Суть и цели болонской системы образования
Содержание:
- Вступление Беларуси в Болонский процесс
- История внедрения
- Болонский университет сегодня
- Библиотеки
- Особенности системы образования
- Болонский университет начало истории
- Vita nostra brevis est, brevi finietur…
- Гибридный подход
- Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания
- Отклоненные страны
- «Троечники» против «стобалльников» – 1:0
Вступление Беларуси в Болонский процесс
Стадии Болонского процесса
Первый цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с надписью «бакалавр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 180-240 кредитами ECTS. Программы первого цикла длятся, как правило, три года. Второй цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с пометкой «магистр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 60-120 кредитами ECTS. Эти диапазоны для программ бакалавриата и магистратуры были определены при разработке Рамок квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Как и структура степеней, она должна обслуживать сопоставимые и передаваемые квалификации и способствовать мобильности и признанию независимо от того, где и как были достигнуты результаты обучения. Европейские и национальные рамки квалификаций основаны на Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS) с точки зрения качества (результаты обучения) и количества (рабочая нагрузка). На конференции 2003 года в Берлине впервые были обсуждены докторантура и взаимодействие между Европейским пространством высшего образования (EHEA) и Европейским исследовательским пространством (ERA)
Принимая во внимание, что в Болонской декларации упоминаются два цикла, которые включают все программы высшего образования («Второй цикл должен привести к получению степени магистра и / или доктора, как во многих европейских странах»), в Берлинском коммюнике 2003 года впоследствии были определены докторские программы в качестве третьего. цикл
Три цикла описываются Дублинскими декларациями. Как правило, в рамках Болонского процесса докторантуру называют третьим циклом. Третий цикл включает в себя широкий спектр докторских фаз от чистых (докторских) учебных программ до полностью независимых исследований. Эти циклы имеют различные последствия для: структуры докторантуры (бесплатная, частично или полностью структурированная); взятую ответственность и ресурсы, вложенные (например, персонал и средства для обученных частей программы) домашним учреждением; возможные связи с предприятиями и профессиональными организациями; соотношение обязательных и факультативных элементов для докторанта; статус докторанта (студент, сотрудник, научный сотрудник).
Особенно в странах, где традиционно бесплатная индивидуальная исследовательская работа доминирует на докторской фазе, лица, выполняющие эти проекты, рассматриваются не как студенты, а как исследователи ранней стадии/молодые специалисты.
Основные требования к образовательной системе Беларуси
Болонская архитектура высшего образования
Подразумевает внедрение системы трех циклов – бакалавр, магистр и кандидат наук. Ну и естественно, сокращение срока образования до четырех лет,- данное требование уже можно считать выполненным.
Студенческое самоуправление
Право самих студентов формировать выборные органы и реально влиять на жизнь и образовательный процесс своего университета.
Академическая мобильность и свобода
Подразумевает практику внедрения свободного обмена студентами среди ВУЗов разных стран
При этом важно, чтобы предметы, изученные за время такого обмена, автоматически засчитывались по возвращении домой в родном университете без необходимости пересдачи
Партнерство студентов и администрации
Реальная свобода и обеспечение права как студентов так и преподавателей на создание общественных объединений (и как следствие отмена статьи 193.1 УК Республики Беларусь — Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности).
Реальная выборность курсов
Каждый студент самостоятельно исходя из личной заинтересованности может формировать список дисциплин для изучения в рамках выбранного ими курса. В свою очередь это. несомненно, очистит наше образование от неактуальных изжитых прошлым предметов.
По словам Министра образования Беларусь планирует закончить процесс реорганизации системы высшего образования и приведения ее к требованиям, оглашенным в Дорожной карте к 2030 году. К тому времени все Вузы страны смогут быть реальными членами Европейского пространства высшего образования.
История внедрения
Болонским называют единое учебное пространство европейских стран. Его активное формирование началось в 1998-м по инициативе образовательных министерств Великобритании, Италии, Германии и Франции. В 1999-м целесообразность этого шага признали еще 29 стран. В настоящее время в системе участвуют 48 государств. Подписать соглашение об унификации образовательного процесса в любой момент могут новые участники.
Вступление в единое учебное пространство позволяет взять все лучшее из накопленного странами опыта и обеспечить высшему образованию следующие качества:
- студенческую мобильность;
- скоординированную работу вузов;
- преподавательскую и управленческую маневренность.
Болонский университет сегодня
В 1988, по случаю 900-летнего юбилея университета, 430 ректоров со всех уголков планеты приехали в Болонью отметить это событие. Альма матер, Мать всех университетов, и сейчас является ключевым местом международного масштаба, даже утратив первенство по исследовательской деятельности.
Классификация, составленная QS «World University Rankings», поместила Болонский университет на 188 место в мире, первым среди итальянских, но все же далеким от американских вроде Гарварда или MIT, или английских Кембриджа и Оксфорда.
Структура университета
На настоящий момент Болонский университет насчитывает более 85000 студентов и имеет особенную структуру – «мультикампус» – состоит из пяти учреждений: в Болонье (Bologna), Форли (Forlì), Равенне (Ravenna), Чезене (Cesena) и Римини (Rimini). Также Болонский университет был первым в Италии, у которого появился филиал за границей, в Буэнос-Айресе, который предлагает последипломные курсы, призванные углубить различные аспекты отношений между Латинской Америкой и Европейским Союзом.
Образовательная программа Болонского университета охватывает все возможные области знаний, от базовых до дипломных и последипломных. Предлагаемые курсы построены так, чтобы отвечать потребностям рынка труда и предлагать студентам культурный и практический инструментарий.
Болонский университет уделяет немалое внимание исследованиям и международной связи. Благодаря работе исследовательских центров и лабораторий и высокому уровню получаемых результатов университет ежегодно делится своими достижениями и участвует в различных научных конкурсах
Поступающие в Болонский университет могут рассчитывать также на контракты, заключенные с иностранными частными лицами, фирмами о предоставлении проживания и обучения за границей и получения соответственных степеней.
Факультеты университета
- Аграрный
- Архитектурный
- Промышленно-химический
- Факультет по сохранению культурного наследия
- Экономический
- Экономический (Форли)
- Экономический (Римини)
- Фармацевтический
- Юридический
- Инженерный
- Инженерный (Чезена)
- Литературно-философский
- Иностранных языков и литературы
- Медико-хирургический
- Ветеринарный
- Психологический
- Коммуникаций
- Математический и Естественнонаучный
- Физической культуры
- Политических наук
- Политических наук «Роберто Руффилли» (Форли)
- Статистических наук
- Высшая школа современных языков для переводчиков
Библиотеки
Место, где магическая атмосфера будет чувствоваться буквально с порога – это университетские библиотеки.
https://www.youtube.com/watch?v=Ek1EKzNtxakVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Biblioteca Universitaria di Bologna — University of Bologna (https://www.youtube.com/watch?v=Ek1EKzNtxak)
В учреждении их расположено несколько, некоторые, например, на факультете экономики, внушительных размеров – занимает пять этажей. В Болонье множество библиотек, и большая часть работает до полуночи, в то время как магазины и бары закрываются в 9 вечера.
Чтобы пройти в библиотеку, достаточно захватить с собой паспорт.
Архигимназия
Вплоть до XVI века у Болонского университета не имелось собственных корпусов, где могли бы проводиться лекции. Преподаватели делились знаниями в тех местах, которые разрешал использовать город, порой занятия проходили в церкви или даже в домашней обстановке. Но в 1561 году Архигимназия (Archiginnasio) объединила под своей крышей все факультеты, существовавшие в то время.
На сегодняшний день здесь можно увидеть анатомический театр, а сама библиотека причисляется к наиболее интересным местам Болоньи. Ради того, чтобы посидеть на средневековых лавках за массивными столами, полюбоваться фолиантами и гербами стоит сюда прийти.
Университетская библиотека
Библиотека открыта в XVIII веке, здесь же расположен главный архив университета, который внешне легко можно перепутать с маленьким кусочком Хогвартса. Со времён Средневековья практически ничего не менялось – огромные стеллажи из орехового дерева, старые книги и расположенные по периметру бюсты.
Библиотека частично закрыта – в «запретную секцию» можно попасть только вместе с экскурсией. Для этого достаточно обратиться к сотруднику, который любезно проведёт по недоступным территориям, даже если вы не имеете никакого отношения к учреждению и не знаете хорошо итальянский язык.
Салаборса
Фактически, Салаборса (Salaborsa) не принадлежит университету, но местные студенты любят проводить здесь время. Помещение расположено в городской ратуше, под стеклянным полом легко увидеть раскопки древнеримского форума.
В библиотеке можно найти все, что угодно – от свежих выпусков газет до древних книг. Здесь постоянно проводятся лекции, выставки, а также курсы итальянского языка. Салаборса старается быть современной библиотекой, поэтому она оборудована специальными автоматами, в одном из которых можно положить ранее взятую книгу, а из другого взять новую.
Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Болонский университет начало истории
То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.
1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.
Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.
11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.
После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода Болонский университет пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.
Vita nostra brevis est, brevi finietur…
Андрей Кортунов: Новая модель международного сотрудничества в сфере общественных и гуманитарных наукс
Сегодня, 20 лет спустя, приходится признать, что эти надежды во многом оказались романтическими иллюзиями. Расширение международного образовательного взаимодействия в рамках Болонского процесса не смогло предотвратить нарастание негативных тенденций в российско-европейских отношениях, вылившихся в итоге в острый кризис 2014 г. Межуниверситетское сотрудничество не смягчило политических конфликтов России с ее соседями — Грузией, Украиной, странами Балтии. В своих отношениях с западными партнерами университеты постсоветских государств чаще вступали не союзниками, а конкурентами друг друга,
В более общем плане приходится констатировать, что процесс интернационализации российского высшего образования, продемонстрировавший очень неплохую динамику на протяжении 20 лет, так и не стал драйвером интеграции России в глобальный мир. Россия в этом смысле сильно отстала от Китая, хотя и китайские успехи в сфере международного образовательного и научного сотрудничества сегодня выглядят не столь бесспорными, как еще два–три года назад.
И дело даже не в том, что университетское сообщество не вразумило самонадеянных политиков — на это, пожалуй, никто и не рассчитывал; но университеты, традиционно и не без оснований претендующие не только на научно-образовательные, но еще и на просветительские функции, оказались не в состоянии сколько-нибудь существенно повлиять на общественное мнение ни на одной, ни на другой стороне нового глобального политического раскола. Университеты не смогли излечить застарелые общественные фобии, покончить с национальными предрассудками и стереотипами, таящимися в темных глубинах общественного сознания.
Скорее, наоборот — университеты сами продемонстрировали свою уязвимость по отношению к вирусам общеевропейской, можно сказать, глобальной эпидемии информационной конфронтации и воинствующего партикуляризма. Все чаще из университетской среды раздаются призывы к созданию «национальной политологии», «суверенной теории международных отношений», к принятию собственных оценок и критериев эффективности университетов и пр.
Мне нередко приходится встречаться бывшими студентами, аспирантами и бывшими молодыми преподавателями, которые в начале двухтысячных стали первыми бенефициарами участия России в Болонском процессе. Судьбы этих людей сложились по-разному. Кого-то из них Европа за 20 лет успела фундаментально разочаровать, и я знаю немало убежденных российских западников, вернувшихся из европейских университетов домой не менее убежденными евразийцами. Кто-то, напротив, был настолько очарован Европой, что «проголосовал ногами», найдя свою нишу на европейском научно-образовательном рынке и превратившись из участника российских научно-образовательных и политических процессов в благожелательно или критически настроенного наблюдателя этих процессов со стороны. Кто-то вообще ушел из университетской среды и нашел себя в других сферах — например, в бизнесе или в госструктурах.
Но большинство былых энтузиастов единого европейского научно-образовательного пространства продолжают вести свою не всегда незаметную, но важную и нужную работу. Большинство из них уже занимают высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными проектами, достигли определенного социального и научного статуса. При всех, порой неожиданных, траекториях профессионального и управленческого роста поколения «нулевых», участие в международном университетском сотрудничестве осталось для очень многих из представителей этого поколения уникальным и крайне ценным жизненным опытом, определившим их судьбы, карьеры, да и мировоззрение на долгие годы вперед.
Эти люди едва ли приветствуют нынешний тренд на углубление пропасти между Россией и Европой. На баррикады они не пойдут, и было бы нелепо требовать от профессоров предпенсионного возраста максимализма юности. Их миссия иная — как монахи в средневековых монастырях сохраняли до лучших времен бесценные крупицы античного знания, так и университетское сообщество на Востоке и Западе обязано хранить вечные ценности научно-образовательного универсализма в сумрачные годы повсеместно наступающего политического партикуляризма. В ожидании неизбежного прихода Нового времени, когда эти ценности вновь окажутся востребованными обществом.
Эта миссия требует если не героев, то, как минимум, подвижников. И такие подвижники в наших университетах, к счастью, пока не перевелись.
Гибридный подход
Массовый переход к двухуровневому высшему образованию в российских университетах начали лишь в 2009–2011 годах. Тогда же общественность снова заговорила о том, что «урезание» года от специалитета негативно скажется на знаниях выпускников. Виктор Болотов считает такие утверждения безосновательными. «Никаких исследований, на уровне цифр показавших, что та или иная система лучше, никто не проводил. Разговоры «ужас–ужас» — просто пиар, набор очков на протестных движениях. Во многих вузах Советского Союза примерно год уходил на военную подготовку. Убираем ее — останется как раз четыре. Да и вопрос не сколько лет учат, а как. Можно ничего не делать шесть лет, а можно три года очень интенсивно учиться», — уверен профессор НИУ ВШЭ.
образование
Виктор Болотов
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов
Для некоторых специальностей такой подход действительно возможен, полагают эксперты. Но есть и такие направления, где практикоориентированного обучения недостаточно. Особенно часто об этом говорят в области инженерии. «Инженер-технолог на производстве вполне может быть подготовлен за четыре года, — полагает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров. — Сегодня промышленность, образно говоря, «съела» бакалавров, они успешно работают во всех отраслях экономики. Но иное дело, если речь идет об инженерах–разработчиках, о тех, кто будет создавать новые машины, приборы и технологии. Для их подготовки нужен более длительный срок».
Поэтому многие старейшие вузы, в том числе МГТУ им. Н.Э. Баумана, до сих пор не отказываются от программ специалитета, которые не предусмотрены Болонской системой. «Примерно половина студентов у нас и сегодня поступает на программы подготовки специалистов с длительным сроком обучения. Иначе не получается, слишком сложны сегодня технологии проектирования. Речь идет прежде всего о сложных технологических машинах, системах управления техническими объектами, ракетно-космической технике, энергомашиностроении, транспортных средствах специального назначения, радиоэлектронной и лазерной технике, вооружении и военной технике», — объясняет Александров.
Правда, в таком случае есть опасения, что диплом специалиста в будущем перестанет котироваться в Европе, поскольку точного понимания, с кем отождествлять таких студентов — с европейскими магистрами или бакалаврами, — нет.
Так, меньше сложностей испытали учебные заведения, которые сразу ориентировались в своей работе на Европу, и те, кто основной упор делал на «международные дисциплины». Встроить в Болонскую систему программы, имеющие отношение к работе с иностранными государствами — лингвистику, дипломатию, экономику, менеджмент, — оказалось значительно проще, чем такие направления, как, например, физика и математика.
образование
На лекции в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана
Фото: ТАСС/Артем Коротаев
«Российское образование имело свое лицо, свою нишу. Попытка его стандартизировать по-западноевропейски мне все-таки не представляется успешным путем развития, — признается профессор МПГУ и эксперт союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» Александр Лобжанидзе. — У нашего образования традиционно был свой путь, и судя по научным достижениям, не самый плохой. Наши математики и программисты всегда были востребованы, без всяких дипломов бакалавра. Какие-то области, конечно, должны были идти по новым рельсам, они хорошо вписываются в международные стандарты, но то, что было нашей классикой, должно было оставаться неизменным».
Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания
Итак, что же такое Болонская система обучения и в чём её отличие от специалитета? Чтобы разобраться, давайте дадим определение и разберём основные особенности образовательного процесса.
Болонская система: определение
Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.
История подписания Болонского соглашения
Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами.
Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.
Предпосылки создания Болонской системы
Предпосылками же для официальной разработки основных положений болонского процесса можно назвать:
- ускоренное экономическое развитие ЕС;
- усиление процессов глобализации;
- тесное сотрудничество между университетами;
- требования к развитию практических компетенций;
- уход от длительного карьерного роста на одном месте;
- требования к расширению профессиональной квалификации;
- необходимость развивать гибкое мышление у студентов;
- сложности с признанием дипломов других стран, необходимость подтверждения знаний;
- конкуренция с американской системой образования.
Болонская система повышает привлекательность вуза
Болонское соглашение об образовании должно было решить все эти вопросы, помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу.
На самом деле декларация, которая дала официальный старт Болонской системе образования в 1998 году, называется Сорбоннской. Её подписание проходило в одноимённом парижском университете. А своё имя документ получил благодаря событию 1986 года. Тогда Болонский университет призвал другие вузы Европы принять Великую Хартию университетов.
Страны-участницы Болонского процесса
Необходимость создания единого образовательного пространства признавали многие государства, и уже после 1999 года список стран Болонской системы образования начал стремительно расширяться. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 государств.
Какие же страны инициировали у себя Болонский процесс и в какое время:
- 1999 год: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария;
- 2001 год: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция;
- 2003 год: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Ватикан и Российская Федерация;
- 2005 год: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина;
- 2007 год: Черногория;
- 2010 год: Казахстан;
- 2015 год: Беларусь.
Интересный факт о Болонском процессе. Далеко не все страны стремятся в нём участвовать. Так, Израиль и Косово не стали подписывать конвенцию об образовании, хотя рассматривали её в качестве альтернативы собственным стандартам обучения.
Отклоненные страны
Четыре страны не участвуют в процессе. Хотя Кыргызстан ратифицировал Лиссабонскую конвенцию о признании в 2004 году, он не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы, и нет никаких известных планов по расширению географического охвата конвенции.
Израиль
Израиль не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы, хотя имеет статус наблюдателя. Хотя Израиль географически не является частью Европы, он является частью Европейского региона ЮНЕСКО. Израиль также подписал Лиссабонскую конвенцию о признании, но, согласно критериям Берлинского коммюнике, не имеет права участвовать в Болонском процессе.
Косово
Косово не является участником Европейской культурной конвенции Совета Европы. Хотя Сербия является партией, Косово провозгласило независимость от нее и теоретически является частью Болонского процесса после войны 1999 года. Было предложено отнести Косово к процессу в категорию, соответствующую его ситуации, например статус гостя или специального наблюдателя.
«Троечники» против «стобалльников» – 1:0
Люди, учившиеся в советской школе, помнят, что 3 ошибки в диктанте – «твердая тройка». Стобалльная система, практически, исключает получение неудовлетворительной оценки за диктант.
Доцент кафедры стилистики русского языка МГУ, А. Николаева рассказывает:
Студенты-первокурсники, поступившие на факультет по результатам ЕГЭ – 2009 г., написали под диктовку текст из 200 слов. Из 229 человек 188 сделали в диктанте более 8 ошибок, а у особо отличившихся их было по 80! До 2009 года из 250 студентов не могли справиться подобным диктантом лишь 10-20 человек.
Орфография не входит в программу обучения ВУЗов, так как считается, что этот раздел русского языка полностью усвоен в средней школе. Тестирование в ВУЗе проводится для определения, нужна ли факультативная подготовка некоторым студентам. Но в 2009 г. «зачет» по орфографии получили 18% будущих журналистов, а в 2013 г. – 6%, и ситуация лишь ухудшается.
Преподаватель выражает мнение большинства коллег: система тестирования дискредитировала себя, хотя тест, как одна из форм проверки знаний, не вреден, если речь идет о периодичности его использования в старших классах средней школы. Но постоянное проставление «галочек» в вариантах ответа, угадывание нужных буковок, исключает необходимость учить и применять теоретические знания, анализировать и рассуждать.
Стоит обратить внимание, что сегодня дети и подростки общаются «на птичьем» языке. Можно сколько угодно относить это явление к временному подростковому нигилизму и считать данью моде. Но «галочки» в тестах, как и ущерб, наносимый школой изучению литературы, сводят необходимость формулировать и выражать свои мысли к примитивной подаче звуковых сигналов, нивелируют вариативное восприятие целостной картины мира
Но «галочки» в тестах, как и ущерб, наносимый школой изучению литературы, сводят необходимость формулировать и выражать свои мысли к примитивной подаче звуковых сигналов, нивелируют вариативное восприятие целостной картины мира.
Дети не сфокусированы на составлении связной устной и письменной речи, умении выражать собственное мнение и дискутировать. Из-за проблем с лексическим запасом и развитием логического мышления, снижается уровень самооценки, ограничивается круг общения и интересов.
ЕГЭ, тесты и выпускники, владеющие необходимым минимумом грамотности, с полным отсутствием желания/умения мыслить и отстаивать собственную точку зрения – идеальный «материал» для тех, кто никогда на деле не считал Россию равной. Тогда зачем нам нужна Болонская система?
Образование, наряду с экономикой и обороной государства – основное стратегическое направление развития и мощи, которое нельзя отдавать под внешнее влияние ни при каких обстоятельствах. Возможно, советская система образования была излишне политизирована, пронизана коммунистической идеологией, но она была совершенной, потому что требовала осознанного восприятия знаний и умения ими пользоваться во всю ширь и глубину.
Да и без идеологизации знаний обойтись нельзя: среди прочих причин, не устраивавших в советской системе западных «просветителей» и носителей чуждых ценностей, названа и патриотическая составляющая – мотивированность молодых специалистов, их готовность трудиться там, где государству нужны специалисты. Исключение из образовательных задач идеологического воспитания неминуемо приведет к очередному кризису, потому что сознание молодых людей «без внутреннего стержня» легко попадет под разрушительное влияние Запада, с его идеями мирового господства и интеллектуальной колонизации.