Чем государственный вуз отличается от негосударственного

Оцените каждый вуз отдельно

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского Родительского комитета, рассуждает:

— Лично я советую выбирать не между частным и государственным вузом, а выбирать вуз в принципе, не особо обращая внимание на его форму собственности. Я сам преподавал в нескольких вузах и среди них был один частный

Он совсем небольшой, камерный, но очень дорожил и дорожит своим именем. Сдать экзамен или зачет за взятки — не говоря уже о покупке диплома — там было невозможно. Двух студентов, помню, просто отчислили за то, что они пытались подкупить преподавателей! Один мой студент — а он учился в трех вузах — помню, удивлялся: «это первое место, где я ничего не могу купить».

Эксперт также советует:

— При выборе вуза обращайте внимание на материально-техническую его базу. Если вы получаете сугубо техническую специальность, то, наверное, имеет смысл выбрать заведение государственное: там обычно лучше техническая база

Если же направление гуманитарное, то наличие какого-то современного оборудования особого значения не имеет.

Стоимость обучения в государственных колледжах Москвы 2020

В Москве на 2020 учебный год насчитывалось 109 государственных колледжей, больший контингент которых представлен учебными заведениями гуманитарной и технической направленности. Рассмотрим, в каких колледжах затраты на образование в год оказалась для студентов наиболее высокими и есть ли возможность сэкономить на получении среднего профессионального образования в столице страны.

Направление колледжа Кол-во Средняя стоимость в год
Все формы Очно Заочно и дистанционно
Медицинские open_in_new 11 148 280 165 304
Педагогические open_in_new 2 114 667 133 043 54 286
Строительные open_in_new 4 107 082 124 189 47 313
Политехнические open_in_new 26 100 616 119 644 48 787
Юридические open_in_new 3 90 245 107 868 50 000
Экономические open_in_new 6 106 630 121 145 49 846
Гуманитарные open_in_new 31 117 061 135 512 46 489
Музыкальные open_in_new 8 250 169 250 169
Театральные open_in_new 4 157 600 157 600

Наиболее затратным учебный год для студентов обошелся в колледжах, занимающихся подготовкой специалистов творческих специальностей. Годовая стоимость обучения в музыкальных училищах Москвы в 2020 году составляла 250 169 рублей, а в театральных – 157 600. При этом в этих учебных заведениях отсутствует возможность получать образование в заочной и дистанционной форме. Аналогичная ситуация и со столичными медицинскими колледжами. Колледжи, обучающие кадры среднего звена в сфере здравоохранения, оказались на третьем месте по величине оплаты годового обучения. В среднем, стоимость обучения в одном из 11 государственных медицинских колледжей Москвы обойдется для студента в 148 280 рублей.

Сравнительно недорогим в 2020 году оказалось получение среднего профессионального юридического образования. Год обучения в государственных юридических колледжах Москвы обойдется для студентов очной формы в 107 868 рублей, а на заочных отделениях или дистанционно в среднем в 50 000 рублей.

Самое недорогое заочное обучение в колледжах Москвы в 2020 году отмечается у гуманитарных учебных заведений среднего профессионального образования, год обучения в которых составляет в среднем 46 489 рублей. При этом получение очного образования в колледжах этого же направления одно из самых дорогих в столице – 135 512 рублей в год. Лишь не намного дешевле обойдется студентам год обучения в государственных педагогических колледжах Москвы – 133 043 рубля.

Годовая стоимость получения экономического и строительного образования в колледжах столицы чуть больше 120 тысяч рублей. Обучение в дистанционной или заочной форме в этих учебных заведениях почти в 2 раза дешевле. Но и перечень образовательных программ, предлагаемых колледжами для заочников значительно уже, чем для желающих ежедневно посещать стены учебного заведения.

Если посмотреть на рейтинг самых дорогих государственных колледжей Москвы, можно увидеть, что в нем в подавляющем большинстве присутствуют музыкальные учебные заведения.

Самые дорогие государственные колледжи Москвы 2020

Колледж Ср. стоимость
Колледж Московская государственная академия хореографии 546 000
Московская средняя специальная музыкальная школа им. Гнесиных 417 600
Колледж Российская академия музыки им. Гнесиных 322 083
Колледж Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского 250 833
Государственное училище духового искусства 250 000
Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева 242 500
Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена 240 000
Колледж Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке 235 000
Колледж Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова 233 333
Колледж Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова 186 667

Несомненным лидером по стоимости обучения в государственных учебных заведениях среднего профессионального образования Москвы в 2020 году стал колледж, являющийся структурным подразделением Московской государственной академии хореографии. За учебный год в нем придется заплатить около 546 тысяч рублей. Средняя стоимость обучения в единственном в стране профессиональном цирковом учебном заведении обойдется студентам тоже недешево – 242 500 рублей в год. В список самых дорогих государственных колледжей попали также учебные заведения среднего образования на базе Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова и МГХПА им. С.Г. Строганова.

Топ негосударственных ВУЗов Москвы

Предлагаем к вашему рассмотрению рейтинг лучших частных ВУЗов Москвы, составленный профессионалами. Этот топ лучших был объявлен агентством Росрейтинг. К основным критериям отнесся уровень востребованности учащихся среди потенциальных работодателей, а также уровень планируемой оплаты труда.

В число лучших ВУЗов вошли:

  1. Финансово-юридический университет города Москвы (МФЮА).
  2. Университет государственного управления города Москвы (МУГУ).
  3. Психолого-социальный университет города Москвы.
  4. Университет имени С. Ю. Витте города Москвы (МИЭМП).
  5.  (МАСИ).
  6. Международный гуманитарно-лингвистический институт (МГЛИ).
  7. Евразийский открытый институт города Москвы (ЕОИ).
  8. Финансово-юридический университет города Москвы (МФЮА)

Помимо этого, существует список категорий востребованности выпускников на рынке труда. Это категории А (от 80%), В (более 80%), D (от 35 и до 50%).

Также идет отбор по уровню оплаты труда:

  1. Категория «В» предусматривает заработную плату от 60 тыс. рублей и до 70 тыс. рублей.
  2. Категория «С» – от 50 тыс. рублей и до 60 тыс. рублей.

Общее и различия государственного и частного вузов

Два типа высших учебных заведений сегодня различаются разве что только тем, кто является их учредителем. В частном — физическое или юридическое лицо. В государственном — государством или его субъектом.

Есть небольшие различие в размере платы за обучение, хотя везде она регулируется Министерством образования.

В той или иной степени оба вуза:

  • имеют государственную аккредитацию;
  • выдают государственный диплом установленного образца;
  • располагают бюджетными местами;
  • предусматривают отсрочку от армии;
  • платят стипендию, если есть бюджетные места;
  • могут оплачивать обучение с помощью материнского капитала;
  • предлагают студентам льготы.

Как видим, разница небольшая. В любом случае чем больше разных высших учебных заведений, тем больше у абитуриентов выбор.

Дипломы государственных и негосударственных вузов

Государственные и негосударственные вузы должны иметь лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Первый документ дает право на ведение образовательной деятельности. Аккредитация же влияет на возможность выдачи дипломов государственного образца. Также она позволяет студентам пользоваться отсрочкой от армии на период обучения.

В государственных вузах не все направления подготовки иногда бывают аккредитованными. Люди, завершившие обучение на подобных специальностях, получают дипломы такого образца, который установлен образовательной организацией. Выпускникам аккредитованных направлений подготовки выдается диплом о высшем образовании государственного образца. Такие же правила действуют в негосударственных вузах.

Абитуриентам, выбирающим высшее учебное заведение, стоит обращать внимание на такие образовательные организации, которые имеют аккредитацию. Дипломы государственного образца ценятся работодателями

Негосударственные документы воспринимаются только в виде красивых бумажек. Также стоит отметить, что с дипломом установленного образца не удастся поступить на магистратуру в государственный вуз.

Получение стипендий в вузах

В государственных вузах студентам, обучающимся на бюджетных местах, назначаются стипендии. Денежные выплаты получают только те лица, которые сдают экзамены на «4» и «5». Студенты, имеющие удовлетворительные оценки в экзаменационных ведомостях, на стипендии не вправе претендовать.

Негосударственные вузы не имеют бюджетного финансирования. Образовательные услуги предоставляются студентам на основании договоров на оказание платных образовательных услуг. В связи с этим стипендий в негосударственных университетах, институтах и академиях нет. Вот чем государственный вуз отличается от негосударственного. Это одна из главных особенностей.

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Основные различия государственных и частных ВУЗов

Основное отличие частных ВУЗов от государственных – источник финансирования и форма собственности. Соответственно, учредителем государственного ВУЗа является правительство Российской Федерации и финансирование такого рода организаций ведется за счет финсредств бюджета страны. А вот учредителем негосударственного учебного заведения обычно может быть как частное физлицо, так и общественный фонд или коммерческая структура. Финансируются негосударственные (частные) образовательные учреждения обычно за счет студентов, обучающихся в них. Пожалуй, ключевые различия на этом заканчиваются.

Выбор вуза: государственный или частный?

В редакцию журнала «Образование и карьера» поступают вопросы читателей относительно статуса диплома государственного и негосударственного высшего учебного заведения. Чтобы разъяснить ситуацию вокруг этой проблемы, мы пригласили в редакцию специалиста в области профессиональной адаптации и строительства деловой карьеры молодежи Валерия Алексеевича Назарова.

— Итак, чем же отличается диплом государственного вуза от негосударственного диплома?

— По внешнему виду ничем. Если же говорить о содержании, то в дипломе государственного вуза ставится печать государственного учреждения с гербом, в дипломе негосударственного вуза просто фирменная печать вуза.
Фактически различие в статусе диплома государственного и негосударственного вуза состоит в том, что наряду с лицензированием, которые проходят как государственные, так и негосударственные вузы, первые проходят так называемую «аккредитацию».

— Имеет ли право работодатель забраковать диплом о высшем образовании только потому, что он выдан неаккредитованным негосударственным вузом?

— Нет, не имеет. Ведь юридическая полноценность диплома обеспечивается не аккредитацией, а лицензией. Если Госкомвуз РФ выдал лицензию негосударственному институту, значит, это учебное заведение имеет право выдавать дипломы о высшем образовании. Работодатель обязан признать такой диплом. В противном случае вы можете подать в суд.

— Что касается качества обучения, есть ли существенная разница между обучением в госвузе и в частном вузе?

— Негосударственные вузы поставлены в жесткую зависимость от работодателя, предоставляющего места их специалистам. Они обязаны работать лучше государственных вузов.
И все же риск получить некачественное образование существует как в государственных, так и в негосударственных вузах. Поэтому решение абитуриента должно сводиться не к выбору между государственным и негосударственным вузом, а просто к выбору профессионально работающего вуза независимо от его статуса.

— По каким же критериям определить, хороший вуз, плохой или превосходный?

— Очевидно, что самым лучшим критерием такого выбора является оценка специалистов вуза работодателями. На сегодняшний день нет достаточно полной информации об отношении фирм-работодателей к специалистам того или иного вуза. Однако исследования московских фирм, занимающихся трудоустройством специалистов и подбором кадров, свидетельствуют о том, что разрушается привычное представление о престижных вузах, специалисты которых имели безоговорочное преимущество при приеме на работу. Лишь некоторые технические вузы, как, например, Университет им. Баумана, сохраняют высокий рейтинг на факультетах, представленных сильнейшими научными школами. Среди вузов делового и гуманитарного профиля хороших специалистов готовят как традиционные престижные вузы — МГ ГАУ, РЭУ им. Плеханова, так и мало — известные, но весьма мощные институты — Современный гуманитарный университет, Институт деловой карьеры, Международный университет и т.д. В процентном отношении при этом растет удельный вес хороших специалистов, подготовленных негосударственными вузами. Поэтому недалек тот день, когда на рынке квалифицированного труда сложится устойчивый рейтинг с учетом новой расстановки сил между свободно конкурирующими вузами. Вот тогда и поговорим о статусе дипломов вузов. А авторитет должен определяться не статусом учебного заведения — государственный или негосударственный, — а его способностью готовить и поставлять на рынок высококачественных специалистов, которыми были бы довольны фирмы работодатели.

Беседу провел Григорий Самоучкин

Меньше консерватизма

По словам Руслана Ткаченко, одна из проблем государственных вузов — слишком высокий консерватизм, если не сказать закостенелость.

— Я в свое время закончил государственный институт и ушел на вольные хлеба — работал в разных отраслях, в том числе директором. А мой соученик остался в вузе в качестве преподавателя. И вот я вернулся в вуз, который закончил, и тоже стал преподавать. Причем учил студентов тому, чему сам научился на опыте, — рассказывает эксперт. — Мой соученик, а теперь коллега, говорит: «Я здесь был аспирантом, потом доцентом, теперь я кандидат наук, а ты кто? Да чему ты научить можешь?» А я ему ответил: «А чему можешь научить ты, если из этих стен в жизнь вообще не выходил?» Вот в государственных вузах, к сожалению, немало преподавателей, которые отлично знают теорию, но слабо представляют практику бизнеса, отрасли.

Виктор Кудрявцев добавляет:

— Есть и другая проблема. В государственных вузах нередко используются не сильно адаптированные к современности классические методики преподавания, написанные много лет назад. Да и преподавательский состав часто возрастной. Эрудиция таких педагогов обширна, но нередко их понимание профессии мало соотносятся с актуальной действительностью. В негосударственных же вузах, как правило, преподаватели моложе, среди них много практиков, которые глубоко разбираются в том, какие знания сейчас нужны, а какие ушли в прошлое.

Качество образования

Данный критерий взывает массу споров. Далеко не всегда небольшая стоимость услуги свидетельствует о ее низком качестве.

Издавна принято считать, что в государственных учебных центрах профобразования все п рограммы соответствуют ГОСТам, их деятельность полностью контролируется государством, а значит и качество получаемого образования выше, чем в негосударственных.

На протяжении последних лет Рособрнадзор отозвал лицензии и аннулировал аккредитацию более 50 ВУЗов страны негосударственного типа.

Связано это не с качество м образования, а с недостаточно развитой инфраструктурой: дефицит учебных материалов, литературы, помещений для лабораторных целей и пр.

По сути, многие преподаватели работают одновременно в государственных и негосударственных учреждениях.

Поэтому говорить о качестве образования в ВУЗах государственного и частного типа затруднительно.

Бесплатное и платное обучение

Чем государственный вуз отличается от негосударственного? Ответ на этот вопрос — наличие бюджетных мест на некоторых направлениях подготовки. В частных же учебных заведениях высшее образование невозможно получить бесплатно. Все студенты заключают с ними договора об оказании платных образовательных услуг.

Стоимость обучения в негосударственных вузах значительно меньше, чем в государственных. Частные учебные заведения объясняют эту особенность своим стремлением сделать высшее образование доступным абсолютно для всех людей. У лиц, выбирающих государственные вузы, иная точка зрения. Они считают, что небольшая плата за обучение связана с низким качеством образования.

Начнем с государственных вузов

Они существуют давно и во многих отношениях выбирать среди них проще. Возраст многих государственных вузов насчитывает десятки лет, а некоторые из них созданы еще во времена Российской империи. Вполне естественно, что за столь долгий срок у каждого из них сложилась определенная репутация и люди, особенно старшего поколения, испытывают к ним больше доверия. Однако этого недостаточно, чтобы однозначно предпочесть их негосударственным.

Первой подсказкой может стать сама выбранная вами профессия. Безусловно, имеет смысл поступать в государственный вуз тем, кто хочет стать специалистом в области естественных, технических и фундаментальных наук. Для обучения по этим направлениям необходима солидная материальная база, квалифицированные преподаватели, финансовые вложения в науку.

Всем этим располагают государственные вузы. Здесь годами собирается необходимое оборудование, складывается преподавательская школа. Негосударственные вузы таких ресурсов не имеют. Об этом, кстати, прекрасно осведомлены работодатели в соответствующих областях. Они предпочитают выпускников государственных институтов и университетов.

Сложнее обстоит дело с гуманитарными дисциплинами и в первую очередь — с наиболее модными из них: экономическими и юридическими. Эти сферы деятельности сегодня меняются очень быстро, предъявляя к специалистам новые требования. В первую очередь — требования знания сегодняшней ситуации и владения практическими методами работы. К сожалению, преподаватели государственных вузов в основном являются теоретиками.

Что может предложить государственный ВУЗ

Отбросив в сторону стереотипное мышление и розовые очки, реально взглянем на то, что в 2016 году абитуриенту готов предложить российский государственный ВУЗ, чем он отличается от частного:

Благодаря тому, что в роли обязательного «создателя» ВУЗа выступает государство, на него ложится обязанность ежегодно выделять дотации из муниципального бюджета, чем не может похвастаться ни один коммерческий институт.
Хотите получить образование бесплатно да к тому же претендовать на стипендию – это становится реальным в государственном учреждении

В условиях затянувшегося экономического кризиса в России деньги стали основополагающим фактором, на который обращают внимание выпускники школ и их родителей. Поступление на бюджет – реальный шанс стать специалистом, не потратив при этом ни копейки.
Не секрет, что хорошими знаниями славятся университеты с давней историей, которые представляют традиционное образование, объединяющее традиции и основательную теорию

В коммерческих учреждениях делается упор на инновационные и компьютерные технологии.

Интересно и то, что выпустившиеся из частных ВУЗов специалисты гораздо активнее и увереннее в себе. Более 70% опрошенных утверждают, что в ближайшем будущем каждый из них будет иметь свой собственный бизнес. Выпускники государственных ВУЗов не столь категоричны, к тому же взвешенные в суждениях. Первые хотят всего и сразу, поэтому рвутся в бой. Вторые размеренно идут к своей цели, готовы уступать и руководствуются поговоркой «Москва не сразу строилась».

Как выглядит диплом государственного образца 2021

Диплом государственного образца — свидетельство того, что бакалавр, специалист или магистр прошли обучение, соответствующее ФГОС. При оформлении такого документа используют символику Министерства образования и науки РФ. 

Кроме данных о выпускнике (фамилия, имя, отчество, год поступления и выпуска), такой документ содержит:

  • название учебного заведения;
  • специальность и квалификацию выпускника;
  • индивидуальную серию и номер;
  • бланк с перечнем предметов и оценками.

На развороте документа с левой стороны изображен герб РФ.

Проверить подлинность диплома можно на сайте Рособрнадзора.

Чем отличается диплом государственного образца от негосударственного

У диплома негосударственного образца нет установленной формы, его дизайн и содержание зависит от конкретного университета. В таких документах не используется официальная символика государственного уровня, ее обычно заменяют гербом города или логотипом вуза.

Для работодателя не имеет особого значения ваш диплом, главное — знания и умения.

Негосударственные вузы Москвы: рейтинг

В 2016 году был опубликован рейтинг частных учебных заведений, составленный Ассоциацией негосударственных вузов России. В этом перечне представлены не только московские образовательные организации, но и региональные. Если из них выбрать только столичные учреждения, имеющие аккредитацию, то получится, что лучшими являются следующие негосударственные вузы Москвы. Список:

  • Российская экономическая школа (РЭШ);
  • Российский новый университет (РосНОУ);
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина (ГИТР);
  • Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО);
  • Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН).

Давайте изучим более подробно перечисленные выше вузы и рассмотрим их достоинства.

Качество образования

О качестве получаемого образования наиболее ярко говорит востребованность выпускников таких учебных заведений на рынке труда. Стоит отметить, что в этом плане негосударственные ВУЗы ничем не хуже их государственных аналогов.

Как показывает практика, большая половина таких ВУЗов подготавливает немалое количество специалистов, которые получают возможность работать по своей специальности, что ничем не отличает их от государственных.

За последние двадцать-тридцать лет такие учебные заведения смогли обзавестись обширной и качественной материальной и технической базой, а также высококвалифицированными педагогами. На данный момент штат таких ВУЗов состоит практически из того же преподавательского состава, что и в государственных учреждениях.

К основным достоинствам таких ВУЗов относятся:

  • высокая мобильность, которая заключается в быстром реагировании на существующие требования рынка труда (это выражается в том, что данные заведение могут оперативно менять направление обучения и предлагать вариативное образование);
  • высокая мотивированность, которой обладает преподавательский состав, следствием чего есть наличие стабильности в кадрах;
  • тесный контакт с потенциальными работодателями;
  • такие ВУЗы оснащены более качественной технической базой, что хорошо отображается на проведении практических занятий;
  • получение дипломов государственного образца, что практически приравнивает их к государственным учебным заведениям.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector