Что такое квалификация работника?

Высшее образование квалификация. Определяем, какая квалификация и специальность по диплому

Высшее образование представляет собой пусть и не главный, но существенный фактор в профессиональной реализации и построении успешной карьеры. После того как Россия в 2003 году приняла Болонскую конвенцию, возникли трудности в определении понятий, которые объединяет диплом о высшем образовании. Разобраться в важных вопросах поможет эта статья.

С другой стороны, рабочие места, которые не выполняются по явным правилам – категории, которая включает в себя различные виды ручного труда, от водителей грузовиков до строительных дворников, будут стремиться расти даже при техническом прогрессе. Суть в том, что большая часть ручной работы, которая все еще выполняется в нашей экономике, похоже, относится к типу, который трудно автоматизировать.

Примечательно, что с рабочими, составляющими около 6 процентов занятости в США, на фабриках осталось мало рабочих, чтобы их потеряли. В то же время многие квалифицированные рабочие места, которые в настоящее время выполняются высокообразованными высокооплачиваемыми специалистами, вскоре могут быть компьютеризированы.

Но компьютеризированные исследования в области права и медицинской диагностики с помощью компьютеров уже являются частью нынешней реальности. Кроме того, существует глобализация.

В прежние времена только фабричные рабочие должны были заботиться о конкуренции из-за рубежа, но сочетание компьютеров и телекоммуникаций позволяло предоставлять различные услуги на расстоянии.

Корень слова

В отличие от своего латинского аналога, обсуждаемое слово состоит из двух морфем: корня «професси» и окончания «я». Начальные буквы «про» префиксом не являются. Окончание можно определить с помощью изменения слова по падежам и числам: профессии, профессию, профессией, профессиями, профессиях. Корень слова профессия является частью основы нескольких других слов: профессионал, профессиональный, профессионализм, профессор, профи. Первые три образованы суффиксальным способом, последнее — усечением основы. Правда, являются ли слова «профессор» и «профессия» однокоренными — вопрос спорный. Некоторые лингвисты считают, что они давно утратили общий смысл.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Что такое квалификация по диплому?

Квалификация по диплому – это название, отображающее уровень учебной подготовки выпускника образовательной организации. Наименование квалификации зависит от уровня профессиональной подготовки и типа учебного заведения (высшее или среднее специальное).

Виды квалификационных степеней

Согласно Болонской системе образования, существует три основных типа квалификационных степеней – это бакалавр, специалист и магистр. Характеристики каждой степени соответствуют определенному уровню профессионального образования.

Бакалавр

Продолжительность обучения на бакалавриате составляет 4 года и подразумевает получение базового высшего образования, на базе которого можно начинать вести дальнейшую профессиональную деятельность по выбранной специальности. Если выпускник не намерен продолжать обучение на специалитете, он становится бакалавром определенной области по выбранному направлению.

Специалист

Выпускник, окончивший курс обучения выбранной специальности в течение 5-6 лет, получает квалификацию «специалист». Пример: квалификация по диплому «Экономист», а название специальности «Экономика». Здесь квалификация значит статус выпускника вуза в профессиональной сфере, а специальность указывает на изучаемую общественную отрасль.

Магистр

Квалификационная степень присуждается после прохождения программы, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. К учебе допускаются лица, закончившие бакалавриат и специалитет по любой специальности и успешно-написавшие магистерскую диссертацию под руководством научного руководителя.

Квалификация в образовании

Заканчивая то или иное учебное учреждение, гражданин получает документ, свидетельствующий о его квалификации.

Уровень квалификации выпускника зависит от уровня учебного заведения и усвоенного учебного курса:

Уровень учебного заведения Квалификация Документ, подтверждающий квалификацию
средняя школа основное школьное (9 классов) аттестат об основном школьном образовании
среднее школьное (11 классов) аттестат о среднем образовании
среднее профессиональное учебное заведение специалист определенного профиля диплом о среднем профессиональном образовании
высшее учебное заведение бакалавр диплом о соответствующем высшем образовании
специалист диплом о соответствующем высшем образовании
магистр диплом о соответствующем высшем образовании

Более подробно – о квалификации в высшем образовании (бакалавр, магистр, специалист):

Формы установления квалификации при приеме на работу

Определение компетенции работника при заключении с ним трудовых отношений может осуществляться в форме:

  • документального установления — квалификация подтверждается дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой. У рабочих основанием служит запись в трудовой книжке о присвоении разряда;
  • испытания — предполагает проверку знаний и умений работника, его соответствие должности. Допустимо включение в трудовой договор только по взаимному одобрению сторон. Период испытания не должен превышать 3 месяцев. При этом в него не включаются время пребывания сотрудника на больничном или другое отсутствие по уважительным причинам. Испытание недопустимо при приеме сотрудников младше 18 лет, инвалидов, работников на сезонные и временные работы, при переводе человека в другую местность и в иных случаях, предусмотренных законодательством. При включении испытания в трудовой договор каждая из сторон вправе его расторгнуть до истечения оговоренного срока, уведомив вторую сторону за 3 дня, или по завершении периода. Если работодатель неудовлетворен профдеятельностью сотрудника, он оглашает причины решения о прекращении трудовых отношений. Работник может оспорить его в КТС (комиссии по трудовым спорам) или суде;
  • медобследования — иногда при приеме на должность обязателен врачебный осмотр. Ему подвергаются несовершеннолетние граждане, сотрудники, задействованные в тяжелых и вредных условиях труда, в обслуживании транспорта, пищевой промышленности, работающие в лечебно-профилактических организациях и так далее. Меры направлены на проверку соответствия состояния здоровья человека занимаемой должности и квалификации;
  • стажирования — применяется при приеме молодых специалистов, водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Направлено на уточнение квалификации персонала, разработку адаптационных мер, повышение уровня профподготовленности кадров. Стажировка преимущественно отражается в локальных актах организаций. Квалификация утверждается уполномоченной комиссией;
  • тестового испытания, экзамена — сотрудник подтверждает квалификацию путем выполнения заданий. Они представлены в форме теоретических вопросов, упражнений, практических тестов;
  • собеседования — распространенная форма согласования условий трудового договора между сотрудником и нанимателем. Во время беседы устанавливается квалификация работника, его соответствие вакантной должности.

Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Экономическое образование

Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Категории персонала

В начале собеседования дайте кандидату прочитать текст, а в конце задайте вопросы Благодаря этому Вы выясните, как соискатель усваивает новую информацию. Скажите, что в тексте есть важная или интересная информация, связанная с его возможной будущей работой. Словом, сделайте так, чтобы соискатель внимательно прочитал текст.
Чуть позже под любым предлогом заберите текст. А ближе к концу встречи ненавязчиво спросите, не возникло ли у кандидата каких-либо вопросов о том, что он прочитал? Или же уточните, интересно ли ему будет выполнять работу, которая описана в тексте. Задайте несколько вопросов и мягко, чтобы это не выглядело как экзамен, подтолкните соискателя дать развернутые ответы. Вы поймете, хорошо ли он понял текст, способен ли быстро усваивать новую информацию.

Если есть желание, подготовьте задание, суть которого в том, что кандидат должен сделать что-то по образцу.
Должности других служащих (технических исполнителей)АгентАгент коммерческийАгент по закупкамАгент по продаже недвижимостиАгент по снабжениюАгент рекламныйАгент страховойАгент торговыйАрхивариусАссистент инспектора фондаДежурный бюро пропусковДежурный (по выдаче справок, залу, этажу гостиницы, комнате отдыха, общежитию и др.)ДелопроизводительИнкассаторКалькуляторКассирКодификаторКомендантКоммивояжерКопировщикКрупьеМашинисткаНарядчикОператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работОператор диспетчерской службыОператор по диспетчерскому обслуживанию лифтовСекретарь-машинисткаСекретарь незрячего специалистаСекретарь руководителяСекретарь-стенографисткаСтатистикСтенографисткаТабельщикТаксировщикУчетчикХронометражистЧертежникЭкспедиторЭкспедитор по перевозке грузов Раздел II.Выполненный анализ пока не дает ответов на поставленные вопросы. Поэтому обратимся к ОКПДТР. Он состоит из двух разделов: профессии рабочих и должности служащих.Второй раздел ОКПДТР (должности служащих) разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, действующих нормативных правовых актов и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике.Категория служащих в ОКПДТР представлена:1) руководителями;2) специалистами;3) другими служащими.Но и обращение к этому документу также не позволяет получить ответы на поставленные вопросы. Поэтому попробуем их найти в Единой номенклатуре должностей служащих (ЕНДС), утвержденной еще в 1967 году Госкомтрудом СССР (постановление от 09.09.1967 № 443).

Плюсы и минусы

Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле. Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности. Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.

Примеры

Рассмотрим часто встречающиеся в повседневной жизни примеры.

  • Банковские работники, получившие образование финансиста, специализируются на кредитовании, вкладах и инвестициях. Они работают именно с такими клиентами.
  • Экономисты, отучившиеся по соответствующей программе, специализируются на банковском деле, биржевой торговле (валюта, ресурсы, драгметаллы и другие отрасли фондовых рынков).
  • Отучившись на юридическом факультете по специальности гражданского или уголовного права, юристы рассматривают работу судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и на несколько иных подвидов работы. Их специализация – административное, уголовное, гражданское, семейное право.
  • У инженера, отучившегося на конструктора, имеются десятки специализаций: судостроение, станкостроение, самолётостроение и прочее. Заманчивой и многообещающей является работа в космическом агентстве – ракетостроение, планетоходостроение, зондостроение (включая звёздные и солнечные обсерватории, запускаемые на миллионы километров от Земли), разработка микро- и наноспутников новых поколений, создание орбитальных телескопов и радарных картографов. Здесь инженер-конструктор выходит на международный уровень. Но в данной сфере конкуренция огромна – не всякого допустят работать в NASA или хотя бы в Роскосмос.
  • Врач обладает любой из сотен специализаций – от стоматолога до рентгенолога. Определяется он с выбором ещё в процессе вузовской практики.
  • Педагог – это и школьный учитель, и преподаватель вуза/техникума/колледжа, и воспитатель в детсаду, и ясельный соцработник. Под отдельную категорию попадают завуч, директор школы, методист заочного обучения в вузе.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

Квалификация в юриспруденции

Трактовка понятия квалификации в юридическом праве несколько отличается от трактовки в иных сферах.

В данном случае объектом квалификации является не человек с его физическими или интеллектуальными характеристиками, а совершенное преступление (что это?) или правонарушение (что это такое?).

Поясню на примере: допустим, гр. Иванов украл (т.е. тайно похитил) гироскутер у своего соседа и был задержан полицией. Это преступление было квалифицировано по ст. 158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Но в ходе судебного расследования было выявлено, что преступление было совершено в сговоре с гр. Петровым и Сидровым. Суд вынес решение об изменении квалификации преступления на ст. 158, ч. 2 УК РФ.

Квалификация в спорте

Уровень спортивной подготовки человека (и это не обязательно лицо, профессионально занимающееся спортом) оценивается следующими квалификационными спортивными разрядами:

  • 3, 2, 1 юношеский разряд (разряды перечислены в порядке возрастания квалификационного уровня);
  • 3, 2, 1 разряд;
  • кандидат в мастера спорта;
  • мастер спорта;
  • мастер спорта международного класса.

Каждый из разрядов квалификации присваивается в соответствии со строгим регламентом.

Например, установленные нормативы квалификационного разряда должны быть подтверждены спортсменом на состязаниях определенного ранга в присутствии необходимого количества судей соответствующего уровня.

Присвоенная квалификация спортсмена подтверждается записью в зачетной книжке, официально зарегистрированной спортивной федерацией, со ссылкой на приказ об утверждении разряда.

Квалификация

Само такое определение имеет несколько размытый смысл, так как ее приобретение может быть как теоретическим, так и практическим. Квалификация по диплому отображает уровень подготовки человека после окончания учебного заведение. И формулировка может отличаться от качества и степени подготовки, полученной в процессе обучения.

Ратификация Болонской конвенции привела к проведению реформ в российской системе образования, которая стала трехступенчатой. Выпускники теперь могут иметь один из трех уровней подготовки:

  1. Бакалавр (обучение не менее 4-х лет). Базовая форма подготовки студентов, которая является полноценной (а не урезанной, как бытует мнение). В дипломе в данном случае указывается, в какой отрасли получено образование бакалавра и по какому направлению. То есть квалификация по такому диплому совпадает со специальностью (например, «бакалавр экономики»).
  2. Специалист (обучение не менее 5 лет). По окончании специалитета, в дипломе пишется квалификация, например, «инженер» и специальность – «Электронная техника». В применении к образованию и общественным отношениям первое определение является более узким понятием.
  3. Магистр (обучение не менее 6 лет). По окончании бакалавриата можно получить диплом, окончить обучение и идти работать, а можно перейти в магистратуру и продолжить получение знаний. Впрочем, в дипломе магистра, как и у бакалавра, определение совпадет со специальностью.

Понятие квалификация в трудовых отношениях имеет совершенно другое значение, так как подразумевает приобретение опыта, повышение уровня знаний и умений. Таким образом, теоретические знания примеряются на практике, что отображается в осуществлении трудовой деятельности.

https://youtube.com/watch?v=l8kMIqj7TyE

  • Как заполнять программу перечень льготных профессий

      

  • Кто такой радиооператор профессия

      

  • Какие должности есть в министерстве здравоохранения

      

  • Медицинская оптика что за профессия

      

  • Как выбрать профессию 8 класс

Так чем отличается специальность от профессии?

Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.

Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).

Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!

Что такое профессия?

Под термином «профессия» понимается трудовая деятельность, для которой необходимы специализированное образование и практическая подготовка. Профессиональная деятельность требует от работника владения определенными знаниями и умениями, которые приобретаются в специальных учебных заведениях или во время самостоятельных практических тренировок. Также овладеть профессией и повысить свою квалификацию можно на предприятиях, которые согласны обучать новых сотрудников.

Рассмотрим подробнее суть этого понятия.

  • Термин обозначает перечень навыков, способностей и компетенций, которыми владеет определенный человек. Применяется слово в разных выражениях, например, «Дочь окончила университет и приобрела профессию ветеринара» или «Его профессия – учитель».
  • Сообщество профессионалов – круг людей, занимающихся конкретной деятельностью, и связывает их между собой именно схожая профессия. Такие люди имеют похожие цели, умения, интересы и квалификацию.
  • Профессия, необходимая человеку, имеет довольно узкий спектр работы – это облегчает жизнь, улучшает качество труда и раскрывает возможность развиваться и путешествовать. Такой ограниченный характер деятельности обусловлен внедрением разделения труда – необязательно изучать много профессий, ведь есть возможность заказывать услуги или покупать товар, созданный на массовом производстве.
  • Род деятельности – этот контекст описывает профессию как разновидность труда.

Как уже упоминалось выше, занятость разделяют на несколько видов, основываясь на общей сфере использования, сходстве в образовательной базе и результатах обучения. Категория бывает преподавательская, медицинская, строительная, техническая и экономическая. В каждом виде содержится достаточно много разнообразных профессий, например, экономист, архитектор, преподаватель, врач, переводчик или адвокат. Каждая категория занятий подвергается углубленной специализации – это означает подробное изучение некоторых нюансов ответвления профессии. К примеру, общее медицинское направление делится на огромное количество специальностей, таких как хирурги, терапевты, стоматологи, психиатры и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector