Дефектолог
Содержание:
- Доходы специалистов в России
- Какое образование необходимо иметь для работы логопедом?
- Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
- Требования к Слушателям:
- Где работают логопеды?
- Кто такой логопед? В чем состоит его работа?
- Где учиться на логопеда | Про профессии.ру
- Важные личные качества дефектолога
- Какие предметы изучаются
- Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?
- Обязанности на работе
- Логопед это, какой факультет. Где учиться на логопеда | Про профессии.ру
- Профессиональная этика логопеда
- Особенности профессии логопеда
- Какие домашние задания дают логопеды
- Особенности профессии логопеда
- Кому подходит
- Качества, которыми должен обладать специалист
- Кто такой логопед?
Доходы специалистов в России
Профессионалы работают во многих образовательных и медицинских учреждениях. Места, где они трудятся:
- детские сады;
- центры раннего развития;
- дома-интернаты;
- санатории;
- медицинские центры и т.д.
Заработки дефектологов зависят от их специализации:
Обязанности | Средняя зарплата | ||
RUB | USD | ||
Логопед | исправляет дефекты речи у детей | до 80000 | 1167 |
Сурдопедагог | помогает детям и взрослым с нарушениями слуха | 47000 | 686 |
Тифлопедагог | адаптирует к нормальной жизни детей с нарушениями зрения | 27000 | 394 |
Амблиолог | занимается реабилитацией слепых и слабовидящих людей | 40000 | 584 |
Сурдотифлопедагог | работает со слепоглухонемыми детьми | 33000 | 482 |
Олигофренпедагог | адаптирует детей с интеллектуальной недостаточностью | 45000 | 657 |
Ортопедагог | учит детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата самостоятельности в быту | 50000 | 730 |
Кроме профессиональных знаний, дефектологи должны обладать большим терпением, любить малышей, понимать их проблемы и мотивы поведения. Если логопед работает со здоровыми детьми, то дефектолог логопед – с больными.
Кроме того, чтобы научить их правильно выговаривать слова, нужно найти к каждому ребенку подход, суметь привлечь его внимание. Рейтинг средней зарплаты по стране:. Рейтинг средней зарплаты по стране:
Рейтинг средней зарплаты по стране:
- Республика Саха – 36133 руб. ($528);
- Московская обл. – 30000 ($438);
- Архангельская – 26000 ($379);
- Мурманская – 23500 ($343);
- Липецкая – 20000 ($292).
В крупных городах России специалисты зарабатывают:
- Москва – 30000 руб.;
- Санкт-Петербург – 25000 ($365);
- Красноярск – 18000 ($263);
- Новосибирск – 17000 ($248);
- Екатеринбург – 15000 ($219).
Почти половина всех вакансий дефектолога в стране находятся в Москве и Московской области. Работодатели предлагают зарплату до 29000 руб. ($423) в месяц. Средняя зарплата логопеда в Москве – 25000 ($365), а в Екатеринбурге – 15000 ($219).
В зависимости от специализации, он зарабатывает:
- логопед в детском саду – 26667 ($389);
- / детский – 23333 ($341);
- / учитель – 14867 ($217).
Одно занятие с логопедом на дому для малыша 2 – 5 лет стоит 1500 руб. ($21,9). В частном логопедическом центре специалисты зарабатывают от 45 до 75 тыс. ($657 – 1022) в месяц.
Олигофренпедагог зарабатывает от 35 до 50 тыс. руб. ($511 – 730). Учитель дефектолог, обучающий детей с интеллектуальной недостаточностью по специальной программе, зарабатывает от 10000 ($148) до 65000 руб. ($949) и выше. Частная практика приносит доход около $1500 в месяц.
На уровень зарплаты влияют такие факторы:
- место проживания специалиста – в крупных городах на них больше спрос;
- трудоустройство в бюджетном или частном учреждении;
- опыт работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения здоровья;
- репутация профессионала – особенно важна для частных дефектологов.
В Москве они получают жалованье в пределах от 15000 до 85000 руб. ($219 – 1240). Опытному сурдопедагогу родители слабослышащего малыша готовы платить до $30 за час занятий. Экспериментальные новшества помогают детям восстановить нормальный слух и учиться в обычной школе среди своих ровесников.
Какое образование необходимо иметь для работы логопедом?
Какое образование у логопеда котируется на рынке труда? Ответ однозначен: педагогическое. Логопед на базе педагогического образования имеет право работать как с детьми, так и со взрослыми.
Среднее образование по направлению «Логопедия» в России не дают, так что колледжи и училища, куда идут уже после девятого класса, отпадают.
Можно получить образование в вузе (на соответствующей кафедре факультета дефектологии или специальной педагогики) очно, либо заочно. Это займет от двух до четырех лет.
Другой способ – переподготовка. Она быстрее и дешевле, чем обучение в вузе (в зависимости от учебного центра – в среднем до 1 300 часов), но также подойдет только тем, у кого уже есть высшее педагогическое образование.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.
Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»
Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.
В программу входит изучение следующих разделов:
- Основы специальной психологии и педагогики
- Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
- Развитие речи в норме и недоразвитие речи
- Основы логопедии
- Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
- Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
- Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
- Нарушения письменной речи
- Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
- Формы логопедической работы с детьми
- Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи
Кем вы сможете работать после получения доп. образования:
- В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
- Частная практика
- Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
- Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории
Что входит в стоимость программы:
- Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
- Тестирование после каждой дисциплины
- 30 практических заданий и кейсов
- Общение с преподавателями
- Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
- Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования
Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:
- Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
- Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
- Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
- Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
- Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
- Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
- Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
- Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
- Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
- Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
- Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
- Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
и другие программы
Требования к Слушателям:
Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Внимание! К учебе допускаются лица старше 18 лет с оконченным высшим образованием или проходящие обучение в настоящее время
Внимание! К учебе допускаются лица старше 18 лет с оконченным высшим образованием или проходящие обучение в настоящее время. Гражданам Российской Федерации необходимо предоставить:
Гражданам Российской Федерации необходимо предоставить:
- Заявление на обучение.
- Паспорт.
- Страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
- Диплом о высшем образовании (бакалавра, специалиста или магистра)*.
- Свидетельство об изменении фамилии, имени или отчества, если такие изменения были.
- Справку с места учебы для студентов, которые получают высшее образование.
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.
Где работают логопеды?
Традиционные места работы логопедов:
-
детсады;
-
медицинские учреждения;
-
центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
-
дома ребенка;
-
частные логопедические кабинеты.
Логопеда в сфере образования принято называть учителем-логопедом, в медицине – просто логопедом. График работы определяет организация, где трудится специалист. Обычная ставка учителя-логопеда – 20 часов в неделю. На свободный график работы могут рассчитывать только те, кто ведет частную практику. В основном такие логопеды принимают пациентов на дому.
От того, где вы собираетесь работать, напрямую зависит способ освоения профессии. Работать в учебном учреждении можно после получения диплома о переподготовке. Логопед в школе, как и логопед в детском саду, имеет дело в основном со здоровыми ребятами, которые неправильно выговаривают отдельные звуки – им требуется не лечение, а лишь коррекция произношения.
А вот логопед в медицинском учреждении, работающий с отстающими в психическом развитии детьми и людьми, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму, обязан иметь соответствующий сертификат врача.
Кто такой логопед? В чем состоит его работа?
Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.
Логопед (см. профессия логопед) — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.
По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., покуда эти звуки не войдут в речь.
Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций.
Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь.
В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.
Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.
Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.
Где учиться на логопеда | Про профессии.ру
Логопед – это специалист по исправлению дефектов речи, как у детей, так и у взрослых и пожилых людей. Он помогает человеку правильно артикулировать, когда есть нарушения речи –картавость, шепелявость, заикание. Также учит правильно держать язык и губы при разговоре для четкого произношения звуков.
Куда пойти учиться на логопеда
Наиболее предпочтительно использовать для этого педагогические институты. На их базе также существуют вечерние и заочные курсы.
На дефектологическом факультете есть три направления:
- сурдопедагогика (работа с глухонемыми);
- логопедия (исправление общих дефектов речи);
- олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми пациентами).
Предметы, которые необходимо сдать для поступления: написать сочинение по русскому языку, ответить на устные экзамены по русской литературе и общей биологии и пройти собеседование.
Стоит заметить, что у самого поступающего должны отсутствовать какие-либо дефекты речи и слуха.
Сколько учиться на логопеда
Срок обучения длится 2-4 года. Есть также возможность поступить в вуз после педагогического колледжа. Специальность «логопед» в колледже отсутствует, но есть специальные курсы коррекционных педагогов. Курсы, законченные без наличия высшего образования не дают право заниматься официальной практикой. В таком случае можно заниматься помощью людям на общественных началах.
Где учиться на логопеда
- Ленинградский Госуниверситет им. А.С. Пушкина;
- РГПУ Герцена;
- ИСПиП им. Рауля Валленберга;
- МГПУ ( в прошлом Ленина);
- МПГУ ( в прошлом МГОПУ) им. Шолохова.
Все эти заведения находятся в столицах – северной Санкт-Петербург – и в Москве. Стоимость обучения около 39000 тысяч рублей в год.
Какие виды деятельности у логопеда:
- осмотр пациента, установление диагноза;
- назначение лечения;
- проведение занятий по правильной речи;
- оценка итоговых результатов;
- компетентное заключение.
Где работает логопед после окончания учебы
Такая профессия востребована в детских садах, школах, больницах, реабилитационных центрах, в центрах коррекции речи. Наиболее удачным трудоустройством можно считать частную клинику.
Заработная плата будет намного выше государственной и есть возможность применять различные инновационные технологии при лечении больных.
Стоит ли учиться на логопеда
Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:
- отдельный кабинет;
- непродолжительный рабочий день;
- отпуск – 3 месяца в году;
- возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
- зарплата около 30000 тысяч рублей;
- радость благодарных пациентов.
Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы :
- работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется);
- много бумажной работы по заполнению бланков;
- не всегда ощутимый результат лечения.
Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко, Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.
Возможно Вас заинтересуют:
Важные личные качества дефектолога
Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью
Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка
Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.
- Ответственность.
- Терпеливость.
- Неравнодушие.
- Уравновешенность.
- Строгость.
- Объективность.
- Задатки лидера.
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Внимательность.
Какие предметы изучаются
Логопедия объединяет сразу несколько аспектов личности. Вы частично ознакомились с характеристиками, необходимыми для того, чтобы овладеть профессией, в блоке «Какие качества необходимы». Но дефектологический факультет предполагает обширную программу, позволяющую развить эти навыки, чтобы успешно овладеть этой профессией.
Будущие логопеды знакомятся со следующими дисциплинами:
- основы педагогического образования – потому что логопед обязан уметь контактировать с детьми;
- основы психологии, причем не только детской, но и взрослой;
- анатомия и медицина.
Более точную программу подготовки можно прочитать на сайте конкретного ВУЗа. Некоторые предметы могут меняться.
Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?
Я бы еще добавила в этот список врача-невропатолога. Причина речевых нарушений часто, хотя и не всегда, кроется в неврологии. Например, ребёнок лет шести хочет сказать «мышеловка», а получается то ли «мышевошка», то ли «мыфэвофка». Все почему-то веселятся, а он не понимает, что опять не так. Вот это, вероятно, оно и есть — нарушение иннервации мышц, ответственных за артикуляцию. А если у тебя каша во рту, ты и чужую речь не очень отчетливо воспринимаешь — эти вещи чётко связаны меж собой. Если, скажем, ребёнок не различает на слух В и Л, он говорит вампа — без всякой задней мысли. А вокруг все снова: «Ах! Ох! А ну, скажи правильно!» А он не может сказать правильно, для этого нужно развить фонематический слух и натренировать язык. В логопедической терминологии такое нарушение называется фонетико-фонематическим недоразвитием. Если не преодолеть его вовремя, речь сама не наладится, а в школе к тому же появятся ошибки на письме.
Бывает, что дикция сама по себе превосходная, но ребёнок упрямо говорит «мой куртка», с трудом запоминает слова или то и дело их переиначивает. Никак не может запомнить, что подружку зовут Лариса, а не Ралиса. Причина такого недоразвития речи может крыться в недоразвитии речевых центров в мозгу. Их стимулирование — проблема в основном медицинская, но также это работа для нейропсихолога и логопеда, которые ищут обходные пути. Например, то, что не усваивается на слух, можно дополнить зрительными образами, специальными логоритмическими упражнениями и пр. Я как логопед учу таких детей слушать и слышать, понимать речь, описывать, пересказывать, отвечать на вопросы и пр.
Речевые нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития. В отличие от умственной отсталости, она чаще всего преодолима, но это тоже требует совместных усилий невролога, нейропсихолога и логопеда.
Так же сообща работают специалисты, если речь нарушилась в результате инсульта или травмы головы.
Усилия логопеды сосредоточены в основном на речи как таковой. Речь невозможна без нормальной работы мозга
Она страдает, если подавлены или неразвиты психические функции: внимание, память (особенно речеслуховая память) и пр. Логопед работает и над ними, применяя специальные методики
Но в гораздо большей степени это относится к работе нейропсихолога. Если, конечно, он есть.
А невропатолог и нейрохирург лечат органическое поражение — главную причину речевого нарушения.
Бывает, что нормальной речи мешают проблемы голосового или артикуляционного аппарата. Например, в нёбе расщелина, она делает голос гнусавым, дикция тоже страдает. Это ринолалия, её причины устраняет челюстно-лицевой хирург. А логопед помогает как можно скорее привести речевой аппарат в рабочее состояние после операции.
Вариантов речевых нарушений множество. Независимо от причины, их нельзя преодолеть отрывочными занятиями. Они требует многогранной, комплексной работы.
Обязанности на работе
Круг функциональных обязанностей логопеда достаточно широк, в него входят:
- обследование дошкольников или учащихся школ на предмет развития у них речевых функций, определение степени выраженности и структуры дефекта;
- планирование, организация и проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми, которые имеют отклонения в развитии речи;
- повышение грамотности и расширение словарного запаса детей;
- комплектование подгрупп с учетом особенностей состояния воспитанников;
- консультирование родителей и педагогических работников относительно особенностей работы с конкретным ребенком, приемов и методов оказания ему помощи;
- проведение работы, направленной на социализацию ребенка, развитие культуры его личности;
- заполнение речевой карты и другой документации.
Если отойти от общих фраз, то при работе с каждым воспитанником логопеду необходимо выполнить такой алгоритм действий:
- познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт;
- провести осмотр, выявить проблемы речевого развития и поставить диагноз;
- определить методики, при помощи которых лучше всего организовывать занятия;
- проводить по ним занятия в составе группы или индивидуально согласно утвержденному расписанию;
- разработать индивидуальный комплекс упражнений для регулярного выполнения дома и провести обучающий тренинг для родителей ребенка;
- оценить достигнутый результат через определенный промежуток времени, после чего скорректировать программу.
Логопед это, какой факультет. Где учиться на логопеда | Про профессии.ру
Логопед – это специалист по исправлению дефектов речи, как у детей, так и у взрослых и пожилых людей. Он помогает человеку правильно артикулировать, когда есть нарушения речи –картавость, шепелявость, заикание. Также учит правильно держать язык и губы при разговоре для четкого произношения звуков.
Куда пойти учиться на логопеда
Наиболее предпочтительно использовать для этого педагогические институты. На их базе также существуют вечерние и заочные курсы.
На дефектологическом факультете есть три направления:
- сурдопедагогика (работа с глухонемыми);
- логопедия (исправление общих дефектов речи);
- олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми пациентами).
Предметы, которые необходимо сдать для поступления: написать сочинение по русскому языку, ответить на устные экзамены по русской литературе и общей биологии и пройти собеседование.
Стоит заметить, что у самого поступающего должны отсутствовать какие-либо дефекты речи и слуха.
Сколько учиться на логопеда
Срок обучения длится 2-4 года. Есть также возможность поступить в вуз после педагогического колледжа. Специальность «логопед» в колледже отсутствует, но есть специальные курсы коррекционных педагогов. Курсы, законченные без наличия высшего образования не дают право заниматься официальной практикой. В таком случае можно заниматься помощью людям на общественных началах.
Где учиться на логопеда
- Ленинградский Госуниверситет им. А.С. Пушкина;
- РГПУ Герцена;
- ИСПиП им. Рауля Валленберга;
- МГПУ ( в прошлом Ленина);
- МПГУ ( в прошлом МГОПУ) им. Шолохова.
Все эти заведения находятся в столицах – северной Санкт-Петербург – и в Москве. Стоимость обучения около 39000 тысяч рублей в год.
Какие виды деятельности у логопеда:
- осмотр пациента, установление диагноза;
- назначение лечения;
- проведение занятий по правильной речи;
- оценка итоговых результатов;
- компетентное заключение.
Где работает логопед после окончания учебы
Такая профессия востребована в детских садах, школах, больницах, реабилитационных центрах, в центрах коррекции речи. Наиболее удачным трудоустройством можно считать частную клинику.
Заработная плата будет намного выше государственной и есть возможность применять различные инновационные технологии при лечении больных.
Стоит ли учиться на логопеда
Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:
- отдельный кабинет;
- непродолжительный рабочий день;
- отпуск – 3 месяца в году;
- возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
- зарплата около 30000 тысяч рублей;
- радость благодарных пациентов.
Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы :
- работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется);
- много бумажной работы по заполнению бланков;
- не всегда ощутимый результат лечения.
Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко, Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.
Профессиональная этика логопеда
Работа логопеда сложна: порой ему приходится иметь дело с тяжелыми нарушениями, которые с трудом поддаются коррекции. Необходимо изо дня в день повторять одно и то же, отрабатывая и закрепляя навыки. Люди выбирают логопеда не только по профессиональным достижениям, но и по личным качествам. Логопед должен:
- быть терпеливым, гуманным и тактичным;
- владеть культурой педагогического общения;
- быть доброжелательным и открытым, уметь слушать собеседника;
- относиться к пациенту, даже самому маленькому, как к личности, настраиваться на диалог;
- уметь вызывать в обществе интерес к методам и результатам своей работы.
Соблюдая все эти правила, вы станете востребованным логопедом, которого с готовностью будут рекомендовать друзьям и знакомым. Желаем вам успехов!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Автор статьи:
АлешинаСветлана Геннадьевна
Практикующий учитель-логопед высшей квалификационной категории, разработчик и преподаватель дисциплин и модулей психолого-педагогической и коррекционной направленности.
Другие статьи автора
- Артикуляционная гимнастика: упражнения, эффективность, сферы применения
- Работа логопедом в условиях ФГОС
- Современные технологии в логопедии: чему учиться?
Все статьи этого автора
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Особенности профессии логопеда
Чтобы ввести вас в курс дела, приведём несколько важных фактов о логопедах:
Сейчас наблюдается большой спрос на специалистов в области логопедии и дефектологии, все больше детей рождаются с особенностями речи, и им нужна коррекция. Соответственно, спрос на рынке труда есть.
Помимо самой практики можно активно заниматься наукой и разрабатывать инновационные способы работы с разными проблемами речитатива. Как вариант, остаться в вузе и заняться исследованиями.
Условия работы логопеда достаточно приятны: относительно непродолжительный рабочий день, длинное время отпуска. В большинстве случаев комфортные условия труда.
Еще одна положительная особенность — это осязаемый результат и благодарность в случае успеха
Возможность отслеживать прогресс пациента — важный стимул.
Из негативных моментов важно понимать, что работа логопеда — это серьезная эмоциональная нагрузка. Люди, имеющие проблемы с речью, зачастую достаточно замкнуты, тяжело идут на контакт, в ходе терапии может возникнуть много сложностей.
И наконец, так как работа логопеда ответственна и связана со здоровьем человека, возникает много бумажной работы.
Какие домашние задания дают логопеды
Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.
Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:
- гимнастику для языка;
- упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
- подбор соответствующих наклеек или рисунков;
- лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
- обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
- составить предложение и рассказ по серии картинок.
Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.
Особенности профессии логопеда
Чтобы ввести вас в курс дела, приведём несколько важных фактов о логопедах:
Сейчас наблюдается большой спрос на специалистов в области логопедии и дефектологии, все больше детей рождаются с особенностями речи, и им нужна коррекция. Соответственно, спрос на рынке труда есть.
Помимо самой практики можно активно заниматься наукой и разрабатывать инновационные способы работы с разными проблемами речитатива. Как вариант, остаться в вузе и заняться исследованиями.
Условия работы логопеда достаточно приятны: относительно непродолжительный рабочий день, длинное время отпуска. В большинстве случаев комфортные условия труда.
Еще одна положительная особенность — это осязаемый результат и благодарность в случае успеха
Возможность отслеживать прогресс пациента — важный стимул.
Из негативных моментов важно понимать, что работа логопеда — это серьезная эмоциональная нагрузка. Люди, имеющие проблемы с речью, зачастую достаточно замкнуты, тяжело идут на контакт, в ходе терапии может возникнуть много сложностей.
И наконец, так как работа логопеда ответственна и связана со здоровьем человека, возникает много бумажной работы.
Кому подходит
Профессия логопеда подходим всем, но идут в нее преимущественно женщины, так как для работы необходимо огромное терпение, которым большинство мужчин не обладает.
Специалист по коррекции речи должен знать:
- основы возрастной физиологии и психологии, валеологии, педагогики;
- теорию и практику логопедии;
- анатомию речеобразующего аппарата;
- современные методики корректировки письменной и устной речи;
- актуальные способы психолого-педагогической диагностики;
- принципы комплектования групп учеников;
- технологии поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности.
Что касается личных качеств логопеда, то в первую очередь потребуются:
- выдержка и терпение;
- доброта и умение общаться с самыми разными людьми;
- тактичность и толерантность;
- навыки психолога;
- наблюдательность и хорошая память;
- настойчивость и умение убеждать.
Хорошим логопедом станет только педагог, который обладает глубокими познаниями в своей профессии и смежных областях знаний. Когда специалист начинает вести конкретный случай, то в первую очередь определяет, что является причиной речевого расстройства. Иногда потребуется дополнительная работа с детским психологом, в некоторых случаях проблема кроется в физиологическом дефекте, и нужно вмешательство хирурга, после чего уже можно будет начинать занятия.
Качества, которыми должен обладать специалист
Как и любой врач, логопед обязан разбираться хотя бы в азах психологии, так как часто причиной дефектов речи являются самые разнообразные комплексы. Нередко им приходится сталкиваться с пациентами, которые проявляют агрессию или находятся в депрессивном состоянии. Поэтому логопеду просто как воздух необходимо иметь выдержку, терпение и самообладание.
Понадобятся в процессе работы и такие свойства характера как:
коммуникабельность
Логопеду нужно будет находить общий язык с маленькими и большими пациентами, чего без умения общаться достичь будет крайне затруднительно;
наблюдательность и обостренное внимание. Эти качества потребуются, чтобы поставить верный диагноз и выбрать грамотную, подходящую конкретному клиенту, тактику лечения;
умение убеждать
Зачастую при лечении от пациента требуется приложение многих сил и стараний, а чтобы простимулировать его, логопед обязан быть убедительным;
настойчивость. Если логопед видит, что его подопечный не справляется с заданиями или не верит в свои силы, ему нужно проявлять терпение и выдержку, направляя усилия пациента в нужное русло.
Такт, толерантность, дипломатичность, устойчивость к стрессам, умение обходить острые углы при общении с пациентами — это также очень важные черты, которые должны быть присущи логопеду. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе работы. Также понадобится такое качество, как уверенность в своих силах.
Однако даже присутствие всех упомянутых выше личностных характеристик могут быть бесполезными, если у специалиста нет соответствующего опыта. А это значит, что он обязан постоянно развиваться — как лечащий врач и как разносторонне развитой человек.
Кто такой логопед?
Логопед – высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.
Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи – по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться «богатым» прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.
Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.
Естественно, «возрастное» разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к «пациентам». Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.