Виды детских садов

Сад комбинированного вида — что это такое

Все дошкольные учреждения делятся по специализации. Существуют общеобразовательные сады, центры раннего развития, узконаправленные и комбинированные учреждения. Последние состоят из групп разной направленности, в них работают педагоги высшей квалификации, которые найдут подход к любому малышу.

Занятия в детском саду комбинированного вида проходят в уютной обстановке

Комбинированный детский сад состоит из следующих групп:

  • общеобразовательной;
  • оздоровительной;
  • логопедической;
  • для одаренных детей;
  • для малышей с задержкой развития.

Сочетание групп может быть любым, в зависимости от потребности детей. Несомненным плюсом для родителей является возможность выбора конкретного класса, учитывая физическое, умственное и интеллектуальное развитие ребенка.

Количество групп в саду не регламентируется, а составляется по необходимости. Численность человек в одной группе небольшая, что является преимуществом

Дошкольник быстрее адаптируется в новом коллективе, а воспитатель всегда сможет уделать внимание каждому

Частный детский сад

Идеально вариант, если у вас нет финансовых трудностей. Режим работы частных детских садов, как правило, до 20:00. Бывают и круглосуточные сады. В частных детских садах программа развития весьма насыщенна и интенсивна. Такие сады очень хорошо обеспечены игрушками и наглядными пособиями. Игры с детьми интересные и увлекательные, а на прогулку их могут водить в ближайший парк. Работа частных детских садов контролируется лицензированием, аккредитацией, сертификацией программ и аттестацией педагогов.

Плюсы:

Небольшая группа (10-12 детей). Больше свободы и внимания для ребенка.

Обстановка помогает детям быстро адаптироваться.

Индивидуальный подход, разнообразное и вкусное меню. Потенциал ребенка раскрывается полностью. За детьми наблюдают психологи, педиатры, логопеды и учителя-предметники.

Родители могут присутствовать на занятиях, следить за финансовой деятельностью сада, лично осмотреть кухню. Даже есть возможность влиять на учебный процесс.

Единственным минус – очень высокая цена.

Как выбрать частный детский сад?

1. Засеките время. Даже лучший в городе садик не подходит, если дорога отнимает у вас больше 20 минут. В некоторых садиках, кстати, предусмотрена перевозка детей до садика и обратно.

2. Проверьте наличие лицензии на образовательную деятельность и ее содержание, устав учреждения, договор, документ на занимаемую площадь

В договоре обратите внимание на комплекс услуг, режим пребывания ребенка в саду и условия оплаты. В договоре должны быть все права и обязанности сторон

Также в договоре должна быть фраза, указывающая на невозможность изменения цены, которая была уплачена по договору.

3. Осмотрите все места, где ваш ребенок будет находиться. Пообщайтесь с воспитателями, оцените их стиль общения, поведение, характер, как относятся к детям и т.д. Загляните на кухню и ознакомьтесь с меню.

4. Узнайте все о тех методиках и программах, которые используются в этом садике. Также узнайте, на какую школу садик ориентируется – общеобразовательную или частную.

5. Можете поинтересоваться квалифицированностью и образованием руководителя садика, педагогов, врачей, воспитательниц – вам должны предоставить подробную информацию. Уточните, кто ведет у детей специальные предметы.

6. Узнайте режим работы врача и медсестры.

7. Узнайте о сроке работы сада. Солидным стажем можно считать 5 лет.

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Коммерческие (частные) сады

Эта ниша достаточно велика, чтобы предлагать услуги населению с разным достатком. С каждым годом частных детских садиков становится больше, и в борьбе за клиентуру они придумывают все более интересные программы. Кто-то делает упор на физическое развитие и здоровье, кто-то сосредоточен на творческом и интеллектуальном совершенствовании.

Частные детские сады привлекают тем, что в группах обычно гораздо меньше деток, чем в государственных учреждениях. Это позволяет уделять каждому малышу достаточно времени, что благотворно сказывается на его физическом состоянии и кругозоре. Также среди положительных моментов – разнообразное питание, уютные комнаты оформлены не просто красиво, а продуманно и правильно из экологически чистых материалов. Некоторые частные садики прикреплены к школам, куда деткам впоследствии проще поступить.

К сожалению, минусы тоже есть:

  • Даже самые скромные расценки доступны не каждому;
  • Количество таких садов недостаточно, чтобы принять всех желающих;
  • Часто они находятся далеко от дома, и дорога занимает много времени.

В таких учреждениях с детками работает высококвалифицированный персонал, применяются смелые методики развития. Наверняка вы слышали о таких направлениях, как вальдорфские детские сады и работающие по системе Монтессори.

Вальдорфская педагогика рассчитана на тех, кто готов придерживаться ее философии. Дети, родители и воспитатели становятся единой семьей, где нет негативных эмоций, стрессов, раздражителей. Причем в буквальном смысле слова домашний очаг придется подстраивать под требования садика, и если вам скажут избавиться от телевизора и компьютера, придется это сделать. Анализу подвергается даже литература, и предлагать книги для детского чтения можно только после предварительного согласования их с педагогом.

В одной группе находятся дети разного возраста (от 3-х до 7-и лет) по 15-20 человек, чтобы младшие могли учиться у старших.

В таком саду стараются развивать личные таланты, ставя творчество во главе всего. Детвору учат жить в гармонии с собой и окружающим миром, умению наблюдать, чувствовать и мечтать.

Выражение «играл в детстве деревянными игрушками» тут имеет буквальный смысл. Современные технологии в виде телефонов и планшетов под запретом, зато кубики, глина, пластилин и краски приветствуются. Более того – идеально, если игрушка сделана собственными руками. Даже еду тут готовят из тех продуктов, что вырастили сами на грядках.

Стать абитуриентом такого сада могут далеко не все. Решение, подходите ли вы коллективу, принимается лишь после собеседования и месяца испытательного срока.

Конкурентом выступает другая методика дошкольного образования – Монтессори. Как и в вальдорфский системе, в ней разновозрастные группы, а упор делается на том, что каждый ребенок – отдельная личность, не похожая на остальных, а потому требует индивидуального подхода. Однако есть и радикальные отличия. Например, местная философия призывает помогать крохам только в том случае, если они сами об этом попросят, а до этого разрешено лишь наблюдать за их действиями.

Поскольку сказки нереальны, Монтессори их отвергает. Обучение через игры тоже не приветствуется, а искусство отодвигается на второй план. Вместо этого малышам предлагается познавать настоящие предметы и по предложенному образцу создавать из подручных материалов аналогичные объекты, то есть – копировать их форму.

Задача такого ДУЗ в самостоятельном формировании у маленьких людей личного жизненного опыта через решение проблем, с которыми они сталкиваются.

Группы довольно большие – 20-25 человек. По мнению приверженцев учения, многочисленность – один из решающих факторов для достижения успеха.   

Детские сады по типу собственности, направлению деятельности

Дошкольные учреждения этой группы делятся:

  • на государственные,
  • ведомственные,
  • частные (коммерческие)

Первые контролируются государством. Вторые создаются специально для детей сотрудников определенной организации. Контроль осуществляется ею же. Коммерческие, или частные, сады сегодня известны преимущественно под названием «центры детского развития». Чтобы официально стать полноценным садом, учреждению необходимо пройти сложную бюрократическую процедуру. Частные сады делятся на традиционные и семейные.

Частные детские садики — это неплохая альтернатива государственному, вот только платить придется намного больше. Хорошо организованные частные сады предлагают своим клиентам пребывание ребенка с раннего утра до позднего вечера, хорошее питание, занятия с педагогами, прогулки, индивидуальный подход, небольшое количество детей в помещении и прочие прелести. Правда, в случае болезни, деньги не всегда возвращают, а то и вовсе не делают перерасчет.

Существуют так называемые домашние детские сады, которые организуются в выкупленных помещениях, таких как многоквартирные дома на 1 этаже. В одной комнате дети играют и занимаются, в другой спят, в третьей кушают, и, конечно же, есть туалет с ванной. Гуляют на обычной площадке около дома, или огораживают свою, если есть возможность. Стоят они, как правило, подешевле частых, но все же это не лицензированная деятельность, которая не контролируется проверяющими органами, а вся ответственность лежит на плечах организаторов. К тому же, обычно в таких садах нет своего доктора, который бы смог оказать помощь в непредвиденном случае.

Есть садики, организованные в отдельных домах, коттеджах, и в них гораздо больше места для детей, а так же имеется своя придомовая территория, игровая площадка.

В ситуации, когда малышу не дали путевку в государственный садик, а родителю нужно выходить на работу, приходиться искать варианты. Какой бы вы не выбрали, старайтесь следить за тем, как ребенок отзывается о месте своего пребывания, не обижают ли его воспитатели, хорошо ли кормят. В крайнем случае можно нанять няню, и поставить камеру в квартире.

По направлению деятельности дошкольные учреждения бывают:

  • общеразвивающего вида;
  • с предметным уклоном (в них углубленно изучается какая-либо дисциплина: иностранный язык, физкультура, рисование, пение и т.д.);
  • оздоровительные, ориентированные на часто болеющих дошкольников, не имеющих патологий в развитии (программы в таких садах отличаются частыми оздоровительными процедурами, от гимнастики и массажа до фитотерапии);
  • компенсирующего типа (созданные для детей с ограниченными возможностями, принимают на присмотр и обучение дошкольников с патологиями развития органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, мозга);
  • детские сады комбинированного типа, в них работают разные виды групп, ориентированных на конкретные виды деятельности. Также в таких учреждениях соседствуют группы здоровых детей с компенсирующими.

В детские сады компенсирующего вида принимают детей, которые получили путевку через комиссию ПМПК, и небольшую часть здоровых детей могут взять. Как правило, в таких садиках группы по численности небольшие, с детьми усиленно занимаются педагоги, дефектологи, специалисты разных областей, ведь нужно помочь ребенку выровняться к школе, если есть проблемы.

В группах с нарушением зрения детей не просто обучают и воспитывают, но еще и лечат. Все детки ходят в очках, никто никого не дразнит, занятия направлены на улучшение и исправление зрения.

Компенсирующее обучение помогает в реабилитации ребенка, устраняет нарушения работоспособности, укрепляет нервно-психическое здоровье, развивает физически.

Мой ребенок ходит детский сад комбинированного вида, где есть отдельные логопедические группы (бывают отдельные глазные, ортопедические и т.д.) Именно в такую группу его перевели в 5 лет, и мы просто счастливы, что попали туда. Были проблемы в произношении звуков, но логопед детсада поставила звуки буквально за пару месяцев.

У детей постоянно какие-то занятия, на дом задают делать упражнения, чем неплохо подготавливают и дисциплинируют к школе. В группе не более 15 человек, у воспитателя на всех хватает внимания. Ребенок попал в логопедическую группу, пройдя комиссию ПМПК. Предложил перевестись из обычной группы нам детсадовский логопед.

Сады домашнего типа

Хотя это явление и присутствует, но настоящей популярности не обрело. В Украине пока достаточно сложно получить разрешение на открытие ДУЗ семейного типа из-за устаревших законов. Например, одним из требований является наличие отдельного помещения и собственной огороженной прилегающей территории.

Найти официальный домашний детский сад непросто. В основном это незарегистрированные, а потому неподконтрольные государству организации. Решившись отдать в такую группу ребенка, родители сильно рискуют. Тут вопрос везения – можно действительно найти воспитателей энтузиастов, любящих детей и с большим багажом полезных знаний для воспитания подрастающего поколения. Но если что-то пойдет не так, отстоять правду будет очень сложно.

Что касается оплаты, она гораздо выше, чем в государственных учреждениях, поскольку учредители семейной группы сами покупают все необходимое. Однако все зависит от запросов родителей и возможностей организаторов, а потому нет единого стандарта расценок.

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

Прогимназия

В пер. с греческого обозначает «подготовка к школе». Т.е. прогимназия готовит детей к школе. Контингент прогимназии — дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Первое важное отличие — систематическое изучение основ всех предметов, обязательных для начальной школы (математики, русского языка — в форме устного чтения, основ английского языка). Кроме того, в программу прогимназического обучения включены предметы так называемого эстетического цикла, способствующие всестороннему развитию личности

На помощь педагогам приходят музыка и хореография, лепка и рисование, ритмика и риторика, подвижные игры и плавание

Вот почему родителям, выбирающим прогимназию, необходимо в первую очередь обратить внимание на список предметов, предлагаемых ученикам: если он далеко не полон, то вряд ли данная прогимназия отвечает своему прямому назначению — готовить малыша к школе. Вторая особенность прогимназии состоит в том, что уроки по всем предметам проводят в занимательной, преимущественно игровой форме

И это вполне естественно: с трех до шести-восьми лет маленький человек познает окружающий мир через игру.

Посещение прогимназии помогает ребенку войти в ритм непрерывного обучения, мягко погружает его в образовательную среду, так что реальная встреча со школой, необходимость соблюдения определенных требований, дисциплины, выполнения домашних заданий уже не становится тяжелым стрессом.

Какие еще виды ДС существуют?

Описанные выше учреждения занимают основную нишу в системе детского дошкольного воспитания. Существуют и другие ДС, менее распространенные, но не пустующие. Отнесем к ним:

  1. Детский сад с функцией присмотра и общего оздоровления.
    Деятельность учреждения акцентирована на профилактике и оздоровлении. Проводятся санитарно-гигиенические мероприятия и процедуры.
  2. Этнокультурный (национальный) ДС.
    Основное направление – культурное наследие отдельно взятых наций и народов, воспитание в ребенке уважения к другим культурам. Детям прививается бережное отношение к духовным ценностям человека вне зависимости от его вероисповедания. Занятия строятся так, чтобы малыши осваивали традиции и обычаи различных народов. Главная задача – на примере народных традиций донести до будущего члена многонационального общества необходимость быть терпимым и благодушным ко всем народам и культурам.
  3. Центры развития ребенка.
    Детский сад с расширенными возможностями и функциями. По своей сути – это многофункциональный комплекс, в котором есть оздоровительный и игровой залы, студия рисования, детский театр, класс с компьютерами, бассейн. Воспитание ведется в комплексе, с использованием занятий по физическому и психологическому развитию. Введены методики коррекции, проводится художественное, эстетическое и интеллектуальное развитие детей.

большое внимание

Подготовительные группы

Группы и учреждения, основная деятельность которых направлена на подготовку ребенка к школе. Представлены следующими формами:

  1. Дошкольные группы, создаваемые при государственных образовательных учреждениях.
    Организуются для детей в возрасте 6 лет, чтобы подготовить их к поступлению в школу.
  2. Прогимназии.
    Обучение строится на полноценном изучении программ начальной школы. Учреждения принимают деток дошкольного и младшего школьного возраста. Изучаются основные предметы: русский язык (устно), математика, английский язык (начальные знания). Дополнительно введены программы эстетического воспитания: музыка, танцы, риторика, рисование, лепка, плавание, развивающие игры, ритмика. Выбирая прогимназию, следует внимательно ознакомиться с обучающей программой учреждения. Короткий программный список говорит о том, что учреждение не соответствует своему названию. Занятия в прогимназиях строятся по игровому принципу, который легче усваивается детьми от 3-х до 6-ти лет.
  3. Центры образования, действующие по всеобъемлющему принципу.
    Относятся к государственным учреждениям. Используют программы, разработанные для дошкольного и начального образования. Продолжение обучения в центрах образования подразумевает непрерывность процесса, когда ребенок получает общее образование, совмещенное с профессиональной подготовкой. Организовываются по принципу заинтересованности населения в программном обучении с элементами преемственности и доступности. Поступление проводится на общих основаниях.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Характеристика разных видов ДОУ

В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи.

Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.

Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.

Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.

Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.

Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.

Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п

На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения

Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка

Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей

Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.

Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.

Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.

Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector