Лучшая семинария
Содержание:
- Ректоры
- Духовная семинария в Жировицком монастыре (1839 — 1845, 1947 — 1963, с 1989)
- Использованные материалы
- Правила
- Что это такое?
- Ректоры
- Семинарии Болгарской православной церкви
- Поступление
- Продолжительность учебы
- Лучшие годы
- Католические семинарии
- Требования к кандидатам
- Использованные материалы
- Слуцкая духовная семинария (1785 — 1840)
- Цели и задачи богословско-пастырского факультета ППДС
- Известные выпускники
- Ректоры
- Миссионерская работа
Ректоры
- Никодим (Лебедев) (1830 — 1833)
- Анастасий (1833)
- Спиридон (Грацианов) (29 ноябpя 1833 — 16 апреля 1849)
- Сергий (Назаретский) (16 апреля 1849 — 1857)
- Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 1865)
- Григорий Максимов (1906 — 1910)
- Василий (Бирюков) (1910 — 1911)
- Серафим (Лукьянов) (9 августа 1911 — 1914)
- Борис (Соколов) (1914 — 1918)
- Феогност (Дерюгин) (1948 — 1950)
- Сокаль Иван Иванович (1950 — 1953)
- Феодосий (Погорский) (1957 — 1958)
- Агафонов Николай Викторович (1992 — 1995)
- Александр (Тимофеев) (1995 — 2003)
- Лонгин (Корчагин) (2003 — 25 августа 2020)
- Игнатий (Депутатов) (25 августа — 20 ноября 2020)
Духовная семинария в Жировицком монастыре (1839 — 1845, 1947 — 1963, с 1989)
Униатская Жировицкая духовная семинария была открыта стараниями униатского еп. Иосифа (Семашко) при Свято-Успенской Жировицкой обители в г. Ректором в ней стал уже упоминавшийся нами в связи с историей Слуцкой семинарии священник (впоследствии архиепископ) Антоний (Зубко). Как вспоминал сам отец Антоний, униатская, на тот период времени, семинария, была «оазисом в так называемых литовских губерниях. У нас вырабатывался и созревал независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, на Православие, на Римский католицизм и на нашу унию» Жировицкая семинария была устроена и преподавание в ней велось по образцу Санкт-Петербургской семинарии. Лучшие воспитанники отправлялись для завершения образования в Санкт-Петербургскую и Московскую духовные академии.
В году в связи с воссоединением униатов семинария стала православной.
В году, после освобождения Белоруссии, архиеп. Минский Василий (Ратмиров) получил согласие советских властей на открытие в епархии пастырско-богословских курсов. Местом их существования был избран Жировицкий монастырь, а руководство поручено игумену Леонтию (Бондарю).
В году курсы были преобразованы в семинарию. На территории монастыря для семинарии было отстроено новое трехэтажное здание.
В году, с началом «хрущевских» гонений на Церковь, был ограничен прием абитуриентов в духовные школы. В году Минская семинария не смогла провести вступительные экзамены, потому что власти не допускали абитуриентов в Жировицкий монастырь, отказывая им во временном пропуске. В гогу состоялся последний выпуск (5 студентов) и Минская семинария «угасла без официального закрытия»
Возобновлена 1 сентября года.
С / учебного года для священников, не имеющих систематического богословского образования, было открыто отделение заочного обучения.
Весной года семинария была переведена на пятилетний срок обучения с предоставлением ей статуса высшего учебного заведения.
Устав Минской духовной семинарии как высшего учебного заведения Белорусской Православной Церкви зарегистрирован 24 июня года Советом по делам религий при Кабинете Министров Республики Беларусь, перерегистрирован 11 октября года Комитетом по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
В году состоялся первый выпуск возрожденной семинарии.
В году Минская духовная семинария вступила во Всемирную православную молодежную организацию СИНДЕСМОС, членом которой является по настоящее время.
На базе действовавшего ранее Регентского класса с года открыта Регентская школа, в которой задействованы известные специалисты в области музыки и выпускники МинДС.
Выпускники Минской духовной семинарии могут продолжить обучение в Духовной академии, которая в настоящее время располагается по тому же адресу, что и семинария, а в перспективе будет перенесена в Минск.
В Минской духовной семинарии существуют следующие формы обучения (в скобках указан срок обучения):
- Дневное отделение (5 лет).
- Отделение заочного обучения (6 лет).
- Регентское отделение (4 года).
- Подготовительное отделение (1 год).
Статистика
кон. 2011 — профессорско-преподавательская корпорация Минских духовных академии и семинарии насчитывает 64 человека, из которых 37 имеют ученую степень (из них 6 профессоров, 8 доцентов); на богословско-пастырском отделении МинДС обучаются 328 студентов .
Использованные материалы
-
«Семинария Минская духовная», страница на сайте Русское Православие:
-
Материалы официального сайта Академии:
-
Страница семинарии на официальном портале БПЦ:
- Николай (Трусковский), архим., Историко-статистическое описание Минской епархии, СПб, 1864. С. 124, 157.
- Михаил Вержболович Второй период существования Минской духовной семинарии (1817 — 1840). (Продолжение) Ректоры // Минские епархиальные ведомости, 1894, № 20 (15 октября), с. 533-536; (Продолжение) Инспекторы, 1894, № 21 (1 ноября), с. 565-568.
- Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1886, 1895, 1896, 1897, 1904, 1913 и 1917 годы, СПб, 1886, с. 84-85; 1895, с. 67; 1896, с. 67; 1897, с. 69; 1904, с. 71; 1913, с. 76; 1917, с. 85.
Доклад митр. Минского Филарета на епархиальном собрании Минской епархии, 5 января 2012,
РГИА,
Определение Священного Синода от 6-11 ноября 1908 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1908, № 48 (29 ноября), с. 354:
Определение Священного Синода от 6-11 ноября 1908 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1908, № 48 (29 ноября), с. 354: ; Определение Священного Синода от 8 декабря 1911 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1911, № 50 (17 декабря), с. 422:
Определение Священного Синода от 10-18 января 1912 года // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем правительствующем Синоде. 1912, № 4 (28 января), с. 31:
Протоиерей Виктор Василевич — и.о ректора Минской духовной семинарии,
Правила
По-честному крыша едет весь год ходить в двух юбках. У меня две тёмные юбки, и я их по очереди стираю. Надоело ходить с платком и косичкой. Когда папа летом забирает меня домой, я выхожу к нему в цветных кедах и спортивных штанах, а на голове у меня что-то невообразимое.
Я из Электрогорска, это недалеко. Но мы не имеем права выходить с территории Лавры. Если нам надо купить что-нибудь за пределами её стен, мы должны сообщить об этом воспитателю. В город вообще без разрешения выйти нельзя, если кто-то увидит и донесёт, будет очень плохо. Нарушать невыгодно — это сказывается на наших прошениях. Например, мы должны писать прошение на поездки домой: «Прошу вашего благословения на выход в город…» Если ты много косячишь, велика вероятность, что это прошение не захотят подписывать.
Что это такое?
В переводе с латинского языка «семинариум» означает «рассадник», но в реальной жизни духовная семинария представляет собой образовательное заведение, занимающееся профессиональной подготовкой работников церкви. Это учебное заведение выполняет определенную миссию – осуществляет подготовку христианского духовенства.
Фактически, этот культурный и духовный центр позволяет донести до конкретных лиц, желающих связать свою жизнь с христианской религией, вероисповеданием, глубоко погружая их во все нюансы и таинства, правила проведения тех или иных служб, обрядов, торжеств и пр.
Образование, полученное в духовной семинарии, особенное и пригодное исключительно в религиозной среде, в конкретной религиозной организации – церкви.
Ректоры
- Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (1817 — 1819)
Смарагд (Крыжановский) (1825 — 1826) и.о.
- Смарагд (Крыжановский) (1826 — 8 мая 1828)
- Иустин (Михайлов) (8 мая 1828 — 1834)
- Иеремия (Соловьев) (6 июня 1834 — 1839)
- Евсевий (Ильинский) (27 сентября 1839 — 1844)
- Антоний (Амфитеатров) (12 марта 1845 — 11 февраля 1848)
- Иоанн (Петин) (1848 — 1850)
- Нектарий (Надеждин) (20 февраля 1851 — 19 ноября 1856)
- Петр (Троицкий) (8 января 1857 — 1858)
Феоктист (Попов) (1858) и.о.
- свт. Иоанникий (Руднев) (6 октября 1858 — 1859)
- Филарет (Филаретов) (4 декабря 1859 — 1860)
- Феоктист (Попов) (6 октября 1860 — 24 мая 1869)
Ферапонт (Солнцев) (упом. 1862), и/о
- Ферапонт (Солнцев) (июнь 1869 — 24 октября 1875)
- Виталий (Иосифов) (31 декабря 1875 — 20 февраля 1883)
- Ириней (Орда) (1883 — 1888)
- Борис (Плотников) (1888 — 1892)
- Петр (Другов) (23 апреля 1892 — 1893)
- Иоанникий (Ефремов) (1893 — 1899)
- Василий (Царевский) (5 декабря 1899 — 1900)
- Феодосий (Олтаржевский) (1901 — 1903)
- Кирилл (Якубовский) (19 ноября 1903 — 2 сентября 1906)
Григоревский Митрофан Семенович (1906) и/о
- сщисп. Амвросий (Полянский) (1906 — 1918)
- Платон (Петров) (упом. до 1920)
1920-е-1947 — закрыта
- Борис Шулькевич (декабрь 1949 — 16 августа 1951)
Владимир Ганецкий (16 августа 1951 — 1952)
- Владимир Ганецкий (1952 — 1954)
- Николай Концевич (11 сентября 1954 — 24 июня 1957)
- Иоанн (Вендланд) (1957 — 1958)
- Филарет (Денисенко) (12 июля 1958 — 1960)
1960-1989 — закрыта
Далее ректоры являлись одновременно ректорами Киевской духовной академии (см.)
Семинарии Болгарской православной церкви
С 1872 года до первых лет после освобождения в монастыре святых Петра и Павла возле Тырново функционировала Петропавловская духовная семинария, подчиненная Болгарской Экзархии. С 1892 по 1912 год в Константинополе действовала Цариградская болгарская духовная семинария. С 1944 года ряд мероприятий коммунистического правительства был направлен на уменьшение количества учащихся в духовных учебных заведениях и на создание различных препятствий для нормального учебного процесса. Лица, окончившие духовные семинарии или богословский фак-т, были лишены возможности какой-либо социальной реализации вне церковной сферы, что приводило к их изоляции в обществе. К 1951 году функционировала лишь Софийская духовная семинария, богословский факультет был выведен из Софийского университета и преобразован в духовную академию. В настоящее время в Болгарии действуют 2 православных семинарии — Пловдивская и Софийская, подчиненные Болгарской Православной Церкви. Они обучают семинаристов регулярному пятилетнему курсу (для студентов, окончивших 7-й или 8-й класс) и двухлетнему параллельному курсу (для кандидатов, окончивших среднее образование).
Поступление
Главные требования, предъявляемые к поступающим: это должны быть исключительно мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, исповедующие православие. Абитуриент должен подтвердить свою воцерквленность. Кроме того, обязательно иметь документы об окончании средней школы, то есть аттестат. Лица женского пола поступить в такое учреждение не могут.
Прекрасно, если священник из церкви, которую посещает абитуриент, сможет дать ему свои рекомендации. Также нужно представить свой военный билет.
Как и в любом другом учебном заведении, здесь есть вступительные экзамены. Но это испытания не по математике или другим школьным предметам. Абитуриенты подтверждают свои знания в области Закона Божьего. Кроме того, они должны написать сочинение по одной из церковно-исторических тем
Попадание в семинарию случайных людей не поощряется, поэтому важно, чтобы молодой человек смог подтвердить, что он действительно готов служить людям и имеет опыт духовной жизни, будучи сторонником РПЦ
Важно и семейное положение поступающего. В идеале, он должен быть холост
Допускаются и те, кто состоит в браке, но только в первом.
Для поступления потребуются следующие документы:
- заполненное в канцелярии семинарии прошение к ректору;
- рекомендательное письмо от священника церкви, которую посещает абитуриент (необходимо заверить его у епархиального архиерея);
- восемь фотокарточек;
- анкету и автобиографию, заполненные в отделе канцелярии;
- ксерокопии страниц паспорта;
- подтверждение медицинского страхования;
- военный билет;
- документ о составе семьи поступающего;
- свидетельства: о браке (если человек женат) и о прохождении крещения;
- справку из поликлиники;
- удостоверение чтеца, если молодой человек проходил соответствующее обучение.
Чтобы подготовиться к вступительным экзаменам, необходимо прочитать литературу на тему православного богослужения, библейской истории, церковнославянского языка, вероучения Церкви и церковного пения.
Кроме экзаменов абитуриенту предстоит прохождение собеседования, во время которого его попросят не только прочитать молитвы, но и суметь правильно их истолковать. Его будут спрашивать о заповедях, тропарях и псалмах. Цель, которую при этом преследует комиссия, — убедиться, что юноша знаком с церковной жизнью и приобщен к ней. Могут прозвучать и вопросы, не связанные напрямую с религией, чтобы выявить интересы и увлечения, устремления и культурный уровень поступающего, узнать, как он будет относиться к тем или иным событиям и явлениям. Сфера духовного очень тонка, поэтому так важны нюансы и высокий нравственный уровень абитуриента.
Обучаться в российских духовных семинариях могут не только россияне, но и жители стран СНГ. Иностранцы, проходящие в них обучение, в основном являются выходцами из тех стран, где христианство преобладает как религия и где их окружало православное общество.
Продолжительность учебы
С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.
Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.
На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.
Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.
Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».
Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:
- Алма-Атинскую;
- Московскую;
- Рязанскую;
- Хабаровскую;
- Пермскую;
- Ярославскую;
- Воронежскую и многие другие.
Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.
Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.
Лучшие годы
Мне нравится здесь. Время летит, но это лучшие годы моей жизни. Кажется, вот бы остановиться и пожить здесь ещё немного. Ты здесь под защитой, за тебя всё решают, тебе ни о чём думать не надо, ты привыкаешь к этому месту, к этой благодати. Такой жизни в миру ты не встретишь. Это уже во мне заложено. День пустой без церкви.
Я понимала, что, если пойду на сцену, там будет разврат. Попасть на сцену оперного театра — неприятное дело. Там не только нужно заплатить нереальные деньги, но и переспать с режиссёром. Если этого не сделаешь — будешь петь в непонятном хоре непонятную партию. Я не хотела проходить через всю эту грязь, меня с детства воспитывали так, что девушка должна иметь семью, воспитывать детей. Мне лично с грязью встречаться не приходилось, но в колледже у нас были девочки, они говорили: «Вот если мне скажут переспать с режиссёром за место, да без проблем, мне нужна партия в этом спектакле». А ещё ну вот стала бы я оперной певицей, а если бы что-то произошло с голосом? Это ведь конец карьеры, можно быть только преподавателем. Один день — и ты не певица.
Я совершенно точно не люблю рок. Мой мозг не воспринимает его. Оперную музыку не люблю слушать, хоть и проучилась четыре года на ней. Народную — люблю. Из современного давно ничего нового не добавляла, у меня на айфоне случайно удалилась программа с музыкой из «ВКонтакте», а потом она стала платной, и руки не доходили решить эту проблему.
Из русской попсы я слушаю «Пиццу». Был период, когда я слушала «Пятницу». Они похожи. Песни две мне нравятся у Агутина. Пелагея достаточно талантливая. Когда слышу по радио в машине Лепса — не переключаю никогда, но это не значит, что он мне нравится. Это страшная тайна, но, когда мне было 16, я слушала рэп. У моей подруги была несчастная любовь, она включала в наушниках «Береги её, береги любовь…», давала мне один наушник. Я втянулась. Ну, что поделать, неразделённая любовь — сложная штука.
Католические семинарии
Семинарии в Католической церкви делятся на малые семинарии (англ. Minor seminary) для подростков и большие семинарии (англ. Major seminary) для более взрослых людей, включающие также колледжи-семинарии (хотя в США их часто называют малыми семинариями) для студентов бакалавриата и аспирантов для тех, кто уже имеет степень бакалавра. Есть также семинарии для взрослых людей, которые хорошо окончили школу, такие как Национальная семинария святого папы Иоанна XXIII в Массачусетсе и для других более специализированных целей.
Все семинарии управляются либо религиозными орденами, либо епархиями или другими подобными структурами. Часто семинария готовит как священников этого конкретного ордена или епархии, так и священников других орденов или епархий, которые выбирают эту конкретную семинарию для своих священников. Например, семинария Святого Иоанна в Бостоне, штат Массачусетс, готовит священников для многих других епархий в Новой Англии, которые являются суффраганными епархиями Архиепископии Бостона. В любом случае, человек, который стремится поступить в семинарию, чтобы стать священником, должен быть спонсирован либо епархией, либо религиозным орденом.
Часто семинария может быть присоединена или аффилирована с более крупному католическим колледжем или университетом, так что более крупный колледж и обеспечивает более общее образование в области истории или теологии, в то время как семинария сосредотачивается на темах, специфических для потребностей будущих священников, таких как обучение каноническому праву, таинствам и проповеди, или специфических для конкретного ордена или епархии. Например, теологический колледж в Вашингтоне, округ Колумбия, является частью католического университета Америки.
Кроме того, в Риме есть несколько семинарий, которые обучают семинаристов или уже рукоположенных священников и епископов и которые поддерживаются орденами или епархиями из-за пределов Италии. Например, Папский Североамериканский колледж, который готовит священников из Соединённых Штатов и других стран, поддерживается конференцией католических епископов США.
Требования к кандидатам
Как поступить в семинарию, какие документы для этого необходимо предоставить и какие экзамены сдать?
Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Это должен быть обязательно воцерковленный человек. Кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо:
- Иметь аттестат общего среднего образования.
- Предоставить сертификаты ЕГЭ по дисциплинам, которые заявлены конкретной семинарией в списке необходимых документов.
- Предоставить справку о состоянии здоровья.
- Иметь российский паспорт.
- Предъявить копию медицинского полиса.
- Предоставить военный билет.
- Предоставить рекомендации от священнослужителей населенного пункта, где он проживает (рекомендации должны быть обязательно заверены архиереями).
Чтобы получить рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно быть активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Например, участвовать в послушаниях на клиросе – петь и читать. Также, если абитуриент собирается поступить в семинарию, должен помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ. Кроме того, необходимо общаться с настоятелем своего храма – это общение должно быть максимально насыщенным.
Использованные материалы
-
Страница официального сайта Киевских духовных академии и семинарии:
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Страница официального сайта Украинской Православной Церкви:
Даты по официальному сайту Киевской духовной академии и семинарии, . указывает датой нового открытия семинарии 13 сентября года.
Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ… на 1895 год // СПб., 1895, с. 58.
Некролог. // Киевские епархиальные ведомости, 1906, № 12 неофиц. часть, с. 380.
Стоюхина Н.Ю., Сироткина Т.В., Богослов и педагог Митрофан Семенович Григоревский, Часть 2, Украинский журнал русской философии. Выпуск 12; 2016, с. 389-390,
Слуцкая духовная семинария (1785 — 1840)
Во время польского восстания — годах семинария прекратила свое существование. К июлю года, когда это случилось, в ней было около 100 студентов.
По освобождении из-под ареста в июле года ее ректор, преосв. Виктор (Садковский), еще до отъезда из Варшавы предписал своей консистории восстановить семинарию и собрать ее учеников. 8 января года она была вновь открыта под прежним названием: «Благочестивая Слуцкая, Преосвященного Виктора, семинария». В восстановленных пяти классах обучался 31 человек.
13 апреля года, по втором разделе Польши, семинария стала именоваться Минской, в соответствии с новым наименованием обширной епархии преосв. Виктора. Впрочем сама семинария не была переведена в Минск (что случилось значительно позже — в году) и продолжала находиться в Слуцком монастыре.
В период — годах, при архиепископе Минском Иове (Потемкине), Минская семинария была в соответствии с веяниями времени преобразована «сообразно прочим великороссийским семинариям». Преемник его на кафедре, архиеп. Серафим (Глаголевский) продолжил дальнейшее устроение Минской духовной школы «с целью возвести ее на высшую ступень совершенства».
Семинария значительно пострадала во время Отечественной войны года — хотя деревянные здания чудом уцелели, но многие книги были сожжены и расхищены. По изгнании французов школа возобновила свою деятельность (20 февраля года), однако ученики собирались крайне медленно. К сентябрю их насчитывалось лишь немногим более 80. Архиеп. Серафим предписал священникам отдавать своих детей в семинарию уже с 7-8 лет.
В году, при еп. Анатолии (Максимовиче), Минская семинария, состоявшая дотоле из восьми классов, была разделена на следующие три учебных заведения: приходское училище (объединило два начальных класса), уездное училище (низший и высший «грамматические» классы) и собственно семинария (с тремя отделениями — низшим, средним и высшим). Все они имели как общее управление, так и общие средства для содержания.
Цели и задачи богословско-пастырского факультета ППДС
Основной целью богословско-пастырского факультета является подготовка священнослужителей Русской Православной Церкви, а также кандидатов для поступления в духовные академии. Слушатели данного факультета проходят за время обучения основной круг богословских, церковно-исторических и церковно-практических дисциплин
Важное место в учебном процессе уделяется русскому, церковнославянскому, а также древним – греческому и латинскому – языкам. Кроме того, в учебный процесс входят такие дисциплины как Современные концепции естествознания, Прикладная информатика, Методика научно-богословских исследований и др
В семинарии преподают квалифицированные специалисты – выпускники МДА, СПбДА, ПСТГУ, МГУ, Сорбонны и др. вузов. Среди них – доктора и кандидаты светских и церковных наук, магистры и бакалавры теологии. Во время обучения студенты факультета проходят катехизаторскую, социальную и миссионерскую практики. Они проводят огласительные беседы с людьми, готовящимися к принятию таинства святого Крещения, организуют занятия в воскресной школе, посещают городские больницы, тюрьмы, школы, интернаты и т.д. Диплом об окончании богословско-пастырского факультета Перервинской Православной Духовной семинарии вручается выпускникам после двух лет служения на приходах Русской Православной Церкви, согласно распределению Учебного Комитета.
Известные выпускники
- 1834 — Иаков (Кротков), еп. б. Муромский
- 1846 — Игнатий (Рождественский), еп. Костромской
- 1867 — Иннокентий (Соколов), архиеп. Бийский
- 1887 — сщисп. Петр Розанов, прот.
- 1903 — Кирилл (Соколов), еп. Пензенский
- 1907 — сщмч. Николай Толгский, прот.
- 1947 — Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский; Сергий (Голубцов), архиеп. Казанский и Марийский
- 1951 — Алексий (Коноплёв), митр. Калининский; Алексей Остапов, прот., проф.
- 1953 — Иоанн Беляков, прот.; Иоанн Мазов, прот.; Димитрий Саган, прот.
- 1956 — Алексий Лапин, прот.
- 1970 — Сергий (Фомин), митр. Воронежский
- 1976 — Павел (Пономарёв), митр. Крутицкий
- 1986 — Александр Левченко, прот.; Петр Кашурин, прот.
- 1987 — Петр Лукин, прот.
- 1991 — Иоанн (Сазонов), архим.
- 1994 — Валентин Бобылев, прот.
- 1995 — Алексий (Орлов), еп.
- 1996 — Андрей (Тарасов), еп. б. Россошанский
- 1998 — Филипп (Васильцев), архим.
- 2011 — Димитрий Степаненков, свящ.
Ректоры
Минская духовная семинария
- Иоанникий (Образцов) (16 августа 1821 — июнь 1824)
- Аркадий (Федоров) (июнь 1824 — 1 ноября 1827)
- Платон (Рудинский) (12 ноября 1827 — 11 мая 1829)
- Евгений (Добротворский) (25 сентября 1829 — 1836)
- Геласий (Княжеский) (21 января 1836 — 1853)
- Николай (Трусковский) (1853 — 10 декабря 1863)
Самуил (Зубаревский) (16 сентября 1864 — ?), и/д
- Афанасий (Турганович) (11 января 1865 — 20 июля 1867)
- Ианнуарий (Попов-Вознесенский) (8 апреля 1868 — 1877)
- Тихон (Василевский) (1898 — 1903)
- Феодосий (Алмазов) (1903)
- Николай (Орлов) (22 декабря 1903 — 1905)
- Язвицкий Иван Алексеевич (18 января 1912 — 1918)
- Леонтий (Бондарь) (1945 — 1947) Пастырско-богословские курсы
- Митрофан (Гутовский) (1947 — 1953)
- Иннокентий (Сокаль) (25 июня 1953 — 1956)
- Антоний (Мельников) (1956 — 1963)
- Стефан (Корзун) (1989 — 1990)
- Константин (Горянов) (20 марта 1990 — 1996)
- Леонид (Филь) (3 августа 1996 — 27 декабря 2007)
- Иоасаф (Морза) (4 февраля 2008 — 3 сентября 2012)
- Гурий (Апалько) (3 сентября 2012 — 17 июля 2020) и/о
- Слесарев Александр Валерьевич (17 июля — сентябрь 2020) и/о
Миссионерская работа
Особое место в жизни студентов и преподавателей семинарии занимает миссионерская деятельность. Будущие священники и их наставники ежегодно участвуют в главных духовных и культурных мероприятиях России. К таким событиям можно отнести форум «Православная Русь».
Много лет подряд это мероприятие является одним из самых ожидаемых событий в кругах священников и прихожан. Но миссионерская работа не ограничивается участием в просветительских и благотворительных форумах.
Занятия в семинарии
- Студенты семинарии становятся экскурсоводами на различных выставках православной направленности и во время паломнических поездок.
- Немало времени занимает и миссионерская работа с детьми и подростками. Учащиеся Сретенской семинарии ведут просветительскую деятельность в школах и интернатах. Некоторые интернаты находятся под постоянным патронатом Сретенской обители, поэтому студенты семинарии — частые гости в этих стенах. Кроме того, многие студенты регулярно трудятся в православных оздоровительных лагерях для детей. Один из самых известных таких лагерей носит название «Княжеская Русь».
- С миссионерской деятельностью учащиеся семинарии посещают самые отдаленные уголки страны, самые маленькие поселки и забытые города. Такие поездки несут обоюдную пользу — прихожане общаются с будущими священниками, присутствуют на богослужениях, приобщаются к церковной жизни. Студенты же имеют возможность сблизиться с простыми людьми, получить представление о жизни в провинции.
- Важнейшим инструментом миссионерской и просветительской деятельности издавна были средства массовой информации. Ученики семинарии имеют возможность участвовать в работе печатных издательств Русской Православной Церкви. Кроме того, студенты регулярно сотрудничают с крупнейшим российским православным интернет-порталом «Православие.ру».
Выпуск и посвящение во чтецов выпускников Сретенской семинарии, 2021 год
Отдельно следует сказать и о паломнической службе Сретенской семинарии. Во время обучения студенты имеют практически неограниченные возможности посещения святых мест. Все студенты бывают на Святой Земле и совершают многие паломнические поездки по России.