Откуда у вас такие картинки? полный гид по психотерапии

Последние статьи

  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом сегодня, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича сегодня, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков сегодня, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл сегодня, 09:29
  •   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36
  •   Единственное место в СССР, где Германия пыталась, но не смогла перейти советскую границу 24.09.2021, 21:38
  •   Как воспитанница приюта стала законодательницей мировой моды: Коко Шанель 24.09.2021, 19:24
  •   Почему у незнакомых людей могут быть похожие воспоминания: Эффект Нельсона Манделы 24.09.2021, 17:52
  •   Как украинский гетман Дорошенко трём господам служил 24.09.2021, 16:11
  •   Как брат одного из главных нацистских преступников спасал людей во время войны: Альберт Геринг 24.09.2021, 13:43

Все статьи

Особенности профессии

Арт-терапевт – опытный наставник и психолог, который тонко чувствует клиента и помогает ему преодолеть стресс, депрессию, апатию, неуверенность, иные проблемы. Классификация арт-терапевтов осуществляется по направлению деятельности. Арт-терапия изначально реализовалась через рисунки, сегодня специалисты используют разные методики. Для воздействия на психоэмоциональное состояние применяются фото, куклы, песок, глина, литературные произведения и многое другое. В обязанности арт-терапевта входят следующие работы:

  • консультирование пациентов;
  • оценка текущего психоэмоционального состояния;
  • выбор подходящего вида арт-терапии или комбинирование методик;
  • проведение сеансов, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными;
  • оценка достигнутых результатов, изменение схемы терапии при необходимости.

Арт-терапия является мягким методом воздействия, поэтому специалисты взаимодействуют с детьми, взрослыми людьми, пенсионерами и другими категориями пациентов. Они могут работать в реабилитационных, медицинских и других центрах, а также проводить частные сеансы на дому или в собственной студии. Арт-терапия – длительный процесс, который может растянуться как на месяцы, так и на годы, что гарантирует специалисту определенную долю стабильности.

Метафорические ассоциативные карты в работе арт-терапевта

Курс расширяет профессиональный арсенал практического психолога арт-терапевта, знакомит с различными колодами метафорических ассоциативных карт, их структурой, назначением и возможностями использования при работе с клиентами.

Подробно изучаются:

  • правила работы с метафорическими ассоциативными картами
  • методика «Колесо жизни» — диагностика актуальной картины жизни клиента по 8 значимым сферам
  • методология работы с метафорическими ассоциативными картами
  • модель SCORE
  • методики: «Кто я?», «Все мои шляпки», «Групповая сказка», «Завершение отношений», «Проработка тяжелой истории» и т.д.
  • использование метафорических ассоциативных карт при работе с травмой, стрессом

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Материалы и средства в работе арт-терапевта: от ремесла к искусству

Курс знакомит с оригинальными художественными материалами и авторскими арт-технологиями, редко использующимися в арт-терапевтической работе. В процессе обучения слушатели осваивают новые материалы и средства для применения в арт-терапевтической практике.

Подробно изучаются:

  • материалы, техники и темы для арт-терапевтической работы с объемными формами (фольга, проволока, картон, льняная нить, бумага с особыми свойствами)
  • арт-технология трехуровневой личностной работы в арт-терапии (авторская арт-технология «Завтрак-Обед-Ужин»)
  • цветоструктурирование фрактальных матриц
  • технология создания арт-объекта: веер (авторская технология изготовления веера с применением бамбуковых палочек В. Кокоренко)

Профилактика нервного срыва

Для предупреждения неврастении следует правильно планировать свой рабочий день. Его график должен быть таким, чтобы нашлось время для спокойного выполнения поставленных задач и, в случае непредвиденных ситуаций, их нормального решения.

Нервная система не железная – ей нужно восстановление. Поэтому трудоголики должны зарубить себе на носу: рабочие дни должны обязательно перемежаться выходными и отпусками. Отдыхать следует систематически, полноценно, не торопясь, питаться, полноценно высыпаться.

Необходимо также заниматься спортом, укреплять здоровье. Вообще, нелишним является научиться правильно распоряжаться своим временем.

Все вышеописанные рекомендации помогут избежать астеноневротического синдрома, всегда быть в форме в физическом и психологическом смысле.

Так как одной из причин неврастении является гиподинамия – недостаток движении, то врач обязательно посоветует ввести физические нагрузки. Они не должны быть очень сильными, а строго дозированными. Отличный вариант – плавание.

Что касается рациона питания, то требуется употреблять продукты, способные быстро восстановить организм. Пищу нужно употреблять регулярно, не объедаться.

Очень полезны теплые ванны с отварами трав, эфирными маслами.

Часто для лечения истощения нервной системы используется гипноз, который снимает напряжение нервов, навязчивые мысли, тревоги. Всего час гипносна заменяет многочасовой обычный, при этом можно добиться глубокого расслабления и активировать силы организма на излечение.

Медикаментозная терапия предполагает прием сосудорасширяющих средств, ноотропов, антидепрессантов, улучшающих метаболизм мозга препаратов, успокаивающих лекарств. Также очень важны определенные витамины, которые назначают на разных стадиях лечения.

Что касается психотерапии, то она позволяет устранить причины, приведшие к болезни, проанализировать ошибки и найти пути их исправления.

Правильно подобранное профессиональное лечение дает возможность вылечить неврастению за короткий срок. Наступает полное выздоровление, и человек снова может радоваться жизни и получать от нее удовольствие.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Арт-терапия для взрослых

Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.

Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.

Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.

Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:

  1. Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
  2. Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
  3. Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.

Преимущества метода

Арт-терапия не является панацеей или основой глубинной психотерапии. Тем более, в таком сложном заболевании, как зависимость.

Но арт-терапия является надежным подспорьем для более классических методик.

Главные плюсы арт-терапии:

1. Готовность пациента

Терапевт, применяя другие методы, часто сталкивается со скепсисом, напряжением или недоверием клиента. В арт-терапии таких затруднений нет. Каждый человек без труда берет в руки кисть и водит ей по бумаге. Тем более, если опытный специалист создал подходящее пространство и располагающую атмосферу.

2. Работа бессознательного

Арт-терапия без гипноза и других техник транса позволяет достичь глубинных слоев психики пациента. Многие психологические зажимы и спрятанные вглубь проблемы не осознаются самим пациентом. И только на бумаге они обретают четкие очертания.

Это позволяет структурировать дальнейшую терапию и наметить вектор лечения,

3. Доступность метода

Чтобы эффективно провести арт-терапию, не нужно специального оборудования и дорогостоящих препаратов.

Достаточно приобрести краски и бумагу.

Задачи арт-терапии

Рассмотрим конкретные задачи, с которыми справляется арт-терапия. К ним относятся:

— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле. — Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д

— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

— Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

— Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Арт-терапия: многообразие методов. Методы фототерапии

Курс знакомит с различными формами и вариантами терапевтического использования фотографии, представляющие такие относительно новые направление психологической практики, как фототерапия, фото-арт-терапия и фотопсихология

Особое внимание обращается на их освоение слушателями в качестве целостной системы психологической помощи, обладающей рядом специфических отличий от большинства традиционных приемов психологического консультирования и психотерапии

Делается акцент на мало известные отечественным специалистам методы терапевтической работы с применением фотографий, используемые в разных областях практического применения.

Подробно изучаются:

  • общее представление о фототерапии и ее методах
  • классификация техник и приемов фототерапии
  • психологические факторы и механизмы терапевтического и развивающего воздействия фототерапии
  • техники и приемы фототерапии, связанные с использованием имеющихся фотографий
  • психотерапевтическое использование ассоциативных (метафорических) фотографий
  • работа с личными фотографиями клиентов
  • работа с семейными фотографиями (отдельными снимками и альбомами)
  • визуально-нарративные фототерапевтические техники: создание устных, письменных и дигитальных повествований на основе личных фотодокументов
  • техники и приемы фототерапии, связанные с созданием фотографий
  • фотографирование объектов и ситуаций

фотопортрет и фотоавтопортрет.

Задачи, решаемые семейной арт-терапией

Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:

  • опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
  • влияние родителей на детское восприятие мира;
  • проработка семейного опыта в прошлом;
  • выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
  • причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
  • коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
  • помощь в решении семейных конфликтов;
  • проблемы родительского поведения.

На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.

Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:

  • общая разработка и изображение герба семьи;
  • рисование или театрализация сцен из жизни;
  • совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
  • создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
  • совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
  • рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
  • описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
  • изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
  • прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
  • описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
  • обдумывание и визуализация целей семьи;
  • рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
  • рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
  • изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.

Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).

Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.

В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.

Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:

  • проработка дисфункциональных взаимоотношений;
  • реакции взаимодействий;
  • принятие или непринятие чувств себя или другого;
  • получение опыта, который получен впервые и совместно;
  • взаимодействия (особенно – сопереживание);
  • получение новых знаний и новых позиций;
  • обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).

Понятие невроза

Невроз – это психогенное длительное расстройство, имеющее обратимый характер. Термин был введен в обиход еще в 18 веке. В современной официальной медицине он не употребляется: заменен на смежное понятие – невротическое расстройство.

Причины неврозов, как и любых расстройств психического генеза, до конца не изучены. Но большинство специалистов сходится во мнении, что главная роль в этом отводится стрессовому фактору, какой-то психотравмирующей ситуации. Однако большее значение имеет не сила или длительность воздействия этих факторов, а степень восприятия и отношение к ним человека. То есть, играет роль внутреннее состояние личности, особенности характера. Например, такие черты, как тревожность, мнительность, сентиментальность, увеличивают риск развития состояния.

Известная российская исполнительница, Ирина Дубцова, попала в психиатрическую клинику им. Соловьева именно с этим диагнозом. Причиной этому послужил тяжелый бракоразводный процесс ее возлюбленного с бывшей женой, которая досаждала певице угрожающими звонками.

Многие мировые психологи задавались вопросом о происхождении невротического расстройства. Зигмунд Фрейд считал, что болезнь развивается при возникновении внутреннего конфликта между Оно и Сверх Я личности, то есть между ее инстинктами и моралью.

Карен Хорни предполагала, что невроз – следствие конфликта между защитными реакциями личности. Она развивает их под действием психотравмирующего фактора, такого как унижение, агрессия и т.д. В результате этого у человека формируется несколько моделей отношения к обществу: к, против и от людей – потребность в любви, власти или независимости соответственно.

Другой причиной расстройства может стать изменение уровня нейромедиаторов, что делает нервную систему человека более уязвимой, или гормональные перестройки в период полового созревания или климакса.

Среди симптомов заболевания выделяют следующие:

  • лабильность эмоционального фона, частые перепады настроения;
  • проблемы со сном – бессонница, раннее просыпание или тяжело просыпаться утром;
  • тревожность и страхи;
  • панические атаки;
  • сентиментальность, плаксивость, ранимость;
  • повышенная раздражительность;
  • снижение работоспособности и когнитивно-познавательных функций;
  • фиксация на травмирующем факторе;
  • свето-, звукочувствительность;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • пессимизм, отчаяние;
  • принимаясь за какое-либо дело, топчитесь на одном месте и никуда не двигаетесь;
  • заикание;
  • физиологические симптомы – головные боли, головокружение, боли в сердце, пищеварительные расстройства, затрудненное дыхание и т.д.

В состоянии невроза у человека сохраняется критическое отношение к симптомам заболевания. Психотические признаки в виде бреда, галлюцинаций отсутствуют.

Виды невротического расстройства

Все неврозы проходят в своем развитии 3 стадии. Первая из них длится 1 месяц и характеризуется острой психической травмой. Если ее последствия не были вовремя замечены, то происходит развитие процесса, появление определенных реакций и осознание своего «ненормального» состояния. Когда расстройство длится от полугода до 2 лет, говорят о второй его стадии.

Если на первых двух стадиях болезнь не искореняется, она переходит в статус хронического расстройства со стойкими изменениями структуры личности.

Существует три самых распространенных вида невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия.

Главные симптомы неврастении – истощение и повышенная утомляемость на фоне раздражительности и гипервозбудимости. Могут также присоединиться и другие симптомы: повышенная чувствительность к яркому свету, температурным скачкам, громким разговорам. Появляются и вегетативные расстройства: тахикардия, повышенная потливость, головные боли. Больному сложно сосредоточиться, настроиться на какую-либо деятельность.

Истерия – это разновидность невроза, которую прозвали великой симулянткой за разнообразие ее симптомов. Способствует ее развитию истерический тип характера.

Среди проявлений болезни выделяют приступы удушья, рыдания или смеха. Она может маскироваться под гипертонический или сердечный криз. Наблюдается временная обездвиженность и потеря чувствительности в конечностях. Редко проявляются невротическая глухота, слепота.

Наверное, самым известным симптомом расстройства является приступ истерии. При нем человек падает в обморок, но, удивительно, очень удачно. Возможно появление, похожих на судорожные, припадков. Больные размахивают руками, «убиваются» страданиями, их тело выгибается в дугу. Такой приступ носит демонстративный характер. Чаще им подвержены женщины.

Несмотря на удручающие, мучительные симптомы, больные не стремятся избавиться от этого состояния. Наоборот, они искусно им манипулируют. При любых претензиях к ним они ссылаются на свою «тяжелую» болезнь. Как правило, такие личности демонстративны и эгоцентричны.

Осторожно: истерия может быть заразна! Это доказал случай в одной из школ Танганьики. Три девочки смеялись так заразительно, что их смех подхватили 95 учеников

Максимальная продолжительность приступа составила 16 дней. Эту школу закрыли, но эстафету переняли еще 14 школ. Всего истерическому припадку подверглось около тысячи учащихся. Возможной причиной истерии у девочек считают плохие жилищные условия общежития, в котором они проживали, и невозможность предъявить на это претензии.

Невроз навязчивых состояний – еще одна форма заболевания, при которой определенные мысли, действия, страхи становятся настолько навязчивыми, что человек воспринимает их болезненно, они мешают привычному для него укладу жизни.

Среди часто встречаемых фобий – страх смерти, смертельного заболевания, высоты, замкнутого пространства и другое.

Страхи способны спровоцировать и навязчивые действия. Так, индивиды стремятся постоянно мыть руки, чтобы «не подхватить какую-нибудь заразу», дезинфицируют все вокруг, избегают общественных мест.

Компульсии могут возникать и сами по себе. Например, появляется безудержное желание ругаться матом или сделать что-то противозаконное.

Известный изобретатель Никола Тесла страдал неврозом навязчивых состояний. Его мания доходила до того, что он мог считать шаги, чашки кофе или кусочки пищи. Он панически боялся микробов, из-за чего в отеле требовал менять полотенца до 18 раз в день, а в ресторане, если на стол садилась муха, требовал его пересервировать. Номер же в отеле обязательно должен был быть кратным трем.

Связь неврозов с другими заболеваниями и симптомами

Головная боль

Головная боль встречается в разных психических состояниях и заболеваниях. Обычно она возникает в случае эмоционального перенапряжения или в случае подавления своих чувств, например чувства гнева. Также головная боль может быть галлюцинаторной (психалгия).

Вегетососудистая дистония

Вегетососудистая дистония — это нарушение работы вегетативной нервной системы. В отличие от соматической нервной системы, которая подчиняется разуму и управляет мускулатурой, вегетативная нервная система работает автоматически и обеспечивает функционирование органов и систем организма. Вегетативная нервная система разделена на симпатическую и парасимпатическую; они действуют во многих моментах противоположно друг другу и отвечают за разные функции в организме. В совокупности же они дополняют функционал друг друга и представляют собой сложную систему. Эта система связана с участками мозга, отвечающими за наши эмоции, поведение, гормональную регуляцию организма. Поэтому при различных психических расстройствах, когда меняется эмоциональный фон, неизбежно меняется и деятельность вегетативной нервной системы, которая начинает работать неправильно – либо чрезмерно активно  (повышение пульса, артериального давления, частоты дыхания, моторики кишечника), либо наоборот заторможенно. В ситуации опасности вегетативная нервная система мобилизует силы организма, повышает артериальное давление и т. д., чтобы справиться с опасностью. В случае же, если человек часто не может активно отреагировать на то, что считает опасным (например, в силу социальных факторов) и вынужден подавлять своё возбуждение, а также если многие ситуации, не являющиеся опасными, вызывают у него чувство страха (или же если он страдает паническими атаками), тогда вегетативная нервная система начинает работать со сбоями, накапливаются ошибки и наступает её разбалансировка, что приводит, кроме непосредственных симптомов ВСД, к нарушениям работы различных органов.

Панические расстройства, фобии, чувство тревоги

Различные тревожные расстройства (панические атаки, фобии, постоянное фоновое чувство тревоги) довольно часто сопутствуют неврозу.

Что такое арт-терапия?

Автором термина «арт-терапия» в 1938 г стал художник Адриан Хилл, когда обнаружил, что рисование оказывает лечебный эффект на пациентов. Предпосылками к появлению этого метода стали идеи Фрейда о выражении внутреннего «Я» через интуитивное творчество и сублимацию в нем своих проявлений. Арт-терапия объединила художественную и психологическую деятельность, и на ее основе возникло множество методов. Например, изотерапия, фототерапия, маскотерапия (создание маски, «игра в маске», диалоги между масками и пр.), библиотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, песочная терапия, работа с глиной, сказкотерапия.

Арт-терапевтическую практику можно разделить на две части:

Бессловесная, творческая, спонтанная, неструктурированная. Например, в изотерапии основным выразительным средством является рисунок. В основе этой части лежит невербальное самовыражение, заложенное в нашей психике (70% сессии).

Вербальная, структурированная, осознанная, переработанная. Это обсуждение произведений, устная дискуссия, а также интерпретация художественных образов и ассоциаций (30% сессии)

При анализе творчества важно то, как клиент себя выражает, что он выражает, в какой форме и как его творчество воздействует на окружающих

Художественная деятельность в данном контексте спонтанна и безоценочна

Для терапии искусством важно само активное творение, анализ полученного и те особенности, которые художественные работы позволяют обнаружить в психической жизни творца. Арт-терапевт помогает клиенту и поддерживает его в выражении внутренних переживаний

Работать можно спонтанно, не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ. Иными словами, цель не в улучшении навыка рисовать или лепить из глины. Основная задача – развитие самовыражения, понимания своих внутренних проблем через творчество, трансформация реакций и поведения, повышение адаптационных способностей.

Какие-либо выраженные художественные способности и специальная худподготовка клиентам не требуются.

Книги по арт-терапии

Здесь вы можете бесплатно скачать книги

Копытин А.И., Методы арт-терапии methods_art_therapy

Копытин А.И.  Арт-терапия. Хрестоматия — art_terap_kop-hrestomatiya

Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми art_therapy_rabota-s-detmi

Тайный мир рисунка — fers_tajnij_mir_risunka

Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированное арт-терапии — techniques

Ермакова И.А., Вокруг цвета — vokrug_tcveta

Кэмерон Дж. Путь художника. Ваша творческая мастерская — way_of_artist

Алексей Будза, Арт-терапия. Йога внутреннего художника — yoga_artist

Автор статьи:

Статью прочитали: 14 656

Арт-терапия: методики

Методики в области арт-терапии отличаются своим разнообразием. Самые популярные из них:

  • видеотерапия;
  • маскотерапия;
  • театротерапия;
  • пластика;
  • лепка (пластилин, глина);
  • игротерапия;
  • изотерапия;
  • керамика;
  • сказкотерапия.

Эффективность арт-терапии доказана на практике: создавая какой-либо творческий продукт, пациент вкладывает в него часть себя, свои мысли, переживания и эмоции. Поэтому именно в изобразительном искусстве наиболее ярко проявляется личность человека.

В клинике «IsraClinic» используется методика психореабилитации посредством свободного творческого мышления. Спонтанный рисунок, который используется в этой методике, помогает успокоиться, отвлечься от привычных назойливых мыслей, расслабиться, и, одновременно, сосредоточиться. Рисуя в клетках-матрицах без определенного плана и замысла, повинуясь спонтанному движению руки, мы актуализируем подавленные эмоции и выражаем их в спонтанных образах. С помощью спонтанных рисунков можно дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

Лучше всего данная методика психотерапии проявляется в работе с детьми и подростками. В силу своего возраста они более открыты, и с ними довольно легко работать. Арт-терапия четко покажет, что с ребенком происходит на данный момент, о чем он думает или переживает.

Выполняя рисунки день за днем, на протяжении длительного периода времени, мы возвращаем себе внутреннюю гармонию, актуализируем стремление к самореализации, развиваем творческие способности и повышаем самооценку.

Методика при регулярном использовании помогает повысить качество жизни и удовлетворенность ею здоровых людей, но уникальность ее в том, что она эффективна для психореабилитации в случае выраженных психических расстройств, наркозависимости, психосоматических заболеваниях.

Для закрепления результатов мы рекомендуем пациентам продолжать занятия арт-терапией по возвращении домой, что помогает закрепить результаты лечения и служит хорошей поддерживающей терапией для профилактики рецидивов заболевания.

Функции арт-терапии

  1. Адаптивная. Снимает тревогу при работе с тяжелыми заболеваниями, помогает преодолеть сопротивление к психотерапевтическому процессу, способствует развитию эмпатии и положительных ощущений;
  2. Коммуникативная. Через творчество один человек может понять чувства другого. Осуществляется коммуникация между внутренним миром человека и окружающим его миром, между бессознательного и сознательным;
  3. Диагностическая. Предоставляет основу для интерпретаций и диагностической работы. Четко отражает динамику процесса терапии;
  4. Социализирующая. Помогает выплеснуть отрицаемые эмоции социально- приемлемым способом, воспитывает чувство внутреннего контроля и порядка. Корректирует поведение;
  5. Объективизирующая. Через создаваемый продукт творчества, видны внутренние переживания и конфликты пациента. Терапевт может сделать вывод о его прошлом, возможно, проблемы с семьей или одиночество;
  6. Структурирующая. Позволяет создать порядок в голове в процессе творчества, упорядочить свои эмоции и чувства;
  7. Защитная. Изобразив все свои переживания на холсте, листе бумаги или другом объекте арт-терапии, дает чувство защиты и контроля над собственными переживаниями;
  8. Развивающая. Помогает в получении новых навыков, или в развитии старых. С помощью терапии пациент может увидеть свои переживания, осознать их и перевести в другие внешние образы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector