специалистов не только в том, что у них написано в дипломе.
На разных ступенях студенты получают различные знания, которые по-разному применяются.
Нередко встречаются случаи, когда по смышлености и образованности магистр не превосходит бакалавра. Но это говорит о том, что он не получил ничего от последней ступени образования, кроме документа об ее прохождении.
Что учат студенты по программам:
- бакалавры 4 года изучают азы своей специальности. На первом и втором курсе студенты не углубляются в специальность, как на третьем и четвертом, а также проходят курс «общих» предметов, которые могут не относиться к профессии. Третий год – преддипломный. Количество часов специальности увеличивается. Практика в зависимости от специальности начинается на втором или третьем году учебы. Практически весь 4 курс посвящен написанию дипломной работы, подготовке к государственным экзаменам и защите. Именно поэтому курс бакалавров считают несовершенным. Лишь 2 и 3 курс посвящены специальности, а далее все время уходит на написание одной работы. Это очень мало для овладения всей необходимой информацией;
- на специалитете первый и второй курс также посвящены изучению отдаленных предметов и введению в специальность. Далее студенты более углубленно изучают свою нишу два года. И уже пятый год обучения – написание работы;
- 2 года магистратуры – написание научного труда. В это время студенты берут достаточно узкую область и досконально изучают ее. Прохождение курса магистратуры подразумевает, что человек будет дальше заниматься наукой, расти в профессиональном плане, занимать руководящие должности.
Различия между специалитетом и магистратурой
В последние 2-3 года процент студентов, поступающих дальше после получения диплома бакалавра, вырос. Но за этот промежуток времени с разницей между специалитетом и магистратурой ознакомились не все. Основные различия:
- в магистратуру поступают после обучения на бакалавриате, по программе специалитета учатся после 11 класса;
- специалистами становятся спустя 5 лет обучения, магистрами – 2 года;
- магистратура направлена на углубление в узкой области, знания, полученные на специалитете, можно сравнить со знаниями бакалавров;
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Отличия между этими системами есть, и они довольно серьезные:
- срок обучения. Специалитет занимает 5 лет, обучение на двух ступенях Болонской системы — не меньше 6 лет;
- однородность обучения. Специалитет — последовательное и однородное обучение, где программа усложняется с каждым годом (вузов со специалитетом осталось мало — это вузы творческой направленности, военные, медицинские, педагогические, технические). Болонская же система подразумевает 4 года классического высшего образования (знакомого российским студентам) и 2 года исследовательской работы;
- право выбора. Будущий специалист, конечно, может взять академический отпуск и сделать перерыв, а потом восстановиться в вузе. Может он, как и будущий бакалавр, сменить учебное заведение. Но все это сложно и не относится к стандартным ситуациям. Студенты, выбравшие Болонскую систему, знают: они могут сменить профессию после бакалавриата и поступить в магистратуру не только в другом вузе, но и в другой стране;
- универсальность. Специалитет — сугубо российское (а ранее — советское) явление. В большинстве стран мира поддерживается именно Болонская система. У бакалавров больше возможностей поступить в зарубежную магистратуру, а у магистров — получить работу в другой стране.
Как видите, отличия есть, и речь идет не только о дополнительном годе обучения.
Особенности обучения на бакалавриате
Бакалавриат — первая ступень высшего образования, если вы выбрали Болонскую систему. Обучение занимает от 3,5 до 4,5–5 лет, в зависимости от формы и направления подготовки. Стандартный срок на очном обучении — 4 года (4 курса). По итогам вы должны написать квалификационную работу и сдать экзамены, после чего получите степень.
Одна из особенностей бакалавриата — упор на общие знания по направлению, которое вы выбрали. Это «фундамент» для освоения профессии, который вы можете использовать по своему усмотрению.
Если специалисту придется долго переучиваться, чтобы получить новую специальность, то бакалавру достаточно окончить небольшие курсы по программе переподготовки.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Уровни высшего профессионального образования в России
Многие абитуриенты до сих пор задаются вопросом, является ли бакалавриат высшим образованием или нет? Свидетельствует ли диплом бакалавра о том, что его обладатель получил полное высшее образование? Чтобы разрешить все сомнения, рассмотрим подробно, из чего складывается современная система высшего образования в России.
Итак, в нашей стране система высшего профессионального образования представлена сегодня тремя основными уровнями: бакалавриат, специалитет и магистратура. Особняком здесь стоит аспирантура как форма подготовки научно-педагогических кадров, то есть ученых, а также интернатура и ординатура как ступени, завершающие обучение в медицинских вузах.
Выпускники специалитета или магистратуры в области искусств, чтобы получить право на осуществление исполнительской или преподавательской деятельности, завершают свое обучение в форме ассистентуры-стажировки.
Двухступенчатая система «бакалавриат-магистратура» была установлена в 1999 году в рамках Болонского процесса с целью унификации системы образования европейских стран. Россия присоединилась к этой системе в 2003 году. Первыми российскими вузами, начавшими готовить бакалавров, стали МГИМО, РУДН, НИУ ВШЭ и некоторые другие.
Процесс внедрения двухуровневой системы в российские вузы до сих пор не завершен, во многих из них еще сохранился специалитет. Однако в перспективе специалитет планируют оставить только для ряда специальностей медицинской, военной и инженерной отраслей.
Бакалавриат
Бакалавриат – это первая ступень высшего образования в России. Диплом бакалавра подтверждает успешное окончание высшего учебного заведения и получение полного высшего профессионального образования. Мнение о том, что образование бакалавра – это неполное высшее образование, ошибочно. Обладателем неполного высшего образования считается студент, отчисленный из вуза или самостоятельно решивший прервать учебу и забрать документы.
Право поступить на программу подготовки бакалавра могут те, кто имеет среднее общее или среднее профессиональное образование. Учатся бакалавры 4 года, за это время они успевают пройти фундаментальную подготовку по выбранной специальности, изучить общепрофессиональные и специальные дисциплины, пройти практику.
Решение о выдаче выпускнику диплома с квалификацией «бакалавр» принимает Государственная экзаменационная комиссия по результатам итоговой аттестации и защиты выпускной квалификационной работы.
Специалитет
Специалитет – это форма образования, специфическая для России. Долгое время она была единственной и общепринятой. Сегодня специалистов готовят только на некоторых медицинских, инженерных и военных факультетах.
Особенность подготовки специалиста заключается в обязательном освоении общенаучной и общепрофессиональной частей программы (изучение ряда гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин) и теоретическая и практическая подготовка по узкой специальности. Обучают специалистов 5 лет, по окончании обучения они проходят итоговую аттестацию и защищают дипломную работу. В дипломе специалиста указывается квалификация «юрист», «экономист», «политолог» и др.
Специалисты, пожелавшие продолжить обучение, вправе сделать это в магистратуре (только на платной основе) или аспирантуре.
Магистратура
Магистратура представляет собой форму обучения по программе, построенной на основе бакалавриата, но углубленной и дополненной. Особенность магистратуры заключается в том, что магистров в течение 2 лет готовят к дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Диплом о присвоении выпускнику степени магистра выдается по результатам защиты выпускной квалификационной работы магистра.
Выбор пути
После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.
- Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
- Второй вариант: поступление в магистратуру. Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью. В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.
- Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.
При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры — еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.
Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.
Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы
Бакалавриат — это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.
Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.
Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом. Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.
Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.
Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.
Бакалавр — это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет — выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам — это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.
Магистратура как ступень высшего образования
Если диплом бакалавра получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр – это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.
Магистратура – эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.
Преимущества магистратуры:
- возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
- возможность продолжить образование спустя несколько лет;
- углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.
Что лучше специалитет или бакалавриат
Плюсы бакалавриата
- позволяет студенту после 4-летнего обучения продолжить учебу в любом европейском вузе;
- сроки обучения сокращаются, что позволяет быстрее начать работать.
Среди минусов то, что работодатели не так охотно предлагают рабочие места бакалаврам, полагая, что качество и уровень их знаний не соответствуют требуемым.
Основные особенности специалитета:
- более качественная подготовка – студенты учатся 5 лет;
- диплом специалиста дает возможность по окончании поступить в аспирантуру;
- с дипломом специалиста не получится бесплатно поступить в магистратуру. Это считается вторым высшим образованием, а второй раз государство не предоставляет возможности бесплатно учиться гражданину;
- при желании продолжить обучение в зарубежных университетах или институтах, а также при получении рабочего места за границей обладателям диплома специалиста придется пройти процедуру подтверждения документа.
Это основные моменты, отличающие бакалавриат от специалитета, которые необходимо учитывать абитуриенту при выборе программы обучения и вуза.
В чем отличие магистратуры от бакалавриата? — вузы нижнего новгорода
nikolayhg/pixabay.com
Современные студенты в отличие от своих родителей получают вузовский диплом не через пять-шесть лет, а гораздо быстрее. Они обучаются по двухступенчатой системе образования, становясь сначала бакалавром, а потом уже магистром. Сегодня мы рассмотрим основные различия бакалавриата и магистратуры, а также выясним: кому необходима вторая ступень обучения в университете.
Бакалавриат
Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», вступившему в силу 12 сентября 2013 года, в системе высшего образования обозначены уровни «бакалавриат», «магистратура» и «специалитет». Большинство российских вузов, как показывает практика, сделали выбор в пользу «болонской» системы образования — двухуровневой, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.
Первым уровнем вузовской образовательной системы является бакалавриат.
За четыре года обучения студент получает фундаментальную базу знаний и навыков, которая позволит ему в дальнейшем работать по профессии.
Действовавшая ранее советская система подразумевала для будущих специалистов пятилетний срок обучения, по истечении которого можно было сдать государственные экзамены и получить долгожданный диплом.
Академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования. Предполагается, что на получении соответствующей «корочки» студент не завершит свое обучение, а продолжит его в магистратуре.
Прикладной бакалавриат в большей степени ориентирован на практику. За четыре года студенты получают необходимый для трудоустройства объем информации и практических навыков, что позволяет им расстаться с вузом ради работы на производстве.
Важно отметить, что программа обучения будущих прикладных и академических бакалавров в первые семестры является абсолютно идентичной. Такой подход позволяет студентам грамотно расставить свои приоритеты и сделать выбор дальнейшего пути в университете и жизни
Нижегородский институт МИУ предлагает получить образование в одном из вузов Консорциума инновационных вузов: Московского инновационного университета и/или Международного инновационного университета.
Магистратура
Магистратура — это второй уровень профессиональной подготовки студента. Обучение длится в среднем два года, завершаясь защитой магистерской диссертации.
Ян Гусар, аспирант, закончивший магистратуру в МИУ, рассказал, что решил не ограничиваться бакалавриатом, поскольку был заинтересован в получении более глубоких знаний.
Дальнейшее обучение в университете позволило ему должным образом подготовиться к научно-исследовательской деятельности и продолжить образование в аспирантуре.
Ян Гусар отметил также, что с дипломом магистра сегодня значительно проще найти работу не только в России, но и за рубежом. Все больше вакансий в иностранных компаниях содержат отметку «MD», что расшифровывается как Magister Diploma (диплом магистра).
Помимо международного признания магистры могут похвастаться тем, что им значительно проще подниматься по карьерной лестнице и занимать руководящие посты. Нередко бывает так, что получив диплом бакалавра и отправившись покорять рынок труда, специалист возвращается в вуз, чтобы стать магистром.
В магистратуре студент изучает различные дисциплины и занимается научно-исследовательской деятельностью, получая более широкий спектр знаний по сравнению с бакалавриатом.
Срок обучения варьируется от двух лет до двух лет и пяти месяцев.
Третья ступень современной системы вузовского образования — аспирантура. Данный вид подготовки специалистов в дальнейшем позволяет им не только заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и преподавать в высших учебных заведениях. Пойти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру или специалитет, нельзя.
Продолжительность обучения в аспирантуре составляет около трех лет для очного отделения и четырех — для заочного.
Окончание аспирантуры подтверждается дипломом с присвоением квалификации «Исследователь» и «Преподаватель-исследователь», а по итогам защиты кандидатской диссертации в специализированном Совете аспирант получает степень кандидата наук. После этого он может продолжить научную деятельность и претендовать на степень доктора наук.
Кто такой магистр?
Это человек, который получил образование второй ступени после бакалавриата. Из-за правовой неопределенности у бакалавров возможны трудности с трудоустройством. Поскольку первая ступень не всегда признается полноценным высшим образованием. Значит на должности, где требуется ВО, такого человека могут не взять.
Магистры лишены таких проблем. Степень открывает дополнительные карьерные возможности, выгодно отличает выпускников на фоне соискателей или действующих работников.
В отличие от кандидатов или докторов наук, эта степень менее престижна. Относится не к ученым, а к академическим. Ориентирована на практическую, а не на исследовательскую деятельность.
Поступление в магистратуру возможно на бюджетную или коммерческую основу. После бакалавриата или специалитета. Но во втором случае обучение будет считаться вторым высшим образованием. На бесплатную учебу рассчитывать уже не придется.
Особенности бакалавриата
Чем отличается бакалавриат от специалитета? У него есть несколько характерных черт:
- это первая ступень двухступенчатого образования (вторая — магистратура),
- это международная модель, поэтому он признается за границей,
- длительность — 4-5 лет.
У этого уровня обучения есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
Положительные стороны видны из особенностей:
- Полноценное высшее образование — первая ступень позволяет получить основные знания по специальности на бюджетной или контрактной основе, подтвержденные дипломом государственного образца.
- — чем отличается бакалавриат от специалитета, так это возможностью закончить магистратуру по другому направлению абсолютно бесплатно.
- Международная система — уровень дает право легко продолжить образование или устроиться на работу за границей.
- Время — обучение длится в течение 4-5 лет.
Минусы
У двухступенчатого обучения есть и существенный минус — возможная необходимость второй ступени. Несмотря на полноценность первой из них, выпускников второй принимают на работу охотнее, а поступление в магистратуру сопровождается более жестким конкурсом, так как для нее выделяется меньше бюджетных мест. Более того, даже при принятии на работу есть шанс, что компания направит работника заканчивать обучение.
Преимущества и недостатки специалитета
Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:
во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;
- во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
- в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
- в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
- в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.
Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:
- отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
- за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
- если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.
Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).
Ученые степени в ВУЗах
Важно не путать ученое звание с официальной должностью, на которой работает сотрудник. В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней
И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок
В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней. И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок.
Должностная лестница определяется внутренним регламентом ВУЗа примерно по такой иерархии:
- лаборант;
- старший лаборант;
- ассистент;
- преподаватель;
- старший преподаватель;
- доцент;
- профессор;
- завкафедрой;
- декан;
- проректор;
- ректор.
То есть можно состоять в должности профессора, но не иметь никакого ученого звания, или иметь ученое звание профессора, а работать на должности доцента.
Зачастую преподаватель, занимающий профессорскую должность, далеко не всегда располагает званием профессора, а заведующий кафедрой может быть всего лишь доцентом по званию.
Чаще всего само звание присваивается после опыта работы в одноименной должности.
Пример официального перечисления всех научных регалий будет звучать так: Симонова И.С., кандидат филологических наук по специальности 10.02.03 «Славянские языки», доцент по специальности «Славянские языки», раньше к этому добавили бы «доцент кафедры русского языка».
При этом занимаемая должность может быть разной.
Диплом бакалавра и трудоустройство
Чтобы оценить шансы на получение престижной должности или вообще работы, нужно обратиться к статистике. Исследование проводил портал, который предоставлял опросы компаниям, ищущим молодых специалистов. Интересные цифры:
- 45% работодателей все равно на степень образования сотрудника. Они оценивают практические знания, быстроту принятия решений, ответственность и стремление. Стоит отметить, что и бакалавр тоже требуется не так часто. Некоторым сотрудникам в работе понадобятся знания, которые нельзя приобрести в ВУЗе.
- 57% опрошенных работодателей сделали заявление, что откровенно не видят различий между дипломами бакалавра, специалиста, магистра. А знания сотрудников с разными степенями и вовсе не отличаются, что проверено на практике.
- Хорошая новость для тех, кто не желает поступать в магистратуру – 79% опрошенных считают, что диплома бакалавра достаточно для получения должности. Легче всего устроиться на работу в банк или другие учреждения, связанные с финансами. 92% работодателей охотно связываются с бакалаврами. Из сферы управления это 90%. В строительной сфере только 54% ценят знания, полученные на бакалавриате.
- 69% работодателей поделились мнением о том, что они возьмут на одну должность как бакалавра, так и магистра. Чем больше компания – тем меньше равны сотрудники с разными дипломами. В небольших организациях шансы равны.
Большинство работодателей нейтрально или отрицательно оценили переход на многоуровневую систему
А в специальностях, которых нет в списке «закрытых» для бакалавров важно проявить знания, а не предъявить диплом «магистра».
Куда не возьмут бакалавров
Многим работодателям важно наличие диплома без подробностей о пройденных ступенях. Но в некоторые сферы просто не попасть без звания «магистр»
Какие профессии входят в перечень «закрытых» для бакалавров:
- Преподаватель в ВУЗе обязан иметь диплом магистра или специалиста, не ниже. Ограничение не касается педагогов школ и других учебных учреждений, не имеющих статут высших. В профессорско-преподавательском составе должны находиться сотрудники, которые прошли специалитет или магистратуру по своему профилю. Закончить бакалавриат и пройти следующую ступень по другому направлению не удастся. Если преподаватель хочет вести научную деятельность в заведении – он тоже обязан получить оконченное высшее образование.
- Государственный служащий. Тем, кто занимает должности в министерстве или комитете тоже нужно иметь диплом магистра или специалиста. Все депутаты обладают знаниями, которые дают при получении полного высшего образования.
- Чтобы статья судьей, необходимо соответствовать целому перечню требований. В него входит отсутствие судимости, стаж работы в государственной структуре по специальности, возрастное ограничение. В любом случае судья обязан иметь квалификацию «магистр». Бакалавр также должен быть пройдет по направлению подготовки «Юриспруденция».
В первом пункте есть исключение для преподавателей. Но стоит отметить, что педагоги даже внешкольных учреждений идут доучиваться, чтобы получить документ со словом «магистр», выполняя требования начальства. Если в планах нет преподавания в ВУЗе, следует уточнить у работодателя, насколько важна для него ступень образования.
Специалитет и бакалавриат – в чем разница, что выбрать, что лучше?
Специалитет – это уровень квалификации высшего образования в России в советское и некоторое постсоветское время. Он ориентируется в первую очередь на то, чтобы студент получил полную базу нужных навыков и специальную подготовку.
После окончания учебы студент получает квалификацию специалиста, а в дипломе указывается точное название специальности.
Обратите внимание! Срок учебы, в среднем, составляет 5 лет для дневного и 6 – для заочного отделения, однако, некоторые специальности могут требовать большего срока – к примеру, медицинские. Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России
Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра
Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра.
Бакалавриат – что, кого и где?
Бакалавриат – это уровень квалификации высшего образования согласно Болонской системе образования (в России бакалавриат вводился с 2003 года).
Обратите внимание! Учеба на бакалавриате длится четыре года – и по окончанию студент может забрать официальный документ – диплом бакалавра. После этого можно найти работу или же поступить на магистерскую программу и написать магистерскую диссертацию
После завершения бакалавриата открыты возможности, как по дальнейшему обучению на территории страны, так и за границей.
Важно знать! После бакалавриата при поступлении в магистратуру вы можете выбрать не только другой ВУЗ, но и другую специальность (в таком случае, вероятно, предполагается сдача дополнительных экзаменов). Например, закончить бакалавриат на экономиста и поступить в магистратуру на нефтяника (неплохая перспектива)
Чаще всего абитуриенты выбирают бакалавриат. Для этого есть две причины. Первая заключается в том, что сегодня практически не осталось программ подготовки специалистов. Вторая же – в том, что бакалавриат дает куда большие перспективы для молодых студентов, планирующих переезд за границу или тех, кто подозревает смену вида деятельности в дальнейшем.
Отличия специалитета от бакалавриата
Сравним, что вас ждет после окончания специалитета и бакалавриата (без магистратуры).
Продолжение образования в России | + | + |
Продолжение образования за границей | – | + |
Трудоустройство сразу после получения диплома | + | + |
Трудоустройство в государственной власти или образовании | + | – |
Поступление в аспирантуру | + | – |
Плюсы и минусы бакалавриата
Программа продолжается четыре года | После бакалавриата нельзя по сокращенной процедуре поступить на аспирантуру. |
После окончания можно на бюджетные средства поступить в магистратуру | Такой диплом не дает сразу же устроиться в некоторые сферы – к примеру, в образовательную или же в аппарат власти. |
Можно легко сменить профессию – нет нужды учиться заново. Можно выбрать магистратуру с другим родом занятий. | Для продолжения образования необходимо пройти и вторую ступень обучения. |
Можно получить работу или продолжать образование в другой стране – диплом легко признается действительным в других странах. | |
Получение диплома бакалавра и последующее получение диплома магистра дает отсрочку от армии на 6 лет. |
Плюсы и минусы специалитета
Диплом специалиста в часто воспринимается работодателем благосклонно – таким претендентов считают лучше подготовленными. | Такой диплом предлагает узкие возможности образования и трудоустройства за границей – с его признанием возникают некоторые сложности. |
Без прохождения дальнейшем подготовки специалисты имеют возможность работать во всех сферах – к примеру, преподавать или занимать должность в органах власти. | В случае поступления в магистратуру после получения специалиста не будет отсрочки от армии – в то же время, получение диплома бакалавра и последующая магистратура – дают. |
Дает пути для дальнейшего обучения в аспирантуре. |