Теория для егэ по обществознанию
Содержание:
↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.
Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».
ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека
ВИД | ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ |
Физиологические | Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. |
… | Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. |
ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.
Типология политической власти
Государственная | – закрепляется на уровне государства, разделяется на публичную и суверенную. Представлена в виде юридических законов, указов, санкций за нарушение или неисполнения. |
Общественная | – разделяется на СМИ, партийную и профсоюзную. Неформальное влияние обеспечивает власть на общественное мнение. |
Функционирование органов | – судебная, организационная, законодательная. |
Распространение | – мегауровень представлен международными организациями; макроуровень – органы управления; мезоуровень – областные и региональные образования; микроуровень – обеспечение власти в социальных группах. |
Вид взаимодействия субъекта и объекта | выражен режимом управления: авторитарный, тоталитарный, демократический. |
Социальное господство | – согласно концепции, М. Вебера, выделяют традиционный, харизматический и легальный тип власти. |
Принцип суверенитета – независимость государства от других стран.
Принцип легитимности – уровень послушания и принятия решений народом.
Источники законности политической власти:
- Легитимность берёт начало на вере народа и подчинения им власти.
- Демократическая легитимность – результат признания справедливости решений политической власти.
- Харизматическая легитимность основывается на признании политического лидера народом.
Смотрите также:
- Государство, его функции
- Политическая система
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
- Федеративное устройство Российской Федерации
Биологическое и социальное в человеке
Человек — биосоциальное существо.
Биологическая сущность человека | Социальная сущность человека |
Условие, предпосылка существования человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. | Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. |
(материал из «Википедии»)
Основные отличия человека от животных
Животное | Человек |
1. Существование направляется только инстинктами. | 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека. |
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. | 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты. |
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. | 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага. |
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. | 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ. |
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. | 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удовлетворяет материальные и духовные потребности. |
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из». Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п. Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации. Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе. Различают следующие этапы социализации: начальный — семья, детские дошкольные учреждения; средний — школа; завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д. На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д. Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.
Источник
Ю
Юридическая ответственность – установленные законом вид и мера принудительного претерпевания негативных последствий противоправного деяния.
Юридическая сила – обязательность правового акта, его приоритет или подчиненное положение по отношению к другим актам.
Юридический акт – любой поступок человека, выражающий его волю или совершенный по его вине и ведущий к возникновению юридических последствий.
Юридический факт – предусмотренные законом обстоятельства, составляющие основание для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия.
Юридическое лицо – организация, имеющая в собственности или управлении обособленное имущество и являющееся самостоятельным субъектом правовых отношений.
Право
- 15 сложных планов по блоку «Право»
- Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
- Система и отрасли российского права
- Права, свободы и обязанности человека
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Выбери ответ
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность. |
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда). |
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
К
Кассация (от лат. casser – ломать, отменять) – форма обжалования решения суда в вышестоящей инстанции. Во многих странах кассация – обжалование приговора первой и апелляционной инстанции по формальным основаниям, не предполагает рассмотрения дела по существу. В РФ кассационная инстанция проверяет законность обжалованного решения, для чего рассматривает дело в полном объеме.
Коллизионное право – комплекс норм, разрешающих несоответствия между законами внутри одного государства или законами разных государств.
Коллизия (от лат. collision – столкновение) – противоречие, несоответствие в законах, регулирующих одинаковые общественные отношения.
Конституционный статус – 1) совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей личности, охраняемых государством и характеризующих ее фактическое положение в обществе; 2) закрепленные в Конституции правовые характеристики государства, определяющие его внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, нормы которой закрепляют важнейшие принципы государственного устройства, внутренней и внешней политики. Конституционное право также называют «государственным правом», а соответствующие правоотношения – «государственно-правовыми».
Конституция (от лат. constitutio – устройство) – основной закон или свод законов, обладающих высшей юридической силой в государстве, база всего текущего законодательства. Конституция является важнейшей правовой нормой, в которой закреплены основные положения конституционного строя, принципы государственно-правового регулирования деятельности властных органов.
Потребности и интересы
Пирамида потребностей человека (по Маслоу)
Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
ДЕМОКРАТИЯ
Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных
дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.
Признаки демократии: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства.
Виды демократии:
непосредственная (прямая) — непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно- политической жизни путем проведения выборов и референдумов;
партиципативная (демократия участия) — участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:
представительная (репрезентативная) — опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве
«Провалы» демократии – неспособность западных демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности типа полной свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов, наконец, личных свобод — неприкосновенность жилища, тайны
переписки и телефонных переговоров.Депутат – лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе:
- всеобщего
- равного
- прямого избирательного права
- при тайном голосовании.
Деспотия – форма самодержавной власти – неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.Идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.
И
Избирательное право – 1) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов; 2) право гражданина избирать и быть избранным.
Имущественные отношения – отношения по поводу материальных предметов и других экономических ценностей.
Инкриминирование (от лат. in – в и crimen – вина, преступление) – предъявление конкретному лицу обвинения в совершении преступления.
Институт права – часть отрасли права, комплекс норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (право собственности, авторское право, гражданство и т.д.).
Источник права – действующая в государстве форма выражения правовой нормы (правовой обычай, юридический прецедент, религиозный текст, нормативно-правовой акт).
А
Абсентеизм (от лат. absentis – отсутствующий) – сознательное уклонение граждан от участия в политической жизни страны, аполитичность.
Административная ответственность – юридическая ответственность за нарушение общественного порядка, проступки в сфере государственного управления.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.
Административное правонарушение – противоправное виновное деяние, нарушающее установленные полномочными органами государства правила, предназначенные для соблюдения интересов государства, общественного порядка и безопасности, интересов граждан и общественных организаций.
Административные правоотношения – вид правоотношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти и регулируемых нормами административного права.
Акты гражданского состояния – действия и события, связанные с гражданско-правовым статусом человека. Подлежат обязательной регистрации в государственных органах ЗАГС. К актам гражданского состояния относятся: рождение, смерть, заключение и расторжение брака, признание брака недействительным, установление отцовства, опекунства, перемена имени.
Алименты (от лат. alimentum – содержание) – средства, выделяемые на содержание отдельно живущих нетрудоспособных членов настоящей или прежней семьи. Алиментные обязательства носят адресный характер. Нельзя переуступить право на получение алиментов или передать обязательство по их уплате другим лицам. Размер выплат устанавливается в судебном порядке или путем заключения соглашения между лицом, обязанным платить алименты и их получателем.
Амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) – полное или частичное освобождение преступника от наказания, а также его смягчение.
Апелляция (от лат. apellare – призывать, взывать) – один из видов обжалования не вступивших в законную силу решений суда в уголовном и гражданском процессе, ходатайство перед судом высшей инстанции о пересмотре постановления суда низшей инстанции. Апелляция существует для устранения последствий неправомерного процесса, отмены несправедливых, незаконных решений.
Арест (от позднелат. arrestum – судебное постановление) – заключение под стражу и содержание в изоляции от общества. Является самой строгой мерой государственного принуждения, применяется в порядке, установленном законом. Используется как мера пресечения, уголовного наказания, административного и дисциплинарного взыскания.
Как узнать, к чему готовиться
На сайте ФИПИ опубликованы три документа, которые подробно поясняют структуру и содержание экзаменационной работы. Каждый год КИМ хоть незначительно, но обновляются, поэтому нужно изучить последнюю версию, чтобы быть уверенным, что неожиданностей на экзамене не будет.
Итак, какие документы надо обязательно изучить.
Кодификатор, полное название «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию». Это главный настольный документ для подготовки, в котором приведен набор экзаменационных тем. Все они уже к 3 четверти выпускного класса пройдены. Эксперты рекомендуют скачать или распечатать кодификатор, чтобы внимательно проанализировать каждую позицию и честно ответить себе: знаю я эту тему или нет? Критический взгляд на список поможет составить индивидуальный план работы. Демонстрационный вариант экзамена. Он полностью воспроизводит всю структуру бланка с заданиями, типы и сложность вопросов, описывает критерии, по которым будут оцениваться ответы. Его изучают, чтобы понимать, с какими вопросами придется иметь дело на ЕГЭ и сколько баллов можно получить за ответы на каждый из них. Спецификация заданий. Здесь перечислены типы заданий, их распределение по вопросам, изменения текущего календарного года.
И есть еще три дополнительных источника.
Банк заданий
Он тоже находится на сайте ФИПИ. Открытый банк заданий дает возможность натренировать решение заданий нужного типа. В базе опубликовано 1 668 реальных экзаменационных вопросов по всему курсу теории. Система сразу показывает, верный или неверный ответ вы дали.
Число ответов неограниченно, и для каждого задания можно посмотреть, знания по какому блоку оно проверяет.
Задания сгруппированы по разделам и темам учебников, уровню сложности, типам ответа (краткий ответ, установка соответствия и т. п.). При желании можно делать собственную подборку «Избранное».
Методички ФИПИ
Еще один крайне полезный, даже, можно сказать, бесценный источник информации о том, на что обратить внимание при изучении теории по обществознанию, – методические материалы для учителей. Они разработаны по результатам аналитического анализа типичных ошибок прошлых лет, но особое внимание их автор – Т
Лискова, руководитель комиссии ФИПИ по составлению КИМ ЕГЭ – уделяет разбору работ предыдущего года.
В этих рекомендациях подробно описано, какие разделы теории по обществознанию к моменту экзамена выпускники знали хорошо, а какие вызывали у них трудности, соответственно, по этим темам было больше всего неверных ответов.
В последние три года на базовом уровне хуже всего участники ЕГЭ справлялись с вопросами нескольких блоков:
- экономика – налоги; право – темы о понятии и видах юридической ответственности, гражданстве, правоохранительных органах, трудовых отношениях; политика – органы государственной власти (разграничение функций исполнительной и законодательной властей); федеративное устройство РФ.
На эти разделы надо обратить особое внимание тем, кому важно набрать минимальный балл. В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
В заданиях повышенного и высокого уровня сложности больше всего ошибок по темам четырех боков:
- экономического – переменные и постоянные затраты; финансирование бизнеса; банковская система и финансовые институты в целом; политического – избирательные и политические системы; конституционный строй; правового – юридические лица; общественно-философского – истина и критерии ее определения.
Эти темы стоит проштудировать тем, кто претендует на высокие баллы за ЕГЭ по обществознанию.
Рекомендации составителей КИМ
Информационные материалы и видеоконсультации от авторов экзамена дадут общее представление о том, на что обратить внимание при подготовке, и послужат руководством к составлению плана того, что надо выучить из теории и терминологии курса обществоведения. Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора
Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов
Официальные видео выложены на YouTube-канале Рособрнадзора. Ролики не очень длинные (по обществознанию – 17 минут), но дают точное представление, как надо готовиться, чтобы давать четкие ответы, например, раскрывая значение терминов.