Профессия: редактор

Описание профессии

Редактор – это специалист, занимающийся проверкой на грамотность и стилистику, исправлением текста, статьи, издания и составлением содержания передачи (радио, телевидение, онлайн-контент).

Многим кажется, что профессия редактора не только древняя, но и устаревшая. И что работа редактора – рыться в рукописях авторов и править их красной ручкой. Но сегодня дело обстоит совсем не так. Профессия редактора остается актуальной и в наше время. Несмотря на то, что сегодняшняя пресса издается не только на бумаге, но и на цифровых носителях, в интернете и соцсетях, везде нужен редактор. Теперь редактор – это не просто специалист, который профессионально «готовит к выходу в свет» произведений или изданий целиком, он еще и отвечает за разработку концепции таких изданий, работу не только с текстами, но и иллюстрациями. От профессионализма его деятельности зависит успех информационного продукта на рынке. Поэтому редактор просто обязан знать экономику издательского дела, основы технологии полиграфического производства. В идеале редактор должен быть компетентным в деятельности любого своего сотрудника.

Мало того, редактор нужен везде – не только в издательствах и средствах массовой информации – бумажных и цифровых – а еще на радио и на телевидении – везде, где нужно ориентироваться в стилистических тенденциях, делать выпускаемый информационный продукт интересным, ярким и запоминающимся.

Но если мы за основу возьмем печатный текст, поскольку даже телевидение и радио – это тот же текст, но одухотворенный ведущими или актерами, то профессия редактора состоит в отшлифовке тех «сырых» статей, которые приносят авторы. Понятно, что ни одно авторитетное издание не может себе позволить публиковать «что попало» – скучные бестолковые тексты, даже с ошибками. Так вот – для того, чтобы не допустить публикации таких некачественных материалов, чтобы сделать все статьи грамотно и красиво написанными, изложенными в едином, свойственном только этому изданию или медиа стиле, вот для этого и необходим редактор. Работа редактора и состоит в том, чтоб «отшлифовать до блеска» предложенные авторами тексты, устранить все недочеты и привести их в соответствие с требованиями издания, в котором он работает. Очевидно, что разношерстное издание, слепленное кое-как из статей, собранных отовсюду и мало соответствующих друг другу и по тематике, и по стилистике, никогда не станет авторитетным и уважаемым. Издание без редактора – как оркестр без дирижера.

Кто такой редактор и что он делает?

Редактор – это человек, который определяет, о чем писать и как писать, управляет работой журналистов, копирайтеров, контент-менеджеров. Проверяет тексты, готовит их к публикации. Планирует работу редакции. Отбирает новых авторов. Иногда и сам «берется за перо». Обязанности варьируются в зависимости от того, где работает редактор (онлайн-СМИ, журнал, телевидение, издательство и др.)

Это должность одновременно управленческая и творческая. Нужно организовывать других людей и при этом самому отлично уметь писать.

Обязанности редактора информационного сайта:

  1. Формировать редакционную политику издания (темы и стиль текстов), доносить ее до авторов.
  2. Собирать команду журналистов и базу потенциальных кандидатов.
  3. Составлять контент-план на месяц и обеспечивать его выполнение: распределять задачи, контролировать сроки подготовки статей, интервью, специальных проектов.
  4. Разработать систему оценки эффективности материалов.
  5. Принимать тексты: проверять фактическую информацию, выполнять литературное редактирование. При необходимости – дорабатывать материалы самостоятельно или возвращать их на доработку авторам.
  6. Готовить материалы к публикации: подбирать фотографии, оформлять тексты.
  7. Анализировать эффективность материалов после публикации, при необходимости – вносить коррективы в работу редакции.

Мы разобрались, кто такой редактор и чем он занимается. Теперь расскажем, какая иерархия есть в этой профессии.

Место работы

Профессия редактора отличается еще и тем, что можно иметь свою должность, например, в рамках одного крупного издательства, а не только в зависимости от профессионального сегмента. Потому что в крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами. Например, кто такой главный редактор? Это стратег издательства, определяющий не только тематику, но маркетинговую стратегию, его тактику продвижения, чтоб не допустить убыточности вверенного ему издания. В подчинении у главного редактора обычно работают редакторы отделов, непосредственно работающие с авторами. Кроме этого, для работы над рукописями издательство может пригласить литературного или научного редактора – в зависимости от специфики текста и области знаний, для которой он написан – медицина, металлообработка или информационные технологии. Кроме этого, в редакции не обойтись без выпускающего редактора, отвечающего за своевременный выпуск газеты или журнала и взаимодействующий не только с журналистами, иллюстраторами (или бильд-редактором), корректоров и верстальщиков, но и с типографией и ее персоналом.

В некоторых изданиях редакторы активно пишут, ведут колонки. Есть прецеденты, когда именно редакторы определяют размеры гонораров авторов и контролируют финансовую часть взаимодействия с ними.

Поэтому редактор может работать в издательстве или издании, на радио, телевидении, в компании-владельце интернет-ресурса . И даже из дому, если он фрилансер или просто удаленно работает.

Факты из истории

Как появилась профессия редактора?

Профессия возникла вместе с появлением первых рукописных текстов. В частности, уже тогда нужен был человек, который бы контролировал работу переписчиков.

Он проверял не только отсутствие грамматических ошибок, но так же и правильность переписанного текста. Позже, в Средние Века, редактор выполнял скорее работу цензора. В частности, он не пускал в свет вещи, которые противоречили установленным нормам.

С развитием книгопечатания престиж профессии резко пополз вверх и с тех пор только возрастает. Развитие интернета и возникновение огромного количества сайтов требует качественного контента, а значит и здесь не обойтись без грамотного редактора.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом  гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.

Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Курсы

«Профессия Редактор с нуля до PRO» от Skillbox

Перейти на skillbox.ru

Курс «Профессия Редактор с нуля до PRO» от Skillbox

Обучающая программа от онлайн-университета Skillbox. Она состоит из 6-ти больших курсов и 488 онлайн-уроков. Идеально подходит новичкам. Если вы никогда не работали с текстами, то пошагово пройдете весь путь от автора до редактора.

В процессе обучения вы научитесь:

  • Управлять командой авторов удаленно и в офисе;
  • Писать, оформлять и редактировать тексты;
  • Основам контент-маркетинга;
  • Запускать блог компании;
  • Оптимизировать работу коллектива;
  • Находить точки роста и внедрять улучшения;
  • Создавать контент для разных площадок;
  • Презентовать результат работы заказчику.

Детский редактор

Это особый вид редакторов, у которого самый притязательный читатель – дети. И большая ответственность перед ними, чтобы книги выходили грамотными, интересными и красочными.

Они востребованы:

Детскому редактору необходимо разбираться и интересоваться детской психологией, а еще лучше иметь своих детей, но это совсем не обязательно. Понимать какие темы и герои интересуют современных детей, если мы говорим о детях постарше. Можно закончить курсы или даже получить какое-то начальное образование в сфере детской психологии.

Работа редактора, в принципе не важно какого детского, литературного, научного и т.д, подразумевает организаторскую и передовую деятельность. Поэтому в этой профессии важны следующие качества:

  1. Умение общаться и выстраивать деловые отношения с людьми. Попадаются разные авторы, хорошо, если он готов к сотрудничеству и адекватно воспринимает необходимость исправлений. А есть ведь и такие «я художник и я так вижу», вот тут нужен дар убеждения.
  2. Аналитический склад ума, при этом иметь творческие способности.
  3. Уметь вести переговоры.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Знание русского языка и правил правописания. Без этих знаний редактор не сможет улучшить текст, а даже наоборот – сделает еще хуже.
  6. Свободное владение персональным компьютером.
  7. Ответственность. Редактор должен понимать, что он наравне с автором играет важную роль в написании текста. Очень часто бывает, что грамотная корректировка исходного материала делает, например, книгу бестселлером.
  8. Усидчивость и дотошность.
  9. Уважение к автору. Редактор по максимуму должен уметь сохранить авторский стиль изложения, но при этом, чтобы он не противоречил нормам и правилам русского языка.
  10. Огромная работоспособность. Им приходится читать колоссальные объемы текстов. Зачастую у редакторов не одна и не две рукописи в работе, а гораздо больше. Им необходимо умение быстро переключаться с рукописи на рукопись, с темы на тему.

Как можно стать редактором журнала моды?

Стать редактором модного журнала не так просто, но всё же, если вы решили встать на этот путь, это значит, что вы настоящий лидер и не боитесь трудностей – они вам по плечу!

Редактор модного журнала – это вершина карьеры множества людей. Чтобы достичь её, вы должны начать с меньшего и пройти, как минимум, путь из нескольких шагов:

Получите необходимое образование. Просто так в жизни ничего не бывает. И чтобы стать редактором модного журнала, вы должны быть грамотны, начитаны и обладать нужными компетенциями для специалиста. А где этому могут научить? Всё верно, в вузе.

Попадите на стажировку в компанию с хорошей репутацией. «Теория без практики – не верна, практика без теории – слепа». Если вы попадёте на стажировку, то закрепите свои знания, поймёте, как это всё работает в жизни и получите хороший опыт и к тому же ещё один багаж новых знаний.

Имейте ввиду, что количество оплачиваемых стажировок крайне ограничено. Так что на первых этапах нужно быть готовым работать за идею и мечту. Конечная цель – трудоустройство в крупное издательство. Стать редактором модного журнала без опыта невозможно.

Получив опыт, найдите работу в журнальном издании. Это не так-то просто, но благодаря интернету, можно стать редактором и сетевого журнала, начав с небольших рубрик и колонок.

Готовьтесь к тому, что вам потребуется продвигать себя в сети, быть известной личностью. Инстаграмм, фейсбук, вконтакте и другие медиа станут хорошим подспорьем.

Возможно, у вас уже есть идея, как стать бьюти-блогером. Развивайте ее и реализуйте. Феномен интернета в том, что теперь шансы есть у каждого. И стать редактором модного журнала можно и в интернет-формате.

Однажды издания сами выйдут на вас, а известные марки с удовольствием оплатят ваши старания.

Как стать главным редактором журнала?

Классический карьерный путь начинается с трудоустройства. Если будет возможно, пробуйте свои силы в продвижении до должности заместителя главного редактора. Быть правой рукой руководителя – это бесценный опыт и возможность самому им стать.

Не все произойдет сразу. Придется научиться мыслить глубже и в формате коллектива, быть знакомым с редакционной политикой, учитывать мнения спонсоров, руководства издания.

Но кто бы хотел стать редактором модного журнала и не стремиться развиваться дальше.

Приобретите навыки эффективной коммуникации для достижения успеха. Эффективная коммуникация – это возможность не только слушать, но и слышать участников разговора, доносить важную информацию до них, пытаться доказать свою точку зрения без конфликта, а также уладить все возможные конфликты в коллективе.

Стать главным редактором журнала без умения слышать и слушать невозможно, поэтому с первого дня учебы развивайте в себе и это умение.

Будьте самоуверенны и самодостаточны. Каждый день вам придётся принимать резкие и важные решения. Без уверенности в себе этого невозможно. Начните уважать себя и любить, и тогда лидера внутри вас сложно будет удержать.

В конечном счете, стать редактором модного журнала – это уже победа, но чтобы стать главным редактором печатного издания, нужно пройти еще более тяжелый путь и преобразоваться со всех своих сторон: получить соответствующее образование, получить опыт, признание коллег и руководства.

Не забывайте о том, что часто выбор придется делать между деньгами с совестью, а руководство – это всегда сложный и далеко не беззаботный путь.

Подведем итог. Чтобы стать редактором модного журнала, вам потребуется получить образование, пройти стажировку и набраться опыта в области журналистики. Но если вы полны идей, не стоит ждать. Начните с социальных сетей и продвигайте себя как бренд уже сейчас.

Готовьтесь к тому, что официальный образ жизни сотрудника модного журнала – это гламур и престиж, который чаще всего не соответствует реальной жизни. Не забывайте о том, что это жесткий и сложный рынок, где успеха добиваются лишь прирожденные лидеры, а совесть чаще всего недостаток, а не преимущество.

Чтобы стать главным редактором журнала, получите опыт, начав с должности редактора или ассистента, ищите новые направления и развивайте собственное имя, не забывая об издании. Изучите рынок и предлагайте читателям то, что им действительно интересно, не забывая о спонсорах, чьи деньги, в конечном итоге и есть доход издательства.

Билет 12. Функции редактора на радио и телевидении

Редакторы связывают действия телевизионной команды воедино

и приводят «машину» в движение. На всех уровнях. Редакторская работа на телевидении — не останавливающийся ни на минуту конвейер. Шеф, писатель, оператор, монтажер в одном лице – это редактор TВ сегодня. Не случайно многие из них — в прошлом корреспонденты.

Ключевая роль принадлежит шеф-редакторам. Они ищут идею, думают, как выделить программу из массы других, оторваться от конкурентов. Хорошие мысли тут же подхватывают конкуренты. Мало придумать идею — ее нужно ярко воплотить. И вот на этом моменте судьба нового проекта зависит от шеф-редактора. Редактор отыскал обаятельного ведущего, подготовил интересные вопросы, учел российский менталитет, пригласил выразительных игроков.

РЕДАКТОРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОГРАММАХ

· В программах, построенных по принципу диалога с гостем в студии, или авторских передачах, достаточно одного редактора.

· В информационных и новостных программах требуется целый штат. Они отслеживают происходящие в мире события по Интернету. Отбирают наиболее интересные и актуальные. Получают «добро» от ведущего редактора выпуска, а затем связываются по телефонам с собственными корреспондентами в разных концах страны и мира. От них, по спутниковой связи, оперативно получают готовые видеосюжеты. Спешно отснятые материалы, нуждаются в обработке. Редакторы вырезают из озвученного корреспондентом репортажа лишние слова, предложения, учитывая не только смысл сказанного, но и интонации голоса. Затем он монтируется с видеорядом.

· В реалити-шоу у редакторов другие задачи

Они работают с видеооператорами, выбирают необходимые съемки («потоки» — как они их называют), а в прямом эфире подсказывают ведущему, на что обратить внимание

· В ток-шоу редакторы в большей степени занимаются подбором участников, сценариями программы, придумывают новые темы.

· Уметь принимать решения.

· Определять, достойна новость пойти в эфир, или нет, насколько значим присланный репортаж. Оценивать, как впишется сюжет в канву программы. Вся ответственность лежит на нем.

· Быть руководителем, стратегом и тактиком.

· Иметь опыт работы в журналистике. Тексты должны быть емкими, логично изложенными и понятными всем. Приводимые факты — проверены, убедительны и ярки. Все отслеживает редактор.

· Уметь работать с изображением и звуком. Подготовить «сырую» видеосъемку для монтажера и звукооператора с понятной для них раскадровкой: что показывается и произносится, а что – вырезается. И, в тоже время, соблюсти формат передачи, собрав все в единое целое, найти логические связи при подборке сюжетов. Чувство меры, органичности, правдивости – составляющие мастерства.

Основной его целью является тематическая разработка проблемы, поднимаемой в той или иной передаче, поэтому он следит за тем, чтобы все материалы концентрировались вокруг главной темы, не отвлекали внимание зрителя и слушателя. Процесс редактирования начинается с составления планов той или иной рубрики, иногда даже с ее названия и концепции

В большинстве случаев редактор сам ищет и подбирает авторов передач как до составления планов, так и после, когда начинается этап сбора материала. Он в технологической схеме подготовки передачи называется подготовительным или редакторским. Большинство современных программ строится на авторском участии, поэтому на радио и ТВ редактору приходится иметь дело с разными категориями авторов: с авторами, выступающими в кадре или у микрофона, и авторами, участвующими в разработке сценариев и сценарных планов

Процесс редактирования начинается с составления планов той или иной рубрики, иногда даже с ее названия и концепции. В большинстве случаев редактор сам ищет и подбирает авторов передач как до составления планов, так и после, когда начинается этап сбора материала. Он в технологической схеме подготовки передачи называется подготовительным или редакторским. Большинство современных программ строится на авторском участии, поэтому на радио и ТВ редактору приходится иметь дело с разными категориями авторов: с авторами, выступающими в кадре или у микрофона, и авторами, участвующими в разработке сценариев и сценарных планов.

В сценарном плане редактор утверждает основные направления развития разговора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем.

Карьера и график работы

Карьеру редактора можно сделать как в классических медиа — от обычного корреспондента до главного редактора издания — так и в смежных сферах, о которых я упоминала выше: рекламе, маркетинге, SMM, игровой индустрии.

График работы, как правило, свободный: редко где ещё остались жёсткие временные рамки. Можно работать в компании или быть автором-фрилансером, можно создать свою команду и разрабатывать интересные проекты. Свободный график — это и плюс, и минус. С одной стороны, не надо рано вставать, а с другой — понадобятся сильные навыки самоорганизации, тайм-менеджмента, чтобы выполнять работу качественно и в срок.

Плюсы и минусы профессии

Работа редактора – достаточно специфический, но очень разнообразный труд, сочетающий в себе творческое начало и организационную рутину. Эта работа не всем по плечу, но успешные профессионалы не только хорошо зарабатывают, но и известны всему рынку и являются настоящими гуру редакторской работы . Если говорить о минусах профессии – это ненормированный рабочий день и плотный график, то есть необходимость работать в жестких дедлайнах и при дефиците информации. Второй минус – практически невозможно стать редактором, минуя нижние ступени карьерной лестницы. Зато плюсом является известность специалиста, а не только авторитет в узких кругах. Эта известность может быть еще больше, если редактор в начале профессионального пути был хорошим журналистом. Ну и, конечно, за профессионализм отличным редакторам и платят соответственно.

Важные профессиональные качества

Редактор — многофункциональная должность. Поэтому главное требование к представителю профессии — умение работать в режиме многозадачности, быстро переключаться между действиями. Для эффективного выполнения обязанностей мало пройти обучение по профилю, нужно воспитать в себе внимательность, ответственность, коммуникабельность.

Представитель профессии должен быть грамотным, креативным, устойчивым к стрессам. Ему пригодятся эрудиция, любовь к чтению, хорошая память на слова, аналитический склад ума, умение красиво говорить. Современный редактор должен быть знаком с функционалом социальных сетей, отлично владеть компьютером.

Особенности профессии

Одной их главнейших редакторских задач является не просто вычитка текста и исправление ошибок и опечаток, но и приведение текста к единообразию и соответствующему стилю – если это солидное деловое издание, текст не должен быть разухабистым, как в «желтой прессе», но и не должен выглядеть как кусок докторской диссертации.

Но это внутренняя задача, если можно так сказать. Помимо непосредственно работы с текстами, в функционал редактора входит еще и управленческая работа. Прежде всего, это работа с авторами – именно редактор принимает на рассмотрение поступившие в медиа материалы и принимает решение о целесообразности сотрудничества с автором – либо принять в работу, либо отправить автору на доработку, а то и вовсе отклонить статью или иной материал. Кроме того, редакторы ответственны за поиск и взаимодействие с новыми авторами. Для опытных редакторов основной задачей является определение общей политики издания – какие публикации, в расчете на какую целевую аудиторию будет размещать издание. Если редакция велика, в функции редактора входит и управление коллегами, тоже участвующими в подготовке издания – например, корректорами, верстальщиками, художниками-оформителями, иллюстраторами и т.д. Если же редакция невелика, редактор может стать «человеком-оркестром» – тогда в его функции будет входить вычитка опечаток и дефектов набора текста.

Но это если мы говорим о печатном или цифровом издании. И здесь круг обязанностей может не совсем совпадать – например, если редактор книг просто читает и корректирует рукописи, то уже редактор издания имеет более широкие полномочия и может определять и тематику, и содержание издания, а не просто правит присланные авторами материалы, хотя и это тоже.

Что касается редакторов на телевидении, их задача состоит в том, чтобы делать передачи интересными и популярными для целевой аудитории, поэтому им приходится не только придумывать, но и воплощать в жизнь идеи телепередач, разрабатывать или участвовать в разработке сценариев, подборке участников и героев программы, взаимодействовать с журналистами и операторами, проверять музыкальное оформление и делать еще много важных дел.

А для редактора сайта основной задачей является не просто подбор материалов на сайт, но и формирование его структуры и стиля, утверждение и поддержание основной концепции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector