Как готовиться к огэ по информатике

План подготовки к ОГЭ по информатике

Если вы интересуетесь, как подготовиться к ОГЭ по информатике, вероятно, хотите заработать хорошие баллы. Для этого нужно составить план. Вы можете сделать свой, но в нем обязательно должны быть эти пункты:

  1. Изучить документацию. Нужно зайти на сайт ФИПИ и скачать кодификатор, спецификацию и демоверсию. По ним легко разобраться, как подготовиться к ОГЭ по информатике, какие задания будут на экзамене, за какие из них дают дают больше баллов и на каком уровне подготовки вы сейчас находитесь.
  1. Выбрать стратегию подготовки. Можно учить так, чтобы потом сдать ЕГЭ, а можно сдать и забыть. Второе выбирают, когда предмет сдают, чтобы просто пройти через ОГЭ.
  1. Выберите язык программирования. Чтобы решить задачи, нужно уметь прочитать код на одном из пяти языков: Basic, «КуМир», Pascal, Python, C++. Первый устарел, учить его сейчас не имеет смысла. “КуМир” — язык для изучения, но не более того. Pascal — тоже не очень популярный язык. Python — хороший язык, чтобы применять его и после сдачи ОГЭ. С++ — сложный язык, который лучше не изучать в самом начале. Если вам нужен язык просто для сдачи, подойдет «КуМир», а если хотите продолжать развиваться в этом, лучше изучать Python, а потом и C++.
  1. Составьте расписание подготовки. Уделяйте время решению заданий, чтобы на экзамене не попалось ничего незнакомого.

Этим список не ограничивается, но это основные аспекты, которые помогут получить «5».

Критерии оценивания и выставление баллов

В отличие от некоторых других экзаменов, ОГЭ по информатике содержит задания разного уровня сложности.

Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент от максимального балла
Базовый 10 10 52
Повышенный 3 4 22
Высокий 2 5 26
Итого 15 19 100

Школьникам, которые претендуют на высокий результат, стоит разобраться, как выставляются баллы за выполнение заданий ОГЭ по информатике

Это поможет сконцентрировать внимание на самых «дорогих» задачах и выделить для них больше времени. Общая картина такова:

  • все 10 заданий первой части и задачи 11 и 12 второй части оцениваются 1 баллом по принципу «верно/неверно»;
  • упражнения 13 (создание презентации) и 15 (разработка алгоритма для исполнителя «Робот») могут принести в копилку ученику от 0 до 2 баллов каждое;
  • задание 14 (составление электронных таблиц с данными) – самое ценное, при его правильном выполнении есть шанс получить 3 балла.

Задачи 13–15 занимают обычно от 25 до 40 минут каждая. Они оцениваются экзаменаторами по ряду специально разработанных критериев. Затем первичные баллы переводятся в итоговую оценку по пятибалльной шкале:

  • от 0 до 3 баллов – двойка;
  • 4–9 баллов – тройка;
  • 10–15 баллов – четверка;
  • 16–19 баллов – пятерка.

Как видим, чтобы выполнить необходимый минимум, достаточно набрать всего 4 первичных балла. Поэтому ученикам, которым вполне достаточно тройки, можно сосредоточиться только на базовой первой части. Однако просто угадать ответ будет невозможно, поскольку с 2020 года в ОГЭ по информатике нет заданий в тестовой форме. Школьник должен самостоятельно найти решение.

Девятиклассникам, нацеленным на высокую отметку, необходимо делать упор на более сложные задачи, которые оцениваются «дороже». При отборе учеников в профильные 10 классы, после которых проще поступать в технические вузы, рекомендуют отталкиваться от минимального показателя ОГЭ в 13 баллов. Чем лучше результат, тем выше шансы быть зачисленным.

Информатика и ИКТ – далеко не самый трудный экзамен для девятиклассников. Достаточно решить 4 самых простых примера – и ты уже набрал минимально необходимый балл. Многие школьники, которые с ранних лет на «ты» с компьютером, выбирают этот предмет, если ограничены во времени на подготовку. Те же, кто связывает свое будущее со сферой высоких технологий, осознанно останавливаются на этой дисциплине. Для них информатика – одна из обязательных ступенек на пути к профессии.

Как подготовиться

Подготовка к ОГЭ по информатике имеет свои особенности. Например, часть работы ребята должны выполнить на компьютере. Здесь недостаточно просто повторить пройденные темы, нужно еще и уметь работать с разными компьютерными программами.

Практические навыки стоит «прокачать» заранее. На экзамене может пригодиться уверенное владение основными программными продуктами Microsoft Office:

  • Word;
  • Excel;
  • Power Point.

Для выполнения задания по построению алгоритма для исполнителя «Робот» нужно уметь работать в специальных учебных средах – например, «КуМир». Также необходимо свободно обращаться с поисковыми и почтовыми сервисами. Стоит поинтересоваться у преподавателя, какие именно версии программ будут использоваться на экзамене, и установить точно такие же на свой компьютер для тренировок.

Демоверсия

Один из основных помощников при подготовке к ОГЭ по информатике в 9 классе – демонстрационный вариант экзамена. В демоверсии представлены типовые задания, подобные тем, которые могут попасться ученику на экзамене. Используя этот материал, школьники сначала разбираются в особенностях каждого из упражнений, а затем выполняют их в формате, приближенном к реальному испытанию

Здесь важно постараться уложиться в установленное время и научиться работать с бланками контрольно-измерительных материалов

Кодификатор

Еще один важный инструмент – это кодификатор. В нем систематизированы все требования к освоению школьной программы по информатике и ИКТ и темы, которые будут проверяться на экзамене. Он состоит из двух разделов:

  • Первый содержит перечень профильных умений и навыков, которыми обязан владеть девятиклассник. Это знание типов алгоритмических конструкций, принципов работы компьютера, видов информационных процессов, способность выполнять операции при помощи разных программ, структурировать текст, создавать чертежи и рисунки, искать необходимые сведения и т.д.
  • Во втором разделе указаны темы, которые проверяются в процессе испытания. Это представление, обработка и передача информации, устройство и основные технические характеристики компьютера, работа с текстовыми файлами и таблицами, запись изображения и звука, моделирование и проектирование, обработка информационных объектов.

Чтобы при подготовке не упустить что-то важное, нужно внимательно изучить кодификатор ОГЭ по информатике, проработать все перечисленные в нем теоретические вопросы и отточить необходимые навыки на практике

Ресурсы для подготовки

  • кодирование и декодирование информации;
  • обработка крупных массивов данных;
  • программа с условным оператором;
  • использование текстового редактора и поисковых систем;
  • форматирование текста и создание презентаций и др.

Чтобы школьник мог разобраться в материале и довести навык выполнения заданий до автоматизма, по каждой теме предлагается от 27 до 90 тренировочных упражнений.

Какой язык программирования выбрать

Задачи на ОГЭ по информатике даются на 5 языках: Basic, Pascal, C/C++, Python, «КуМир». На экзамене нужно суметь прочитать задачу хотя бы на одном из них.

Basic — устаревший язык и сегодня редко используется для разработки приложений.

«КуМир» — школьный алгоритмический язык академика А. П. Ершова. К этому языку порой относятся с презрением, но для обучения он очень неплох: команды пишутся на русском, что выделяет его из ряда остальных языков и делает более понятным для начинающих. Далёкий от информатики человек поймёт «КуМир» сразу, а первую программу на этом языке напишет уже через неделю.

Pascal разработал швейцарский преподаватель Никлаус Вирт. Если «КуМир» создавался и остаётся обучающим, то Pascal попытались превратить в профессиональный язык. Разработчики двигаются в двух направлениях: язык Delphy и язык Pascal ABC, но сегодня они не популярны. Чтобы легче находить обучающие материалы и единомышленников, лучше выбирать удобный, практичный и популярный язык программирования.

Python — популярный и зрелый язык, который появился в 1991 году. Он умеренно сложен для начального обучения и при этом даёт богатые возможности профессиональным разработчикам.

С++ категорически не подходит для начального обучения. Это популярный, универсальный, современный, развивающийся язык (есть стандарты 2011, 2014, 2017 года), но весьма сложный для школьников.

Так какой язык выбрать

Basic и Pascal — уже непопулярны, С++ сложен для новичка. Остаются Python и «КуМир». Python можно выучить с расчётом на использование в будущем. При этом «КуМир» проще других для изучения и его возможностей достаточно, чтобы сдать ОГЭ.

Поэтому советуем изучать «КуМир» или Python. Если же школьник уже знает Basic, и кроме сдачи ОГЭ у него цели нет, другой язык можно не учить.

Как выработать стратегию подготовки

Чтобы выработать общую стратегию подготовки, нужно понимать свою цель. Если ученик выбрал ОГЭ как один из несложных предметов — это один план действий. Если школьник хочет глубже изучить информационные технологии — стратегия будет другой.

Стратегия «сдать и забыть»

Подготовиться и сдать ОГЭ по информатике можно без лишних усилий, если ученик не планирует сдавать ЕГЭ по этому предмету или учится в физмат школе. Таким ребятам достаточно прорешать демоверсии КИМов на сайте ФИПИ за последние пять лет и посмотреть видеоразборы заданий, которые выложены в открытом доступе.

Стратегия «изучить и сдать»

Тем, кто увлечён компьютерами и программированием, советуем не просто готовиться к экзамену, а изучать информационные технологии с преподавателем. Расскажем о достоинствах полноценного обучения на примере курса «Фоксфорда».

Информатика включает разные разделы: программирование, алгоритмы, алгебру логики, системы счисления и графы (в школе их называют моделями). Курс подготовки к ОГЭ по информатике в «Фоксфорде» построен так, чтобы ребятам не надоели однотипные задачи экзамена. Мы не повторяем школьный учебник и не скованы федеральной программой, поэтому можем на занятиях писать игры на «КуМире», а для создания анимации падающего тела использовать знания по геометрии и физике. При работе же на языке Python мы не всегда используем готовые библиотеки, а пишем их своими руками. Ученики могут сами испытать удивительное чувство, когда картинки вращаются и шарики летают по их собственному замыслу.

Постепенно мы осваиваем все необходимые темы и подготавливаем почву для отработки заданий ОГЭ. В результате наши ученики знают предмет и умеют решать задачи, которые входят в экзамен.

Школьник не знает, что ему понадобится в вузе и затем на работе, но преподаватель должен его подготовить

На ОГЭ нужно далеко не всё, но немного позже ученики смогут оценить важность знаний и навыков из курса информатики.

Стратегия самостоятельного обучения

Готовиться только к ОГЭ — значит получить разорванное представление о предмете.

Не готовиться к экзамену, а изучать информатику тоже неправильно: будет обидно знать, но не добрать баллов, потому что не набил руку на заданиях.

Увлечённым и самостоятельным школьникам рекомендуем пособия Константина Полякова. Он доктор технических наук, преподаватель из Санкт-Петербурга и разработчик методических материалов по информатике. Его учебники составляют полный пятилетний курс информатики для 7–11 классов. Помимо основных учебников, К. Ю. Поляков написал ещё 4 методички для факультатива по программированию на языке Python.

В дополнение к базовому курсу полезно и интересно заняться программированием компьютерных игр или олимпиадным программированием. Опыт разработки игр и приложений пригодится и после сдачи экзаменов — умелые программисты востребованы во всём мире.

Объяснение 1 задания ОГЭ по информатике

1-е задание: «Количественные параметры информационных объектов»
Уровень сложности — базовый,
Максимальный балл — 1,
Примерное время выполнения — 3 минуты.

Объем памяти текстовых данных

  • Основная формула для решения 1 задания ОГЭ по информатике:
  • Iоб — объем сообщения
  • k — количество символов в сообщении
  • i — количество бит для хранения 1-го символа
  • Кроме того, может пригодиться формула Хартли:

  • N – количество равновероятностных событий,
  • i – количество информации (бит) об одном таком событии (минимальное целое число)
  • Для решения 1 задания ОГЭ необходимо знать степени двойки:
2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 210 211
1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024 2048

Единицы измерения количества информации:

1 Кбайт (килобайт) = 210 байт = 1024 байта
1 Мбайт (мегабайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайта
1 Гбайт (гигабайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайта
1 Тбайт (терабайт) = 240 байта = 1024 Гбайта
1 Пбайт (петабайт) = 250 байта = 1024 Тбайта

Скорость передачи информации

* до 2020 г — это задание № 15 ОГЭ

  • Перечислим основные формулы, которые необходимо знать при решении 1 задания ОГЭ, связанного со скоростью передачи информации.
  • Скорость передачи информации определяется по формуле:
  • измеряется в бит/с
  • V — скорость передачи данных
  • I — объем (размер) передаваемого файла (сообщения)
  • t — время, за которое передается файл (сообщение)

Найдем производные формулы.

Формула нахождения размера (объема) передаваемого файла:

I — размер файла (или объем информации)

V — скорость передачи информации

t — время передачи

* Вместо обозначения скорости V иногда используется q
* Вместо обозначения объема сообщения I иногда используется Q

Формула нахождения времени, требуемого для передачи файла:

t — время передачи

I — размер файла (или объем информации)

V — скорость передачи информации

Для верного вычисления обычно необходимо все значения переводить в следующие единицы измерения:t — секунды (с)I — бит

Пропорциональные зависимости в формулах

В заданиях на нахождение скорости передачи информации или размера файла часто необходимо учитывать пропорциональную зависимость:

  1. При увеличении скорости передачи информации (V) в определенное количество раз, время передачи (t) уменьшится в такое же количество раз (при неизменном размере файла).
    И наоборот: при уменьшении скорости передачи информации в определенное количество раз, время передачи увеличится в такое же количество раз (при неизменном размере файла).

    Пример:
    V (скорость) была 4 бит/с
    t (время) = 2 c
     
    V стала 2 бит/с (уменьшилась в 2 раза)Чему равно t?
      
    Так как V уменьшилась в 2 раза, то t увеличится в 2 раза
     Ответ: t = 2*2 = 4 с

  2. При увеличении скорости передачи информации (V) в определенное количество раз, количество передаваемой информации (I) может быть увеличено в такое же количество раз (при неизменном времени).
    И наоборот: при уменьшении скорости передачи информации (V) в определенное количество раз, количество передаваемой информации (I), которое может быть передано, уменьшится в такое же количество раз (при неизменном времени).

    Пример:
    V (скорость) была 4 бит/с
    I (размер) = 16 бит
     
    V стала 2 бит/с (уменьшилась в 2 раза)Файл какого размера можно передать, т.е. I = ?
      
    Так как V уменьшилась в 2 раза, то и I уменьшится в 2 раза
     Ответ: I = 16/2 = 8 бит

Подготовка к ОГЭ по информатике

Для тех, кто решил выбрать на экзамене в 9 классе в качестве дополнительного предмета информатику, мы приготовили пробный ОГЭ по информатике. Вы можете пройти первичный тест совершенно бесплатно и оценить уровень собственных знаний. По итогам тестирования образовательная платформа формирует рейтинг и дает рекомендации по дальнейшему продолжению занятий, если необходимо. При этом оценивание ОГЭ по информатике происходит в соответствии с общепринятыми критериями, утвержденными Министерством образования. Это объективная оценка, которую можно повысить, регулярно занимаясь на интерактивном тренажере.

Мы разработали тренажер для формирования учебных навыков на основе интеллектуальной образовательной платформы, которая учитывает уровень подготовки каждого ученика. С его помощью вы можете пройти тренировочный ОГЭ (информатика) или выбрать другой предмет. Это уникальный продукт, аналогов которому практически не существует. Он учитывает результаты ответы и генерирует новые задания, постепенно повышая уровень сложности.

Вы можете выполнить все тесты ОГЭ по информатике или выбрать тему, которая вызывает наибольшие затруднения. Выполнение одного теста занимает не более 40 минут. Вам не придется писать или выполнять сложные вычисления, все результаты выводятся на экран, нужно просто выбрать верный вариант. Система оценит уровень вашей подготовки и выдаст рекомендации для дальнейшего обучения.

Уникальность нашего тренажера заключается в том, что задания ОГЭ по информатике не являются однотипными и одинаковыми для всех. Система учитывает результаты ответов и подбирает задания для каждого ученика индивидуально. С нашей интеллектуальной платформой это возможно. Именно благодаря этому удается сформировать устойчивый учебный навык, позволяющий быстро ориентироваться и выбирать правильные ответы.

Разумеется, для того, чтобы довести до автоматизма выбор верных решений, потребуются дополнительные занятия. Вы можете оформить доступ в платформе Skills4u на 1 месяц, полгода или целый учебный год. Последний вариант особенно удобен для тех учеников, которые имеют серьезные пробелы в знанияхи низкий рейтинг. Ежедневная подготовка к ОГЭ по информатике займет всего несколько минут, а результат вас удивит и порадует.

Сейчас на сайте работает демоверсия ОГЭ по информатике, которая позволяет определить уровень знаний и проверить, насколько вы подготовлены к экзамену. Мы постоянно совершенствуем тренажер по отработке учебных навыков и добавляем новые задания. Надеемся, что с помощью нашей образовательной платформы вы легко сдадите ОГЭ по информатике и продолжите занятия в дальнейшем, чтобы показать отличный результат в итоговых выпускных экзаменах.

Как устроен экзамен

Экзамен длится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей:

  • первая — в форме теста. В ней 18 задач, за каждую можно получить 1 балл вне зависимости от сложности;
  • вторая — 2 задания, которые выполняются на компьютере и оцениваются максимум в 2 балла. К ним допускают после того, как школьник выполнит первую часть экзамена.

Задания усложняются от первого к последнему, поэтому лучше решать их по порядку. В контрольно-измерительных материалах (КИМ) есть место для решения, которое можно использовать как черновик: написать, зачеркнуть и исправить. После чего окончательный ответ нужно переписать в бланк.

Во второй части в последнем задании № 20 дают два варианта задачи на выбор. Можно решить обе задачи: эксперты засчитают тот ответ, за который школьник набрал больше баллов. Обе задачи среднего уровня сложности, но вариант 20.1 легче — нужно составить программу для робота на русском алгоритмическом языке «КуМир». Времени на ОГЭ достаточно, так что в качестве запасного варианта советуем решить и задачу 20.2.


Демонстрационный вариант задания 20.1
Демонстрационный вариант задания 20.1
Демонстрационный вариант задания 20.1

Демонстрационный вариант задания 20.2

Во второй части ОГЭ можно не только решать, но и проверять своё решение на компьютере — этим нужно непременно пользоваться. После каждых двух строчек кода стоит «прогнать» программу и посмотреть, куда двигается робот.

Полчаса из общего времени на экзамене нужно заложить на перепроверку и запись ответов из черновика в бланк.

Почему важно изучить документацию

Процедура сдачи ОГЭ называется ГИА — государственная итоговая аттестация. Вся информация о ней содержится в документах на сайте ФИПИ: в спецификации, кодификаторе и демоверсии. Документы написаны канцелярским языком, но школьникам и родителям нужно их посмотреть, чтобы иметь полное представление об экзамене.

Демовариант содержит примеры заданий, которые будут на реальном экзамене, ответы, решения и критерии оценивания. Обычно ученики изучают демоверсию КИМа до середины и заглядывают в ответы, а критерии не читают — и зря! Эксперты проверяют работы именно по критериям. Например, в задаче № 19 верный ответ засчитают, даже если его записать не в ту ячейку, и способ решения этой задачи не играет роли.

В спецификации говорится о назначении экзамена. Например, что ОГЭ по информатике — ступенька подготовки к ЕГЭ. Из спецификации также можно узнать, что определения понятий на экзамене не спрашивают — у экзаменаторов такой задачи нет.

В кодификаторе перечислены знания и умения, которыми следует владеть выпускнику для решения задач по информатике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector