Вуз или техникум: куда поступать, чтобы удачно трудоустроиться и хорошо зарабатывать?
Содержание:
- Что вообще такое «Качество образования»
- Предпрофильная подготовка
- Концепция Д. Локка Эпоха
- Развитие образовательной системы в России
- Важные моменты
- Всеобщий доступ к образованию и финансирование
- Основные функции и законодательная база
- Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
- В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование
- Виды обучения
- Дополнительное образование
- Похожие термины:
Что вообще такое «Качество образования»
Качественное образование — это образование, которое гарантирует успешность.
Звучит привлекательно, однако насколько это достижимо на практике? «Школа ничего не даёт», — заявляли наблюдатели на протяжении всего XX века. Действительно, эмпирические исследования показывали, что ученики приходят в школу с разными способностями и уходят из школы с соответствующими результатами, что итог обучения складывается в первую очередь из задатков ребёнка, а также из социального и культурного капитала родителей. Однако всё же находились исключения: отдельные образовательные организации и отдельные педагоги, которым удавалось получить высокие результаты в неблагополучных классах. Они доказывали на практике, что возможно подобрать методы, подходы, обеспечивающие ту самую успешность для каждого. Подобные методики мониторятся годами. На основе результатов трудоёмкой аналитической работы разрабатывается дидактика, система обучения. Отсюда появляются и критерии того самого «качественного образования». То есть, критерии должны не просто проектироваться, а браться из практики, из доказательной педагогики.
Что мы сейчас наблюдаем в России. Есть специальные программы для работы с одарёнными детьми. Также активно развивается инклюзия (впрочем, критерии оценки её качества пока весьма размыты). И именно эти подходы чаще всего обсуждаются общественностью
Но для создания среды с качественным образованием необходимо уделять внимание и основной массе учеников, и «сложным» детям
Важность этого уже подчеркнул министр просвещения Сергей Кравцов:
«Мы видим, что нужно делать акцент не только на работу с талантливыми детьми, что, безусловно, будет являться и является одним из приоритетов в работе Министерства просвещения, но и с детьми, которые испытывают трудности с обучением».
Сегодня в российской практике «талантливых» учеников помещают в отдельный класс, под попечительство проявившего себя учителя. «Неуспевающих» детей тоже сажают вместе, а с учителем — как повезёт. В результате первый класс имеет наилучшие показатели, их преподаватель получает поощрения, а другой класс так и остаётся неуспешным. Согласно современным международным стандартам — того же мониторинга PISA, например — так делать нельзя. Проблемы в обучении должны целенаправленно устраняться на всех этапах, а учителей следует поощрять, в первую очередь за достижения детей с не самыми примечательными «входными данными». В противном случае позитивного результата не будет, а последствия могут повлиять на несколько поколений вперёд. Например, в США порядка 30 % жителей испытывают страх перед математикой, в том числе и учителя. Многие американские преподаватели всячески обходят математические курсы из-за страха, сформированного ещё в детстве, такими же напуганными математикой учителями.
Комментарий «ЯКласс»: «Работа на онлайн-платформе в этом случае может стать для педагога удобным инструментом. Возможность работать на собственном аккаунте в условиях определённой „анонимности“ позволяет ребёнку не беспокоиться, как его оценят одноклассники, снизить уровень волнения и сосредоточиться только на задании. Кроме того, на „ЯКласс“ можно выдавать как общий тест с генерациями для всего класса, так и индивидуальные работы отстающим или успевающим лучше всех ученикам, и сосредоточиться на едином образовательном процессе».
Предпрофильная подготовка
Для того чтобы выпускникам основной ступени обучения было легче определиться с будущей профессией, после модернизации отечественной системы образования, для выпускников девятых классов стали предлагаться дополнительные элективные курсы, посещение которых является обязательным
Ребята, занимаясь химией, физикой, математикой, биологией, другими научными дисциплинами вне учебной программы, получают возможность осознания их важности для них. Благодаря элективным курсам осуществляется осознанный выбор будущей профессии, варианта достижения поставленной цели
Например, в рамках предпрофильной подготовки девятиклассники знакомятся с профессиями, востребованными на современном рынке труда. Кроме того, в ходе курса с подростками работает профессиональный психолог. Он помогает им сделать осознанный выбор своей будущей жизни. Кто-то из выпускников основной школы после получения аттестата выберет обучение в колледже, техникуме, имея представления о специфике профессии.
Концепция Д. Локка Эпоха
Для эпохи Просвещения характерной чертой является существование альтернативных авторских дидактических теорий. В таких работах процесс обучения представлял собой осуществление на практике теоретического замысла автора и был направлен на воспитание и обучение детей из самых разных возрастных групп в разнообразных видах образовательных учреждений. Существенная часть от всех подобных авторских методик образования базировалась на эмпирико-сенсуалистической концепции известного английского философа и педагога Д. Локка. Теория Локка предполагает два возможных источника познания:
- внешний опыт, обозначающий чувства, порожденные ощущениями от разнообразных материальных раздражителей в виде объектов;
- внутренний опыт или другими словами рефлексия, подразумевающая под собой акт познания.
Процессы создания комбинаций и слияния данных источников можно назвать основой возникновения жизненного опыта и привычек личности. Жизнь человека является зависимой от т воспитания, которое было получено в качестве результата объединения индивидуального потенциала и жизненных обстоятельств. Как раз на этом базисе держится вся концепция «воспитания джентльмена» Локка. В рамках приведенной теории программа обучения представляет собой некое слияние традиций и новаций. Светское воспитание, включающее в себя такие дисциплины как фехтование, верховая езда, танцы, и деловое обучение, которое основывается на изучении права, этики, истории, бухгалтерии и естественных дисциплинах, взаимно обогащают и дополняют друг друга. Предложение Локка заключалось в необходимости сделать основной упор на осознанную самостоятельность приобретения и усвоения знаний. Главные мысли английского педагога насчет данного вопроса можно описать следующим образом:
- целостный подход к воспитанию и обучению, базирующийся на единстве физического и умственного развития ребенка;
- периодическая смена интеллектуальной работы на физическую и наоборот в ходе организованного обучения;
- необходимость ранней профессиональной подготовки, в качестве базиса воспитания и образования;
- человечное отношение к ребенку, определение его в качестве самостоятельного и сознательного человека, который заслуживает уважение;
- целенаправленный учебный процесс, базирующийся на стремлении детей к свободной и разнообразной активной деятельности;
- формирование и организация учебного процесса, который будет способствовать любознательности и развитию интереса к учению учеников;
- прагматизм в содержании образования;
- рационализм и регламентация воспитательно-образовательного процесса;
- формирование самодисциплины и стремления к непрерывному учению у человека.
Приведенные выше положения образовательной теории Локка, то есть теории «воспитания джентльмена», сыграли роль основы для развития теории обучения иных авторов восемнадцатого века.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Развитие образовательной системы в России
Начало XVIII века отметилось тем фактом, что для осуществления экономических и социальных реформ в России возникла достаточно острая нужда в большом числе профессионалов в разнообразных сферах жизнедеятельности. Данная потребность, в свою очередь, вызвала необходимость в формировании светской образовательной системы, которая была бы направлена на удовлетворение запросов государства.
Одновременно претерпевала существенные изменения сама суть воспитания и обучения. Общество нуждалось в чем-то большем, чем просто покорные крестьяне, социум требовал полноправных граждан своего государства
Задача воспитания людей обладающих светским образованием и широким кругозором, однако при этом остающегося верным религиозным традициям и национальным интересам, стала наиболее важной в системе отечественного образования. С целью ее решения в России начала формироваться система государственных, а также частных учебных учреждений
Правительство Петра I занялось возведением начальных школ, которые отличались доступностью для широких слоев населения.
Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые были образованы для детей десяти-пятнадцати лет и были нацелены на их подготовку в качестве обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы будут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. В данных учреждениях изучали грамоту, арифметику и геометрию. Однако целый ряд трудностей спровоцировал их повальное закрытие. В России в это же время существовали также гарнизонные и адмиралтейские школы. Их предназначение заключалось в осуществлении подготовки низшего военного состава армии и флота, другими словами солдат и матросов.
С целью обучения квалифицированных рабочих начали открываться горно-заводские школы. Такие учебные заведения представляли собой школы для представителей низших сословий. Параллельно в царской России происходит становление образовательной системы для высших слоев населения – дворянства. Данные элитные учебные заведения представляли:
- Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и так далее;
- общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.
Более того, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Данный факт был попыткой наладить преемственность начального и среднего образования. Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней можно было получить начальное, среднее и высшее образование.
Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была направлена на консервативные способы обучения. Она послужила образцом для открытого в 1755 году М.В.Ломоносовым Московского университета.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Система образования в россии в 18 веке, а конкретнее в его второй половине, отметилась существенными изменениями в системе отечественного образования. Такие реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме, разве что, крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на что свое влияние оказали идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы. Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям. К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:
Важные моменты
Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».
Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.
Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.
Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).
Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.
Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).
В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.
Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)
В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.
Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).
Всеобщий доступ к образованию и финансирование
Продолжительность обязательного образования в России составляет примерно 11 лет (с 7 до 18 лет включительно), что соответствует средним значениям для ОЭСР, с той лишь разницей, что в большинстве стран обязательное образование начинается с 6 лет и заканчивается в 16. Лидерами по продолжительности образования являются Бразилия и Нидерланды (по 14 лет), наименьшая продолжительность в Корее, Индонезии и ЮАР (по 9 лет).
Здесь важно отметить, что из-за особенностей отечественной статистики мы не можем точно сказать, какое именно количество школьников не завершают общего образования ни в одной его форме (9 или 11 классов). Но при этом необходимо отметить, что примерно половина выпускников 9 классов завершают свое общее образование в системе среднего профессионального образования
По доле ВВП, направляемой на развитие общего образования, Россия находится на среднем уровне среди других стран. Согласно данным ОЭСР, в 2014 году на одного учащегося в России было потрачено чуть менее 5 000 долларов США с учетом паритета покупательной способности, что почти в два раза меньше, чем в среднем по странам ОЭСР, и в четыре раза меньше, чем в Люксембурге, лидирующем по этому показателю.
Для сравнения, меньше, чем Россия, тратят на одного учащегося только Аргентина, Чили, Бразилия, Турция, Мексика, Колумбия и Индонезия. В то же время в два и более раза больше – Финляндия, Дания, Швеция, Корея, Ирландия, Япония, Австралия, Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Канада, США, Бельгия. В три раза больше – Швейцария, Австралия, Норвегия. Феномен Люксембурга уже упоминался выше.
Важно обратить внимание на тот факт, что связь между уровнем финансирования и образовательным результатом не является прямой. Если затраты страны на образование одного ребенка в течение 10 лет составляют менее 50 000 долларов США, наблюдается линейная зависимость, но за пределами этой суммы зависимость между объемом затрат и результатами носит более сложный характер
В России указанные расходы составили 51 000 долларов США, и это говорит о том, что нам необходимо не только наращивать объем инвестиций, но и повышать результативность их использования.
Основные функции и законодательная база
К главным и основным функциям понятия образования, направленного на выполнение всех видов социально-значимых функций относят:
- Борьбу с неграмотностью (ее полная ликвидация).
- Профессиональное становление подросшего поколения.
- Контроль за обществом.
- Передачу приобретенных знаний предшественниками молодежи и людям, повышающим свой образовательный квалификационный уровень в любом возрасте.
- Приобщение к ценностям (культура, духовное развитие, нравственный уровень, моральные принципы).
- Социализацию личности.
- Содействие новым разработкам, проектам и идеям во всех отраслях социальной жизни.
- Получение трудовых ресурсов.
- Образование специальных институтов, где заняты люди высшего интеллектуального ума (исследователи).
Одновременно, функции образования делят на:
- экономическую (освоение научных и технических инноваций в профессиональной деятельности);
- социальную (определение структуры общества, наряду с определением места личности в нем);
- культурную (воспитание достойного поколения, обладающего всеми творческими и высокоморальными качествами);
- инструментальную (адаптация и поиск новых технологий, которые способны улучшить экономическую составляющую, и приобщить молодежь к трудовому процессу).
Поэтому главными целями образования считают сохранение поколениями предыдущего опыта и знаний в процессе цивилизационного развития, освоение новшеств, технологий, сохранение культурного достояния. Большое значение уделяется материальной и духовной составляющей, а также развитию демократических ценностей и гуманизма.
Образованный человек быстрее приобщится и освоит данные понятия, что в свою очередь сформирует эстетические и характерные личностные качества, а также полезные коммуникационные и корпоративные. Получение диплома специалиста станет визитной карточкой любой личности, и позволит ему строить свое будущее, в соответствии с наклонностями и выбранной профессией.
К законодательной базе относятся следующие документы об образовательном процессе:
- Конституция.
- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».
- Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17.10.2013 г.).
- Госпрограмма «Развитие образования» 2013-2020 гг.»
Независимо от того, как именно индивид получает образование – напрямую или дистанционно, с помощью Интернета (самообразование), получить качественные знания можно в любом регионе современной России. Благодаря получению этих знаний, происходит становление личности, развиваются умственные, познавательные и творческие способности.
Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за процесс учебы отныне отвечаете только вы
Есть ли у онлайн-школы лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы
Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.
До подписания бумаг нужно продумать не только расписание дня школьника, но и его режим жизни, включая каникулы. При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.
Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.
Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.
Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.
Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.
Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.
В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование
Такого понятия тоже с
2013 года не существует. В
статье 108
Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО
приравнено среднему профессиональному по программам подготовки
квалифицированных рабочих.
Ранее его получали в
профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные
заведения следующих форм:
-
профессиональные
училища; -
профессиональные
лицеи.
Они дают возможность за
короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую
специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами,
мастерами-отделочниками, автомеханиками.
И тех, и других учебных
заведений осталось очень мало. Примеры:
-
ПУ при
Астраханском государственном архитектурно-строительном университете; -
ПУ №15 в
Курске; -
ПЛ №25 в
Красноярске; -
Сальский
казачий кадетский ПЛ.
Большая часть советских
ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.
Чем они отличаются
Лицей по статусу
несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных
дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим
физического труда, – например, парикмахер или секретарь.
Виды обучения
Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой – очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.
После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.
Дополнительное образование
Под дополнительным образованием российское законодательство подразумевает возможность человеком получения дополнительных знаний для удовлетворения и развития своих творческих способностей и потребностей. Одной из ключевых характеристик дополнительного образования считается то, что по итогам прохождения обучения, человек не получает определенного уровня образования.
В то же время, само по себе дополнительное образование может подразумевать выдачу каких-либо документов, подтверждающих факт прохождения учебной программы и результаты получения образования. При этом существуют отдельные дополнительные профессиональные направления образования, которые прямо регулируются действующим российским законодательством. Например, получение подобного образования может быть необходимо для работы в некоторых сферах, связанных с повышенной опасностью или охраной окружающей среды.
Похожие термины:
-
совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления обра
-
совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждени
-
составная часть системы образования страны, объединяющая в единый учебно-воспитательный и научный комплекс высшие учебные заведения и органы управления ими.
-
в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образ
-
сеть учреждений и совокупность оказываемых ими образовательных услуг для людей, которые: по своему возрасту перешли границу общепринятых (на данном этапе) временных стандартов получения образов
-
система основных исходных требований, отражающих политику государства в области образования.
-
это параллельное обучение в образовательном учреждении, и на производстве. «Дуальность» означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое. В основу обучения заложен принцип
-
credit-based system) — предметно-курсовая система образования, построенная на требовании выполнения определенного объема (определенной трудоемкости) учебной работы, выраженного в условных (кредитных) ча
-
элементы (компоненты) системы образования.
-
участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; — образовательные программы; — учреждения образования; — организации, реализующие образовательные программы послеву
-
система управления образовательной, учебно-производственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и др. образовательных ус
-
это образование в течение всей жизни человека, в рамках которого он может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, а так
-
действия федеральных органов государственной власти и органов управления образованием, направленные на определение и осуществление политики в области образования, на правовое регулирование от
-
(The adequacy of the education system) соответствие системы образования требованиям современного общества и тенденциям его развития. В динамично развивающемся обществе решающее значение имеет способность сис