Виды профессионального образования
Содержание:
- Похожие термины:
- Популярные формы дополнительного образования в России
- Развитие образовательной системы в России
- Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
- Понятие «Система образования»
- Неполное высшее образование и бакалавриат
- Педагогическое направление профессионального образования
- Отличия СПО от НПО
- Что значит диплом о профессиональной переподготовке
- Специалитет
- Начальное профобразование (НПО)
- Виды программ
- Какие степени бывают
- Для чего нужно дополнительное образование?
- Сеть образовательных учреждений в системе образования
- Основные функции и законодательная база
- Высшее образование. Уровни
Похожие термины:
-
образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной програм
-
документ, выдаваемый средним специальным учебным заведением или иным образовательным учреждением среднего профессионального образования в подтверждение того, что его обладатель успешно заверш
-
создан в 1975 г. в г. Казани. Первоначально назывался Научно- исследовательский институт профессионально- технической педагогики Академии педагогических наук СССР (НИИ ПТП АПН СССР), директор – М.И.
-
. Развитие национальных систем среднего профессионального (специального) образования ближнего зарубежья (Беларусии, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и др.) происходит в ус
-
совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего
-
область профессиональной педагогики, в которой рассматриваются содержание, формы и методы подготовки специалистов средней квалификации, а также проблемы их дальнейшего профессионального роста.
-
(среднее специальное учебное заведение) — образовательное учреждение, реализующее программы среднего профессионального образования, а при наличии соответствующей лицензии — программы начальн
-
совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессиональных задач, возможность осуществления вида
-
(от лат. diversus – разный + jacere – делать разнообразие, разностороннее развитие). В применении к системе профессионального образования диверсификацию можно рассматривать как возникновение многовари
-
образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной програм
-
система статистических показателей, представляющих состояние и динамику развития среднего профессионального образования.
-
программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоров
-
организован в 1992 г. на базе учебно- (научно-) методических кабинетов союзных министерств (г. Москва). Осуществляет научно-исследовательскую деятельность, методическое и информационное обеспечение
-
тип образовательного учреждения, реализующий образовательную программу среднего профессионального образования.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Развитие образовательной системы в России
Начало XVIII века отметилось тем фактом, что для осуществления экономических и социальных реформ в России возникла достаточно острая нужда в большом числе профессионалов в разнообразных сферах жизнедеятельности. Данная потребность, в свою очередь, вызвала необходимость в формировании светской образовательной системы, которая была бы направлена на удовлетворение запросов государства.
Одновременно претерпевала существенные изменения сама суть воспитания и обучения. Общество нуждалось в чем-то большем, чем просто покорные крестьяне, социум требовал полноправных граждан своего государства
Задача воспитания людей обладающих светским образованием и широким кругозором, однако при этом остающегося верным религиозным традициям и национальным интересам, стала наиболее важной в системе отечественного образования. С целью ее решения в России начала формироваться система государственных, а также частных учебных учреждений
Правительство Петра I занялось возведением начальных школ, которые отличались доступностью для широких слоев населения.
Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые были образованы для детей десяти-пятнадцати лет и были нацелены на их подготовку в качестве обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы будут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. В данных учреждениях изучали грамоту, арифметику и геометрию. Однако целый ряд трудностей спровоцировал их повальное закрытие. В России в это же время существовали также гарнизонные и адмиралтейские школы. Их предназначение заключалось в осуществлении подготовки низшего военного состава армии и флота, другими словами солдат и матросов.
С целью обучения квалифицированных рабочих начали открываться горно-заводские школы. Такие учебные заведения представляли собой школы для представителей низших сословий. Параллельно в царской России происходит становление образовательной системы для высших слоев населения – дворянства. Данные элитные учебные заведения представляли:
- Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и так далее;
- общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.
Более того, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Данный факт был попыткой наладить преемственность начального и среднего образования. Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней можно было получить начальное, среднее и высшее образование.
Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была направлена на консервативные способы обучения. Она послужила образцом для открытого в 1755 году М.В.Ломоносовым Московского университета.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Система образования в россии в 18 веке, а конкретнее в его второй половине, отметилась существенными изменениями в системе отечественного образования. Такие реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме, разве что, крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на что свое влияние оказали идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы. Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям. К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Очень важная ступень в профобразовании – это ДПО. В него принято включать повышение квалификации, профессиональную переподготовку. Предлагают соответствующие программы профессионального образования университеты на своих факультетах, академии, институты и центры повышения квалификации. У всех учреждений дополнительного образования единая цель – повышать профессиональные знания у обучающихся, совершенствовать их деловые качества, подготавливать к выполнению новых трудовых функций.
Повышением квалификации называют углубление и обновление имеющихся профессиональных знаний. Этот процесс реализуется благодаря краткосрочному тематическому обучению (курсам по продолжительности не менее 72 часов), тематическим и проблемным семинарам, длительному обучению (свыше 100 часов). Профессиональной переподготовкой называют процесс получения дополнительной квалификации.
Понятие «Система образования»
Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.
Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.
Определение 1
Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.
Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:
- Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
- Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
- Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
- Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.
Неполное высшее образование и бакалавриат
А теперь назовем ступени высшего профессионального образования. В нем принято выделять несколько уровней. Самый первый уровень – это неполное высшее образование. Для него не создано каких-то определенных программ, направлений подготовки. О неполном высшем образовании говорят тогда, когда студенты, отучившись не менее 2 лет и успешно пройдя промежуточную аттестацию, бросают учебу.
Второй уровень – это бакалавриат. Образовательные программы, предлагаемые на нем, имеют срок обучения не менее 4 лет. В процессе учебы студенты получают знания об обществе, истории, культуре, овладевают основами профессиональных знаний.
Некоторые люди считают бакалавриат неполным высшим образованием. На самом деле это не так. Бакалавры – это полноценные специалисты. Они могут трудоустраиваться на такие должности, на которых требуется высшее образование. При желании можно продолжать учебу на более высших уровнях профессионального образования. Такое решение рекомендуется принимать всем выпускникам вузов, ведь с квалификацией бакалавра, к сожалению, некоторые престижные вакансии недоступны.
Педагогическое направление профессионального образования
В случае с педагогическим образованием дела обстоят также. Обучение этому направлению регламентировано государственным законодательством и описано в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Основными принципами высшего и последующего обучения педагогическим специальностям являются непрерывность и преемственность всех его ступеней, а также слияние с мировой педагогической системой.
С середины прошлого столетия установлены общепринятые этапы профессионального образования, в том числе и по педагогическим специальностям. Данные ступени формируют профессиональную квалификацию и сроки обучения:
- Бакалавриат – от 4 лет.
- Специалитет – от 5 лет.
- Магистратура – от 6 лет.
Гражданин, освоивший ту или иную ступень образования, соответствующую регламенту высшего профессионального обучения, имеет право занять должность, относящуюся к типу полученной профессии. После получения высшего образования в рамках учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, любой желающий может повысить квалификацию в послевузовском образовательном учреждении по направлениям:
- Аспирантура.
- Докторантура.
По направлению аспирантура могут проходить обучение граждане уже имеющие специальность, полученную в высшем учебном заведении. К обучению в докторантуре допускаются граждане имеющие степень кандидата наук. Сроки обучения в данном случае составляют 3 года.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Отличия СПО от НПО
Средне-техническое образование отличается от начального многим количеством факторов. Перечислим же только основные. В первую очередь СПО подготавливает специалистов среднего звена. Также они предоставляют более глубокое изучение вопросов, связанных с получением профессии. Происходит это на базе полного среднего, основного образования или же после окончания НПО.
Те люди, которые имеют начальное техническое образование, получают среднее на базе уже существующего. Программа обучения сокращается, чтобы не было повторов, и учат уже сразу новое. Таким образом, можно повышать квалификацию. Также пунктом, отличающим среднее профессиональное техническое образование от НПО, является то, что первое можно получить в том числе и в высшем учебном заведении, а учреждения, которые предоставляют среднее образование, могут при наличии лицензии предоставлять образовательные программы начального типа.
Что значит диплом о профессиональной переподготовке
Помимо «обычного» высшего образования существуют также дополнительные профессиональные программы обучения. Они позволяют за короткое время (от 250 до 2000 академических часов) освоить новую специальность.
Диплом о профессиональной переподготовке: что он дает
Обладатели дипломов такого вида могут работать по любой из специальностей, записанных в документах. Пример: если юрист прошел переподготовку по программированию, он может устроиться на работу в ИТ-компанию.
Статус диплома о профессиональной переподготовке
Диплом о переквалификации государственного образца приравнивается к высшему образованию, но получить его можно быстрее, чем второе высшее.
При этом пройти переподготовку могут только те, у кого есть законченное образование любой формы:
- среднее специальное,
- высшее.
Заниматься по дополнительной проф. программе сразу после школы нельзя, но можно учиться на ней параллельно с основным образованием (т. е. быть студентом колледжа или вуза и одновременно проходить переквалификацию дистанционно).
Где можно получить диплом государственного образца о профессиональной переподготовке
Пройти профессиональную переподготовку можно в тех учебных заведениях, у которых есть лицензия на «дополнительное профессиональное образование». Она может быть как у государственных, так и у частных вузов и колледжей.
Различные курсы тоже могут предлагать такие образовательные услуги, но свидетельства, которые выдают после их окончания, не приравниваются к диплому о переподготовке государственного образца.
Специалитет
Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы — 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:
- специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
- можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
- работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.
Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:
- учеба на один год дольше;
- найти нужную специальность гораздо сложнее.
Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться — существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.
Начальное профобразование (НПО)
Первой ступенью в области подготовки специалистов является начальное профессиональное образование. Учреждения, которые предоставляют его, готовят работников квалифицированного труда – служащих и рабочих. Профессии предоставляются самые разнообразные. Например, можно найти такие учебные заведения, в которых учат на автомехаников, секретарей-референтов, бухгалтеров, радиомехаников, портных и т. д.
Начальное профессиональное образование зачастую для абитуриентов привлекательно тем, что оно не требует длительного обучения. Учащиеся, поступающие после 11 класса, обычно проходят 1- или 2-годичную подготовку на выбранной программе. Выпускники 9 классов учатся чуть дольше. Однако не во всех учебных заведениях предлагается столь краткосрочное обучение. В некоторых учреждениях наблюдается сегодня смещение к профилю техникумов. Обучающимся в таких образовательных организациях предлагаются более глубокие знания. По этой причине продолжительность обучения на этой ступени профессионального образования может быть дольше – 3 или 4 года.
Виды программ
Система дополнительного профессионального образования представлена следующими формами обучения:
- повышение квалификации – обновление и углубление знаний, умений и практических навыков, совершенствование деловых качеств работников;
- профессиональная переподготовка – расширение компетенций на базе полученного образования или обучение другой специальности ввиду отсутствия спроса на уже имеющуюся на рынке труда;
- тренинги, семинары, конференции, консультации, мастер-классы – интенсивные курсы освоения передового практического опыта.
Программы дистанционного дополнительного профессионального образования разрабатываются учебным учреждением на основе соответствующих ФГОС, квалификационных требований и профстандартов.
Повышение квалификации
Продолжительность курсов бывает разной, но по законодательству она не должна быть меньше 16 академических часов. Стоимость учебы зависит от престижности профессии и учебного заведения и в среднем составляет от 1 до 8 тысяч рублей. После успешной сдачи итоговой аттестации слушателю вручают документ о повышении квалификации:
- прошедшему курс менее 16 часов – сертификат;
- проучившемуся более 16 часов – удостоверение.
Удостоверения действительны неограниченный период, если по закону для определенной профессии или должности не предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Профпереподготовка
Условно программы профессиональной переподготовки делятся на 2 вида:
- получение дополнительной смежной квалификации – длительностью в 1,5–6 месяцев;
- приобретение новой компетенции, необходимой для ведения другого вида деятельности, – продолжительностью 1–2 года.
По окончании учебы выдается диплом о профессиональной переподготовке. Обучение в среднем стоит от 5 до 180 тысяч рублей.
Другие формы дистанционного обучения для получения дополнительного профессионального образования представляют собой виртуальное индивидуальное и групповое общение, в ходе которого участники курса обмениваются мнениями, идеями, информацией по определенному вопросу. Сертификаты, выдаваемые по окончании тренингов или семинаров, которые проходили в форме вебинаров, редко имеют значение при оценке работодателем профессионального уровня сотрудника. Как вариант – они учитываются в «накопительной системе», как у медиков, к примеру, когда за определенный период времени надо пройти установленное количество часов повышения квалификации, в том числе дистанционно.
Для дополнительного профессионального образования дистанционное обучение подходит как нельзя лучше
Обычно прием заявлений для поступления на онлайн-курсы ведется круглый год, что немаловажно для работающих специалистов. Занятия начинаются сразу после внесения слушателем оплаты – не надо дожидаться формирования группы или начала семестра
Учиться можно без отрыва от работы. Выпускники дистанционных программ получают стандартные дипломы о профессиональной переподготовке, не отличающиеся от документов, которые выдаются слушателям аналогичных очных курсов.
Каждый человек должен непрерывно развиваться и совершенствоваться: этот тезис особенно актуален применительно к его трудовой деятельности. Чтобы быть востребованным, строить успешную карьеру, нужно постоянно повышать квалификацию, расширять кругозор. Получение дополнительного профессионального образования дистанционно – наиболее экономный и удобный способ достижения этих целей.
Какие степени бывают
Если взглянуть на дипломы
бакалавров и магистров, можно заметить, что их формулировки отличаются от тех,
что обнаруживаются у специалистов. Последним присуждалась
квалификация
XXX по
специальности
YYY.
Студентам, попавшим в
двухуровневую систему, присуждают
квалификацию
(степень)
бакалавра или магистра по
направлению подготовки
ZZZ.
С квалификацией все
относительно понятно. Выпускник получает право заниматься профессиональной
деятельностью. Слово «степень» же нередко вводит в заблуждение.
Происходит это из-за
того, что Россия еще не полностью следует Болонским рекомендациям. В Европе и
США «бакалавр» и «магистр» — это ученые степени, в РФ же — всего лишь
академические. Проще говоря, в российской практике она означает лишь окончание
соответствующего цикла обучения, а не приобщение к миру науки. Даже несмотря на
то, что магистры тоже пишут диссертации.
Для наглядности представим
иерархии степеней и сопоставим их.
Европа |
Россия |
Доктор наук | |
Ph.D. (дословно — доктор философии, по сути — доктор наук) |
Кандидат наук |
M.S. (дословно — магистр наук) |
|
B.S. (дословно — бакалавр наук) |
Таким образом, где в
России наука только начинается, в странах Болонской декларации она уже
достигает потолка.
Для чего нужно дополнительное образование?
Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей
В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности. Возможности дополнительного образования огромны
Перечислим лишь некоторые из них:
Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:
-
В небольшом коллективе собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.
-
Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.
-
Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:
- художественные;
- физкультурно-спортивные;
- военно-патриотические;
- социально-педагогические;
- культурологические;
- технические.
-
Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.
-
Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.
-
Дополнительное образование способствует социализации детей.
Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.
Сеть образовательных учреждений в системе образования
В РФ все существующие образовательные учреждения (ОУ) представлены такими категориями:
- дошкольными (детскими яслями, садами, специальными кружками);
- школами, гимназиями;
- лицеями, техникумами, колледжами, ПТУ;
- духовными семинариями, академиями, теологическим факультетами;
- ВУЗами (академиями, университетами, институтами);
- учреждениями по переподготовке всех видов кадров (учебными комбинатами на базе любых заведений – и средне-специальных, и высших), в том числе педагогических и научных;
- факультетам и, академиями, ординатурами, аспирантурами, центрами для получения научных кадров.
Структура образовательной системы в РФ включает в себя такие уровни получения знаний:
- дошкольное;
- общее;
- профессиональное;
- дополнительное;
- переквалификация.
Дошкольное образование (с 2-х месяцев до 8 лет) предоставляют ДОУ – ясли, детские сады, образовательные организации (спортивные школы, секции, кружки, интернаты), которые смотрят, играют и обучают малышей по разработанным методикам и программам. В детские сады государственного или частного плана принимают по записи, поэтому мамы стараются записать кроху в заведения заранее.
Обязательное образование состоит из начального (1-4 классы), основного (9 классов), общего среднего (11 классов). Существуют также вечерние школы и заведения с дистанционным обучением. Обучение проходит на базе школ, гимназий и лицеев. В школу родители отправляют детей по месту жительства или по выбранному направлению уклона (математического, ин.яза, филологического и т. д.), на основании заявления и папки с собранными документами. В вечернюю школу учащегося могут направить на базе производства.
Среднее профессиональное образование (колледжи, ПТУ, техникумы) обеспечивают социум специалистами рабочих профессий и среднего звена. Учиться в таких заведениях можно на базе 9-го или 11 классов (водители, автослесаря, повара, медсестры, младший военный состав, проводники, сфера услуг, слесаря, строители, сварщики, монтажники, связисты и т. д).
Высшее образование включает в себя 1 и 2 уровни: бакалавриат (4 г.), специалитет (5 лет) и магистратуру (1,5 года). А также 3 и 4 уровни: аспирантура (очно или заочно, 3-5 лет), ординатура (2 г.), ассистентура, в виде очной стажировки (2 г.).
Все текущие процессы российской системы образования контролируются Министерством науки и высшего образования РФ, а также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Назначенные ими в регионах департаменты образования осуществляют деятельность по установленным программам и протоколам.
Они же занимаются отчетами, проверкой соблюдения и выполнения установленных предписаний в ОУ и всех учебных заведениях. Службы имеют собственные официальные сайты, в которые можно обратиться по прямым ссылкам или через портал «Госуслуги».
Основные функции и законодательная база
К главным и основным функциям понятия образования, направленного на выполнение всех видов социально-значимых функций относят:
- Борьбу с неграмотностью (ее полная ликвидация).
- Профессиональное становление подросшего поколения.
- Контроль за обществом.
- Передачу приобретенных знаний предшественниками молодежи и людям, повышающим свой образовательный квалификационный уровень в любом возрасте.
- Приобщение к ценностям (культура, духовное развитие, нравственный уровень, моральные принципы).
- Социализацию личности.
- Содействие новым разработкам, проектам и идеям во всех отраслях социальной жизни.
- Получение трудовых ресурсов.
- Образование специальных институтов, где заняты люди высшего интеллектуального ума (исследователи).
Одновременно, функции образования делят на:
- экономическую (освоение научных и технических инноваций в профессиональной деятельности);
- социальную (определение структуры общества, наряду с определением места личности в нем);
- культурную (воспитание достойного поколения, обладающего всеми творческими и высокоморальными качествами);
- инструментальную (адаптация и поиск новых технологий, которые способны улучшить экономическую составляющую, и приобщить молодежь к трудовому процессу).
Поэтому главными целями образования считают сохранение поколениями предыдущего опыта и знаний в процессе цивилизационного развития, освоение новшеств, технологий, сохранение культурного достояния. Большое значение уделяется материальной и духовной составляющей, а также развитию демократических ценностей и гуманизма.
Образованный человек быстрее приобщится и освоит данные понятия, что в свою очередь сформирует эстетические и характерные личностные качества, а также полезные коммуникационные и корпоративные. Получение диплома специалиста станет визитной карточкой любой личности, и позволит ему строить свое будущее, в соответствии с наклонностями и выбранной профессией.
К законодательной базе относятся следующие документы об образовательном процессе:
- Конституция.
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».
- Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17.10.2013 г.).
- Госпрограмма «Развитие образования» 2013-2020 гг.»
Независимо от того, как именно индивид получает образование – напрямую или дистанционно, с помощью Интернета (самообразование), получить качественные знания можно в любом регионе современной России. Благодаря получению этих знаний, происходит становление личности, развиваются умственные, познавательные и творческие способности.
Высшее образование. Уровни
Итак, уровни высшего образования – это:
- бакалавриат;
- специалитет
- магистратура.
Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.
Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.
Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:
- очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
- заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
- очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
- экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).