Ранняя профориентация детей как направление национального проекта «образование»

Содержание:

Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта

Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.


Задачи проекта:

  • Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.

  • Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.

  • Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.


Преимущества проекта:

  • Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.

  • Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.

  • Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.

  • Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.


Результаты проектной деятельности:

  • Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.

  • Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.

  • Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.

  • Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

Инженерное направление в школе


Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:

  • Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.

  • Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.

  • Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.


Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:

Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:

  • 5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».

  • 5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».

  • 5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».

  • 7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».

  • 7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».

  • 7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».

  • 8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»

  • 9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».

  • 10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».


Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:

Средства наглядности

Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги.

Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в ДОУ чаще всего используются:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • телевизор.

На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или скачанный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение.

Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний. На заметку педагогу: хорошие отзывы получил мультсериал «Калейдоскоп профессий», созданный в рамках проекта «Навигатум».

Игровые комплексы

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств.

Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.

Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.

Уроки самоопределения

Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.


В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:

  • Формирование знаний о личностных качествах.

  • Выявление личных стремлений и потребностей.

  • Эмоциональное развитие ребенка.

  • Выявление интеллектуальных способностей.

  • Уточнение определенных профессиональных склонностей

  • Знакомство с видами профессий.

  • Правила успешной профессиональной карьеры.

Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.

Компания «Логия» предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» — центров «Точка роста», «IT-куб» и технопарков «Кванториумы». Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.

Международные достижения российских школьников

Участие и победы российских школьников в масштабных соревнованиях по профессионально-технической подготовке свидетельствуют об успешной реализации образовательных инноваций в сфере предпрофессиональной подготовки. Доказательство тому — Чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills Budapest, проходивший в 2018 году в Будапеште, где наша команда стала победителем по числу золотых наград.

Очень порадовали наших соотечественников результаты наших школьников, принимающих участие во Всемирной робототехнической олимпиаде (WRO), которая проходила в этом году в столице Венгрии. На счету сборной России пять медалей, две из которых золотые.

Но прежде, чем попасть на мероприятия международного уровня, дети принимают участие в российских соревнованиях научно-технического творчества, направленных на поощрение интереса к инженерной профессии. Они могут попробовать силы и проявить таланты на ежегодном фестивале «Робофест», где проходят всевозможные олимпиады, соревнования по робототехнике, мастер-классы, интерактивные лекции и много другое.

Ход собрания.

Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.

Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.

Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.

Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.

Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.

В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.

Для этого в группе создается определенная среда:

• Дидактические игры.

• Настольно-печатные игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Картотека экскурсий

• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.

Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.

С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.

В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.

Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.

Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.

Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.

Времена меняются

С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.

Основные этапы

Развитие ребенка очень быстро происходит в период от 2 до 7 лет. Ранняя профориентация дошкольников может быть разделена на три этапа:

  • младший дошкольный возраст;
  • средний дошкольный возраст;
  • старший дошкольный возраст.

В эти этапы дети по-разному реагируют на информацию и воспринимают ее.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). В этом возрасте они способны понять виды труда и трудовые операции. Они уже проявляют способность к определенному виду деятельности. Опираясь на способности и на психологическое развитие, можно спрогнозировать предпочтения в выборе профессии.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). На данном этапе они хорошо воспринимают информацию о профессиях, учатся сравнивать и различать различные трудовые деятельности, учатся искать цели деятельности и выявлять пользу. В этом возрасте они хорошо анализируют полученные знания и выделяют для себя понравившиеся виды труда.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). Появляется способность систематизировать полученные ранее знания, выявить результаты труда, расширяет знания о технике выполнения работы.

Он может получать знания о профессиях и их трудовых особенностях через совместную деятельность со взрослыми, через различные формы подачи информации:

  • прочтение сказок,
  • беседа,
  • просмотр фильма,
  • прочтение сказки,
  • просмотр картинок,
  • игра ,
  • просмотр театрализованных представлений,
  • экскурсии на предприятия и т.д.

Выбор формы подачи можно выбирать в зависимости от ситуации.

Основные инструменты

Реализуется профориентация для дошкольников с помощью ролевых игр. В процессе дети усваивают сведенья о профдеятельности взрослых, пробуют для себя разные роли. С помощью ролевых игр удобно и эффективно закреплять знания, полученные в процессе образовательной работы. Во время таких занятий имитируются:

  • производственные сюжеты;
  • коллектив;
  • оборудование и рабочие места;
  • модели межличностных отношений;
  • типы профессионального поведения (дружба в коллективе, конфликтные ситуации, спорные моменты, увольнения, принятие на работу, общение с партнерами и т. д.).

Иногда в садике подобные игры реализовать тяжело. По возможности детей водят в специальные детские центры, где есть Город профессий. В таких заведениях есть множество комнат, каждая из которых отдельный офис, представляющий определенное ремесло.

Игра «Скорая помощь»

Детям выдается униформа, необходимое оборудование или приборы, объясняют, что нужно делать. Программа профориентации дошкольников разрабатывается воспитателями и соцработниками. Она обязательно должна быть предоставлена для просмотра родителям и может внедряться только после их одобрения

Во внимание берутся правки и предложения, т. е

план мероприятий разрабатывается совместно.

Ранняя профориентация: минусы

1. Ранняя профориентация может «зациклить» школьника на одной профессии

При знакомстве с миром профессий важно грамотно преподнести ребенку возможности выбора и особенности современного мира, где люди меняют профессии и во взрослом возрасте. Необходимо донести до школьника, что его компетенции и мировоззрение будут меняться на протяжении всей жизни, ровно как и желание работать по разным специальностям

2. Быстрая смена профессий в современном мире

В детстве ребята по-прежнему играют во «врачей», «поваров» и «водителей». Но одновременно, когда вырастут, хотят стать видеоблогерами и снимают тиктоки. Новые профессии сейчас появляются каждый год, некоторые из них уходят так же стремительно.

При этом множеству профессий, которые были востребованы десятилетиями – например, бухгалтер или корректор – пророчат скорую невостребованность. Поэтому ориентация в мире профессий со средних классов может оказаться просто неактуальной. К окончанию школы рынок специальностей может сильно измениться.

Обратная сторона

Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.

Что ещё почитать?

Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе

Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО

Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения

Почти первоклассник: чему должен научиться ребёнок и можно ли сменить школу

Возможные проблемы

Возникают по вине воспитателей или других работников дошкольных учебных учреждений. Они не заинтересованы в обучении детей новым профессиям, предпочитая делать рутинную работу. Их не волнует судьба малышей. Самые популярные проблемы профориентации дошкольников:

  • работа педагогов не нацелена на современный рынок и актуальные профессии;
  • возможности детей не могут реализоваться из-за отсутствия в детсадах нужного инвентаря для проведения игровых ситуаций или ролевых игр;
  • нехватка понимания со стороны родителей необходимости в данной системе мероприятий;
  • плохо отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
  • нет приемлемой работы детского сада в этом направлении, отсутствие квалифицированных сотрудников, которые смогли бы это реализовать.

Некоторые сотрудники не желают проводить дифференцированный подход к обучению детей. В итоге у ребенка возникает отвращение, иногда даже ненависть к процессу обучения. Он не понимает, зачем нужно учиться, думая, что делает это ради родителей и хороших отметок. А при выпуске из школы теряется и не знает, куда пойти, кем хочет стать и чем собирается заниматься по жизни.

Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников

Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:

  • физико-математическое;

  • физико-химическое;

  • биолого-географическое;

  • химико-биологическое;

  • филологическое;

  • социально-экономическое;

  • агротехнологическое;

  • социально-гуманитарное;

  • информационно-технологическое;

  • электротехническое;

  • оборонно-спортивное;

  • индустриально-техническое;

  • инженерно-технологическое;

  • медико-биологическое;

Проект «Навигатум»

Главные цели проекта:

  • закладка информационного фундамента для полноценного знакомства с видами деятельности;
  • формирование трудолюбия и его поощрение;
  • ориентация на созидание и творчество.

Вот каких результатов достигают дошкольники, которые уже занимаются по «Навигатуму»:

  • сформированное комплексное понятие о мире труда взрослых (знание устройства значимых сфер и видов деятельности, понимание взаимосвязи разных профессий внутри одной отрасли);
  • хорошая осведомленность о функциях как минимум 200 профессий;
  • узнавание профессии по орудиям труда, форме, аксессуарам;
  • проявления трудолюбия, доброты, эмпатии, желания помогать другим и умения принимать помощь.

Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий»

«Взросляндия» – это игровой инструмент, который дает возможность сформировать у ребенка комплексное понятие о мире профессий. Развивающая среда показывает отрасли и виды деятельности системно, демонстрируя взаимосвязи. Этим она отличается от стандартного подхода, когда знакомство с профессиями носит мозаичный характер.

Создатели «Взросляндии» предлагают формат профисказок– в игровой сюжет непринужденно вплетается рассказ об устройстве разных отраслей. Каждая профессия освещается изнутри процессов производства, с которыми она связана.

В развивающей среде широко задействована визуализация –карта сфер и видов деятельности, выполненная в форме огромного пазла. Это настоящая игровая площадка, которая превратит профориентационное занятие в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взросляндии и профисказок разработаны сюжетно-ролевые игры, которыми может воспользоваться педагог.

Моменты воспитания трудолюбия и других ценностей органично вплетены в сюжеты профисказок и игровой процесс. Ко «Взросляндии» прилагаются методические рекомендации, где доступно описано, как приобщать к труду дошкольников, не вызывая негативной реакции. Такие «ритуалы труда», по мнению создателей продукта, – профилактика безработицы. Ведь человеку, который получает удовольствие от работы, никогда не придет в голову сесть на шею родителям или довольствоваться государственным пособием.

Применение игровой среды от «Навигатум» позволяет заложить фундамент для развития:

  • трудолюбия;
  • терпеливости;
  • эмпатии;
  • решительности и ответственности;
  • самостоятельности;
  • критичности в оценке того, что навязывает окружение;
  • умения отличать хорошее от плохого;
  • способности к саморазвитию и самообучению;
  • умения оказывать помощь и принимать ее.

Мультсериал «Навигатум: В мире профессий»

Мультипликационный сериал «Навигатум: В мире профессий» представлен рядом познавательных мультфильмов о разных профессиях и труде. На основе стихов и песен из них педагоги уже разработали комплексные профориентационные занятия. К примеру, «Почему родители уходят на работу» – рассчитанное ориентировочно на 30 минут занятие в форме спектакля. Оно помогает детям перестать обижаться на своих мам и пап и пробуждает интерес к тому, кем и где они работают.

Каждый короткий стихотворный мультфильм посвящен одной профессии. Создатели позаботились о том, чтобы были четко различимы орудия труда, обустройство рабочего места, форма одежды. Обсуждение серий «В мире профессий» дошкольниками после просмотра – важный элемент не только профессиональной ориентации, но и познания мира.

Чек-лист: нужна ли моему ребенку ранняя профориентация?

Итак, вашему ребенку точно нужна ранняя профориентация, если вы:

  • хотите, чтобы он выбирал будущую профессию исходя из своих способностей и желаний;
  • заинтересованы в том, чтобы он уже с 12-13 лет знал о мире профессий и задумывался о своем будущем;
  • не можете определиться с внешкольными дополнительными занятиями для развития вашего ребенка;
  • имеете разные взгляды со вторым родителем на его будущее;
  • сами в свое время пошли не по тому пути и не хотите, чтобы ваш ребенок повторил эту ошибку.

Иными словами, ранняя профориентация нужна, если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично и занимался тем, что ему по-настоящему нравится. В этом вам помогут специалисты нашего образовательного центра. Они знают психологию детей и хорошо понимают тенденции рынка труда. Благодаря этому они найдут ту самую специальность, которая подойдет именно вашему ребенку.

Значение ранней профориентации в ДОУ

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до него эту информацию и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? Это малоизученное сегодня направление в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.

Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.

Подведем итоги

Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников.

Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном посредством игры, поэтому сюжетно-ролевая ее разновидность лучше всего подходит для углубления и расширения уже имеющихся представлений детей о работе взрослых, их взаимодействиях с коллегами, о специфике разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Кроме того, она способствует воспитанию уважительного отношения к труду, демонстрирует его пользу для общества, вызывает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector