Государственные вузы москвы
Содержание:
- Проходные баллы
- Концепция создания
- Национальный рейтинг университетов международной группы «Интерфакс»
- Концепция создания
- Классические университеты
- Факультеты и специальности
- Предуниверсарии Москвы
- Факультеты и специальности
- Программа стратегического развития
- Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности
- Федеральные университеты России
- Топ-30 лучших вузов России 2020
Проходные баллы
Учитывая высокие требования, предъявляемые к результатам работы университетов, имеющих федеральный статус, все вузы основательно подходят к отбору абитуриентов: большинство устанавливает минимальный порог, значительно превышающий аналогичный показатель рядового государственного университета. Это делается для того, чтобы даже на платное обучение попадали наиболее способные выпускники школ.
Диапазон разброса минимальных и проходных баллов приведен в таблице.
Название вуза | Минимальные баллы | Проходные баллы |
---|---|---|
КазФУ | 99–150 | 182–357 |
УрФУ | 99–156 | нет официальной информации |
СФУ | 111–228 | 115–265 |
ЮФУ | 150–250 | 159–315 |
ДВФУ | 123–195 | 140–368 |
БФУ | 145–185 | 155–301 |
СВФУ | 99–229 | 110–343 |
СКФУ | 95–131 | 124–278 |
САФУ | 110–125 | 133–245 |
КФУ | 99–150 | 106–254 |
Минимальные баллы федеральные вузы устанавливают в стандартном порядке. Они формируются из достаточных для участия в конкурсе результатов ЕГЭ по профильным предметам (как правило, их всего 3) и оценок за дополнительные вступительные испытания, если они требуются на определенные специальности (в большинстве своем это творческие направления). Минимум может служить ориентиром для платников, тем, кто планирует попасть на бюджетное место, лучше оценивать свои шансы, исходя из реально сложившихся проходных баллов прошлых лет. Конечно, и это условный показатель, но, он более адекватно отражает действительную конкурсную картину.
Визуально разницу минимальных и проходных баллов по каждому федеральному вузу отображает диаграмма (для примера взяты предельные значения).
Каких-то особых требований для поступления в федеральный вуз нет. Порядок участия в конкурсе или заключения договора на оказание платных образовательных услуг такой же, как и в других институтах и университетах. Чуть больше внимания уделяется только одному показателю – минимальным баллам. Взамен абитуриент получает шанс освоить выбранную специальность в вузе с прекрасным материально-техническим оснащением и мощным профессорско-преподавательским составом.
Оксана Киреева
Концепция создания
Федеральные вузы созданы для углубления связей университетов с экономикой и социальной сферой округов, в которых они расположены. Их миссия состоит в подготовке вооруженных современными знаниями специалистов для экономики и управления, фундаментальной и прикладной науки, образования и культуры, технологических отраслей, приоритетных для национальных интересов. Федеральные университеты не только готовят высококонкурентоспособных профессионалов для своего региона, но и занимаются разработкой и практическим применением в округе расположения научно-технологических решений, ведут фундаментальные исследования.
Финансируются федеральные университеты не только из общегосударственного бюджета, но и за счет средств региональных властей и бизнеса. Благодаря такому комплексному подходу эти вузы стали высокотехнологичными научными центрами с собственными исследовательскими лабораториями, не уступающими мировому уровню, и оборудованными по последнему слову технологий кампусами.
Федеральные вузы строят свою деятельность по принципу максимального взаимодействия с работодателями и другими учебными заведениями, в том числе зарубежными – европейскими, азиатскими, американскими, добиваясь международного признания собственных программ обучения с целью интеграции в мировое образовательное пространство.
К отличительным чертам федеральных университетов России относятся:
- большое число инновационных образовательных программ (по ВО, ДПО, переподготовке и повышению квалификации);
- постоянное участие в научных проектах международного, всероссийского и регионального уровней;
- использование всех современных методов образования (включая удаленный on-line формат обучения);
- многоканальное финансирование (федеральное и региональное субсидирование плюс собственные доходы от выполнения госзаказов и сотрудничества с предприятиями);
- массовый характер научных исследований (в том числе междисциплинарных) по приоритетным для России направлениям развития науки и техники.
Выбрав такое учебное заведение, абитуриент получает гарантию того, что его подготовка будет полностью соответствовать потребностям регионального рынка кадров, а приобретенные знания окажутся конкурентоспособными на мировом уровне.
Национальный рейтинг университетов международной группы «Интерфакс»
В то же время в июле прошлого года был опубликован новый Национальный рейтинг университетов за 2020 год, который составляет международная группа «Интерфакс». И его результаты весьма отличаются от рейтинга РАЕХ.
Вузы оценивались по шести параметрам:
- образовательная деятельность,
- научные исследования,
- социальная среда,
- международное сотрудничество,
- бренд,
- инновации
- технологическое предпринимательство.
Рейтинг основан на информации из анкет, которые заполнили представители вузов, а также из открытых источников, среди которых сайты вузов и Минобрнауки, информационно-аналитические системы СПАРК и СКАН.
Топ-10 Национального рейтинга университетов:
- Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Московский физико-технический институт
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
Концепция создания
Федеральные вузы созданы для углубления связей университетов с экономикой и социальной сферой округов, в которых они расположены. Их миссия состоит в подготовке вооруженных современными знаниями специалистов для экономики и управления, фундаментальной и прикладной науки, образования и культуры, технологических отраслей, приоритетных для национальных интересов. Федеральные университеты не только готовят высококонкурентоспособных профессионалов для своего региона, но и занимаются разработкой и практическим применением в округе расположения научно-технологических решений, ведут фундаментальные исследования.
Финансируются федеральные университеты не только из общегосударственного бюджета, но и за счет средств региональных властей и бизнеса. Благодаря такому комплексному подходу эти вузы стали высокотехнологичными научными центрами с собственными исследовательскими лабораториями, не уступающими мировому уровню, и оборудованными по последнему слову технологий кампусами.
Федеральные вузы строят свою деятельность по принципу максимального взаимодействия с работодателями и другими учебными заведениями, в том числе зарубежными – европейскими, азиатскими, американскими, добиваясь международного признания собственных программ обучения с целью интеграции в мировое образовательное пространство.
К отличительным чертам федеральных университетов России относятся:
- большое число инновационных образовательных программ (по ВО, ДПО, переподготовке и повышению квалификации);
- постоянное участие в научных проектах международного, всероссийского и регионального уровней;
- использование всех современных методов образования (включая удаленный on-line формат обучения);
- многоканальное финансирование (федеральное и региональное субсидирование плюс собственные доходы от выполнения госзаказов и сотрудничества с предприятиями);
- массовый характер научных исследований (в том числе междисциплинарных) по приоритетным для России направлениям развития науки и техники.
Выбрав такое учебное заведение, абитуриент получает гарантию того, что его подготовка будет полностью соответствовать потребностям регионального рынка кадров, а приобретенные знания окажутся конкурентоспособными на мировом уровне.
Классические университеты
Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).
Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:
- филологический;
- философский;
- журналистики;
- психологии;
- социологии;
- исторический;
- юридический;
- экономический;
- искусств;
- международных отношений;
- политологии;
- иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
- лингвистики;
- романо-германской филологии;
- восточных и редких языков;
- славянской филологии;
- переводоведения.
Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:
- филологическом;
- журналистики;
- социологии и культурологии.
Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:
- биологический;
- химический;
- математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
- мехмат – механико-математический;
- прикладной математики;
- механики;
- компьютерных наук;
- кибернетики;
- физический;
- географический;
- геологический;
- медицинский;
- подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.
На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.
Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.
Факультеты и специальности
Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.
К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:
- институты:
- инженерный;
- математики и механики им. Лобачевского;
- экономики, управления и финансов;
- физики;
- фундаментальной медицины и биологии;
- психологии и образования;
- вычислительной математики и ИТ;
- международных отношений, истории и востоковедения;
- экологии и природопользования;
- социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
- геологии и нефтегазовых технологий;
- институт филологии и межкультурных коммуникаций;
- химический им. Бутлерова;
- высшая школа информационных технологий и систем;
- юридический факультет.
Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.
Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).
Предуниверсарии Москвы
Сейчас в проекте участвуют 16 университетов, при которых открыты предуниверсарии с профильными классами по разным направлениям.
Университет |
Профили в предуниверсарии |
НИУ ВШЭ (Лицей) |
Экономика, психология, математика, социальные науки, дизайн, информатика, естественные науки, инженерия, гуманитарные науки, востоковедение, юриспруденция |
МГМУ им. Сеченова (Медицинский сеченовский предуниверсарий) * |
Медицина |
МИФИ (лицеи № 1511 и 1523) |
Физика, информатика, математика, химия |
МГУ (Университетская гимназия) |
Математика, экономика, инженерное дело, гуманитарные, естественные, социальные науки |
Финуниверситет (Лицей) |
Социальные, гуманитарные науки, технологии (информатика) |
Физика, информатика, математика |
|
Русский и иностранные языки, обществознание, история, литература |
|
Романо-германская филология: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский языки. Редкие восточные языки: японский, китайский, корейский. Базовая классическая филология: латинский язык и античная культура |
|
МПГУ (Лицей) |
Технологический (информатика, физика) профиль, филология и лингвистика, история, журналистика, естественные науки (биология, химия), педагогика, социально-экономический (география, общество) профиль, художественно-эстетический профиль |
ГУУ («Школа будущих цифровых управленцев») |
ИТ, социально-экономические науки (право, общество, экономика, английский язык) |
РАНХиГС (Лицей) |
Общественные науки, иностранный язык |
РЭУ им. Плеханова (Экономический лицей) |
Социально-экономические науки (финансы, маркетинг, менеджмент), информационно-технологический профиль, предпринимательство (бизнес, финансы) |
РГУ им. Косыгина (Гимназия) |
Химико-технологический, социально-гуманитарный, физико-технологический, информационно-технологический, художественно-эстетический профили |
Социально-экономический профиль |
|
МГУТУ им. Разумовского (Лицейские классы) |
Технологии (физика, математика, химия, биология, информатика) |
Хотя подразделение РУТ для работы со школьниками называется «Предуниверсарий», фактически это курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку и обществознанию. Учеба платная (стоимость – по запросу с сайта), занятия в клубе «Юный железнодорожник» бесплатные |
*В 2019 году МГМУ открыл сеченовский предуниверсарий в Брянске.
Проект развивается, инициативу поддерживают и университеты, и школьники, поэтому со временем в перечень могут добавиться новые учебные заведения, ведь начиналось все с пяти вузов. Актуальный полный список предуниверсариев есть на официальном сайте проекта.
Факультеты и специальности
Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.
К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:
- институты:
- инженерный;
- математики и механики им. Лобачевского;
- экономики, управления и финансов;
- физики;
- фундаментальной медицины и биологии;
- психологии и образования;
- вычислительной математики и ИТ;
- международных отношений, истории и востоковедения;
- экологии и природопользования;
- социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
- геологии и нефтегазовых технологий;
- институт филологии и межкультурных коммуникаций;
- химический им. Бутлерова;
- высшая школа информационных технологий и систем;
- юридический факультет.
Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.
Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).
Программа стратегического развития
Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи, которые должны быть решены при реализации программы развития:
- подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики Южного федерального округа и страны в целом;
- разработка и реализация востребованных междисциплинарных образовательных программ, обеспечение их непрерывной адаптации к запросам бизнеса и общества;
- проведение фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня на основе конвергенции наук, производство инновационных знаний и технологий, способствующих социально-экономическому развитию приоритетных отраслей Южного федерального округа;
- формирование на базе университета ядра инновационной системы Южного федерального округа посредством взаимодействия с крупными российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями в рамках технологических платформ и инновационных кластеров, сетевой научно-инновационной и информационной инфраструктуры, сетевых центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и иных центров;
- создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала сотрудников и обучающихся в университете;
- повышение финансово-экономической устойчивости университета;
- накопление и приумножение поликультурных и полиэтнических традиций и ценностей.
Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности
место, 2020 год | место, 2020 год |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
3 | Национальный исследовательский Томский государственный университет |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
5 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
6 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
7 | Санкт-Петербургский государственный университет |
8 | Санкт-Петербургский государственный университет |
9 | Казанский (Приволжский) федеральный университет |
10 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
11 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
12 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
13 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
14 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
15 | Южный федеральный университет |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
17 | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ |
18 | Сибирский федеральный университет |
19 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва |
20 | Российский университет дружбы народов |
Основанием для ранжирования послужили результаты вузов при оценке по группам показателей: «научные достижения», «инновационная активность» и «исследовательская инфраструктура». По этому показателю ТГУ обогнал даже МИФИ, заняв третье место в России!
Федеральные университеты России
Сейчас сформировано десять федеральных университетов:
1. Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь);
2. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск);
3. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск);
4. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград);
5. Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань);
6. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону);
7. Сибирский федеральный университет (Красноярск);
8. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург);
9. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь);
10. Дальневосточный федеральный университет (Владивосток).
Их миссия – формировать и развивать конкурентоспособность населения в федеральных округах посредством создания и последующей реализации различных инновационных услуг, научных разработок.
Реализация этой миссии должна осуществляться путем организации в округе работы, направленной на сбалансированное обеспечение имеющихся программ развития территорий квалифицированными кадрами, научными, техническими, технологическими и иными решениями, включая доведение результатов интеллектуальной и научной деятельности до непосредственного практического применения. Это должно привести к социально-экономическому росту регионов.
К приоритетным направлениям развития федеральных вузов можно отнести:
— Подготовку выпускников на основе интеграции двух ведущих процессов: образовательного и научного.
— Обязательное использование всех актуальных методов образования, включающих и дистанционное обучение для таких сфер, как управление, экономика, образование, наука, культура и технологических областей, относящихся к сфере национальных интересов.
— Формирование оптимальных условий для академической мобильности всех категорий – студентов, педагогов, научных работников с целью интеграции конкретного вуза в мировое образовательное пространство, достижения им международного признания в отношении образовательных программ, что позволит экспортировать образовательные услуги, технологии.
— Взаимодействие с РАН, проведение исследований по наиболее важным научным направлениям.
— Развитие международного сотрудничества с европейскими, азиатскими, американскими вузами, активное участие в разных международных программах, касающихся образования, науки.
Топ-30 лучших вузов России 2020
Место в рейтинге |
Название |
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
2. | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
4. | Санкт-Петербургский государственный университет |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
7. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
8. | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
9. | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
10. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ |
11. | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
12. | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
13. | Университет ИТМО |
14. | Финансовый университет при Правительстве РФ |
15. | Национальный исследовательский Томский государственный университет |
16. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
18. | Казанский (Приволжский) федеральный университет |
19. | Российский университет дружбы народов |
20. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ |
21. | Сибирский федеральный университет |
22. | Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина |
23. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
24. | Национальный исследовательский университет «МЭИ» |
25. | Дальневосточный федеральный университет |
26. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ |
27. | Южный федеральный университет |
28. | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ |
30. | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX