Приказ минкультуры рф от 05.05.2014 n 763

Этапы работы художника по костюмам в кино

В кинопроцессе художник по костюмам стоит во главе так называемого «costume department» и стоит в ответе за бюджет, создание концепции персонажей, а нередко, заказ материалов и даже пошив изделий, под его началом работают ассистент художника по костюмам и костюмеры. Традиционно, порядок работы над проектом художника по костюма выглядит следующим образом:

Ознакомление со сценарием: выстраивание образов героев в голове художника.

  • Костюмеры берлинского Шиллер-театра, 1953
  • Разговор с продюсером: фактически, обсуждение бюджетов и сроков, какие требуются материалы, сколько времени понадобится на пошивку и т.д.
  • Координация с режиссёром и художником-постановщиком: более тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.
  • Первые актерские пробы: происходит подбор костюмов из тех, что уже есть на киноскладе и которые максимально близки к финальному видению персонажа художника, так начинает формироваться тот образ, который в итоге будет на экране.
  • Разработка референсов и эскизов для фильма: на данном этапе выбирается основа для внешнего вида персонажей в форме рисунков художника или фотографий (например, соответствующей эпохи). Всё это, вплоть до оттенков, фактуры и рисунка тканей должно отражать характер будущего персонажа. В качестве референсов же могут служить даже музыкальные произведения и объекты живой/неживой природы.
  • Закупка материалов и тканей: Учитывая, что нужные материалы бывает не так легко найти, часто необходимые вещи заказываются из-за рубежа, художник должен быть уверен, что всё будет соответствовать его замыслу и работать в купе со светом и цветокоррекцией. Иными словами, выглядеть должным образом уже на экране.
  • Пошив изделий: Хотя для второстепенных актеров и массовки костюмы берутся из подбора, зачастую их приходится изготавливать в специальных мастерских. Таким образом, чтобы соблюдалась «правда жизни» и «правда искусства». Костюмы нередко приходится искусственно состаривать и подгонять по размеру, чтобы сюжетно они смотрелись органично.
  • Примерка готовых костюмов: Художник встречается с актерами, желательно в присутствии режиссёра-постановщика и окончательно формирует образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных артистов. Случаются форс-мажоры, когда в последний момент происходит замена актеров и костюм надо заново подшивать или переделывать с нуля.

Костюмерная Шекспировского театра в Стратфорд-апон-Эйвоне, 1943

  • Съемочный процесс и логистика изделий: Художникам следует присутствовать на съемках, дабы убедиться в том, что костюмы правильно сидят на актерах, а также в том, чтобы последние держались и вели себя соответственно образу и социальному положению героя, это касается этикета обращения с одеждой, сообразно эпохе.
  • Пост-продакшн : Судьба костюмов для кино по завершении съемок, особенно в российской действительности, очень неоднозначна. Часто они попадают в подбор для будущих лент, иногда уничтожаются или попадают в руки продюсеров. Отдельные вещи остаются у художников по костюмам, в мастерских-примерочных и попадают на специальные тематические выставки.

Должностная инструкция костюмера

Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность костюмера. Закрытое акционерное общество «Альфа» УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор А.В.

Львов 2015-01-03 Должностная инструкция № 224 костюмера г. Москва 2015-01-03 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность костюмера.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается генеральным директором по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность костюмера назначается лицо, имеющее среднее образование, без предъявления требований к стажу работы. 1.4. Костюмер в своей деятельности руководствуется: – действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы; – уставом организации, локальными нормативными актами организации; – настоящей должностной инструкцией.

Работа костюмером

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой — является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.  

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.

«В костюмерном цехе надо держать порядок, как у себя дома»

Ольга Кузнецова, заведующая костюмерным цехом Театра драмы им. Кольцова. В театре 15 лет.

Сначала я работала в гардеробе, потом перешла в билетеры. Волею судеб, освободилось место в костюмерном цехе, и вот уже 15 лет я здесь. Переключиться на такую творческую работу после труда в гардеробе и на вахте было сложновато. Но я сразу полюбила эту работу. Мои близкие говорят, мол, ты каждый день ходишь развлекаться, а тебе за это еще и деньги платят. Честно говоря, я с ними согласна. Это все равно, как дома. Свои вещи ведь тоже бережешь, просматриваешь, хочешь, чтоб они были в порядке, в сохранности. Так и здесь. Ну и еще общение с интереснейшими творческими людьми – актерами.

Чтобы работать костюмером, нужно быть коммуникабельным, нужна хорошая память, чтобы запомнить много костюмов, аксессуаров, обуви. Ночью разбуди, спроси – нужно сказать, что и где лежит. И уж точно нужно хорошо к актерам относиться, чтобы они не нервничали лишний раз на сцене. Это творческие люди с тонкой душевной организацией. Если появилось пятнышко, отлетела пуговка или дырочка на чулке образовалась, они начинают переживать, что это видно из зала, и не могут больше думать ни о чем, кроме этого. Мы должны следить, чтобы таких ситуаций не возникало.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте. 3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот. 3.3. Шитье иголками выполнять только с использованием наперстка. Ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 3.4. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать их друг другу ручками вперед. 3.5. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины, 3.6. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание их прокола иглой. 3.7. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва. 3.8. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. 3.9. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик. 3.10. Включать и выключать электрический утюг только сухими руками. 3.11. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на теплоизоляционную подставку. 3.12. При работе следить, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. 3.13. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой. 3.14. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. 3.15. Не загромождать проходы тарой, товаром и др. 3.16. Следить за противопожарным состоянием помещения, не пользоваться электрокипятильником и открытым огнем.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Должностная инструкция заведующего костюмерной

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция заведующего костюмерной

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Заведующий костюмерной относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя учреждения, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность заведующего костюмерной принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

1.3. Заведующий костюмерной должен знать:

– приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива;

– основы организации производственно-творческого процесса театра;

– технику обработки и сохранения костюма, подбора необходимого материала и деталей костюма (серьги, броши, пояса и пр.);

– весь гардероб театра и его распределение с учетом особенностей артистов труппы;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На заведующего костюмерной возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполняет работы по обеспечению артистов на репетициях и спектаклях необходимыми костюмами, по подбору костюмов из запасного художественного гардероба для новых спектаклей и спектаклей текущего репертуара во время ввода новых исполнителей.

2.2. Участвует в подборе и подготовке кадров костюмерного цеха.

2.3. Ведет учет рабочего времени работников костюмерной службы.

2.4. Проводит списание реквизита при износе его и утрате материальных ценностей, работе над эскизами с художником-постановщиком и художником по костюмам.

3. Права

Заведующий костюмерной имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т.д.

3.4. На получение рабочей одежды.

3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.7. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.8. Запрашивать документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Заведующий костюмерной несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Требования к профессии художник по костюмам

Работа в качестве художника по костюмам требует соответствия следующим требованиям:

  • иметь профильное образование и необходимые знания по принципам пошива и истории моды;

  • знать все этапы создания проекта в театре, кино и на телевидении, понимать отличия и особенности;

  • уметь работать в различных стилях и направлениях дизайна одежды.

Стоит также отметить, что в зависимости от проекта художнику по костюмам необходимо изучить культурные или исторические особенности эпохи или мира, который собирается представлять режиссер. Поэтому он фактически проводит исследования, составляет выкладки и определяет, что будет наиболее эффектно смотреть в кадре или на сцене, как придать костюму большую функциональность и соответствовать рамкам бюджета при выполнении этой работы.

Костюмер в театре – описание профессии и должностные обязанности

Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.

Описание профессии

Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.

Обязанности работника

У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:

  • Он должен хранить, отбирать и получать сценические костюмы, которые подобрал художник.
  • Он должен помогать переодеваться актёрам и другим участникам театральных постановок.
  • Он ремонтирует сценические костюмы.
  • Он упаковывает костюмы после окончания спектаклей.
  • Он отвечает за сохранность костюмов и реквизита.
  • Он дежурит в период постановок или репетиций.

Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.

В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.

Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.

Уровень зарплаты

Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.

Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.

Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.

Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.

Кому подходит специальность

Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.

Качества костюмера

Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:

  • Трудолюбие.
  • Художественный вкус.
  • Интерес к театру, кино и в целом к искусству.
  • Ответственное отношение к рабочему процессу.

Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.

Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.

После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.

Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.

Необходимое образование

Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии

Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование

Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.

Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.

Что делает художник по костюмам в театре и в кино

Приведем сравнение работ мастера по костюмам в кино и театре в виде таблицы, где вы сможете увидеть схожие черты для двух индустрий и их различия между собой.

Что делает художник по костюмам в театре

Обязанности художника по костюмам в кино

Чтение сценария, продумывание первичных образов

Создание костюмного сюжета, разработка эскизов, поиск исторических фото и иллюстраций

Общение с режиссером и художником-постановщиком с целью утверждения всех костюмов и реквизитов

Закупка материалов для пошива. В отечественных магазинах не всегда удается найти то, что в полной мере соответствовало эскизам. Поэтому ткани часто заказывают за рубежом.

Пошив изделий, который осуществляется в частных или театральных мастерских и специальных пошивочных киноиндустрий.

Во время пошива костюмов придерживается минимализма и отсутствия мелких деталей.

Зритель в театре смотрит на сцену с большого расстояния, из-за чего необходимые детали костюмов увеличивают в размерах.

Если актер использует дополнительные детали, такие как кошелек, то он должен быть пошит на несколько размеров больше, чем в действительности.

Это же касается и перчаток, обуви, пряжек, серег, колец и тому подобное.

Все детали костюма должны соответствовать эпохе. При пошиве нельзя упускать мелкие детали, так как в кино многие сцены показывают крупным планом.

С экрана зритель способен рассмотреть даже мельчайшее переплетение нитей в ткани.

Поэтому пошив костюма должен быть практически идеальным.

Изделие должно быть либо ярче, либо темнее декораций. Переходные тона и полутона не используются вообще.

Это делается для того, чтобы костюм не сливался с декорациями и не превращался в одно большое пятно на сцене.

Чем ярче сценография, тем больше заметна работа художника по костюмам.

Использование всех возможных оттенков и полутонов для тех костюмов, которые будут показывать крупным планом.

Чем естественнее и незаметнее работа художника, тем лучше он справился.

Для одного героя шьется один костюм. Его приводят в порядок после спектакля, затем используют еще раз в следующих постановках.

Для одного героя шьется много одинаковых костюмов. Костюм может порваться или испачкаться несколько раз в сценах с кровью и падениями.

Примерка готовых изделий. Художник по костюмам и режиссер встречаются с актерами и окончательно закрепляют образы героев, смотрят, как актер взаимодействует с костюмом.

В случае замены актера художнику приходится перешивать изделие заново.

Обязанности художника по костюмам в театре и на киноплощадке частично совпадают и также частично отличаются друг от друга.

Профессиональные обязанности костюмера

Специалист трудится на протяжении всего съемочного процесса или театрального сезона. В основном в это время он чинит костюмы, подбирает идентичные элементы и т.д

Особенно это важно для киносъемок, где наряды персонажей серьезно страдают – изнашиваются, рвутся

В профессиональные обязанности костюмера следует включить:

  1. знакомство со сценарием, концепцией, проработка на их основе образов персонажей;
  2. согласование эскизов с режиссером, гримером;
  3. примерка костюмов с актерами, подгонка одежды по их параметрам;
  4. создание дополнительных, дублирующих комплектов;
  5. ремонт костюмов, их хранение и учет.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения

Мероприятия по внедрению профстандартов.

Все государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 до 1 января 2020 года должны были провести ряд мероприятий по внедрению профстандартов.

Согласно данному постановлению и Рекомендациям по применению профессиональных стандартов в организации, чтобы внедрить профстандарты, работодателям нужно было осуществить следующие действия.

  1. Создать рабочую группу по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы утверждается приказом работодателя (можно утвердить положение о рабочей группе).

  2. Провести анализ:

    • реестра профессиональных стандартов (см. сайт Минтруда – http://profstandart.rosmintrud.ru/) с целью определения перечня профессиональных стандартов, необходимых для применения в организации, и составить соответствующий список. При составлении списка профстандартов нужно помнить, что в него включаются стандарты, утвержденные для различных категорий сотрудников (то есть не только работники культуры и искусства, но и работники бухгалтерии, отдела кадров и т. д.). В список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов или дата начала действия которых не наступила;

    • положений нормативных правовых актов, определяющих требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенных трудовых функций, и категории работников, имеющих льготы, компенсации или ограничения;

    • соответствия должностей штатного расписания, по которым установлены льготы, компенсации или ограничения, наименованиям должностей, содержащимся в профессиональных стандартах.

  1. Установить соответствие уровня образования работников и их опыта практической работы требованиям профстандартов с учетом выполняемых трудовых обязанностей.

  2. Провести анализ локальных актов организации с целью формирования перечня документов для актуализации (разработки) в связи с внедрением профстандартов. Изменения вносятся в порядке, установленном трудовым законодательством. Введение их в действие либо внесение в них изменений осуществляются на основании приказа работодателя.

  3. Составить план-график мероприятий по внедрению профессиональных стандартов с учетом мнения представительного органа работников. В него необходимо включить:

    • список профстандартов, подлежащих применению;

    • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по их образованию и обучению в установленном порядке;

    • список сотрудников, направляемых на прохождение аттестации;

    • этапы применения профессиональных стандартов;

    • перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

  1. Актуализировать штатное расписание при необходимости оптимизации системы оплаты труда сотрудников в связи с установленными уровнями квалификации.

  2. Подготовить годовой отчет по итогам внедрения профессиональных стандартов.

  3. В случае утверждения новых профстандартов или изменения действующих внести изменения в план-график мероприятий по внедрению профстандартов.

Обратите внимание: провести данные мероприятия должны все учреждения культуры. А вот применять профстандарты или нет, зависит от того, установлены ли:

  • должности, квалификационные требования, которые прямо предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Например, требования к образованию контрактного управляющего установлены ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

  • должности, по которым законодательством предусмотрены компенсации, льготы или ограничения. К примеру, для должности «электромонтер» такие компенсации предусмотрены, поскольку согласно Приказу Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» эта работа осуществляется в опасных условиях труда.

Кроме того, учреждения культуры будут обязаны применять профессиональные стандарты, если руководитель примет соответствующее решение в отношении отдельных должностей и включит их в план-график.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector