Система образования в украине

Будут уезжать за границу

В Украине реформа школьного образования должна завершиться в 2024 году. Все школы планируется разделить на три ступени. Первая ступень — начальная школа, где учатся с 1-го по 4-й класс, вторая — гимназии, в которых учатся с 5-го по 9-й класс, третья — специализированные лицеи, где проходят обучение с 10-го по 11-й (12-й) класс, куда выпускникам гимназий придется поступать, как в вузах на магистратуру. Те, кто не поступит в лицей, могут продолжить учебу в профессиональных колледжах (аналог ПТУ или техникума), где обучение продлится от двух до четырех лет. 

Однако, как говорит эксперт в области трудоустройства Татьяна Пашкина, в Украине всегда был перекос с профтехобразованием, которое финансировалось по остаточному принципу.

«У нас перекос с высшим образованием — рынку труда не нужно столько экономистов и юристов, сколько их выпускают, причем иногда желание идти учиться именно на эти специальности больше принадлежит родителям, готовым оплачивать учебу не всегда способных чад. Но все, что сейчас происходит со средними школами, очень похоже на навязчивую пропаганду нашего профтехобразования, к качеству которого большие вопросы. Ведь не секрет, финансировали по остаточному принципу», — говорит Пашкина.

По ее словам, из рабочих специальностей, которые получают в профессиональных колледжах, востребованы строители всех специальностей, сантехники, плотники, механики, слесари, сельхозработники и повара.

«Такие специалисты востребованы как здесь, так и за границей. Но, простите, какого талантливого повара выпустил хотя б один «кулинарный техникум»? Все всему учатся уже на работе. Я знаю только Савву Липкина, который, закончив ПТУ, сейчас владеет сетью известных ресторанов (в Одессе. — Авт.). Детям нужно показывать, какое образование можно получить и сколько потом денег заработать», — говорит Пашкина.

Также, по ее словам, в последнее время резко вырос спрос на медицинских работников среднего звена — фармацевтов, медсестер. «Фармация наша, которая выпускает генерики — заменители дорогих лекарств известных брендов, — сейчас задыхается от отсутствия специалистов нужного уровня и нужных специальностей. Ведь в вузах ограниченное количество мест на фармакологические специальности», — подчеркивает Татьяна Пашкина.

Но в то же время, по ее мнению, такая реформа может привести к оттоку выпускников украинских гимназий за границу. «Если нашим детям не дадут возможности получать среднее образование здесь, они, вполне вероятно, могут выбрать лицеи, а потом и вузы, в Польше, Чехии, Германии и т. д.», — говорит Пашкина. Чем это может обернуться для страны — очевидно: дефицитом мозгов и рабочей силы, а также еще большей демографической ямой.

Материал опубликован в газете «Вести» от 14 января №4. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

В каких городах Польши есть украинские и русские школы?

Найти обучение на русском и/или украинском языках возможно. Но прежде чем перейдем непосредственно к учебным заведениям, нужно уточнить: различных курсов, лекций, отдельных программ и т.п. на данных языках очень много, однако речь пойдет о школах, которые будут признаны участниками обязательного образования.

Следующий момент. Говоря об обучении на украинском или русском, подразумевается глубокое изучение именно языковых предметов (родной язык, литература), факультативно могут быть добавлены иные, но законодательные требования к образованию все равно заставят учеников знать польский, и обучаться на нем некоторым предметам.

«Україномовні» для украинских детей

Упоминая украинский язык обучения, подразумевается официальная литературная форма. Случаи близких, но отдельных диалектов и/или языков, таких, например, как «Лемківська мова», на которой также можно встретить обучение в РП, в данном контексте не рассматривается.

Всего подобных школ не так много:

Город Название Контакты
Белый бор Им. Тараса Шевченко
  • ul. Dworcowa 25, 78-425 Biały Bór.
  • liceum-bialybor.eu
Бартощице Им. Леси Украинки (начальная)
  • ul.Leśna 1, 11-200 Bartoszyce.
  • Тел: 530 231 207.
Легница Им. Богдана – Игоря Антонича
  • ul. Tarasa Szewczenki 10 (dawna Pancerna 10), 59-220 Legnica.
  • Тел: 76 723-31-06.
  • zso4legnica.pl
Перемышль Им. Маркияна Шашкевича
  • 37-700 Przemyśl, ul.Smolki 10.
  • Тел: 16 678 53 47.
  • szaszk.edu.pl
Гурово-Илавецке Комплекс школ с украинским языком обучения
  • ul. Szkolna 6, 11-220 Górowo Iławeckie.
  • Тел: 89 761 12 43.
  • szkolazdumka.pl

Все указанные заведения называются «комплексами школ», т.к. включают в себя различные направления и уровни погружения в предметы на украинском. При этом условия в каждой могут значительно отличаться.

Русскоязычные для белорусов и россиян

Если украиномовные школы располагаются в основном в небольших населенных пунктах, где компактно проживают украинцы, то с русскоязычными школами ситуация обратная. Самая известная из них – это общеобразовательная школа при посольстве РФ в Варшаве.

Ее контакты:

  • Warszawa, ul.Kielecka 45
  • Тел: 22 849-18-75
  • school.rusemb.pl

Остальные учебные заведения на русском, которые удалось найти, либо находятся на других ступенях образования, либо являются языковыми курсами.

Свидетельства о начальном образовании не выдадут

Другие изменения в школах 2021 – теперь не станет табелей, так еще с этого учебного года после четвертого класса свидетельства о начальном образовании выдавать на руки не будут. По новым правилам, их учет будет проводиться в электронной форме, а храниться они будут в Единой государственной электронной базе по вопросам образования в Реестре документов об образовании.

Но это не означает, что его нельзя будет получить на руки. По личному требованию родителей школа обязана предоставить бумажную копию. Для этого нужно будет написать заявление на имя директора школы. Выдать свидетельство обязаны не позднее пяти дней после обращения. Копия выдается на бумаге формата А4 с подписью директора школы и печатью. В случае утраты бумажного свидетельства родители имеют право обратиться в школу для его повторного получения. Согласно объяснению МОН, такое нововведение позволит сократить траты на изготовление документов об образовании, а в случае если в документе будет допущена ошибка, можно будет быстро ее исправить.

«Школа в Украине усиливает социальное неравенство». Интервью с социологом

Одна школа на микрорайон

В этом году в Украине начинается процесс трансформации учебных заведений. После 9-го класса школьники должны уходить учиться или в заведения системы профессионально-технического образования (бывшие ПТУ и техникумы), или в специализированные лицеи. Количество таких лицеев — четверть от существующих еще школ, где дети учились в старших классах. В каждом из районных управлений образования еще с 2019 года существуют перспективные планы развития сети заведений среднего образования района, которые, к слову, до сих пор не утверждены ни на уровне районных управлений образования, ни на уровне КГГА.

В распоряжение «Вестей» попал такой перспективный план одного из крупных районов Киева. Как следует из документа, из более чем 60 существующих на данный момент общеобразовательных средних школ I, II и III ступеней, где обучались дети с 1-го до 11-го классов, в том числе специализированных, остается около 15, в которых можно получить полное среднее образование. Это приблизительно по одной-две на большой микрорайон.

Часть из бывших школ III ступени превратятся в заведения образования I и II ступеней, то есть в них будет начальная школа и гимназия. И в них, как сказано в документе, не будут осуществляться наборы в 10-е классы уже с сентября 2021 года. А такие привлекательные приставки в названии, как «средняя школа с углубленным изучением» — иностранных языков или предметов естественно-математического цикла, — исчезнут. В микрорайоне также останутся по одной-две начальных школы. Остальные школы будут набирать детей в первый класс, и выпускать из 9-го.

Что ждет учеников:

Три уровня образования. Закрепляется трехуровневая система общего среднего образования: начальное образование должны получать на протяжении четырех лет, базовое среднее — в течение пяти лет, а профильное рассчитано на три года.

В школу без спецотбора. В первый класс детей будут принимать без конкурсов и тестов, а вот в старшую профильную школу — на основании годового оценивания результатов их учебы и государственной итоговой аттестации. Проще говоря, ВНО придется сдавать после четвертого и девятого классов.

Индивидуальные занятия. Для учеников с инвалидностью будут составляться персональные программы. Больше свободы дадут тем, кто параллельно учится в других заведениях — например, в музыкальной или спортивной школе. Полученные там оценки будут засчитываться. А учебные достижения детей, которые обучаются дома, позволят им получить аттестат о среднем образовании.

Чтобы заниматься по индивидуальному плану, учащемуся или его родителям необходимо будет обратиться с заявлением в школу. Составлять программу будут совместно учителя, родители и сам ученик. Но школьникам придется подтверждать свои знания по изучаемым вне школы предметам на годовом оценивании и итоговой аттестации, а также дважды в год проходить семестровый контроль.

Предметы на выбор. Школьники получат возможность выбирать предметы, которые им нужны. Для этого из учащихся в классах одной параллели будут формироваться сборные группы под разные дисциплины.

Занятия в больнице и не только. Школьники, которые находятся на продолжительном стационарном лечении, смогут получать образование в больницах.

Три модели языкового вопроса. Первая модель предусмотрена для коренных народов, которые не имеют собственной языковой среды и государства, которое развивало бы язык. К примеру, крымских татар. В таком случае с первого по одиннадцатый (двенадцатый) класс дети будут учиться на языке коренного народа. Параллельно предметы будут преподавать на украинском языке.

Вторая модель — для национальных меньшинств, которые преимущественно живут в своей языковой среде (прежде всего речь идет о русскоязычных). С первого по четвертый класс дети будут учиться на языке нацменьшинства, а украинский язык изучать как предмет. В пятом-девятом классах 20–40% предметов преподаваться на государственном языке, а в старшей школе — 60% учебного времени.

Третья модель ориентирована на представителей нацменьшинств с другими языками. Согласно ей, в первом-четвертом классах предметы будут преподавать на языке нацменьшинств, а украинский изучать как предмет. С пятого класса не менее 80% учебного времени должно преподаваться на украинском языке.

Пятиклассники пойдут в НУШ

С 1 сентября этого года обучение пятиклассников начнется по методике Новой украинской школы (НУШ). В пилотном проекте принимают участие 136 школ Украины. В следующем учебном году по новому стандарту для 5–9 классов будут учиться все пятиклассники.

Главная особенность нового стандарта для 5–9 классов — теперь в школах будут образовательные области. В каждую из образовательных областей будет входить несколько предметов. Всего будет девять образовательных областей: языково-литературная, математическая, область естественных наук, область природных наук, технологическая, информатическая, социальная и здоровьесберегающая, гражданско-историческая, художественная и область физической культуры. Предметы, входящие в них, можно будет комбинировать в интегрированные курсы или изучать по отдельности. Например, на одном уроке можно пройти сразу несколько тем по, скажем, украинскому языку и зарубежной литературе. А можно, как и раньше, посвятить урок отдельно украинскому языку, отдельно — литературе.

Также пятиклассники по программе НУШ будут изучать такие интегрированные курсы, как «Этика», «Культура добрососедства» или другой курс нравственной направленности, «Здоровье, безопасность и благосостояние», «Предпринимательство и финансовая грамотность» и пр. Особенность интегрированных курсов в том, что они — межотраслевые. То есть дисциплина может одновременно принадлежать и к естественной области, и к обществоведческой или к информатической и социально-здоровьесберегающей.

Доступность и доступность

Поскольку в большинстве коммунистических советских и восточноевропейских государств доступ к образованию для масс считался высшим приоритетом, это было в значительной степени связано с тем, что в имперские времена доступ к высшим учебным заведениям имели только дворяне и богатые. Граждане Советского Союза имели бесплатный доступ к среднему образованию и должны были получить как минимум степень младшего специалиста, эквивалентную степени младшего специалиста в США. Более того, Советский Союз осуществлял обязательный призыв своего мужского населения, однако те, кто учился на ученую степень, освобождались от призыва до завершения учебы, поэтому мужчины часто оставались зачисленными, чтобы получить степень магистра, чтобы отсрочить их поступление в армию.

После обретения независимости Украина сохранила советский принцип наличия системы высшего образования, доступной для населения. В 2009 году Украина потратила на образование 7,3% ВВП по сравнению с 5,2% в США. Профессиональные школы (Technikums), которые аналогичны общественным колледжам в США и присуждают степень младшего специалиста, по-прежнему оставались доступными для большинства граждан, учащимся, желающим поступить в профессиональное училище, не нужно было окончить все 11 классов школы и может поступить в 9 класс. Однако бюджетные ограничения вынудили взимать плату за обучение по университетским программам. Студенты, желающие поступить в университеты, должны пройти полную программу среднего образования. В течение последнего года обучения они проходят тест на определение уровня образования, который определяет их шансы на поступление и то, будут ли они платить за обучение или нет. Более того, зачисленные студенты могут получать ежемесячную стипендию, предназначенную для покрытия их расходов на проживание и учебу во время зачисления в колледж. В 2012 году минимальная ежемесячная стипендия составляла 550 грн. Для студентов, обучающихся в Техникуме, и 730 грн. Для студентов, обучающихся в ВУЗах. В 2016 году стоимость обучения в высших учебных заведениях составляла в среднем менее 1000 долларов за учебный год; но из-за расходы на студентов были значительно выше. Со студентами, получающими докторскую степень, помимо степени специалиста или магистра, обычно обращаются так же, как со студентами-выпускниками в США, где от них ожидается помощь преподавателям и они могут получать оплату от университета, поскольку они проводят свои собственные исследования.

Хотя онлайн-образование не является преобладающим в Украине, студенты могут поступать в заочное отделение, которое является наиболее распространенным типом дистанционного обучения в Украине и многих других странах бывшего Советского Союза. Во время этого типа зачисления студент продолжает работать и получает все задания на семестр заранее. Студент выполняет задания, затем возвращается в университет, чтобы объяснить свои рассуждения и пройти тестирование. Многие предприятия в Украине субсидируют своих сотрудников, которые возвращаются, чтобы получить более высокую степень, используя этот метод.

Последипломное образование[править | править код]

Последипломное образование — специализированное усовершенствование образования и профессиональной подготовки лица путём углубления, расширения и обновления его профессиональных знаний, умений и навыков или получения иной профессии, специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта.

Последипломное образование создаёт условия для непрерывности и преемственности образования и включает:

  • переподготовку — получение другой специальности на основе полученного ранее образовательно-квалификационного уровня и практического опыта;
  • специализацию — приобретение лицом способностей выполнять отдельные задачи и обязанности, которые имеют особенности, в пределах специальности;
  • расширение профиля (повышение квалификации) — приобретение лицом способностей выполнять дополнительные задачи и обязанности в пределах специальности;
  • стажировка — приобретение лицом опыта выполнения задач и обязанностей определённой специальности.

Критика

По словам британского экономиста Фрэнсис Кэрнкросс (апрель 2010 г.), «украинское образование слишком инстинктивно, коррумпировано и слишком бедно, чтобы делать хорошую работу». По словам шведского экономиста Андерса Ослунда (в октябре 2012 г.) лучшими частями украинской системы образования являются базовое образование по математике и естественным наукам;

Украинский профессор О. Базалюк   сообщает, что украинское образование дает студенту не более чем иллюзию обучения. В результате большинство украинских выпускников не обладают даже базовым уровнем профессиональных знаний при выходе из школы. Из-за крайне неэффективной образовательной политики украинского правительства и повсеместной коррупции повседневная жизнь общества существенно изменилась. Новые развитые качества социальной трансформации включают агрессию, грубость, нетерпимость, хвастовство, сдержанность и т. Д.

В 2013 году система образования получила третий по величине процент дачи взяток среди украинцев — 33%.

Формы получения образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Что такое семейное образование

Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. 

<<Блок перелинковки>>

Давайте разберём основные виды семейного образования.

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.  
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.

Семейная форма обучения подойдёт, если:

  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Что такое самообразование

Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.

Форма самообразования подойдёт, если подросток: 

  • хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
  • уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
  • хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.

Без «совка» и «преступлений»

Для полноценного внедрения новой системы начальной школы Министерство образования и науки также занялось переподготовкой учителей. По данным ведомства, сейчас подготовку к новой учебной программе проходят 22 тыс. педагогов. В то же время, с 1 сентября 2017 года в 100 украинских школах запущен пилотный проект, в рамках которого первоклассники учатся по программе «Новая украинская школы». Всего в Минобразования планируют подготовить к работе с новым стандартом обучения 41 тыс. педагогов. На реализацию реформы в начальной школе в госбюджете 2018 года заложено 1,9 млрд гривен. Почти миллиард гривен из этой суммы планируется направить на закупку новой мебели и учебных средств, 386 млн гривен — на повышение квалификации учителей, 320 млн гривен — на учебники и учебно-методическую литературу.

«Хорошо было бы реформировать все звенья среднего образования одномоментно. Но это сложное, глобальное и системное задание, которое требует огромных ресурсов — времени, финансов, учителей», — считает член коллегии Минобразования и науки, директор столичной специализированной школы № 148 им. И.Багряного (с углубленным изучением украинского языка и литературы) Сергей Горбачев. По его словам, реформа среднего образования поэтому и начинается с преобразований в начальной школе. По словам Горбачева, главная проблема начальной школы заключается в том, что система обучения направлена на то, что ребенок должен «слепо» подчиняться, не задавать вопросов, четко выполнять то, что говорит учитель. Такой ребенок вырастает конформистом, неспособным иметь собственное мнение. «Дети будут расти и реформа будет «расти» вместе с ними. Большая проблема заключается в том, что советское образование остается доминирующей парадигмой в Украине. То есть, накопление знаний без их конкретного применения», — пояснил РБК-Украина педагог.

Участник экспертной группы разработчиков программы «Новая украинская школа», директор киевской общеобразовательной школы №5 Светлана Олексюк называет старую школьную программу «преступлением против любознательности ребенка». «Регламент, который заставляет ребенка посадить его на целый день за парту, я считаю преступлением. Учитывая, что это еще и цементируется дополнительными занятиями и репетиторами. В итоге, постепенно старая школа убивала интерес ученика к обучению», — говорит она. Сергей Горбачев отмечает, что с 1 февраля в Украине стартовал онлайн-курс для учителей начальных классов, которые с 1 сентября 2018 года начнут учить первоклассников по новой программе. Кроме того, все учителя, которые будут набирать в этом году первые классы, обязательно пройдут насыщенные тренинги.

«То, что можно сейчас увидеть в пилотном проекте, показывает, что программа работает на то, чтобы естественную любознательность детей поддерживать и развивать. У каждого первоклассника есть свое портфолио, куда он может складывать свои работы, показывать их родителям. И деткам интересно учиться, ведь очень много времени уделяется творчеству. Родители первоклассников-участников пилотного проекта, которые заинтересованы в развитии ребенка, также остались довольны новой системой образования. Единственное, многим родителям непривычно, что детям оценок не ставят, не всем это нравится», — рассказала изданию Светлана Олесюк.

Стипендии одарённым школьникам и другие фишки: среднее образование в Украине

Школьное образование включает три этапа: начальная, основная и старшая школа. Учёба в начальных классах, как и в Беларуси, длится 4 года. В 1-й класс отправляют ребят, которым исполнилось 6 лет, в том случае если итоги психологического собеседования и медицинского обследования подтверждают готовность дошкольника к систематическому обучению. По желанию родителей они могут отдать ребёнка в школу годом позже — в 7 лет.

На следующий этап — основную школу — отводится 5 лет. За это время ученики получают базу, которая помогает выбрать профиль дальнейшего обучения. Одаренные дети могут поступать в профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовкой, специализированные школы, гимназии и лицеи. Особо талантливые могут претендовать на государственную стипендию либо получить среднее образование по ускоренной программе и сдать экзамены экстерном.

После сдачи вступительных тестов выпускники основной школы могут перейти в старшую. На этом этапе школьники завершают полное общее среднее образование и могут претендовать на поступление в университет либо другое высшее учебное заведение. На финише выпускники проходят вместо школьных экзаменов Внешнее независимое оценивание (ВНО) — аналог российского ЕГЭ. Предметы для сдачи испытаний одиннадцатиклассник выбирает самостоятельно с учётом того, какие сертификаты ему нужны для поступления в вуз.

Что ждет педагогов:

Сам себе методист. Педагоги смогут самостоятельно разрабатывать учебные программы и собственные системы оценивания, а также повышать квалификацию по своему выбору за счет госбюджета.

Поощрения. Ответственным за ресурсные комнаты, кабинеты информатики и спортзалы будут доплачивать от 10% до 20% от их зарплаты. 

Педагогическая интернатура. За молодым специалистом будет закреплен наставник, который должен заниматься профессиональным развитием начинающего учителя, направлять и консультировать его. За это наставнику полагается доплата 20% от оклада.

Медицинская подготовка. Все учителя должны владеть навыками первичной медицинской помощи, чтобы предотвратить трагические случаи, когда школьная медсестра или скорая не успевают оказать необходимую помощь ученику.

Квалификации

Вообще, значительная часть реформы посвящена повышению квалификации учителей. Так, формализуются различные виды и формы повышения квалификации учителей. Речь идёт как о формальных институциональных формах, так и о дуальных, на рабочем месте.

Учителям предоставляется больше свободы в выборе возможностей повысить свою квалификацию что потенциально может стать огромным положительным моментом для украинского среднего образования. Одновременно с этим нельзя исключать и усиления активности аферистов и мошенников в образовательной сфере.

Также будет создано Национальное агентство квалификаций. Это государственное агентство призвано стать связующим звеном между системой образования и рынком труда. Для Украины характерной остаётся ситуация, когда выпускники даже топовых университетов не обладают навыками и квалификациями, которые бы позволили им хорошо устроиться на рынке труда. Создаваемое агентство призвано анализировать рынок труда, в частности, актуальные и перспективные умения и навыки и согласно этим данным корректировать образовательные программы.

В случае, если Национальное агентство квалификаций окажется эффективным и будет реализовывать поставленные перед ним задачи, это станет огромным позитивным изменением, которое затронет и украинскую систему образования, и украинский рынок труда.

Также в законе появляется понятие Национальных уровней квалификаций. Суть данного новшества заключается в формализации уровней квалификаций по способности человека выполнять те или иные действия. Например, нулевой уровень квалификации предполагает способность личности самостоятельно действовать в простых известных ситуациях под непосредственным присмотром другого лица. А десятый уровень квалификации предполагает способность лица определять и решать социально значимые проблемы. Соответственно, овладение различными уровнями квалификаций происходит на разных уровнях образования.

Данное нововведение является полезной систематизацией, поскольку, в рамках деятельности Национального агентства квалификаций позволит определять уровень квалификаций конкретного человека или учебного заведения и, согласно этим данным, адаптировать учебные программы и т.д. Таким образом, должен решаться вопрос профессионализации образования.

Проблема заключается в том, что для эффективного функционирования этой системы необходимы подготовленные кадры (для начала хотя бы на самом верху) и регулярное финансирование. В данный момент мы не видим условий для успешной реализации инициативы с квалификациями в украинской системе образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector