Теодор курентзис в роли духа музыки

Лучшие вузы для обучения

Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
  • Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
  • Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.

В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Известные оперные дирижеры

В мировой музыкальной иерархии есть имена, которые знают все. Фамилии известных оперных дирижеров можно встретить на афишах, рекламных щитах, их именами называют круизные лайнеры. Эта популярность вполне заслуженная, поскольку мало кто еще способен посвятить всю свою жизнь, без остатка, музыке. Самые известные дирижеры разъезжают по всему миру, гастролируют с различными музыкальными коллективами или руководят оркестрами в крупных музыкальных центрах. Оперные спектакли требуют особой слаженности оркестра при сопровождении вокальных партий, арий и каватин. Во всех музыкальных агентствах можно узнать фамилии известных оперных дирижеров, которых можно пригласить на сезон или ряд выступлений. Опытные импресарио знают стиль работы и особенности характера каждого. Это помогает им сделать правильный выбор.

https://youtube.com/watch?v=6vZ9HPXeLfs

Второй или пятый класс?

Методические разработки уроков по музыке, представленные в интернет-пространстве, предлагают проведение урока «Волшебная палочка дирижера» в пятом, реже – во втором классе. В пятом, как правило, происходит знакомство с различными видами оркестра, повторяются и закрепляются музыкальные инструменты симфонического оркестра. Рассказ о роли дирижера в этом содержательном блоке оказывается уместен и может по-разному представляться – как историческая справка, рассказ о значении профессии, роли этого специалиста в современной музыке и т. д.

Второй класс знакомится с дирижером в контексте изучения музыкального театра и его основных жанров – оперы и балета. Здесь дирижирование достаточно редко представлено отдельной темой, однако специальное обращение к этому виду музицирования также возможно.

Кому подходит

На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:

  • высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
  • опыт работы;
  • понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
  • навыки композиторской деятельности;
  • безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
  • знание обширного музыкального материала;
  • искренняя увлеченность своим делом.

Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:

  • лидерские качества, воля и целеустремленность;
  • творческие и педагогические способности;
  • гибкость мышления и склонность к импровизации;
  • знание человеческой психологии;
  • терпеливость и усидчивость;
  • стрессоустойчивость;
  • физическая выносливость.

Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.

К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.

Дирижер оркестра

Часто тема «Волшебная палочка дирижера» является своеобразным ключом к рассказу о видах оркестра. Симфонический здесь главенствует – это не только наиболее полный состав музыкальных инструментов, но и вершина музицирования.


Могут повторяться в теме «Волшебная палочка дирижера» инструменты, составляющие оркестр (как правило, это делается в игровой форме – в виде загадок, мини-заданий и пр.). Рассказ о роли дирижера возможен и в описании военных, духовых оркестров, малых ансамблей – квартетов, квинтетов. При наличии урочного или внеурочного времени можно порассуждать вместе со школьниками о разнице в управлении этими составами. В разных видах оркестра волшебная палочка дирижера может менять свои функции и внешний вид, то становясь смычком и грифом первого скрипача (в камерных ансамблях), то приобретая вид украшенного жезла в военном марширующем оркестре.

Дирижер в музыкальном театре

Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.


Понять роль указанного специалиста на уроке музыки можно при помощи видеофрагментов из сцен балета или оперы. Ученики должны увидеть, как волшебная палочка дирижера из оркестровой ямы руководит всем составом танцоров, солистами и оркестром. Яркое видео, например, «Спящей красавицы» П.И. Чайковского в исполнении Венского национального театра позволяет буквально почувствовать магию музыки, волшебные силы дирижера, впечатлить характером происходящего на сцене. Это очень значимо для школьников при знакомстве с классической музыкой.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

Бывают ли оркестры без дирижера?

Есть как минимум один знаменитый пример — оркестр «Персимфанс», существовавший в СССР с 1922-го по 1932 год. Он состоял из высококлассных музыкантов и ставил своей задачей обходиться без дирижера — все важные решения принимались коллегиально, а музыканты, чтобы слышать и видеть друг друга, рассаживались не лицом к зрителям, а по кругу. Репетиций поначалу требовалось несколько больше обычного, но потом система стала отработанной. Качество исполнения при этом не страдало — у «Персимфанса» была хорошая репутация, их игру, в частности, очень хвалил Сергей Прокофьев. Но все-таки их история – скорее исключение и является довольно экзотическим примером. Впрочем, в 2008-м году музыкант Петр Айду возобновил работу «Персимфанса», и теперь на игру оркестра без дирижера могут посмотреть все желающие.

Какими профессиональными навыками должен обладать?

Для того чтобы быть профессиональным дирижером, необходимо иметь следующие навыки:

  • идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
  • развитую интуицию и врожденную музыкальность;
  • в совершенстве знать нотную грамоту;
  • отличную память;
  • пальцы должны быть хорошо развиты;
  • хорошую координацию движений;
  • обязательным является получение академического музыкального образования;
  • хорошее знание не только технических характеристик, но и истории создания и использования инструментов;
  • обладать лидерскими качествами;
  • быть хорошим организатором;
  • допускается использовать свой собственный стиль управления коллективом;
  • должна быть обширная подборка музыкального репертуара;
  • очень хорошо помогает наличие творческой фантазии;
  • не помешает наличие такого навыка, как коммуникабельность.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Сколько зарабатывает первая скрипка

По данным Adaptistration, в настоящее время максимальная зарплата первых скрипок составляет примерно 622 000 долларов. Первая скрипка с самым высоким доходом играет с Кливлендским симфоническим оркестром.

Конечно, не все получают так много.

«По моему опыту, большинство концертмейстеров получают зарплату на основе процентной шкалы. То есть у большинства оркестрантов есть базовая зарплата — минимальная сумма, которую получает каждый музыкант в оркестре. Первая скрипка помимо этого получает дополнительные проценты в зависимости от их уровня, опыта и умения договариваться.

В США нормой считается платить первой скрипке как минимум в два раза больше базовой зарплаты. Однако в последние пару десятилетий стали платить уже в три раза больше. В некоторых случаях зарплата первой скрипки превышает стандартную в четыре раза! Во всех известных мне случаях первая скрипка это самый высокооплачиваемый музыкант оркестра (не считая дирижёра).

Кроме того, во всех оркестрах, кроме самых маленьких, договор включает в себя заработную плату, оплачиваемый отпуск и медицинскую страховку».

Как дирижеры стояли раньше?

У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.

В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.

Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.

Интересно: Почему с горы зимой видно дальше, чем летом?

Краткое описание

Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.

Александр Ведерников (1964-2020)

Ведерников был главным дирижером Датской королевской оперы и музыкальным руководителем Михайловского театра Санкт-Петербурга. К сожалению, его жизнь оборвалась в 56 лет. Дирижер скончался в октябре 2020 года из-за осложнений с Covid-19. Ведерников был воспитан с уважением к музыкальным традициям. Начинал он ассистентом главного дирижера, а затем вторым дирижером Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. Среди солистов, с которыми сотрудничал Ведерников — Марта Аргерих, Миша Майский, Франк-Петер Циммерман, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Михаил Плетнёв, Николай Луганский, Борис Березовский.

В 1995 году он основал Симфонический оркестр Российской филармонии и был художественным руководителем и главным дирижером этого оркестра до 2004 года. Ведерников руководил Большим театром почти 10 лет. Его присутствие оживляло сцену нежными ударами дубинки и притягательной индивидуальностью, очаровывая публику во всем мире. С 2009 по 2018 год он был главным дирижером Датского симфонического оркестра Оденсе. В 2018 году Ведерников получил похвалу за дирижирование Симфоническим оркестром BBC в Глинке и Чайковском, а также за мировую премьеру гитарного концерта Джоби Талбота. 

История

Теодор Томас, отец-основатель и первый дирижер Чикагского симфонического оркестра.

В 1890 году чикагский бизнесмен Чарльз Норман Фэй пригласил Теодора Томаса основать оркестр в Чикаго . Под названием «Чикагский оркестр» оркестр дал свой первый концерт 16 октября 1891 года в Auditorium Theater . Это один из старейших оркестров США, наряду с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Сент-Луиса .

Оркестровый зал , ныне являющийся составной частью комплекса Симфонического центра, был спроектирован чикагским архитектором Дэниелом Х. Бернхэмом и завершен в 1904 году. Маэстро Томас был музыкальным руководителем в течение тринадцати лет до своей смерти вскоре после того, как 14 декабря было посвящено недавно построенное здание оркестра. 1904. Оркестр был переименован в «Оркестр Теодора Томаса» в 1905 году, и сегодня в Оркестровом зале до сих пор на фасаде высечено «Оркестровый зал Теодора Томаса».

В 1905 году Фредерик Сток стал музыкальным руководителем и занимал этот пост до своей смерти в 1942 году. В 1913 году оркестр был переименован в Чикагский симфонический оркестр.

Последующими музыкальными руководителями были Дезире Дефау , Артур Родзинский , Рафаэль Кубелик , Фриц Райнер , Жан Мартинон , Георг Шолти и Даниэль Баренбойм . Шолти считал необходимым поднять международный авторитет оркестра. Он возглавил его в европейском туре 1971 года, играя в десяти странах. Впервые за свою 80-летнюю историю оркестр выступал за пределами Северной Америки. Оркестр получил одобрительные отзывы европейских критиков, а в конце тура его встретили дома с тикерными лентами .

5 мая 2008 года CSO объявила о назначении Риккардо Мути своим 10-м музыкальным руководителем, начиная с сезона 2010–2011 годов, с первоначальным контрактом на 5 лет. Его контракт был продлен еще на пять лет, до сезона 2020 года. Последнее продление контракта Мути с CSO, о котором было объявлено в январе 2018 года, касается сезона 2021–2022 годов. В январе 2020 года CSO подтвердило, что Мути завершит свое музыкальное руководство оркестром в конце сезона 2021–2022 годов.

Оркестр также провел много выдающихся дирижеров гостей, в том числе Томас Бичем , Леонард Бернстайн , Аарон Копленд , Эдвард Элгар , Мортона Гулда , Хиндемита , Эриха Künzel , Эрих Лайнсдорф , Чарльз Мунк , Юджин Орманди , Андре Превеном , Сергея Прокофьева , Сергея Рахманинова , Морис Равель , Арнольд Шенберг , Леонард Слаткин , Леопольд Стокски , Джеймс Левин , Рихард Штраус , Джордж Селл , Клаус Теннстедт , Майкл Тилсон Томас , Бруно Уолтер и Джон Уильямс . Многие из этих гостей также записывались с оркестром. Карлос Клейбер выступил в качестве гостя-симфонического музыканта только в Америке с CSO в октябре 1978 г. и июне 1983 г.

Три главных приглашенных дирижера оркестра — Карло Мария Джулини , Клаудио Аббадо и Пьер Булез .

CSO проводит ежегодный сбор средств, первоначально известный как Чикагский симфонический марафон, а в последнее время как «Радиотон» и «Симфонитон», совместно с чикагской радиостанцией WFMT . В рамках мероприятия с 1986 по 2008 год оркестр выпустил треки из своих архивов трансляций на двойных сборниках LP / CD, а также два больших набора радиопередач и раритетов (CSO: The First 100 Years, 12 CD, 1991; CSO в ХХ веке: Выбор коллекционера, 10 компакт-дисков, 2000).

Дирижер оркестра

Часто тема «Волшебная палочка дирижера» является своеобразным ключом к рассказу о видах оркестра. Симфонический здесь главенствует – это не только наиболее полный состав музыкальных инструментов, но и вершина музицирования.


Могут повторяться в теме «Волшебная палочка дирижера» инструменты, составляющие оркестр (как правило, это делается в игровой форме – в виде загадок, мини-заданий и пр.). Рассказ о роли дирижера возможен и в описании военных, духовых оркестров, малых ансамблей – квартетов, квинтетов. При наличии урочного или внеурочного времени можно порассуждать вместе со школьниками о разнице в управлении этими составами. В разных видах оркестра волшебная палочка дирижера может менять свои функции и внешний вид, то становясь смычком и грифом первого скрипача (в камерных ансамблях), то приобретая вид украшенного жезла в военном марширующем оркестре.

литература

  • Арне Штольберг и Яна Вайсенфельд (редакторы): DirigentenBilder. Музыкальные жесты — воплощенная музыка , Базель 2015, ISBN 978-3-7965-3478-2 .
  • Дитфрид Бернет : Аргументы в пользу джентльмена в хвосте: все, что вы всегда хотели знать о дирижировании … Лимбус Верлаг (Австрия) 2008 ( ISBN 978-3-902534-14-9 )
  • Джулиан Каскел — Хартмут Хайн (Ред.): Справочник дирижеров. 250 портретов, Кассель 2015
  • Эльке Маша Бланкенбург : Женщины-дирижеры в 20 веке: портреты от Марин Олсоп до Симоны Янг , Europäische Verlagsanstalt, Гамбург 2003, ISBN 3-434-50536-9 .
  • Ханс-Клаус Юнгхайнрих: Великие дирижеры. Важнейшие переводчики ХХ века, Дюссельдорф, 1986 г.
  • Норман Лебрехт: миф о маэстро. Дирижер. Типология профессии , Atlantis Musikbuch 1993
  • Илья Мусин : Техника дирижирования (Техника дирижирования), Издательство «Музыка», Москва, 1967.
  • Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования Ильи Мусина (Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина) . Книга и DVD (текст на итальянском, английском, немецком и испанском языках). Edizioni Curci Milano, 2007.
  • Ален Пари: Классическая музыка в 20 веке. Инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры , Мюнхен: dtv 1997 ( ISBN 3-423-32501-1 )
  • Вольфганг Шрайбер: Великие дирижеры , Мюнхен — Цюрих, 2005 г.
  • Юлия Спинола: Великие дирижеры современности . С подробной энциклопедией, Берлин: Henschel 2005, ISBN 3-89487-480-5
  • Анке Стейнбек: По ту сторону мифа о маэстро: женщины-дирижеры 21 века, Дор, Кельн, 2010, ISBN 978-3-936655-74-2

Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005)


Этот прославленный дирижёр получил мировую известность по большей части как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки 18―19 ст., а также опер Верди и Моцарта.

Несмотря на то, что его оперная продукция с одной стороны не так значительна, он по сей день остается одним из крупнейших протагонистов музыкальной интерпретации прошлого столетия: стоит хотя бы вспомнить “Короткую жизнь” или “Итальянку в Алжире”.

Карло Мария Джулини много дирижировал произведений Верди, тяготел к русской музыке, восхищался композиторами XVIII века.

Интересы великого мастера были на редкость широки, его симфонический репертуар на самом деле неохватен, а его творческая биография длинна и наполнена громкими профессиональными достижениями.

Семен Елизаров, скрипка

Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.

О родительской воле и детских протестах

Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.

Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.

И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.

К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.

И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.

Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.

О совместных поисках эталона

Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.

Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.

Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.

Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.

На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.

Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.

Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.

За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.

Юлия Чечикова, “М24“

Для чего нужны дирижеры

На первый взгляд – все очень просто. Он держит оркестр или хор вместе и в одном времени. Но это только отправная точка. Самое главное, что дирижер служит для композитора посыльным. Их обязанность – понимать музыку и передавать ее жестами настолько прозрачно, чтобы музыканты в оркестре понимали ее в совершенстве. Эти музыканты могут затем передать публике единое видение музыки.

Wingardium Leviosa!

Люди использовали палочки для «дирижирования» музыки с 700 г. до н.э. Во времена Средневековья и Возрождения большинство небольших ансамблей слушали друг друга и играли без дирижера.

Позже, когда было изобретено больше инструментов и оркестры выросли в размерах, предпочтение перешло к использованию большого посоха, который лидеры колотили по земле, чтобы задавать темп и держать музыкантов вместе. Это было очень эффективно, потому что музыканты могли это слышать, но затем композитор Люлли ударил себя ножом в ногу, получил гангрену и умер… Да, такая история.

Поэтому люди начали искать другие способы дирижировать музыкой. Сейчас дирижеры используют либо палочку (для большого оркестра), либо руки. Существуют определенные шаблоны и жесты, которые передают ключевые особенности музыки, но, поскольку у исполнителей часто уже есть эти особенности, записанные в их партитуре, это не главная роль дирижера.

С годами эта работа превратилась в нечто, в первую очередь художественное; объединить музыкальные интерпретации всех музыкантов на сцене в общую картину.

Почему в рок или поп-музыке нет дирижеров?

На самом деле есть, просто они встречаются реже. В основном в таких ансамблях роль удержания всех в одном времени играет барабанщик. Если вы думаете о роке и попе в целом, вы часто слышите, как группы исполняют свою музыку, или вы можете послушать кавер-версию. Обложки могут сильно отличаться от оригинала из-за новой интерпретации художника.

А теперь подумайте о мире классической музыки: произведения всегда исполняются разными инструменталистами, в их истории сотни выступлений, многие композиторы давно умерли, а «группа» состоит из 100 человек. Внезапно согласиться с такой интерпретацией становится немного сложнее.

Вот где появляется дирижер. И дело не только в том, чтобы дирижировать по образцу, а в том, как они добавляют к жестам развитие, и формируют музыку. Это навык, который включает в себя психологию, язык тела, знание истории и чувствительность ко всему, что делает нас людьми.

Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954)


Это, вероятно, один из величайших дирижёров первой половины XX столетия. Среди других прославленных гениев дирижерского искусства прошлого Вильгельм Фуртвенглер по праву должен занимать одно из первых мест.

С его кончиной ушла из музыкального мира личность невероятного масштаба, артист, смыслом всего существования которого было умножение красоты и гармонии классической музыки.

Фуртвенглер владел уникальной и многим современникам не понятной техникой дирижирования. На сохранившихся видеозаписях видно, что во время выступления он совершает довольно странные и иногда неуклюжие движения, как будто он находился в своеобразном трансе.

Его жесты могут показаться несколько расходящимися представленным музыкальным ритмом. Однако несмотря на эту необычную методу управления оркестром, а может быть — благодаря ему, музыканты под его руководством действительно оказывались под гипнозом.

Его лучшие исполнения самые удачные выступления были наполнены глубоким и полным звуком, парением мелодической линии и всплесками эмоциональных кульминаций, базирующихся на вполне логичной трактовке материала.

А как у них в руках появилась дирижерская палочка?

Дело случая. В сущности, палочка была заменой уже привычному смычку или нотному свитку. Дирижеры начали использовать палочку лишь в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Именно XIX век становится веком рождения дирижеров как отдельной профессии — они окончательно отделились от оркестров, занялись исключительно дирижированием, встали на специальные возвышения и, что было особенно необычно, повернулись спиной к публике. Первым это сделал либо Гектор Берлиоз, либо Рихард Вагнер — кому принадлежит первенство, доподлинно неизвестно. Невероятно разросшемуся и усложнившемуся симфоническому оркестру XIX века, число участников которого могло исчисляться сотнями, специальный человек-регулировщик был жизненно необходим — возможности что-то играть параллельно с дирижированием у него уже не было. Фигура дирижера, безусловно, была еще и порождением романтической традиции — только в ней мог органично существовать вознесшийся над толпой черный силуэт гения-одиночки, который одним движением руки управляет невероятной массой звука и эмоциями слушателей.

Какие задачи могут решаться при проведении урока на тему «Волшебная палочка дирижера»

С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.

Основная цель, указываемая при методической разработке урока «Волшебная палочка дирижера», – это формирование целостного представления у школьников о чем-то одном из следующего списка:

  • видах оркестра;
  • симфоническом оркестре и его основных инструментах;
  • деятельности дирижера;
  • театре оперы и балета и т. п.

Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:

  • Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
  • Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
  • Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
  • Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
  • Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
  • Познакомить учащихся с азами дирижирования.

Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).

Рассмотренная тема безгранична и не вмещается в один учебный час. Роль дирижера настолько многогранна, что рассказать, показать и объяснить это за один урок практически невозможно. Углубить тему можно на смежных с ней уроках («Образы борьбы и победы в искусстве»), а также при проведении внеурочных и внеклассных занятий, например при посещении живых концертов симфонической музыки, оперных и балетных спектаклей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector