Профессия помощник машиниста, кто такой помощник машиниста

Обучение на помощника машиниста

Получить специальность можно поступив в железнодорожный техникум после окончания 9 или 11 класса.

В дальнейшем, для продвижения по карьерной лестнице, можно продолжить обучение по этому направлению в высшем учебном заведении.

Учебные заведения с железнодорожными специализациями есть во многих регионах страны, например:

  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта (www.gk52.mskobr.ru);
  • Электромеханический техникум ж.д. транспорта им. А.С. Суханова (www.emtgt.ru)
  • Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта (www.ttgt.org)
  • Уральский железнодорожный техникум (www.urgt66.ru) ;
  • Новосибирский колледж транспортных технологий им. Н.А. Лунина ( www.nktt.ru):
  • Новороссийский профессиональный техникум (www.nptech.ru)
  • Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум ( www.rzt161.ru)
  • Южно-Уральский многопрофильный колледж (www.suvc.ru)
  • Сибирский профессиональный колледж ( www.spk-55.ru)
  • Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса ( www.nttoc.ucoz.ru).

Обучение данной профессии после 9 класса длится 3 года 10 месяцев, после 11 класса — 2 года 10 месяцев.

Читайте так же на страницах журнала «КтоТакой.com» — Кто такой инженер конструктор?

Где можно получить профессию помощника машиниста?

Получить профессию помощника машиниста можно в российских железнодорожных техникумах или колледжах, которые имеются почти в каждом крупном областном, краевом и республиканском центре. Специальность, на которую необходимо поступать так и называется «помощник машиниста». Сразу скажем, что конкурс на эту специальность достаточно высокий, поэтому существует большая вероятность того, что с первой попытки поступить в выбранное учебное заведение не получиться. Особенно это касается тех абитуриентов, которые мечтают поступить в такие лучшие железнодорожные техникумы и колледжи России, как:

  • Пензенский техникум железнодорожного транспорта;
  • Московский технический колледж железнодорожного транспорта;
  • Ожерельевский железнодорожный колледж (МИИТ);
  • Алатырский техникум железнодорожного транспорта;
  • Хабаровский техникум железнодорожного транспорта;
  • Томский техникум железнодорожного транспорта.

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 257 572,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 67 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 000,00 ₽

Московский государственный строительный университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 192 000,00 ₽

Московский политехнический университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 185 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 78 000,00 ₽

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽
Бакалавриат Очная 172 300,00 ₽
Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 172 300,00 ₽
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽

Тюменский индустриальный университет

Тюмень

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Москва

Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда

У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).

Электропоезд (или в простонародье — электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.

От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.

Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.

Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:

  1. Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);

  2. Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;

  3. Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;

  4. Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);

  5. Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.

Навыки и знания

Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки

Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи

Еще локомотивная бригада должна:

  • проводить техническое обслуживание состава;
  • устранять самостоятельно мелкие неполадки и дефекты в его работе;
  • успешно и взвешенно действовать в критической ситуации;
  • знать правила движения по железной дороге;
  • уметь воспользоваться радиосвязью;
  • знать требования к эксплуатации и хранению инвентаря;
  • уметь проверить исправность всех систем локомотива;
  • оценивать соответствие фактического состояния подвижного состава официальным предписаниям.

Специализации помощников машиниста

Обязанности и функции помощников машиниста различаются, в зависимости от используемого типа локомотива.

Тепловозы

Тепловоз — это автономный локомотив, работающий благодаря энергии двигателя внутреннего сгорания, которая передается на колесные пары через силовую передачу.

За время использования тепловозов, в их конструкцию было внесено большое количество усовершенствований, например. увеличение мощности двигателя или снижение количества вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы конструируются и используются в мире и в наше время.


Тепловозы используют с 24 года и по наше время

Электровозы

Электровозами называются неавтономные локомотивы, которые приводятся в движение установленными на них электродвигателями. Питание подается от контактной сети с помощью тяговых подстанций.


Грузовой электровоз ВЛ85

Первые электровозы появились еще в конце XIX века.

Электропоезда

Электропоездами называют неавтономные подвижные составы, которые получают энергию от внешней контактной сети через токоприемники.


Электропоезда использую в качество городских поездов

Электропоезда, в основном, используются в пригородном железнодорожном сообщении или же в качестве городских поездов.

Преимущества и недостатки профессии

У профессии машиниста есть свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ относятся:

  1. высокий спрос на представителей рассматриваемой профессии,
  2. стабильная зарплата, причем в целом даже выше, чем средняя по стране (для рабочих специальностей),
  3. хороший социальный пакет, в который входит льготное медицинское обслуживание,
  4. наличие льгот, которые в основном касаются бесплатного проезда по железной дороге (например, в отпуск).

Однако у этой профессии есть немало недостатков. Например, сам график выстроен так, что предполагает ночные смены, а это считается вредным для здоровья. Не менее опасной в этом плане считается и работа в условиях постоянного стресса. Не говоря уже о том, что машинисту часто приходится работать в выходные и праздничные дни вместо того, чтобы проводить их с семьей (правда, за работу в этот период он получает компенсирующие выплаты). Частые командировки, ночлег в не самых комфортабельных гостиницах, отсутствие полноценного отдыха – все это тоже относится к недостаткам профессии.

Другие профессии: Сколько получают суррогатные матери?

Кроме того, машинисты на рабочем месте подвержены постоянному воздействию вибраций и магнитного поля, что может сказываться на состоянии здоровья. Не стоит забывать и о таких вещах как риск аварий или травмы.

Обязанности помощника машиниста локомотивной бригады

Рубрика: Разное Комментариев нет

Сотрудник железнодорожного транспорта, который помогает машинисту, и по своим функциональным обязанностям является членом локомотивной бригады, называется помощник машиниста локомотива. Работа на железнодорожном транспорте и в локомотивной бригаде, характерна повышенной опасностью для жизни и здоровья. Чтобы гарантировать безопасность для служащих и пользователей железнодорожного транспорта, разработаны обязанности помощника машиниста локомотива, которыми он руководствуется в повседневной работе.

На территории стран бывшего СССР функциональные обязанности машиниста локомотива (состава) и его помощника регулируются нормативными актами, и могут отличаться. Однако существует корпус правил, общий для всех стран.

Вот основные действия, которые должен выполнять помощник машиниста:

— обеспечить безопасное движение, тщательно выполняя инструкции технической эксплуатации, правила безопасности для железнодорожного транспорта, нормативные акты и приказы;

— четко и быстро выполнять приказы машиниста по локомотиву и его состоянию, контролировать состояние локомотива и состава, которые обслуживает локомотивная бригада, встречного состава, основных узлов, агрегатов локомотива, предотвращения самопроизвольного движения состава;

— во время движения на запретный сигнал, помощник обязан приблизиться к машинисту и повторить с ним вместе сигналы светофора, убедиться в том, что контроллер установлен на нулевое положение, а также в наличии достаточного уровня давления в системе тормозной магистрали. В ситуации, когда машинист не предпринимает действий по остановке состава или локомотива, самостоятельно принять меры, и предотвратить проезд состава на запрещающий светофор;

— в ситуации, когда машинист внезапно потерял возможность управления составом, самостоятельно затормозить локомотив (поезд), зафиксировать его согласно инструкций, с целью предотвращения произвольного движения, используя связь по радио, оповестить ближайших машинистов локомотивов, дежурного по станции и диспетчера своего поезда. Диспетчер поезда указывает дальнейшие действия, в зависимости от текущей ситуации. Если помощника имеет документ, удостоверяющий право на управление составом, при наличии его согласия, диспетчер поезда может разрешить помощнику машиниста вести состав на ближайшую станцию.

Также существуют дополнительные обязанности помощника машиниста локомотива. Управляя моторно-вагонным подвижным составом, помощник машиниста визуально контролирует высадку и посадку пассажиров. Помощник машиниста должен выполнять инструкции по движению поездов и сигнализации и правила эксплуатации железной дороги, а также требования техники пожарной безопасности на транспорте. Во время выполнения служебных обязанностей, помощник машиниста находится в подчинении машиниста локомотива.

Помощник машиниста периодически должен сдавать экзамен по проверке знаний своих функциональных обязанностей в составе локомотивной бригады и правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта.

Подпишитесь на обновления сайта, чтобы получать полезную информацию!

Предоставлено SendPulse

Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда

В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.

По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.

Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.

  • Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;

  • Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;

  • Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.

  • Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.

Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.

Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.

Что должен знать помощник машиниста электропоезда:

  1. слесарное дело и основы электротехники;

  2. правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;

  3. правила сцепки/расцепки вагонов;

  4. путевые знаки и сигналы на железной дороге;

  5. инструкцию по движению поездов (ИДП);

  6. инструкцию по сигнализации (ИПС);

  7. график движения поездов по маршруту следования.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад помощник машиниста обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал вступительные экзамены, он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • лор;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер

Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Без расписания

«У грузовых составов как такового расписания нет. Если где‑то позади едет пассажирский поезд, который следует по расписанию, то грузовой просто где‑нибудь останавливают. Он пропускает пассажирский, а затем даёт ему оторваться.

Мои грузы – это уголь, нефтепродукты, автомобили, военная техника и прочее. Грузоподъёмность поезда – от 2 000 до 7 100 тонн, вагонов обычно 40–100. Какой‑то особой разницы в управлении поездами нет, но если поезд длинносоставный, им легче управлять, на него профиль пути (спуски и подъёмы) особо не влияют. Ну а если поезд тяжёлый, то подъёмы он труднее берёт.

Обучение

Разумеется, стать машинистом поезда сегодня очень непросто. Соответствующее образование дают в специализированных колледжах и техникумах. Там учат не только собственно вождению поездов, но дают и теоретическую базу

Большое внимание уделяется таким предметам, как математика, информационные технологии, физика. К сведению: желающие стать машинистами метро могут пройти курс подготовки непосредственно в депо

Безусловным плюсом для будущего машиниста будет наличие технического образования по смежному профилю либо высшее образование в железнодорожной сфере. Правда, такой вариант в основном подходит для тех, кто сразу собирается перейти на руководящую должность.

Перспективы и карьера

Как уже указано, машинист поезда может работать не только в РЖД, но и в других организациях. Доступна ему и традиционная «вертикальная» карьера. Правда, чтобы стать диспетчером, начальником станции, руководителем дистанции пути или иным узким специалистом, обязательно понадобится дополнительное образование, причем высшее. И к его качеству на любой железной дороге предъявят очень строгие требования.

Вероятными направлениями карьерного развития будут:

  • эксплуатация;
  • техническое обслуживание;
  • проектирование подвижного состава;
  • общий менеджмент (это как раз те самые примерные профили высшего профессионального образования).

Особенности профессии

Управление поездом является довольно сложным процессом. И мы, как простые пассажиры, об этом даже не задумываемся. В отличие от автомобиля, машинисту приходится контролировать очень много приборов. Именно по этой причине в кабине всегда находится помощник. Он готов выполнить то что не успевает сделать напарник.

Стоит рассмотреть, чем занимается помощник машиниста:

  • осуществляет надзор за работой оборудования поезда, за устройствами безопасности поезда, а также и радиосвязью;
  • следить за сигналами семафоров, своевременно извещая о них;
  • ведет запись показаний приборов и датчиков, причем в случае сигнала о неисправности он должен сообщать об этом машинисту;
  • дает советы и рекомендации машинисту, на каких участках пути следования ему предстоит снизить или набрать скорость, когда приступить к торможению.

Такое описание специальности говорит о том, что работа является не только сложной, но и ответственной, требующей от обоих специалистов внимания и концентрации.

Плюсы и минусы

Безусловно, в число плюсов попадают уже упомянутые выше престиж и сравнительно высокая оплата труда. А также стоит подчеркнуть, что машинисты будут нужны еще как минимум несколько десятилетий. Даже если внезапно начнется полная автоматизация локомотивного движения (что весьма сомнительно), приходящие в профессию сейчас имеют все шансы проработать до конца карьеры. Как видим, это довольно стабильная область человеческой деятельности. Обязательно стоит упомянуть и романтическую составляющую поездок по железной дороге. Правда, профессионалы редко могут выделить время, чтобы полюбоваться красотами. Да и «романтический перестук колес» постепенно будет становиться рутиной. Зато это компенсируется в значительной мере целым рядом льгот и привилегий, на которые могут претендовать железнодорожники. Им стараются оказывать и материальную помощь в сложных случаях.

И вот теперь стоит сказать о явных минусах профессии машиниста:

  • вред для здоровья – постоянная сидячая работа, невозможно лишний раз встать и размяться;
  • высокие изначальные требования к состоянию здоровья – из-за них многих желающих отсеивают уже при отборе на обучение;
  • обучение длится очень долго, гораздо дольше, чем у водителей автотранспорта, токарей или операторов строительных машин;
  • уровень ответственности всегда велик, что порождает постоянное напряжение;
  • предстоит все время находиться в однообразной обстановке – даже ездят чаще всего по более или менее одинаковым маршрутам;
  • специализация очень узкая – для занятия другой должности на железной дороге придется переучиваться.

Стоит отметить, что в последние годы требования по состоянию здоровья только возрастают. Ведь скорости перевозок увеличиваются, как и их напряженность. Придется:

  • управлять поездом много часов подряд, а на некоторых маршрутах — несколько дней, пусть и с перерывами;
  • быть крайне внимательным;
  • обладать безупречным зрением, слухом, вестибулярным аппаратом;
  • исключить проблемы с сердцем, дыханием, центральной нервной системой;
  • быть готовым к долгим и систематическим командировкам;
  • вырабатывать в себе навыки высочайшей дисциплины и самодисциплины.

О профессии

Мы все знаем, что всё в нашей жизни прогрессивно развивается, в том числе и железная дорога.

В последнее десятилетие на пути вышло большое количество новых моделей железнодорожных локомотивов, которые имеют не только современный внешний вид, но и могут работать в самостоятельном полуавтоматическом режиме.

Но даже это не убирает того факта, что в кабине машиниста должны работать двое, а именно машинист и помощник машиниста.

При выпуске состава из депо, в его кабине должно находиться два специалиста, иначе рейс просто будет невозможен, так как правила эксплуатации железных дорог это не допускают.

Читая статью дальше, вы узнаете, какими знаниями и личными качествами должен обладать помощник машиниста.

https://youtube.com/watch?v=udK8B7iINSw

Обязанности

Круг должностных обязанностей специалиста регламентируется должностной инструкцией и предполагает как интеллектуальную, так и физическую деятельность. Ниже рассмотрены основные обязанности члена локомотивной бригады, обслуживающей грузовые и пассажирские составы, так как электрички и поезда метро чаще обслуживаются одним опытным машинистом без присутствия помощника.

До поездки

Помощник машиниста обязан осмотреть электровоз (тепловоз) перед поездкой и оценить его техническое состояние. Прежде всего специалист должен внимательно ознакомиться с записями бортового журнала, где прописываются недостатки в работе локомотива и проверить, устранены ли они

Особое внимание требуется уделять колёсным парам, проверяя их на отсутствие сколов, ползунов, остроконечного наката и подреза гребня, а также рессорам и пружинам. Следует обращать внимание и на состояние буксового узла: проверить затянутость болтов, удостовериться в том, что смазка из-под крышки не вытекает и при необходимости произвести смазку буксовых челюстей

Помощник обязан проверять тормозное оборудование, исправность контрольно-измерительного оборудования, звуковых сигналов и освещения, а также наличие противопожарного инвентаря. Кроме того, специалист должен убедиться в наличии смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых ремонтных инструментов. При выявлении неисправностей локомотива или отсутствии нужного инвентаря помощник обязан немедленно сообщить об этом машинисту и сделать соответствующую запись в бортовом журнале.

В поездке

Во время движения электровоза (тепловоза) помощник машиниста должен чётко и быстро выполнять указания машиниста, а также периодически повторять разрешённую на данном участке скорость движения, показания сигналов семафора, положение контроллера и давление воздуха в тормозах. Кроме того, помощник должен напоминать машинисту о приближении к установленным местам пробы автотормозов, а при внезапной потере работоспособности машинистом – взять управление поездом на себя.

В таких ситуациях специалист обязан незамедлительно доложить о случившемся поездному диспетчеру и дежурному по станции и предпринять все меры по безопасной доставке состава до станции, выполняя установленный регламент переговоров. Также специалист обязан следить за работой звуковых и световых сигналов, обеспечивать стабильную радиосвязь с диспетчерским пунктом и внимательно отслеживать изменения показаний приборов и датчиков, сообщая о них машинисту. В обязанности помощника входят информирование машиниста о скоростном режиме на том или ином участке пути и немедленное сообщение о превышении или потере скорости локомотивом.

После поездки

По прибытии на станцию, где происходит смена локомотивной бригады либо в пункт назначения помощник машиниста обязан сдать локомотив. Он должен сделать в бортовом журнале необходимые отметки и записать в него замечания по работе оборудования. Далее специалист должен убрать помещение кабины, закрыть люки, окна и дверь.

Кроме того, помощник машиниста обязан знать устройство электровоза (тепловоза), уметь производить ремонт его агрегатов во время поездки, а также должен быть знакомым с техникой безопасности и пожаротушения.

Зарплата

Заработная плата помощников машинистов на РЖД разнится в зависимости от региона, стажа и специфики работы. Так, специалисты, работающие на грузопассажирских перевозках, получают немного больше, чем помощники машинистов маневровых поездов. Более того, если у помощника имеется допуск к управлению тепловозами (электровозами), то он может рассчитывать на надбавку в размере 10% к тарифной ставке повременщика. За работу в праздники прибавка составляет 2,2%, за работу в ночь – 40%, за труд в условиях Крайнего Севера – 30%. Также существуют надбавки за выслугу лет, которые колеблются от 5 до 30%.

Немалая доля в зарплате специалиста приходится на премии. Так, помощник машиниста пассажирских поездов получает премию 20% за проведение составов согласно расписанию, а работник, выполняющий ежемесячный план по производительности локомотива на грузовых перевозках, может рассчитывать на 15% к окладу. В среднем помощники машиниста со стажем зарабатывают от 22000 рублей (Костромская область) до 55000 рублей (Свердловская область и Екатеринбург). Для сравнения, в США заработная плата такого специалиста в переводе на российские рубли составляет 30-160 тысяч, в Казахстане – 21-22 тысячи, на Украине – 19-24 тысячи и в Беларуси – 16-26 тысяч рублей.

Что нужно, чтобы стать специалистом

Для того, чтобы стать помощником машиниста потребуется пройти специальное обучение. Сделать это можно в железнодорожных техникумах. Очень часто, если квалификации и опыта у помощника хватает чтобы сдать квалификационный экзамен, то он может сам стать машинистом.

Причем конкурс в такие учебные заведения является довольно высоким и к кандидатам предъявляются высокие требования относительно не только знаний, но и здоровья.

Именно по этой причине, стоит сразу определить все те качества, которые должен иметь каждый кандидат в помощники машиниста:

крепкое здоровье

Специалисту приходится очень долгое время участвовать в управлении поездом, причем очень часто в одном положении;
уметь концентрировать и практически мгновенно переключать свое внимание;
обладать отличной зрительной памятью;
иметь хорошую реакцию;
обладать и уметь использовать плоскостным, объемным и линейным глазомером;
владеть знаниями, достаточными для управления поездом;
разбираться в возможных неисправностях и уметь их быстро устранять;
знать в совершенстве основы электротехники и материаловедения.. Из данного описания становится видно, что за профессия помощник машиниста

Конечно, для детей она может казаться чем-то романтическим, однако на самом деле это очень тяжелый труд, имеющий свои противопоказания

Из данного описания становится видно, что за профессия помощник машиниста. Конечно, для детей она может казаться чем-то романтическим, однако на самом деле это очень тяжелый труд, имеющий свои противопоказания.

В частности, это касается следующих видов заболеваний:

  • наличие хронических нарушений функций вестибулярного и слухового аппарата;
  • если имеют место болезни сердечно-сосудистой систем;
  • если возникают проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом;
  • при бронхиальной астме;
  • особенно запрещено учиться и работать по специальности, если нарушено цветоощущение.

Зачем машинисту помощник

Современные поезда и локомотивы снабжены автоматическими системами управлениями, поэтому непосвященным может показаться излишним присутствие в кабине сразу двух человек. Но на самом деле такое положение вещей легко объяснимо. Дело в том, что иногда необходимо синхронно выполнить несколько действий в разных местах.

А вторая веская причина наличия лишнего сотрудника, как говорит википедия, состоит в перестраховке. Чаще всего за одну смену машинисту приходится преодолевать огромные расстояния, и в пути всякое может случиться. Чтобы заменить товарища при форс-мажорных обстоятельствах и нужен помощник.

В любом локомотиве, электровозе или тепловозе всегда находятся двое — машинист и его помощник.

Посмотрим, чем занимается последний:

наблюдает за корректной работой устройств безопасности и радиосвязью;
смотрит за сигналами семафоров и оповещает о них коллегу;
визуально фиксирует данные на приборах и датчиках, а в случае поломки обращает на них внимание своего напарника;
подсказывает машинисту, на каких участках пути следует снизить или увеличить скорость.

Таким образом мы видим, что помощник машиниста выполняет важную работу. Помимо перечисленного этот специалист обязан выявлять возможные неисправности при техническом осмотре, который осуществляется перед началом и после завершения поездки.

Обучение на помощника машиниста проходит в железнодорожных техникумах. При желании человек может после стажировки, набравшись опыта, претендовать на место машиниста. Справедливости ради стоит предупредить абитуриентов, что конкурс в техникумах достаточно высок и принимают туда далеко не всех желающих.

350 км за 20 часов

«На тысячи километров я ещё не ездил. Бригаду на такое расстояние не выпустят, так как рекомендовано работать 12 часов, а потом отдыхать. Но на специфические случаи есть режим автоведения – по типу автопилота у самолёта. Есть специальный блок накопления, на него записывается информация нужного участка. Затем этот блок устанавливают и настраивают в кабине управления.

Постоянного графика работы у нас нет. Заканчивается время отдыха после поездки, и меня вызывают на работу. Зарплата зависит от того, какие ты поезда таскал. Тяжёлые и длинносоставные дают неплохую надбавку, влияет и то, сколько часов за месяц ты накатал. В месяц можно заработать 90–120 тыс. рублей за норму (примерно 170 часов).

Описание профессии

Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.

С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.

Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.

  1. Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
  2. Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
  3. Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
  4. Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.

Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.

Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector