Профессия разработчик игр

Lead Game Designer

Эта специализация о разработке видеоигры, ведении проекта с самого начала до конца. Профессия старшего геймдизайнера – это профессия человека, который контролирует каждый процесс, проводимый во время разработки видеоигры. Это управленец-специалист, который ведёт согласованную работу между разными отделами, ставит тестовые задания и конкретные задачи для полного воплощения идеи при работе над видеоиграми.

К основным задачам геймдизайнера относится:

  • Составление расчётных формул для механик проекта;
  • Составление математической модели игры;
  • Составление экономики игры;
  • Расчёт и балансировка переменных данных проекта;
  • Формирование ТЗ и постановка задач художникам и разрабочикам;
  • Контроль каждого процесса: тестирования, подготовки материалов для развития проекта, изучения статистики, согласованности фичей;
  • Отслеживание игровой статистики и анализ результатов;
  • Прототипирование.

Профессия старшего геймдизайнера в игровом производстве ценится высоко, поскольку данные специалисты – это директора, которые ведут работу над видеоигрой, отслеживая процессы, контролируя их, направляя и улучшая. Процесс разработки игры трудно представить без этой специальности, поэтому в грядущем году профессия старшего геймдизайнера останется такой же востребованной.

Ма Хуатенг, Tencent Games

Ма Хуатенг, генеральный директор Tencent, сделал себе имя благодаря «приложению для всего», которым ежедневно пользуется седьмая часть населения мира: WeChat. Социальные сети, такие как Facebook, запрещены в Китае, поэтому WeChat заменяет собой запрещенный мессенджер. Приложение включает в себя множество функций. Граждане Китая могут общаться, обмениваться ссылками и создавать групповые чаты. Приложение пользуется огромным успехом и позволило Tencent инвестировать в другие начинания.

Tencent Games владеет контрольным пакетом акций Miniclip, Riot Games и Supercell. Miniclip — давний фаворит Plague, Inc. и Bloons Tower Defense. Они также полностью владеют Riot, что означает, что League of Legends принадлежит им, а их 84-процентная доля в Supercell означает, что они в основном владеют Clash of Clans. Это не говоря уже об их значительных инвестициях как в Fortnite, так и в Playerunknown’s Battlegrounds. Tencent. Состояние бизнесмена оценивается в 37,8 млрд долларов.

Появились сведения, сколько процентов сейчас стоимость ипотечного кредита

Как устроиться инструктором в автошколу и сколько можно зарабатывать в регионах

Николай Басков подарил Софии Ротару браслет с изумрудами и бриллиантами

Описание профессии «Программист»

Задачи профессии:

Задача: Реализовывать игровые идеи в виде программного кода

Программисты создают базовую механику игр. От их труда зависит, какие возможности будут в игре, насколько безупречно игра будет работать с технической точки зрения.

Качество работы программистов напрямую влияет на результаты труда остальных сотрудников, поэтому они являются основным костяком группы, весь процесс разработки игры крутится вокруг них.

Что конкретно нужно будет делать?

— Изучение дизайн документа по игре;

— Написание, доработка программного кода;

— Создание игровых объектов, прописывание их характеристик;

— Создание базовой игровой механики;

— Ведение файловой архитектуры всего проекта;

— Компоновка результатов всех остальных специалистов в программу

Какие качества важны?

Важны знания конкретных языков программирования. Знание математики, быстрая обучаемость, способность совершенствоваться.

Приветствуется наличие хорошего технического образования. Но так исторически сложилось, что лучшие программисты получаются путём самообучения. В ВУЗах учат лишь основным принципам. Практические навыки программирования можно получить только в процессе самой работы.

Лучшим вариантом будет заочное обучение. При этом нужно обладать хорошей самодисциплиной, чтобы тратить свободное время не на развлечения, а именно на самообучение.

Где учиться?

Лучший технический ВУЗ (заочно).

Психолог

В киберспорте он играет важную роль. Психолог помогает членам команды справиться с выгоранием, депрессией, длительными перелётами. Хороший специалист находит индивидуальный подход к человеку: одному просто нужно дать пару выходных, а другому необходимо выговориться, чтобы почувствовать себя лучше.

Психолог незаменим во время турниров, он должен найти правильные слова и настроить коллектив на победу. Если что-то идёт не так, между матчами он ведёт беседу с геймерами, выясняет, почему у них не получается играть в полную силу, и старается избавить их от стресса.

Зарплата

зависит от опыта, уровня специалиста и формата работы: будет ли это постоянное участие в жизни клуба или помощь команде на конкретном турнире.

В России даже просто спортивный психолог – редкая профессия. Есть вакансии, которые начинаются со 100 тыс. в месяц. Без конкуренции по-настоящему топовый специалист может повышать запросы.

Как попасть в профессию?

Кандидат должен иметь образование в сфере спортивной психологии и любовь к видеоиграм, чтобы легче находить общий язык с кибератлетами.


Фото: Александр Гришин, «Чемпионат»

Разработка компьютерных игр

Разработка игр — это процедура создания игр, которая включает в себя работу над платформой и созданием специализированного программного обеспечения. Разработка осуществляется разработчиком игры, который может быть одним человеком или командой разработчиков (для создания общей структуры и игрового процесса), дизайнерами (для разработки объектов и анимации), кодерами (для программирования и оживления сцен), менеджерами проектов (для управления и продвижения игры), тестировщиками (которые будут тестировать игру после того, как она будет разработана, чтобы найти в ней ошибки, если таковые имеются). Все эти человеческие ресурсы принадлежат разработчикам игр, и процесс разработки полной игры называется геймдевом.

Первые видеоигры были разработаны и выпущены еще в 1960 году. Но для их запуска требовались мэйнфреймы, поэтому они были недоступны (в то время) для широкой публики. Позже коммерческие игры стали появляться в 1970-х годах с появлением консолей и домашними компьютерами.

Описание профессии «Пиар менеджер, игровой журналист»

Задачи профессии:

Задача: Рассказывать об игре так, чтобы её захотели купить
Правильно разрекламировать свою игру не менее важно, чем создать её. На переполненном игровом рынке люди играют не в то, что лучше, а в то, что известно и уже знакомо.

Что конкретно нужно будет делать?

— Изучать ранние версии игры;
— Писать рекламные тексты о возможностях игры;
— Создавать и распространять изображения из игры, видеоролики;
— Общаться с рекламными площадками, договариваться о мероприятиях;
— Проводить выставки, презентации

Какие качества важны?

Общительность, открытость, активность, организаторские способности

Грамотность и хороший слог.

Где учиться?

Любой ВУЗ, где готовят журналистов.

Как я работал курьером, преподавал и писал игру

Я закончил Колледж информационных технологий при Политехе, а затем и учился в самом институте. Мое высшее образование напрямую не связано с IT: специальность «бизнес-информатика» больше относится к экономике. В колледже и институте мы изучали основы программирования, но нужным в работе языкам и самому гейм-девелопменту я полностью учился сам.

Параллельно с самообразованием первое время после института я работал курьером. Когда я понял, что моих навыков достаточно для старта в профессии, я начал преподавать детям программирование и Unity и делал игры для себя. Мне всегда нравилось учить других.

Параллельно с преподаванием я искал работу в геймдев-компаниях и делал игру для своего портфолио — QUBE. Это головоломка с 60 уровнями, в которой нужно передвигать кубы к конечным целям. Я сразу прикинул, что такой проект можно потянуть в одиночку и научиться разным аспектам гейм-девелопмента от написания кода и дизайна до дистрибуции.

Один из уровней QUBE: красный кубик нужно провести до клетки финиша

Я занимался игрой целый год. Большинство задач было на мне, но помогали ученик-программист и мой друг саунд-дизайнер. В QUBE было вложено много труда, хотя внешне игра выглядит довольно простой. Несмотря на нехитрый дизайн, в ней много сложных игровых механик, и она затягивает так, что хочется пройти все 60 уровней.

Писать код — простая задача. Больше всего времени уходит на придумывание уровней и рисование графики. Я создал прототип QUBE за три дня, но до релиза его нужно было доделывать еще год. Если нет возможности нанять специалистов или делать проект в команде, приходится учиться новым вещам. Хотя в детстве я неплохо рисовал, мне пришлось обучиться дизайну: композиции, подбору цветов, теням.

Код для QUBE, написанный моим учеником. Скрипт позволяет игроку двигать платформу по заданному пути.

Чем гейм-арт отличается от арт-игр и что значит «игровое сопряжение»

Гейм-арт — это искусство, вдохновленное видеоиграми. Под эту категорию могут попадать связанные с ними танцевальные перформансы, картины или музыкальные композиции, рассказывает куратор «Игрового сопряжения» Анна Козлова.

Видеоигры же, созданные как произведения искусства, получили название «арт-игры». Это тоже часть гейм-арта. Однако, как поясняет Анна, «в отличие от всего гейм-арта, арт-игра может существовать только в формате видеоигры».

Именно гейм-арт, или «игры в искусство», как сформулировали сами организаторы, стал этим летом темой фестиваля EverArt Weekend, который проходит уже третий год. Около трехсот игровых художников из России и других стран показали свои работы в сорока галереях Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, некоторые авторы устроили перформансы в парках и провели зрителей по пешеходным арт-маршрутам. А для тех, кто решил остаться дома, создали виртуальные выставки и иммерсивную игру-гид по фестивалю — EverArt Journey.

Центральным же событием фестиваля стала созданная при участии проекта kurfuturelab экспозиция «Игровое сопряжение», которую до 26 сентября можно посетить в галерее «Ходынка». «Мы старались все игры раскрыть через физическое соприкосновение с ними. Отсюда родилось достаточно сложное по смыслу слово „сопряжение“ — как сопрягаются через bluetooth два устройства», — объясняет куратор название выставки. — Хотелось дать зрителям опыт взаимодействия с этими играми, который они не могут пережить дома. Дать возможность поиграть на ноутбуке, сидя в ванной посреди галереи, или посидеть среди травы на подушках в VR-очках«.

Перечень всех профессий в разработке игр

Выше описаны лишь базовые роли в процессе разработки игр. На практике конкретных наименований профессий гораздо больше. Перечислим их для справки.

Базовая роль Конкретная специализация
Геймдизайнер Главный геймдизайнер
Геймдизайнер базовой механики
Геймдизайнер персонажей
Программист Тех. директор
Программист-проектировщик
Программист базовой механики
Программист интерфейса
Тестер Бета-тестер
Художник Арт. директор
Дизайнер 2D графики
Дизайнер 3D моделей
Аниматор
Художник спецэффектов
Художник интерфейса
Звук Звукорежиссер
Дизайнер карт Дизайнер карт
Текст Сценарист
Анимация Актер
Специалист Motion Capture
Пиар Журналист
Поддержка Группа поддержки (горячая линия)
Менеджер Генеральный директор
Главный менеджер проекта
Продюссер

Elemental Games (1999-2015)

Факт существования Elemental Games доказывает, что в геймдев могут люди со всей России, ведь компания берет начало во Владивостоке. Ее создатель решил покорить направление космических игр – первым проектом компании стала пошаговая стратегия «Генерал» (1999), что имела и весомые плюсы, и минусы.

Прорыв же случился с выпуском пошаговой RPG «Космические рейнджеры» (2002-2007), что разрослась до масштабной дилогии и стала козырем компании. Игра стала довольно популярной не только в России, и в тематических подборках она мелькает по сей день. Она порадовала живым миром, умным ИИ, интересными текстовыми квестами и аркадными гипербоями.

Космические рейнджеры 2: Доминаторы (2004)

К сожалению, «Космические рейнджеры» так и остались апогеем компании, и в 2015 году она закрылась.

Программист С++

«О, программист? У меня тут компьютер глючит и провод какой-то торчит, глянешь?».

Знакомо, да?

  • Решение разнообразных задач игрового движка;
  • Расширение функциональности и реализация новых фич;
  • Развитие анимационной системы, системы частиц;
  • Создание игровой механики и логики;
  • Разработка и поддержка внутреннего инструментария;
  • Развитие работы с ресурсами;
  • Развитие юзабилити системы;
  • Работа над собственным кросс-платформенным движком.

Язык программирования С++ — быстрый, универсальный и востребованный способ писать программы любой сложности. Программист С++ пишет гибкий код, который легко подстраивается под новые задачи, разбирается в чужом коде, знает ООП и имеет опыт коммерческого программирования. Эта профессия очень востребована в игровой индустрии, поэтому и в наступающем году программисты, знающие С++, продолжат пользоваться своей популярностью, занимаясь разработкой игр.

Обучение на разработчика игр

Если студент желает после завершения учебы заниматься разработкой игр, то он изначально должен освоить либо профессию программиста, либо специальность геймдизайнера. Специальности «разработчик игр» в вузах СНГ нет, но после получения высшего образования можно пройти дополнительный обучающий курс в частной IT-академии.

Курсы

Онлайн-курсы GeekBrains

Всего за 4 месяца люди без дополнительной подготовки могут освоить профессию «разработчик игр», занимаясь практической работой. Курс состоит из многоуровневой программы, поэтому студенты находят работу еще на стадии обучения. После завершения курса в руках у студента остается портфолио, отличное резюме, опыт работы и сертификат!

Интервью с разработчиками игр: яркие профессионалы, представители профессий

Распрашиваю коллег-представителей профессий (моделлеров, художников, тестеров, аниматоров) о том, что нужно изучать чтобы освоить предмет. Куда пойти учиться и так далее.

Как Вам такая идея? Ведь у меня в студии работают самые крутые представители своих профессий! А кого-то я могу выловить из бывших коллег, сейчас они работают в известнейших студиях: Nival, Wargaming, Saber.

Итак, с этим постом, я хочу начать новый виток интерактива с Вами, ребята и с моими крутейшими коллегами. О том как стать программистом игр я напишу сам, и вместе с этим,- вот список тем, которые мы можем вместе с Вами разобрать!

*далее в списке ссылочками будут отмечены готовые статьи

Профессии в геймдеве

Рассмотренные профессии
Сценаристы Рассказ Марии Кочаковой о профессии Сценарист компьютерных игр
3D-моделлеры Профессия 3d художника. Hard surface и моделированиеАлёна Булгарь из берлинской студии Airborn рассказала о себе и своей интересной профессии
Technical Artists (Технические художники) Профессия «Технический художник»Георгий Мацнев рассказал о себе и крутом Тех. арте
QA инженеры Рассказы профессионалов в сфере QA:Сергей Праздничнов — Статья с Сергееми Ярослав Рузанов — Статья с Ярославом
Геймдизайнеры Рассказы профессионалов о геймдизайне:Шамиль Янбухтин (Sperasoft) — Как стать геймдизайнером?Андрей Столяров (Larian Studios) — Профессия «геймдизайнер»
Программисты Рассказы профессионалов о программировании геймплея:Александр Балакшин — Как стать программистом игр?Антон Чорба — Рассказ о профессии геймплей-программистаАртем Вознюк — О профессии геймплей-программиста
Графические программисты Интервью с разработчиком GPU-лайтмаппера Bakery — Профессия рендер-программиста
VFX-художники Александр Виноградов (Sperasoft), Владислав Горобец (Freelancer), Alex Redfish (Blizzard)
Продюссеры Михаил Свиблов
HR менеджеры  
SMM специалисты  

Место работы

Компании, занимающиеся разработкой виртуальных игр, профильные гейм-организации являются главными «потребителями» арт-специалистов. Студии игрового дизайна также приветствуют игровых художников и могут даже работать с ними по удаленному принципу.

Несколько советов для желающих устроиться в компании на должность игрового художника:

  1. Создать качественное портфолио.
  2. Изучить досконально всю информацию о потенциальной компании-работодателе.
  3. Определиться со стилем.
  4. Держать равнение только на лучших из лучших в своей сфере.
  5. Досконально изучить рабочие инструменты (Photoshop, ZBrush, 3DsMax).
  6. Пользоваться советами специалистов, не бояться критики.

Что должен знать специалист по разработке игр

Современные компьютерные игры — это сложные и масштабные проекты, над которыми работают разработчики разных специальностей. Специалист по разработке игр должен быть хорошим программистом, отлично знать математические дисциплины, приветствуется наличие технического образования.

Для гейм-дизайнеров важны творческие данные:

  • представление о цвете и композиции;
  • умение рисовать;
  • уверенное владение графическими редакторами.

Тимлиду нужны лидерские качества и опыт проектного управления, акцент его обязанностей направлен на менеджмент.

Компьютерные игры

Техническому специалисту нужно знать несколько языков программирования, потому что нет универсального, на котором под копирку пишутся игры. Создать приложение для ПК можно на С# или Python, для браузерных подходят JavaScript, HTML или Ruby on Rails. Читайте подробнее о том, как обучиться python django с нуля.

Крупные онлайн-игры пишутся на собственных движках, которые часто созданы на С. Например, геймдевы Call of Duty применяют Treyarch NGL собственной разработки. Но язык С сложный, сперва стоит изучить более простые, например С#.

Разработчику игр нужно знать основы баз данных и SQL, поскольку результаты работы нужно хранить, а базы данных — эффективное хранилище. Еще программисту нужно иметь представление о работе других специалистов команды: аниматоров и визуализаторов, QA-инженеров, UI-\UX-менеджеров.

Мобильные приложения

Приложения для мобильных основаны на языках Objective-C, Swift, Java в зависимости от ОС. Разработчику игр нужно знать архитектуру мобильных платформ и принципы построения софта, особенности поведения пользователей, уметь использовать базы данных, SQL.

Особенности профессии

В современном мире разработка компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель совпадают. Это идет на пользу процессу разработки игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

Первый этап разработки игр называется Pre-production или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.

На втором этапе — Pre-alpha — составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором  детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который  вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.  

Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры

При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень

 Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.

На четвертом этапе, который называют бета-версия, игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с  дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.   
И, наконец, финальный аккорд – релиз (англ. release), то есть выпуск. После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.

Последний и неизбежный этап — поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки,  часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова «patch» – заплатка).

Реакция одноклассников и планы на будущее

Одноклассники считают, что Дашин проект, созданный в школе программирования, классный. Занятия на курсах она считает гораздо более увлекательными, чем в школе — ведь здесь ты делаешь реальные проекты, которым можно пользоваться. В школе только теория — это скучно.

А также большие фигуры в IT-мире, вроде Билла Гейста или Павла Дурова, создавшие продукты, приносящие огромную пользу всему миру.

Истории, когда дети создают реальные работающие проекты, — уже не редкость. Даша считает, что секрет успеха кроется в том, чтобы не бояться идти на риск и просить помощи у более опытных программистов, если что-то не получается. Они всегда помогут найти ошибку.

Corona

Corona – игровой движок для двухмерных игр, позиционируемый его авторами как «самая продвинутая платформа для создания 2D-программ в мире». Это бесплатный фреймворк, заточенный под написание приложений для мобильных и стационарных платформ. Он использует широко известный язык Lua, отличающийся простотой освоения и универсализмом. Модульная конфигурация поддерживает подключение внешних API и расширений. В магазине доступно более двух сотен плагинов, отвечающих за эффекты, аналитику, мультимедиа, интеграцию рекламы и другие функции во время разработки ПО.

Встроенный симулятор поддерживает просмотр результатов труда разработчика и может тестировать примененные решения в режиме реального времени. Система Live Build обеспечивает тесты разрабатываемой программы без ручной установки, так как обновление выполняется автоматически.

Плюсы Corona

Преимущества игрового движка:

  • бесплатная модель распространения;
  • легкость для новичка;
  • кроссплатформенность;
  • удобство отладки и тестирования проектов;
  • масштабируемость и поддержка внешних расширений.

Unity Developer

Вы бы могли представить себе работу над видеоиграми без разработчиков?

А без игровых движков?

А вы знали, что игровых движков много, но одним из лучших является Unity?

Эта платформа также нуждается в профессионалах, которые разбираются в её особенностях. Многие игры разрабатываются на базе Unity (Pokemon Go, Temple Run, Ori and the Blind Forest, Outer Wilds и т.д.), которая растёт вместе с популярностью игр. Именно поэтому в 2021 году специальность Unity developer будет востребована в игровой индустрии.

Unity Developer – это профессия разработчика видеоигр, работа которого базируется на глубоких знаниях движка Unity и его особенностях. Специалисты занимаются:

Работой над кроссплатформеным проектом на Unity;
Созданием клиентской части видеоигр;
Программированием игровой механики и логики;
Разработкой на Unity и C#;
Работой с Unity GUI;
Доработкой, модификацией созданного проекта;
Работой над визуальными эффектами;
Созданием вспомогательных инструментов для гейм контента;
Созданием клиент-серверных приложений;
Работой с VSC (Git/SVN).

Востребованность разработчиков видеоигр всегда была и будет актуальной, что неизменно доказывает рынок вакансий. А если вы ещё и специалист по игровому движку Unity, то вам стоит присмотреться к вакансии Unity Developer, потому что прогнозы на 2021 год многообещающие.

Профессиональные и личные качества геймдизайнера

Чем занимается геймдизайнер:

  • играет важную роль в разработке новых игр;
  • много общается с командой и инвесторами;
  • рекламирует свой проект;
  • контролирует процесс разработки;
  • определяет задачи членов команды.

Профессиональные

Если заинтересовались этой профессией, развивайте следующие качества:

  1. Креативность, способность генерировать интересные и уникальные идеи.
  2. Хорошая осведомленность о рынке компьютерных игр.
  3. Знание теории игр – с этим можно ознакомиться в учебниках или специальных книгах.
  4. Умение разрабатывать сценарии, хотя бы в общих чертах (проработкой деталей будет заниматься сценарист).
  5. Способность работать с математическими переменными для расчета оптимального баланса новой игры.
  6. Знание основ программирования для понимания процесса реализации задуманного, а также выполнения небольших сопутствующих задач, связанных с кодингом (но геймдизайнер – это не программист!).
  7. Знание психологии потребителя (это можно узнать из учебников и книг) для понимания, чего хочет геймер, как дать ему желаемое через свой проект.
  8. Способность ясно и грамотно выражать свои мысли – навык пригодится при общении с командой и подготовке специальных документов, в частности для инвесторов.
  9. Знание английского языка – так как большинство компьютерных игр сегодня создается для международного рынка, этот навык точно будет плюсом при устройстве на работу.

Личные

Нужно развить в себе:

  1. Любовь к компьютерным играм. Без этого разрабатывать собственные проекты будет невозможно, вы должны жить этим, спать с этим и никогда не выбрасывать из головы.
  2. Способность справляться с большим количеством задач одновременно. Геймдизайнер постоянно решает много вопросов, выполняет разные функции, а справиться с многозадачностью дано далеко не каждому.
  3. Умение работать в команде. Реализация любого проекта – командная работа, вы должны уметь правильно общаться с коллегами, доносить до них свои мысли и отстаивать свою точку зрения, а также уметь принимать чужую, ведь ваша не всегда верная.
  4. Отменный художественный вкус для продумывания визуальной части проекта.
  5. Ответственность, следование дедлайнам. Над вами никто не будет стоять с постоянным контролем, вы должны сами себя организовывать и выполнять запланированные задачи в установленные сроки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector