Дирижер культура и искусство

Профессиональные навыки дирижёра

Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.

  • Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
  • Быть интуитивно развитым;
  • Иметь музыкальное образование;
  • Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
  • Обладать качествами лидера;
  • Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
  • Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
  • Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.

Музыка нас связала

– Александр Александрович, почему вы решили стать военным дирижером?

– В семь лет поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. Я не отличался особым прилежанием в учебе, но благодаря тому, что активно принимал участие в концертах, педагоги  многое прощали.

Лет в 10-11 у меня зародилась мысль стать дирижером, но папа предложил стать не просто дирижером, а пойти в военное училище. Он сам мечтал поступить в Московскую военную консерваторию, но по ряду причин этого не сложилось.

Будучи ребенком, я не предполагал, что значит «военный дирижер», хотя прекрасно представлял, что делает гражданский, поскольку с детства посещал концерты симфонического оркестра. Мне нравилось, когда дирижер эмоционален, иначе концерт просто неинтересно смотреть.

Чтобы стать военным дирижером в пятом классе музыкальной школы я начал осваивать кларнет. Два года прозанимался и поступил в музыкальное училище, где проучился четыре года.

Затем поступил в Военный институт (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации — это уникальное учебное учреждение, которое готовит военных дирижеров.

Учился у Анатолия Васильевича Мальцева, профессора, народного артиста России, легенды военно-оркестровой службы, бывшего начальника оркестра штаба Московского военного округа, начальника образцово-показательного оркестра Министерства обороны СССР, а также начальника Дважды Краснознаменного Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Он объездил весь мир. Попасть к нему в класс — было чем-то невероятным, он корифей своего дела. При знакомстве он спросил: «А вы не против у меня учиться», на что я нагло ответил — других предложений ко мне не поступало (смеется).

Педагог, который меня прослушивал Владимир Васильевич Москвичев, был уверен, что Анатолию Васильевичу удастся меня перевоспитать, однако, забегая вперед, замечу, что изменить меня так и не получилось. Анатолий Васильевич никогда не заставлял меня повторять точно за ним. Он мне разрешал делать то, что не делали другие курсанты, поэтому моя дирижерская техника отличалась от остальных.

функция

Дирижер развивает работу с музыкантами оркестра или хора и исполняет ее. С этой целью он, в частности, берет на себя следующие задачи:

Техническая и художественная координация задействованных музыкантов: при дирижировании он определяет темпы, которые являются обязательными для музыкантов (см. Рисунок перкуссии ), и разрабатывает музыкальное выражение (см. Описание презентации ).

Суверенность интерпретирующего дизайна: Работа должна быть разработана и выполнена в соответствии с концепцией дирижера.

Выбор музыки и определение репертуара. Как художественный руководитель, он берет на себя отбор пьесы и отвечает за репетиции и репетиции. В случае небольших оркестров дирижер часто берет на себя планирование выступлений оркестра (« гастроли ») или, соответственно, участвует

Затем он принимает во внимание акустику помещения и любые звуковые технологии, которые могут потребоваться для достижения наилучшего звука.

В профессиональной сфере дирижер не несет ответственности за репетицию отдельных частей. Каждый член оркестра берет на себя эту задачу для себя. Как правило, певчие являются репетировали их хормейстер , солисты имеют в репетитором в театре или в оперных школах .

Особенности специальности

Из всех музыкальных специальностей, именно дирижер будет достаточно сложной специальностью.

Это связано с тем, что именно он будет знать и уметь следующее:

  • несет ответственность за то, как прозвучит та или иная композиция во время выступления;
  • должен быть знатоком различных музыкальных произведений;
  • обязан знать, какими способностями будет обладать каждый музыкант или хорист, которые входят в его оркестр или хор;
  • должен уметь правильно распределить партии, согласно возможностей других специалистов.

Именно от того, насколько профессионалом будет этот специалист, зависит то, как будет звучать выбранное музыкальное произведение.

Дирижирование малых и больших ансамблей

Камерный оркестр, струнный квартет и хор

В случае небольших ансамблей камерной музыки роль дирижера может взять на себя один из участников ансамбля. В случае камерных оркестров , в частности, это делается с помощью концертмейстера и, в случае струнного квартета, первым скрипачом, известного как основной скрипач, давая сигналы ансамбля в то время как они играют. Также в ансамбле может быть дирижер для прослушивания а капелла . Для этой, скорее, предложенной формы дирижирования музыкант остается на своем месте и невербально общается со своими коллегами через зрительный контакт и сокращенные жесты , которые не должны восприниматься публикой. В 18 веке меньшие оркестры все еще возглавлялись клавишными инструментами . Также использовались более четкие жесты.

Дирижер и пианист Даниэль Баренбойм особенно хорошо культивирует этот обычай в игре на фортепиано, когда исполняет фортепианные концерты . Лорин Maazel любил играть на скрипке во время проведения , совсем недавно в концертном Венском новогоднем 2005 (соло в преддверие истории из Венского леса по Иоганна Штрауса ).

— Курт Мазур

Большие ансамбли и опера

Дирижер перед струнной группой

При управлении группой музыкантов среднего размера ( симфонический оркестр ) или очень большой группой музыкантов (оркестр с хором) используется жезл , который в основном используется для того, чтобы небольшие движения руки были видны на большом расстоянии. В этом случае дирижер стоит перед ансамблем, спиной к публике, как правило, на пьедестале . Исключение составляют военная музыка и театрализованные представления , в которых оркестр или оркестр находится в движении, а дирижер идет вместе с ними.

В опере дирижер выполняет двойную роль: он руководит певцами и хором на сцене и оркестром в оркестровой яме . Он должен быть виден всем, чтобы согласовывать взаимодействие между двумя уровнями, с одной стороны, и иметь возможность влиять на дизайн выступления, с другой. Оперный дирижер стоит спиной к стене оркестровой ямы, как и оркестр и сцена перед ним. Тот факт, что музыканты пространственно перемещаются на сцене в результате направления, затрудняет общение между дирижером и ними. В этом случае движения дирижера также временно передаются мониторами на стороне сцены и / или поддерживаются вторым дирижером, который берет на себя движения первого дирижера от монитора и передает их как истинные оригиналу. насколько возможно. В некоторых оперных театрах эту роль играет суфлер , например, в Метрополитен-опера в Нью-Йорке или в Королевской Стокгольмской государственной опере .

Ломаем стереотипы

– Что сейчас в репертуаре «Северной звезды» помимо «классического набора» маршей, вальсов и всего прочего?

– Многие молодые люди, к сожалению, сейчас не знают песни советской эстрады. Тогда писали замечательные стихи Роберт Рождественский, Андрей Дементьев,  Леонид Дербенев и многие другие выдающиеся поэты. У меня и моих коллег родилась мысль сделать так, чтобы песни времен наших родителей зазвучали по-новому. Мы берем музыку и стараемся переложить ее на наш оркестр в той же направленности, но в новых интерпретациях и аранжировках.

Мы также стали исполнять мелодии из репертуара зарубежных исполнителей: Джо Кокера, Тома Джонса, Тины Тернер, Демиса Русоса и многих других. Зрителям интересна такая музыка.

– Есть ли у вас кумиры среди дирижеров?

– Я всегда восхищался Владимиром Спиваковым, мне очень нравилась его манера управления оркестром. Он харизматичен и эмоционален. Меня поражает работа американского музыканта Леонарда Бернстайна, он один из немногих дирижеров, кто умеет дирижировать лицом.

– Как вы представляете своего зрителя?

– Это человек, который хочет получать красивую, яркую, эмоциональную, качественную – «живую и вкусную» – музыку. Он радуется жизни и хочет что-то постоянно открывать не только для себя, но и для своих близких. Безусловно, он ценитель прекрасного.

– Как вы настраивайтесь перед выступлением?

– Нужно всегда помнить: твоя задача сыграть так, чтобы человек, придя на концерт, зарядился положительной энергией, а потом поделился ей с семьей, чтобы заряда хватило на работу и любимое дело. Именно с этими мыслями каждый музыкант выходит на сцену.

– У музыкантов, как правило, многое зависит от настроения, а в холодное время многим мешает пресловутая хандра. Вам это знакомо?

– Меня вытаскивает желание делать новый проект. К примеру, сейчас мы планируем дать концерт для детей, где будут басни Крылова, песочная анимация, и все это в сопровождении нашего оркестра. Какая тут хандра?

– А что вас вдохновляет?

– Женщина. У любого творческого человека должна быть муза, для которой ты посвящаешь себя. Преподаватели учили нас во время выступления представлять нашу возлюбленную, а если таковой не было, то выбирали самую красивую девушку в зале и дарили порыв своей души, свои эмоции и самую теплую энергетику ей.

Поверьте моему опыту, этих светлых эмоций было достаточно для всех зрителей, находившихся в том или ином концертном зале. К счастью практически у каждого музыканта нашего оркестра есть своя муза, и я – не исключение (смеется).

– С кем из знаменитостей вам удалось посотрудничать в рамках вашей работы в Кирове?  

– Мы хорошо дружим с солистом Большого театра Сергеем Плюсниным. Кстати, совсем недавно мы выступали с ним на одной сцене.

Также мы сотрудничаем с солистом центрального военного оркестра МВД России Владиславом Косаревым, кроме этого с солистом Московского театра имени Н. Сац Сергеем Петрищевым, удивительной Майей Балашовой, обворожительной Ириной Крутовой, талантливым Дмитрием Ребейро-Ферейро, виртуозом-гитаристом Виталием Кисем и многими другими.

– Александр Александрович, расскажите о планах оркестра «Северная звезда».

– Как я уже говорил, мы готовим детский проект, параллельно мы готовимся к нашему традиционному мартовскому концерту, посвященному Международному женскому дню.

Мне бы очень хотелось сказать слова благодарности всем музыкантам нашего оркестра за те идеи, которые воплощаются в жизнь, за ту музыку, которая дарит зрителю любовь, за сплоченность и уважение друг к другу, за то, что несмотря ни на что, мы остаемся большой и дружной семьей!

Александр Александрович Гаврилин родился в Ульяновске. Окончил Военный институт (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. 4,5 руководит духовым оркестром «Северная звезда» Кировского соединения Приволжского округа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.

Германия

Город Оркестр Дирижер Национальность
Бамберг Бамбергский симфонический оркестр Якуб Хруша чешский язык
Берлин Берлинский филармонический оркестр Кирилл Петренко русский
Берлин Симфонический оркестр Берлинского радио Владимир Юровский русский
Берлин Немецкий симфонический оркестр Берлина Робин Тиччати Британский
Берлин Концертхаусорчестер Берлин Кристоф Эшенбах Немецкий
Берлин Staatskapelle Berlin Даниэль Баренбойм Аргентинский
Бремен Deutsche Kammerphilharmonie Bremen Пааво Ярви эстонский
Кёльн Gürzenich Orchestra Кельн Франсуа-Ксавье Рот французкий язык
Кёльн WDR Funkhausorchester Франк Штробель Немецкий
Кёльн Симфонический оркестр WDR Кёльн Кристиан Макелару румынский
Дортмунд Дортмундерский филармонический оркестр Габриэль Фельц Немецкий
Дрезден Дрезденский филармонический оркестр Марек Яновски Польский
Дрезден Государственная капелла Дрездена Кристиан Тилеманн Немецкий
Эссен Эссенская филармония Томаш Нетополь чешский язык
Франкфурт Франкфуртская опера — оркестр музеев Себастьян Вайгле Немецкий
Франкфурт hr-Sinfonieorchester Ален Алтыноглу французкий язык
Галле Staatskapelle Halle (должность вакантна)
Гамбург Гамбургер Симфоникер Сильвен Камбрелинг французкий язык
Гамбург Симфонический оркестр NDR Алан Гилберт Американец
Ганновер НДР Радиофилармония Эндрю Манце Британский
Гейдельберг Филармонический оркестр Гейдельберга Элиас Гранди Немецкий
Херфорд Нордвестдойче филармония Ив Абель Канадский
Hilchenbach Филармония Südwestfalen Чарльз Оливьери-Манро Мальтийский
Йена Jenaer Philharmonie Саймон Гауденц Швейцарский
Карлсруэ Badische Staatskapelle Джастин Браун Британский
Кобленц Государственный оркестр Рейнской филармонии Гарри Уокер Британский
Констанц Südwestdeutsche Philharmonie Konstanz Ари Расилайнен Финский
Людвигсхафен-на-Рейне Государственная филармония Рейнланд-Пфальц Майкл Фрэнсис Британский
Лейпциг Лейпцигский Гевандхаус Оркестр Андрис Нельсонс Латышский
Лейпциг Симфонический оркестр MDR Leipzig Radio Деннис Рассел Дэвис Американец
Любек Филармонический оркестр Hansestadt Lübeck Рюсукэ Нумаджири Японский
Мюнхен Симфонический оркестр Баварского радио Сэр Саймон Рэттл (назначен, вступает в силу с 2023 г.) Британский
Мюнхен Баварский государственный оркестр Владимир Юровский русский
Мюнхен Мюнхенский камерный оркестр Александр Либрейх Немецкий
Мюнхен Мюнхенский филармонический оркестр Валерий Гергиев русский
Мюнхен Оркестр Мюнхенского радио Иван Репушич хорватский
Мюнхен Мюнхенский симфонический оркестр Кевин Джон Эдусей Немецкий
Нюрнберг Нюрнбергский симфонический оркестр Кахчун Вонг Сингапурский
Recklinghausen Neue Philharmonie Westfalen Расмус Бауманн Немецкий
Штутгарт Штутгартский филармонический оркестр Дэн Эттингер Израильский
Веймар Staatskapelle Weimar Доминик Бейкирх Немецкий
Вупперталь Sinfonieorchesters Wuppertal Патрик Хан Австрийский

Грамматика

Слово «дирижёр» – одушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из корня «дириж-» и суффикса «-ёр». Ударение, естественно, всегда падает на «ё». Разделение переносами ди-ри-жёр; в рукописях при нехватке места в строке допустимо дир-иж-ёр. Падежные формы:

  • Именительный: дирижёр (ед. ч.); дирижёры (мн. ч.).
  • Родительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Дательный: дирижёру (ед. ч.); дирижёрам (мн. ч.).
  • Винительный: дирижёра (ед. ч.); дирижёров (мн. ч.).
  • Творительный: дирижёром (ед. ч.); дирижёрами (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> дирижёре (ед. ч.); <в, на, о, при> дирижёрах (мн. ч.).

***

ПишемПравильно.ру

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Перспективы профессии

Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия дирижер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Обучение на дирижера

Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:

  • «Дирижирование» (код: 53.03.05);
  • «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).

При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.

Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.

Описание профессии

Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.

У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.

Можно выделить два основных вида дирижирования:

  • оркестровое (управление инструменталистами);
  • хоровое (работа с вокальными исполнителями).

Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.

Сколько получают

По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.

Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2020 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.

В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.

История

Теодор Томас, отец-основатель и первый дирижер Чикагского симфонического оркестра.

В 1890 году чикагский бизнесмен Чарльз Норман Фэй пригласил Теодора Томаса основать оркестр в Чикаго . Под названием «Чикагский оркестр» оркестр дал свой первый концерт 16 октября 1891 года в Auditorium Theater . Это один из старейших оркестров США, наряду с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Бостонским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Сент-Луиса .

Оркестровый зал , ныне являющийся составной частью комплекса Симфонического центра, был спроектирован чикагским архитектором Дэниелом Х. Бернхэмом и завершен в 1904 году. Маэстро Томас был музыкальным руководителем в течение тринадцати лет до своей смерти вскоре после того, как 14 декабря было посвящено недавно построенное здание оркестра. 1904. Оркестр был переименован в «Оркестр Теодора Томаса» в 1905 году, и сегодня в Оркестровом зале до сих пор на фасаде высечено «Оркестровый зал Теодора Томаса».

В 1905 году Фредерик Сток стал музыкальным руководителем и занимал этот пост до своей смерти в 1942 году. В 1913 году оркестр был переименован в Чикагский симфонический оркестр.

Последующими музыкальными руководителями были Дезире Дефау , Артур Родзинский , Рафаэль Кубелик , Фриц Райнер , Жан Мартинон , Георг Шолти и Даниэль Баренбойм . Шолти считал необходимым поднять международный авторитет оркестра. Он возглавил его в европейском туре 1971 года, играя в десяти странах. Впервые за свою 80-летнюю историю оркестр выступал за пределами Северной Америки. Оркестр получил одобрительные отзывы европейских критиков, а в конце тура его встретили дома с тикерными лентами .

5 мая 2008 года CSO объявила о назначении Риккардо Мути своим 10-м музыкальным руководителем, начиная с сезона 2010–2011 годов, с первоначальным контрактом на 5 лет. Его контракт был продлен еще на пять лет, до сезона 2020 года. Последнее продление контракта Мути с CSO, о котором было объявлено в январе 2018 года, касается сезона 2021–2022 годов. В январе 2020 года CSO подтвердило, что Мути завершит свое музыкальное руководство оркестром в конце сезона 2021–2022 годов.

Оркестр также провел много выдающихся дирижеров гостей, в том числе Томас Бичем , Леонард Бернстайн , Аарон Копленд , Эдвард Элгар , Мортона Гулда , Хиндемита , Эриха Künzel , Эрих Лайнсдорф , Чарльз Мунк , Юджин Орманди , Андре Превеном , Сергея Прокофьева , Сергея Рахманинова , Морис Равель , Арнольд Шенберг , Леонард Слаткин , Леопольд Стокски , Джеймс Левин , Рихард Штраус , Джордж Селл , Клаус Теннстедт , Майкл Тилсон Томас , Бруно Уолтер и Джон Уильямс . Многие из этих гостей также записывались с оркестром. Карлос Клейбер выступил в качестве гостя-симфонического музыканта только в Америке с CSO в октябре 1978 г. и июне 1983 г.

Три главных приглашенных дирижера оркестра — Карло Мария Джулини , Клаудио Аббадо и Пьер Булез .

CSO проводит ежегодный сбор средств, первоначально известный как Чикагский симфонический марафон, а в последнее время как «Радиотон» и «Симфонитон», совместно с чикагской радиостанцией WFMT . В рамках мероприятия с 1986 по 2008 год оркестр выпустил треки из своих архивов трансляций на двойных сборниках LP / CD, а также два больших набора радиопередач и раритетов (CSO: The First 100 Years, 12 CD, 1991; CSO в ХХ веке: Выбор коллекционера, 10 компакт-дисков, 2000).

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Как построить карьеру

Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.

Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.

Семен Елизаров, скрипка

Моя любовь к оркестру обусловлена тремя основными истинами: совместное творчество с другими музыкантами, созидательная работа, рождающая музыку здесь и сейчас, и моя посильная лепта в достижение всего вышеперечисленного.

О родительской воле и детских протестах

Мои родители – скрипачи по профессии – в раннем возрасте обнаружили у меня музыкальные способности, и с того момента перед ними и передо мной не существовало другого выбора, кроме как посвятить жизнь музыке. Естественно, в том возрасте это был неосознанный шаг для меня.

Как только со мной начали заниматься по специальности (сначала родители, потом педагоги), я сделал для себя неприятное открытие: овладение инструментом требует колоссального усилия, невероятной сосредоточенности и жесточайшей дисциплины. Разумеется, мне приходилось жертвовать играми во дворе ради достижения результатов.

И чем успешнее осваивал профессию музыканта, тем существеннее становились ограничения, что, конечно, провоцировало меня на всяческие протестные формы в виде детских шалостей.

К моменту поступления в МССМШ имени Гнесиных (колледж) я уже довольно прилично играл на скрипке в отличие от других поступающих, поэтому меня приняли безоговорочно.

И с этого знаменательного события детство в общепринятом смысле закончилось. Преподаватели по специальности и по другим предметам отдавали мне все свои знания, чему я весьма признателен, но особую роль в становлении как музыканта сыграл мой педагог по классу скрипки – Татьяна Семеновна Беркуль, доцент Московской консерватории.

Благодаря ей мне удалось сделать качественный рывок в овладении инструментом и утвердиться в мысли, что моя профессиональная деятельность навсегда связана с музыкой.

О совместных поисках эталона

Во время учебы в школе я впервые близко соприкоснулся с таким явлением, как оркестр (“Гнесинские виртуозы” п/у М. Хохлова), в котором играл несколько лет, вплоть до поступления в консерваторию.

Потом был оркестр “Московия” под управлением Эдуарда Грача – в его класс в Московской консерватории я попал после окончания школы.

Поступив в аспирантуру на сольное отделение, я сыграл конкурс в Госоркестр (в то время руководство осуществлял Марк Горенштейн) и был принят в группу первых скрипок.

Знакомство с оркестром, состоявшееся еще в школе, произвело на меня столь неизгладимое, сакральное впечатление, что и по сей день проходит краеугольным камнем через мою жизнь. Для меня это доминанта моей музыкальной деятельности. Также я занимаюсь преподаванием и принимаю активное участие в ансамблях, музыкально-тематических и творческих вечерах и концертах.

На взгляд неискушенного человека, игра в оркестре не представляет никакой сложности. Собираются, условно говоря, музыканты, открывают ноты какого-либо произведения, играют его от начала и до конца и с чувством выполненного долга расходятся. Но для истинных ценителей оркестрового звучания нет сложнее и загадочнее феномена рождения музыки.

Можно ли попытаться исследовать природу воздействия оркестра на души и чувства слушателей? Безусловно, да! Суть явления проста, как все гениальное: абсолютное сочетание композиторского замысла, профессионализма музыкантов и таланта дирижера, придающего любому оркестру его неповторимое звучание.

Приход в Госоркестр Владимира Юровского на должность художественного руководителя, на мой взгляд, связан с покорением новой высоты.

За эти пять лет оркестр качественно преобразился. Владимир Михайлович значительно расширил репертуар, интерпретировал аутентичное звучание. Вдумчивое и тактичное отношение дирижера к музыкантам, совместное творчество, поиски идеала в исполнении любого произведения, будь то классическая, или современная музыка – все это создает взаимный пиетет, и, наверно, не будет лишним сказать, что по этой причине Госоркестр может считаться одним из выдающихся явлений в современном культурном пространстве.

Юлия Чечикова, “М24“

литература

  • Арне Штольберг и Яна Вайсенфельд (редакторы): DirigentenBilder. Музыкальные жесты — воплощенная музыка , Базель 2015, ISBN 978-3-7965-3478-2 .
  • Дитфрид Бернет : Аргументы в пользу джентльмена в хвосте: все, что вы всегда хотели знать о дирижировании … Лимбус Верлаг (Австрия) 2008 ( ISBN 978-3-902534-14-9 )
  • Джулиан Каскел — Хартмут Хайн (Ред.): Справочник дирижеров. 250 портретов, Кассель 2015
  • Эльке Маша Бланкенбург : Женщины-дирижеры в 20 веке: портреты от Марин Олсоп до Симоны Янг , Europäische Verlagsanstalt, Гамбург 2003, ISBN 3-434-50536-9 .
  • Ханс-Клаус Юнгхайнрих: Великие дирижеры. Важнейшие переводчики ХХ века, Дюссельдорф, 1986 г.
  • Норман Лебрехт: миф о маэстро. Дирижер. Типология профессии , Atlantis Musikbuch 1993
  • Илья Мусин : Техника дирижирования (Техника дирижирования), Издательство «Музыка», Москва, 1967.
  • Эннио Никотра: Введение в технику оркестрового дирижирования Ильи Мусина (Введение в технику оркестрового дирижирования в соответствии с школой оркестрового дирижирования Ильи Мусина) . Книга и DVD (текст на итальянском, английском, немецком и испанском языках). Edizioni Curci Milano, 2007.
  • Ален Пари: Классическая музыка в 20 веке. Инструменталисты, певцы, дирижеры, оркестры, хоры , Мюнхен: dtv 1997 ( ISBN 3-423-32501-1 )
  • Вольфганг Шрайбер: Великие дирижеры , Мюнхен — Цюрих, 2005 г.
  • Юлия Спинола: Великие дирижеры современности . С подробной энциклопедией, Берлин: Henschel 2005, ISBN 3-89487-480-5
  • Анке Стейнбек: По ту сторону мифа о маэстро: женщины-дирижеры 21 века, Дор, Кельн, 2010, ISBN 978-3-936655-74-2

История профессии

Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.

Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.

В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector