Куда поступать в вуз учиться на ит-шника? + опрос
Содержание:
- Рейтинги IT-вузов России
- Выбираем вуз
- Как изучение айти-технологий в вузах вписывается в дистанционный формат?
- На каком уровне сейчас находится российское IT-образование?
- Бюджетные места и проходные баллы
- Евгений Лопатин, директор департамента разработки «Инфосистемы Джет»
- Факультеты и специальности
- Направления подготовки в сфере информационных технологий
- Анна Айрапетова, глава разработки p2b-платформы Penenza.ru
- Денис Коровкин, генеральный директор WebProfy (Kokoc Group)
- Топ IT университетов России.
- Вадим Мельников, технический директор сервиса путешествий «Туту.ру»
- Инга Герасименко, HR-директор «БАРС Груп»
- Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy
- Евгений Салтыков, руководитель проектов департамента корпоративных систем ЛАНИТ
- Константин Ян, сооснователь, технический директор платежного сервиса CloudPayments
- Заключение
Рейтинги IT-вузов России
В международных рейтингах, в том числе и по направлению Computer Science, прочные позиции занимают: Физтех (МФТИ), МГУ, МИФИ, Бауманка (МГТУ), СПбГУ, НГУ (Новосибирск), Томские госуниверситет и политех, Вышка (ВШЭ), Университет Петра Великого, РУДН.
По версии (THE) десятка лучших IT-вузов России выглядит так:
- ИТМО.
- МФТИ.
- МГУ им. Ломоносова.
- Политех Петра Великого.
- ВШЭ.
- МИФИ.
- СПбГУ.
- МГТУ им. Баумана.
- НГТУ (Новосибирск).
- РУДН.
В свежий рейтинг Quacquarelli Symonds (QS) в номинации Emerging Europe & Central Asia («Развивающаяся Европа и Центральная Азия») вошли 105 российских университетов, большинство из них – это вузы с информатикой на высоком уровне преподавания. Три высших учебных заведения – МГУ, СПбГУ, НГУ – возглавили транснациональный рейтинг.
За ними в сотне лучших следуют еще 14 университетов, которые с полным правом можно назвать лучшими IT-вузами России:
- Томский госуниверситет.
- МФТИ.
- ВШЭ.
- МИФИ.
- Томский политех.
- УрФУ (Екатеринбург).
- КФУ (Казань).
- МИСиС.
- ИТМО.
- СПбПУ Петра Великого.
- РУДН.
- Университет Лобачевского.
- ДВФУ.
- Самарский университет.
Все вузы – участники этих двух мировых топов занимают верхние строчки академического рейтинга Европейской научно-промышленной палаты (ARES). Его достоинство заключается в том, что что при оценке качества образования, степени востребованности выпускников на рынке труда и других традиционных позиций используются компьютерные программы, что полностью исключает субъективность ранжирования (тот самый пресловутый человеческий фактор).
ARES присваивает вузам категории A, B, C и D. Первая означает, что качество преподавания, научная деятельность и востребованность выпускников находятся на высоком уровне. «В» присваивается, если образование, которое дают в вузе, достаточно надежное. Уровень «C» значит, что показатели университета средние, категория «D» – что низкие.
Отечественные ренкинги
Российские эксперты тоже составляют рейтинги IT-вузов. Лидерами на ниве подготовки профи для сферы информационных технологий RAEX признал МГУ, МФТИ и ИТМО. Это не значит, что хорошее образование можно получить только в Москве и Санкт-Петербурге. В двадцатку лучших IT-вузов по версии РА «Эксперт» входят университеты из разных регионов РФ.
Выбираем вуз
344
Изучаем рейтинги вузов
Исследование IBS
Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и регионаvo.graduate.edu.ru
Вариант: «сильный» вуз
- высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
- мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
- налаживание полезных связей со способными ребятами;
- привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
- если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
- сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
- придется много ботать, иначе легко вылететь.
Сомнительные варианты
- заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
- не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
- целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
- филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
- не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
- коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.
произошло
Как изучение айти-технологий в вузах вписывается в дистанционный формат?
Удаленное обучение в IT cфере появилось задолго до пандемии. Большинство профилей в направлении можно освоить самостоятельно, вооружившись учебниками и видеоуроками. Как отмечают сами работодатели, чтобы стать отличным программистом, недостаточно выучить язык программирования. Нужно уметь мыслить объектно, знать алгоритмы, работать с базами данным, обладать фундаментальными знаниями – а для этого и нужно получать образование в вузе.
Обучение ИТ специальности дистанционно
VUZ24 предлагает учиться удаленно на IT-специалиста в вузах России и Беларуси. Все наши государственные и частные университеты работают в электронном формате много лет – образовательная технология IT специальностям в наших вузах отлажена до автоматизма.
Как проходит образовательный процесс? Студенты учатся через личный кабинет онлайн-платформы. Весь материал адаптирован и переведен в мультимедийный формат – студенты учатся по видео-и аудиолекциям, слушают вебинары, проверяют знания в онлайн-тестах, оттачивают навыки в симуляторах и тренажерах. Дистанционщики выполняют практические задания, участвуют в научных проектах, проходят производственные практики, пишут лабораторные и курсовые работы, дипломный проект, сдают в сессию зачеты и экзамены. Получают отметки в электронную зачетку.
Как взаимодействуют студенты с преподавателями? В личном профиле каждого студента есть блок с аккаунтами преподавателей. Вы можете написать сообщение или связаться с наставником по видеосвязи. Письменные работы отправляются преподавателям в личном кабинете или по электронной почте.
На каком уровне сейчас находится российское IT-образование?
Социальная платформа HackerRank каждый год тестирует миллионы IT специалистов по всему миру. Российские программисты стабильно получают по 99-100% зачетных баллов по динамическому программированию, Big Data, алгоритмам и попадают в тройку лидеров. Однако по поводу эффективности академического образования IT направлениям в вузах существует несколько противоположных мнений.
IT образование в вузах России
Обучение в университете не для сферы высоких технологий
Дисциплинам обучают специалисты старшего поколения, многие из которых знают предмет по своим лекциям с минимальными навыками программирования и слабой ориентацией в новинках отрасли. Информационные технологии – сфера динамичная. Здесь не подходит классическая стратегия обучения, как для подавляющего большинства профессий, – стабильная программа на все четыре года учебы. Университетская программа должна реагировать на скорость изменения методик, инструментальных сред, технологий, языков программирования и «освежаться новыми сущностями» раз в полгода-год. ИТ уже проникло во все аспекты человеческой деятельности, а это значит, что готовить специалистов нужно с прицелом на конкретную предметную область. Эти факторы разбиваются о типовые бюрократические процессы классического института,
Если раньше бизнес/общество нуждались в просто программистах, потом в разработчиках мобильных приложений, а сегодня – в разработчиках мобильных приложений именно для банковской компании. Как пример.
Куда пойти учиться? На Западе для решения задач крупные компании совместно с университетами создают научно-исследовательские лаборатории. В России бизнес предпочитает вкладываться в сотрудничество с сильнейшими вузами. Есть мнение, что вхождение в профессию можно начать с обучения в колледже. В средних-профессиональных учебных заведениях применяется принцип «делай как я». Дуальное обучение быстро развивает навыки ИТ специалиста.
Институт дает основу, с которой можно уйти в любое IT направление
Вузы обучают будущих IT специалистов базовым знаниям: алгоритмизации, высшей математике, математической статистике, теории вероятностей, экономическим дисциплинам и другим знаниям, которые обязательно пригодятся в разработке серьезного проекта. «Вышка» учит учиться, находить информацию, усваивать огромный объем знаний в условиях ограниченного времени – а это soft skills, которые также ценятся работодателями.
Систему управления автоматическими карьерными самосвалами не разработать без знаний геометрии. Технические задания исполнителям проще и быстрее написать, если знать ГОСТ.
Бюджетные места и проходные баллы
Информация о бюджетных местах, проходных баллах и стоимости года учебы в IT-вузах, расположенных в разных регионах, представлена в таблице.
Название вуза | Количество бюджетных мест на очном отделении | Годовая стоимость обучения (для очной формы), руб. | Проходной балл |
---|---|---|---|
МГТУ им. Н. Э. Баумана | 57 | 284 341 | 255 |
ТГУ | 25 | 142 800 | 223 |
КФУ | 100 | 145 500 | 268 |
СПбПУ | 24 | 191 000 | 254 |
УрФУ им. Б. Н. Ельцина | 79 | 168 000 | 201 |
ИТМО | 90 | 226 000 | 303 |
СПбГЭТУ ЛЭТИ | 100 | 166 000 | 252 |
НИУ БелГУ | 18 | 110 660 | 183 |
ДВФУ | 25 | 200 000 | 144 |
НИТУ МИСиС | 25 | 228 000 | 258 |
ВГУ (Воронеж) | 75 | 112 000 | 227 |
НГТУ | 98 | – * | 239 |
*На официальном сайте НГТУ пока нет данных о стоимости обучения.
Евгений Лопатин, директор департамента разработки «Инфосистемы Джет»
Конечно, я бы рекомендовал будущим программистам не пренебрегать высшим техническим образованием. Оно играет важную роль в карьере разработчика. Но есть и другая сторона — качество образования. И здесь не всегда отсутствие диплома магистра играет фатальную роль.
Многие начинают свой путь в разработке еще со школьной скамьи: изучают профильную литературу, участвуют в сообществах, развиваются самостоятельно. Образование или самообразование просто необходимы — одних курсов недостаточно.
Поэтому мы в компании уделяем огромное внимание развитию сотрудника: семинары, индивидуальные планы развития, курсы, мастер-классы — это помимо непосредственного участия в проектах по заказной разработке. Сама по себе практика и наличие сильных экспертов в окружении способны частично компенсировать отсутствие профильного образования и вывести начинающего программиста на новый уровень
Сама по себе практика и наличие сильных экспертов в окружении способны частично компенсировать отсутствие профильного образования и вывести начинающего программиста на новый уровень.
При найме сотрудника мы смотрим на перспективы роста и мотивацию. Разумеется, берем на работу и программистов-самоучек, но, как правило, потолок развития у таких кандидатов ниже, а темпы роста компетенций не такие быстрые. В любом случае пробелы системного образования нужно будет восполнять. Но сегодня востребованность такого специалиста, безусловно, гарантирована.
Факультеты и специальности
В таблице приведены примеры специальностей и направлений подготовки, связанных с информатикой и ИКТ. В разных вузах содержание программ варьируется, поэтому стоит внимательно изучить содержание учебных планов, прежде чем подавать документы.
IT-вузы: университеты и институты информатики | Специальности и направления подготовки |
---|---|
МГТУ им. Баумана |
Информатика и ВТ: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; Программная инженерия: — разработка программно-информационных систем. Прикладная математика и информатика: — информационная аналитика; |
ТГУ |
Институт прикладной математики и компьютерных наук: — прикладная математика; Мехмат и радиофизический факультет: — математика и компьютерные науки; — фотоника и оптоинформатика. |
КФУ | Прикладная (инфосистемы в образовании) и фундаментальная (системный анализ) информатика и ИТ. |
СПбПУ |
Институт прикладной математики и механики: Институт компьютерных наук и технологий: |
СПбНИУ ИТМО |
Мегафакультет компьютерных технологий (КТ) и управления: — КТ и системы; Мегафакультет трансляционных ИТ: Институт международного развития и партнерства: |
Направления подготовки в сфере информационных технологий
Согласно перечню Министерства образования и науки, в России есть 15 направлений подготовки в сфере информационных технологий:
- Прикладная математика и информатика;
- Математика и компьютерные науки;
- Фундаментальная информатика и информационные технологии;
- Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
- Информатика и вычислительная техника;
- Информационные системы и технологии;
- Прикладная информатика;
- Программная инженерия;
- Бизнес-информатика;
- Информационная безопасность;
- Компьютерная безопасность;
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
- Информационная безопасность автоматизированных систем;
- Информационно-аналитические системы безопасности;
- Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере.
Закончив одно из этих направлений, вы сможете находить и исправлять ошибки в кодах, писать собственные коды программы, обеспечивать информационную безопасность цифровых систем, работать с большими данными и даже разрабатывать искусственный интеллект.
Список лучших информационных вузов России
Однако помимо направлений подготовки, напрямую связанных с IT, есть еще несколько —они тесно связаны с другими дисциплинами:
- Картография и геоинформатика;
- Бионженерия и биоинформатика;
- Фотоника и оптоинформатика.
Геоинформатик создает онлайн-карты местностей, биоинформатик занимается диагностированием и предсказанием генетических заболеваний, а оптоинформатик разрабатывает инновационные способы передачи данных.
Список популярных профессий в IT сфере
22 авг
160474
226
Читать позже
Анна Айрапетова, глава разработки p2b-платформы Penenza.ru
В моей команде был разработчик, у которого было техническое образование (техникум). Он был «владельцем» самостоятельного отчуждаемого модуля.
Из вузов рекомендую МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ. МГУ, как ни странно, не лучший в этом списке, по моему опыту. В целом, не имеет особого значения, какой вуз. Главное, чтобы он был техническим.
У меня есть, помимо образования, и общие рекомендации ко всем разработчикам.
33% успеха — это профессиональные навыки, то есть знание технологий и языков программирования. Сейчас очень многие смотрят в сторону open source-технологий, поэтому востребованы специалисты, пишущие на Python, GoLang, Java и имеющие опыт работы с базами данных Postgres, MongoDB, Redis, интерфейсами обмена данными KAFKA.
Вторая треть — личностные качества. Дотошность, ответственность, вдумчивость, креативность, любознательность и интерес к новым технологиям. И да, коммуникабельность тоже важна, хотя и принято считать, что все разработчики интроверты.
И, конечно, опыт!
Денис Коровкин, генеральный директор WebProfy (Kokoc Group)
При приеме на работу программисту важнее показать работодателю классный код, а не сертификаты и дипломы. Высшее образование здесь, скорее, небольшой плюс, чем необходимость. Нужно, чтобы голова у человека хорошо работала. Иногда высшее образование этому способствует, иногда нет. В вузах, как правило, не готовят специалистов, которые нужны на рынке.
Кроме перечисленных качеств программисту не обойтись без умения концентрироваться, самодисциплины и самокритики. Очень важен навык чтения, в том числе, на английском языке, и навык отладки.
Это то, чем программист занимается 80% своего времени — ищет причину, по которой код не работает так, как хочется. Что поразительно, очень большое количество программистов не умеет этого делать и тратит время работодателя на перебор вариантов и метод тыка.
С точки зрения обучения, мне нравится Британская высшая школа дизайна
Среди профильных ресурсов можно обратить внимание на Udemy, у них большая база англоязычных курсов. Слышал много хороших отзывов о Школе разработки интерфейсов от «Яндекса». Есть курсы, которые у всех на слуху, вроде HTML Academy или GeekBrains, но это больше заслуга маркетинга
Вообще тема «опыта работы» кажется мне более актуальной, чем профильное образование.
После вуза или Codecademy новоиспеченных программистов нужно еще от трех до шести месяцев готовить к настоящим задачам. Я завидую студиям, у которых есть своя «песочница» для обучения новичков. Сами мы предпочитаем брать людей с уже существующим опытом — так они встраиваются в процесс уже за пару месяцев, а иногда и быстрее.
Топ IT университетов России.
Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.
Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.
В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.
Место | Название | Балл |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 76.156 |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) | 73.019 |
3 | Университет ИТМО | 62.132 |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 59.958 |
5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 59.793 |
6 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) | 53.175 |
7 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 49.817 |
8 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 47.05 |
9 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 43.449 |
10 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | 42.391 |
11 | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | 40.72 |
12 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 35.84 |
13 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 32.554 |
14 | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | 32.508 |
15 | Южный федеральный университет | 32.383 |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского | 31.747 |
17 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 30.805 |
18 | Технологический университет | 30.802 |
19 | Сибирский федеральный университет | 30.765 |
20 | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) | 30.531 |
21 | МИРЭА — Российский технологический университет | 30.269 |
22 | Новосибирский государственный технический университет | 29.387 |
23 | Уфимский государственный авиационный технический университет | 29.373 |
24 | Национальный исследовательский Томский государственный университет | 29.047 |
25 | Воронежский государственный университет | 28.332 |
26 | Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова | 28.114 |
27 | Российский университет дружбы народов | 27.585 |
28 | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) | 26.65 |
29 | Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет | 26.105 |
30 | Московский технический университет связи и информатики | 25.463 |
31 | Волгоградский государственный технический университет | 25.397 |
32 | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | 25.384 |
33 | Белгородский государственный национальный исследовательский университет | 25.267 |
34 | Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова | 25.163 |
35 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва | 25.084 |
36 | Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова | 25.013 |
37 | Петрозаводский государственный университет | 24.996 |
38 | Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова | 24.704 |
39 | Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева | 24.605 |
40 | Кубанский государственный технологический университет | 24.552 |
41 | Алтайский государственный университет | 23.065 |
42 | Самарский государственный технический университет | 22.606 |
43 | Волгоградский государственный университет | 22.059 |
44 | Тюменский государственный университет | 22.027 |
45 | Воронежский государственный технический университет | 21.221 |
46 | Северо-Кавказский федеральный университет | 20.904 |
47 | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | 20.837 |
48 | Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева | 20.213 |
49 | Донской государственный технический университет | 20.19 |
59 | Дальневосточный федеральный университет | 19.753 |
Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.
Вадим Мельников, технический директор сервиса путешествий «Туту.ру»
Не буду категорично утверждать, что без высшего образования никак нельзя устроиться программистом и успешно работать. Но все же закончить вуз крайне желательно, причем именно технический. Я рекомендую идти учиться в МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, Бауманку, НГУ, СПбГУ.
Есть, конечно, еще достойные вузы. Но это мой топ, и большинство наших сотрудников — из перечисленных вузов. Без такой базы сложно скреативить что-то новое. Высшее образование требует от четырех до шести лет обучения, и это более системный подход. Курсов такой продолжительности не бывает.
Программисты пишут не только игры или приложения для статистики тренировок, но и алгоритмы для управления системами курсовой устойчивости на машинах или теми же кардиостимуляторами. Поэтому одних курсов по программированию, на мой взгляд, недостаточно.
Но есть и другая ситуация. Представим, у нас есть разработчик с 10-летним опытом, но он не учился в техническом вузе. Возьму ли я его на работу? Да не вопрос!
При отборе кандидатов, безусловно, мы смотрим на баланс hard-скиллов и soft-скиллов. При этом hard-скиллы можно прокачать, хоть это потребует времени и денег.
Если поразмышлять по этому поводу, то у программиста должен быть аналитический склад ума. Зачастую приходится принимать решения в условиях неполной информации, обобщать, делать допущения.
Обязательна любознательность и желание узнавать что-то новое в нашей постоянно меняющейся отрасли, изучать причинно-следственные связи.
А вот с soft-скиллами сложнее, они практически не прокачиваются. Это работа в команде, эмпатия, коммуникация, способность слышать и давать обратную связь, ориентация на клиента, позитивное отношение к жизни. Эмоциональный интеллект должен присутствовать обязательно.
Инга Герасименко, HR-директор «БАРС Груп»
Одной из самых востребованных на сегодняшний день является профессия программиста. Нехватка специалистов в этой области настолько высока, что даже человек, не обладающий достаточным опытом работы, может легко найти себе место.
Мы не всегда набираем программистов именно с высшим образованием. Основная причина в том, что сейчас в вузах на факультетах программирования образование практически ничего не дает. Оно предлагает лишь базу и понимание того, как это вообще работает.
Но это не повод не идти в вуз. В Казани можно пойти учиться в КФУ, КХТИ хорошо готовит аналитиков, программистов — слабовато, но тем не менее. И еще не стоит упускать из внимания Техникум связи. Отличное заведение, для того чтобы прокачаться в современных языках программирования.
Поэтому, в любом случае, нужно подрабатывать, начиная со второго курса. Можно устроиться на полставки или работать стажером. Это обеспечит хороший бэкграунд к выпуску. Кроме того, необходимо развиваться самостоятельно. Есть хорошие онлайн-курсы, например: JavaRush, Otus, Ulearn.me, «ИНТУИТ», Microsoft Virtual Academy.
Пройдя их, можно получить знания в современных языковых программах, но это снова будет база. Желательно искать именно практическое применение: выполнять задачи на freelance-сайтах, а также работать с модулями.
Допустим, если это back-язык программирования, то к нему обязательно нужно изучать JavaScript. Кроме того, необходимо знать базы данных, иметь навыки в аналитике.
Кстати, не стоит пренебрежительно относиться к стажировкам в вузе. Мы с удовольствием набираем стажеров, давая возможность поработать на серьезных проектах и получить бесценный опыт.
Александр Першин, генеральный директор компании HTML Academy
Карьеру программиста можно начать и без высшего образования, но есть нюансы. В сфере разработки уже давно появилось «классовое деление»: есть крутые «программисты-ученые» и «программисты-инженеры», а также рядовые «программисты-работяги».
Здесь уже все как на обычных производствах: высокие инженерные или исследовательские должности без высшего образования недостижимы. А начать карьеру простого разработчика (и в процессе «дорасти» до сильного спеца) можно сразу после школы или колледжа.
А вот стартануть в data science без профильного образования будет сложнее. Нужно знать предметную область, а она по сложности соответствует высшему образованию.
В зависимости от задачи я работаю с разными программистами. Есть и наши выпускники, у которых нет профильного технического образования. Они занимаются веб-интерфейсами. А есть и серьезные специалисты с профильным образованием, они разрабатывают инфраструктуру интерактивных курсов.
В нашей команде много программистов-самоучек. У нас даже есть дочерняя компания «Лига А», в которой коммерческие заказы выполняют только наши выпускники. Они самоучки с той точки зрения, что проходили только онлайн-курсы, а не получали профильное вузовское образование.
Идеально, если разработчик всегда горит желанием узнать, зачем он решает конкретную задачу, что она даст пользователям и его компании.
Евгений Салтыков, руководитель проектов департамента корпоративных систем ЛАНИТ
Высшее образование является фундаментом для дальнейшего развития программиста. В вузе он получит навыки, которые помогут ему самообучаться в дальнейшем. Наличие высшего образования показывает умение достигать долгосрочных целей. А вкупе с дипломом именитого вуза это говорит о базовой дисциплине и умении работать в команде.
При отборе специалистов мы больше смотрим на опыт. Программисты нужны разные, каждый из кандидатов может найти свое место в команде. Но, прежде всего, программист – это человек с аналитическим системным мышлением, обладающий навыками алгоритмизации процессов и задач.
Что касается вопроса, где получить профильное образование, то я рекомендую вузы, указанные мной ранее, а также популярные у молодежи МИФИ, МИРЭА, МИСИС.
Константин Ян, сооснователь, технический директор платежного сервиса CloudPayments
Прохождения курсов может быть достаточно, если говорить о позиции стажера или разработчика в стартап. Потому что для работы на начальном уровне достаточно теоретической подготовки и базовых знаний.
К тому же в стартапах не всегда есть возможность платить высокую зарплату, зато присутствует свобода принятия решений и больше простора для получения практического опыта.
Фундаментальное образование помогает лучше понимать процессы разработки и принимать решения. Программисту нужен один основной навык: умение разбираться в процессах, раскладывать их на элементарные шаги и алгоритмы. Кроме того, ценится умение быть настойчивым и не сдаваться перед задачами, которые кажутся невыполнимыми. Второе — как раз то, что воспитывает высшая школа.
Мы отдаем предпочтение специалистам с высшим образованием, но это не будет весомым фактором при принятии решения о найме. Мы с удовольствием пригласим на работу и программиста-самоучку, который имеет необходимый уровень опыта для решения наших задач.
Заключение
Язык программирования можно выучить дома – бесплатной информации в открытом доступе достаточно. Но, чтобы шагнуть в профессию глубже, стать востребованным специалистом, нужны знания и в других областях, которые дают в вузе. Невозможно стать архитектором проекта, если вы не разбираетесь в математическом анализе.
Получать профильные знания и сразу применять их на практике – идеальные составляющие будущей успешной карьеры айтишника. Электронное обучение – это учеба без жесткого графика и посещений аудиторий университета. Учитесь в любое время и в любом месте, планируйте занятия и другие важные дела. В этом главный козырь дистанционного формата. У студента есть возможность изучать качественный адаптированный мультимедийный материал и работать, набивать руку «в поле».
Выбирайте профиль, поступайте в вуз и стройте успешную карьеру программиста
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by